Закрыть itemscope itemtype="" > " Я сделала все, что могла " О своих впечатлениях о перезахоронении Императрицы Марии Феодоровны рассказывает Ольга Николаевна Куликовская-Романова в беседе с писателем Андреем Хвалиным 25.11.2006 501 Время на чтение 14 минут Андрей Хвалин : - Ольга Николаевна, после презентации в Москве и Санкт-Петербурге Вашей новой книги " Духовник Императрицы " Вы отправились в Копенгаген, чтобы проводить прах Государыни Императрицы Марии Феодоровны в Россию. Вы неоднократно бывали в Копенгагене, в усыпальнице датских королей в Роскильде, где долгие годы покоился прах Государыни. Каковы Ваши впечатления о датской части перезахоронения, о том, как это было организовано, как прошло. Тут важна любая мелочь, любое Ваше впечатление, чтобы возникла достоверная во всех деталях картина. К сожалению, читая газетные публикации и смотря телевизионные сюжеты, посвященные этому знаменательному событию, стал замечать мелкие, на первый взгляд, неточности, которые со временем могут привести к искажению реальной картины происходившего в будущих работах историков, публицистов, литераторов, которые сами не были свидетелями перезахоронения. В частности, сейчас мы просмотрели принесенную Вам кассету с сюжетами о перезахоронении из программ " Вести " и " Время " . Например, корреспондент говорит, что гроб с останками Императрицы Марии Феодоровны накрыт Императорским штандартом, хотя на экране мы видим, что это не соответствует истине: орел держит в лапах не символы государственной власти - скипетр и державу, а хартии без каких-либо надписей. В другом месте журналист, рассказывая о храме в честь святого благоверного Великого Князя Александра Невского в Копенгагене, путает чин святости и называет Великого Князя преподобным. Поэтому Ваше впечатление и оценка как непосредственной участницы перезахоронения и ближайшей по мужу родственницы Императрицы Марии Феодоровны очень важны, чтобы запечатлеть правдивую картину этого знакового события в современной истории России. Ольга Николаевна : - Несмотря на то, что я, как и Русская Православная Церковь, выступала категорически против перезахоронения " екатеринбургских останков " под видом царских, в случае с переносом праха Императрицы Марии Феодоровны была морально обязана участвовать в церемонии и потому, что это настоящие останки, и потому, что это родная Бабушка моего супруга, чьи интересы я сейчас представляю по его завещанию. Так что считала своим долгом присутствовать при перезахоронении Государыни и сопровождать гроб с Ея телом как ближайшей родственнице по линии мужа.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Греческая схимонахиня Александра (Глазунова) Жизнеописание вдовы русского композитора (1888 – 1968) 28.03.2023 1225 Время на чтение 21 минут Фото: Композитор А.К.Глазунов с приемной дочерью Е.А.Глазуновой От автора. Со времени первых моих публикаций о схимонахине Александре Глазуновой (1888 – 1968) прошло два десятилетия В 2001 году глава мюнхенского Фонда имени А.К. Глазунова Николай Александрович Воронцов ( Гофман) поведал мне, тогда корреспонденту русской программы Берлинского радио, краткую историю жизни монахини, познакомил с некоторыми архивными материалами, выдержками из ее писем, передал копии нескольких фотографий, а также показал иерусалимскую икону русского письма «Святитель Николай-Утешитель». После передачи архива А.К. Глазунова из Мюнхена в Россию появились новые материалы, прямо или косвенно освещающие некоторые стороны жизни Ольги Николаевны Громыко, по первому мужу – Гавриловой, по второму – Глазуновой. На Святой Земле она приняла у греков монашеский постриг с именем Александра – в память о супруге и знаменитом композиторе Александре Константиновиче Глазунове (1865 – 1936). Экономка родом из Саратова Ольга Николаевна Громыко родилась 23 октября/7 ноября 1888 года в Саратове. В истории ее длинной и примечательной жизни имеются загадочные и неисследованные страницы. Какие-либо данные о ее родителях и близких родственниках не сохранились. О ее детстве и юности известно совсем немного: Ольга Громыко училась в гимназии и мечтала о профессии художницы, однако специального образования в области рисунка и живописи не получила. Время и обстоятельства ее переезда с берегов Волги в Санкт-Петербург, где 27 марта 1905 года в 17-летнем возрасте она родила дочь Елену от художника Михаила Гаврилова, не известны. О первом супруге, чью фамилию взяла Ольга Николаевна, сведений не имеется. Причины расставания супружеской пары Гавриловых, профиль занятий и интересов в Петербурге молодой женщины с ребенком на руках также покрыты неизвестностью. Не получив высокого образования и не имея определенной профессии, мать-одиночка в трудные годы испытывала нужду и подыскивала в состоятельных семьях подходящие работу и жилье. Молодая женщина готова была выполнять любую работу – будь то сиделки, горничной или экономки. И Ольге Гавриловой чудом повезло: желаемое место работы она нашла в доме Глазуновых на улице Казанской, 10.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Во имя исторической правды Иван Коновалов о безграмотном заявлении Ивана Арцишевского 01.12.2018 3451 17 июля 2018 года в петербургском ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная 100-летней годовщине расстрела Императорской Семьи. Отвечая на вопрос журналистов, официальный представитель в России «Объединения членов рода Романовых» Иван Сергеевич Арцишевский, к большому сожалению, в очередной раз предъявил общественности свою полную историческую безграмотность. В частности, в ходе выступления перед СМИ г-н Арцишевский сказал следующее: «Не может быть Дома Романовых. Даже уважаемый Алексей Венедиктов (главный редактор радиостанции " Эхо Москвы " ) позавчера сказал: " Ольга Николаевна Куликовская-Романова " . Да не Романова она, она Куликовская! Ну, я могу добавить себе ещё какую-нибудь фамилию. Понимаете, она вдова Тихона Куликовского, сына младшей сестры Николая II. Как только она вышла по страшной любви за полковника Куликовского, была лишена фамилии Романова». Думаю, что после услышанного стоит дать Ивану Сергеевичу дельный совет, а именно – запастись временем и хоть немного поизучать историю Дома Романовых, всё же статус как-то должен обязывать. Важно напомнить г-ну Арцишевскому, что Государь Император Николай II Александрович никогда не лишал свою младшую сестру Великую Княгиню Ольгу Александровну фамилии «Романова». Во-первых, члены Российского Императорского Дома вообще не носили никакой фамилии, именуясь лишь соответствующим титулом, а также именем и отчеством. Например: Великая Княгиня Ольга Александровна, Великий Князь Константин Константинович или Княжна Вера Константиновна. Во-вторых, когда Ольга Александровна в ноябре 1916 года вышла замуж за ротмистра Николая Александровича Куликовского, то её старший брат Государь Император не только не выступил против этого брака, но и благословил молодых супругов, сделав в своём дневнике следующую запись: «Дай Бог дорогой Ольге счастья, которого она так достойна». Буквально за несколько дней до начавшейся революции, 4 февраля 1917 года, Император Николай II своим именным рескриптом утвердил личный герб Великой Княгини Ольги Александровны, где она по праву титулуется как Великая Княгиня и Её Императорское Высочество. А это, нужно заметить, произошло уже после заключения брака Великой Княгини с Н.А. Куликовским.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/01/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом... " О.Н.Куликовская-Романова надеется на то, что возле гроба Императрицы Марии Феодоровны будут регулярно совершаться богослужения 29.09.2006 361 Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он является сейчас. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявила супруга племянника Царя-Мученика Николая II Александровича - Тихона Николаевича - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. После окончания церемонии перезахоронения праха Императрицы Марии Феодоровны Ольга Николаевна заявила, что она надеется, что и в ближайшие даты - 13 октября (день кончины) и 26 ноября (день рождения) - в соборе Петропавловской крепости возле гроба Императрицы пройдут панихиды. " Мария Федоровна, принявшая в России Православие, была полноценным членом Церкви, посещала богослужения, свято чтила память своих близких. В ее дневниках часто встречаются записи о том, как она заказывала панихиды в дни рождения, именин и смерти всех своих близких " , - сказала по этому поводу О.Н.Куликолвская-Романова. По ее словам, даже в датской королевской усыпальнице в Роскилле, где в течение почти 78 лет покоился прах Марии Феодоровны, проводились православные богослужения в дни ее памяти. " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он сейчас является, чтобы царские усыпальницы не были просто музейными экспонатами " , - считает Ольга Николаевна. Напомним, что ранее, отвечая на вопрос одного из участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума , О.Н.Куликовская-Романова также коснулась проблемы передачи Петропавловского собора Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви . " Что касается передачи храма в церковное владения, - отметила О.Н.Куликовская-Романова, - то я не знаю, сможет ли Церковь потянуть подобные расходы. Это ведь тоже вопрос довольно серьезный. Я не говорю, что сейчас он прекрасно содержится, но все-таки, несмотря на то, что ремонты в соборе идут по 6-8 лет, он как-то поддерживается " .

http://ruskline.ru/news_rl/2006/09/29/pe...

Закрыть Ольга, Виктор, Зинаида и Святой Праведный Иоанн Отрывок из повести «Добрый пастырь из Кронштадта» 16.08.2015 416 Время на чтение 4 минуты Прошёл год, как в горящей Донецко й Народной Республике радетелями Европейских ценностей были убиты во время Богослужения в храме Святого Иоанна Кронштадтского новомученики Христовы Ольга, Виктор и Зинаида. Год прошёл, но не перестала литься христианская кровь в свободно-незалежной Украине . Убийство в Киеве священника Романа Николаева и монахини Алевтины (Кравчук) - в этом ряду. Фрагмент из моей повести о святом праведном Иоанне Кронштадтском посвящён погибшим за Христа мученикам из-под Донецка. Лето в прошлом году не обошлось без сюрпризов. Весь май, весь июнь и две декады июля лили дожди, на улицах было слякотно и холодно. В двадцатых числах июля воцарилась жара. Зной выжигал всё живое, добивая пытающихся укрыться под зонтиками или на теневой стороне улицы людей раскалённым до кипятка ветром. Немногочисленные смельчаки, выползавшие в полдень из сплитситемных бункеров на «свежий воздух», мгновенно попадали в жёсткие и даже жестокие объятья духоты, огня и пекла. Лишь к десятым числам сентября в город пришла спасительная прохлада. Причём, как это часто у нас бывает, произошло это в одночасье. Ещё вчера садист зной душил калёными лапами неприкрытые шеи несчастных «хомо обваренных», а уже сегодня небо затянуто прочным брезентом дождевого месива, и иссохшаяся до глубочайших трещин земля пьёт, пьёт и никак не может утолить жажду проливающимися периодически дождевыми струями. Такая резкая перемена погоды, конечно же, сказывается на метеозависимых людях, к коим, к несчастью, отношусь и я. С утра уже почувствовал себя не самым лучшим образом. Вялые руки, ноги, шумок в голове. Приехал на работу и сходу окунулся в бездонный водоворот служебных забот и обязанностей. Полегчало, но ненадолго. К обеду чувствовал себя так плохо, что стало темнеть в глазах, а ноги отказывались держать на себе тяжесть остального моего, хоть и худосочного, но всё же имеющего вес тельца. Пришлось отпроситься у начальства и отправиться домой.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/17/...

После трагической кончины мужа в кон. 80-х гг. XIX в. ( Рафаил (Карелин). 2006. С. 90-91) Горнич решила основать здесь жен. мон-рь. Территория была расчищена, близ 1-й церкви обнаружили руины храма большего размера. В 1892 г. работы по восстановлению малого храма были закончены, построены каменная звонница (рядом с храмом), 3 помещения для духовенства и 8 келий для монахинь, устроен колодец. 22 окт. церковь освятили экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) , благочинный церквей груз. железной дороги свящ. И. Нанобашвили, настоятель мцхетского кафедрального собора Светицховели прот. И. Мревлишвили и представители мцхетского духовенства. Сохранились 1-я (1908) и 2-я (1914) описи имущества О. м.; книга доходов и расходов велась с 1914 г. Настоятельницей была назначена Горнич, к-рая управляла обителью, будучи послушницей. 13 нояб. 1911 г. благочинный мон-рей Вост. Грузии архим. Антоний (Гиоргадзе) постриг Горнич в монахини с оставлением ей прежнего имени - Ольга. В кон. 1915 г. в О. м. подвизались 16 чел.: настоятельница мон. Ольга, казначея Татьяна Вербицкая и 14 послушниц (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 282). По ходатайству в Синоде Грузино-Имеретинской синодальной конторы (31 марта 1916) и наместника на Кавказе вел. кн. Николая Николаевича (2 июля) Синод 11 авг. вынес распоряжение о предоставлении обители статуса жен. общежительного мон-ря с правом «иметь столько монахинь, сколько он сможет содержать на свои средства» (Там же. Д. 23188. Л. 2). 14 авг. Горийский еп. Антоний (Гиоргадзе) вновь освятил обновленную на средства гр. С. А. Олсуфьевой церковь О. м., мон. Ольга была возведена в сан игумении (ДВГЭ. 1916. 17. С. 561-562). Монастырь окормляли как русские, так и груз. священники: Владимир Бедиашвили (17 мая 1911 - 24 июля 1912; НА Грузии. Д. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 286), Андрей Самков (24 июля 1912 - окт. 1915; ДВГЭ. 1912. 16. С. 4), Елевферий Сахвадзе (31 окт. 1915 - июль 1919; Там же. 1915. 23. С. 5). Служили на грузинском и церковнослав. языках.

http://pravenc.ru/text/2578379.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Подвижник благочестия, стяжавший обильные плоды благодати» К 25-летию со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского («Босого») 02.07.2019 1294 Время на чтение 3 минуты Ровно 25 лет назад, 2 июля 1994 года, в Сан-Франциско (США) состоялось долгожданное прославление одного из величайших подвижников Православия в XX столетии, молитвенника за всех страждущих и нуждающихся, защитника и пастыря, оказавшихся вдали от многострадальной Родины – Святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). На торжественном акте прославления в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова, которая лично знала Владыку. Сегодня, спустя четверть века после канонизации Святителя, Ольга Николаевна с волнением в сердце вспоминает это важное событие не только в жизни Русского Зарубежья, но и для себя лично: «Для меня эти торжества имели громадное духовное значение. Прошло больше года после блаженной кончины моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Эту утрату я пережила очень тяжело. Но во время Святого Иоанновского прославления я всё время чувствовала близкое присутствие Тихона Николаевича, который был на всех торжествах прославления Святых Царственных Мучеников в ноябре 1981 года. Эта духовная поддержка, данная мне от мощей Святителя Иоанна, буквально вернула меня к деятельной жизни и к радости продолжения дела Тихона Николаевича - содействия прославлению Царской Семьи в России». В сердце Ольги Николаевны сохранились тёплые воспоминания встреч с Шанхайским чудотворцем. Рассказ о святителе глава Благотворительного Фонда имени Великой Княгини Ольги Александровны любит начинать следующими словами: «Владыка Иоанн был, несомненно, странником Божиим, а в его судьбе наиболее ярко и символически отразилась судьба России – изгнание после революции за пределы России. Вселенское рассеяние не только страдало, но и несло свет во все уголки нашей планеты. Владыка Иоанн был одним из таких ярких русских светочей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/02/po...

Воспоминания архимандрита Афанасия (Культинова). Часть 4 Священноисповедник протоиерей Петр Чельцов Мне, грешному, Господь подарил встречи с настоящими подвижниками. Конечно, хотелось бы вспомнить отца Петра Чельцова – праведного Петра-исповедника. Первый раз я к нему в шестьдесят восьмом поехал, сопровождая Ольгу Николаевну, супругу одного инженера водного транспорта. Кривов его фамилия. Он был человек неверующий, но отец Иоанн (Крестьянкин), к которому Ольга Николаевна была очень близка, благословил их повенчаться. Ради нее он повенчался. Но в церковь он не ходил, себе на уме был. И вот Ольга Николаевна попросила меня съездить с ней к отцу Петру, она хотела с ним о чем-то посоветоваться. Встретил он нас, говорит: «Ну, Анатолий, проходи». Сел напротив меня, глаз прищурил и всю мою жизнь рассказал мне. Все мои падения. «Так или не так?» – спрашивает. Говорю: «Батюшка… а как же?.. Вы такие вещи рассказываете, которые никто не знает, кроме меня самого». Это была первая встреча. Потом, конечно, я с ним встречался неоднократно. Он очень хорошо служил, был одарен голосом великим и слухом необыкновенным. Отец Александр Боров, цыган по национальности, приезжал к нему, и они необыкновенно хорошо пели. А на службе у него стоишь – время пролетает: час – как десять минут. Когда отец Петр исповедовал, то начинал сам называть грехи кающегося. У того, соответственно, слезы лились ручьями. Иногда скажет: «Хватит!» – и епитрахиль на голову. Он всё знал, душа у него чистая была. Я просил: «Батюшка, примите меня в духовные чада». А он сказал: «Я стар. Ты знаешь молитву за священников, вот и читай ее. Господь подскажет». Вот так. Потом, будучи уже священником, я каждый год ездил к нему. Да, такие люди, как отец Петр, встречаются все реже. Но я видел таких подвижников. Когда отец Иоанн (Крестьянкин) от нас в Печоры уехал, я немного погодя к нему туда махнул. Приехал, нашел его. В Печорах проживали тогда схиигумен Лука и схимонах Николай , слепой, оба с Валаама. Отец Лука не мог ходить, он на кровати сидел. Келейником у него был отец Кенсорин , ныне архимандрит. К этим старцам местные монахи не могли проходить, а меня отец Иоанн (Крестьянкин) привел. Он сказал мне: «Я тебя не могу благословить на священство. Пойдем к отцу Луке».

http://pravoslavie.ru/4743.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О.Н.Куликовская-Романова: Впереди правый суд над цареубийцами Андрей Хвалин о панихиде в Новоспасском монастыре по родному племяннику святого Царя Николая II Тихону Николаевичу 08.04.2016 1483 Время на чтение 4 минуты Вчера, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, после Божественной Литургии в храме св. Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы бояр Романовых – состоялась панихида по Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову, внуку Императора Александра Третьего и родному племяннику святого Царя-страстотерпца Николая. На панихиде, прошедшей в канун очередной годовщины кончины Т.Н.Куликовского-Романова (8-го апреля 1993 г.), молилась вдова Ольга Николаевна, сотрудники Благотворительного фонда Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны, прихожане обители. Службу возглавил наместник монастыря, епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По ее окончанию владыка обратился к присутствовавшим с кратким словом: «Под сводами Новоспасского монастыря более 400 лет покоится прах бояр Романовых. Здесь возносится о них молитва. Вы, Ольга Николаевна, представительница славного императорского рода Романовых, не только по наитию Духа Святаго, но и по долгу памяти совершаете это молитвенное поминовение супруга и всех родственников. Вы сюда пришли, как ранее приходили Великие Князья, Цари, Императоры, дабы почтить память своих предков. Известно, что в старину, до начала Великого поста в Новоспасский монастырь приезжали благочестивые Цари и совершали поминовение о родственниках, устраивая поминальные трапезы для мирян, стекавшихся в обитель. Сюда приходили очень многие, зная, что Царь щедр, и всегда накормит и напоит в память своих усопших родственников. Братия, подвизавшаяся в монастыре, также любила участвовать в этом молитвенном поминовении. Во время безбожия эта традиция пресеклась. Но со дня возрождения обители, практически с 1991 года, она возобновилась, и более двадцати лет в нашем монастыре идет поминовение всех, кто здесь погребен. Конечно, гробницы многих предков Романовых не сохранились, не дошли до нас в силу исторических обстоятельств. Но и те, что сохранились – это воплощенная память о тех людях, кто здесь упокоен. Знаю, что даже если эти гробницы, не дай Бог, исчезнут, то все равно память останется в сердцах и умах монашествующих, несущих здесь подвиг молитвы о предках Романовых. И за князей Черкасских, за графов Шереметьевых, которые также здесь похоронены и сподоблены великой чести. Думаю, мудро поступили благочестивые предки, устроив усыпальницу именно в монастыре, поскольку думали на будущее, чтобы не остались они после смерти без молитвы».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/08/on...

Мария Козлова, с которой мы беседуем сегодня, вместе со своими единомышленниками из России и Сербии стремится к тому, чтобы наши страны оставались настоящими сестрами, чтобы в наших сердцах не угасла любовь, то удивительное чувство, которое связывает русских и сербов на протяжении многих-многих лет. Мария Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея города Долгопрудный, преподаватель воскресной школы. Много сил и времени она отдает работе над проектом «Сербия, Россия – две сестры родные», который призван крепить русский мир, способствовать распространению русского языка, сохранять незыблемые братские связи между Россией и Сербией. - Мария Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, как зародился ваш проект, как вы сумели воплотить его в жизнь? Вы начали работу еще в 2012 году – и кто вдохновлял вас, кто протянул руку помощи? - Когда в 1999 году США и НАТО бомбили Белград и развязали войну в Косово, мой отец сказал: «Горе нам, если не поможем сербам. Ведь сербы против русских не воевали никогда!» Я запомнила его слова. И спустя 10 с лишним лет, когда услышала, что в Сретенском монастыре собирается помощь на восстановление святынь Косово и Метохии, сразу поехала туда. Стала читать про Сербию, слушать сербские песни. Потом я встретилась с Ольгой Серебровской – координатором проекта «Помоги делом» на сайте senica.ru. Ольга вела и ведет огромную работу по оказанию помощи как сербским поселениям, так и конкретным семьям, проживающим в Косово. Эта деятельность также связана с поддержкой таких известных людей как Ратко Младич, находящихся в застенках Гаагского трибунала, с пропагандой сербской истории и культуры, с укреплением дружбы между нашими народами. Ольга – очень разносторонний и преданный своему делу человек; она пропагандирует все, что связано с российско-сербской дружбой. Именно Ольгу я считаю своим учителем и вдохновителем, дорожу нашей дружбой. В 2012 году мы впервые организовали поездку группы детей из Косово в Долгопрудный. Да не просто поездку, а концерт в храме Казанской иконы Божьей Матери, в котором участвовали два детских коллектива: оркестр русских народных инструментов «Московия» и ансамбль «Метохийские жубори». Руководители и дети подготовились к приезду гостей и песню «Генерал», написанную Гаврило Куюнджичем, исполнили вместе. Русские играли, а сербы пели. Это выступление надолго запомнилось горожанам.

http://pravoslavie.ru/86658.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010