Так-то страсти наши служат сатане средством овладевать нами, побуждать нас совершать гнуснейшие дела и вести окончательно к погибели. В заключение скажем вместе со Св. Златоустом: лют, лют зверь сребролюбие; отсюду гробокопатели, отсюду мужеубийцы, отсюду рати и брани, и еже аще речеши всяко зло, отсюду есть. XLI. Умовение Господом ног апостолам В наступивший за сим день, когда заколали пасхального агнца, ученики спрашивают Господа: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим. Господь, обратясь к Петру и Иоанну, велел им идти в город и сказал: «при самом входе вы встретите человека, несущего в кувшине воду, следуйте за ним, войдите в тот дом, куда он войдет, и скажите хозяину дома: Учитель велел сказать тебе: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Итак, где горница, в которой бы можно было Мне вкушать Пасху? После этого он покажет вам горницу большую, готовую и убранную. Там приготовьте нам Пасху». Петр и Иоанн пошли в город и там нашли все так, как сказал Господь и приготовили Пасху. По наступлении вечера пришел туда Господь с учениками. Так устроил Господь, чтобы ни Иуда со своим предательством, ни враги Его со своим коварством не могли нарушить последней Его вечери с Апостолами. После путешествия, за такую вечерю, какова пасхальная, надлежало сесть, по восточному обычаю, с омовенными ногами. Все, нужное для такого омовения, было приготовлено – заранее в горнице: не доставало только прислужника, который бы омыл всем ноги. Для взаимной любви это был прекрасный случай оказать взаимную услугу. Но ученики начали смотреть на этот случай совершенно иначе: вместо духа смирения и братского единодушия открылся дух превозношения; послышались даже вопросы, кто более и лучше, и кто менее и хуже. Ни один не хотел быть ниже другого, тем паче – всех. Тогда Господь, сложив с Себя верхние одежды и опоясавшись полотенцем, взял один из сосудов, стоявших для омовений, налил воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем. 11 Подходит к Петру, и тот говорит, Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Что я делаю, теперь ты не знаешь, сказал Господь Иисус, a уразумеешь после. Петр говорит Ему: «не умоешь ног моих во век». Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, отвечал Господь. «Господи! не только ноги, но и руки и главу», говорит Петр. Омытому только нужно ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все, сказал Господь. Ибо знал Он предателя Своего, а потому и сказал: не все вы чисты.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Три мужа стояли невдалеке от шатра, перед которым сидел патриарх во время зноя дневного. Само стояние их означало ожидание гостеприимства – по обычаю востока. До сих пор путник останавливается молча или произнося только приветствие во имя Аллаха перед входом в жилище, и не он должен просить гостеприимства, а хозяин должен просить его войти под кров его. Авраам, движимый добротою сердца своего, делает более: он бежит от входа в шатёр, не дожидаясь, чтобы путники подошли к шатру, и кланяется до земли – не потому, что узнал Господа, а для того, чтобы выразить им своё уважение и молить путников осчастливить его принятием его гостеприимства. Быт. 18:3 и сказал: Владыка! Владыка! По-еврейски: Адонаи! Почётный титул, а не обращение к Богу. Авраам обращается к одному, имевшему вид первенствующего. если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; Быт. 18:4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, В древности путники носили только сандалии; омовение ног после пути было первым актом гостеприимства; в первом послании к Тимофею ( 1Тим. 5:10 ) Апостол Павел говорит об омовении ног странникам. Но, по всей вероятности, этот обычай сохранялся лишь в Сирии, ибо при императорах мы не встречаем его в Риме. Быт. 18:5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; Сердце употреблено в смысле жизни, другими словами: подкрепите силы ваши. потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. Быт. 18:6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Три саты (сеа – читает Англ. Библия) составляли одну ефа – около тридцати фунтов нашего веса. По этому случаю м. Филарет приводит мнение Fleury (Moeurs des Juifs), что, по всей вероятности, люди были сильнее и крепче и больше ели, чем ныне. По поводу пресных хлебов заметим, что это были, по всей вероятности, известные во всей Малой Азии и Персии пресные лепёшки, которые пекутся в несколько минут в больших глиняных горшках, установленных над очагом. И теперь с приездом почётного гостя немедленно разводится огонь, который в четверть часа раскаляет докрасна огромный глиняный горшок. Замешанное и раскатанное в лепёшки тесто налепляют внутри горшка на раскалённые бока его, и в течение нескольких минут лепёшки готовы. На этом же огне жарится шашлык или варится кусок мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Услыша этот спор, Господь встал из-за стола и снял с Себя верхнюю одежду; потом взял полотенце, налил воды в умывальницу; подошел к Апостолам и начал омывать их ноги и вытирать полотенцем. Но когда Он подошел к Петру, то Петр сказал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Господь ответил ему: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после . – Петр говорит: «Не умоешь ног моих во век!» Ha это Господь заметил Ему: «Если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною» (то есть: не будешь участником Моего Царства). Тогда Петр воскликнул: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову!» – «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все», сказал Господь. б) Наставление о смирении и обличение предателя Окончив омовение ног всем Апостолам, в том числе и предателю, Иуде Искариоту, Господь надел на Себя верхнюю одежду и возлег опять. Обращаясь ко всем Апостолам, Он сказал: Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и говорите правильно. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны всегда и во всем проявлять такое же смирение. К чему же ваши споры? не спорить вам надо, а поступать так, как Я, брать пример с Меня. И если будете всегда поступать так, то удостоитесь чести быть со Мною в Царстве Моем. Впрочем, не о всех вас говорю, так как знаю, что сбудется Писание, в котором сказано: Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Если бы Иуда имел хотя каплю стыда, то, после этих слов, пал бы к ногам Господа, с рыданиями покаялся бы в своем тяжком грехе, и не встал бы, пока не получил прощения. Но он был вор, и думал только о том, как бы похитрее устроить задуманное им дело. На остальных же Апостолов слова Господа произвели подавляющее впечатление: среди избранных двенадцати – предатель! В ужасе смотрят они друг на друга, желая вызвать признание предателя; но Иуда молчит. Тогда они стали переговариваться, недоумевая, кто бы из них мог решиться на такое гнусное дело? Но и это ни к чему не привело. Опечаленные они стали один за другим спрашивать: Не я ли, Господи? не я ли? Но их вопросы оставались без ответа. Когла же очередь дошла до Иуды, и он нагло спросил: Не я ли, Учитель? – то Господь ответил ему тихо, так что другие Апостолы не расслышали ответа: Ты. – Не расслышав этого ответа, Петр смотрит на Иоанна, возлежащего рядом с Господом; и знаками просит его спросить Господа, кто же предаст Его? Иоанн, припав к груди Его, тихо спросил: «Господи! кто это?» – Господь так же тихо ответил ему: «Тот, которому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И тотчас же Господь обмакнул кусок хлеба в блюдо с сладким соусом и подал его Иуде. Иуда взял и начал есть; в лице его произошла резкая перемена: прежнее притворное смирение исчезло и заменилось дерзким, сатанински-злобным взглядом. Видя, что никакими предостережениями нельзя уже спасти Иуду, Господь сказал ему: Что делаешь, делай скорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

16. Аминь, аминь глаголю вам, несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. 17. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я. «Ибо кто больше, возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий». Так приводит слова Господа Ев. Лука 64 , у которого записана одна часть речи Господа. Но сия часть совокупно с приведенными словами св. Евангелиста Иоанна есть одна и та же речь, в которой разъясняется, что раб и посланник не выше господина и посылающего, с прямым указанием Апостолам их обязанностей, духа их проповеди и того смиренно-великого значения, которое они займут в мире посреди общины Христовой и которое так образно описано св. Ап. Павлом: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах всеми попираемый доныне» 65 . «Мы гонимы, но не оставлены, низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в теле нашем» 66 . «Сила Моя совершается в немощи (говорит Господь к Апостолу Павлу, который продолжает): «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен» 67 . Не было однако ни одного наставления ученикам, не было ни одной обязанности, возложенной Господом на них, которые не были бы преподаны не только словом, но и примером Господа. Он поистине понес на Себе болезни и немощи наши, и труды, и уничижения, и страдания, вкусив даже самой смерти, ибо Он был совершенный человек, как Он был и есть Бог всемогущий. Взаимная друг другу помощь и притом полное смирение – вот что Господь преподал в омовении ног: а в основание и смирения и помощи и служения Господь ставит любовь. Любовь Вседержителя к роду человеческому лежала в основании восприятия Им страдальческого существа человеческого, и сию же любовь кладет Господь в основание всей жизни человека и всех его отношений с одной стороны к Богу, с другой к братьям своим. Полного забвения своего человеческого эгоистического «Я» требует Господь от человека, преподавая ему недосягаемый вполне, но вечно присущий человеку образ, который вечно светит ему и зовет его на путь долга, Господом начертанный. Только на этом пути духовное «Я» человека светлеет и на столько просвещается, насколько человек забывает свое «Я» материальное на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19–20. […] 21. Но перескажу по порядку другие их лжи на Петра и на прочих апостолов. Говорят, что Петр ежедневно делал омовения прежде, нежели вкушал хлеб. И посмотри на клевету их, на обманчивую наружность ухищренного их учения. Поскольку часто сквернят себя и во многом на земле поступают похотливо, то в несомненность собственного своего удостоверения щедро расточают воду, чтобы обмануть себя, думая приобрести чистоту омовениями. И не стыдятся обращать сие в поругание апостолам, хотя Господь обличает их развращение. Ибо когда подходит к Петру умыть ноги его, и тот сказал: не умоешь ног моих вовек. А Спасителем в возражение ему изречено: если не умою ноги твои, не имеешь части со Мною; и тот опять отвечал: не только ноги мои, но и руки и голову; тогда Господь говорит: омытый однажды требует не голову, разве только ноги умыть, потому что чист весь (Ин.13:6–10). Таким образом показал, что не надобно держаться омовений, бесполезных обрядов, заповедей и учений человеческих, как и в другом Евангелии согласно с пророком говорит: «люди сии устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф.15:8–9; Ис.29:13). Действительно, по какой причине порицал фарисеев и книжников, употребляющих омовения кружек и чащ (Мк.7:8) и иному, также моющих руки часто, и наконец объявляет, что есть неумытыми руками не сквернит человека? Чтобы не только отринуть их омовения, но и показать, что умывать руки излишнее дело, а и желающему мыть руки нет вреда. 22. Касательно же ядения мяса не тотчас ли изобличается их неразумие? Во–первых, Господь вкушает иудейскую пасху. Пасха иудейская состояла в агнце и опресноках, в снедаемом мясе агнца, испеченном на огне, как говорят Господу ученики: где велишь нам приготовить Тебе есть пасху? И сам Господь говорит: идите в град (Мф.26:17–18), и найдете человека, несущего в кувшине воду; последуйте за ним и, куда он войдет, скажите господину дома: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? и он покажет вам горницу устланную, там приготовьте нам (Мк.14:13–15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

20. Ин. 13:20 . Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Ин. 20:21 ; Мф. 10:40 ; Лк. 9:48, 10:16 . Для большего и сильнейшего утверждения веры учеников, которая не должна колебаться в них предательством Иудиным, Господь указывает им на величие их будущего служения делу Мессии: принимающий того, кого Я пошлю и пр. Это изречение Господь ещё прежде предложил ученикам Своим, посылая их на проповедь ( Мф. 10 и прим.), и теперь, ввиду предстоящих страданий Своих, повторяет его. Нетрудно заметить, что изречения Господа в рассматриваемой речи Его, со ст. 16-го, имеют несколько отрывочный характер. Это показывает, что евангелист приводит не всю Его речь, говорённую во время последней пасхальной вечери, и её надобно дополнять сказаниями первых трёх евангелистов о сем, в особенности ев. Луки (22 и далее). 21. Ин. 13:21 . Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Ин. 11:33, 13:11 . Возмутился духом (ср. прим. к 12:27; 11, 33 и 38): указание на ученика-предателя сделано было уже Господом во время пасхальной вечери и сделано прямо (ср. прим. к ст. 2–5; ср. Мф. 26 и далее; Мк. 14 и далее; Лк. 22 и далее), но тихо. Возникший между учениками спор о первенстве и омовение Господом ног Своим ученикам несколько изгладили тяжёлое и тревожное впечатление сего указания; Иуда же и по прямому указанию на него как предателя (чего, впрочем, не приметили в смятении ученики), продолжал возлежать на вечери, прикрываясь лицемерием и нахальством. Это лицемерие и нахальство ученика, уже продавшего Господа и Учителя своего, но нагло продолжающего притворяться одним из верных Ему учеников и остававшегося всё ещё в малом святом обществе в важнейшие для него минуты, глубоко возмутило Господа, и Он вновь с силой и некоторой напряжённостью напомнил ученикам, что среди них – предатель. На эту силу и некоторую напряжённость речи, излившейся из возмущённого духа, указывают выражения евангелиста: и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам. – Предаст Меня: см. прим. к Мф. 26 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2. Причащаясь из чаши, взывал Ты, Бессмертный, к ученикам: «Плода виноградного уже более не буду пить с вами в этой жизни, ибо Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира». 3. «Питие новое, превышающее разум, говорю Я, буду пить в царстве Моем, — сказал Ты, Христе, друзьям, — когда вместе с вами буду Я, как Бог с богами, ибо Отец послал Меня, Единородного, для очищения мира». Песнь 5 Ирмос: Апостолы, соединяемые узами любви, предав себя Владыке мира, Христу, приняли от Него омовение прекрасных ног, чтобы идти проповедовать всем мир. 1. Держащая неудержимую и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка омывает ноги рабов. 2. Пример смирения показывает Владыка ученикам; Облекающий небо облаками препоясывается полотенцем и преклоняет колена омыть ноги рабов Тот, в чьей руке дыхание всего существующего. Песнь 6 Ирмос: Глубочайшая бездна грехов окружила меня и, не перенося более волнения, как Иона, взываю к Тебе, Владыка: «Спаси меня от погибели». 1. «Господом и Учителем вы называете Меня, ученики; Я истинно таков, — взывал Ты, Спаситель, — поэтому подражайте примеру, какой вы видели во Мне». 2. Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо один из вас безрассудно злоумышляет. Песнь 7 Ирмос: Юноши в Вавилоне не устрашились пламени печи, но, вверженные в середину огня, орошаемые, воспевали: «Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших». 1. Движением головы выражая согласие на предательство, Иуда предусмотрительно устраивал злодеяние, ища удобного времени предать на суд Судию, Который есть Господь всех и Бог отцов наших. 2. «Один из вас предаст Меня», — сказал Христос друзьям; они же, забыв радость, предались скорби и страху и говорили: «Скажи, кто это, Боже отцов наших?» 3. «Кто вместе со Мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы никогда не проходить ворот жизни», — так указывал на того, кто был предателем, Бог отцов наших. Песнь 8

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

2. Следует, конечно, объяснить, как и когда послужил Бог Адаму. Слушай внимательно. Мы особенно обязаны Богу за шестой день, – последний день творения, – когда мы получили обещание. Тогда Бог почтил Адама, взяв его в соучастники в господстве над тварями. Вы знаете хорошо, как в раю Творец, посадив Адама на возвышенном месте, приводил к нему каждое из животных. С самого начала Владыка не уклонялся угождать Своему рабу, Своему собствен­ному созданию; так и в читанном сегодня Евангелии Он не отказался послужить рабам, посадил их на траву и, взяв хлебы, преломил и передавал ученикам для раздачи, питая, умножая (хлебы), творя чудеса, удовлетворяя народу. Так именно в раю, показывая благость к Своему творению, Творец, посадив Адама на высоком месте, при­водил к нему каждое из животных, чтобы Адам дал им имена, какие хочет, и чрез то сделался соучастником Его в деле творения; об этом и свидетельствует Писание: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» ( Быт.2:19 ). Это должно было научить их, что и созданы они для тебя. Я передаю тебе управление ими. Разве для ангела, или другого какого создания, было сделано столько, сколько для человека? Его одного создав своим руками, ему одному только и послужил Творец, во-первых – приведением животных, во-вторых – приготов­лением одежды. То же самое показывая Своим ученикам, во время Своей земной жизни, Он начал омывать им ноги, воспроизводя подобие древнего творения. Когда же Петр из благоговения отказался от омовения ног, Господь сказал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» ( Ин.13:8 ). Я послужил Адаму, во-первых – приведя к нему жи­вотных, во-вторых – из его ребра создав ему жену, т.е. дав ему то, что ему принадлежало, а раньше его – Мне. Все это, друзья, пока­зывает, что только человек среди всех созданий является избранным и ни с чем несравнимым созданием Божиим; о нем одном написано: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

4 Когда приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения. 5Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода. 6Надень на голову его тюрбан а, к которому прикрепи диадему священную б. 7Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши торжественное помазание. 8А потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны, 9препояшь их, – как Аарона, так и сыновей его, – повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его . О жертвоприношениях при посвящении 10Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья. 11 После этого ты заколешь бычка пред Господом у входа в Шатер Откровения 12и, взяв немного его крови, пальцем своим помажешь рога жертвенника, а остальную кровь выльешь к подножью жертвенника. 13Затем отдели весь жир, которым покрыты внутренности, сними сальник, который на печени , обе почки и жир, что на них, и в дым обрати на жертвеннике. 14 Мясо бычка, шкуру его и все остальные внутренности вместе с их нечистотами сожги за станом, ибо то жертва за грех, особая жертва при посвящении. 15Сделав сие, приведи одного барана и после того, как Аарон с сыновьями возложат руки свои на голову этого животного, 16заколи его и кровью его окропи жертвенник со всех сторон. 17Рассеки барана на части и, вымыв его внутренности и голени, положи их поверх его головы и остальных частей. 18Сожги, в дым обрати всего барана на жертвеннике. Это будет всесожжением Господу, благоуханием отрадным, полностью на огне сжигаемой жертвой Господу. 19Вслед за тем подведи второго барана и, после того как Аарон и сыновья его и в этот раз возложат руки на его голову, 20заколи его и, взяв немного его крови, помажь ею Аарону и его сыновьям мочку правого уха, а также большие пальцы правых рук их и правых ног. Оставшейся кровью окропи жертвенник со всех сторон. 21Возьми немного крови с жертвенника и немного елея помазания и окропи ими Аарона и одежды его, а с ним и сыновей его и их одежды. Так будут освящены и Аарон, и его сыновья, и их одежды. Поставление во священство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010