Оковцы. Спасо-Преображенский скит. Святой Ключ Скит. Действует.   Престолы: Оковецкой иконы Божией Матери Год основания:2002. Адрес: Тверская область, Селижаровский район, село Оковцы Координаты: 56.66296, 33.50605 Проезд:автобус Тверь - Селижарово, далее до Оковец Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В двух километрах от церкви Смоленской Богоматери Одигитрии в Оковцах, в лесу над излучиной реки Пырошни находится источник, с давних времен почитающийся священным. В начале XX века над источником соорудили гранитный колодец и навес, построили купальни. Рядом с колодцем была часовня. В XX веке источник и место вокруг него пришли в запустение, колодец был завален мусором. В самом конце XX века колодец источника был расчищен, вновь построена купальня. Рядом с источником возведена небольшая часовня (церковь?) из силикатного кирпича. Явление Оковецкой-Ржевской иконы Божией Матери произошло в 1539 г. при следующих обстоятельствах. Два жителя деревни Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда, занимавшиеся воровством, сговорились с другими двумя ворами, боярскими крестьянами, об обмене добычей. Для обмена ими было выбрано старое городище в дремучем лесу на берегу р. Пыршни. Когда боярские воры пришли на условленное место, то не нашли никого, а к своему великому удивлению увидели находящуюся на сосне икону. Они постарались в тот же день увидеться к клочковскими ворами и стали упрекать их в неисполнении условия, а затем спросили, зачем они поставили на городище икону. Те, будучи сами в недоумении о происхождении иконы, сообщили о ней деревенским жителям. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день 26 мая 1539 года Стефан в сопровождении около 100 человек, собравшихся из четырех окрестных деревень, отправился на городище. Пришедшие, прежде всего, увидели прибитый на сосне железный крест длиною около аршина.

http://sobory.ru/article/?object=02725

Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве Ржевская икона Божией Матери В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках. Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел). Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О  чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту. Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде  храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.  Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года  святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне.  К тому времени   в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это – миф.

http://pravoslavie.ru/343.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновление традиции освящения истока Волги В начале 1990-х годов 26.05.2021 1762 Время на чтение 10 минут Отношение к истоку Волги на Руси было особым еще с XVII века; не будет преувеличением сказать трогательным. Наши предки понимали значение этой реки для культуры и национального самосознания. При царе Алексее Михайловиче у истока был основан Преображенский мужской монастырь с целью, чтобы там, в болотистых местах, откуда начинает течь сначала очень маленький робкий ручеек, происходила молитва, освящающая это начало великой могучей русской реки Волги. И в более поздние времена там был выстроен замечательный храм из красного кирпича. С учетом разного рода особенностей обитель не могла сама себя содержать, и она была взята на попечение государства, потому что освящающая истоки Волги постоянная молитва считалась делом государственной важности. В XIX веке было закрепившейся традицией, что ежегодно тверские архиерей и губернатор выезжали для освящения истока Волги. В советское время, по понятным причинам, традиция оказалась прервана. В 1990 году ее решила возродить группа тверских энтузиастов. Это Владимир Захарович Исаков, в то время главный редактор тверской областной газеты «Тверские ведомости», Алексей Семенович Чубисов со своей супругой Людмилой и Александр Кокарев, в то время известный тверской тележурналист. О существовании традиции они узнали из работы с архивными документами. Первое освящение было совершено 29 мая 1990 года, в последнюю субботу мая. В 2021 году освящение запланировано на эту же дату… Для совершения первого освящения был приглашен настоятель храма г. Осташков архимандрит Вассиан (Шуста). А потом это стало развиваться. У истока сохранилась часовня, крест которой был снят и заменен шпилем в годы гонений на Церковь в России. Инициаторы возобновления традиции самовольно срезали шпиль и установили на его месте специально изготовленный ими для этого крест. В следующие годы количество активистов стало расти. Валерий и Наталья Колтовые изготовили Оковецкую (Ржевскую) икону Пресвятой Богородицы. Выбор именно ее был не случаен – это ближайшая к месту освящения истока Волги чтимая святыня Тверской земли. Икона была размещена на отдельно стоящей арке недалеко от часовни.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/26/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля       Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. Священномученик Иона, в миру Санков Иван Андреевич, родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Алпатьевской волости Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. Его отец, Андрей Никитич Санков, поступив приказчиком в лавку московского торговца, вскоре сам стал оптовиком-хлеботорговцем. 2 июня 1883 года в Москве состоялось освящение Пантелеимоновской часовни, на котором от прихода храма Ржевской-Оковецкой иконы Божией Матери, что на Пречистенке, присутствовал купец-хлеботорговец Андрей Никитич Санков с десятилетним сыном Иваном. В 1884 году жена Андрея Никитича тяжело заболела и по совету врачей уехала с детьми — Иваном, Анной и Натальей — на родину в Солчино, где семья имела дом с небольшим участком земли. Здесь Иван окончил два класса церковно-приходской школы, но после внезапной смерти матери он вернулся в Москву к отцу, а сестры остались с бабушками. В Москве Иван завершил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей. Андрей Никитич с сыном были частыми гостями у настоятеля подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Аристоклия. Эти встречи производили на юношу большое впечатление, так что, в конце концов, в душе его явилось сильное желание посвятить себя монашеской жизни. В семье Санковых существовала традиция, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. В 1893 году (по другим данным в 1897) Иван Санков отправился на Святую Гору, где поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь, по его словам, завершилось его духовное образование. 17 апреля 1899 года послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию с тем же именем. 5 июня 1905 года монах Иона был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Протоиерей Михаил Васильев, Герой России 15 декабря 2022 г. 14:40 Протоиерей Михаил Васильев 19.05.1971–06.11.2022 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырских обязанностей погиб клирик Московской епархии, настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области протоиерей Михаил Васильев.   PDF-bepcuя.  Будущий священник Михаил Васильев родился 19 мая 1971 года в городе Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) области в семье офицера. Детство провел в военных городках; самым запомнившимся для него был рабочий поселок Искателей в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, где он ходил в школу.  В 17 лет Михаил поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. По окончании обучения поступил в аспирантуру на кафедру религиоведения того же факультета, которую успешно окончил в 1996 году. Таинство Святого Крещения Михаил принял в 19 лет во Ржеве в только что переданном Церкви храме Оковецкой иконы Божией Матери (сейчас кафедральный собор Ржевской епархии). Духовные искания привели его сначала в московский храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Первым священником, кто взял на себя духовное попечение о будущем пастыре, стал отец Феодор Кречетов, ныне протоиерей. Михаил нес алтарное послушание и в двух других московских храмах: святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Настоятелем обоих храмов был прис­нопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, ставший духовником Михаила. Именно он однажды спросил студента-философа: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сказал: «Быть тебе батюшкой в гарнизоне».   По окончании аспирантуры Михаил Васильев работал в средней школе. В 1995 году был венчан со своей избранницей Марией Васильевной Землянниковой, ставшей ему верной супругой и спутницей жизни.   Детство и юность, проведенные в военных гарнизонах, и искание Истины определили его жизненный путь. В 1998 году будущий священник принимал активное участие в завершающем этапе строительства первого в новой истории России гарнизонного храма при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в поселке Власиха Московской области, начатого его духовным отцом протоиереем Димитрием Смирновым. Седьмого марта 1998 года викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Тихон (сейчас митрополит Владимирский и Суздальский) рукоположил Михаила в сан диакона. Его священническую хиротонию совершил Патриарх Алексий II за Божественной литургией 27 апреля того же года, в день освящения храма во Власихе, названного во имя великомученицы Варвары, небесной покровительницы РВСН, и преподобного Илии Муромца.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Ржев. Кафедральный собор Оковецкой иконы Божией Матери. Оковецкая церковь Карта и ближайшие объекты Как и все Ржевские храмы, Оковецкий имеет свою непростую историю: «Церковь эта известна по переписным книгам с 1678 года, когда была центром Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Нет сомнения в том, что и сто лет назад от указанной даты на том месте стоял деревянный храм, когда еще и слобода называлась «Иоанновской». И отголоски легенд о подземных ходах под Волгой к крепости, видимо имеют свое основание» («Ист. Ржева», стр. 60 - 66, 2000 г.). До недавнего времени историки лишь предполагали, что первоначальная деревянная церковь в г. Ржеве в честь местночтимой иконы Богоматери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах. Новые архивные документы не только подтверждают это, но и вносят ясность по этому поводу. Достоянием сегодняшнего дня является информация о церквях, стоявших на «Предтеченской земле» до возведения на этом месте церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери. В XVII веке Ржев пережил очередное вторжение иноземных полчищ. Разрушены монастыри, сожжены храмы. На Иоанновской набережной от деревянной церкви Иоанна Предтечи остался каменный фундамент да обуглившиеся головешки бревен. Не скоро ржевитяне примут решение о возведении на этом месте нового деревянного храма. В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением - разрешить построить на церковной Предтеченской земле деревянную церковь Ржевской Богоматери. Челобитники сообщают царю о том, что в XVI веке на этом месте была церковь «... а теперь здесь погост и пол десятины земли... в церкви которая будет строиться будет двор попов, двор дьяков, двор просфирницы, да приходских вышеописанных челобитчиков 14 дворов, кроме вышеписанного челобитчика Ивана Бинина. А на той церкви дань доведется положить с дворов: с попов - 4 деньги, с дьячков - 1 деньга, с просфирни - 1 деньга, да с приходских с 14 дворов по 6 денег, и того - 15 алтын с заезда и десятичных доходов, и казенных пошлин - 19 алтын...» (1716 г. ф. 235, оп. 1. д. 162. л. 1. об. 2, 2 об.).

http://sobory.ru/article/?object=03001

Ржев. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь что при богадельне /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Владимирская, что при богадельне, церковь, построена в 1758 году, в 1834 году упразднена, в 1860 году возобновлена, деревянная, престола три: главный Владимирской Божией Матери, правый преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры, левый преподобного Арсения, игумена Новгородского. Находилась на Князь-Дмитриевской стороне, при богадельне. Есть сведения, что была построена на месте старой Оковецкой церкви. С 1875 в церковь из села Оковцы приносилась икона Оковецкой Божией Матери. Ныне не существует. В 1901 году служили: Священник Алексий Филаретов 55-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1872 года, состоял законоучителем приходского училища, член Епархиального училищного совета, награжден в 1897 году наперсным крестом, в 1898 году орденом Святой Анны 3-ей степени по статуту. Псаломщик Иван Симаков 32-х лет, в должности с 1885 года. Церковный староста мещанин Василий Степанович Лелянов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Александр Маслов 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Владимирском храме 5 лет. Псаломщик Иаков Бойков 41-го года, на службе 1 год. Прихожан нет. С западной стороны ограды была устроена каменная часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Историки утверждают, что ниже по Волге от плашкоутного моста на месте расположения первой деревянной церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери в 1758 году здесь из прочного лиственного дерева была построена церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Возникает закономерный вопрос: как в одном и том же году, на одном и том же месте могли возводиться два разноименных храма? Время и место строительства обоих церквей совпадают. Кстати, в ранних исторических источниках название Владимирской набережной встречается в конце XVII начале XVIII веков, следовательно, на правом берегу реки был в это время если не храм то часовня с этим названием.

http://sobory.ru/article/?object=52152

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ (XVI в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Святая отождествляется с матерью прп. Арсения Новгородского († 12 июля 1572?), упоминаемой в Житии подвижника. Однако это предположение представляется сомнительным, поскольку Пелагия - ее мирское имя, в монашестве мать прп. Арсения носила имя Аполлинария. П. не упоминается в святцах, неизвестны ее древние иконы. Канонизацией П. следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Тверских святых, празднование к-рому установлено в 1979 г. Совр. иконописное изображение святой находится на зап. фасаде ржевского кафедрального собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери в ряду др. Ржевских святых: с левой стороны в нише представлены блгв. кнг. Агриппина и прп. Параскева Ржевская, справа - блгв. кн. Владимир (см. ст. Владимир и Агриппина ) и П. (роспись создана в сент. 2005 художниками палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Ист.: Житие прп. Арсения, иже в Вел. Нове-граде//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Минея (МП). М., 2002. Май. Ч. 3. С. 380. Лит.: СИСПРЦ. С. 37; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. С. 4; Тихомиров П. Житие прп. Арсения Новгородского. Н. Новг., 1891; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-153; он же. Тверский патерик. 1908. С. 61; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 65-68; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008р. С. 395. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2579912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 11.03.1870, дер. Пудино Лидского у. Виленской губ.- 19.12.1937, с. Талды-Курган Алма-Атинской обл.), прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Из крестьянской семьи. 20 июня 1900 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь . 19 окт. 1904 г. зачислен в послушники. 1 марта 1908 г. пострижен в монашество. 24 марта 1911 г. рукоположен во диакона Финляндским и Выборгским архиеп. Сергием ( Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в храме скита Всех святых; 24 дек. 1915 г.- во иерея. Состоял нарядчиком рабочих в мон-ре, а после окт. 1917 г.- экономом на Валаамском подворье в Москве. С 1925 г. служил при ц. Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери в Москве. 29 июня 1927 г. арестован по обвинению в шпионаже; постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 г. заключен в СЛОН сроком на 5 лет. Вернувшись в 1932 г., поселился в пос. Верхний Посад Звенигородского р-на Московской обл.; служил в одном из храмов района. 4 нояб. 1936 г. арестован по обвинению в том, что «вел антисоветскую агитацию, разъяснял Свящ. Писание в контрреволюционном духе»; заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 20 янв. 1937 г. приговорен ОСО при НКВД к 5 годам ссылки в Казахстан. Срок отбывал в с. Талды-Курган. В нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. В свидетельских показаниях характеризовался как сторонник Патриарха свт. Тихона и противник обновленчества. Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 4 дек. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской обл. к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле. Прославлен постановлением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-78582; АФВМ. Еа: 107. 65 за 1902 г.; Ва: 80. 291; Еа: 125. 15 за 1911 г.; Письмо УФСБ по Моск. обл. от 4.04.01 за 10А-1292; Архив Управления ДКНБ по г. Алматы и Алматинской обл. в г. Талдыкоргане. Д. 1800.

http://pravenc.ru/text/161481.html

О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество Честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: " Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом " , пред Святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиреныя и грешныя, обременении игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день страшнаго суда Единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непоклоняющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у Единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-983

  001     002    003    004    005    006    007    008    009