§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Великая княжна Мария Николаевна Романова Фотогалерея Третья дочь в семье императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в крещении получила имя Мария в честь небесной покровительницы Марии Магдалины, одной из жен-мироносец, чью память Православная Церковь чтит 22 июля (4 августа). Княжна была поразительно красива: со светло-русыми волосами и большими темно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машкины блюдца». С. Я. Офросимова, фрейлина императрицы, писала о Марии с восторгом: «Ее смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на нее и невольно представляешь ее одетой в русский боярский сарафан Она весела и жива, но еще не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины». Как и старшие сестры, Мария отличалась скромностью, непритязательностью, сердечностью и добротой. О характере княжны М. К. Дитерихс писал: «Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично русская, добродушная, веселая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. Во время прогулок в парке вечно она, бывало, заводила разговоры с солдатами охраны, расспрашивала их и прекрасно помнила, у кого как звать жену, сколько ребятишек, сколько земли и т. п. У нее находилось всегда много общих тем для бесед с ними. За свою простоту она получила в семье кличку «Машка»; так звали ее сестры и цесаревич Алексей Николаевич». Друг их матери Лили Ден говорила, что Мария не была такой живой, как ее сестры, зато имела выработанное мировоззрение и всегда знала, чего хочет и зачем. Как и старшие сестры, во время Первой мировой войны младшие Анастасия и Мария посещали раненых солдат в госпиталях. Они шили белье для солдат и их семей, готовили перевязочный материал. Обе сожалели, что из-за юного возраста не могли стать настоящими сестрами милосердия, как великие княжны Ольга и Татьяна. В обязанности младших состояли в том, чтобы развлекать раненых солдат. Мария предпочитала сидеть у изголовья и расспрашивать об их семьях, детях, и знала по именам практически всех.

http://pravoslavie.ru/105568.html

Вышгород и Межигорье Одну из самых приятных поездок по окрестностям Киева совершил я в отдаленный Вышгород и Межигорье, оба замечательные своею древностию и «неопасными водами». Почтенное семейство, с которым познакомился еще при первом моем посещении Киева, вызвалось мне сопутствовать и приятным обществом сократило путь. Рано утром спустились мы с крутой горы Андреевской и мимо веселых слобод и дач ехали, как бы одною тополевою рощею, до самой Кинь–Грусти. Широкая поляна отделяет сию прелестную усадьбу от густого соснового бора, который на несколько верст простирается к Вышгороду по сыпучим пескам, далее возделанные поля и вправо Вышгород, бывшее село Ольги, на горе Хоревице господствует над Днепром и всею окрестностию. Это также одно из самых очаровательных мест Киева, хотя ими так богата его природа. Широкое течение реки, усеянной островами, открывается во всем ее великолепии от Вышгорода и за Киев, вдоль низменной долины, которая ограждена мрачным бором и амфитеатром гор. Вдали Старый Киев, как бы на престоле, царственно восседает на горах своих, увенчанный многоглавым венцом всех своих обителей, и держит в руках, как некий скипетр, колокольню Печерскую. Дольний город служит ему подножием, наподобие белых мраморных ступеней, облегающих его горний престол; а вечный Днепр, его обтекающий и весь кипящий полуденным солнцем, – зеркалом его великокняжеской славы. Таков Мономахович Киев! Так им некогда любовалась отселе блаженная Ольга из своего любимого села, которое обратилось в город удельный при ее правнуке Ярославе. Нет следов древнего жилья княжеского, кроме земляных насыпей около деревянной церкви Бориса и Глеба, отколе самый лучший вид. Церковь сия, где некогда хранились нетленные останки мучеников–князей, ныне убогая, уже в седьмой раз восстает из своих развалин. Первую соорудил великий Просветитель Руси во имя своего Ангела Василия в 989 году, не подозревая, что она сделается сокровищницею двух нежно любимых его сыновей, мученически убиенных их братом. Пожар истребил здание сорок лет спустя, и опять соорудил ее из пепла великий Ярослав.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Елец. Церковь Михаила Тверского и Александра Невского. Великокняжеская церковь Карта и ближайшие объекты Великокняжеский храм - один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является символом купеческой благотворительности. Выстроен храм на средства елецкого потомственного почётного гражданина купца первой гильдии Александра Николаевича Заусайлова. Сооружён в память посещения в 1909 году Ельца Великим князем Михаилом Александровичем – братом императора Николая Второго. Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. 15 ноября 1909 года в торжественной обстановке состоялась закладка Великокняжеской церкви. Храм задумывался как продолжение часовни в память Александра Второго. Проект был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем  Вильфартом и представлен 31 декабря 1909 года в строительный комитет МВД, где в январе 1910 года рассмотрен, но признан «подлежащим исправлению». Выполнение всех требований комитета привело к сносу старого здания хоругвеносцев и изменениям объёмно-пространственной композиции первоначального проекта. В январе того же года строители приступили к расчистке площадки под будущий храм и рытьё котлована. 20 февраля 1910 в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра Ольга Александровна с мужем принцем Петром Ольденбургским. Целью визита был осмотр строительной площадки. К весне 1910 года возведение стен было завершено, и начались работы по отделке фасадов и интерьера специальной модульной майоликовой плиткой. В марте 1910 года из Твери в Великокняжеский храм была привезена икона св. Михаила Тверского с частицею мощей. А ещё ранее в 1909 году из города Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей супруги св. Михаила Тверского св. княгини Анны. 12 марта состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. В августе того же года на звонницу поднят главный 100 пудовый колокол. К началу февраля 1911 года все работы были завершены. При строительстве использовались технические новшества: бетонные перекрытия, электричество, автоматически убираемые сидения, водопровод, водяное отопление. Сооруженный в рекордные сроки храм производил необычайное впечатление своей архитектурой, конструкцией и внутренним убранством. Он повторяет архитектурный стиль Александровской часовни, к которой церковь пристраивалась. Храм является продолжением композиции. Ещё большее впечатление производит внутреннее убранство храма, стены, своды и иконостас которого полностью покрыты майоликой.

http://sobory.ru/article/?object=02359

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Валево: моя малая родина…» 05.09.2020 853 Время на чтение 6 минут Источник: Русский вестник Валево – это небольшой, но уютный городок в Сербии. Здесь в 1926 году родилась и сделала свои первые шаги в жизнь Ольга Николаевна Куликовская-Романова, супруга родного племянника Царя Николая II. И мне кажется, что в этом заключался глубокий мистический промысл Божий. Русская женщина, дворянка, через брачные узы породнившаяся с династией Романовых, ставшая знаменем монархического движения в России, соединила невидимыми духовными нитями два братских славянских народа. Сербы и русские всегда чувствовали и чувствуют до сих пор свое кровное родство. Сегодня мы представляем читателям фрагменты из первой главы последней, так и не опубликованной при жизни книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, которую она назвала «Благородные». Фрагмент воспоминаний О.Н. Куликовской-Романовой о ее детстве, которое прошло в Сербии, навсегда ставшей для нее Малой родиной. «Все беженские дороги моих дорогих родителей вели в сербский городок Валево. И только одна для меня выходила оттуда – в Мариинский Донской институт благородных девиц, нашедший свое пристанище тоже на сербской земле в городе Белая Церковь… После поражения Белого движения в России мои родители, тогда еще не знавшие друг друга, вместе с остатками Белой армии ушли в изгнание. Оба они оказались в эвакуационном лагере в Галиполи, где в суровую зиму 1920–1921 годов умерло несколько сотен русских беженцев, в том числе женщин и детей. Моей маме, Нине Конрадовне Коперницкой, с дочерью Татьяной и сыном Мишей от первого брака посчастливилось выжить в том аду. В беженском лагере и познакомились мой папа с мамой… Оттуда моим родителям удалось перебраться в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Нужно было выживать: найти работу и пропитание для маленьких детей. Сначала решили обосноваться в местечке Врнячка Баня. Почему выбор пал на это место, а не на крупные центры русской диаспоры, могу только догадываться.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/05/valevo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вымирание села является следствием неолиберальной политики Опубликована резолюция конференции «Российская глубинка: свидание с Русью» 18.02.2020 958 Время на чтение 6 минут От редакции. Как сообщалось, 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского собрания» по теме « Российская глубинка: свидание с Русью ». В ней приняли участие: член центрального совета МОО «Русское Собрание», глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин, председатель МОО «Русское собрание», гл. редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) , благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии протоиерей Анатолий Денисов, координатор Конгресса работников образования и науки, публицист, член Союза журналистов России ( Москва ) Наталья Яковлевна Лактионова, председатель движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин (Москва), помощник главного редактора РНЛ, публицист, общественный деятель Павел Вячеславович Тихомиров , председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания Михаил Юрьевич Щеглов , директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС (Москва) Ольга Ивановна Артеменко, публицисты и общественные деятели: Мария Андреевна Мономенова , Сергей Николаевич Халин, Дмитрий Иванович Мамонов, Павел Геннадьевич Петин, Леонид Евгеньевич Болотин и другие. Ранее на сайте РНЛ было опубликовано обращение участников Чтений по обсуждению поправок в Конституцию. Принято решение направить обращение Президенту России Владимиру Путину и в Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию от имени участников конференции. Предлагаем вниманию читателей текст общей резолюции чтений . Мы, члены международной общественной организации «Русское Собрание», провели в городе Калязине Тверской области 11 февраля 2020 года конференцию на тему «Российская глубинка: свидание с Русью».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/18/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дай Бог нам воздержаться от поклонения лжемощам 29.06.2017 2826 Время на чтение 7 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , историка и публициста Б.Г.Галенина , историка и публициста Л.Е.Болотина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева , историка В.И.Корненко (Корна) , изложение основных положений резолюции конференции ее организатором президентом Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого В.В.Бойко-Великим . Сегодня предлагаем вниманию читателей доклад на конференции протоиерея Константина Буфеева. Уважаемые устроители конференции, дорогие братья и сестры, досточтимая Ольга Николаевна! Мне хочется несколько слов сказать о духовном искусе, который нельзя допустить, и хотелось бы вспомнить два примера, два события. Во-первых, сегодня праздник всех Святых, в земле Российской просиявших, и в Москве находятся мощи святителя Николая, в храме Христа Спасителя. Не секрет, что отношение к этим мощам, там находящимся, двойственно. С одной стороны, мы видим огромный, многотысячный поток паломников из Москвы и Подмосковья и многих городов. Мой товарищ, священник из Кубанской епархии сегодня здесь, привез автобус паломников для поклонения. С другой стороны, есть настроение, и исповедь приходилось принимать, что не надо это поклонение устраивать, что из таких нехороших рук, из таких источников, как еретики, латиняне, католики, мы святыню брать не должны после Гаваны, после Крита, после недавних событий смутительных. Приходится объяснять, что святыня все равно требует поклонения. Если мы откажемся это поклонение истинным мощам предоставить, то мы похулим Бога, похулим святителя Николая и окажемся сами вне Церкви. Так вот, если мы должны поклоняться истинным мощам, то какой же великий соблазн будет, если нам будет предложено поклониться мощам ложным! Вот на этом контрасте: святитель Николай, который вопреки всем смущениям все-таки призвал к себе православную общественность, многие тысячи людей, и это поклонение принимает, и я сам служил со своим приходом, со своим хором позавчера молебен там, замечательно, тепло мы помолились. Но я не могу пойти, если мне будет предложено, на поклонение к лжемощам, в которых я не только не уверен, а которые вызывают лично у меня смущение, как у человека знакомого с информацией о их обретении.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исторический экскурс времен Первой Мировой войны: читателю для сравнения Господдержка и добровольчество в двух войнах 25.12.2023 77 Время на чтение 9 минут Источник: Попечение Первая Мировая война 1914 – 1918 годов принесла много бедствий народу Российской империи. На фронт было мобилизовано 15 800 000 человек, число беженцев составило почти 7 000 000 человек. Семьи воинов, вдовы, сироты остро нуждались в экстренной помощи. На фоне нынешней ситуации минимального присутствия личной поддержки фронта родственниками власть имущих и госслужащих, олигархата, а также инертности подавляющего большинства граждан, предлагается напомнить, как это происходило в годы Первой Мировой войны. Ведь как известно все познается в сравнении. Нижеследующий текст как логическое продолжение поднятой ранее темы . В те годы благотворительность сыграла важнейшую роль в поддержании физических и нравственных сил народа. Из своих скудеющих семейных бюджетов люди жертвовали тем, кому было еще хуже. Ключевую роль здесь, заражая милосердием и неравнодушием общество своим личным примером, сыграли члены царской семьи, богатейшие люди России из гильдии купцов, церковное священноначалие, и, как сказали бы сегодня, федеральные, региональные и муниципальные госслужащие. Согласно указу от 11 августа 1914 года «Об образовании Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов» был создан высший государственный орган для помощи семьям фронтовиков. Верховный совет возглавила супруга Николая II, императрица Александра Федоровна, уполномоченной за помощь в Москве стала великая княгиня Елизавета Федоровна, в Петрограде – великая княжна Ольга Николаевна. Было очевидно, что органы местного управления только с помощью добровольцев смогут наладить работу больниц, детских приютов, бесплатных столовых в условиях военного времени. Уже через полгода после начала войны государство стало выделять субсидии благотворительным организациям, занимавшимся обустройством госпиталей, доставкой еды и одежды на фронт.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/istori...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Алексеевич Маклаков: «С этой верой мы будем бороться и с этой верой мы умрем» Начало «красного террора» в 1918 году 04.09.2015 1197 Время на чтение 29 минут От редакции . Сегодня, 5 сентября, мы вспоминаем трагическую дату начала «красного террора» в 1918 году. В этот день в Москве были расстреляны видные деятели, как тогда говорили «старого режима»: один из лидеров монархического движения священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, бывшие министры внутренних дел Н.А.Маклаков и А.Н.Хвостов, бывший руководитель полиции С.П.Белецкий и другие. Предлагаем вниманию читателя статью о выдающемся государственном деятеле, до конца боровшемся против наступавшей революции, Николае Алексеевиче Маклакове. Иногда высказывают мнение, что последней надеждой Государя по предотвращению смуты был глава правительства и министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин, которому даже установили памятник у здания современного правительства России. Это - не вполне основательное мнение. Как раз Н.А.Маклакова Царь-Мученик считал своим полным единомышленником. Это о нем Государь сказал: «Наконец-то я нашел человека, который меня понимает». Статья подготовлена главным редактором РНЛ А.Д.Степановым для сборника «Правая Россия», который вышел в свет в начале лета. Автор попытался показать как Государь и Н.А.Маклаков безуспешно пытались предотвратить революцию. Подробнее о книге и условиях ее приобретения можно прочитать тут . Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры: старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов; младший Алексей (1872-1918) пошел по стопам отца, став офтальмологом, профессором Московского университета и директором университетской глазной клиники; одна из сестер Ольга (1876-1905) умерла молодой, а самая младшая Мария (1877-1957) скончалась в эмиграции во Франции, разделив горечь изгнания со старшим братом. Отец Маклакова был женат вторым браком на писательнице Лидии Филипповне Нелидовой (урожд. Королёва), но в этом браке детей не было.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/05/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010