Итак, впервые в поле зрения органов госбезопасности Огородник попал в 1975 году, после возвращения из Колумбии, где он работал третьим секретарем советского посольства. К этому времени в КГБ поступила информация, что в Боготе сотрудники ЦРУ активно пытались завербовать какого-то советского гражданина. К сожалению, ни фамилии, ни должности источник не сообщал. Было установлено, что объект часто посещал гостиницу «Хилтон», где любил в неформальной обстановке проводить время в обществе дамы сердца. Кроме того, имелась информация о том, что человек, заинтересовавший ЦРУ, как-то раз угодил в автомобильную аварию, но отделался легкими царапинами и незначительным штрафом. Имея столь скудную информацию, сотрудники контрразведки, тем не менее, начали вычислять потенциального предателя. В числе подозреваемых оказалось около десятка советских граждан. Среди них были, как минимум, три сотрудника посольства, которых американцы могли бы «нацепить на крючок». Огородник – в их числе. Кандидат исторических наук Александр Огородник был специалистом по экономике латиноамериканских стран, хорошо разбирался в их истории и культуре. Однако его человеческие качества - непомерное честолюбие, карьеризм, стяжательство - оставляли желать лучшего. Про неуемные интимные связи Огородника в МИДе и вовсе ходили легенды. Это, кстати, явилось причиной его развода с женой. Однако официальная характеристика на третьего секретаря посольства, выданная Огороднику по окончании командировки в Колумбию, пестрела только благожелательными отзывами. Самым необъяснимым, с точки зрения обычной человеческой логики, был отказ Огородника по возвращении из Колумбии от перспективной должности в Институте Латинской Америки. За такое теплое местечко люди бились, аки львы. А Огородник как-то очень легко отказался от выгодного предложения, хотя иных вариантов трудоустройства у него в то время не было. Настораживало и то, что в течение полугода он вообще нигде не работал. И только в феврале 1975 года не без помощи влиятельных лиц вновь возвратился в МИД на должность второго секретаря Управления планирования внешнеполитических мероприятий. Новая должность давала доступ к документам особой важности, касающимся, прежде всего, взаимоотношений СССР и США.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/16/ta...

20 сентября — семинар Александра Огородникова «От религиозной общины до христианской демократии: как возможен этот путь?» 19 сентября, 2012. Новостная служба Выступление Александра Огородникова на тему ‘От религиозной общины до христианской демократии: как возможен этот путь?’ состоится 20 сентября, в четверг, в 19:30. Адрес: Москва, ул. Образцова, 14. 19 сентября. ПРАВМИР. Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher продолжает встречи Клуба «Экономика заслуг», сообщается на сайте лаборатории . Выступление Александра Огородникова, богослова, политика, диссидента, директора приюта «Остров надежды» состоится 20 сентября, в четверг, в 19:30. Адрес: Москва, ул. Образцова, 14. Тема — «От религиозной общины до христианской демократии: как возможен этот путь?» Как создавались христианские религиозные сообщества в СССР, и к чему они были устремлены? Какой была жизнь внутри общин, как строились отношения между разными людьми? Что представляли собой социальные изменения 1990-х, и как они повлияли на религиозную ситуацию в стране? В чём роль христианства в современной России, и почему оно оказывается в центре дискуссий о справедливости и заслуженности? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/20-sentyabrya-seminar-...

Поддержав в ноябре 2013 года Майдан на Украине, НОРМ вступила в союз с его праворадикальной составляющей. 21 октября 2014 года появилась декларация по поводу объединения НОРМ и Украинского исламского центра, эмблемой которого является полумесяц на фоне красно-черного бандеровского флага 128 . Одним из сопредседателей Украинского исламского центра является лидер «Одесского джамаата» Александр (Саид) Огородников 129 , украинский праворадикал. Организация «Автономный Опор» возникла из профашистской УНТП (Украинской национал-трудовой партии), – сообщается на сайте, посвященном бойне в Одессе 2 мая 2014 года. – В Одессе никогда не было сторонников такого движения, поэтому организация состояла из пятерых студентов-националистов из Винницы, а также двух одесситов, которые являлись лидерами организации. Речь идет об Александре Огородникове, который прославился в националистической среде за поджог офиса Партии Регионов, и Анатолии Чумакове... И Огородников, и Чумаков были среди нападающих на Дом профсоюзов 2 мая... Александр Огородников служит в роте «Крым», состоящей из исламских фундаменталистов» 130 . Об этом же говорит и Сидоров, указывая, что на востоке Украины в рядах одного из батальонов «воюет наш соратник и единомышленник, лидер Славянского джамаата Одессы Саид Огородников» 131 . События 2 мая 2014 года для Сидорова оказываются знаковыми. В апреле 2015 он писал: «В Украине... скоро вон годовщину 2 мая будем отмечать, триумф маргиналов вроде нас, а кто такое еще два года назад мог представить» 132 . В современной Украине, где легализованы вооруженные формирования неонацистов (такие, как батальон, а затем полк «Азов», в который собрались ультраправые и из Украины, и из Европы), он увидел надежду на развитие «белого ислама». «Создание такого «украинского ислама» – амбициозная задача вполне в духе консервативного революционера Анто Павелича, боровшегося за «хорватский ислам» как часть интегральной хорватской нации, – писал он в декабре 2014 года. – Если Украина сможет решить эту задачу, она автоматически станет центром всего «белого ислама» 133 . Характерно, что в качестве удачного примера он указал лидера фашистской хорватской партии «Усташаг» и главу в 1941–1945 годах союзного Гитлеру государства, осуществлявшего жесточайший геноцид сербов и евреев».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Мы должны научиться узнавать Любовь Божью не только в Его милости, но и в Его безжалостном обличении. После отмены обязательного Причастия в армии причащалось лишь 10% солдат. Один прапорщик устроил туалет прямо в алтаре, и никто не мешал ему в этом. Разве не заслужили мы после этого Божьего наказания? Путь к вере Сам Александр Огородников был родом из обычной по тем временам советской семьи. Его дед по отцу, левый эсер, был убит белочехами, что, по сути, спасло его сына: эсеры были обречены, и, если бы не героическая в советском восприятии смерть от рук «классовых врагов», его ждала бы неминуемая расправа со стороны вчерашних союзников, а семья попала бы в лагеря. Деду по матери тоже своеобразно повезло: один из сотрудников НКВД в прямом смысле слова совершил подвиг, придя к нему ночью домой и предупредив о скором аресте. Дед скрылся в леса, а 13-летняя будущая мать диссидента тайком носила ему из деревни еду. Сам Александр был признанным комсомольским лидером. — С помощью нескольких достаточно жёстких драк мы, создав боевую комсомольскую дружину, очистили наш городок от бандитов. Для советского времени мы были героями, но сами в глубине души понимали, что лишь загнали проблему вглубь, но не решили её, — вспоминает он. Именно тогда Александру стало казаться, что марксистские идеи, хоть и абсолютно верны сами по себе, искажаются на местах. За подобные сомнения он был исключён из университета и приехал в Свердловск, где в 70-м году поступил на философский факультет Уральского государственного университета. Здесь он создал очередной свободомыслящий кружок, за что был отчислен после двух лет учёбы и отправлен в негласную ссылку. От более серьёзных неприятностей Сашу спасла героическая комсомольская юность и не менее героическая смерть деда. Сбежав из «ссылки» в Москву, он умудрился поступить во ВГИК и даже был замечен Тарковским , который пригласил талантливого молодого человека работать с ним. И вот здесь, на пике своей карьеры, Александр Огородников окончательно разочаровался в марксизме. Потеряв привычный моральный ориентир, он, по его собственному признанию, вёл весьма беспорядочный образ жизни, хипповал, но всё равно не мог заполнить внутреннюю пустоту. А потом ему в руки попало Евангелие…

http://pravmir.ru/aleksandr-ogorodnikov-...

О том, как страдали за Христа в 20-м веке и о собственном религиозном опыте брат знаменитого героя книги «Несвятые святые» иеромонаха Рафаила (Огородникова) рассказывал 19 апреля на встрече с православными екатеринбуржцами. — Особенностью мученичества 20-го века стало то, что христиан судили как врагов советской власти. Палачи пытались лишить их возможности даже называть себя мучениками за Христа. Их обвиняли в шпионаже, в контрреволюционной деятельности, то есть в чём угодно, не давая даже открыто пострадать за свои христианские убеждения. Это было ещё страшней, чем в первые века христианства, — убеждён он. — Большевики очень точно назвали себя не просто атеистами, а безбожниками. То, что они творили, нельзя назвать просто атеизмом. Фактически это была чёрная месса. Сам Александр Огородников большую часть срока отбывал в пермской политзоне «Пермь-36» (село Кучино Пермской области). Он вспоминает разговор с одним из надзирателей зоны, старым чекистом, ещё совсем молодым мальчишкой пришедшим служить в органы НКВД. — Он разбудил меня словами: «они приходят ночью!». Оказывается, он вместе с другими чекистами запряг священников в телегу, как лошадей, и погнали их на болото. Там, на болотах, каждого из них спрашивали: «Есть Бог». «Да, есть», — отвечали батюшки, и за каждым таким ответом следовал выстрел в голову. Палачи старались сделать так, чтобы мозги жертвы обрызгивали стоящего сзади. Сам молоденький НКВДшник не принимал участие в расстреле, он лишь стоял в оцеплении, и видел оттуда, как один из палачей долго не мог попасть в священника, хотя стрелял в упор. Попал он в него лишь после того, как батюшка его благословил… А теперь эти видения приходят к нему ночами, — рассказывает Огородников. — Я посоветовал ему исповедоваться священнику, сказав, что не могу снять его греха, но могу лишь засвидетельствовать на Страшном Суде, что вы каялись мне в этом. Не будучи священником, Александр невольно принимал в лагере «исповеди» — душу ему старались излить не только охранники, но и поражённые примером его живой веры матёрые убийцы. Сам же он оценивает свой опыт просто:

http://pravmir.ru/aleksandr-ogorodnikov-...

— Эти монахи жили на Западной Украине, где, с одной стороны, был постоянный вызов со стороны униатов, а с другой — продолжался прессинг со стороны советской власти. Бывало, что десантники высаживались с вертолётов и избивали монахов. Словом, люди, пережившие это, очень хорошо нас понимали. Они помогали нам материально, а мы, в свою очередь, организовали Комитет защиты Лавры, — вспоминает Александр. Огородников подчёркивает: стать верующим в советское время означало сделать экзистенциальный выбор. Таких людей выгоняли из институтов, увольняли с работы, исключали из партии, вычёркивали из очереди на квартиру и т. д. Устроиться они могли лишь дворниками и сторожами. Тем не менее движение росло. Новообращённые христиане создали свой детский сад и подумывали о создании школы. Они не мечтали сбежать на Запад, не боролись за соблюдение советской Конституции. Они просто созидали, на деле преображая реальность вокруг себя. Конечно, такую бурную активность не могло не заметить КГБ. Поначалу Александру везло. Господь в прямом смысле слова хранил его, когда тот проходил под пристальным взглядом нескольких наружных наблюдателей — и уходил незамеченным! Александр вспоминает, что, когда надевал куртку, которую ранее прикладывал к святым мощам, «наружка» вопреки очевидности не видела его в упор. Однако чудо не могло длиться вечно. К моменту первого вызова в органы Александр Огородников был уже известным диссидентом, и потому с ним решили обойтись «мягко» — предложили «добровольно» уехать из Союза. — Это моя страна, почему я должен её покидать? — ответил тот. — Вы здесь оккупанты, вы и уезжайте отсюда. В ответ чекисты пообещали, что сгноят непокорного верующего в тюрьме. — Тогда я понял, что если говорил высокие слова о возрождении России, за каждое слово нужно отвечать. Я поставил для себя высокую планку, и её нужно было подтверждать делами и хотя бы малыми жертвами. 10 января 1979 года Александр был приговорен к году исправительно-трудовых работ и отправлен в Исправительно-трудовую колонию в Комсомольске-на Амуре. В 1979 году был этапирован из ИТК-7 в Ленинград и там, в тюрьме, в день предполагаемого освобождения был вновь задержан в связи с делом о распространении журнала «Община» и приговорен опять к 7 годам лагеря и 5 годам ссылки по обвинению в антисоветской пропаганде. Исповедничество

http://pravmir.ru/aleksandr-ogorodnikov-...

Выражено желание и вместе недоумение, почему Господь как бы не слышит молитв твоих, касательно очищения от страстей. На твое недоумение представлю тебе пример. Огородник весной сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растения. А птицы могут летать и через ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растения. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано ( Быт. 3:19 ): в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu. 396. О ВИДЕНИИ МАТУШКИ ИГУМЕНИЙ. О СОЧИНЕНИЯХ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА И ОБ ОТЗЫВЕ О НИХ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА. О СТАРЦЕ КЛИМЧЕНКЕ Ты недоумеваешь, как тебе поступить, хотя уже со своей стороны и подала совет. Ваша матушка игумения имела видение, по силе которого ей нужно принять схиму, но она два раза уже получила пострижение в мантию, сперва тайно, а потом открыто, перед получением начальства. В обители нашей два примера. Отец архимандрит и брат его, игумен отец Антоний, сперва были пострижены в мантию в пустыни тайно, а потом в монастыре опять пострижены в мантию явно; наконец, перед смертью оба пожелали принять схиму, и были оба пострижены, и умерли схимниками. Судя по видению, кажется, не следует презирать слов умершего митрополита, который являлся перед смертью или вскоре после оной. Правда, что честным монахам сугубое пострижение в мантию вменяется иногда в схиму, но в сказанном обстоятельстве что-то видно особенное. Впрочем, как матушка игумения сама рассудит и пожелает, так и да сотворится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Александр Огородников о иеромонахе Рафаиле и неслучайных случайностях Служил незнакомый мне старичок, но от того, как он служил, у меня, да и у многих вокруг, потекли слёзы умиления. Это была первая литургия в моей жизни. Когда митрополит Антоний вышел с Чашей, меня инстинктивно потянуло к ней. Я даже не знал, что накануне нужно исповедоваться и вычитывать какие-то правила. 17 июля, 2013 Служил незнакомый мне старичок, но от того, как он служил, у меня, да и у многих вокруг, потекли слёзы умиления. Это была первая литургия в моей жизни. Когда митрополит Антоний вышел с Чашей, меня инстинктивно потянуло к ней. Я даже не знал, что накануне нужно исповедоваться и вычитывать какие-то правила. Читатели книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» , ставшей своего рода православным бестселлером, наверняка помнят одного из лучших друзей автора, погибшего иеромонаха Рафаила. В книге ему уделяется немало глав, но, как говорится, нельзя вместить невместимое, и очень многое в личности отца Рафаила естественным образом осталось «за кадром». В дополнение к уже известным фактам воспоминаниями о личности и духовном пути — как своём, так и героя «Несвятых святых» — поделился в интервью «Правмиру» его брат, при жизни отца Рафаила — известный православный диссидент Александр Огородников. — Александр Иоильевич, насколько я понимаю, ваш с братом путь к вере начался довольно синхронно, с создания христианского семинара? — Немного предыстории. Ещё учась в Уральском государственном университете в 72-м году я предпринял попытку на базе такой структуры, как комсомол, организовать дискуссионный клуб, какую-то интересную стенгазету. В руководящие органы комитета комсомола нам удалось избрать людей, на которых я имел влияние. Однако вскоре руководство университета заинтересовалось тем, что происходит на первом курсе философского факультета. Они провели партийное расследование и вышли на меня. В результате меня исключили из вуза и из комсомола. Тем временем мой брат Борис служил в армии, был участником конфликта на острове Даманский, и начал службу очень хорошо, а вот закончил её на гаупвахте, потому что восстал против дедовщины в армии. На «губе» он просидел где-то треть службы. После демобилизации Борис работал спортивным инструктором, поступил в институт.

http://pravmir.ru/aleksandr-ogorodnikov-...

— О нем знали в других странах? — Благодаря Александру и его товарищам мир заговорил о том,  что в стране есть узники совести — верующие. А так только и разговоров было разве что про отказников и диссидентов. Для определенных кампаний они подходили, но сердца людей все это не особенно задевало – так, некая форма антисоветчины. В послереволюционные годы без счета расстреливали, убивали и священников, и монахов, и мирян – никто на Западе ни слова не сказал. Огородников был первым, кто заставил прорвать блокаду молчания. Когда он вышел на волю в 1988 году, его пригласили в Московский патриархат, предлагали постриг, обещали кафедру. Александр хотел оставаться мирянином. У него было столько сил, столько задумок, он считал, что сейчас важно движение среди мирян, которое за советские годы пришло в полное запустение. Огородников произвел на наш товарищеский кружок громадное действие. Он не старчествующий, не монашествующий, не циничный и не постмодернистский новый православный, он обычный человек – мирянин, который отстоял свою веру в тюрьме. Его оценки жизни чрезвычайно верны. Он может ошибаться в стратегии выстраиваемого собственного дела, но в общей оценке происходящего он точен. Поэтому досадно, что его голос сегодня не слышен в нашей стране. — Как вы познакомились? В 1988 году на неофициальном праздновании тысячелетия Крещения Руси в подвале театра на Сретенке. Там собралось множество легендарных людей. Пришли, свет уже погашен. Сначала говорил один священник, потом вышел Огородников. Мы подошли к нему позже и сказали: «Александр, мы хотим с Вами работать». Тогда он только вышел из тюрьмы, все, что у него было, — несколько связок книг. Ему жить было негде. Мы все время разговаривали и не могли с ним расстаться: нужно было обо всем задать вопросы. — С чего началась работа? — Александр возобновил издание альманаха «Бюллетень христианской общественности». Потом мы стали издавать газету «Вестник христианской демократии». — Это было уже разрешенное издание? — Разгар перестройки, можно было придти, заплатить и напечатать газету, мы печатались в типографии «Гудка».

http://pravmir.ru/nadezhda-kevorkova-cer...

Ещё раз подчеркну, что никаким выходцем из спецслужб Игорь Смыков не был, но всегда тяготел к тайным обществам, силовикам, спецслужбам и мистификациям. «Царская тема» появилась не сразу, а по мере реализации его надежд на русское зарубежье, ставку на которое он сделал самостоятельно где-то в 2003-2004 годах. Посему окончательно его мировоззрение сложилось на основе эмигрантской литературы и стойких антисоветских мифов наследников «карловчан» и Высшего монархического совета. Его точка зрения становилась однобокой и тенденциозной, идущей вразрез «Срединному пути», видевшемся нам в красно-белом примирении в рамках монархо-социалистического синтеза. Это порождало недовольство с обеих сторон, давало трещинки, разраставшиеся с годами. Его сдвиг «вправо», вплоть до границ «царебожия», виделся нам тупиковым и контрпродуктивным в создавшейся исторической ситуации. Также не приветствовался его восторг от сотрудничества с бывшим генералом КГБ Леонидом Решетниковым, дружба с Мультатули, иллюзии от общения с Поклонской. Постоянное повторение: «Царь грядет!» набило оскомину, а тиражирование царских бюстов не могло восприниматься нами как реальное политическое действо, влияющее на формирование лучшего будущего при отсутствии планов и Проекта развития. Трещина всё росла… Разрыв отношений произошёл в конце 2017 - начале 2018 года, после того, как я попал в реанимацию, несколько дней балансируя на грани жизни и смерти. Он тогда не перезвонил, а позже я не отвечал на звонки. Потом не раз собирался объясниться, но не срослось… Жалею ли я об этом? - Несомненно! Корю ли себя? – Да! Остальное – наше личное, а оно уже в прошлом, «исправить которое не может даже Бог». Александр Огородников , публицист, член Союза писателей России Фото из архива автора В офисе у предпринимателя Митрофанова. Слева направо: Александр Трапезников, Генерал А. Дёмин, В. Митрофанов, Игорь Смыков, Александр Огородников, 1999 год В гостях у священника Димитрия Дудко. Слева направо: Отец Димитрий, А. Трапезников, А. Огородников и Игорь Смыков, 2001 год

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/19/pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010