VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря Его Величеством Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем с августейшим семейством 110 В 1858 году, около половины июня, подучено было на Валааме известие, что Государь Император Александр Николаевич, на возвратном пути из своей поездки в северные губернии, соизволит посетить обитель с Августейшим своим семейством. Для приема высоких путешественников приготовлены были комнаты, в число которых вошли и так называемые „царския кельи”. Их Величества Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна, с Их Августейшим Семейством на соборном молебствии в храме пред Св. мощами Преп. Германа и Сергия 28 июня, около шести часов утра, замечены были с монастырской колокольни, по направлению к г. Олонцу, два парохода „Александрия и Стрельна” шедшие к Валааму. Близ Св. острова Августейшие путешественники были приветствованы колокольным звоном. Постояв там некоторое время, пароходы направились к Никольскому острову, где также их встретили звоном, раздавшимся с колокольни церкви св. Николая; когда же пароход с императорским штандартом въехал в Монастырский пролив, то заблаговестил колокол и на монастырской колокольне. Медленно подвигались пароходы по проливу, левый, отвесный берег которого был унизан густою толпою народа до 6000 человек. Между тем на пристани ожидали прибытия Их Императорских Величеств: Финляндский генерал-губернатор граф Ф. Ф. Берг, с гражданскими губернаторами: Выборгским генерал-майором Индрениусом и Нюландским статским советником Антелем, благочинный монастырей С.-Петербургской епархии о. архимандрит Игнатий, казначей обители о. Виктор и другие из монастырской братии. По обеим сторонам пристани, в некотором отдалении, стояли толпы народа. Когда пароход с Императорскою Фамилиею, в восемь часов утра, подошёл к пристани, то с берега раздалось громкое ура! По трапу, постланному зелёным сукном, первым сошёл на берег Государь Император, за Ним следовала Государыня Императрица Мария Александровна с Августейшими детьми своими: Государем Великим Князем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и Великими Князьями: Александром, Владимиром и Алексием Александровичами, Её Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Николаевна с супругом своим Наследным Принцем Виртембергским и наконец особы свиты Их Императорских Величеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автобиография митрофорного протоиерея Бориса Николаева 3 января. Сегодня – день моего рождения. Я родился 21 декабря 1914 года по ст. стилю в 1 час ночи в клинике доктора Вольфсона. Дом этот стоит напротив пожарного депо на Советской (Великолукской) улице. Родился я на свет ребенком беспокойным, родители вспоминали: кричал беспрерывно. По совету медиков на следующий день я был наскоро крещен в ближайшей церкви Свт. Николая («Никола со Усохи»). Восприемники – сторож Богоприимцев (впоследствии диакон) и бабушка моя по матери Мария Герасимовна Карпова. Так как Крещение было поскору «страха ради смертного», – имя мне дали без ведома родителей. Кто нарек – неизвестно. Папа был недоволен: он из крестьян, и хотел отметить крестины по традиции. После Крещения крик мой утих: говорят, что няни мои поили меня отваром мака. У матери исчезло молоко. Через шесть недель акушерка Вольфсоновской клиники пришла прививать мне оспу и заметила ненормальное состояние глаз: они были мутные и непрерывно вертелись. Глазной врач признал катаракту обоих глаз. По достижении семи лет требовалась операция. Надобно рассказать о моих родителях. Мой дед по отцу Николай Николаевич – крестьянин деревни Путилово Богородицкой волости Порховского уезда Псковской губернии. После пожара он строиться не стал, а уехал в Псков со всей семьей: он, жена Анастасия и четверо детей: Иван, Николай – мой отец и две дочери – Ольга и Мария. В городе они занялись мелкой торговлей. В нашем роду торговой жилки не было: что ни пробовали заводить – ничего не клеилось. Вскоре дед умер от «солнечного удара». Дочери вышли замуж, старший сын Иван открыл фруктовый магазин и взял в приказчики моего отца. Потом отец и сам открыл такую же лавку. Иван же торговал до 1919 года и уехал за границу, а там пропал без вести. Моя бабушка по матери происходила из почтовых чиновников: прадед почтальон псковской губернской почтовой конторы Герасим Карпов и его жена Матрона. В метрической книге Псково-Градской церкви Св. Косьмы и Дамиана (Запсковье) за 1859 год значится: 28 февраля родилась и 1 марта крещена Мария. Это была моя бабушка. В семействе Карповых кроме моей бабушки были еще две старшие дочери – Ирина и Татьяна (о братьях не знаю). Первая, Ирина, окончив гимназию, замуж не вышла: «не приглянулся жених», а их было много, и всю жизнь прожила в служении гувернанткой в домах разных господ. Там ее переименовали Ольгой в память умершей гувернантки, на место которой она поступила. Вторая сестра, Татьяна Герасимовна, вышла замуж за почтового чиновника Дорофея Сергеевича. Дети их умерли: одни в младенчестве, а старший сын Евстафий – в 19 лет, от чахотки. Схоронив мужа, Татьяна вышла замуж за Кричевского Косьму Ивановича, почтового чиновника, коллежского асессора. Детей не было. После ее смерти осталось наследство – капитал в банке. Умирая, она завещала все это тому, кто приютит под конец жизни и похоронит ее мужа Косьму Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь нот спасения России Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова 15.07.2023 566 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.ру Пётр Мамонов «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Евангелие от Матфея (Мф. 12, 25) Судьба свела меня с великим русским артистом Петром Николаевичем Мамоновым (1951–2021), этим удивительным человеком, и удостоила чести провожать его в последний путь. Я откликнулся на просьбу его жены поехать в деревню и привезти в Москву больного Петра Мамонова, чтобы вызвать скорую помощь для госпитализации. Ему было очень худо, и мы не знали, сможем ли довезти его. Казалось, что в любой момент может случиться непоправимое. Он часто заговаривался и никого не узнавал, но в последний момент, когда мы уже приехали и Ольга Ивановна пошла вызывать скорую, у нас каким-то чудом состоялся очень важный разговор о судьбе России, о «духовных скрепах» и «национальной идее», о чем подробнее расскажу позже. Подлинный масштаб личности раскрывается со временем, но для меня Пётр стал моральным авторитетом нации, образом русской самобытности и моим личным учителем на христианском пути. «Мамон» (у него было такое прозвище в молодые годы) не поклонился мамоне (порицаемым в Евангелии земным благам), он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни. После своего второго рождения в 45 лет, пережив метанойю (изменение ума, покаяние), как он сам говорил мне об этом, Петр Мамонов стал проводить свою жизнь в осознанном служении Богу, и многих своим примером привёл ко Христу и вере. Он был, по сути, соработником Бога в деле спасения, трудился там, где о Боге, кроме него, не говорил никто и никогда. Своим творчеством последних лет и в проникновенных беседах и интервью он неустанно показывал, насколько действенными и живыми могут быть личные отношения человека с Богом, насколько они могут менять жизнь человека, при полной искренности и постоянной внутренней работе.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/15/sem_no...

Закрыть Положено начало созданию Лаврского исторического клуба По словам епископа Кронштадтского Назария, новая структура призвана заниматься изучением истории Невского края 15:42 12.07.2022 511 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников По благословению Наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария 6 июля 2022 года состоялось учредительное собрание по созданию Лаврского исторического клуба, сообщает пресс-служба Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства.   В этом заседании приняли личное участие: 1. Игумен Макарий (Зеленков) 2. Иевлев Николай Витальевич, руководитель Ленинградского областного отделения Аександро-Невского братства, директор НП «Серебряное кольцо» 3. Соколов Роман Александрович, д.и.н., профессор, директор  Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена 4. Васильев Сергей Викторович, к.и.н., ведущий научный сотрудник НП «Серебряное кольцо» 5. Новикова Лидия Игоревна, к.пед.наук, директор научной библиотеки СПбУ ветеринарной медицины 6. Дмитриев Александр Алексеевич, сотрудник Музея «Дом авиаторов» (г.Всеволожск) 7. Половцев Игорь Николаевич, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Сахновского» 8. Серов Петр Михайлович, сотрудник Паломнического центра Александро-Невской лавры Согласие участвовать в работе Лаврского исторического клуба дали и направили свои предложения по электронной почте: 1. Окладникова Елена Алексеевна, д.и.н., профессор Института исторических и социальных наук ГГПУ им. А.И.Герцена 2. Рашитова Ольга Анатольевна, к.и.н., доцент ЛГУ им. А.И.Пушкина 3. Майоров Александр Вячеславович, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой музеологии Института истории СПбГУ 4. Гузов Юрий Николаевич, к.э.н., доцент экономического факультета СПбГУ 5. Кирсанов Сергей Алексеевич, к.э.н, профессор РГГМУ 6. Левашко Вадим Олегович, к.и.н., декан факультета исторических и социальных наук ЛГУ им. А.С.Пушкина 7. Ванюшов Николай Александрович, руководитель Историко-культурного центра «Воронега» (Волховский район)

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/po...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2007 18 мин., 14.04.2007 1-я страница обложки – портрет писателя, режиссера и телеведущего Андрея Максимова (фото Сергея Тетерина). Пролог: (на заставке фото Анатолия Жмулюкина) Давид Самойлов . « Извечно покорны слепому труду …»: Стихотворение//Фома. - – апрель 2007. – С.2. -(рубрика « Пролог »). Содержание : С.3.   Вопрос номер один: (На заставке – фото Константина Дьячкова) Какова, по-Вашему, особая роль женщины в Церкви? //Фома. - – апрель 2007. – С.4-7. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос ответили: Елена Катаева , вице-президент компании «Газпромрегионгаз», Москва. В живых системах равенства не бывает. – С.5; Олеся Николаева , поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького, Москва. Любое дело для Церкви – достойно . Фото Константина Шапкина. – С.5; Ульяна Пчелинцева , школьница, Нижний Новгород. Главная роль – роль матери . Фото протоиерея Игоря Пчелинцева. – С.5; Анна Ковальчук , актриса театра имени Ленсовета, Санкт-Петербург. Женщина должна петь славу своему мужчине . – С.6; Майя Кучерская , писательница, Москва. Творческая сила молчания . – С.6; Лоранс Гийон , исполнительница русских и французских народных песен, художник, писатель, Москва. Мужчины не всегда ведут себя как господа. Фото Максима Праздника. – С.6; Ольга Суровегина , программный директор официальной радиостанции Санкт-Петербургской Митрополии «Град Петров». Дары женщины для церкви. – С.7; Елена Николаева , заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва. Как Христос возлюбил Церковь… – С.7. Грани: Грани (…науки, …образования, …находок, …диалога, …культуры, …взаимодействия)/Подготовили Алексей Соколов и Алексей Чеботарев. Фото Максима Праздника, Галины Бобылевой, ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2007. – С.8-9. – (рубрика « Грани »). Совместный проект журнала «Эксперт», Института общественного проектирования (главный редактор журнала и директор Института – Валерий Фадеев) и журнала «Фома»:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-48-a...

Тайны пушкинских икон О роли икон в жизни поэта 22 октября, 2015 О роли икон в жизни поэта Как известно, в юности Пушкин увлекался «вольномыслием», а позже изменил отношение к Церкви и даже молитву святого Ефрема Сирина переложил на стихи: «Дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья…» Но мало кто знает, что ещё подростком он имел любимую икону, что благословлял на брак свою сестру, а в последний путь его провожали с образом, который заменили перед отпеванием. О роли икон в жизни поэта рассказала заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге доктор филологических наук Галина Седова. Страшные двое суток — Сегодня в Музее-квартире Пушкина можно увидеть две иконы: Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в спальне Натальи Николаевны и Богоматери Печерской в гостиной. Жена Пушкина была искренне верующим человеком, Александр Сергеевич это ценил и поощрял. «Благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленах посреди комнаты», — писал он ей. Когда Пушкин умирал, рядом с его кабинетом, в гостиной, поставили кушетку для Натальи Николаевны. Здесь она провела страшные двое суток, прислушиваясь к стонам мужа, откликаясь на его призывы. Друг поэта Александр Иванович Тургенев отмечал, что она находилась «в молитве перед образами». Их специально перенесли для неё в гостиную. К сожалению, те иконы не сохранились, но для того, чтобы представить картину, описанную очевидцами, в музее есть старинный образ Богородицы. Он тоже не случаен и имеет прямое отношение к сестре Пушкина, Ольге Павлищевой. С ней связана любопытная история. Брат передал родительское благословение — Думаю, что именно этот, находящийся в нашем музее образ Богоматери был в руках у Пушкина в январе 1828 года, — рассказывает Галина Седова. — В то время его сестра Ольга Сергеевна, нарушив волю родителей, тайно венчалась с Николаем Павлищевым. Известие настолько потрясло их отца, Сергея Львовича Пушкина, что ему сделалось дурно и его отливали холодной водой. Когда все успокоились, мать поэта Надежда Осиповна задумалась о том, что необходимо всё же благословить новобрачных. Поскольку и она, и Сергей Львович продолжали демонстрировать своё недовольство поступком дочери, благословение решили поручить сыну Александру и общей приятельнице семьи Анне Керн. Мать поэта вручила им икону и хлеб, и они отправились на квартиру Дельвига, в которой тогда находились молодые.

http://pravmir.ru/taynyi-pushkinskih-iko...

III. Значение Киева для России «Видите ли горы сии?» – невольно восклицает каждый путник, когда внезапно пред ним откроется вся златоверхая святыня киевская на заветных ее высотах. Убогий ли богомолец, едва достигающий на клюках благочестивой цели своего странствия, или роскошный барич, со всеми дорожными удобствами несущийся по гладкому шоссе, одинаково воскликнут при этом чудном зрелище: «Видите ли горы сии?» – Они бессознательно повторяют слова апостола, водрузившего на сих горах первый крест, но едва ли кто из них в сию радостную минуту повторит мысленно в своем сердце и последующие слова Первозванного: «яко на сих горах воссияет благодать Божия». А это самое и есть та основная черта Киева, которая доселе его делает сердцем всея Руси и к нему влечет из дальних краев всех православных чад ее. Только они одни в состоянии понять и оценить, что такое Киев для русского человека, и здесь, в нашем родном Иерусалиме, находят себе отголосок дальнего, не всегда им доступного на чужбине. – Как же думают усвоить себе Киев в своих несбыточных мечтах люди совершенно ему чуждые, не связанные с ним никакими воспоминаниями отечественными, у коих сердце никогда не билось при звуке лаврского колокола, зовущего во глубину пещер, у которых рука никогда не поднималась для крестного знамения, когда издали проглядывала из чащи леса сторожевая башня Православия – колокольня печерская! «Видите ли горы сии?» – на них водрузил Первозванный знамение нашего спасения, но хотя по всей Скифии проповедал апостол, он почитается только апостолом Руси, и одни лишь православные племена славян благоговеют к его памяти. – «Видите ли горы сии?» – с их вершины низвергнул Перуна равноапостольный князь, но он был просветителем только земли Русской; кровь его доселе течет в жилах древних княжеских родов наших; гробница его доселе стоит в сооруженной им Десятинной церкви, а честная глава его – в Лавре Печерской; крещальня двенадцати его сыновей видна еще в долине Крещатика, который напоминает своим именем Крещение всея Руси. – Это все чрез столько веков неразрывною цепью связывает с ним все истинно русское – православное, которое видит в св. князе Владимире начаток нашего спасения. Но его имя и память чужды тем, кто не носит имени русского; едва-едва, как бы чуждые пришельцы, включены оба наши равноапостольные Владимир и Ольга в святцы западные, хотя для нас были они денницею христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

X. Вышгород и Межигоры Одну из самых приятных поездок по окрестностям Киева совершил я в отдаленный Вышгород и Межигоры, оба замечательные своею древностью и живописными видами. Почтенное семейство, с которым познакомился еще при первом моем посещении Киева, вызвалось мне сопутствовать и приятным обществом сократило путь. Рано утром спустились мы с крутой горы Андреевской и мимо веселых слобод и дач ехали, как бы одною тополевою рощею, до самой Кинь-грусти. Широкая поляна отделяет сию прелестную усадьбу от густого соснового бора, который на несколько верст простирается к Вышгороду по сыпучим пескам, далее возделанные ноля; и вправо Вышгород, бывшее село Ольги, на горе Хоревице господствует над Днепром и всею окрестностью: – это также одно из самых очаровательных мест Киева, хотя ими так богата его природа. Широкое течение реки, усеянной островами, открывается во всем ее великолепии, от Вышгорода и за Киев, вдоль низменной долины, которая ограждена мрачным бором и амфитеатром гор. Вдали старый Киев, как бы на престоле, царственно возседит на горах своих, увенчанный многоглавым венцем всех своих обителей, и держит в руках, как некий скипетр, колокольню Печорскую; дольний город служит ему подножием на подобие белых мраморных ступеней, облегающих его горний престол; а вечный Днепр, его обтекающий и весь кипящий полуденным солнцем, – зеркалом его великокняжеской славы. Таков Мономахович Киев! Так им некогда любовалась отселе блаженная Ольга из своего любимого села, которое обратилось в город удельный при ее правнуке Ярославе. Нет следов древнего жилья княжеского, кроме земляных насыпей, около деревянной церкви Бориса и Глеба, отколе самый лучший вид. Церковь сия, где некогда хранились нетленные останки мучеников-князей, ныне убогая, уже в седьмой раз восстает из своих развалин. Первую соорудил великий Просветитель Руси во имя своего Ангела Василия в 989 году, не подозревая, что она сделается сокровищницею двух нежно любимых его сыновей, мученически убиенных их братом. Пожар истребил здание сорок лет спустя, и опять соорудил ее из пепла великий Ярослав – Еще через сорок лет воздвигнута была третья, тоже деревянная церковь , по обветшании прежней, при сыне его Изяславе; с торжеством перенесли туда мощи Страстотерпцев, и многими чудесами ознаменовалось сие событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  разделы   рассылка  распечатать Алиса Орлова Состоялось награждение лауреатов конкурса " Просвещение через книгу " Источник:  Татьянин день 4 ноября в рамках церковно-общественной выставки форума " Православная Русь " состоялось торжественное вручение дипломов и призов лауреатам VI открытого конкурса изданий " Просвещение через книгу " . Конкурс " Просвещение через книгу " проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Инициаторами конкурса являются Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно с Фондом поддержки церковно-общественных проектов и программ и Выставочным объединением " Рестэк " . Мероприятие призвано объединить усилия церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечению общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей. В церемонии награждения участвовал детский хор " Отрада " из Малоярославца Игумен Евфимий (Моисеев) зачитывает приветствие от Митрополита Калужского и Боровского Климента В 2011 году на конкурс было представлено 205 изданий в 12 номинациях. Главного приза конкурса " Просвещение через книгу-2011 " удостоено Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за книгу " Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, написанное Премудрейшим Епифанием " . Руководитель проекта – архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Лучшее художественное произведение 1 место Антология русской поэзии " Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники " , автор-составитель Ольга Нересова, Кафедральный соборный храм Христа Спасителя 2 место Сборник рассказов " На перепутье... " , издательство " Даниловский благовестник " 3 место Олеся Николаева " Корфу " , издательство храма св. мц. Татианы при МГУ Наталия Сухинина " Времена года " , издательство " Алавастр " Лучшая духовно-патриотическая книга 1 место

http://religare.ru/2_90194.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010