(в оригинале Иеремии, но это Икезекииль) Привязывать и развязывать ремни сандалий было обязанностью рабов, и новокупленный раб вступал в свою службу тем, что снимал сандалии со своего нового господина и нес их пред ним в известном расстоянии, как об этом рассказывает Талмуд. Ученики также считали за честь надевать и снимать сандалии со своего учителя; только, по мнению, раввинов, они не должны были делать этого в присутствии посторонних, чтобы последние не могли почесть их и в самом деле за рабов. Таким образом, вошедшие в пословицу выражения: „отрешить ремень сандалий“ и „понести пред кем-нибудь сандалии“ означали совершенно одно и то же. Эти выражения употреблял Иоанн Креститель, говоря о том, насколько выше его грядущий агнец Божий. „И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его ( Мк. 1: 7 ). Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф. 3: 11 ). Так как при такой обуви ноги во время пути покрывались пылью и грязью, то входя в дом, необходимо было обмывать их. Хозяева всегда должны были позаботиться о том, чтобы умыть ноги своим гостям. Это было знаком учтивости и уважения. В Библии не раз упоминается об этом обычае, например, когда говорится о принятии Авраамом трех странников ( Быт. 18: 4 ). Спаситель упрекал Симона фарисея за то, что он не дал Ему воды умыть ноги ( Лк. 7: 44 ). Выражение „омыть ноги“ значило поэтому окончить путешествие, достигнуть отдохновения. Так, вызвав Урию с поля сражения, Давид говорит: „Иди домой и омой ноги свои “. ( 2Цар. 11: 8 ). Омовение ног было обыкновенно делом рабов и только для некоторых, особо высоких гостей, эту обязанность исполняли сами хозяева. На Тайной Вечери Господь показал величайшую степень смирения, когда стал умывать ноги ученикам Своим. Поэтому апостол Петр и сказал ему: „Господи! Тебе ли умывать мои ноги “( Ин. 13:6 ). В дополнение к описанию одежды евреев мужчин надо сказать о том, что должен был иметь на себе еврей, когда он собирался молиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В своей ревности не по разуму они извращали истинное учение о Боге, загромождали его собственными измышлениями и, проповедуя его в таком виде верующим иудеям, сами к тому же не исполняли закона. К ним не раз обращалось грозное слово Спасителя. Эти обличения книжникам записаны в 23й главе Евангелия от Матфея: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил Христос, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. “…” Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…” ( Мф.23:13, 27 ). Один из таких книжников подошел с вопросом ко Господу Иисусу Христу. Почему он спросил Его о наибольшей заповеди в законе? Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь — это первая из десяти заповедей Моисеевых: “Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене” ( Исх.20:2-3 ). Другие учили о том, что основною заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об омовении рук и ног считали наибольшей, или такое же значение придавали требованию ветхозаветного ритуала об одежде. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, у которого учился и Савл — будущий апостол Павел и который, возвышаясь над прочими иудейскими учителями, проповедовал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви. Чтобы разрешить эти споры, один из законников и обратился к Спасителю. Спаситель ответил ему словами ветхозаветного закона: “…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим…”. И добавил: “…сия есть первая и наибольшая заповедь…” ( Мф.22:37-38 ; см.: Втор.6:5 ). Почему эта заповедь наибольшая? Потому что Бог — это высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его, по заповеди Христовой, надо всем сердцем — всеми движениями чувства, всей душой — всеми стремлениями воли, всем разумением — всеми действиями ума; любить всем существом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Вздохи, которые Он слышал в доме Симона, и слезы, лившиеся из глаз блудницы, были приятнее приготовленных для Него блюд». Обращая внимание Симона на редкую любовь грешницы, Господь стал говорить ему о ней и сказал: «Симон, видишь ли ты эту женщину? Я взошел к тебе в дом, и ты не дал даже воды для омовения Моих ног, а эта женщина слезами обливает Мои ноги и, вместо полотенца, волосами своими отирает их. Ты не поцеловал Меня, а она с тех пор, как я пришел к тебе, не перестает целовать Мои ноги. Ты не оказал Мне обыкновенного знака внимания – маслом голову Мою не помазал, она же благовонным и дорогим миром мажет мне ноги. Поэтому, Я говорю тебе: прощаются грехи ее многие, так как она возлюбила много». Так утешителен рассказ о женщине, покаявшейся и помилованной Господом. Да будет и на нас милосердие и любовь Господа, так как благодеяния Его бесконечны: «Не иссякает никогда море щедрот; богато и преизобильно сокровище Его». Нравственное состояние сердца человека, достигшего праведности О сердце, достигшем чрез исполнение заповедей Божиих утверждения в любви, вселения Христа, исполнения благодатью, можно сказать с пророком: «Се муж, бояйся Господа: в заповедях Его восхощет зело» ( Пс. 111:1 ). Вся мысль такого христианина сосредоточена на распятом Искупителе, на Его страданиях и смерти, благодетельных для рода человеческого. «Мне нечем хвалиться, – пишет апостол, – как только крестом Господа нашего, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Созерцать крест Христов, переживать страдания Спасителя – это, по словам святых Отцов, высокое состояние души, очистившейся от страстей. Распять себя миру, т.е. умертвить в себе страстные движения, жить только для Бога, – значит умереть для греха, победить грех, как злое начало, в корне. Такое умерщвление грешного начала достигается, однако, не сразу, не вдруг, а постепенно, многими подвигами и трудами. По учению св. Отцов, всякому человеку, если он захочет спастись, ничто и никто не может препятствовать: ни время, ни место, ни дело; необходимо только для спасения, чтобы человек, руководясь голосом совести и указаниями нравственного закона Божия, оставил свои самолюбивые хотения, и исполнял Господню волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Во время брака в Кане Христос превращает в вино В., приготовленную «[по обычаю] очищения Иудейского» (Ин 2. 6) для омовения рук и мытья сосудов, тем самым принесенное Христом спасение заменяет ритуал исполнения закона (ср.: Ин 1. 17). Рассказ об умовении ног во время Тайной вечери символически показывает, что земное служение Иисуса Христа есть служение любви (Ин 13. 1; ср.: Ин 15. 13). У колодца Иакова (Ин 4. 5-6, 12) Спаситель говорит, что принес истинную В. и Сам является источником В., текущей для вечной жизни: «...всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 13-14). Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить В. жизни - значит верить (Ин 7. 38), дарованная Им «живая» В., струящийся источник В.- это Его Слово (Ин 8. 37; 15. 7), Его Дух (Ин 7. 39; 14. 17) и Он Сам (Ин 6. 56; 14. 20; 15. 4-5). В этом смысле принесенная Господом Иисусом В. жизни толкуется евангелистом как Св. Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7. 38-39). В. в кн. Откровение Иоанна Богослова предстает как гибельная стихия и средоточие богоборческих сил. Из моря выходит зверь, получивший силу и власть от дракона (Откр 13. 1-2). «Победившие зверя и образ его» стоят без ущерба для себя на «стеклянном море, смешанном с огнем», и «поют песнь Моисея» (15. 2-4). Они являют образ древнего Израиля, к-рый прошел через уничтожившую египтян В. Чермного м. и остался невредимым. После появления нового неба и новой земли «моря больше нет» (ср.: 21. 1). Метафора потопа используется, когда говорится о драконе, к-рый пытается погубить жену, пустив ей вслед «воду как реку» (12. 15). Однако «многие воды», на к-рых сидит властвующая над миром «блудница» (17. 1; ср.: Иер 51. 13), понимаются как подвластные ей народы (Откр 17. 15).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Во второй части вечери Христос устанавливает Таинство Евхаристии, предложив ученикам хлеб и вино как Свое Тело и Кровь. Оставляя прообраз – пасхального агнца, Господь о Себе говорит как об истинном пасхальном агнце, Кровью Которого заключается Новый Завет: «Сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22: 20 ). Еще до Крестных Страданий Господь говорит о Своей Плоти как об уже претерпевающей страдание: Тело – «за вас ломимое», Кровь – «за вас проливаемая». Господь заповедует совершать установленное Таинство в Его «воспоминание», что означает не простое обращение мыслей в прошлое, но действие прошлого в настоящем. Апостол Павел подчеркивает, что евхаристическая трапеза есть возвещение христианами смерти Христовой, исповедания ее спасительности: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11: 26 ). До Второго славного Пришествия Христос присутствует в Церкви и в каждом верующем посредством Евхаристии и через это Таинство делает учеников соучастниками Своих Страданий. 4.6.4. Спор о старшинстве (Лк. 22: 24–30) и омовение ног ученикам (Ин. 13: 1–20) Евангелист Лука говорит, что во время Тайной вечери произошел спор между учениками, «кто из них должен почитаться большим» ( Лк. 22: 24 ). Этот спор стал результатом смущения учеников из-за неоднократных указаний Спасителя на наличие среди них предателя, на близость разлуки с Учителем, предчувствие неизбежности страданий («пойдем и мы умрем с Ним!»). Блж. Феофилакт так объясняет поведение апостолов: «До спора о сем они дошли последовательно. Вероятно, один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей опять тому: нет, ты хочешь предать. Отсюда перешли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше – и подобное» 399 . Господь двояко отвечает на их смятение: вначале говорит, что стремление к господству свойственно язычникам, этим неприятным сопоставлением убеждая стремиться не к величию, но к самоумалению: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк. 22: 25–26 ). Затем Господь Самого Себя предлагает в качестве примера добровольного уничижения, сравнивая Себя с рабом: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» ( Лк. 22: 27 ). Но после обозначения желаемых духовных ориентиров Господь утешает учеников, разделивших с Ним страдания, общением во славе: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк. 22: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Возражение 7. Далее, очищенное более не нуждается в очищении. Поэтому повторное очищение очищаемого от проказы человека или дома, как это предписано в четырнадцатой [главе книги] «Левит», представляется недолжным. Возражение 8. Далее, духовную нечистоту нельзя очистить материальной водой или посредством обривания волос. Поэтому Господний наказ, чтобы был сделан умывальник медный для омовения священниками рук и ног перед входом в храм ( Исх. 30, 18–20 ), а ещё – чтобы левиты окроплялись очистительною водою и обривали все тело свое ( Чис. 8, 7 ), кажется неразумным. Возражение 9. Далее, большее не может быть очищено меньшим. Поэтому то, что согласно Закону высшие и низшие священники, как сказано в восьмой [главе книги] «Левит», а также левиты, как сказано в восьмой [главе книги] «Числа», должны посвящаться посредством телесного помазания, телесной жертвы и телесного жертвоприношения, представляется недолжным. Возражение 10. Кроме того, [в Писании] сказано, что «человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16,7 ). Но в человеке «на лицо» расположения его тела и его одежды. Поэтому назначение некоторых особых предметов одежды для высших и низших священников, как это описано в двадцать восьмой [главе книги] «Исход», кажется неуместным. И еще, то, что всякий, имеющий телесный изъян, лишается права на священничество, согласно сказанному: «Никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему... [не должен приступать -] ни слепой, ни хромой» и так далее ( Лев. 21, 17, 18 ), представляется неразумным. Следовательно, похоже на то, что. у священнодействий Старого Закона не было приличествующей причины. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Я – Господь, освящающий вас» ( Лев. 20, 8 ). Но Бог не может сделать что-либо неразумно, согласно сказанному [в Писании]: «Все соделал Ты премудро» ( Пс. 103, 24 ). Следовательно, в определенных к освящению человека священнодействиях Старого Закона не могло быть ничего, что было бы установлено без разумной на то причины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос. Докажите из Св. Писания, что истинная Церковь Христова не ограничивается никаким народом? Ответ. Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19 ). Этими словами Иисус Христос ясно указал, что истинная Церковь Его не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом. Вопрос. Секта штундистов имеет ли это свойство истинной Церкви Христовой? Ответ. Нет, она не имеет его ни в одном из трех указанных отношений: 1) штундисты не имеют внутреннего единения между собою, состоящего в единстве веры, нравственного учения и богослужения; они и не могут достигнуть этого единства, так как не только каждая их община, но даже каждый штундист изъясняет Св. Писание и верует по своему разумению; в одних общинах их празднуется первый день недели, в других –седьмой, в одних совершается омовение ног, в других оно не совершается, одни принимают все книги Св. Писания, другие некоторые отвергают; сегодня они отвергают то, что вчера признавали за истину. Итак, штундисты не имеют права сказать, что во всяком месте учение их есть одно и то же, или что оно не ограничивается местом; 2) секта штундистов насчитывает не более сорока лет своего существования: никто не может указать, что в продолжение 19-ти столетий, протекших от Рождества Христова до появления секты штундистов, было религиозное общество, которое так веровало бы, как веруют штундисты. Итак, общество штундистов ограничивается очень узкими пределами времени; 3) ограничиваясь пределами места и времени, секта штундистов по этому самому ограничивается и народом, так как то, что ограничивается местом и временем, очевидно, не может в одинаковой мере принадлежать всем народам. Секта штундистов в силу своего основного правила, по которому каждый штундист имеет право изъяснять Св. Писание по своему разумению и, таким образом, устроять свое спасение, способствует не объединению народов в истинах веры, а разъединению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопросы: Почему еврейские начальники и после воскрешения Лазаря были врагами Спасителя? Почему Господь не сразу исполнил просьбу Марфы и Марии? Как назвала Марфа Иисуса Христа? Почему Господь прослезился? Что думали люди об Иисусе, когда встречали его в Иерусалиме? Как мы празднуем Вход Господень в Иерусалим? Самостоятельная работа: Некоторые праздники празднуются каждый год того же самого числа, но празднование Пасхи падает каждый год на другое число. Поэтому все праздники, которые связаны с Пасхой, тоже празднуются каждый год в другие дни. Чтобы отметить их на нашем Годовом круге праздников, сделаем, по чертежу 2 второй круг и прикрепим его кнопкой или гвоздиком к центру нашего круга 1, так, чтобы он вращался вокруг своей оси. Круг 2 должен быть такой величины, чтобы ровно закрывать собой пустое пространство в середине круга 1. Омовение ног По обычаю, накануне дня праздника Пасхи, Иудеи готовили особую пищу и с молитвами и пением ели ее (см. гл. 14). Спаситель с учениками пришел к этому дню в Иерусалим и сказал Петру и Иоанну приготовить все для пасхальной вечери (ужина). Вечером Спаситель и ученики собрались в большой чистой комнате, где были приготовлены к ужину вино, хлеб и испеченный ягненок, как полагалось по еврейскому обычаю. Когда ученики собрались у стола, Спаситель встал, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, влил воду в умывальницу и умыл ноги ученикам. Сделав это, Он сказал: – Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете. Итак, если Я, Господь и Учитель, послужил вам, то и вы должны служить друг другу. Установление Таинства Причащения Когда они начали ужинать, Господь сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху до Моего страдания». Потом, взяв хлеб, Спаситель помолился, разделил его, дал ученикам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем, взяв чашу с вином, Он сказал: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (которая за вас) и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воскресение Иисуса Христа по сей день остается сердцевиной христианской веры. Именно вокруг этого события сосредоточено все богословие христианской Церкви. Весь годовой круг праздников в литургическом календаре Церкви подчинен Воскресению Христову, которое именуется «праздником праздников» и «торжеством из торжеств». Мироносицы у Гроба Господня. Икона. Россия. 1497 г. Спас в силах. Икона. Россия. 1500 г. Две природы Христа Две природы – божественная и человеческая – соединены в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Это значит, что две природы во Христе не сливаются одна с другой, так, чтобы из них составилась некая новая природа; не поглощаются одна другой; не изменяются при соединении одна с другой. В то же время, они не разлучаются одна с другой и не разделяются после того, как соединились в момент зачатия от Духа Святого. Иисус Христос – единая неделимая Личность, в которой божественная и человеческая природы соединены гармоничным и неразрывным образом. Вот почему христианское богословие не отделяет вечного Сына Божия от родившегося во времени Человека Иисуса. И, хотя Дева Мария родила Иисуса по-человечески, Она именуется Богородицей, потому что вечный Сын Божий и родившийся во времени Человек Иисус – одно и то же Лицо. Омовение ног. Книжная миниатюра. Византия. 11 век Иисус – Господь и Бог Церковь называет Иисуса Христа теми же именами, которыми называет Отца Небесного: Господь и Бог. Впервые эти два имени применительно к Иисусу прозвучали из уст апостола Фомы, который не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа ученикам. Когда они рассказали ему, что видели Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней Иисус пришел, когда все ученики были в сборе, и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой И Бог мой!» ( Ин.20:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все сказанное, однако, относится к внешней форме вечери. Если же говорить о содержании бесед, которые вел Иисус с учениками за этим последним ужином, то в нем мало общего с традиционной еврейской хаггадой. Еврейская пасхальная трапеза по содержанию устремлена в прошлое; Тайная Вечеря, напротив, устремлена в будущее. Наиболее полный рассказ о том, что Иисус говорил ученикам в этот последний вечер, содержится в Евангелии от Иоанна. Из него мы узнаём, что Он не упоминал ни об исходе Израиля из Египта, ни вообще о событиях ветхозаветной истории, хотя в других случаях, в частности в беседе с иудеями о небесном хлебе, Он к этим событиям обращался ( Ин.6:32, 49 ). Здесь Он говорит о Своей славе, о Своем единстве с Отцом, о единстве с Ним Его учеников; дает им новую заповедь любви; предсказывает гонения; обещает послать Утешителя. И – ни слова о прошлом. На Тайной Вечере Иисус воспользовался существовавшими в Его время традиционными внешними формами, но наполнил их новым содержанием. Обычная гигиеническая процедура омовения ног при входе в дом превратилась в урок смирения, преподанный Учителем Своей Церкви на все последующие времена. А пасхальный ужин, посвященный воспоминаниям о делах давно минувших дней, превратился в первую Евхаристию, с которой началось новое бытие Церкви. 6. Благословение хлеба и вина Рассмотрим тексты, относящиеся к центральному моменту Тайной Вечери – благословению хлеба и вина. Таких текстов в Новом Завете четыре: три принадлежат евангелистам-синоптикам, четвертый – апостолу Павлу. Повествования Матфея и Марка почти не отличаются одно от другого: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф.26:26–30 ; ср. Мк.14:22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010