Приходские священники в особых тетрадях ведут краткие записи о том: а) когда и о чем они проповедовали в церкви, б) когда, кем, где, о чем и из какой книги ведено было внебогослужебное собеседование. Каждое посещение школы священником должно быть записываемо в школьный журнал с кратким обозначением содержания урока или занятий. – Записные тетради о проповедях рассматривает благочинный при посещении церквей, а школьные журналы – наблюдатель за церковно-приходскими школами, для соответствующих выводов, распоряжений, донесений и отчетов. Извлечение из записных тетрадей своих о ходе проповедничества и внебогослужебных чтений священники, ежегодно, в октябре, доставляют в совет Свято-Андреевского Братства для соображений и выводов о положении близкого сердцу каждого члена Братства миссионерского дела, и для возможно-лучшего направления его в епархии. Сведения о ходе церковной проповеди и внебогослужебных чтений для народа вносятся в годовой отчет Братства, читаемый ежегодно 30 ноября и печатаемый в местных «Епархиальных Ведомостях». В помощь общему миссионерству духовенства в Херсонской епархии, для борьбы с ложными учениями разного рода учреждаются особые миссионеры из лиц духовных и из мирян. Миссионеры избираются Советом Одесского Свято-Андреевского Братства и утверждаются в должности Епархиальным преосвященным. Главную обязанность миссионеров составляет ведение бесед с сектантами и православными, среди которых имеются сектанты. Им поручается также увещание отпадающих от веры и колеблющихся в ней по влиянию сектантов. Они, сверх того, собирают сведения о положении сектантства в известной местности, о степени распространенности его, характере и направлении его. Для деятельности каждого миссионера из духовных лиц назначается особый район. Пределы района определяются Советом Братства, по сношению с Херсонскою духовною консисториею, с утверждения Епархиального преосвященного. Миссионер из мирян, жительствуя и действуя в одной из местностей, более других зараженной сектантством, по распоряжению Епархиального начальства или Совета Братства, посещает разные места епархии для миссионерской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

При втором случае, т. е. в 1856 г. он, кроме того, по приглашению дворян, освящал новый дом дворянского собрания – лучшее украшение города. Как действенна была при этих случаях общая молитва архипастыря с избранными людьми его паствы, и как влиятельна была его проповедь, доказательством тому, между прочим, служит постановление общего собрания дворян (от 10 января 1856 г.) об избрании из своей среды особой депутации, которая, с губернским предводителем во главе, являлась к Владыке для выражения благодарности дворян за сердечное участие в их общественных делах. В течение шестилетнего пребывания на тульской кафедре, пр. Димитрий почти каждое лето предпринимал поездки для обозрения епархии. В первый (1851) год он назначил к такому обозрению Белевский уезд, имея в виду при этом отдать поклон маститому своему предместнику архиепископу Дамаскину, проживавшему на покое в Белевской Жабынской пустыни. В 1853 г. он посетил Новосиль и Ефремов; в 1854 году обозревал Веневский уезд; в 1855 г. – Чернский и Одоевский, и в 1857 г. опять Новосильский уезд. Обыкновенно, при обозрении епархии Владыка служил в городских соборах, в монастырях и во многих сельских церквах – по просьбе прихожан и помещиков – и везде проповедовал. Одно из таких богослужений отмечено современным бытописателем, как особенно знаменательное. Летом 1855 г. во многих местах средней России неожиданно появилась и быстро распространилась холера; была она и в Тульской губернии, особенно же заметно было ее усиление в Ефремовском и Чернском уездах. «В самое тяжелое и удручающее время прибыл в г. Чернь преосвященный Димитрий. 28 июня он служил в соборе литургию, за которою произнес слово, ободряющее и утешающее пораженных бедствием граждан; после же литургии с городским духовенством совершил крестный ход кругом всего города. Молитва архипастыря достигла до престола Божия и преклонила гнев Господень на милость: сила заразительной болезни с того дня мало-помалу стала ослабевать и эпидемия скоро прекратилась» 206 . Следуя инструкции при обозрении епархии, преосвященный везде производил испытания священно-церковно-служителей в знании истин веры и благочестия, для чего духовенство округа собиралось в указанный пункт, преимущественно в уездный город.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Через месяц список кандидатов на пенсии был готов и немедленно представлен в Св. Синод, с ходатайством архиепископа за особенно-нуждающихся. В Херсонской епархии нашлось 15 священников и 24 вдовы, которые по правилам заслуживали пенсионные оклады. Именной список их тогда же, по желанию Владыки, помещен был в епархиальных ведомостях – «для успокоения награждаемых и для поощрения и ободрения немощных старцев, близких к пенсионному сроку выслуги» 335 . Из других мер к материальному обеспечению духовенства более других отвечало условиям его быта устройство эмеритальных касс. К этой мере в начале 70-х годов обратилось и духовенство Херсонской епархии. На осеннем съезде 1871 года вопрос об эмеритуре поставлен был так твердо, что ожидал уже скорого решения: с благословения Высокопреосвященного архиепископа, к концу того же года выработан был проект эмеритальной кассы. Пр. Димитрий, рассмотрев представленный проект, положил на нем такую резолюцию: «напечатать в епархиальных ведомостях, чтобы оо. депутаты предстоящего съезда могли заблаговременно обсудить все выгоды предлагаемая учреждения; а на будущем съезде должны не только заявить свое мнение, но также имена лиц, желающих участвовать в эмеритальной кассе». Очевидно, он не только сочувственно отнесся к такому учреждению, но и побуждал духовенство своей епархии не откладывать исполнение начатого дела 336 . Печалуясь о бедности и необеспеченности духовенства, преосвященный Димитрий не меньше скорбел о его нравственном унижении и о тех явлениях сословной жизни, который подавали повод укорять духовенство в несоответствии быта его высокому призванию 337 . Все, что служило к нравственному возвышению и облагоражению духовного сословия, находило скорый отклик в душе милостивого архипастыря. Он постоянно заботился о том, чтобы духовенство в глазах других сословий стояло на высоте; поощрял для этой цели общественную деятельность лиц из среды духовенства и не упускал случая заявить полное доверие своим подчиненным в такой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Закрыть Растиражированное сми заявление о переходе церковной общины в СЦУ оказалось фейком 24.01.2019 577 Время на чтение 3 минуты 23 января 2019 года около полудня на сайте интернет-издания «Думская.нет » появилась информация о том, что православная община с. Ярославка Саратского района Одесской области выразила желание перейти в «СЦУ ». Однако, данная информация оказалась очередным фейком. Как выяснилось, сотрудник Саратской райадминистрации Ходос В.В., грубо нарушая Конституцию Украины , Закон о гос.службе и Закон о свободе совести и религиозных организациях, иницировал попытку изменения канонического статуса религиозной общины. Представители инициативной группы ходили по селу и, вводя односельчан в заблуждение, собирали подписи «за українську Церкву». В результате, по сообщениям местных жителей, в сельсовете оказался подписной лист, украшенный автографами целых СЕМИ человек. В противовес этому движению еще 21 января прихожане Покровского храма данного села во главе с многолетним настоятелем протоиереем Георгием Велковым провели собрание приходской общины, на котором более 100 человек проголосовали за сохранение существующего статуса и подтвердили свое волеизъявление подписями. Однако, это не остановило сторонников СЦУ, которые 23 января безосновательно радостно рапортовали о «переходе » общины. К сожалению, данную неправдивую информацию без проверки растиражировали некоторые одесские СМИ. Это вызвало недовольство жителей села, которые вечером этого же дня экстренно собрались у Покровского храма и провели собрание религиозной громады, на котором 249 прихожан своими личными подписями подтвердили предыдущее решение. Община храма остается верной Украинской Православной Церкви и ее законному каноническому Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Онуфрию. На собрании по благословению Высокпреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела присутствовал викарий Одесской епархии епископ Южненский Диодор и сотрудники юридического отдела одесской епархии. Все попытки расшатать религиозную ситуацию в регионе, базирующиеся на дезинформации и нарушении Закона, разбиваются о Правду Божию и подлинную волю народа.

http://ruskline.ru/video/2019/yanvar/24/...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было то же самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковноприходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокой христианской ревностью, о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства». Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 6 . Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Где же тут симпатия? Своим «ответом» обвинитель поссорил нас с миссионерами; нам остается, стало быть, заискивать у штундистов, но из них злые гении нас не примут к себе, а глупые и наивные нам-то совсем не интересны: положение совершенно неудобное. В такой крайности находим себя вынужденными обратиться к суду наших читателей, дабы они сами решили, на сколько прав был обвинитель, создавая нам такое положение: «действительно ли мы виноваты в том, в чем он обвинил нас?» Откровенно говоря, мы приступаем к своим объянениям совершенно спокойно во-первых потому, что вины за собою не обретаем, во-вторых потому, что и в статье г-на Дородницына усматриваем не какой-либо злой умысел против нас, а лишь простое недоразумение, каковое мы и надеемся развеять отчасти при его же содействии. Г-н Дородницын упрекает нас за то, что мы признали деятельность миссионеров «малоплодною». Что же? Разве это не правда? В нашей статье представлено весьма достаточно данных из сообщений самих же г-д миссионеров, и они говорят именно о малоплодности. Следовательно, одно из двух: или эти сообщения не верны, тогда мы, конечно, сказали правду, доверившись этим сообщениям; или же эти сообщения верны – тогда и мы правы. Полагаем, что нужно признать последнее, и в этом убеждении призываем в свидетели самого обвинителя нашего, а именно: в «Херсонских Епархиальных Ведомостях» текущего года в отчете Одесского Св. Андреевского братства имеется следующая заметка: «на основании статистических данных о числе штундистов в Херсонской губернии, собранных, по распоряжению почетного Члена Братства г-на Херсонского Губернатора, миссионером Братства А. Дородницыным (это без сомнения Вы, А. Я.) составлены, а миссионерами-священниками И. Зубовым и Ф. Стоматьевым проверены именные списки штундистов Херсонской епархии с указанием мест их жительства. По сим спискам значится, что в 1891 году всех штундистов в Херсонской епархии было 5 390 лиц обоего пола, совратилось в штунду в том же году 304 лица обоего пола и возвратилось в православие из штунды 410 лиц обоего пола».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

При этом присутствовали и сотрудники СБУ и милиции, которые слышали все слова руководителя одесского «автомайдана», но предпочли сделать вид, что их не касается ни нарушения прав верующих, ни демонстративное пренебрежение законами и Конституцией Украины, отмечают в УПЦ. Сотни паломников выразили свое возмущение тем, что стали скандировать призывы к прекращению этой провокации. Увидев такую реакцию, радикалы отошли в сторону, откуда продолжали угрожать тем, кто все-таки решился выехать в Киев. На сайте радикалов размещены призывы устроить охоту на автобусы уже на всем маршруте их следования. В частности экстремисты написали: «Увидишь автобус: блокируй его, порежь шины или кинь кирпич в лобовуху..!! Объявляем охоту!!))». На сайте «автомайдана» размещается подробная информация о номерах автобусов, их принадлежности, личных данных собственников и водителей транспортных средств. Эту информацию по требованию правоохранительных органов организаторы Крестного хода передали в соответствующие инстанции за несколько дней. Духовенство и верующие Одесской епархии в очередной раз обращаются к президенту Украины, руководству страны, депутатам всех уровней, в международные правозащитные организации и ОБСЕ с ходатайством о защите конституционных прав граждан Украины, говорится в сообщении. В пресс-службе епархии также призывают духовенство и верующих не поддаваться на провокации, усилить молитву о мире в Украине о преодолении вражды и ненависти. Часть автобусов с верующими, решившими принять участие в молитве за мир в Украине, все-таки уехала из Одессы — узнав о планах активистов, их решили отправить раньше. В настоящее время они благополучно добрались до Киева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 июля, 2016 24 июля, 2016 26 июля, 2016 9 сентября, 2022

http://pravmir.ru/v-odesse-radikalyi-ugr...

Херсонский окружной миссионер, о. В. Кульчицкий, указав на добрый пример миссионерской деятельности одесского кружка ревнителей православия, предложил для руководства кружками пользоваться брошюрами М. А. Кальнева , изданными в сем году на десять тем. Уездный миссионер Таврической епархии, о. Юрьев рекомендовал собирать на миссионерские курсы псаломщиков и учителей церковных школ. Херсонский уездный миссионер о. Ф. Кирика утверждал, что ревнители православия особенно нужны по городам, где духовенство не отрицает пользы этих ревнителей, почему он полагает, что городское духовенство должно выделить особого священника из своей среды, которому и поручить кружки ревнителей православия под руководством миссионера. Херсонский уездный миссионер, о. Н. Зеленев указывает на многосложные обязанности приходского священника и рекомендует дело ревнителей поручить псаломщикам и учителям церковных школ, под руководством священника. После обмена мнений по сему вопросу, Съезд постановил: признать организацию кружков ревнителей православия настоятельно необходимой в каждом сельском приходе, зараженном сектантством, с тем, чтобы приходские священники были обязательными руководителями этих кружков, обучая их по тем брошюрам, какие изданы М.А. Кальневым , а диаконы, псаломщики и учители – обязательными членами их. Об организации же кружков ревнителей православия в городах Съезд высказал пожелание, чтобы городское духовенство из своей среды избрало одного священника, коему и поручило бы ведение бесед с ревнителями, изыскав для трудящегося собрата хотя небольшое вознаграждение из местных средств. Относительно второго выработанного для Съезда пункта программы – по вопросу о пастырско-миссионерских мерах охранения православных от сектантской пропаганды во время всероссийских, областных и иных съездов сектантов – Съезд постановил: 1) распространять в местах, зараженных сектантством, возможно большее количество брошюр и листков в обличение сектантов; 2) рекомендовать духовенству во время съездов сектантов говорить в приходских храмах поучения, применительные к обличению учения сектантов; 3) выразить желание, чтобы в городах епархии, где сектантство демонстративно устраивает свои, так называемые, всероссийские и областные съезды, обязательно устраивались епархиальные миссионерские съезды, на которые приглашались бы для совместной работы и миссионеры хотя бы соседних епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Я мог бы представить не мало печальных примеров из приходской жизни, так хорошо мне известной, Херсонской епархии, когда лучшие люди в приходе, не находя внимания к своим религиозным нуждам со стороны пастырей, образовав с доброю целью неруководимые ими собрания, незаметно для самих себя переходили потом открыто в сектантство. Укажу некоторые из них. Вот, напр., в м. Николаевке (Жидовское), Ананьевского уезда, прекрасный хор певчих целиком в полном своем составе перешел в штунду; в с. Завадовке, того же уезда, не так давно совратилось туда же и в адвентизм общество трезвенников, а в деревне Карловке, Аннинского прихода, Елисаветградского уезда, перешли в сектантство почти все ревнители Православия, во глазе с своим руководителем. И все это – единственно потому, что во всех указанных приходах священники предоставили лучших, но темных прихожан в решении вопросов веры самим себе. Лишь благодаря крайним усилиям миссии, люди одумались в первых двух местах, а в третьем дело еще до сих пор не поправилось. А между тем в религиозной жизни приходов общества и кружки ревнителей Православия, как это показал уже достаточный опыт, могут принести огромную, неоценимую пользу. Да иначе и быть не может: ведь члены – это соль прихода, это свет его, это лучшие его силы, на их которые пастырь может доверчиво опереться во всех, часто тяжелых обстоятельствах своей приходской жизни и деятельности, во всех добрых начинаниях в борьбе со всяким злом вообще и с сектантством в частности. Вот почему в наше время люди горячей, искренней веры и деятельной христианской жизни особенно дороги, особенно желательны для Церкви: соединенные, под пастырским руководством, в одну тесную семью, они являются не только прекрасною разведочною силою, как ближе стоящие к народу, чем всякий миссионер и пастырь, но и тою именно доброю закваскою, которая квасит все духовное тесто, определяет и направляет христианскую жизнь всего прихода. Разве нам, миссионерам, неизвестно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока еще сдерживаются, пока еще сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан? Разве нам не приходится посещать такие приходы, где, если храмы не закрылись окончательно, то только благодаря буквально горсти верных сынов Церкви? Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый зараженный в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня служились при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребений, не совершалось для них почти ни одной требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Окружными миссионерами были назначены: протоиерей Опойченко и священники Автономов и Зубов, а Чепурной – на всю епархию. Последний, по сообщению Братства, отличался необычайной энергией: «иногда целые ночи проводил без сна в состязаниях со штундистами, которых оставлял только тогда, когда они сами уходили от него, не будучи ничего в состоянии возражать ему» 370 . Результатами миссионерской деятельности означенных лиц были: общий подъем духа у православных, утверждение в Православии колеблющихся, прекращение, по некоторым местам, перехода православных в штундизм и несколько обращений из сектантства. Между обращенными был и (мой спутник по Одесскому уезду) В. А. Комаров, совративший из православия, в продолжение 25-летнего своего пребывания в секте, до 150 человек 371 . Для миссионеров Братством выработаны были правила, которые, с разрешения и благословения архипастыря херсонского и одесского, были напечатаны в местных епархиальных ведомостях и отдельными оттисками, которые затем были разосланы духовенству и миссионерам к исполнению 372 . Для характеристики мероприятий, направленных против сектантов, мы приводим эти правила, почти без изменения, в примечании 373 . Разослано было братством также несколько противосектантских книг и брошюр 374 . Кроме этого, совет Братства постановил просить его высокопреосвященство сделать распоряжение об учреждении при церквах складов книг и брошюр для чтения народу, и об открытии приходскими священниками внебогослужебных религиозно-нравственных собеседований с народом 375 . В следующем 188 6 / 7 году границы миссионерских округов были изменены «согласно данным о численности и распределении штундистов Херсонской епархии, сообщенным Херсонскою духовною консисториею, а также согласно личному знакомству миссионеров с распределением и числом штундистов в епархии. По указанию этих данных, вместо прежних округов, образованы следующее три миссионерских округа, по наличному числу миссионеров: а) северный округ, в состав которого отчислены Александрийский уезд весь и Елисаветградский уезд на север и запад весь, а на – юг включительно до линии, образуемой следующими селениями: Березовка, на реке того же имени, впадающей в Ингул, Нелюбовка, Александровка, Ивановка, Николаевка (Малая Скаржинка) до реки Буга, причем селения, окружающие Любомирку, на 25 верстном расстоянии от нее, подлежат ведению миссионера-священника, имеющего местопребывание в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010