Скачать epub pdf V. Равноапостольные мужи и жены времен последующих Св. праведная великая княгиня Ольга, во св. крещении Елена Св. княгиня Ольга была супругой русского князя Игоря (912–945 гг.). В 945 году, во время похода на древлян, живших на востоке от Киева, князь Игорь был убит. Рассказывают, будто древляне, разбив русское войско, варварски умертвили Игоря: они привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, и он был разорван. После смерти Игоря, за малолетством его сына Святослава, Русской землей стала править Ольга. Утвердив внешний и внутренний порядок государства, Ольга достигла уже тех лет, когда человек, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит ее близкий конец, и обыкновенно чувствует суетность земного величия. Ольга была язычницей, но имя Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность христианских обрядов; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена необыкновенным умом, увериться в святости их учения. Озаренная лучом этого света, Ольга захотела быть христианкой и решила отправиться в столицу Византийской империи и веры греческой, чтобы почерпнуть ее в самом источнике. Еще задолго до своего отправления в Константинополь Ольга избрала себе в руководители Григория. Беседуя с ней об истинах и судьбах Церкви Христовой, добрый наставник, может быть, не раз переносил мысли княгини в знаменитый Царьград, где христианство существовало тогда во всем своем величии; не раз рассказывал ей, как великолепны храмы Божии, как торжественно в них богослужение, особенно в минуты священнодействий патриарха, какое обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всяких христианских святынь. Подобные беседы естественно и незаметно могли возбудить в душе набожной Ольги благочестивое желание увидеть все это собственными глазами. И вот престарелая Ольга – еще язычница, но уже оглашенная христианством и глубоко убежденная в его божественности – решается отправиться в Царьград, дабы там получить крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России Святая Ольгаравноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. 23 июля, 2007 Святая Ольгаравноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Могут быть различные мнения относительно роли святой равноапостольной Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Святая Ольга оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божием именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.   фото иконы из Владимирского собора Нет смысла впадать в сложные, не бесспорные и, по сути, бессмысленные изыскания о «национальном» — славянском или варяжском происхождении равноапостольной княгини. Ее имя — Ольга – скандинавское, оно существует по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». И до св. Ольги в главе начинающейся Руси мы видим одни скандинавские, «варяжские» («ославяненные» или искаженные) имена викингов шведского, норвежского или датского происхождения — Рюрик, Трувор (шведское — Тревор), Синеус (шведское — Сениус), Аскольд, Дир (оригиналы этих имен трудно установимы), Олег (датское — Хельге), Игорь (шведское Ингвар), Свенельд.

http://pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagove...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 1050-летию памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги Выступление Ольги Гавриловой в Общественной палате Российской Федерации 12.02.2019 1573 Время на чтение 6 минут «Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую» Стартовал новый 2019 год. Этот год необычный, юбилейный – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Первая святая женщина на Руси и правительница, ее называют просветительницей, первоучительницей, праматерью народа русского, богомудрой, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновницей нашего просвещения. Она – основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. Родилась и выросла Ольга в селе Выбуты Псковской области на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Была еще язычницей, но по закону совести жила, «…целомудрие яко зеницу ока блюла еси…», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю – это смелость и уверенность в правде. Поэтому он не смог забыть её. Вскоре Ольга стала его верной женой и великой княгиней Киевской Руси. После гибели мужа красивая, молодая и умная великая княгиня Ольга не пошла замуж. Всей своей жизнью княгиня продолжала служить мужу, управляя русским государством вместо него целых 20 лет, ввела административные реформы и налоги. Преодолела путь в Константинополь (теперь Стамбул, Турция). Потрясенная красотой храма Святой Софии Премудрости Божией, Богослужением и учением Христа, опаленная благодатью, великая княгиня Ольга крестилась с именем святой равноапостольной царицы Римской империи (Византии) Елены. Ольга прошла с вестью о Воскресении Христовом всю Русь – Малую, Великую, Белую, от Киева до Витебска дошла, дала народу своему главное – смысл жизни и путь к святости, в Царствие Небесное, подготовила Русь к крещению, совершила апостольский подвиг, о себе и личной выгоде не думала. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. В селе Выбуты великая княгиня Ольга построила первый на Руси храм – св. Пророка Илии. По ее указанию в Пскове был построен храм во имя Святой Троицы: здесь ей был знак – три пресветлых луча ярко блеснули с неба на это место. Везде она воздвигала храмы и кресты, от них происходили многие чудеса для уверения неверных. Благодаря ей впоследствии ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это – заслуга православных монастырей на Руси, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Копия иконы выполнена Михаилом Нестеровым ЖМП 7 июль 2019 /  5 августа 2019 г. 12:42 Первая, равноапостольная В июле исполнилось 1050 лет со дня преставления святой равноапостольной княгини Ольги, первой женщины-правительницы на Руси, одной из создательниц российской государственности. Княгиня Ольга — одна из первых русских христианок, которая начала строить храмы в своей стране и свое наследие передала внуку — великому князю Владимиру, позже крестившему Русь.   PDF-bepcuя.  После революции память о том, что сделала княгиня Ольга, целенаправленно стиралась. Имя святой вымарывалось из городской топонимики, храмы и часовни в ее честь закрывались или вовсе уничтожались. Был забыт орден святой княгини Ольги, перестало существовать Ольгинское общество. Лишь в 1990-е годы ее имя стало постепенно возвращаться и в Москве, и на ее родине — в Пскове и в селе Выбуты. В начале 1990-х годов в Москве не было ни одного Ольгинского храма. Сегодня их несколько. Один открыт в 2003 году при Паломническом центре Московской Патриархии, второй — в районе Останкино, построен и освящен в феврале этого года. Есть и храм-крестильня Святой княгини Ольги при Вознесенском храме за Серпуховскими воротами. Построенный и освященый в 1995 году, он стал первым храмом в честь святой равноапостольной княгини Ольги в истории столицы. Храм должен жить Настоятель Вознесенского храма и храма-крестильни протоиерей Константин Татаринцев рассказывает, что его построили по просьбе прихожанок, носящих имя Ольга: «Они обратились с этой просьбой к Патриарху Алексию II. А когда-то здесь стояла часовня при кладбище, и на основании этого исторического факта Святейший благословил построить часовню, а затем она стала крестильным храмом». В 2005 году при храме организуется Общество святой равноапостольной княгини Ольги и отец Константин становится его духовником. «Общество решили создать женщины, награжденные орденом святой княгини Ольги, который был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1988 году.

http://e-vestnik.ru/reports/pervaya_ravn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Человек-легенда, представитель давно ушедшей России Светлой памяти Ольги Николаевны Куликовской-Романовой 04.05.2020 772 1 мая 2020 года на 94-ом году жизни мирно отошла ко Господу Ольга Николаевна Куликовская-Романова, большой друг и почетный член Общества во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги и прихода храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы . По своей жизни и общественной деятельности она была человеком-легендой, и хотя в её жилах не текла царская кровь, её внешний вид, речь, манера поведения, способ общения не оставляли сомнений в том, что перед вами представитель давно ушедшей России. В то же время Ольга Николаевна покоряла своей простотой и доступностью. Наше знакомство состоялось в 2005 году, когда по благословению настоятеля храма Вознесения Господня протоиерея Константина Татаринцева, формировалось Ольгинское общество и начались регулярные молебны равноапостольной княгине Ольге в храме-крестильне ее имени. Ольга Николаевна проявила заинтересованное отношение к ещё не до конца достроенному храму и начинавшейся деятельности Общества. Тогда и началась наша дружба и регулярное взаимодействие. Ольга Николаевна выступала с докладами и приветствиями и бывала украшением Ольгинских чтений. Любя и почитая равноапостольную великую княгиню Ольгу, в день своих именин 24 июля она любила участвовать в Литургии в храме Вознесения Господня и вместе с Ольгами, ольгинцами и множеством народа исповедовалась и причащалась Святых Христовых Таин. Совместная праздничная трапеза несказанно радовала саму Ольгу Николаевну и всех участников. Её искренняя горячая любовь к России и русскому народу не иссякала все эти годы. Это чувствовали люди и отвечали ей взаимностью. Кипучая энергия и неутомимая деятельность Ольги Николаевны во имя Родины и Церкви, несмотря на весьма почтенный возраст, поражала: она возглавляла благотворительный фонд, организовывала гуманитарные акции, выступала на международных конференциях, писала книги, путешествовала, помогала больницам, школам и монастырям, славилась благотворительностью и попечением о больных и малоимущих. Невольно возникал вопрос: откуда эта маленькая, хрупкая, но сильная духом женщина черпала силы?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/04/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, сказанное им 24 июля 2005 года на Вечевой площади Кремля в День памяти Святой и Равноапостольной великой княгини Российской Ольги - псковитянки 25.07.2005 464 Время на чтение 6 минут Всех вас душевно поздравляю с великим праздником для нашего Богоспасаемого города Пскова с Днем преславного торжества в честь памяти Святой землячки нашей, благоверной Равноапостольной княгини Ольги. Как с рождением Богоизбранной Отроковицы, Богоматери Пречистой Девы Марии, Матери нашего Господа открылась страница мировой истории христианства, так и с появления Святой Ольги на берегах реки Великой в селении Выбуты началась новая жизнь на нашей Руси. Если до IX века Русь была без государственного устройства, то с началом княжения Ольги Русь получила свое бытие. Началась новая история родного нашего Отечества. С принятием Таинства Крещения Княгиней Ольгой в Константинополе от Вселенского Патриарха, Русь получила вселенское значение среди народов и государств. Византийская культура, благолепная красота, Евангельское благовествование, как благодатная роса упала на сердце наших предков, и Слово Божие ярким пламенем возгорелось в жизни русского человека. Наша русская княгиня Ольга, подобно святым Апостолам, получила в момент Крещения особую силу благодати Духа Святаго, после чего она могла устроять на Руси могущественное государство, способное принять Святую Православную веру. Подобно Святой Равноапостольной Царице византийской Елене, она строила на нашей Руси храмы Божии, которые становились училищем, школой душеполезных знаний. Сейчас мы с вами стоим на этом святом месте, где был построен первый на Руси храм в честь истинного Триипостасного Бога, в честь Живоначальной Троицы. Это был первый краеугольный камень, положенный в основу строительства нашего государства и в основание нашего Святого Православия. Отсюда забил родник духовный силы. Отсюда потекла живая вода для временной и вечной жизни. Святые Божии люди и Святая княгиня Ольга - это Дар Божий тем народам земли, которые не забыты Богом, о которых Божие промышление, как и о нашей родной России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

     Однажды, читая житие святой Ольги, мне подумалось, что в нашей современной жизни часто происходит нечто подобное тому, что и с равноапостольной случилось. А именно. Как известно, одна из самых загадочных страниц в биографии Ольги – время и место ее крещения. Об этом есть много разных предположений, споры до сих пор не утихают. В этой истории есть деталь, которая часто остается без внимания. Деталь, может быть, и второстепенная, но знаете, как часто бывает, что второстепенное определяет первостепенное. Крещение Ольги связано с ее поездкой в Константинополь. В число спасаемых княгиня вошла или в самом Царьграде, или (что менее вероятно) после посещения его. Несомненно, на Ольгу произвел сильное культурное впечатление визит во второй Рим. И, скорее всего, пиком ее потрясения был знаменитый Софийский собор. Языческие капища, которые Ольга знала на своей земле, не могли идти ни в какое сравнение с размерами и красотой Великой церкви. Небесное великолепие Софии всегда поражало человека любого вероисповедания. Об этом существует множество рассказов. Не могло оно не сразить и впечатлительное сердце Ольги. Можно попытаться представить себе, как зашла первый раз в этот храм княгиня. Робкие, неуверенные шаги... Входит... Громада купола накрыла ее, словно небесный свод. Да это и есть целое небо – только уже небо новое, преображенное золотым светом воскресения. Таким светом залит весь храм. Он струится не только из золота купола, но и потоками льется от иконных нимбов, мозаики, от всего сверкающего убранства храма, от облачений священнослужителей. Невидимый хор из тысячи голосов наполняет все храмовое пространство. Лики святых, написанные тонкой кистью лучших мастеров Византии, смотрят, кажется, прямо в сердце. Из специальных отверстий в полу медленно поднимаются вверх клубы кадильного дыма. Кажется, что ты оказался в центре неба, и выше уже может быть только Сам Господь... Возможно, что-то такое почувствовала Ольга, до этого всю жизнь прожившая под низкими потолками русских срубов. И, может быть, именно это впечатление и стало последним шагом в длинном духовном пути великой княгини. Стоя под широкими сводами Софии, Ольга почувствовала, что она дома. И сердце ее сделало решающий выбор – она крестилась.

http://pravoslavie.ru/114613.html

Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви. 1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше. Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи. Княгиня Ольга, смелая и решительная, верная языческому закону, жестоко отомстила за смерть своего мужа, великого князя Игоря, убитого древлянами за непомерное обложение их налогами. Мы не знаем, как и когда тронула ее душу христианская проповедь. Сохранились летописные сказания о ее мудром и справедливом правлении родной землей и о том, как она поехала в Константинополь, была торжественно принята императором и там крестилась. Вернувшись в Киев, княгиня Ольга пыталась обратить в христианскую веру своего сына, великого князя Святослава (942–972, самостоятельно правил с 957 г.) но он, воинственный и суровый, отказался креститься, говоря матери: – Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет... Принятие христианства великим князем Владимиром . Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир , стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Имя и дело святого равноапостольного Владимира связано со всей последуюшей историей Русской Церкви 28 июля. ПРАВМИР. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления. «Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги посвящается (†969-2019) 11.08.2019 634 Время на чтение 5 минут Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую (величание св вел княгине Ольге). 24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со времени преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969). Празднование этой юбилейной даты поможет осознать роль праматери и просветительницы русского народа великой княгини Ольги в становлении государственности и Православия на Руси. Значение личности первой русской святой женщины, бабушки Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира, очень актуально для воспитания нравственных качеств нашего народа и любви к Отечеству. Церковь и народ такими эпитетами называет свою любимую правительницу в акафисте ей: «...Заря утренняя, первоучительница и просветительница наша, праматерь русская, богомудрая, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновница нашего просвещения». Она - основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. И народ был бы другой. Велика ее миссия в духовно-нравственном становлении нашего Отечества. Родилась и выросла она в селе Выбуты Псковской области, на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. По рождению святая великая княгиня Ольга - славянка, имя ее было - Прекраса. Впоследствии князь Олег, дядя князя Игоря Рюриковича, назвал ее Ольгой (Олег и Ольга - родственные имена, мужское и женское). Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Молодой красивой девушке не мог не понравиться молодой и красивый князь Игорь. Князь! Но Ольга, будучи еще язычницей, по закону совести жила, «...целомудрие яко зеницу ока блюла еси...», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю - это смелость и уверенность в правде. Поэтому, он не смог забыть её. Вскоре она стала его верной женой и великой княгиней Киевской.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010