Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновление традиции освящения истока Волги В начале 1990-х годов 26.05.2021 1762 Время на чтение 10 минут Отношение к истоку Волги на Руси было особым еще с XVII века; не будет преувеличением сказать трогательным. Наши предки понимали значение этой реки для культуры и национального самосознания. При царе Алексее Михайловиче у истока был основан Преображенский мужской монастырь с целью, чтобы там, в болотистых местах, откуда начинает течь сначала очень маленький робкий ручеек, происходила молитва, освящающая это начало великой могучей русской реки Волги. И в более поздние времена там был выстроен замечательный храм из красного кирпича. С учетом разного рода особенностей обитель не могла сама себя содержать, и она была взята на попечение государства, потому что освящающая истоки Волги постоянная молитва считалась делом государственной важности. В XIX веке было закрепившейся традицией, что ежегодно тверские архиерей и губернатор выезжали для освящения истока Волги. В советское время, по понятным причинам, традиция оказалась прервана. В 1990 году ее решила возродить группа тверских энтузиастов. Это Владимир Захарович Исаков, в то время главный редактор тверской областной газеты «Тверские ведомости», Алексей Семенович Чубисов со своей супругой Людмилой и Александр Кокарев, в то время известный тверской тележурналист. О существовании традиции они узнали из работы с архивными документами. Первое освящение было совершено 29 мая 1990 года, в последнюю субботу мая. В 2021 году освящение запланировано на эту же дату… Для совершения первого освящения был приглашен настоятель храма г. Осташков архимандрит Вассиан (Шуста). А потом это стало развиваться. У истока сохранилась часовня, крест которой был снят и заменен шпилем в годы гонений на Церковь в России. Инициаторы возобновления традиции самовольно срезали шпиль и установили на его месте специально изготовленный ими для этого крест. В следующие годы количество активистов стало расти. Валерий и Наталья Колтовые изготовили Оковецкую (Ржевскую) икону Пресвятой Богородицы. Выбор именно ее был не случаен – это ближайшая к месту освящения истока Волги чтимая святыня Тверской земли. Икона была размещена на отдельно стоящей арке недалеко от часовни.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/26/...

Г. Наперсная икона «Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец» из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и проблемы изучения рус. средневек. искусства: Семинар 29 сент. 2015 г. (в печати)). В подобных композициях бывает использован извод предстояния святителя тронному образу Божией Матери с Младенцем (икона сер.- 2-й пол. XVI в., ЧерМО). Уникальное значение Н. как главного заступника за людей, в т. ч. перед Царицей Небесной, нашло отражение и в самостоятельных изводах: связанный с прославлением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сюжет «Явление Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца пономарю Юрышу», к-рый в сер. XVI в. входит в цикл чудес, расположенных на раме Тихвинской иконы (в Благовещенском соборе Московского Кремля, ГММК; из Успенского собора Дмитрова, ныне в ЦМиАР). Известны и особые изводы икон, обретенных или прославленных в XVI в., на к-рых фигуры Пресв. Богородицы и Н. написаны рядом, как на упомянутой Ржевской (Оковецкой) иконе. Сопоставление Н. и Пресв. Богородицы с Младенцем Христом, как главных «адресатов» христ. молитвы, отражало то, что именно в Их безгрешности и благодатной природе чудес Н. сомневались еретики протестант. толка, в т. ч. и оказавшиеся на Руси или испытавшие их влияние последователи, настаивавшие на «простоте» человеческой природы Спасителя, Божией Матери и Н. На протяжении XVI-XVII вв. получают распространение в качестве самостоятельных иконных изводов повторения чтимых и чудотворных икон Н. Как правило, это житийные иконы, в среднике к-рых воспроизведен тот или иной прославленный иконный образ (Зарайский, Можайский, Великорецкий, Гостунский), часто с подписью, позволяющей опознать преемственность почитаемого оригинала. В это время на Руси появляются иконы, написанные рус. мастерами под воздействием поствизант. икон с образом Н.- с резким, контрастным личным письмом, и характерными среднеземноморскими крупными чертами лика: поясная икона из частного собрания; икона из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (3-я четв. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - святитель, в облачении, с «шитыми» деталями на епитрахили и палице, изображенный в рост; икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Собор Вознесения Господня (Ржев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Вознесения Господня — православный храм в городе Ржев. Был построен в 1856 году, закрыт в 1939 году. Снова открыт в 1985 году. Освящён после реставрации 18 декабря 1987 года. Содержание История [ править править код ] Вознесенский собор во Ржеве расположен рядом с Казанским кладбищем. Храм был построен в 1855 году. Он – каменный и имеет один престол в честь Вознесения Господня. При Вознесенском храма была и теплая церковь – в честь Казанской Божией Матери (располагалась на втором этаже, на первом этаже были хозяйственные и сторожевые помещения). Чтимыми святынями храма были иконы: мученицы Агриппины, мученицы Параскевы, благоверного князя Владимира и мученицы праведной Пелагеи Ржевской. При Вознесенской церкви существовала так же каменная часовня (1851), которая была посвящена чудотворной иконе Казанской Божией Матери. В 1939 году церковь закрыли. Вновь открыта она была лишь в 1985 году. В 1980-х годах тверская епархия обратилась в исполком Ржевского городского совета с просьбой вернуть епархии здание Оковецкой церкви (бывшего краеведческого музея). Именно она стала центром возрождения православия и последующего восстановления храмов в Ржеве. После долгой бумажной волокиты епархии было разрешено восстановить часовню на Казанском кладбище. У старых развалин был отслужен просительный молебен, освящена территория строительного объекта. Пока у верующих не было помещения, службы проходили в доме вновь избранного председателя приходского совета. В августе 1985 года для восстановления городских храмов в Ржев прибыл тверской священник Олег Чайкин. Часовня восстанавливалась реставраторами из Загорска. Верующие помогали в очистке территории. К октябрю 1985 года часовню оборудовали и освятили как временную церковь. После этого началось восстановление собора. Отец Олег выступал и в качестве прораба, и плотника, и жестянщика, и землекопа. Могилы, которые оказались у стен собора, были перенесены. Работа по восстановлению собора представляла собой крупномасштабное строительство, поскольку храм почти до основания был разрушен. Большая часть работ велась на общественных началах и на благотворительные средства. Работы велись в любую погоду.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Вознесен...

Поскольку возникший вопрос был серьёзным, губернатор Николай Сергеевич Всеволожский посетил Ржев, уладил дела с городничим и встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым - настоятелем Оковецкого храма. Губернатор предназначил окончательную территорию под строительную площадку " в среде самого его прихода, удобное и составляющее вид и красоту города, где и в древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел " . Речь идёт о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей или разрушенной, во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Возведение величественного ржевского храма началось в 1821 году, а в июне 1831 года строительство одного из лучших храмов города - Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери вместе с колокольней было завершено. Престолов в храме три: главный в честь Оковецкой иконы Божией Матери, два других - во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи (по этому престолу много лет церковь называли Предтеченской) и Преподобного Нила, Столобенского чудотворца. После Октябрьской революции церковь продолжала действовать до 1930-х годов. С приходом советской власти здание церкви Оковецкой Иконы Божией Матери, как и других храмов города, перешло в собственность государства, точас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налог! Были сброшены колокола с Оковецкой звонницы, которые пошли на переплавку для нужд индустриализации республики. Официально Оковецкая церковь была закрыта в 1939 году, после чего произошло её разграбление богоборцами. Спустя некоторое время были сняты позолоченные кресты с куполов. Долгое время в помещении святыни находился склад, контора хлопкосбыта. Церковь сильно пострадала в Великую Отечественную войну. В 1950 - 1970-е годы помещение храма занимал городской историко-краеведческий музей. Потом и вовсе здание было заброшено. Одно время вокруг храма были установлены леса, намечалась реставрация, но дальше лесов дело не продвинулось. А потом и их, и даже камни от тумб, на которых стояли цветочные чаши, были унесены жителями соседних домов. Наружное состояние Оковецкого храма было крайне запущено, уничтожено и его внутреннее убранство, в том числе замазаны великолепные росписи.

http://sobory.ru/article/?object=03001

...В 1999 году состоялась праздничная юбилейная соборная служба в храме в честь 460 летия со дня явления Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери и Животворящего Креста. О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. - Ржев, 2005. Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006.  Первоначально деревянная церковь в городе Ржеве в честь местночтимой иконы Божией Матери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 гг. В XVIII - XIX веках, на средства местных купцов и прихожан, в городе начались замены деревянных церквей на каменные. Они возводились на тех же освящённых местах и с теми же посвящениями. Оковецкий храм, который также был деревянным, прихожан перестал устраивать. Церковь была тесновата, неказиста, слишком близка от берега реки, не исключалась возможность её затопления во время весенних паводков. У ржевского историка Т. Горской можно прочесть следующие строки: " В 1818 году, в мае месяце, обратились к Тверскому архиепископу владыке Серафиму прихожане церкви во имя Оковецкой иконы Божьей Матери. Просят сотни ржевитян разрешить построить новый храм того же имени на Спасской площади на собственные пожертвования с добавкой из кошельковой кассы. Церковь должна быть в камне " . В 1818 году Тверская епархия заказывает проект каменного храма: нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с этим предложением соглашается, и архиепископ Тверской и Кашинский Серафим благословляет строительство по проекту. Кажется, можно б уже приступать к строительству храма на Спасской площади. И вдруг в октябре того же, 1818 года Владыке Серафиму поступает донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: " Дважды, - пишет он, - обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места (под строительство церкви) на площади, о чём говорится и в храмозданной грамоте " . В сложившейся ситуации архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Н. С. Всеволожскому. Ответ Николая Сергеевича Владыке был детальным и неожиданным: " На Спасской площади находится приходская церковь Спаса-Преображения, но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая. Между тем ржевский городничий Закревский по просьбе граждан сообщил в губернию: площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями... " Владыка сообщил губернатору и о других неудобствах этого места. Николай Всеволожский сам будучи глубоко верующим человеком, неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: " ...По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается. Этот план для властей является фактически законом " .

http://sobory.ru/article/?object=03001

В 1531 г. в Москву из Ржева были принесены иконы прп. Параскевы и вмц. Параскевы. Иконы поновили, вел. кн. Василий III проводил их обратно во Ржев, а сделанные с них списки поставили в специально сооруженном храме «близ Покрова Пресвятой Богородицы» (1532), к к-рому вел. князь установил крестный ход 27 нояб.- в память его освящения. В 1540 г. в Москву также из Ржева были принесены для поклонения чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста. Митр. Московский Иоасаф (Скрипицын) , предварительно соборно рассмотревший свидетельства о чудесах, происшедших от новоявленных икон, встречал их с духовенством, вел. князем и боярами на месте совр. Пречистенского бульвара. Здесь по повелению царя Иоанна IV заложили храм (не сохр.), для к-рого были написаны копии икон. В 1558 г., во время Ливонской войны, из Ругодива (ныне Нарва, Эстония) архим. Юрьева монастыря в Новгороде Варфоломеем и протопопом Софийского собора Димитрием в Москву были принесены образы Пресв. Богородицы «Одигитрия» и свт. Николая (с изображениями сщмч. Власия и святых Космы и Дамиана). У ц. в честь Ржевской иконы Божией Матери образы встречали царь Иоанн IV, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Макарий с собором духовенства, при этом был совершен молебен с водоосвящением. Др. встреча была за городом, у Ризоположенских ворот. В ней участвовала царица Анастасия Романовна со свитой. В начале правления царя Василия Иоанновича Шуйского из Углича были перенесены мощи св. царевича Димитрия Иоанновича, от к-рых происходили исцеления. 3 июня 1606 г. мощи встречали в Москве крестным ходом с молитвами у Сретенского мон-ря. В янв. 1647 г. Нерукотворный образ Спасителя («Спас Вятский»), принесенный из г. Хлынова (ныне Киров), был встречен у Яузских ворот царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом. Образ был внесен в Кремль крестным ходом через Фроловские ворота и поставлен в Успенском соборе. О многолюдстве московских крестных ходов в сер. XVII в. можно судить по свидетельству царя Алексея Михайловича в письме Новгородскому митр. Никону (Минову) с описанием встречи мощей патриарха свт. Иова 5 апр. 1652 г.: «А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть» (ААЭ. Т. 4. С. 77).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Теперешний иконостас резной с колоннами, вызолоченными червонным золотом. Иконы в иконостасе новые, писанные на золотом чеканном фоне. Делал иконостас мастер, ржевский мещанин Николай Садовников. В приделе Происхождения Честных Древ иконостас, устроенный в 1767–1770 гг. и в 1850–1851 гг. возобновленный, в 1893 г. снова возобновлен, причем иконы остались старые, только гладь перекрашена и резьба почищена; стенная живопись сделана новая. Царские двери в иконостасе главного храма, по словам священно-церковнослужителей, пожертвованы из осташковского Троицкого собора. Время пожертвования их должно относить к 1798 г., когда в главном храме упомянутого собора вновь устроены Царские двери серебряные. На Царских дверях, что теперь находятся в оковецком главном храме, изображена рельефной резьбой Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. По описи иконостасов и икон осташковского Троицкого собора 1759 г., действительно Царские двери главного алтаря оного собора в этом году были с резным изображением Тайной вечери. В 1870 г. они вновь перезолочены червонным золотом на иждивение Осташковского уезда, деревни Замошья крестьянина Михаила Евфимова. Стены главного храма и придела во имя Происхождения Честных Древ украшены живописными священными изображениями в 1839, 1840 и 1844 гг. Полы в главном храме чугунные, устроенные вместо прежних деревянных, в 1798 г. с разрешения преосвященного Иринея, архиепископа Тверского, а в приделах деревянные. В 1860 г. устроена вокруг церкви новая ограда из дикого камня, с лицевой стороны обтесанного и связанного известью. В 1871 г. произведена переделка теплого придела во имя Св. Николая Чудотворца. При этом прежняя колокольня, стоявшая над западным входом в церковь, разобрана и вместо нее построена новая – над Святыми воротами ограды, и, вместе с тем, этот теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, бывший прежде по великоприходству оковецкой церкви очень тесным, распространен на запад на 4 саж. длины. Обновление этого придела совершено 5 декабря того же 1871 г. Длина всей церкви с алтарем и приделом с востока на запад после этой переделки была 18 саж., ширина с приделом с севера на юг – 10 саж.

http://sobory.ru/article/?object=02721

«Ваше почтенное письмо напомнило мне о наших харьковских беседах. Нельзя ли продолжить эти приятные беседы и в Твери? Ведь от Москвы – рукой подать. При личном свидании мы подробнее и обстоятельнее посудили бы и о предполагаемом вами Сборнике статей в защиту Православной Церкви, и о моем архерейском в Москве подворьи, и о других разных материях. Вспомянули бы и вашего любезного земляка, моего досточтимого собрата, почившего в Бозе преосвященнейшего Гурия. С серрдечным сочувствием читал я составленный Вами напечатанный в Моск. Ведомостях 725 некролог умершего иерарха. Почему так долго не назначают епископа на Таврическую кафедру? Видно, затрудняются найти достойного преемника преосвящ. Гурию. Ваша мысль об издании Сборника достойна всякого одобрения; но практическое осуществление этой мысли может встретить немалое затруднение. На напечатание 10,000 экземпляров сборника, как Вы предполагаете, потребуется немалая сумма; но можно ли поручиться, чтобы затраченная сумма могла быть выручена? Духовенство наше неохотно покупает книги на свои гроши, а приходские церкви слишком обременены в настоящее время налогами; притом церковные старосты мало сочувствуют приобретению книг для церковных библиотек. Иное дело, если бы этот Сборник напечатан был на счет синодских сумм и разослан по церквам туне, как это ныне и делается, благодаря ревности о благочестии и духовном просвещении К. П. П. По его распоряжению, не раз уже были рассылаемы безмездно по епархиям разные назидательные брошюры. При свидании с преосвящ. Алексием прошу передать ему мою признательность за разные им присланные мне брошюры». 21-го ч. получено было мною письмо из Пб-га от Т. И. Филиппова. Он писал от 20-го числа: «Из Св. Синода к Вашему Высокопреосвященству препровождено на заключение ходатайство совета Ржевского Братства, учрежденного при Владимирской церкви в честь ржевских по рождению святых Дионисия и Арсения, о разрешении носить по домам, вместе с иконою Оковецкой Божией Матери, кружку для сбора пожертвований для целей Братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) Поставление Иоасафа (Скрипицына), митрополитом Московским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 173 об.) В 1540 г. из Ржева в Москву для поклонения были принесены чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста, их встречали И. с Освященным собором, вел. князь и Боярская дума. Перед этим митрополит соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон (Сказания и повести о святых чудотворных иконах/Предисл.: [архим. Леонид (Кавелин)]//РА. 1881. Кн. 2. С. 10). На месте сретения чудотворных образов по повелению Иоанна IV был заложен храм, для к-рого вел. князь приказал написать копии икон. Появление святынь в Москве, возможно, было связано с возвращением по просьбе И. вел. князем митрополичьему дому отобранной ранее части Ржевской десятины (АФЗХ. Ч. 3. 58. С. 98). В 1540 г. И. ходатайствовал перед Иоанном IV за кн. И. Ф. Бельского, князь был освобожден и возвращен в Боярскую думу. В 1541 г. по просьбе И. Ф. Бельского И. «печаловался» о брате последнего кн. С. Ф. Бельском, в 1534 г. бежавшем из страны и с 1537 г. находившемся у крымского хана. Ходатайства митрополита вызвали гнев противника Бельских кн. И. В. Шуйского, к-рый «на митрополита и на бъяр учал гнев дръжати и к великому князю не ездити... и промеж бояр велик мятеж бысть» (ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133, 136-137). 20 дек. 1540 г. по ходатайству И. и членов Боярской думы вел. князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю св. кн. Димитрия Андреевича Угличского. В дек. 1540 г. по печалованию И. были освобождены из заточения двоюродный брат царя удельный старицкий кн. Владимир Андреевич с матерью кнг. Евфросинией Андреевной. Летом 1541 г., во время нашествия крымского войска на Москву, И. служил молебны в Успенском соборе. На совете в великокняжеских палатах первосвятитель высказался за то, чтобы государь и его брат Юрий оставались в Москве ради их безопасности. По мнению И., малолетние князья не могли собрать войско для защиты столицы, как это делали взрослые государи.

http://pravenc.ru/text/578036.html

В 10-й день. Мучение свв. мученик 45-ти, иже в Никополи Арменстей мученых, л. 488–511. Нач. «Ликиний царь пусти заповеди по всей вселенней, аще нецыи обрящутся христианы». Явление иконы Пречистой Богородицы, иже во Ржевском уезде, Оковецкия, л. 512–527 об. Нач. «В лето 7047-е, во дни благочестивого Великого Князя Ивана Васильевича всея России». В 11-й день. Сотворшагося ради чудеси, о прети свв. отец, память св. великомученицы Евфимии, л. 528–547 об. Нач. «Бысть в мимошедшее лето по презрению Божию царствовати Лву тому и всескверному, иже от племени злоименитых Исавр». Житие св. блаженной и равноапостольной Великой Княгини Ольги, нароченной во св. крещении Елены, иже сия бысть предтеча русского рода во благочестнем Богу и о мужественном ея подвизе, и како в царствующем граде получи св. крещение, и о преставлении ея и о пренесении многочудесных и нетленных мощей ея и отчасти похвала, л. 548–607. Нач. «Приидете вси правовернии всея Руския земли собори, всяко достояние и всяк возраст.» О пренесении честных мощей блаженной и равноапостольной Великой Княгиня Ольги, л. 604. Повесть вкратце о житии блажен. Княгини Ольги, нареченной во св. крещении Елены, бабы Великого Князя Владимира, нареч. во св. крещении Василия и о братии равноапостольного Владимира – Ярополка и Олега, их же кости крестиша. Сие списано из степенныя книги, л. 608–614. Нач. «Бысть егда блаженная Великая Княгиня Ольга, по смерти супруга своего Великого Князя Игоря Рюриковича». О явлении чудотворного образа Пречистой Богородицы и о начале монастыря Ея Колочского, л. 616 – 621. Нач. «В лето 6921-е правящу тогда скиптроцарствия Русского благочестия держателю христолюбивому Великому Князю Василию Дмитриевичу». В той же день повесть душеполезна о чудотворном образе Пречистой Богородицы честного и славного Ея Одигитрия, иже в Новгородстей области, л. 621 об. Сказание о явлении пречистого образа Тихвинской Богоматери и о чудесах Ея (Одигитрии Божией Матери), л. 622–633. Нач. «В лето 6881-е, во дни благочестивого Великого Князя Димитрия Ивановича всея Руссии и святейшего Митрополита Пимена при Архиепископе Алексие великого Новограда и Пскова, явися икона Пречистого образа Одигитрия».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010