7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мар. 10:16 ), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Иоан. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Иоан. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Alex. Quod unus//PG. 75. Col. 1320D). Прп. Иоанн Дамаскин уточнял различие состояний Господа через характеристики тления (φθορ) - естественные страсти: голод, жажду, утомляемость и т. д., и истления (διαφθορ) - совершенное разложение естества на первоэлементы. Согласно его учению, до воскресения человечество Христа было тленным, но неистленным; после воскресения оно пребывает нетленным и неистленным навсегда (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. III 28). Омовение ног. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В течение земной жизни Иисус Христос учил Своих учеников смирению и самоуничижению как Своим личным примером (не мстил за Себя, не осуждал оскорбляющих Его, умывал ноги ученикам, взошел на Крест и т. п.), так и через проповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк 9. 23-24). Смирение Господа Иисуса Христа стало образом подражания для христиан и духовным средством для преображения. Наиболее ярко кенотические принципы самоотречения в христианстве проявились в мужественном перенесении страданий за веру. Напр., свт. Игнатий Богоносец, идя на мучения, писал: «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли» ( Ign. Ep. ad Trall. 4); «если мы через Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» ( Ign. Ep. ad Magn. 5). После окончания эпохи гонения на Церковь идеи духовного преображения души через смирение и самоотречение нашли наиболее полное выражение в аскетических принципах монашеской жизни, а также в принципах христианской жизни в миру, к-рая должна являть пример жертвенного служения Богу и ближним по образу Христа Спасителя. В русском богословии В русском богословии теме К. уделялось заметное внимание в XIX-XX вв. Помимо изложений в догматических курсах она являлась предметом мн. экзегетических сочинений, в систематическом плане к ней обращались М. М. Тареев , свящ. Павел Флоренский , В. Н. Лосский .

http://pravenc.ru/text/1684191.html

XVII. 20—23    Но Господь молится не только о наличных учениках, о тех, из среды которых вышел Иуда и которые ныне окружают Его. Он молится о расширении их круга в истории, о котором он указал им, толкуя омовение ног (ср. XIII. 20): «...и не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин.17:20). Цель остается прежняя (ср. ст. 11): приобщение учеников, очевидно в расширенном круге, к единению Отца и Сына (ст. 21), «чтобы все едино были, как Ты, Отче, — во Мне, Я — в Тебе, чтобы и они в Нас были». До какого предела мыслится это расширение круга? По свидетельству евангелиста, Господь кончает так, «чтобы веровал мир, что Ты Меня послал». Последняя цель есть вера мира в посланничество Сына. Слово Христово нас снова ставит перед вопросом о спасении мира. Ибо вера мира в посланничество Отцом Сына означает спасение мира. Господь продолжает: единство учеников с Отцом и Сыном есть и единство в Славе, в которую Сын принимает учеников (ст. 22). Но дальше: «Я — в них и Ты — во Мне, да будут они совершены воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил» (Ин.17:23). От веры мира к познанию мира, как в исповеди Петра (Ин.6:69): πεπιστεκαμεν και γνκαμεν. Единение в вере и единение в познании, которое есть и единение в любви. Расширение круга учеников в истории нельзя мыслить иначе, как его расширение до пределов мира. Евангелист Иоанн не ставит вопрос об апокатастасисе. Он останавливается на полуслове и ни разу не договаривает своей мысли. Последнее, что он говорит о мире, есть противоположение мира ученикам: «...и мир Тебя не познал, но Я тебя познал, и они познали, что Ты Меня послал» (Ин.17:25). И однако ни в одном Евангелии не сказано о спасении мира в целокупности его членов с такою ясностью, как в Ин., в котором контраст Бога и мира выражается с предельной, как будто без исхода, остротой. XVII. 24—26    Первосвященническая молитва кончается последними словами молитвы об учениках (Ин.17:24—26). Эта молитва есть непередаваемая музыка откровения любви Отчей, от Сына изливающейся на учеников. «И Я поведал им Имя Твое и поведаю, чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них была и Я — в них» (Ин.17:26). Любовь — и Я. Это мистическое единение с Сыном, и в Сыне — с Отцом, то приобщение в любви к недрам Божественной жизни, о которой Господь говорил ученикам и в Прощальной беседе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    П. Правда.     К. Итак, умирание как бы в проказе, то есть мысленной, и как бы в болезни, соединенной с омертвением, происходящим от греха, не в похотениях одних состоит, но в исходе дел совершаемых, и доколе дух находится еще в муках рождения зла, оно еще не есть омертвение, еще не есть смерть: ибо не всякий «грех к смерти», как сказал ученик Спасителя (1 Ин. 5:16-17), но еще только наводит на подозрение в недуге, приносящем с собою смерть. Мы говорили, что кажется как бы проказою или близка к ней белая сыпь. «Узрит, — сказано, — жрец» одержимого этою болезнью, именно белою сыпью, и если она не представляется изменяющеюся в проказу, то да не «осквернит его, а лучше отлучит», ибо не безукоризненно пред Богом приближение ко злу, даже и в похотениях. Если же болезнь, сказано, не претерпевает изменения, не склоняется к худшему, то «чист будет», сказано. Самое лучшее, посему, и истинно спасительное — избегать омертвения, разумею — состоящего в делах, и самими уже делами совершаемыми как бы убивающего дух. Кроме того мудрое также дело — тщательно стараться отклонять страсти, хотя бы они являлись состоящими и в простых еще лишь похотениях: это, думаю, значит удаляться и от самой проказы, и от белой сыпи. Ты знаешь, что тщательнейшего надзора удостаивает все до нас касающееся Еммануил, Который есть Бог по естеству и великий наш Архиерей, и допускает к себе лишь омовенных от непотребства, а если которых усмотрит оскверненными, тех высылает из стана святых.     П. Слово твое истинно.     К. «Святы будьте, — сказано, - ибо свят Я Господь» (Лев. 19:2). Заметь также, что по омовении одежд избавленный от вины чист будет, говорит закон, предвозвещая очищение водою и как бы в образах, доступных телесному чувству, начертывая нам таинство святого крещения.     П. Понимаю.     К. Усматривай еще, Палладий, сколь велика внимательность закона: он как бы переносит мысль нашу к противоположному и как бы всякими способами показывает служащее на пользу.     П. Каким образом, скажи.     К. Он сказал опять: «Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику; священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист; священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа. Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику; священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист» (Лев. 13:9-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   Кончив беседы в храме и потом с учениками на Елеоне, Господь заключил день сей такими словами: «через два дня Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф. 26:2).    Обстоятельства текли своим чередом и вызывали Господа к соответственным деяниям и речам. А у Него — мысль все о смерти, и смерти, которая проторгалась и в течение бесед Его. На третий день в доме Симона прокаженного в Вифании была для Него вечеря. Жена некая помазала Его миром. В некоторых из бывших на вечери обнаружилось роптание из-за такой траты... Господь сказал: «оставьте ее. Она хорошо сделала: ибо возлиявши на Меня миро сие, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12; Мк. 14:8).    На другой день после сего, — четвертый после входа в Иерусалим, — была у Господа Тайная вечеря с учениками. Она была прощальная, и очень естественно, что мысль о смерти непрестанно входила в беседу в продолжение всей вечери. Только что возлегли, как Он, «зная, что пришел час Его, прейти от мира сего к Отцу» (Ин. 13:1), сказал: «желанием возжелех Я сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. Ибо сказываю вам, яко отселе не имам ясти от нея» (Лк. 22:15—16).    По омовении ног, сказав ученикам по ходу речи: «и вы чисти есте, но не вси, возмутился духом и свидетельствовал им: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня... и се рука предающаго Мя со Мною есть на трапезе» (Ин. 13:10, 21; Лк. 22:21). А предателю, когда он, хотя неясно еще, сознан был таковым прочими учениками, столь довольно, однако ж, обличен был словами Господа, что ему лучше было удалиться с вечери, сказал: «еже твориши, сотвори скоро» (Ин. 13:27).    В продолжение вечери, установляя таинство Тела и Крови, что говорил Господь? — «Сие есть Тело Мое, за вы даемо... Сия есть Кровь Моя, за вы изливаемая» (Мф. 26:26—29; Мк. 14:22—25; Лк. 22:19—20).    Кончилась вечеря. Господь начал прощальную завещательную беседу. Много говорено; но все, что было говорено, исходило от смерти Его и к ней возвращалось. Она шла как бы в преддверии смерти. «Чадца мои! Не много уже Мне быть с вами» (Ин. 13:33). «Да не смущается сердце ваше... Иду уготовати место вам» (Ин. 14:1—2)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А потом, когда свершается то, что должно было свершиться, когда Господа арестовывают, – они разбегаются в страхе, и этот страх так сковывает их, что ни один из них, кроме Иоанна, не идет ко кресту. Сила Божья в немощи совершается А Он прощает их. А Он нисходит к их слабости. Оставленный и брошенный ими – Он не оставляет и не бросает их. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин 20:19) Христос остается верен тем, кто не нашел в себе сил и мужества остаться верным Ему. Тем, кто спрятался плакать за дверь, кто не поверил свидетельству жен-мироносиц о воскресении из мертвых. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им (Лк. 24:10-11). Никто не поверил, кроме двух – отступника Петра и вернейшего Иоанна, побежавших ко гробу проверять слова женщин. Омовение ног апостолам. Византийская мозаика начала XI века. Греция И Его любовь, верящая и верная, творит чудо и преображает апостолов. Уверовавшие в Воскресение, узревшие Вознесение, принявшие Святого Духа в Пятидесятницу, они словно становятся другими людьми и выходят на самую дерзкую проповедь в истории человечества: проповедь Христа распятого и воскресшего, проповедь о Сыне Божьем, Спасителе. Еще недавно перепуганные и унывавшие – они вдруг заговорили так громко и так убедительно, что им поверили. Хотя говорили они такое, что верить им было попросту невозможно. До чего ж огромная сила была в их словах, действительно, огонь и ветер! Для них это не первая проповедь, Господь уже посылал их в города перед Своим лицом, и они уже знают, что такое дары Духа: уже исцеляли больных, уже изгоняли бесов и, возвращаясь, радостно говорили Ему: – Господи, и бесы повинуются нам об имени Твоем. (Молодцы, отвечал им Иисус, но это не главное – главное, что имена ваши написаны на небесах.) Но теперь другое. Раньше услышавшие слова апостолов могли прийти ко Христу, коснуться Его и уверовать окончательно. А теперь сначала вера их словам, огню и ветру – а потом уже дар Духа уверовавшему.

http://blog.predanie.ru/article/dvenadts...

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его ( Мф.5:33–36 ). Далее вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб ( Исх.21:24 ). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай; и от хотящаго занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближняго твоего и ненавидь врага твоего ( Лев.19:17, 18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас: да будете сынами Отца вашего небеснаго; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:38–46 ). Эти немногие слова Евангелия показывают, что И. Христос не нарушил закон Моисеев, а во многом восполнил его. Могу уверить израильтянина, что во всем Евангелии не найдется ни единой иоты, которой бы мог нарушиться существенный закон Моисеев – заповеди Иеговы. А если бы в Евангелии и нашлось что-нибудь такое, могущее казаться Иудею нарушением закона, то это то, что Спаситель исцелял больного в день субботний. Но кто, кроме иудея, назовет это нарушением закона? Весьма поучительно сказал относительно итого Господь Иудеям: если в субботу упадет в яму овца, то не вытащит ли ее тот, которому она принадлежит; сколько же человек лучше овцы! И так можно в субботу делать добро. Еще что могло казаться евреям древним и нынешним в Евангелии нарушением закона, – это речь Христа об излишестве омовения рук, чаш, об оцеживании комара и т. п. из обрядового закона Моисея, который раввины усилили до нельзя 19 . Но разве Моисей учил этому? Ведь это ничто иное, как раввинские ненужные прибавки к закону, которые еврей строго соблюдает, – более самого закона. Если так, то почему же И. Христос, как Божественный учитель, не мог ничего опустить из обрядового закона и восполнить тем, что составляет сущность закона? Ведь этого ожидали и ожидают евреи от Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Беседа 70 Ин.13:1 . Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 1. Благость Иисуса Христа к своим врагам и ко всем людям. – 2. Мнение, что Иисус Христос прежде всего омыл ноги Иуде. – Омовение ног было превосходным уроком смирения, преподанным Господом своим ученикам. – 3. Должно пещись о вдовах и сиротах. 1. «Будьте подражателями мне, – говорит Павел, – как я Христу» ( 1Кор.11:1 ). Для того Христос и плоть принял из одного с нами состава, чтобы чрез нее научить нас добродетели. «В подобии, – сказано, – плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). Да и сам Христос (говорит): «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). И этому Он учил не словами только, но и делами. Так, называли Его самарянином, и бесноватым, и обманщиком, и бросали в Него камни; а фарисеи то слуг посылали, чтобы схватить Его, то подсылали других злоумышленников, притом и сами часто поносили Его, и все это тогда, как не только не имели ни малейшего повода к обвинению Его, а напротив, еще постоянно пользовались Его благодеяниями. Однакож, и после всего этого, Он не переставал творить им добро и словом, и делом. И когда один слуга ударил Его, Он говорит: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). Но так поступал Он с Своими врагами и злоумышленниками. Посмотрим же, как Он поступает и с Своими учениками, а особенно – что Он теперь высказывает по отношению к (ученику) коварному. Ведь его следовало ненавидеть больше всех, потому что он, будучи учеником и участником в трапезах и вечерях, и видя чудеса, и удостоившись получить так много, поступил с Ним хуже всех, – не камни бросал в Него и не поносил Его, но выдал и предал. Между тем смотри, как Он благосклонно принимает его: Он умывает ему ноги. И этим также Он хотел удержать его от злого намерения. Мог Он, конечно, если бы захотел, иссушить его, как смоковницу, и разорвать на части, как разорвал камни, и разодрать как завесу; но Он хотел, чтобы тот оставил свое злое намерение не по принуждению, а по доброй воле. С этой целью Он и умывает ему ноги. Но и этого не устыдился этот несчастный и жалкий человек. «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его». Не тогда только узнал, но знал, говорит (евангелист), гораздо прежде, чем сделал то, что сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

в) Ап. Павел пишет Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:15–10 ). Значит, одного Писания и достаточно для научения и наставления в праведной жизни.–Но Тимофей, родившийся около 30 г. по P. X., в детстве мог знать только ветхозаветные писания, а их далеко недостаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если Писание полезно, то отсюда еще не следует, что ничто другое не полезно и излишне. По апостолу и благочестие полезно ( 1Тим. 4:8 ), но разве следуетъ отсюда, что другие добродетели не нужны? Без сомнения, все Св. Писание богодухновенно и необходимо для христиан, но в нем написано далеко не все, что требуется для их спасения и чем должна сопровождаться их вера, по обращении ко Христу. Сам апостол, указывая на важное значение Св. Писания, дает наставление держаться прежде всего наставления устного (ст. 14); значит, по нему, то и другое полезно. 508 г) Евангелист Лука пишет в книге Деяний св. апостолов: «первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» (1: 1). Значит, в книгах Св. Писания записано все нужное для спасения. –Первая книга, которую написал ев. Лука, это Евангелие ого; если же он, какъ уверяют сектанты, записал в нем решительно все, что дедал и чему учил Иисус Христос, то к чему же тогда все другие Евангелия и вообще новозаветные книги Св. Писания, сообщающие о делах и учении Иисуса Христа? Кроме того, можно ли допустить, чтобы ев. Лука, не будучи очевидцем и слушателем Господа Иисуса Христа, мог записать в своем Евангелии все события земной Его жизни, все Его учение и дела, когда наперсник и друг Христов, ап. Иоанн Богослов, прямо отрицает эту возможность ( Ин. 21:25 )? Очевидно, слова ев. Луки имеют ограничительный смысл и указывают на то, что в своем Евангелии он записал все, что слышал от апостолов и учеников Христовых; что ничего важного, существенно необходимого для спасения, не упустил. А что он действительно записал не все дела и учение Иисуса Христа, видно, напр., из того, что у него не сказано об омовении И. Христом ног своим ученикам и о многом другом. 509

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В Иуде поднялись низшие чувства, и он загрязнил себя принятием денег. Главное и центральное свидетельство о предательстве, рассказанное у синоптиков и у Иоанна, имело место в средине вечери. У Иоанна оно рассказывается в более широком контексте, в связи с речью о значении омовения ног, которая кончается словами: «не о всех вас говорю: Я знаю, которых Я избрал. Но да сбудется писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Пс. 40:10 ). Теперь сказываю вам, прежде нежели (то) сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин.13:18–19 ). После этого богословского и библейского разъяснения также в стиле 4-го евангелиста говорится: «сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам, один из вас предаст Меня» ( Ин. 13:21 ). Согласно синоптикам, после этих слов (к которым еще прибавлено «опустивший со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня» ( Мф. 26:23 , Мк. 14:20 , «ядущий со Мною» Мк. 14:18 ; «рука предающего Меня за столом» Лк. 22:21 ) апостолы «весьма опечалились и начали говорить Ему каждый из них: не я ли, Господи?» ( Мф. 26:22 , Мк. 14:19 , Лк. 22:23 ). Мысль о предательстве в собственной среде была так далека от них, что вызывала в них смущение и растерянность. Они спрашивали себя и Его, не совершили ли они, сами того не ведая, предательства. Не спрашиваем ли себя о том же иногда и мы? Что мог испытывать Иуда, слыша эти слова? Стыд, смущение, страх, растерянность, или уже первые приступы раскаяния? Молчать-ли, выдавая себя этим молчанием, или дерзко спрашивать со всеми? Он хочет удостовериться, действительно ли о нем говорит Учитель и его тайна раскрыта. А, может быть, он при этом и не считает себя предателем, но истинным другом. Во всяком случае, и он спрашивает: «не я ли Равви?» Иисус говорит ему: «ты сказал» (т. е. да, ты) ( Мф. 26:25 ). Он видит, что ему не удалось утаить от Учителя свой умысел. Это «ты сказал» будет гореть в его памяти и жечь его совесть, когда предательство совершится, но уже теперь он начинает чувствовать себя словно пойманным зверем, мечущимся во все стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010