Пархоменко В. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913. С. 52–53; Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. Пг., 1915. С. 73–75, 97, 99, 111–112. О приазовской Руси и о проблеме, какая Русь была крещена при патриархе Фотии см.: Никон (Лысенко), иером. «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории крещения Руси//Богословские труды. М., 1989. Т. 29. С. 27–40, где указана и литература. Интересное объяснение некоторых событий предложил М. Ю. Брайчевский в статье: Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину//Византийский временник. М., 1986. Т. 47. С. 31–38. Автор, основываясь на выделенных акад. Б. А. Рыбаковым летописных текстах, названных им «Летописью Аскольда», отнес к этому предполагаемому памятнику и послание патриарха Фотия к киевскому кагану, которое, по мнению автора, первоначально было подписано кагану Аскольду, изменение надписания адресата, т. е. замена имени Аскольда на Владимира, произошло при князе Ярославе. Если принять это объяснение, то привязка имени патриарха Фотия к имени князя Владимира, содержащаяся в ряде источников, снимается вполне естественно. Всеобщего признания в современной науке позиция автора не получила. Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993. Прим. 11 на с. 114–119. Там же. С. 114. Очень хорошо по этому поводу выразился Г. Острогорский: «Особенно усердно, еще со времени Карамзина, обсуждался вопрос о том, где и когда Ольга приняла христианство... Длительные обсуждения, породив целую литературу, споров не разрешили и разногласий не устранили» (Острогорский Г. Византия и киевская княгиня Ольга//To Honor of Roman Jakobson. The Hague. Paris, 1967. P. 1459). Хотя приведенные слова произнесены более 25 лет тому назад, они в полной мере характеризуют состояние вопроса и в 1994 г. На факте крещения княгини Ольги в Киеве настаивает Г. Острогорский в уже упомянутой статье «Византия и киевская княгиня Ольга». Его аргументы: первый — присутствие среди сопровождавших Ольгу лиц священника, и второй — характер приема, оказанного княгине Ольге в императорском дворце.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Вероятно-ли, чтобы никто из этих людей не последовал примеру вел. княгини в Цареграде? Скорее можно положить, что немногие не последовали и едва ли не одни те, которые уже были крещены. Ольга брала без сомнения с собой таких, которые были с ней одинаковых мыслей о вере. По возвращении в Киев, благов. Ольга, глубоко убеждённая в превосходстве небесной веры, могла ли не желать того, чтобы и другие, остающиеся во мраке языческом, обратились к свету христианскому? Прежде всего, как любящая мать, говорила она о святой вере сыну своему. «Я познала истинного Бога, сын мой, и радуюсь. Познаешь ты, и ты будешь радоваться. – Христианская вера – свет и радость душе; она животворным действием своим на душу сама говорит о своём неземном происхождении, о своём достоинстве Божественном; прими эту веру и не только не будешь жалеть, но станешь считать себя самым счастливейшим, как я себя считаю счастливейшей», так говорила кн. Ольга князю сыну. – И как умно это наставление! Но, к сожалению, Святослав слишком любил славу и думал только о битвах. На просьбы матери он отвечал: «как мне одному принять иной закон? моя дружина будет смеяться над тем». Он не только не обнаруживал расположения к св. вере, но, весь занятый мечтами о власти и славе, не раз выражал и гнев на предложение матери: «се же к тому и гневашеся на матерь». Каково же было матери видеть непокорного сына и непокорного в деле спасения души своей! Но не все были глухи к проповеди благов. княгини, как глух был сын её: некоторые принимали св. крещение. К сожалению и затем следовали скорби для равноапостольной. Святослав, сам не хотевший и слышать о святой вере, не препятствовал другим принимать её; но он как-бы не видал того, что языческая дружина его нагло смеялась над принимавшими св. крещение; подчас же и сам он, вместе с дикой дружиной, оскорблял христиан злыми насмешками. «Небрежаше (Святослав) того (учения Ольги), ни во уши принимаше, и аще кто хотяше креститися – ругахуся тому». Так говорит преп. Нестор. В Иоакимовой летописи читаем, что ещё при жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почти сразу же по заключении договора алчные дружинники втянули Игоря в новую авантюру, на сей раз не имевшую даже романтического блеска похода на Царьград. Позавидовав отрокам воеводы Свенельда, кои “изоделися суть оружьем и порты”, и, несомненно, сожалея, что не попали в состав экспедиции на Каспий, в интересах Византии громившей богатые арабские города, воины побудили князя ободрать как липку племя древлян. По своему ли неразумию или по чьему-то злому наущению Игорь решил, что и этого мало. Он, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. Древляне во главе со своим князем Малом вполне справедливо рассудили, что при такой практике сбора дани они скоро вымрут с голода, и решили рискнуть. Безрассудный князь нашел свой ужасный конец где-то в лесах под Искоростенем. Его разорвали надвое березами, не удостоив даже приличных похорон. Ольга и Святослав в это время были в Киеве. Мы открываем, наверное, самую загадочную страницу жизни св. Ольги. Кому не памятны с детства леденящие кровь, но по-своему необыкновенно поэтичные сказания о жестокой мести древлянам! Логика мифа причудлива, и подчас за вполне правдоподобным рассказом кроется произведение народной фантазии, и, напротив, немыслимая фантасмагоричность сюжета служит едва ли не главным доказательством его подлинности — невозможного не выдумывают. С трудом верится, что повесть об Ольгиной мести — просто небылица. Она слишком нестандартна для довольно шаблонной формы народной легенды и в то же время достаточно реалистична и конкретна. Если это и миф, то миф в том значении, какое придавал этому слову А. Ф. Лосев — “в словах данная чудесная личностная история” язычницы Ольги, история, делающая почти физически ощутимыми темные и жуткие черты той самой славянской религии, которую теперь тщатся представить едва ли не торжеством духовной свободы и гуманизма. Историки воспринимают Ольгину месть как выдумку в первую очередь потому, что она логично и последовательно воспроизводит основные черты языческого похоронного обряда. Из этого почему-то следует, что повесть о мести — не более чем сказочное его осмысление. Часто забывают, что человек архаических времен воспринимал свои религиозные обязанности чрезвычайно серьезно, может быть, даже серьезней, чем следовало. Игорь умер жалким пленником и был попросту зарыт в землю без всякого похоронного обряда. По славянским же верованиям, загробная судьба человека зависела от его статуса в момент смерти и от пышности похорон. Кому, как не любимой Игорем Ольге, было почтить память покойного мужа! И Ольга со всей истовостью правоверной язычницы сделала все от нее зависящее, чтобы отдать мужу последний долг. В своей мести она не только наказала бунтовщиков, но и последовательно воспроизвела все части похоронного ритуала.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Однако историкам достаточно хорошо известно, что летописные даты не всегда можно воспринимать как абсолютную хронологию. А что касается совпадения ПВЛ и “Памяти и похвалы”, то можно заметить, что в Похвале Ольге, составляющей самостоятельный раздел этого произведения, историками литературы обнаружены несомненные интерполяции. Позднейшей переработкой является и весь рассказ о “чуде с оконцем” с последующим хронологическим указанием. Дата 15 лет была высчитана интерполятором на основании все той же ПВЛ. Наконец, история о сватовстве императора в тексте летописи воспринимается иногда как озорная выдумка, введенная летописцем. Однако зададимся вопросом: кто из византийских императоров мог планировать брак с Ольгой? И Константин, и Роман II были женаты. А вот Роман I Лакапин овдовел еще в 937 г.! Политические же выгоды от личной унии Руси и Византии были для империи колоссальными. Немецкий хронист, продолжатель Регинона Прюмского, прямо говорит, что Ольга “при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе”. При общепризнанной атрибуции этой хронологии Адальберту, неудачливому епископу Руси, год проведшему в Киеве, вряд ли можно полагать, что хронист спутал Константина VII с недавно вступившим на престол его сыном Романом II. Адальберт был для этого достаточно осведомлен. Если принять версию, что Ольгу в 946 г. встречали в Константинополе как христианку, то молчание Константина VII о крещении становится просто необъяснимым. Он воцарился в 945 г., а уже в 946 г. Ольга была крещена. Предположить еще один ее визит в Царьград летом 945 г. мы не можем, а относительно крещения в Киеве Г. Г. Литаврин справедливо заметил: “Сколь бы остроумной ни была та или иная гипотеза, она не должна противоречить показаниям всех источников без исключения”. С киевской теорией дело обстоит именно так. Все становится на свои места, если предположить, что Ольгу крестил в 944 г. Роман I. Константину не было никакой нужды упоминать в трактате событие двухгодичной давности, да еще с участием ненавистного тестя-узурпатора.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

По правилам первобытного воинского поединка победитель является наследником побежденного. А взойти на княжеский трон можно было, только женившись на вдове властителя. Согласно этому архаическому обычаю и действовал Мал, когда посылал 20 лучших древлянских мужей свататься к Ольге. Древляне хорошо знали гордый нрав князей-варягов и рассчитывали не более чем на перемирие и отсрочку карательной экспедиции. Однако прием у Ольги превзошел все ожидания. Княгиня не только спокойно выслушала известие о гибели мужа, но и благосклонно приняла изложение матримониального проекта: “Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу вас завтра почтить перед людьми своими”. Вот тут бы и призадуматься послам. Своими словами Ольга начала хорошо известный по архаическим обрядам и сказкам ритуал свадебной игры: жених получает невесту, только отгадав ее загадку, в противном же случае лишается головы. А загадка уже была произнесена: “почтить” кого-то по-славянски означало и “оказать честь”, и “отомстить”, “убить”. Ни одну из Ольгиных загадок древляне так и не отгадали. А загадки продолжались: “Ныне же идите в свою ладью и ложитесь в ладью с гордостью, а утром я пошлю за вами, вы же говорите: не едем на конях, ни идем пешком, но понесите нас в ладье; и вознесут вас в ладье”. Послы восприняли это как обычную часть обряда сватовства, когда сваты, дабы обмануть злых духов, приезжали “ни пешком ни на лошади”, “ни днем ни ночью”, войдя в избу невесты, заговаривали сперва о посторонних вещах и т.д. Но смысл загадки был угрожающим. Ни пешим ни на коне, а в ладье, на руках соплеменников, следовал к своему последнему пристанищу знатный рус. Ладья была традиционной погребальной принадлежностью и славян, и скандинавов. Так и произошло на следующее утро: принесши послов на Ольгин двор, киевляне сбросили их в глубокую могилу. “И, склонившись к яме, спросила их Ольга: “Хороша ли вам честь?” Они же ответили: “Горше нам Игоревой смерти”. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их”. Некоторые летописи добавляют, что послов в яме сожгли.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Император был сильно разочарован, узнав, что княгине удалось его провести и брак между ними невозможен, но стремления установить с Русью тесный союз у него не убавилось. Роман “дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные”. Этих средств было достаточно, чтобы завербовать в Константинополе солидный военный отряд из служивших там варягов. С такими силами возвращение трона становилось вполне реальным. Но союзные отношения пошли и дальше. Император нарек Ольгу своей “дщерью”. Это было больше, чем почетное звание. Уже то, что Роман стал восприемником княгини, было исключительным успехом. До этого император считался крестным отцом только у болгарских василевсов. Теперь же соперничество с Болгарией за первенство в византийском содружестве пошло дальше. Русские правители с последнего места в системе международных отношений империи, определяемого титулом ocpxoov, переместились на первое — υιοζ βασιλεωζ. Роман Лакапин, последовательно теснивший и унижавший слабеющее Болгарское царство, явно хотел передать его роль в содружестве могущественной и к тому же отделенной от империи большим расстоянием Руси. Обрадованная таким необычайным успехом, сильно повысившим ее шансы в борьбе за киевский престол, св. Ольга отправилась на прощальную беседу с Патриархом. Она внесла в Святую Софию драгоценное блюдо, возможно, взятое из императорских подарков. В 1252 г. его еще бережно хранили в Константинополе, где его видел русский паломник Добрыня Ядрейкович, будущий архиепископ Антоний Новгородский. В своих заметках он отметил: “Блюдо велико злато служебное Олгы Руской, когда взяла дань, ходивше к Царю-городу. Во блюде же Олжине камень драгий, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлют печати людие на все добро; у того же блюда все по верхови жемчугом учинено”. В разговоре св. Ольга тревожно говорила: “Люди мои и сын мой язычники — да сохранит меня Бог от всякого зла”. Ее явно беспокоила судьба предстоящей экспедиции в Киев. Но Патриарх успокоил ее: “Чадо верное! Во Христа крестилась ты и во Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит Он от козней дьявола и от сетей его”.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

– «Ходили мы», – стали рассказывать путешественники, – «к болгарам, смотрели, как они молятся в своих храмах, называемых мечетями. Стоят они без пояса; поклонившись, сядут и глядят туда и сюда, словно бешеные. Нет у них ничего радостного, но печаль и смрад великий. «Нет, не хорош закон их». «Потом пришли мы в немецкую землю и видели там в храмах множество всяких обрядов, а красоты никакой не видели». «Пришли мы, наконец, к грекам. Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли были мы или на земле; потому что нет на земле такого вида, такой красоты. Мы и рассказать об ней не умеем. Знаем только то, что там Сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем во всех других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после того вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Что же сказали на это заявление городские старцы и бояре? Сочувственно выслушавши своих послов, они от себя прибавили доброе слово о греческой православной вере. – «Если бы худ был закон греческий», – сказали они, – «то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшая из всех людей». – «В таком случае где-же нам креститься?» – спросил своих советников Владимир. «Где тебе любо», – отвечали они. Прошло около года после этого совещания, а Владимир все еще медлил креститься. Ему предстояло решить вопрос: где ему с дружиною принять святое крещение? Бабка его Ольга не захотела креститься в Киеве. По примеру ее, Владимиру приходилось принимать крещение от греков. Но ему было известно, что льстивые и лживые греки становятся упрямыми и гордыми, когда к ним обращаются с просьбою. Он знал, что они любят чваниться пред теми, которые имеют какую-либо в них нужду. Пример этому – та же бабка его Ольга. Греки не сразу, не прямо впустили ее в свой Константинополь, а наперед заставили ее долгое время простоять под его стенами. Поэтому Владимиру и не хотелось просить греков о вере. Но те же самые греки являются услужливыми, уступчивыми, льстивыми, низкопоклонными, если они находятся в нужде и особенно в беде. В это последнее положение Владимир и хотел теперь поставить греков... Он решился идти войною на один греческий город, близкий к русским владениям. Он хотел взять его и потом уже на правах победителя –требовать себе от греков и жены, и веры. Он был уверен, что слабодушные греки будут тогда уступчивее пред ним, как победителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя будущий креститель Руси и был сыном ключницы, он с самого начала получил княжеское имя, не менее славное, чем имена его братьев. Такое наречение показывает, что Святослав с самого начала включил Владимира в число наследников земель и власти наравне со старшими братьями. 247 Вопреки распространенному в последнее время мнению, это имя в XI–XII в. звучало не Володим ръ, а Володимиръ. Именно так оно написано в выходной записи Остромирова Евангелия 1056 г., в граффити Софии Киевской, в грамоте Юрьеву монастырю, данной князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха , около 1130 г. На монетах, чеканенных самим св. Владимиром, встречается неполногласная форма: «Владимиръ на стол ». Последний формант его имени означал «миръ». Именно как «власть мира (покоя)» – «potestas pacis» переводит имя Vlodemir современник князя немецкий хронист Титмар Мерзебургский. Возможно, постоянные сравнения Владимира с Соломоном, чье имя произведено от «шалом» (мир), навеяны славянским именем князя. 248 Вопрос о том, когда крестилась св. Ольга, имеет значение и для решения вопроса, была ли мать св. Владимира христианкой. Можно не сомневаться, что вся челядь княгини была вынуждена креститься независимо от своего желания. Если вслед за Г. Г. Литавриным принять раннюю дату поездки в Константинополь и крещения – 946 г., то и Малуша была христианкой, когда родился Владимир. Но если св. Ольга крестилась в 957 г., 249 то ключница могла остаться и некрещеной, особенно если служила в дальней псковской веси. Сам Владимир несомненно оставался язычником. Относительно его братьев Ярополка и Олега такой уверенности нет, хотя летопись об этом умалчивает. «Повесть временных лет» сообщает, что при Ярославе Владимировиче в 1044 г.: «Выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля и крьстиша кости ею, и положиша я въ цьркъви святыя Богородица». Посмертное крещение было против церковных правил. Правда, это событие приходится на разгар конфликта с Византией, начавшегося с неудачного нападения на Константинополь в 1043 г. Можно предположить, что в отсутствие митрополита Феопемпта князь проявил самоуправство, но, вероятнее, он просто заявил, что его дяди были крещены своей бабкой княгиней Ольгой. Обряд, который летописец, уверенный в язычестве Ярополка и Олега, принял за крещение, был обычным омовением костей при перезахоронении, традиционным для Греческой церкви. 250

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, когда Коростенцы удалились, Ольга приказала раздать каждому из своих ратных людей по голубю, другим по воробью, с тем чтобы они привязали к каждой из них по куску серы с зажженным холстом, и с наступлением вечера пустили в город. Получив свободу, птицы полетели в свои гнезда, и Коростень запылал со всех сторон. Тогда, пользуясь смятением пожара, осаждавшие кинулись на встречу бегущим и начали новое страшное побоище, в котором били всех кто попадался под руку; иные сгорели с женами и детьми, другие потонули в реке. Сам молодой Древлянский князь был убит воинами Ольги. Остальные частью уведены в плен, частью на месте были обложены страшною данью. После этого Древляне уже не стали сопротивляться и совершенно были покорены владычеству Киева. – Предание говорит, что немедленно после мести над Древлянами, Ольга с сыном и дружиною пошла по земле Древлянской, всюду установляя уставы и уроки, т. е. делая определения как что делать и назначая всякие обязанности, которые побежденные должны были выполнять к определенному сроку. Памятником пребывания Св. Ольги на Волыни и доселе служит так называемая Игорева могила, которая находится в Волынской губернии Овручского уезда в 5 верстах от местечка Искорости, по левой стороне почтового тракта из Овруча в Житомир, за рекою Ушею. Это курган умеренной величины, насыпанный, как говорит местное предание, великою княгинею Ольгою над Игорем в 945 году, после тризны над могилою супруга убитого Древлянами. 54 В том же местечке Искорости, среди реки Уши находится камен, в средине которого видно углубление, издревле называемое туземцами Ольгиной Купальней. Рассказывают, что завладев Искоростею или древним Коростеном, Ольга купалась на этом камне. 55 Сюда же должен быть отнесен находящейся в Овручском уезде на границе Словечанского имения с Прибытковским ключом особого рода колодезь, издревле называемый Иожиным; по местным преданиям колодезь этот тоже выкопан по повелению Княгини Ольги во время похода ее на Древлян. 56 Наконец, там же в пределах Овручского уезда находится «грот» св. Ольги – скала, на которой указывают, следы копыт лошадей св. Ольги и ее сына Святослава и др. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Прошло немного времени, и Ольга крестилась и крестила сына Колю. Опять же Сергей помог. Когда священник сказал новоиспеченной христианке, что ее святая теперь — равноапостольная княгиня Ольга и день Ангела у нее 24 июля (Оля вообще ни о каких днях ангела до этого не знала, только о днях рождения), она окаменела. 24 июля и случился тот злополучный полет. — Батюшка мне сказал тогда, что все не случайно, — говорила мне Ольга Павловна. — И то, что я что-то предчувствовала — тоже. Господь «намекал»… Этого я не знаю. Но тот полет все в моей жизни изменил. И в этот день, 24 июля, я всегда причащаюсь. Не только потому, что день Ангела. А еще и потому, что в Бога поверила. Наверное, другого пути для меня не было. И благодарю Его, что позвал меня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 декабря, 2023 23 ноября, 2023 29 января, 2015 6 апреля, 2016 7 декабря, 2023 21 января, 2024 9 января, 2024 2 января, 2024 28 декабря, 2023 1 декабря, 2023 23 ноября, 2023 29 января, 2015 6 апреля, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/my-padaem-samolet-trya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010