В Евангелии есть такие слова: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). Если о ком-то вдруг все стали говорить хорошо, значит, что-то здесь неладно. Если же кого-то ругают, сплетничают, то следует поинтересоваться – этот человек может оказаться очень неординарным, а сказанное о нем – ложью. В свое время я с несколькими христианами пришел в редакцию «Московского комсомольца», и мы сказали там все, что о них думаем, и ушли. После этого «МК», да и другие газеты, стали писать, что отец Олег и боевики из «Памяти» ворвались в редакцию, вели себя разнузданно, дебоширили. И я думал, как же на это отреагируют верующие? И вдруг ко мне стали приезжать люди, порою целыми семьями. И от одной семьи я услышал: «Батюшка, Вас ругают во всех газетах. Мы хотим быть Вашими духовными чадами. Благословите нас». Действительно, когда мир поносит тебя, недоволен тобой, ты – на правильном пути. Не бойся лжи. Господь сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф.5:11–12 ). Вот в таком положении был праведный Ной. Он был неприятен людям, окружавшим его, он не хотел заниматься плохими делами, не хотел нарушать заповеди Божии, не хотел ходить с грешниками одними путями. Кстати, это – буквально. Я заметил, что у верующих и неверующих маршруты в Москве – разные. Так, например, верующие стороной обходят Арбат. Мне довелось идти из одного храма в другой с верующим, и он повел меня дорогой в обход Арбата. А когда я недавно побывал на Арбате, навещая живущего там человека, то увидел столько всего, что стало понятно, почему верующие обходят его. Там были люди с перевернутыми крестами на груди и в ушах; сатанисты дикими голосами пели свои бесовские песни; встречались пьяные, проститутки, наркоманы; кришнаиты били в барабаны; шла торговля оккультными, языческими книгами и пропаганда разврата. И я вновь подумал, как хорошо, что верующие ходят другой дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В православном календаре память праотца царя Соломона, он по плоти праотец Господа нашего Иисуса Христа, совершается 17 июня, есть житие, есть икона. Но самое главное - Соломон автор трёх канонических книг Библии. Это книга Притчей, книга Екклесиаста и Песнь Песней. Читаем: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21). Но и книга Премудрости Соломона, относящаяся к так называемым Второканоническим книгам Библии, тоже принадлежит ему. Таким образом, четыре библейские книги связаны с именем этого человека, который, действительно, пережил период некоего духовного затмения, но потом обрёл путь истинный. И, как я уже сказал, книга Екклесиаста это подтверждает. - Здравствуйте, отец Олег, и благословите! Я бы хотела узнать, можно ли православному христианину при приветствии братьев и сестёр желать им Божьих благословений? Я на одном православном канале так поприветствовала, но мне сказали, что так приветствуют только протестанты. И сделали мне замечание, сказав, что благословлять может только священник. Но я же не благословляла лично, просто пожелала. Может, конечно, это одно и то же, я не знаю. Помогите разобраться, пожалуйста. - Уважаемая Екатерина, надо учитывать отношение людей и те замечания, которые нам делают. Впрочем, есть две формы приветствия, благословения. Ветхозаветная . И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, - т.е. священники так благословляют мирян, - и Я [Господь] благословлю их. (Числ. 6:22-27) Но здесь сказано именно, что такое благословение принадлежит " Аарону и сынам его " , т.е. священству. Новозаветная рекомендация: а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему (Мф.10:12) .

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Вайдьянатх дас : Это бывает, но это уже особый вопрос. Радиослушатель: К отцу Олегу у меня вопрос. Скажите, пожалуйста, может ли оказаться опасным чтение Нового Завета неверующими, без общения со священником, потому что Вы знаете, что в Новом Завете есть такие очень жесткие высказывания. Например, что враги человеку родственники его; что кто не возненавидит родственников своих, не может прийти к Богу. И еще, многие притчи атеисты воспринимают буквально, например, в притчах есть такие фразы, что врагов моих приведите сюда и избейте предо мной – это говорит Христос. И если так буквально воспринимать, это может привести к очень опасным последствиям. Это первый вопрос. И второй вопрос: когда Вы воспевали имя Христа в индийских религиозных Центрах, то индусы приветствовали Вас. А как Вы думаете, если кришнаиты станут воспевать Кришну в православных храмах, как христиане должны реагировать на это? Спасибо Вам заранее за Ваш ответ. о. Олег : Прежде всего, по поводу Библии и Евангелия. В самом Священном Писании говорится о том, что, действительно, опасно самостоятельно изучать Библию, если вы не имеете церковного руководства. Об этом сказано во втором послании Апостола Петра, 3-я глава с 15-го стиха и ниже: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, – это пишет Апостол Петр, – как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают». Действительно, невежды и неутвержденные, те люди, которые вне Церкви, если они берут в руки Библию, они «превращают» ее к собственной своей погибели. Читать Писание можно только под руководством Церкви. Это не обязательно, что должен батюшка рядом сидеть, но можно купить книги Святых отцов, которые будут являться для нас точным руководством в изучении этого слова. Действительно, в Библии есть тексты, которые могут вызывать вопросы и даже недоумения, и вот здесь совершенно необходимо толкование, связанное со святоотеческой традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот такая цитата свт. Иринея говорит о том, чтобы помочь начинающему молодому миссионеру, особенно если он хочет помочь кому-то выйти из секты, нужно поинтересоваться, с благословения священноначалия, чему учит эта секта, что для нее главное. Например, у адвентистов – учение о субботе, у баптистов – крещение, у свидетелей Иеговы – имя Божие. Поэтому когда я провожу семинар «Методика диспута с сектантами», то в первую очередь я  с Писанием в руках указываю на главные их догматические заблуждения. И когда человек с Библией в руках, например, говоря о Предании и Писании, покажет этому сектанту, что оказывается, есть два понимания в Священном Писании о Предании: не только  о предании человеческом, которое отвергает Христос, о котором Он говорит в Евангелии от Марка: «Как вы держитесь предания человеческого, отвергая заповедь Божию». Но есть и апостольское предание, о котором говорит Послание Фессалоникийцам (Фес 2: 15): «Стойте, братия, и держитесь предания, которому вы научены или словом, или посланием». Поэтому когда человек начинает показывать в Писании, что есть не одно понимание, что понимание есть не только понимание этого сектанта, что они все учат на Священном Предании, где сказано: «стойте, братия, держитесь предания, слова и послания»  - часто я задаю сектанту вопрос: вы живете по Библии? Он говорит – да. Тогда я спрашиваю: «А как вы соблюдаете Предание, о котором даже апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам (1 Кор 1:2) говорит: «хвалю Вас, братия, что вы держитесь предания так, как я передал вам», а  во 2-м Послании к Фессалоникийцам: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас( 2 Фес 3,6)». Поэтому начинающим миссионерам я бы посоветовал катехизис Воржанского – очень хороший протестантский катехизис, вашу книгу, о.Олег:  «Школа диспута», из моих – книгу: «Помоги заблудшему» - как правильно вести диспут с сектантами. Т.е. первый и главный завет – это вникнуть в проблему этого человека, в чем он заблудился.

http://radonezh.ru/text/23-11-2014-g-pry...

- Здравствуйте, отец Олег! Пользуясь Вашим разрешением продолжить дискуссию, - постараюсь больше не касаться вопросов церковного устройства, - начну с исповеди. Очень важной темы, имеющей практическое значение. Уже Киприан Карфагенский вскользь упоминает об исповеди перед священником. Возможно, это таинство появилось в церкви ещё раньше. Примечательно, что исповедь является насущной потребностью человеческой души. В той или иной форме она присутствует даже у баптистов. Но у меня вопрос. Если свои грехи в течение многих лет я исповедовал не апостольскому преемнику, а самосвятцу, что, Бог не простил мне их? А то чувство успокоения, которое приходило после этого, было лишь психологическим феноменом или, того хуже, прелестью? И как обстоят дела с грехами, которые я исповедую ежедневно только Богу? Может Вы могли бы ещё и от себя что-то дополнить к этой теме? Меня она очень волнует.   - Что можно ответить? Андрей, то, что Вы переживаете, называется покаянием. Т.е. перемена образа мышления. И без сомнения, покаяние не может не приносить утешения духовного отдохновения. Любой человек, который пересматривает отношение к своим грехам, испытывает некую радость, потому что как бы выпрямляет стези своей жизни. Необходимо уничтожить грех как склонность или как закон греха, живущий в нашей плоти. Апостол Павел свидетельствовал: и тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:25) Представляется невозможным бороться с дурными наклонностями повреждённой грехом наших прародителей плоти, не решив вопроса об уже содеянных нами грехах. Они, как адские вериги, висят на нашей совести и пытаются ввергнуть нашу душу в бездну отчаяния и уныния. Апостол Павел восклицал: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:22-24) По истине, как сказано в Писании, всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6:12)

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

И когда он потерял все, последним утешением для этого человека, который стал полным духовным банкротом, потерпел кораблекрушение в вере, была жена. Она не покидала его – эта удивительная женщина, Ноеминь. Приятная женщина, о чем свидетельствует само ее имя. « И осталась она с двумя сыновьями своими » ( Руф.1:3 ). Все потеряно; что происходит далее? Эти сыновья « взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет » ( Руф.1:4 ). Кстати, давайте зададимся вопросом: почему бывает голод? Сейчас у нас социальный кризис, и многих этот вопрос интересует. Мы открываем Книгу Притч, здесь сказано: «Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» ( Притч.19:15 ). Какая же леность погружает в сонливость? Что за нерадивая душа, которая терпит голод? Это люди, которые перестали заниматься своим духовным ростом – и тогда они проявляют сонливость. Один мужчина мне говорит: – Отец Олег, я так люблю ходить на ваши лекции. Я его спрашиваю: – Почему? – Мне так легко становится, я сразу засыпаю. Я говорю: – А что снится? Может быть, что-то хорошее? – Ну, вот так радостно, легко на душе. Я говорю: – Ну, может быть, это плохо – спать во время лекций? А он – такой умный мужчина – говорит: – Нет, где Господь – там всегда хочется спать. Вот и в Гефсиманском саду все уснули, Господь их несколько раз будил. На горе Фавор тоже все уснули, потому что там, где Господь, – это как будто ребенок на груди у матери: ты расслабляешься и засыпаешь. Я ему тогда привел другой пример из Библии. Однажды проповедовал апостол Павел, и на подоконнике сидел юноша, которого, наверное, мама привела послушать апостола Павла. Юноша уснул – и упал с подоконника, пролетел три этажа и разбился насмерть. Апостол Павел со всеми сбежал вниз, Павел помолился – и воскресил этого мальчика ( Деян. 20, 9 ). Но это отступление. Итак, какая сонливость делает человека нерадивым и приводит к голоду? Чтобы это понять, мы сейчас откроем Псалтирь, здесь прекрасные слова: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; Но простри руку Твою и коснись всего, что у него - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». То есть здесь очень четко показано, что дьявол сам ничего не может делать. И когда Господь попускает ему искушать нас, то Господь при этом полагает и некий предел для этих искушений. Чтобы они не были сверх меры.  -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Отец Олег, благословите рабу божью Наталью.  -Господь благословит.  -Я очень рада слышать вас в эфире. Будьте добры, у меня два вопроса. Первый: что такое страх божий? Нужно ли бояться Бога? И второй вопрос: Эпилепсия - это беснование?  -Если говорить о страхе божием, то страх божий- это начало премудрости. Это богобоязненность. То- есть, это великая добродетель. Некоторые могут возразить, что в любви нет страха. Но в действительности, если говорить о богобоязненности, то она рождается именно от любви. Потому что тот человек, который любит Бога, боится нарушить его волю. Точно так же, как если маленького ребенка приносят к нам в семью. Мы очень-очень любим младенца, мы берем его на руки и боимся, как бы не так его не взять; учимся, как головку держать, и так далее. И когда в Писании сказано, что в любви нет страха, имеется в виду, что в любви к Богу должно быть великое доверие. Но не в смысле отсутствия богобоязненности. Потому что страх божий- это начало премудрости. Я рекомендую, чтобы лучше уяснить эту тему, прочитать труд Павла Флоренского «О страхе божьем». Это прекрасная работа, где он показывает, что, собственно говоря, без страха божьего невозможно служение Богу.

http://radonezh.ru/text/ya-nikak-ne-mogu...

Как понять эти слова? Некоторые истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди людей, но даже и среди животных! Началось какое-то дикое смешение! Мы говорили в прошлый раз, что это связывают с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это ни в коем случае не допустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это, простите, недопустимо! И тогда в мир вошел хаос, и произошел потоп! А когда потоп окончился, восемь всего душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (см.: Быт. 4:22 ). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что ее имя по корневой основе близко к самому имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. Ими, комментаторами, и был сделан соответствующий вывод, что Ноема – жена Ноя, и именно через нее хамитские крови проникли в новый мир, не удалось полностью хамитство это потопить! Вот, например, в церкви иногда произносятся слова молитвы: «От бесовской крови очисти мя, Господи!» – именно это и имеется в виду! Есть текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» ( Тов. 4:12 ). По крайней мере, такая версия есть, что именно через Ноему мир Каина попал, миновав воды потопа, на новую землю… И вот люди выходят из ковчега. Сказано: « И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею] » ( Быт. 9:1 ). Здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мне было приятно бывать в их доме. Но вот он развелся с женою, запил. Квартира постепенно стала приходить в негодность: на обоях появились надписи, телефонные номера, имена; на кухне – немытая посуда, пол не подметен. Вскоре мне пришлось уехать из того города, а когда я через полгода навестил своего бывшего соседа, то застал у него дома полный развал. По мере того, как духовно и нравственно разваливался человек, разваливался и его микромир – квартира, в которой он жил. Экология Проблемы экологические – это прежде всего проблемы неблагополучия души человека. Только грешный человек может позволить себе сбрасывать в реки отходы. И штрафными санкциями тут не откупишься. Только прекращение этого греха даст возможность природе восстановиться. Недавно после длительного отсутствия я приехал в свое родное Орехово-Зуево и услышал «радостную» весть: остановились заводы-монстры «Карболит» и «Респиратор». «Так чему же вы радуетесь?» – спрашиваю людей. Отвечают: «Ты что, отец Олег, в Клязьме такая рыба появилась, что и представить нельзя». Все греховное утекло, река очистилась. Люди стали спокойно плавать в той самой реке, к которой совсем недавно было страшно подходить – она была сточной канавой. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, сказано, что за уничтожение земли будут вовсе не штрафные санкции, а будет великий гнев Божий: И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю ( Откр.11:18 ). Вот для чего придет Господь Бог: погубить губивших землю! Тех, которые бездумно срезали и переворачивали плодородный слой земли, губили пашни, отравляли реки, озера, моря, загрязняли воздух, оставляли за собой выжженные пустыни. Предупредите этих людей, ибо даже с мертвых будет спрашиваться. Не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел ( Втор.21:23 ). Если Господь создал этот мир, то он вправе требовать от нас ответа за все, что мы на этой земле сделали.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Надежда на спасение только в возможном изменении самой нашей падшей природы. Подобное изменение возможно только во Христе, Которого ап. Павел называет Вторым Адамом . Сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15,47–49 ). ВОПРОС: У меня проблема: дьявол везде преследует меня разными помыслами, и я никак не могу от них избавиться. Что делать? ОТВЕТ: Персонально дьявол не может вас везде преследовать, скорее всего, это делают его бесы. Дьявол не вездесущ, он ограничен и временем, и пространством, точно так же, как и любая тварь. Сказано: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов 1,7 ). Иными словами, сатана не может присутствовать одновременно в разных местах, и ему надо именно перемещаться. Нельзя лукавому приписывать свойства и качества, которыми обладает только Бог . Вездесущ только Бог! Ему (дьяволу) могут докладывать о вас бесы, но только в порядке очереди. Похоже у них там своя бесовская канцелярия и бюрократия. Один духовный человек говорил мне, что бесы очень не любят друг друга и постоянно дерутся; а дьявола они страшно боятся и так же ненавидят. Лукавый не имеет возможность проникать в сознание разных существ, даже своих собственных бесов. Он не может проникнуть и в ваше сознание. О том, что вы думаете, знает только Бог и вы сами. Лукавые силы могут только наблюдать за нами и создавать разные греховные прилоги, не более того. Сказано: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2,11 ). Нельзя все наши злые поступки приписывать силам зла. Грехи мы творим сами и своим свободным произволением, поэтому и несем за них персональную ответственность. Единственное, что мы действительно творим не от себя, так это добрые дела. Смотрите, что сказано в Православном Каноннике после Вечерних молитв: «Аще что благое в сей день сотворил еси, не от себе бытии, но от Самого Бога, вся благая нам дарующего… Аще же что лукавое соделал еси, от себе самого и от немощи, или лукавого обычая и произволения, сие происходит…» Так что все зло мы творим сами, а все доброе через нас может делать только Бог. Как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов… » ( Иак.1,17 ). ВОПРОС: Отец Олег, на некоторых сайтах Интернета на Вас нападают. Некоторые делают это как бы и от лица своего понимания Православия. Кто это такие, что за типы?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010