с 22.09.1783 по 06.05.1786 епископ Суздальский и Юрьевский Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 06.05.1786 по 16.10.1799 временно управлял переименован епископ Владимирский и Суздальский Владимирская и Суздальская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Виктор (Онисимов), епископ Суздальский и Юрьевский с 16.10.1799 по 24.02.1800 на покое «на смирение»; 29.03.1817 Ксенофонт (Троепольский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 24.02.1800 по 03.06.1821 архиепископ Подольский и Брацлавский рукоположен с 21.08.1821 архиепископ с 25.12.1833 по 25.02.1850 архиепископ Воронежский и Задонский, на покое; 17.03.1879 Иустин (Михайлов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 25.02.1850 по 26.07.1863 на покое; 17.03.1879 Феофан (Говоров), епископ, свт. бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 26.07.1863 по 17.06.1866 на покое; 6.01.1894 Антоний (Павлинский), архиепископ бывший архиепископ Волынский и Житомирский с 17.06.1866 29.03.1878 Феогност (Лебедев), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский, с 09.12.1878 архиепископ с 15.05.1883 по 21.11.1892 архиепископ Новгородский и Старорусский; 22.01.1903 бывший епископ Могилёвский и Мстиславский с 21.11.1892 20.11.1904 Викарии Владимирской епархии Муромские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Имена Сведения Андрей (Поспелов), епископ рукоположен с 7.04.1868 30.05.1868 Иаков (Кротков), епископ рукоположен с 18.01.1870 по 28.01.1884 на покое; 01.12.1885 Аркадий (Филонов), епископ рукоположен с 22.12.1885 по 30.09.1887 епископ Аккерманский. викарий Кишиневской епархии; 11.09.1908 Александр (Богданов), епископ рукоположен с 12.02.1889 по 23.03.1892 епископ Енисейский и Красноярский; 12.07.1898 Тихон (Клитин), епископ рукоположен с 26.04.1892 по 30.11.1895 епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии; 05.12.1896 Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виктор, епископ Владимирский и Суздальский (Онисимов) Родился в Новгороде. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. Принял монашество, 20 сентября 1766 года возведен в сан архимандрита Николо-Вяжищского монастыря. В 1770 году переведен в Иверский монастырь. 8 мая 1775 года назначен в Юрьевский монастырь. 3 июля 1782 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 22 сентября 1783 года – епископ Владимирский. С 6 мая 1788 года – епископ Суздальский и Владимирский с местопребыванием в городе Суздале. С 16 октября 1799 года – епископ Владимирский и Суздальский. 24 февраля 1800 года уволен «на смирение» в Новгородский Юрьев монастырь, затем переведен в Хутынский монастырь. Скончался 29 марта 1817 года в Хутынском монастыре (по Строеву -Юрьевом). Из жизни преосвященного Виктора современники передают следующий случай. Однажды император Павел I приехал во Владимир и отправился в собор, в котором находились мощи благоверных князей Бориса и Глеба († 1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), открытые благоверным великим князем Андреем Боголюбским († 1174, память 4/17 июля), Император был поражен полной сохранностью мощей. После осмотра собора Павел I обратился к епископу Виктору, сопровождавшему его, и сказал: «Здравствуй, архиепископ», показывая этим, что преосвященный возведен в сан архиепископа. В этот момент владыка Виктор обратился к императору с просьбой не переводить его в Суздаль. Император Павел рассердился и при прощании резко сказал владыке: «Прощай, епископ», что означало лишение награды, и он остался в прежнем сане епископа. В документах об этом сказано, что преосвященный Виктор архиепископом был всего лишь пять минут. На епископа Виктора поступали жалобы за жестокое и несправедливое обращение с подчиненным духовенством. На основании этих жалоб он был уволен от управления епархией со всей консисторией «на смирение» с пребыванием в Юрьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом, суздальская местность, входившая в то время в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским. Ревностная архипастырская деятельность епископа Феодора навсегда осталась в благодарной памяти края, вписавшего столь славные страницы в историю России. Память о его проповеди сохранилась впоследствии в стенной надписи 1635 года над мощами святителя Феодора. Епископ Феодор преставился в Суздале, но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным, её можно отнести ко времени не позднее 1023 года. Дата прославления святителя точно неизвестна, но, в соответствии с древним преданием, обретение его святых мощей произошло ещё до нашествия хана Батыя, до 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова;1817), нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Над мощами святителя ещё с 1635 года существует настенная надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Служба святителю Феодору, а также его Житие, написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре. В иконописном подлиннике о святителе Феодоре сказано: «Подобием сед, брада аки Василия Великаго , подоле; ризы святительские и омофор, на главе клобук белый». Литература: Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. – M., 1884–1885, июнь, стр. 147–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На этот вопрос мы находим ответ в архивных документах. Сведения об иконе содержатся в расписке членов Церковного совета граждан села Шалыгино, хранящейся в материалах комиссии Путивльского уездного исполкома по ликвидации монастырей. Ввиду важности этого документа, приводим его полностью: «Расписка 15 сентября 1922 г. Мы, уполномоченные от общества Татаренков Феодор Иванович, Морозов Василий Михайлович, Кислощаев Феодор Стефанович, Лупасов Григорий Онисимович, Капорин Демид Стефанович Шалыгинской волости с. Шалыгино (члены Церковного совета), даем настоящую подписку в том, что мы взяли из церкви бывшей Глинской пустыни икону чудотворную «Рождество Богородицы». (Подписи)» 1503 Существует предание, что эта святыня и сейчас находится в селе Шалыгино и перед открытием Глинской пустыни святая Чудотворная икона снова появится на своем месте 1373 Там же. С. 15. Иверская Икона Божией Матери, данная в благословение игумену Филарету в 1817 г. из Софрониевой пустыни находилась в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в киоте за левым клиросом. 1374 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 6. Глинская пустынь. Ч. II. Курск, 1912. С. 55. 1375 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 2 об. ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 2 об.–4. РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2279, л. 8 об. 1406 РГИА, ф. 796, оп. 440, д. 987, л. 30 об.; ф. 796, оп. 442, д. 2754, л. 9. ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 501. 1407 В 1912 г. в помощь бедным было отчислено 3896 руб., на приют 2275 руб. (Проповедническая, просветительная и благотворительная деятельность обителей Курской епархии в 1913 году//Курские епархиальные ведомости. 1914. 20. С. 274). 1419 Курские епархиальные ведомости. 1912. 11. С. 182; 21. С. 383; 1913. 11. С. 146; 22. С. 327. 1420 Отец протоиерей Иоанн И. Сергиев (Кронштадтский). Солнце правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа. Избранные проповеди. 2-е изд. СПб., 1902. С. 72. 1428 Отцу Игнатию были выданы 225 руб., ризница, богослужебные книги стоимостью 270 рублей, а впоследствии ему были высланы еще риза, книги и одежда на 100 рублей. Отцу Архиппу была послана риза стоимостью в 200 рублей, книги и облачение стоимостью 50 рублей. (Деятельность монастырей Курской епархии в нынешнюю отечественную войну в течение ее первого года. (Продолжение)/Свящ. Александр Мигулин//Курские епархиальные ведомости. 1916. 37–38. С. 445.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

89 Виктор Онисимов родом из Новгорода и обучался в тамошней семинарии. В 1766 г. произведён в архимандрита Вяжицкого Николаевского монастыря; в 1770 г. переведён в Иверский Богородичный монастырь, а отсюда в 1775 г. – в Юрьев. 1782 года 3-го июля рукоположен в епископа Олонецкого, викария Новгородской епархии; 22 сентября 1783 г. – епископ Владимирский; 1788 г. – Суздальский и Владимирский; 1798 г. Владимирский и Суздальский. В мае этого года Император Павел Петрович с двумя великими Князьями, по пути в Казань, посетил Владимир и принимая ласково епископа Виктора, сказал ему: «здраствуй, архиепископ» (эти слова значили тогда пожалование в архиепископское достоинство). Ободрённый Царскою милостью, престарелый архипастырь стал просить у Государя позволения переселиться назад в свой Суздальский дом, но Государь прогневался и отвечал ему: «жить тебе здесь, а не в Суздале. – Прощай епископ». Так преосвященный Виктор, архиепископ на несколько минут, снова сделался епископом. (Влад, губернск. вед. 1876 г., часть неофициальная, 46). 1800 г. февраля 24 дня Епископ Виктор отставлен на смирение и ему повелено иметь пребывание в Новгородском Юрьеве монастыре. В тоже время все члены владимирской консистории отрешены были от присутствия в оной. – Преосвящ. Платон, митрополит Московский в письме своём от 8-го марта 1800 года к преосвящ. Амвросию, архиеп. Петербургскому, пишет: «желал бы знать, за что он (Виктор) сменен и на, каком основании». (Письма митр. Платона к Амвросию Подобедову , изд. С. Смирновым М. 1870 г., стр. 48), Еп. Виктор сконч. 29 марта 1817 г. 90 Вот что писал архиепископ Арсений от 12 мая Епископу Виктору: «Подателя сего, коллежскаго ассесора Ивана Ивановича Мотовилова рекомендую в благосклонность вашу. Усердно при том желаю благополучно вам встретить и проводить Высочайших Гостей, коих пришествия и Ярославль ожидает. Каковым же образом при сих обстоятельствах, с духовной наипаче стороны, совершены будут церемонии, покорно прошу меня уведомить». (См. Дневник архиепископа Арсения, лист 23 оборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Строителем церкви был коллежский секретарь Логгин Лаврентьевич Де-Канор и соборный протоиерей Иаков Онисимович. Сбор добровольных пожертвований был возложен на соборного диакона Гавриила Кондратова Мещерского. Новопостроенная каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была освящена преосвященным Гавриилом в 1828 году мая 6 дня, на память св. и праведного Иова многострадального. Служение в новопостроенной церкви началось с сентября месяца. Адрес: 302040, Орел , ул. Лескова, д. 17. Телефон: +7 (4862) 416-703 Подробнее... Успенский (Михаило-Архангельский) собор (Орёл) [ править править код ] Успенский (Михаило-Архангельский) собор Расположен в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла. Представляет из себя одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области. В 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. Позднее, в 1730 году, рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила. К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода, и, к тому же, обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви. Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803-м была построена трапезная с двумя престолами. Окончательно работы были завершены в 1817 г. В 1920-х годах летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (просуществовал здесь до начала 1940-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения. В 1989 году храм передан во владение общины верующих. 6 января 1990 года вновь освящен епископом Орловским и Брянским Паисием. В 2004-2005 годах проведена масштабная реставрация храма. Адрес: Орел, Михаило-Архангельский пер., 14/20. Телефон : +7 (4862) 76-15-48 . Подробнее... Храм Смоленской иконы Божией Матери (Орёл) [ править править код ] Храм Смоленской иконы Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова;1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном b XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н. ст.)   и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня ( 6 июля н. ст.) в Соборе Владимирских святых.   В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади.   Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ  Иеромонах Варфоломей (Сергей Николаевич Минин) родился в 1957 г. Окончил исторический факультет Пермского государственного университета (1980), Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию (2002) и аспирантуру Владимирского государственного педагогического университета (2003). Кандидат исторических наук (2003), доктор теологии (2016). Преподает на кафедре философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Автор свыше сотни научных работ, в том числе девяти монографий и 19 учебников и учебно-методических пособий.

http://e-vestnik.ru/analytics/svjatitel_...

было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

5 . Иоанн Иоаннов Панков Совершил первую требу 30. октября 1813 г. (I, 79) и в выданной «священнику Парфению Ефимову с причетники» на 1813 год книге подписался так: «священник Иоанн Иоаннов за три месяца руку приложил» 20 . Женат на Евфимии Власьевой (1 мая 1817, I, 43). 6 . Иоанн Григорьев [Соколов] Кравотынский священник с конца 1815 г. 21 . Женат на Анне Николаевой (15 апреля 1817, I, 40). Последнюю требу совершил 14 апреля 1818 г. (Переведен в село Сухошины) 22 . 7 . Иоанн Васильев Вишняков С конца 1816 23 . Первую требу совершил 10. января 1817 г. (I). Женат на Анне Стефановой 24 Смирновой, дочери священника села Бернова старицкого убада (3 октября 1817, I, 143; 30 марта 1825, I, 39). Последнюю требу совершил 10 мая 1825 г. (III, 16 ж). 8 . Василий Мокиев Первую требу совершил 26 декабря 1819 (I), последнюю 8. января 1821 (I). Женат на Александре Матвеевой, дочери священника села Яконова Вышневолоцкого уезда (13 ноября 1820 I, 165). 9 . Арсений Филиппов Соколов Сын диакона Филиппа Онисимова (Б, 5), женат на Елисавете Петровой 25 . Первую требу совершил 17 декабря 1827 r. (I, 174) 26 . 10 . Александр Петров Орлов Сын священника осташковской воскресенской церкви Петра Иванова (16 июня 1881, I), женат на Анне Феодотовой Изотовой из села Голенкова Осташковского уезда. Был в Кравотынской церкви диаконом (первая треба 25 июля 1828 г. [II, 39], последняя 15 февраля 1831 [II]). Первая священническая треба 26 апреля 1831 [I] 27 . Б. Диаконы. 1 . Иван Карпов род. ок. 1728 г. Конечно брат священника Моисея Карпова (А, 1; ср. B, 2), на покой уволен еще до 1781 г.; видимо еще жив в 1793 г. 28 2 . Иван Харитонов род. ок. 1739 г.? Уже диакон в 1781 г.; последнее рукоприкладство, в котором упоминается его имя, – в метриках 1808 г. Женат на Федосье Федоровой? 29 3 . Никифор Моисеев род. в 1757–1758 г. 12 февраля 1783 г. (II, 38) села Кравотыни священников сын... † Проф. В.В. Болотов 1 Эти вероятные цифры опираются на след. данные: а) На «Специальной Карте Европейской России», изданной в 1890 г. Военно – Топографическим отделом Главного Штаба в масштабе 1:420000, т.е. в 1 дюйме 10 верст, на листе 42 село Кравотынь стоит

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Лишь за полторы недели до смерти Серго Александр Леонтьевич в последний раз виделся, разговаривал с ним. И тогда же в доме Орджоникидзе он встретился с тем, кто снят возле Серго вот на этой старой фотографии под стеклом, с тем, кто впоследствии написал эти разборчивые строки: «Тов. Онисимов. Верил Вам и верю». Почему же Сталин выделил Александра Леонтьевича? Оттого ли, что Онисимов не знал колебаний в борьбе со всяческими оппозициями? Или из-за деловых качеств Онисимова, действительно недюжинных? Нет, на весы легло и еще кое-что. Один миг… Миг, решивший, возможно, участь Онисимова. Да, это было его последнее свидание с Орджоникидзе. Онисимов в те дни, в феврале тридцать седьмого, только что вернулся из поездки на заводы. По телефону он доложил Серго о возвращении. Серго сказал. — Приходи ко мне вечером домой. В восемь часов тебе удобно? Орджоникидзе неизменно проявлял такого рода деликатность в отношениях с подчиненными. Пунктуальный Онисимов прибыл минута в минуту. Серго встретил его в коридоре, крепко пожал пухловатой пятерней небольшую руку Онисимова. И через заставленный книжными шкафами кабинет, пожалуй, несколько нежилой, — подарки, которыми дорожил Серго, плашки первого чугуна Магнитки и Кузнецка, первой меди Балхаша, шлифы возведенных заводов заполнили чуть ли не всю площадь обширного, крытого черным лаком стола, — повел Александра Леонтьевича в свой уютный малый кабинет. Оба сели на диван. — Ну, товарищ Саша… Серго почему-то назвал его по имени, точно так же, как звал давным-давно в армии, когда начальник политотдела дивизии Онисимов казался совсем мальчиком, да и Орджоникидзе, член Реввоенсовета Кавказского фронта, не знавал еще ни седины, ни грузноватости. — Ну, товарищ Саша, где побывал? Онисимов принялся рассказывать. Зинаида Гавриловна, жена Серго, принесла чай и печенье. Она не вмешалась в разговор, лишь поздоровалась с гостем, но Онисимов поймал ее заботливый, чуть обеспокоенный взгляд, брошенный на мужа. Серго действительно выглядел неважно, был бледноват, под широкими глазами наметились отеки, возможно, после сердечного припадка, случившегося недавно ночью в наркомате, — Онисимов об этом уже слышал, — но сами глаза не потеряли блеска, искрились и вниманием к тому, о чем рассказывал Онисимов, и трогающей ласковостью.

http://azbyka.ru/fiction/novoe-naznachen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010