1920 г.– арестован. 1923 г. – арестован. 1923 г., июль – назначен Св. Патриархом Тихоном управляющим Петроградской епархией. 1924 г., февраль – архиепископ Иркутский. 1924 г. – арестован. 1925 г. – арестован. 1926–1927 гг. – в заключении ка Соловках. 1930 г. 8 июля – назначен архиепископом Костромским. От управления епархией отказался. 1930 г., 2 августа – архиепископ Суздальский. 1931 г. – отстранён от церковной жизни. 1932 г. – приговорён к трём годам концлагеря. 1938 г. – расстрелян под Новосибирском. ДАМАСКИН (Цедрнк Дмитрий Дмитриевич), епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии. 1877 г., 29 октября – родился в г. Маяки Одесского уезда Херсонской губ., в семье служащего. Окончил духовную семинарию, сельскохозяйственный институт и институт Восточных языков в Казани, работал миссионером при Пекинской духовной миссии. 1914 г. – во время первой мировой войны в отряде Красного Креста на Кавказском фронте. 1919 г. – иеромонах, слушатель Киевской Духовной Академии. Во время гражданской войны в Крыму архиепископом Симферопольским Димитрием [Абашидзе] возведён в сан архимандрита. 1923 г.(14 сентября – хиротонисан в Москве Патриархом Тихоном во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Был близок к «даниловской» оппозиции. Неоднократно подвергался арестам, много проповедовал, миссионерствовал. Вёл скитальческую жизнь, назначения на кафедры не принимая, состояя в оппозиции митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1925 г. – арестован в Москве (вместе с митрополитом Крутицким Петром [Полянским]), сослан в Туруханский край. 1929 г. – вновь арестован и заключён на три года в Соловецкий концлагерь. 1933 г. – освобождён. Известно послание епископа Дамаскина к митрополиту Сергию [Страгородскому], направленное против церковной политики последнего. 1934 г. – арестован в г. Херсоне и приговорён к трём годам ссылки в северный край. 1936 г. – вновь арестован и приговорён к заключению в концлагерь. 1937 г., 10 сентября – в Карагандинском концлагере приговорён к расстрелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Приходится в данном случае пользоваться небольшими крупицами, или же заключать о религиозной жизни приходских общин дореформенного периода на основании отрывочных фактов из современной жизни; да и таких фактов очень немного. Совет одесского Свято-Андреевского братства в 1880 году приглашал духовенство Херсонской епархии сообщить ему материал, касающийся жизни народа: его нравов, обычаев и заблуждений 13 ; но, к сожалению, до сих пор этот материал не обнародован. Край завесы, скрывающей от нас современную религиозно-нравственную жизнь приходских общин, приподнят несколько высокопреосвященнейшим Никанором, который в своих отчетах о состоянии Херсонской епархии, помещающихся в местных епархиальных ведомостях сообщает интереснейшие факты из жизни приходских общин. Труд г. Емельянова интересен в том отношении, что материалом для него служили большей частью личные наблюдения автора. Об учении штундистов существует несколько исследований, из которых можно упомянуть о трудах свящ. Фоменко и А. Д. Ушинского, имеющих полемический характер. Исследование о. Фоменко, под заглавием «Разбор десяти правил вероучения штундистов», вышло в 1873 г. в Киеве. Разбираемые автором «десять правил» весьма мало соприкасаются с учением штундистов: они не штундистского, а баптистского характера. По своему содержанию правила эти напоминают «исповедание веры» кавказских баптистов, переведенное с немецкого. Есть даже буквальное сходство некоторых выражений этих правил с означенным исповеданием. Так, напр., первое правило (у о. Фоменко, стр. 5) сходно со вторым членом баптистского исповедания 16 . В четвертом правиле излагается совершенно баптистское учение о крещении; в пятом – такое же учение о причащении. О. Фоменко говорит, что 10 правил переведены каким-то немецким пастором с немецкого. Не был ли составителем этих правили колонист-баптист Иоган Вилер или – Прицкау, выступившие в начале 70-х годов в качестве пропагандистов баптизма среди южно-руссов? Можно предполагать, что эти правила были распространены между херсонскими баптистами в начале 70-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Сведения о фирмах, торгуюших лампадным маслом могут быть получаемы из Хозяйст. Управления при Синоде (они же помещены и в Церк. Вед. за 1890 г.), а самую выписку можно производить чрез посредство Российских посольств и миссий, список которых помещен в Церк. Вед. 1890 г. В видах наибольшего облегчения епарх. начальством как выписки масла из заграницы, так и способов к получению его из таможен в неиспорченном виде, Министр Финансов предписал таможням С.-Петербургской, Московской, Одесской и Таганрогской соблюдать следующие правила: 1) досмотр производить по коносаментам, или железнодорожным накладным, не требуя объявлений и не допуская посредников; 2) о количестве причитающихся за масло таможенных пошлин и других сборов сообщать Департаменту Таможенных Сборов, для сношения с хозяйств. управлением при Синоде об уплате таковых С.-Петербургской Портовой Таможне за счет подлежащих таможенных учреждений; 3) не ограничиваясь при досмотре обычными для этого товара таможенными манипуляциями, производить чрез экспертов освидетельствование оному, в видах удостоверения, что масло не фальсифицировано и сторонних примесей не содержит, в чем и выдавать за подписью таможни и ее эксперта письменные удостоверения; 4) провоз из таможни к месту погрузки на железную дорогу допускать не иначе, как в сопровождении таможенного надсмотрщика: 5) отправку масла по железным дорогам производить непосредственным распоряжением таможни, с наложением платежа провозной по железной дороге платы, производя расходы по выгрузке, досмотру и доставке на железную дорогу за счет получателей, с сообщением о количестве таковых департаменту; 6) во всех тех случаях, когда епархии того пожелают, в помещении подлежащей таможни представят к тому возможность разливать масло в мелкую посуду с наложением печатей, и 7) когда масло отсылается в епархии в бочках, то одновременно с отсылкой его железной дорогой пробы этого товара отсылать почтою в надлежащую епархию для проверки: не изменен ли, или не подменен товар в дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

При всей, однако, слабости старческих сил преосв. Димитрий много сделал доброго и для волынской епархии. Главным и постоянным предметом его забот и здесь были духовно-учебные заведения. Волынская семинария по штату 1867 г. выделялась из всех семинарий многочисленностью учащих и учащихся: в ней одной только положено было по три штатных отделения в I, II и III классах, и по два – для IV, V и VI клл.; число штатных учеников определено в 605 челов.; учительский персонал состоял из 30-ти человек, кроме ректора, инспектора и его помощников. И несмотря на такие широкие штаты семинария все еще не могла удовлетворять волынское духовенство в воспитании детей; кроме того, она находилась в отдаленной окраине епархии, что весьма затрудняло духовенство в содержании учащихся. Если где, то на Волыни требовалось неотложное решение вопроса об устройстве общежития для своекоштных учеников семинарии. Вопрос этот и был поднят еще при пр. Агафангеле, но в течение десяти лет оставался без разрешения. В 1878 г., по предложению Димитрия, семинарское правление представило епархиальному съезду духовенства проект устройства общежития и основательно доказывало как неотложность дела, так и своевременность приступить к нему. Правление указывало на предшествовавшие заботы пр. Агафангела, на заявление о том же двух ревизоров Учебного Комитета, на возрастающую потребность в ограждении учеников от дурного влияния, и наконец на удобный случай: «теперь – говорилось в предложении – когда штат семинарии точнее определился и когда начаты уже при семинарии постройки, имеющие целью применить здания к требованиям нового устава, – удобнее всего приступить и к устройству общежития своекоштных учеников». Съезд согласился с предложением в принципе, но пока на общежитие ассигновал только 5.000 рублей, и то с рассрочкою на четыре года; при чем он просил Его В.-преосвященство ходатайствовать пред Св. Синодом, чтобы содержание будущего дома по ремонту помещений для своекоштных воспитанников было принято на казенный счет 463 . Преосв. Димитрий знал, что подобное ходатайство не может быть удовлетворено, и потому побуждал духовенство озаботиться скорейшею постройкой дома для общежития, не входя в обсуждение будущего содержания его. Но дело шло туго. Духовенство не хотело возвышать сборов на этот предмет, и в течение первых трех годов (1878, 79, и 80) собрано было только 2.350 р. 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Как относился пр. Димитрий к тем мерам к улучшению быта духовенства, которые вырабатывались в «главном присутствии» в Петербурге и вводились повсеместно по указам Св. Синода? Некоторый из этих мер не находили сочувствия у благостного архипастыря, – и особенно две – самые важнейшие. В 1869 году, 16 апреля, получила Высочайшее утверждение решительная мера – сокращение штатов духовенства и церквей. Мера эта, как известно, впоследствии признана была неудобною, не только не достигающею цели, но и угрожающею нежелательными, вредными последствиями. Пр. Димитрий с самого начала отнесся к ней недоверчиво: он с ужасом представлял себе голодную армию заштатного духовенства. Долго не мог он решиться сделать какое-либо распоряжение в своей епархии в исполнение указанной меры. Указом Св. Синода требовалось составление, по данным определенным правилам, нормального расписания церквей и причтов, подлежащих сокращению. В Херсонской епархии это расписание составлялось так осмотрительно и медленно, что, несмотря на побуждение в 1872 г. со стороны высшей власти, дело осталось не оконченным до самого перевода Димитрия на другую кафедру. Еще больше огорчала его другая подобная мера, предпринятая еще в самом начале забот об улучшении быта духовенства. С 1823 года существовало положение, которым 1) дозволялось: на места престарелых или умерших священно-церковнослужителей определять, преимущественно пред другими, детей их, или родственников, а также и посторонних, с обязательством содержать уволенных за штат или вдов и сирот; 2) зачислять за сиротами духовных лиц места, оставляемые, за несовершеннолетием их, на некоторое время незамещенными, и 3) предписывалось причтом обязательно выделять часть из доходов и церковной земли на содержание вдов и сирот 330 . В 60-х годах такой порядок признан был вредным для высших целей церковного благоустройства. Старое положение было отменено новым законопроектом Св. Синода 331 , который, вместе с мнением Государственного Совета по сему предмету, получил Высочайшее утверждение 22 мая 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

2) Все же благочинные епархии должны давать отпуска на короткие, по возможности, сроки и притом по действительным нуждам и об отлучавшихся часто от своих приходов, в начале каждого года, при представлении клировых ведомостей, объявлять в своих рапортах, – и в частности благочинный Одесских городских церквей завел книгу и отмечал в ней, кто и по какому документу прибыл из священнослужителей и церковнослужителей в Одессу, на какой срок, и в срок ли и когда именно выбыл из Одессы; кроме того, во все время нахождения приезжающих из епархии лиц, имел их под своим наблюдением и, если заметит, что кто-либо без нужды проживает в Одессе или ведет себя неприлично, немедленно доносил высокопреосвященному. 3) Являться духовенству в епархиальный город для подачи просьб не представляется ровно никакой нужды, так как просьбы, подаваемые не лично, а по почте, с одинаковым вниманием рассматриваются, и о решениях, состоявшихся по оным, извещаются лица, подававшие просьбы, своевременно (Херс. Еп. Вед. 1877 г. 15). Равным образом и по предложению Тамбовского преосвященного и Минского местным Консисториям, священнослужители и церковнослужители не должны самовольно никуда и ни на один день далее 25 верст отлучаться от своих приходов, – священники без ведома благочинного, а диаконы и псаломщики без согласия приходских священников; в случае же надобности, благочинные могут разрешать (выдавать письменные дозволения) подведомым причтам непродолжительные отпуска в неотдаленные места и притом с тем, чтобы приходы их поручались соседним причтам, а о самовольных же отлучках от прихода какого-либо члена причта и без действительной надобности благочинные немедленно должны доносить епархиальному начальству (Ц. О. В. 1875 г. 67). По распоряжению Донск. епарх. начальства, священно- и церковнослужители также не должны самовольно отлучаться от мест своей службы и не поручивши кому-либо исполнения своих обязанностей по приходам, а в случае прибытия в г. Новочеркасск обязаны заявлять о том в Консистории посредством записи в заведенной на сей счет книге (Донск.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Когда в 1849 г. правительство учредило в Новороссийском крае римско-католическую епархию и в Херсоне стал действовать к соблазну православных католический епископ Головинский, преосвященный решил хлопотать о назначении в Херсон викария. В 1851 году, благодаря его настоятельным представлениям, Головинскому был дан для пребывания другой город; в 1852 году «викариатство», по собственному выражению преосвященного, «идет, и, кажется, к новому году будет в Херсоне владыка»; наконец в январе следующего года «дело это было кончено»..., «штат викариатства утвержден и об избрании кандидата последовало Высочайшее повеление». «Прозвание викария Одесский», – писал 3-го марта архиепископ Херсонскому протоиерею Перепелицыну. «По штату ему жалованья 2000 руб. сер. Певчим 475 руб. До отведения угодий ежегодно 1500 руб. На обзаведение дома 7000 рублей единовременно. Видите, как все лучше нашего в Одессе! Оттого-то и тянулось долго: надобно было усиливать и спорить». Мы заметили выше, что деятельность преосвященного Иннокентия постепенно, но очень определенно распространялась от Одессы к периферии его епархии – Крыму и наконец в 50 годах сосредоточилась главным образом на последнем. Чтобы верно судить об исходном пункте такой перестановки центров деятельности, необходимо выйти из впечатления, которое неизгладимо оставалось в Иннокентии со времени первой его поездки по епархии. Контраст между славным прошлым и настоящей заброшенностью святынь Крыма, контраст между положением православных и татар, которым (т. е. татарам) главная администрация юга оказывала всяческие поддержки, невольно приводили к мысли, насколько великое дело взяться неотложно за восстановление Крымских святынь и за постановку этого края, на строго православный путь для дальнейшего, чисто русского его развития. В распространении и укреплении православия, а с ним и русской народности Иннокентий руководился, конечно, только одной любовью к родине, к родному народу и царству. Как часто этот мотив высказывался им, можно судить по письмам к Романовскому, Сербиновичу и по речи, произнесенной 5-го сентября в Алупке в присутствии князя Воронцова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Хлыстовство в Херсонской епархии. Хлыстовщина, центром которой служит город Николаев, появилась в Херсонской епархии сравнительно недавно, но в 1898 году число её последователей простиралось уже до 1000 человек. В последнее время хлыстовщина распространяется даже на счет штунды, так как иные штундисты прямо перешли в хлыстовщину, а иные, и таких большинство, усвоили себе культ хлыстовских пророчеств и радений, но не отвергли и вероучения штунды, образовав, так сказать, промежуточную секту между штундою и хлыстовщиною, нечто вроде штундохлыстов. Пропаганда хлыстами ведется очень искусно, со свойственною её последователям хитростью и осторожностью. В последнее время хлысты стали вести пропаганду, принимая на себя внешний вид юродивых. Прикрываясь мнимым подвигом юродства, они производят не малый соблазн среди простодушных православных людей. Замечаются по местам и случаи совращения, напр., в Полтавке, Катериновском приселке, Ананьевского уезда, в селе Троицком, Одесского уезда; есть сведения о совращениях в хлыстовщину в самой Одессе; без сомнения, также есть совращения в Николаеве и других местах Херсонского уезда, но узнать об этом подробно чрезвычайно трудно, вследствие лицемерия и скрытности сектантов. Одному из миссионеров удалось пробраться в Николаеве в хлыстовский «корабль» и видеть всё безобразие их сумасбродных «радений». На беседе в Николаеве, веденной в присутствии множества народа, епархиальный миссионер обратился к вожаку хлыстов с вопросом, происходят ли во время собраний его последователей радения с плясками, верчением, пророчествами и пр.? – Не узнавший миссионера сектант, крестясь, ответил: «крестом свидетельствую, что ничего этого у нас нет. Мало-ли чего народ по злобе не скажет: не пьем, не курим, – вот мы и хлысты». – «Но, ведь, много и православных, которые не курят, не пьют и не крадут, однако никто не называет их хлыстами. Притом о ваших радениях говорят люди, заслуживающие полного доверия», сказал миссионер. «Я уже старик», возразил на это заявление миссионера сектант, «одною ногою в гробу стою. Вот святая икона, пред нею я свидетельствую, что никаких радений у нас нет». С этими словами сектант вторично перекрестился. Когда же епархиальный миссионер обличил его во лжи, как очевидец радений в его доме, сектант, не смущаясь, перешел к продолжению беседы. Бесстыдство и ложь у хлыстов поразительны, почему и вести с ними беседы чрезвычайно затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время масштабы католической агрессии в Украине просто поражают. Если еще несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность направлена якобы только на окормление проживающих в нашей стране униатов из Галичины и немногочисленных поляков, литовцев и немцев, то теперь, укрепившись, он не скрывает, что главная его цель — окатоличивание нашего православного народа. Серьезную обеспокоенность нарастающей экспансией римского католицизма неоднократно высказывал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Произошел в буквальном смысле слова разгром православных епархий во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске. Происходило это на волне дикого национализма, с помощью военизированной организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни. Это можно было бы еще представить в период средневековья, но чтобы это происходило в XX веке в отношении «Церкви-сестры» — не укладывается в сознании. На территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана осуществляется прозелитизм — что тоже не может иметь место в отношениях между Церквами-сестрами. Идет католическая экспансия…» (Из интервью Патриарха Алексия II обозрению «Радонеж»). Таким образом, действия католической стороны «красноречиво свидетельствуют о ее намерении распространять свое влияние на Восток. Иного результата, кроме недоверия и отчуждения между нашими Церквами, подобная политика руководства Римско-католической церкви иметь не может», подчеркивается в специальном заявлении Русской Православной Церкви от 30 июля 2004 года по поводу прозелитизма Ватикана. 16 августа 2005 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви, проходивший под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Руси, выступил с заявлением, в котором нынешняя политика Ватикана на Украине расценивается как «открытый вызов вероисповедному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве. Такое намерение расценивается нами как экспансия и проявление агрессивности. Из памяти православных верующих еще не стерлись события начала 1990-х, когда при бездеятельности, а нередко и при прямом попустительства местной власти в Галиции были разгромлены три православных епархии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202091...

Владыка Анатолий пред отправлением своим в ГПУ оставил распоряжение и благословение пригласить меня немедленно прибыть в Самару для управления епархией. Уведомленный о сем, я прибыл из Бугуруслана в Самару и 24 сентября вступил в отправление возложенных на меня обязанностей по управлению епархией. Вашего Святейшества, Милостивого Архипастыря и Отца нижайший послушник Алексий, Епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии. 1923 года 26 сентября». Самарское отделение ОГПУ по чьейто наводке совершило обыск у епископа Анатолия в епархии. Было обнаружено антисоветское воззвание, написанное от его имени, но ему не принадлежащее. Полгода владыка провел в заключении, прежде чем удалось доказать, что он не имел никакого отношения к этому воззванию. 4 августа 1923 года его освободили. Владыка Анатолий был возведен в сан архиепископа, но уже 18 сентября того же года его опять арестовало то же Самарское ОГПУ. Обвинение предъявили по тому времени традиционное распространение антисоветских слухов. Архиерей был осужден и административно сослан в Туркмению, в Красноводск на три года. Несмотря на все потрясения и невзгоды, так обильно посетившие архипастыря, он не утратил ни бодрости духа, ни научных интересов. Письмо, отправленное из Полторацка профессору А.И.Бриллиантову , ярко свидетельствует об этом. Поводом послужило 25летие со дня смерти профессора В.В.Болотова , которого владыка весьма чтил за его огромный вклад в историческую науку. Письмо датировано 4 марта 1925 года: «Глубокоуважаемый профессор Александр Иванович ! Не зная Вашего теперешнего адреса, пишу Вам с оказией. Постоянно вспоминая Вас как авторитетного представителя науки древней церковной истории, к которой и я был прикосновен, я непрестанно памятую и о Вашем славном учителе и предшественнике, незабвенном Василии Васильевиче Болотове . В нынешнем 1925 году, в В[еликую] Субботу, исполняется четверть века со дня сравнительно ранней смерти, столь прискорбной для русской ц[ерковно]ист[орической] науки. И если бы была цела П[етербургская] Дух[овная] Академия, то, несомненно, эта дата была бы почтена подобающим образом. Но теперь пережившие и ее смерть будут разрозненно вспоминать утрату великого ученого, объединяясь только в чувстве признательности к нему. В этом духовном объединении позвольте считать и пишущего эти строки.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010