И мы читаем далее: Мф.10:40 . «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот евангельский стих: «Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religioni). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа» . Итак, этот библейский стих научает нас заботиться о священнослужителях. Верные должны обеспечивать священников всем необходимым. Особенно тех, которые служат на поприще проповедования Святого Евангелия. Сказано: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Для священника ваша материальная помощь совершенно необходима, особенно если речь идет о проповеднике Слова Божия. Деньги делают его независимым и свободным от целого ряда проблем, и он перестает отвлекаться на несущественное и всецело, при поддержке мирян, отдается главному направлению в своем священническом служении – служению проповеди Евангелия. Апостол Павел так серьезно относился к служению проповеди Слова Божия,  что не хотел отвлекаться от сего служения даже для совершения важных треб. Так, например, он однажды воскликнул: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:17–18 ). Мне кажется, живи апостол Павел в наше время, он бы имел достаточное количество конфликтов с представителями священноначалия, которые сводят духовную и религиозную жизнь только к внешней обрядовой стороне. Да и в свое время он имел много проблем от современных ему вождей христианства, о чем свидетельствуют его Послания. Если бы не поддержка его соработников, простых верующих, то его служение не имело бы такого успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А аммонитяне, когда евреи во время исхода приблизятся к ним, Бог предупредит израильтян: «…не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» ( Втор. 2:19 ). Лот же ведь племянник Авраама! Несовершенный, но праведник! Итак, сегодня мы с вами увидели очень плохой пример семейной жизни. Мы увидели, как Лот погубил свою семью, переселившись в Содом. Цикл наш называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов», и вот этот негативный пример дает возможность лучше оценить праведных людей в семейной жизни. Например, праведника Авраама, который вымолил у Бога, чтобы Лот спасся, который искал спасения для всех жителей этих городов, но там не нашлось никого, достойного спасения. Марк Исповедник пишет, что те люди, которые потонули в водах Потопа, те люди, которые погибли в Содоме и Гоморре, те люди, которых уничтожали по прямому указанию Бога во дни Иисуса Навина, через это наказание обретают благо. Почему? Марк Исповедник говорит: «Они не имели грехов против Бога, потому что они не знали Бога. И грешили друг против друга». И суровое наказание является для них возможностью потом, в аду, услышать проповедь Иисуса Христа, когда Он, сойдя в ад, проповедовал. То есть, по Марку Исповеднику, не только всем тем, которые были до Потопа, но и тем, которые погибли по прямому указанию Бога: когда Господь посылал ангелов или давал поручение, как, например, Иисусу Навину, чтобы умертвить всех мужчин, женщин, детей, и даже животных, никого не оставлять в живых. Вот когда такое прямое указание – это Божья милость. Потому что смертью полагается предел греховности. Мертвый уже не грешит! И нам, пока мы еще живы, надо умереть для греха. Потому что мертвый – не грешит. Представьте себе: вы ведете развратный образ жизни, у вас есть друзья, с которыми вы все это делаете, подруги, вы пьянствуете… И каждый день вы с ними встречаетесь. Но вдруг однажды вы не пришли на вечеринку. И ваши друзья толпой идут в ваш дом, толпою. Они приходят в ваш дом узнать, почему вы не идете, а им говорят: «Он умер!» – и они видят, что вы лежите мертвый… Они не будут больше звать вас на вечеринку – ну мертвый же! Они не будут приглашать вас выпить – ну кто же покойника угощает? Правда, ставят там стаканчик, но кто видел, чтобы мертвый выпил? Они не станут приглашать покойника на блуд – они постоят так: «Ну умер, ну что ж!» – развернутся и уйдут потихоньку…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А ведь еще недавно и наших, русских детей водили под каменными болванами, под этими каменными идолами, заставляли класть к их подножиям цветы, надевать на свою шею красные ошейнички, выполнять некие ритуалы… И вот, верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними – соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану. И тут же нашлись предатели, поспешившие донести об этом царю. «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:19–20 ). Этой огненной печью, по древнему преданию, отраженному в церковных текстах, являлась некая пещера, которая составляла часть дворца. В нее бросали всевозможные горючие материалы, благодаря чему там пылало жаркое пламя. Как мы увидим далее, туда лили нефть, кидали хворост – все подряд. Но смотрите, какая перемена происходит в Навуходоносоре! С одной стороны, он возвышает Седраха, Мисаха и Авденаго, а с другой – требует, чтобы они выполняли его условия. И если они этих условий не выполнят, он готов тут же осудить их на смерть. Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живем в демократическое, либеральное время. Говорят, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам говорят о том, что мы должны забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии. Но что это за слово такое? Оно родственно с греческим словом «демос», то есть «народ». Но в каких случаях употребляется слово «демос», с какой окраской? В одном из греческих сводов Библии мы встречаем его три раза. В первый раз – когда толпа язычников задумала построить Вавилонскую башню – башню до небес, там встречается слово «демос» в смысле «народ». Второй раз, – когда толпа развратников окружила дом праведного Лота в Содоме и требовала выдать святых ангелов Божиих на растление: она, эта толпа, названа «демос». И в третий раз – в Новом Завете, в Евангелии – слово «демос» употребляется также по отношению к толпе обезумевших иудеев, которые кричали: «Распни, распни Его!» Толпа, чернь – вот подлинный смысл, внутреннее содержание этого слова. Церковнославянский язык – это калька, это почти точная копия языка греческого. И, как в славянском языке слово «чернь» – производное от черный (я не хочу называть дальше), точно так же и в греческом «демос» – производное от «демон», то есть «дьявол». Если буквально, дословно перевести, что же означает слово «демократия», то получится: «власть толпы, движимой дьяволом».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А вот жертва Авеля совершается в точном соответствии с предписаниями Книги Левит: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 ). Откуда древние люди знали такие тонкости, которые позже будут записаны Моисеем? Вот это знание, которое передавалось от отца к сыну, в те времена считалось естественной формой богопознания. В наше время оно называется Священным Преданием. Ной, который никогда не читал Книгу Левит, знает, какие животные чистые, какие нечистые ( Быт 7:2–3 ). И Авель знает, как приносить жертву: «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4:4 ). Сказано: «и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях» ( Лев. 3:3 ). Авраам знает, что такое «десятина», когда приносит ее царю Салима Мелхиседеку ( Быт. 14:20 ), Иаков знает, что такое «обет» – обещание Богу десятины по обету ( Быт. 28:22 ), то есть в случае, если исполнятся какие-то обстоятельства. То есть мы можем служить Богу, но Бог смотрит на сердце человека, как он служит Богу, с каким намерением он совершает свои пожертвования, приносит свою жертву перед Богом. И вот здесь мы коснемся темы, которую нам очень важно осознать! Каин приносит жертву без пролития крови. Моисеев закон учит нас, что жертву без пролития крови приносили за малозначительные проступки ( Лев. 2:4 ). То есть если совершалось какое-то незначительное преступление, то приносилась такая жертва, жертва без пролития крови. Но если грех был какой-нибудь серьезный, он требовал и серьезного отношения, серьезной жертвы. И приносилась жертва с пролитием крови, когда приносящий ее как бы признавал себя достойным смерти, и такая жертва носила заместительный характер. Авель приносит именно такую жертву! В Книге Левит есть очень интересный текст. Там сказано, что если священник осмотрит прокаженного и увидит, что проказа на его теле местами, он объявит его нечистым. Дальше сказано: «Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым…» ( Лев. 13:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А вот Лию услышал Бог – она молилась, чтобы у нее были хорошие отношения с мужем. И Бог вмешивается в ее ситуацию, благословляет ее. А Рахиль остается в своем шатре среди благоухания жасмина, этих мандрагоров, дудим, но без мужа. И в Библии ясно сказано о женской красоте: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» ( 1Пет. 3:3–5 ). « И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар » ( Быт. 30:17–18 ). Имя: «Иссахар» – это имя обозначает «есть награда». Вот здесь немного непонятно. Она говорит: «Бог возмездие мне дал за то, что я отдала служанку мою» ( Быт. 30:18 ). Конечно, перевод здесь не очень точный, здесь правильнее было бы перевести: «Бог в награду мне за то, что я отдала служанку мужу моему». Этими словами она показывает, что она старается подражать праматери Сарре во всем – вот смысл этих слов! То есть она старается подражать праматери, как мы у Ефрема Сирина прочитали, что, конечно же, Иаков рассказывал своим женам о том, как жили Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка. Вот такой смысл 18-го стиха 30-й главы приемлем. « И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон » ( Быт. 30:19–20 ). «Завулон» – означает «обитатель». « Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина » ( Быт. 30:21 ). Имя: «Дина» – это имя означает «оправданная», «невиновная». Это та самая девушка, которая из любопытства отправится в языческий город Сихем. По преданию Дине тогда было всего девять лет, и она была изнасилована принцем Сихема. И само существование еврейского народа тогда окажется под вопросом, потому что родные по отцу и по матери братья Дины жестоко отомстят за нее жителям Сихема, и само существование дома Иакова будет поставлено под вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А вот магия и колдовство, напротив, предлагают совершенство, не исправляя души и при этом, безусловно, губя тело. Все так называемые маги-целители – не просто шарлатаны, а именно злодеи, загоняющие болезнь внутрь человека, скрывая ее так, что человек уже и не ищет для себя врачевания, пока недуг не проявится уже в смертельной фазе. Но если даже «маги» и «колдуны» – действительно только шарлатаны, играющие в «чернуху», они уже на пути погибели, они не замечают того, что у дьявола есть своя игра с ними и через них. Даже любопытное прочтение книг оккультного содержания несет в себе огромную опасность для человека: «Монах в Веррии случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ею. Это не прошло даром. В следующую ночь он увидел перед собой эфиопа исполинского роста, который говорил: “Ты меня призывал, и вот я. Что тебе угодно – все исполню, только поклонись мне”. – “Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу” ( Мф. 4, 10 ). – “Так ты не поклонишься мне? Для чего же призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?” С этими словами сатана дал сильную пощечину иноку и исчез. Чувства боли и страха пробудили инока, щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась и обезображивала инока. От опухоли стало не видно глаз. Осведомившись о причине столь странной болезни, знакомые иноки дали знать об этом преподобному Дионисию, который тотчас явился и, по совершении молитвы к Богу и Божией Матери, помазал елеем больное место. Инок тотчас исцелел и прославил Бога» 146 . В Книге Деяний святых Апостолов мы находим такое повествование: « Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне » ( Деян. 19, 18–20 ). Намного лучше читать душеполезные книги: «Сальвия была весьма учена, любила божественные книги и ночи обращала в дни, употребляя на освещение множество масла, и перечитывала все сочинения древних толковников, в числе которых – три миллиона объяснительных стихов Оригена , двести пятьдесят тысяч Григория, Пиерия, Стефана, Василия и других ученых. Она не пробегала их только, как бывает, но с большим вниманием прочитывала каждую книгу раз семь или восемь. Благодаря этому, освободившись от лжеименного знания, она сперва окрылилась благодатью Божией, потом силой духовных слов и благих надежд, сделав себя духовной птицей и пролетев сквозь мрак этой жизни, воспарила ко Христу, чтобы принять от Него бесконечные награды» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А вы знаете, если дословно перевести с иврита слова: «и вот, Рахиль… идет с овцами» ( Быт. 29:6 ), как получится? «И вот овца идет с овцами». Дело в том, что имя «Рахиль», переводится как «овца». «Рахиль переводится как Божия овца, и весьма справедливо, что к ней прилагают образ Церкви из язычников. Ибо она есть овца Христова, которая ранее была смешана с прежними стадами и загнана во дворы Спасителя… И божественные ученики пасли Церковь Христову, то есть разумеемых под ней словесных овец; они стали ее рачителями и невестоводителями, представляя ее (то есть Церковь -Невесту, – О. С.) Богу чистой девой, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святой и непорочной» 327 . « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите » ( Быт. 29:7 ). Очень непонятные слова: «не время собирать скот; напойте овец» ( Быт. 29:7 )! Любая шероховатость в тексте, есть намек (ремез) на аллегорическое истолкование. Скот – это язычники. То есть он как бы себе говорит: не время еще обращать вот этих, из Харрана! Надо со своими овцами разобраться! Овец поить! Данный смысл (сод), перекликается с известными словами Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). То есть, иными словами, он как бы говорит: придет время, и других, овец «не сего двора, и тех» ( Ин. 10:16 ) напоим словом Господним, и скот, и диких зверей… А смысл этих слов перекликается с призывом Христа-Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). И все обратятся в веру Святого Евангелия! Но сейчас – не время! Сейчас время другое совсем! Вот почему, казалось бы, такое противоречивое тут присутствует в его рассуждениях: «не время… напойте» ( Быт. 29:7 ). « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего » ( Быт. 29:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А другие святые Отцы будут настаивать на том, что вся система взаимоотношений Иосифа с братьями – это система взаимоотношений Иисуса Христа с еврейским народом. Ведь он пойдет к своим – свои не примут, за сребреники продадут! А чем все кончится? Он скажет: «Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет!» ( Быт.45:4 ). И он их простит! Но об этом – далее. « Братья его досадовали на него, а отец его заметил 9 это слово. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем » ( Быт.37:11–12 ). Надо сказать, что Сихем – это очень дурное место! В Сихеме была изнасилована Дина, дочка Иакова, об этом говорится в Пятикнижие ранее. В Сихеме разделился дом царя Давида. Когда Рехавам в Сихеме объявил себя царем, земля разделилась на Иудею и Израиль. И в Сихеме творится это совершенно дикое дело – когда братья хотят продать своего брата. « Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем 10 » – вот здесь такая конструкция предложения, что если переводить дословно, то надо давать две версии: то ли они пошли пасти самих себя, а заодно прихватили скот – ну, на шашлычок, естественно, то ли они действительно отправились пасти скот, потому что это была их обязанность. Сойдемся на срединном: они пошли пасти самих себя, хороший пикничок устроить, расслабиться, отдохнуть подальше от слишком внимательных взоров отца. Они действительно пошли пасти самих себя. И о нерадивых пастырях у великих пророков сказано, что таковые пасут самих себя ( Иез.34:2 ). Но когда мы расслабляемся, даже когда расслабляются такие великие люди, как патриарх Иаков, совершается несчастье. И такие значимые фигуры, как двенадцать патриархов еврейского народа, расслабляются. А я напомню: двенадцать патриархов – двадцать четыре старца перед престолом Бога Отца совершают поклонение на небесах, написано в Апокалипсисе ( Откр.4:4 ). Двенадцать из них – это патриархи, дети Иакова, о которых мы беседуем, а двенадцать – это апостолы от Иисуса Христа 11 . И вот они пошли пасти самих себя. Ни к чему хорошему это не может привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих ». Чтобы защитить святость брака от школы Гиллеля, Христос указывает на Эдемское существование первой человеческой четы: Мф.19:4–6 . «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» . Блаженный Иероним пишет: « Это написано в начале книги Бытия; и говоря: мужчину и женщину, Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: мужчину и женщин, что предполагалось для расторжения первого союза, а: мужчину и женщину, чтобы они связывались участью с одной только женой… Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух ». Смысл этих слов более чем очевиден: цельный человек это муж и жена, как бы соединение двух половин в одно целое. При этом союзе в формировании нового плода учувствуют и мужчина и женщина « так что они уже не двое, но одна плоть », то есть от их соития зачинается и рождается новая жизнь, их ребенок. Таким образом, брачный союз мужчины и женщины есть величайшее Таинство Жизни. Посему каждый влюбленный как бы ощущает дыхание Эдемского Сада Сладости (Рая). Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]» ( Притч.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших...» Это повеление Христа Иисуса, данное Его апостолам. Другое дело — апостолы верили в Божество Христа Иисуса, верили в Святую Троицу и т.д. Но это вопрос дискуссии. Свидетелями Иеговы — это те же самые древние ариане, они также веруют. И святые отцы, когда вели полемику с арианами, вели, как правило, чисто богословскую полемику. Почитайте слова Златоуста против ариан, слова других отцов. А когда мы начинаем задействовать светские ресурсы -  мы как бы расписываемся в своей неспособности вести нормальную богословскую дискуссию. —Ангелы помогали Богу при сотворении Первого мира, я так понимаю. А когда будет сотворение Второго мира, люди будут как-то помогать Богу? Присутствовать люди, наверное, будут тоже, а будут ли помогать? Я слышал притчу или предание, что как будто бы Адам уснул, и всё, что он во сне видел, происходит с нами в жизни. И когда он проснётся, он поймёт, что вот так делать нельзя, и жизнь пойдёт по другому пути. Что вы знаете об этом? О. Олег Стеняев: — Если говорить о сотворении мира, то мы видим, что в нем участвуют Три Лица Святой Троицы. В начале сотворил Бог небо и землю — это действие Бога Отца. Потом Бог творит мир своими речениями: «И сказал Бог... И сказал Бог... И сказал Бог...» А божественное Слово — Логос — это Христос, как и сказано: «В начале было Слово, и Слово было Богом». И мы видим Духа Святаго, Который носился над водами. Правильнее, конечно, сказать «парил над водами». И действие Святой Троицы — это действие Единого Бога при сотворении мира. О Христе вообще прямо сказано в Послании Павла, что Им, через Него и для Него был сотворён мир. Т.е. Христос является подлинным Смыслом истории существования мира, потому что Он, как Божественный Логос, есть Начало бытия через Слово творческое и есть Смысл существования мира, как Он Сам говорил: «Альфа и Омега, начало и конец». Участие ангелов — это уже вопрос немножко посложнее, потому что ангелы сами были сотворены Богом.

http://radonezh.ru/text/pochemu-kogda-my...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010