23.11. 2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». В студии протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. 12.01.2015 08:09:35 Кульков Сергей Андреевич В студии, как обычно по выходным, протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня у нас в гостях преподаватель сектоведения из Николо-Перервинской семинарии Андрей Иванович Солодков. -Недавно в Москве прошел Первый Православный марафон, посвященный 700-летию преп. Сергия Радонежского. Сколько людей участвовало в нем?  - Количество участников марафона «Сорок сороков» - первого православного марафона, состоявшего в музее-заповеднике «Коломенское» превышало 600 человек, это уникальное по своему масштабу и просто новое событие. Люди приехали из разных городов, семьями. После молебна, который совершил благочинный Даниловского благочиния о.Олег Воробьев, все участники марафона согласились поддержать своим забегом строительство храма преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле, который уже долгие годы встречает препоны на пути своего строительства. Мы помним, как вы, батюшка, поддерживали это благое начинание в том году, многие ставили тогда свои подписи за строительство храма. Всего было несколько забегов: 6, 12, 21км и сам марафон 42 км 195м. Но самой трогательной дистанцией была километровая,  на которой бежали детишки. Чисто символический забег совершил настоятель общины Ходынского поля – о.Василий Бексей, в окружении детей стартовал и каждый участник.  - Какой возраст участников марафона? От и до? Дети от 4х лет и до… была такая атлетка Богатова Клара – 81 год, она пробежала вчера 6 км. Самому  возрастному марафонцу, который пробежал 42км, было 75 лет.  - Скажите, обычно когда люди бегают – они бегают от чего-то или к чему-то? Какая задача ставилась в этой ситуации?  - Сам марафон носил название «От храма к храму. От души к душе». Символический старт был от храма Вознесения, который является символом Южного округа Москвы, Коломенского, и там же марафон финишировал. И весь день был посвящен преп. Сергию, потому что все медали, которые дарились победителям, призерам и просто участникам, были с ликом Преподобного, всем без исключения дарились иконочки преп. Сергия, Евангелия и другая литература.

http://radonezh.ru/text/23-11-2014-g-pry...

Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там - не выдумка? 25.11.2016 09:27:34 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/06/21-00.html Прот. Олег Стеняев: - Радио «Радонеж» в прямом эфире, как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Прежде всего, хочу благодарить всех, кто поддерживал меня во время болезни. У меня были две операции под общим наркозом на левую стопу. Сейчас, слава Богу, я чувствую себя лучше, хотя какое-то время придется передвигаться на костылях. Нога заживает. Итак, мы возвращаемся к нашим передачам. Сегодня мы возобновили библейский лекторий на радио «Радонеж», который у нас проходит по воскресеньям с семи до восьми вечера. Теперь переходим к формату вопросы -  ответы. Раб Божий Олег спрашивает: - Мучает такой вопрос. В ответ на вопрошания о том, реальны ли явления и события, описанные в мифах, например, про лабиринт, кентавров, Змея Горыныча и прочее -  священники говорят, что это выдумки. Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там -  не выдумка? По каким критериям можно это доказать?  Благодарю. - Я подготовил такой ответ -  высказывание святителя Иоанна Златоуста. Златоуст учит: чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется к чудесам. Когда я учился в семинарии, у нас был в ходу такой семинарский анекдот: «Встречаются верующий и неверующий. Верующий говорит: есть чудеса. Неверующий  - нет чудес. Верующий: ну как же нет чудес, у нас дьякон полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. Разве это не чудо? Неверующий: нет, это случайность. Верующий: потом он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. Это что? Неверующий:  это совпадение. Тогда верующий говорит: но сегодня он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. А это что?! Неверующий: наверное, привычка». Т.е. люди относятся скептически, они могут всё отрицать. Так же Златоуст писал: когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения, одержима недугом зависти -  тогда она не убеждается никаким чудом.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-byt-s-ve...

Как критиковать подчиненных, чтобы не скатываться в грех осуждения? В эфире. протоиерей Олег Стеняев. Помощник в студии брат Владимир Носов. 08.01.2014 09:23:41 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.  Сегодня у меня помощник в студии брат Владимир Носов. И у нас уже есть некоторые вопросы, которые мы получили от наших радиослушателей. Владимир, пожалуйста.  -Вопрос задает брат Андрей из города Подольска.  -По своей работе я являюсь руководителем и часто критикую подчиненных. Как это делать, чтобы не скатываться в грех осуждения?  -Разница между констатацией какой-то проблемы и осуждением та, что никогда нельзя отождествлять человека с его грехом. Вот можно сказать: мужчина выпивает. Женщина позволяет себе выражаться как-то не очень правильно. А если мы скажем о человеке: мужчина пьяница, женщина скандалистка? Тогда мы человека отождествим с его грехом. Поэтому замечания делать можно, даже нужно. В Писании есть такой текст, где сказано, если кто согрешит, и будет идти путем греха, и его не предупредят об этом, то вина ляжет на того, кто его не предупредил. Но разница между осуждением и замечанием именно та, о которой я сказал. Нельзя отождествлять человека с его грехом. Грех фрагментарен в жизни человека. Человек не может пить 24 часа в сутки, не может блудом заниматься 24 часа в сутки. Человек спит, ест, кается, молится. И мы должны в человеке, особенно общаясь с ним самим, найти всегда что-то хорошее. Потому что это хорошее может помочь ему исправиться.  -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег. Благословите.  -Бог вас благословит.  -Мы с женой живем семь лет. У нас нет детей. И жена за это время раза три потеряла. Мы ходим в церковь, причащаемся. Может, это божие наказание? Нам недавно одна православная верующая женщина сказала, чтобы жена подошла к ней, и она что-то ей прочтет. Что нам нужно сделать? Или все-таки смириться и жить дальше?

http://radonezh.ru/text/kak-kritikovat-p...

Когда во время молитвы мы произносим «Господи», обращаемся к Богу - к какому лицу Пресвятой Троицы мы обращаемся? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 15.10.2014 11:45:50 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы,  вы можете звонить по телефону, и есть вопросы, которые мы получили по почте. -Батюшка, есть просьба, которую мы недавно получили.  Родители просят помолиться о тяжело болящем младенце Марии, которая находится в реанимации. И врачи сказали, что ей жить осталось несколько часов. Ребенок крещеный. -Помолимся о здравии рабы божьей Марии. -Целое письмо пришло от рабы божьей Веры: «Дорогой отец Олег! Несколько лет  с большим интересом и вниманием наша семья  слушает ваши выступления по радио Радонеж. Нам нравится то, что вы всегда ссылаетесь на Священное Писание для подтверждения того или иного тезиса. Настоящим письмом обращаюсь к вам по интересующим меня вопросам  семейной жизни, на которые не нахожу прямых ответов в Ветхом и Новом Заветах. Вопрос первый. Где именно в Писании или, может быть, в толковании святых отцов содержится запрет на многоженство? Некоторые патриархи Ветхого Завета имели не одну жену, имели наложниц. Читать об этом тяжело. В Библии для детей эти места стараются обходить молчанием. Вопрос второй.  После исхода евреев из Египта Бог через пророка Моисея дал еврейскому народу заповеди. В том числе заповедь «не прелюбодействуй». Относилась ли эта заповедь к одной жене одного мужа, или речь идет об измене мужа одной или нескольким законным женам? Дальнейшая история также говорит о наличии множества жен и наложниц у вождей еврейского народа. У царя Давида (2 Цар 5,13) сын его Соломон  (3 Цар 11,3) имел множество жен и наложниц. Ко времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа было ли изжито многоженство в еврейском народе? Вопрос этот возникает из ссылок саддукеев, когда они вопрошают Господа: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. А если этот брат уже женат? Что это значит?

http://radonezh.ru/text/kogda-vo-vremya-...

Почему у иудеев национальность по матери? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 19.11.2014 14:17:51 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. - Уважаемый отец Олег, в «Добротолюбии» написано, что нужно считать себя хуже бесов. Должно ли смиряться перед бесами, врагами Божиими, еретиками, иноверцами? Если мы должны ненавидеть врагов Божиих и гневаться на них, то как же смиряться перед ними? - Вы, знаете, если отцы и говорят, что человек должен считать себя хуже беса, то отцы исходят из того, что всегда необходимо держать свой ум во аде.  Ад - это место, предназначенное для дьявола и аггелов его, то есть для бесов. То  - есть, когда человек рассуждает: а чего же я заслужил в этой жизни? То место, которое уготовано для дьявола и для аггелов его, то есть для бесов. Только в этом смысле. А в целом надо сказать, что ангелы падшие, не падшие, люди - это разные формы существования. И у нас есть великое преимущество. Это наша телесность. Святые отцы прямо говорят, что для аггелов покаяние закрыто, потому что они духовные существа. Если духовное существо падает, то оно уже не может быть восстановлено. Иоанн Дамаскин, кстати, пишет: «Наша телесность, как раз является для нас неким извинением, оправданием. Поистине, сила Божия в немощи совершается». - Батюшка, не могли бы Вы объяснить, почему у иудеев национальность по матери? Ведь изначально же не было так? Там написано: Авраам родил Исаака. Ну, и так далее. С чего бы это началось? - Если бы у евреев национальность была бы по отцу, то истинными чадами Авраама были бы арабы. Ислам этим, наверное, очень бы гордился, потому что первенец Авраама -  это Измаил, но он был сыном Агари, рабыни. И Аврааму было сказано, что обетование в Исааке тебе наречется. О чем это? Это о том, что для того, чтобы ребенок был нормальный, надо, чтобы и отец был праведник, и мать была праведница.  Конечно, Агарь была праведница, но она была несовершенная праведница, она иногда могла вспылить. Однажды убежала из дома Авраама, ей показалось, что Сара ее угнетает. И ангелы спросили ее: «Агарь, Агарь, откуда ты бежишь и куда бежишь?» Этот вопрос был задан явно с сарказмом: ты убегаешь из дома пророка Божия, и куда бежишь? Назад в Египет? И она тогда одумалась, вернулась.

http://radonezh.ru/text/pochemu-u-iudeev...

Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков». 30.07.2014 04:36:37 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. И вы можете звонить нам по телефону прямого эфира. Или послать ваши вопросы по смс. У нас уже есть вопросы, связанные с праздником Вознесения Господня. Вот один из вопросов. -Почему в день Вознесения в храме читали «Апостол», где сказано о Втором Пришествии: не ваше дело знать времена или сроки? -Святитель Иоанн Златоуст писал: подобно тому, как мы, когда видим, что дитя плачет и постоянно просит у нас какую-нибудь ненужную ему вещь, подальше спрятав эту вещь, показываем пустые руки и говорим: видишь? У нас ничего нет. Так и Христос поступил с апостолами. Но то дитя, хотя мы и не показываем просимой вещи, оно продолжает плакать, зная, что его обманули. Тогда мы оставляем его и уходим, говоря: меня зовет такой-то. А ему даем взамен просимого что-нибудь другое, чтобы отвлечь его от избранной им вещи. Причем хвалим эту свою вещь более той. И, отдавши ее, удаляемся. Так поступил и Христос. Ученики просили. Он сказал, что у Него нет, и на первый раз даже устрашил их. Когда же они снова стали просить, Он опять сказал, что у Него нет. Но только теперь не устрашает их, а показывает. И высказывает благовидную причину: именно Отец положил в своей власти времена и сроки. Но это не может означать, что Сын Божий не знал того, что знал и Отец. Ибо все, что имеет Отец, имеет и Сын. Все, что имеет Сын -имеет и Дух Святой. И Ларри Пиктовейский писал: итак, Сын знает то, что знает Отец и не является незнающим Сын, потому что знает один Отец. Так как Отец и Сын пребывают в единой природе. Конечно, можно  все-таки продолжать спрашивать: почему Господь скрыл от нас дату Своего пришествия? Прежде всего, это связано с тем, чтобы  в каждом поколении мы бы ждали, когда это произойдет. То- есть чтобы мы не расслаблялись и бодрствовали. Именно поэтому нам не дано знать ни времен, ни сроков. Чтобы в каждом поколении люди пребывали в ожидании.

http://radonezh.ru/text/est-li-muzhskoy-...

Значение слова жид, и главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата? Протоиерей Олег Стеняев, ответы на ваши вопросы. 23.08.2013 14:29:11 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. После некоторого перерыва как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. У нас уже есть вопросы, которые мы получили письменно. Первый вопрос: как разговаривать с неправославными людьми, о Боге? -Прежде всего, нужно понять, что каждый человек по-своему понимает те или иные слова. Точнее- разные группы людей понимают те или иные слова по-своему. Вот если вы обратите внимание на проповедь евангелия так, как она осуществлялась святыми апостолами, так, как она записана в Новом Завете, то мы видим целый ряд таких моментов, когда апостолы не говорят все сразу. Например. в день Пятидесятницы, когда Дух святой сошел на апостолов, и апостол Петр проповедовал, он не говорил о святой Троице, он не говорил о том, что Иисус Христос есть Бог, но он сослался на Пятикнижие Моисея, которое для иудеев и прозелитов иудаизма являлось авторитетным свидетельством. И там было пророчество в книге Второзакония, где Моисей говорит, что другого пророка воздвигнет Господь подобно мне, и его слушайтесь. И вот Петр приводит эти слова, то- есть делает эту ссылку. Что интересно, архидьякон Стефан тоже проповедует через некоторое время. Он тоже ссылается на Второзаконие, на этот текст, где Моисей говорит, что иного пророка воздвигнет Господь, и его слушайтесь. Святые отцы обращают на это внимание. И они говорят: если бы апостолы сразу говорили о Троице, Божестве Иисуса Христа- то на этом их проповедь бы окончилась. Они идут от Писаний, от того, что авторитетно и, собственно говоря, понятно для иудеев. Также блаженный Феофилакт задается вопросом, почему евангелия как бы умалчивают о Деве Марии, почти ничего не говорят. Потому, отвечает блаженный Феофилакт, что не все могли услышать эту тайну. Ибо эту тайну можно созерцать только верующим сердцем. И если неверующим говорили бы о существовании Иисуса Христа, то, возможно, они неадекватно реагировали бы на это. И поэтому в Писании сказано: не мечите бисер перед свиньями. И еще в Писании сказано, что не всем надо проповедовать. Господь говорил: в какой город придете, узнаете, кто достоин. И идите к этим людям, и им говорите.

http://radonezh.ru/text/znachenie-slova-...

Как венчание влияет на загробную жизнь человека, именно после ухода его из этой жизни? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 25.09.2014 11:15:03 Кульков Сергей Андреевич - Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону. Есть вопросы, которые мы получили по интернету. - Вопрос такой: можно ли ослушаться родителей ради религиозного решения? Ведь в Новом Завете говорится, что надо оставить отца и мать и даже не хоронить их. И что  отец у нас - Бог. - Я подготовил цитаты святых отцов по этому вопросу, но сначала хочу прочитать слова архимандрита Кирилла Павлова: «Прежде всего, почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах»  Цитаты, которые, возможно, используют задавшие вопрос, взяты из Евангелия от Луки: «Если, кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк14,26) И какие же объяснения дают святые отцы? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, пишет: «Когда мы видим, что наши родители являются помехой на нашем пути к Богу, то за это мы должны пренебречь ими, оставляя их».  Тоесть, если родители запрещают вам молиться, например, читать Писание и так далее, и против вашей религиозности идет прямая агрессия - это, конечно, другая ситуация. И другой текст, который обычно используют люди, которые хотят как-то отделиться от родителей, тоже Евангелие от Луки: «А другому сказал: «Следуй за мной! Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

http://radonezh.ru/text/kak-venchanie-vl...

Как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 17.04.2014 06:48:19 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по СМС. И у нас уже есть записки, письма в студию, и на первый вопрос, который мы рассмотрим, я подготовил ответ. Это такой вопрос: как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры? Ну, что можно ответить? Подлинным основанием нашей веры является сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Православная вера имеет основанием веру в мощи, потому что мощи способствуют укреплению этой веры. Написано: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес.2, 20-21). Если говорить о мощах, то под ними имеются в виду любые останки того или иного святого. Святитель Иоанн Златоуст учит «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им, то есть этим останкам, силу Божию». Это было известно и нашим предкам. Например, летописный список от 1472 года, в частности уточняет об открытии гробов московских святителей в Успенском соборе. " Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суща не всего, едины " мощи " . Здесь сказано, что святителя Иону нашли целым, а Фотия не целого, но вывод один: едины мощи, то- есть и то, и другое -мощи. Собственно говоря, первое упоминание о чудотворящих мощах в Библии имеет в виду именно кости. Читаем: «И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и стал на ноги свои» ( 4 Царств.13, 21).

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Когда мы проходим крестным ходом по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против? НА ВОПРОСЫ РАДИОСЛУШАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ. 30.09.2013 07:50:10 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. И у нас уже есть телефонные звонки и вопросы, которые мы получили по почте. И вот первый вопрос. -В чем главная причина церковного раскола 17-го века. И как его преодолеть? -Первый вопрос. Что можно ответить на него? Ну прежде всего нужно понять, что раскол, который произошел в 17-ом веке, он ужасно сказался на всей последующей истории русского государства. Потому что возникла целая группа людей, который смотрели на представителей высшей государственной и церковной власти как на отступников от старого обряда и даже как на еретиков. Не случайно, что когда большевики выпускали газету Искра, о они выпускали отдельные номера, которые были прямо обращены к раскольникам и сектантам разных направлений. И в свое время Солженицын сказал, что если бы не было раскола в 17-ом веке, то не было бы революции 17-го года.  Но если говорить о самом расколе, то надо понять, что раскол был осуществлен поспешными реформами патриарха Никона и обеспечен поддержкой царя Алексея Михайловича. Поэтому можно сказать прямо так, что главные зачинщики этого раскола были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Но в расколе оказалась та часть русского населения, общества, которые усвоили за собой наименование старообрядца. Потому что именно эта часть населения осталась без епископов. А как известно церковь не бывает без епископов. Конечно кто-то может спросить, а зачем патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу нужны были эти поспешные реформы. Кстати, нет пожалуй ни одного русского историка, который положительно оценил бы деятельность царя Алексея Михайловича и патриарха Никона накануне раскола. И митрополит Макарий, в своем фундаментальном многотомном труде по истории русской церкви, он называет период правления патриарха Никона самым бедственным периодом. Каптерев написал мощнейшее исследование о расколе и доказал, что эти реформы не были ничем оправданы. Доброклонский тоже очень маститый русский историк отрицательно отзывался об этих реформах. Голубинский придерживался позиций Каптерева по этому вопросу.

http://radonezh.ru/text/kogda-my-prokhod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010