Княгиня Ольга, прославленная мудрым правлением во дни язычества и еще более обращением ее к христианству, которое указала она своему великому внуку, сделалась искони предметом любви народной. Много сохранилось о ней преданий, языческих и христианских, каждое из них проникнуто духом своей веры, и поэтому не должно удивляться, если язычество, думая прославить свою княгиню, яркими чертами изобразило то, что казалось ему первой добродетелью — месть за супруга. Более отрадны предания о первых днях ее юности, которые дышат свежестью чистых нравов славянских — это первое явление св. Ольги на ее высокое поприще. Равноапостольная Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу, тому славному мужу, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока по его же совету не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями. Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X–XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или свелись с ними посредством браков. Она родилась в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга, в русском «окающем» произношении — Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому имени Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отличное от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Позднейшие предания называли ее родовым имением весь Выбутскую, в нескольких километрах от Пскова, вверх по реке Великой. Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых сами держались, несмотря на свое идолопоклонство. Поэтому уже в юности ей были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вопреки другому расхожему мнению, Владимир был не младшим сыном Святослава, а ровесником Ярослава. Его мать, «вещая дева» Малуша, стала христианкой вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде, но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Сохранились глухие свидетельства о ее прорицательском даре. Может быть тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сошелся с нею. Хотел или не хотел Святослав сделать Малушу своей законной женой, волей или неволей она уступила князю – остается невыясненным. Считается, что княгиня Ольга хотела женить великого князя Святослава на ровне – княжне или принцессе, а возможно, предполагала вступить в династические отношения и с византийским двором. Но и Малуша была не из простых, тоже дочь, хоть и зависимого, но князя. Скорее всего, Ольга противилась тому, чтобы, во-первых, названная сестра Святослава, взятая Ольгой не в услужение, а на воспитание, вступала в отношения, весьма напоминающие инцест, во-вторых, чтобы христианка опускалась до противозаконного сожительства, в-третьих, чтобы дочь, хоть и не виновная, убийцы отца стала женой сына (к тому же, тут имело место двойное убийство: Мал распорядился убить Игоря, а Ольга – Мала). Разгневанная непослушанием сына, Ольга отправила Малушу на свою родину, на Псковщину, в селение неподалеку от Выбут. Там и родился мальчик, названный славянским языческим именем Володимир – владеющий миром. Воспитание его было поручено брату Малуши Добрыне, который зарекомендовал себя храбрым и умелым воином, обладавшим, помимо всего прочего, незаурядным умом. Он стал хорошим помощником своему племяннику в делах военного и государственного управления и не случайно остался в народной памяти былинным богатырем. После гибели Святослава киевским князем остался его сын Ярополк, и поначалу казалось, что Русь продолжит свое восхождение к силе и славе. Но все обернулось по-другому. Вскоре появились грозные признаки распада государства. И снова противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг тринадцатилетнего и потому несамостоятельного еще Олега Святославича и не захотели подчиняться Ярополку.

http://pravoslavie.ru/3487.html

Если верить апокрифической Иоакимовской летописи, святая Ольга имела славянское происхождение и при рождении названа была Прекрасой В «Повести временных лет» после сообщения о замужестве Ольги ее имя впервые упоминается три десятилетия спустя – в тексте договора Руси с империей 944 года. В следующем году она овдовела. Узнав об убийстве мужа, Ольга, в руках которой ввиду малолетства сына оказалась власть в Киеве, задумала и осуществила жестокую месть древлянам. При отсутствии налаженной судебной и полицейской машины кровная месть в случае убийства долго еще оставалась единственным надежным средством защиты человеческой жизни, орудием сурового и безотказного правосудия. Когда же жертвой покушения был не частный человек, а правитель государства, месть приобретала грозные масштабы. Как у славянских, так и у германских народов при отсутствии мстителей мужского пола долг совершать отмщение за мужей, отцов или братьев возлагался на близких родственниц, если они располагали к тому средствами. Поэтому по этическим представлениям своего времени, не до конца изжитым и в христианскую эпоху, отчасти отраженным и в летописи, написанной монахами, месть вдовы убитого князя его убийцам – дело доблести, а изобретательность, обнаруженная Ольгой в обдумывании ее способов, воспринималась окружением как хитрость, равносильная мудрости. Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. Иллюстрация: ru.wikipedia.org «Повесть временных лет» сохранила народное предание об этой мести, состоявшей из нескольких актов. Начало ей положено было самонадеянным сватовством древлянского князя Мала, на которое вдова Игоря дала притворное согласие: 20 сватов прибыли в Киев, по подсказке самой Ольги ради особой торжественности события в ладье, которую слуги княгини внесли на руках во двор ее терема, после чего гости были сброшены в глубокую яму, специально для этого вырытую, и закопаны живьем. Пока они еще были живы, Ольга обратилась к ним с издевательским вопросом: «“Добьра ли вы честь?” Они же ркоша: “Пуще ны Игоревы смерти”. И повеле засыпати я живы, и посыпаша я» .

http://pravoslavie.ru/156264.html

Недогадливые Древляне тотчас снарядили пятьдесят самых знатнейших из придворных, державших их землю, и послали за Ольгою. Как и прежних послов великая княгиня тоже сначала по-видимому приняла их с почетом, потом распорядилась, чтобы они прежде всего, по русскому обычаю, сходили в баню, и после того явились к ней отдохнувши. – Древляне с радостью согласились на это предложение. Но лишь только они вошли в баню, слуги княжеские немедленно забили все двери, и обложив баню соломой, зажгли ее, и таким образом лишили жизни и этих послов Древлянских. После этого, ни мало не медля, Ольга снарядилась в путь, предварив Древлян, что прежде, чем венчаться с их князем, она хочет тотчас, но обычаю, совершить тризну над могилою убитого Игоря, – а потому они бы приготовили побольше медов и других напитков для достойного поминовения покойного. Древляне беспрекословно повиновались воле своей будущей повелительницы и с охотою сделали всевозможные приготовления к ее приему. Но великая княгиня спешила к ним не для замужества, а для мести. Не будем удивляться этому действию, так очевидно несогласному с памятью Ольги, как святой и чтимой нашею Православною Церковью. Надо помнить, что это делает Ольга еще задолго до своего крещения. К тому же в этом случае она действовала под влиянием родового обычая Славян, считавших месть, наравне с другими народами древности, неприкосновенною, священною заповедью. На встречу новоприезжей из главного древлянскаго города Коростена 52 вышли Древляне в праздничных нарядах, с изъявлением торжества и радости. Ольга прежде всего отправилась на могилу и, горько поплакав на ней и совершив обряд поминовения, приказала насыпать над нею огромный курган, – а сама обратилась к Древлянам. Смирные Древляне начали упрашивать Ольгу, чтобы она не сердилась на них за смерть мужа; объяснили, что Игорь поступал с ними жестоко, что они считают ее такою милостивою и доброю, как их князь...  – Да я и не печалюсь уже о покойном муже, отвечала Ольга: я сделала для него все, что следовало; теперь больше ни о чем не думаю, как только о предстоящем венце и новой судьбе своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Одним из представителей этой военно-торговой аристократии и был отец Ольги, заведовавший переправой в Выбутской веси. Там-то, среди купцов и воинов, увидела свет первая русская святая. Создатель богато одарил девочку. Она была редкостно красива, умна, смела и целомудренна. Ее наблюдательность и широкий кругозор должны были необычайно развиться в обществе заморских гостей, от которых можно было услышать захватывающие дух рассказы о Персии и Индии, Риме и Царьграде, Скандинавии и Германии, разных народах, обычаях и верах. Уже тогда юная Ольга должна была услышать имя Бога христиан, столь непохожего на привычных скандинавских и славянских богов. А для того, чтобы сберечь свое достоинство и целомудрие среди коварных и похотливых воинов, красавице Ольге приходилось самой быть ловкой, изворотливой и подчас жестокой. Легендарное сказание “Степенной книги” рисует эту сторону жизни будущей святой. Молодой князь Игорь, забредший во время охоты в псковские леса, захотел переправиться на другой берег реки Великой и, уже сидя в лодке, обнаружил, что перевозчик — необычайно красивая девушка. Князь стал заигрывать с ней и был явно обескуражен, когда получил смелую, мудрую и весьма резкую отповедь, подкрепленную угрозой отправиться на дно вместе с Игорем, если тот попробует применить силу. Пристыженный Игорь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов. Княгиня Ольга. Любимая жена Согласно же Повести временных лет, на красоту и ум Ольги обратил внимание во время одной из своих поездок в Псков Олег. В 903 г. он устроил брак князя с пленительной псковитянкой. Ольга, скорее всего, не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой любимой. Так что “име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше”. Прекрасная княгиня достигла и большего: ей удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочно удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляя политику мужа в нужную сторону.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Много ли подвигов б о льших, чем вольное терпение унижения ради чужой пользы? У многих ли получается возвыситься до такой формы самоотречения? Не воспитывали её на библейской традиции, похваляющей кротость, не слыхала она слов пророка о Господе, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3)). Но взрастили её на спеси и бахвальстве, хвастовстве и мотовстве. С колыбели впитала она восхваления удали с жестокостью, где «подвигами ратными» именовались грабительские, душегубные набеги. Какими были языческие князья Руси, в чём заключалась их роль как правителей? Они добывали себе «ратную славу». В общем-то – и всё. Ну, то есть они ходили в походы за добычей к соседям и отбивались от соседей, когда те приходили за добычей к ним. Большинство занятий внутренними делами государства сводились к тому, чтобы было с чем ходить за добычей и отбиваться от «добытчиков»: сбор дани и торговых пошлин, постройка укреплений, подготовка дружины... Сбор дани, впрочем, нередко тоже превращался в способ захвата добычи – так и погиб супруг княгини Ольги. Кратко говоря, все интересы тех князей были интересами захватчиков – не более того. При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации И вот для христианской совести правительницы стало очевидно, что польза народа требует подвига куда как большего, нежели ратная удаль. Для пользы народа надо терпеть и кланяться, надо утираться, просить, экономить, заботиться... Ведь история «стояния» в Константинополе – это лишь один эпизод её жизни, её большого христианского подвига. Святая Ольга положила основание расцвету Руси, все силы своей души поставив на службу своему народу, на заботу о его просвещении, благоустройстве и благосостоянии. А силы эти были на редкость велики – колоссальный масштаб её личности несомненен. При равноапостольной княгине страна перешагнула условную границу варварства и вступила на путь цивилизации. Казалось бы, княгиня Ольга просто приняла христианство – как любой из нас... Но её радость о Господе излилась через край ТАКИМ чувством долга, которое вызывает благоговейный трепет – подлинно это подвиг «во образ Христов».

http://pravoslavie.ru/122617.html

Дня за три до именин Батюшка вызвал меня к себе, дал мне наставления, подарил акафист и большую просфору. И вот, получив все эти подарки да еще обещание Батюшки приехать на день Ангела, я немного вознеслась. Наступил день памяти равноапостольной Ольги. Дома у нас все вверх дном перевернули. Все мыли, чистили, наготовили множество различных блюд – и молочных, и фруктовых. А я в церкви причащалась. После Литургии все подходят под благословение. Подхожу и я. А Батюшка как будто меня не видит, отворачивается, благословляет других. Я стою, жду благословения. Потом он как бы меня увидел: «Ах, искушение, – говорит, – это вы, Ольга Федоровна?» И так в полоборота меня благословил. (А обычно благословлял большим крестом.) На сердце у меня заскрежетало: «Что случилось? " -думаю. Настроение у меня сразу стало пасмурным, не именинным. «Батюшка, – говорю, – нас ждут, поедемте к нам». А он: «Вера, готовь, я сейчас пойду кушать и отдыхать в свою келью». Я осталась ждать, пока Батюшка покушал, отдохнул, проснулся, в церковную келью пришел. Я сижу, как на электрическом стуле, жду его. В келье он долго с кем-то беседовал, потом вызывает Петра: «Петро, давай машину налаживай, сейчас поедем». «Батюшка, – спрашиваю, – к нам?» А он: «У, какая нашлась – к вам. Нет, нет, нет, мы поедем на Мелькомбинат к Ольге Степановне». – «А! Батюшка, а нас ждут!» А он, как не слышит. Поехали на Мелькомбинат. Там и панихиду послужили, и молебен, там и потрапезничали, потом еще к Жуковым заехали, и Батюшка говорит: «Петро, поехали!» Ну, думаю, к нам. Хоть поздно, а все же приедем. Доехали до нашего дома, у ворот остановились, Батюшка говорит: «Ольга Федоровна, выходите». – «Батюшка, – говорю, – – да как же?! Как же меня дома встретят?! Что я буду отвечать?! Почему Вы не заходите?!» Он ничего не сказал и уехал. А ведь частенько мне говорил: «Ольга Федоровна, смирение – прежде всего, на будущее вам». Так он мог смирять. А при следующей встрече: «Ольга Федоровна, вы уж меня извините, что я не поехал, что-то я… даже не помню почему… или торопился… или плохо себя чувствовал… не помню уже». – «Ох,– говорю, – батюшка, и досталось же мне дома!» Вот так вот.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Именно при княжеском дворе сформировалась Ольгина жестокость, расчетливость, холодность. Иначе и быть не могло, ведь, даже будучи женой великого князя, она постоянно рисковала стать жертвой интриг. И Ольга приспосабливалась – как могла и как умела. Особенно сильно на ее характер подействовала трагическая гибель Игоря от рук племени древлян, которых князь облагал непомерной данью. С убийцами своего мужа она расправилась хладнокровно, перебив древлянскую знать и уничтожив много простых людей. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Михаил Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1893 Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей. В светской историографии утвердилось мнение, что Крещение было для Ольги политическим шагом, который позволил ей занять выгодное положение среди византийской элиты. Но внимательный анализ жития и летописных упоминаний показывает, что это не совсем так. Мы доподлинно не знаем, где и когда крестилась русская правительница, но источники говорят, что ее положение в византийском обществе после принятия Крещения было не таким уж и высоким, и оно явно не соответствовало амбициям этой сильной женщины. И здесь невольно понимаешь, что Ольгой двигала не политика, а вера. Бабка Владимира Великого была одной из тех, кто на себе испытал силу преображающей Божьей благодати. Несмотря на бурную жизнь и огромную власть, которая была сосредоточена в ее руках, эта женщина рано стала задумываться над смыслом жизни, и этот поиск привел ее к решению принять христианство.

http://foma.ru/svyataya-knyaginya-olga.h...

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем… Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен. И как к этому ко всему относиться? Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется. А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

http://foma.ru/24-iyulya-svyataya-ravnoa...

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление " погост " в смысле " кладбище " .) Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, Вышгороды (или Детинцы, Кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно " на горе " , над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла " к Ользе, на Вышгород " - на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику ( " страну городов " ), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширятся зарубежные связи Киева. Это способствует развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги - лишь в нашем веке были разысканы археологами. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971-1972 гг.) Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы - древняя Византийская империя, на западе - королевство Саксов.

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010