Если соборные документы не будут иметь разногласий с Православным вероучением, которое подтверждено на семи Вселенских Соборах и на всех благочестивых Соборах, о которых знает наша история, тогда Собор, который будет созван для принятия этих документов, действительно покажет миру красоту и величие православной веры и продемонстрирует всем наше единство в истине. – Была ли у Священного Синода надежда на то, что всеправославный консенсус все же будет найден перед началом Собора? – Да, наш Священный Синод надеялся на то, что православный консенсус (т.е. согласие) будет найден, и наша Церковь до последнего делала все возможное, чтобы это произошло. К сожалению, случилось так, как случилось. Но мы не теряем надежды. Процессы по сохранению Божьей истины и объединения всех вокруг этой святой истины являются долгими и кропотливыми, но с Божьей помощью все можно сделать. – Хотя сам Константинопольский Патриарх и не делал никаких официальных заявлений, но отдельные клирики этой Церкви уже говорят, что остальные Поместные Церкви все же соберутся на острове Крит 19 июня. Можем ли мы считать это собрание Великим и Святым Собором, как это ожидалось изначально? Это собрание будет уже не Великим и Святым Всеправославным собором – Возможно, будет именно так, что соберутся представители только отдельных Православных Церквей, но это собрание будет уже не Великим и Святым Всеправославным собором, а просто конференцией отдельных Православных Церквей и, соответственно, его решения не будут иметь всеправославного значения. – Накануне Собора очень много шло речи о так называемом «украинском вопросе» на нем. Недавно даже стало известно, что группа народных депутатов подготовила обращение от Верховной Рады к патриарху Варфоломею по этому поводу. По вашему мнению, повлияет кризис в подготовке Собора на ситуацию в украинском Православии? – В Регламенте Собора не было речи о религиозной ситуации на Украине. Церковные расколы, которые являются порождением человеческого греха, присутствуют почти во всех Поместных Церквах. Они лечатся тем, чем лечится грех, – покаянием.

http://pravoslavie.ru/94320.html

В 3-м эпизоде, посвященном О. В., говорится, что после многодневного странствия по пустыне Пафнутий встретил нагого, заросшего волосами человека, опоясанного листьями. Во время беседы тот открыл свое имя - Онуфрий, и рассказал, что уже 60 лет подвизается в пустыне и за это время ни разу не видел человеческого лица. Монашеский путь он начал в обители под названием Эрете (Эрити) (Ερτη/Ερτι) в Гермопольском номе (копт. Шмун), в обл. Фиваиды. Поучение старцев мон-ря о пустыннической жизни прор. Илии и Иоанна Крестителя подвигло О. В. на подражание этим великим святым - он принял решение стать отшельником и покинул обитель. После нескольких дней пути О. В. нашел пещеру, в к-рой жил подвижник, взявший его в ученики (в некоторых рукописях старца зовут Гермес - вероятно, греч. слово ρημτης (отшельник) было воспринято как имя собственное). Они вместе отправились вглубь пустыни и шли 4 дня, пока не оказались рядом с кельей, около к-рой росла финиковая пальма. Старец провел там с О. В. месяц, научая его основам отшельнической жизни. После этого они начали подвизаться каждый в своем месте, но встречались раз в год до самой смерти старца. Поскольку О. В. обитал в совершенно безводной местности, лишенной также и источников пропитания, Бог послал ангела снабжать отшельника пищей и питьем; растущая близ его жилища пальма начала приносить гроздь фиников каждый месяц, а все дикие травы становились в устах О. В. сладкими, как мед. Причащать О. В. являлся ангел, он же иногда восхищал его в небесные обители, и подвижник исполнялся радости от созерцания святых, забывая о тяготах пустыннической жизни. Предсказывая мон. Пафнутию день своей смерти, О. В. заповедал, чтобы верующие поминали его, совершая приношение в церковь. Если человек не был богат, он мог или накормить бедного, или возжечь благовония, или трижды прочесть Молитву Господню. Всем исполняющим его завет О. В. обещал, что они по его заступничеству перед Богом будут сонаследниками Царствия Небесного со всеми святыми. После смерти О. В. мон. Пафнутий стал свидетелем ангельского ликования и радости от встречи подвижника с Богом. Он похоронил тело преподобного в расщелине скалы, завернув его в часть своего левитона и закрыв сверху камнями, после чего пальма тотчас засохла, а келья разрушилась, тем самым лишая Пафнутия возможности остаться на этом месте. Проблема историчности

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил прославление в лике святых святителя Иерофея (Лобачевского) 12 сентября 2022 г. 13:03 11 сентября 2022 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил в Дерманском Свято-Троицком женском монастыре в селе Дермань Ровенской области Украины Божественную литургию с чином прославления в лике святых святителя Иерофея (Лобачевского). Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Полесский и Сарненский Анатолий , митрополит Почаевский Владимир , митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Городницкий Александр , архиепископ Фастовский Дамиан , архиепископ Шепетовский и Славутский Евсевий , архиепископ Хотинский Вениамин , архиепископ Ровенский и Острожский Пимен , епископ Бородянский Марк , духовенство монастыря, Ровенской епархии и гости в священном сане. За богослужением молились настоятельница Дерманского монастыря игумения Вероника (Зощук), сестры обители, многочисленные прихожане и паломники. Перед великим входом была совершена последняя заупокойная лития по святителю Иерофею, пропета «Вечная память». Митрополит Антоний огласил решение Синода Украинской Православной Церкви о причислении к лику местночтимых святых Ровенской епархии епископа Острожского Иерофея. Архиепископ Пимен зачитал житие угодника Божия. Хоры Георгиевского подворья Городокского Николаевского женского монастыря и Корецкого Свято-Троицкого женского монастыря пропели тропарь, кондак и величание святому. Верующие поклонились мощам и иконописному образу святителя Иерофея. После чтения Евангелия Блаженнейший митрополит Онуфрий произнес проповедь. По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил верующих с праздником. Управляющий Ровенской епархией поблагодарил Блаженнейшего владыку за визит и преподнес в дар Его Блаженству икону святителя Иерофея Острожского с частицей его честных мощей. Святой Иерофей (Лобачевский) родился в Ковеле в 1789 году. Получив духовное образование, стал преподавателем в Волынской духовной семинарии, после монашеского пострига подвизался в Загаецком монастыре. В 1829 году был назначен настоятелем Дерманского монастыря и членом духовной консистории Волынской епархии. Трудился над развитием обители и занимался духовным образованием. В мае 1845 года рукоположен во епископа Острожского, 27 лет служил на благо Церкви, проявляя христианскую любовь к духовенству и пастве. Почил 17 апреля 1871 года в Дерманском монастыре. Причислен к лику местночтимых святых Ровенской епархии решением Синода Украинской Православной Церкви от 17 августа 2021 года с празднованием памяти 30 апреля. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5960193.ht...

Бесы часто насылают такие страхи на отшельников. Интересующимся этим вопросом мы рекомендуем изучить житие преп. Антония Великого , составленное с Божией помощью свят. Афанасием Великим . Разве уставали ученики Господа, насыщая пять тысяч человек? Но о том, как отец Савва стал духовником, как, подобно второму Иосифу, «отверзе вся житницы, и продаяше всем египтяном» ( Бытие.41:56 ), расскажем более подробно. Живой столп добродетели Даже если бы отец Савва ни слова не говорил о духовном, а сохранял бы молчание, за него красноречиво говорила бы его жизнь На нем, как на живом столпе, высечены были добродетели святых. Он был усерден в умеренности и трезвении. Много раз на своем примере показывал «правило умеренности», которого столь ) твердо и преданно держался. До глубокой старости не прекратил он упражнений в аскетизме. Один немолодой уже монах из Нового скита, старец Симеон (ныне уже почивший), года три назад рассказал нам следующее «Как-то отец Савва взял себе за правило от пищи, что ему приносили, оставлять немного как дар воздержания, «для Господа», из любви к Нему. И что же, по попущению Божию, предпринял враг? Старец Онуфрий, ученик его, видя, что Старец оставляет еду и хлеб, решил, что он не может столько съесть, и уменьшил порцию. Старец, не желая нарушить свое правило, продолжал немного оставлять. Старец Онуфрий еще урезал порцию, рискуя, таким образом, уморить Старца голодом. Однако Старец ничего об этом ученикам своим не говорил. Потому случилось так, что я пришел к Старцу, и из любви ко мне он сознался: «Симеон, чадо мое, я близок сейчас к смерти». Он рассказал мне по секрету, что происходило, обязав меня ничего никому не говорить об этом. Однако я подумал, что лучше будет все же открыть это и, уйдя от него, все рассказал отцу Онуфрию. Он исправил тогда свою ошибку, и старец Савва дожил до своей естественной смерти». Совершая подвиги аскетического подвижничества, отец Савва научился полностью владеть собой. Всегда он был совершенно мирен, и мира того не могли нарушить никакие искушения, ни волнение, ни печаль, ни грусть. Те, кто знал его, свидетельствовали, что никогда не видели его сердитым, взволнованным,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И лежаху на земли, другъ от друга благословитися желаху. И рече игуменъ: Благословенъ Богъ, строя ползная намъ! Преподобный же рече: Аминь!» 590 . В этом эпизоде, подчёркивающем святость обоих отцов, показаны не только глубокое почтение друг к другу и смиренная любовь, но и некая «соревновательность»: кто дольше «пролежит» в ожидании благословения. Хотя благословение игумена воспринимается как справедливое (по сану) и логичное завершение эпизода, он всё же уступил, не смог превзойти в смирении Никодима. Описание подобных встреч типично для пустыннических житий: преподобная Мария Египетская падала на колени перед Зосимой, а он перед ней в ожидании благословения. В описаниях пустынных подвигов автор обращается и к житиям египетских отшельников, ибо пишет, что Никодим во всём «ревновал» Антонию Великому , Онуфрию и Павлу Фивейскому, «воспоминаше бо часто во ум своемъ великое их терпние и труды, и злное пощение, и воздержание ихъ, и пустынное же озлобление. И сихъ в молитвахъ своихъ непрестанно призываше» 591 . О стремлении Никодима подражать египетским пустынножителям говорит и тропарь святому: «Сревнуя великим отцемъ Антонию и Онуфрию, и Павлу Фивейскому, с ними же Господеви молися, отче Никодиме, спастися душам нашимъ» 592 , а также отдельные стихиры Службы преподобному Никодиму: «Во времена сия послдняя в пустыню, якоже древъний Антоний, вселился еси и его слезамъ и постамъ подражалъ еси» 593 . Описывая «пустынное житие», автор ЖНК находился, на наш взгляд, под сильным влиянием Жития преп. Антония Великого . «Соревноваться» в добродетельном житии с основателем пустынножительства вменялось в обязанность каждому иноку. Недаром свт. Афанасий Великий начинает Житие св. Антония именно с призыва к «ревностному подражанию» этому угоднику: «Благу ревность состависте къ египетским иноком, рекше, сравнатися или превзыти сих изволивше воздръжаниемъ вашим добродтелным» 594 . Антоний стал образцом воздержания, и именно воздержанию св. Афанасий Великий уделяет особое внимание, так как только с его помощью подвижник мог победить демонские полки: «Увдв от Писаний многи козни вражия, крпце воздръжашеся» 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не позволял преподобный иметь в монастыре горячих напитков, ибо они, говорил он, составляют корень всех зол. Достигши глубокой старости, Павел не ослабевал духом, с любовью и благодарностью к Богу переносил старческие недуги. В 112 лет он все еще был светл и бодр. Перед своей кончиной преподобный Павел приказал созвать к себе в келью всю братию и, лежа на смертном одре своем, долго беседовал с ними, со слезами прося и убеждая их соблюдать отеческое предание и монастырский устав. В самый час отхода пожелал он еще раз причаститься Божественных Тайн, потом благословил братию, осенил себя крестным знамением и в тихой молитве предал Богу святую свою душу. Кончина его случилась в 1429 году, 10 января. С надгробным пением, со слезами и с великим благоговением братия понесли его тело на своих головах чрез пустынные воды Нурмы в церковь и погребли среди своей обители близ храма Живоначальной Троицы. В январе 1538 года казанские татары полностью разграбили монастырь, лишив жизни многих из его братии. В 1546 году игумену Протасию пришло на мысль поставить над гробом преподобного Павла каменную церковь во имя его и его учителя преподобного Сергия Радонежского, так как от гроба старца происходило много чудес и исцелений, очевидцем которых был Протасий. В 1547 году собор российских архиереев причислил преподобного Павла к лику святых. Служба ему написана в следующем, 1548 году. При перестройке почти заново всего монастыря церковь над гробом преподобного, построенная игуменом Протасием, была разобрана и вместо нее сооружена новая. Над мощами его в 1878 году была поставлена серебряная рака. Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцовские День памяти: 12/25 июня Преподобные Авксентий и Онуфрий, неизвестно где постриженные и первоначально подвизавшиеся в 1499 году, основали в З5 верстах от Вологды пустынь с церковью во имя Святой Троицы и в ней подвизались до блаженной кончины, терпя нужду и лишения всякого рода. Никаких подробностей о их подвигах не дошло до нас, кроме одного того, что еще ближайшие потомки начали почитать их память как святых угодников Божиих. Их имена внесены были в древние святцы.

http://patriarchia.ru/db/text/258358.htm...

Если в сохранившихся памятниках преподобный, как правило, предстает с бородой, едва достигающей середины груди, то в основе описания подлинника - эпизод из Жития П. В. в версии прп. Никодима Святогорца, в к-ром упомянуты длинные волосы святого: «Преподобнаго отца нашего Паисия великаго; подобием сед и вельми стар, власы велики и долги, лицем блед с белию и морщиноват, брада долга, доле персей, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 370). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, о внешности П. В. ничего не сказано, упомянут лишь свиток в его руке с текстом: «…дадемися дар от Бога, о коемждо гресе помолишися, оставится согрешающим» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). На основе Жития преподобного составил его описание акад. В. Д. Фартусов: «Глубокий старец, египетского типа, сед, волосы очень длинны и густы, так что почти касались земли, борода почти до пояса, лицом очень худ, бледен и морщинист; одежды монашеския, пустынножительския. В руках хартия с его изречением: Бог же доброе твое произволение приемлет, аще же носимая тобою раздати хощеши неимущим, то мнози суть по градом требующии, убозии, нищии, сиротствующии и вдовствующии, от тех промышляй, и многое от Бога приимеши воздаяние» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 321). Изображения П. В. немногочисленны, наиболее ранние известны по монументальным росписям монастырских храмов, программа к-рых предполагала размещение чина преподобных отцов. Образ святого запечатлен на фреске в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе на Кипре (1196). П. В. представлен предпоследним (сохр. надпись), в ряду фронтальных, в рост фигур преподобных, вместе с Антонием Великим, Арсением, Евфимием, Аммоном Нитрийским, Андроником, Даниилом Сикеотом, Феодосием Киновиархом, Иоанном Лествичником, Онуфрием Великим, Макарием Великим и со Стефаном Юным. Облик П. В. традиционен для изображения преподобных: он представлен в темно-коричневой мантии, серо-синем хитоне, черной схиме с белым орнаментом в виде сдвоенных полос по низу и с крестами, голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691). В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова) , вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохр.; см.: Лопарёв. 1895. С. 12-14, 15). П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина ). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, «потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине» ( Смирнов. 1898. С. LXXV-LXXVI). Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее. На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь ), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» ( Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

http://pravenc.ru/text/187864.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Отчего же Суд Божий будет страшный? Опубликовано: 18 февраля 2023 Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Еф. 6.8) Картина Страшного Суда Божия! Когда в определенное от Бога время придет кончина мира сего, солнце померкнет и луна не даст своего света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются, небо и земля мимо идет – тогда при­дет Христос Спаситель наш второй раз, во славе неизреченной, окру­женный великим сонмом Ангелов Своих, и тогда сядет Спаситель на престоле славы Своея. И соберутся пред ним все народы земли: все, от Адама до последних дней, все предстанут перед Богом Судиею – умер­шие будут воскрешены Богом и оставшиеся в живых изменятся своим телом. И начнется Страшный Суд Божий! Отчего же Суд Божий будет страшный? Ведь судить будет не какой-либо несправедливый и жестокий человек, а Всемилостивый и Право­судный Господь! Суд Божий для нас, грешных, потому будет страшным, что откроет­ся пред всеми вся наша жизнь земная, со всеми ее малейшими чертами. Развернется книга жизни людей, и в ней сами мы и все люди прочтут не только то, что мы делали, но и что говорили и даже о чем мы дума­ли. А как много нравственно нечистого и скверного в нашей жизни есть и было, что мы заботливо от человеческого взора скрывали. И вот это для всех станет явным. Какой стыд, какой позор будем тогда мы чувствовать, мы, грешники! Божий Суд будет для нас страшным и потому, что на нем Господь потребует ответа обо всей нашей жизни. Каждому из нас, по мере на­шей силы, даются от Бога различные таланты. А всем нам, православ­ным, дан от Бога величайший талант – святая православная вера. Гос­подь Бог наш, Творец и Промыслитель, спросит нас: помогали ли мы людям словом или делом, кормили ли голодных, одевали ли нищих, утешали ли сидящих в темницах, помогали ли сиротам и вдовицам, сияли ли мы чистотою своей жизни так, чтобы все неправославные, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/819-...

Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Банченском монастыре 14 января 2016 г. 19:47 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  совершает архипастырскую поездку в западные епархии Украинской Православной Церкви. 12 января 2016 года Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил родное село Корытное Вижницкого района Черновицкой области. 14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого и новолетия, Блаженнейший владыка возглавил Божественную литургию в Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой области. В этот день была совершена Литургия святителя Василия Великого. Его Блаженству сослужили митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , наместник обители епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Евсевий , а также духовенство монастыря и клирики Черновицко-Буковинской епархии . За богослужением молилась многочисленные верующие православной Буковины. Во время Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Его Блаженство поздравил всех присутствующих с великим праздником Обрезания Господня, церковным новолетием, а также днем памяти святителя Василия Великого. Накануне Его Блаженство совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Черновцов, сообщает официальный сайт УПЦ . При Банченском монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают несколько сотен сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года приснопамятный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. Наместник монастыря епископ Лонгин (Жар) в 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В этом году в Рождественский сочельник в эфире украинского телеканала «Интер» вышла передача о социальном служении православных священнослужителей, в которой принял участие епископ Лонгин. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4344312.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010