Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

— «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе — апостолат мирян. Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: “Хорошо?” — “Очень хорошо”, — ответил мулла. — “А почему же вы не обращаетесь к Христу?” — “Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, — ответил мулла. — делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский вы разил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие» Ог ромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9.22). Этот завет первоверховного апостола ярко сумел во плотить святитель Иннокентий (Вениаминов). По зову Божиему он проехал тысячи километров с семьей и поселился в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учил алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им   книгам и детей, и взрослых. Ему приходилось объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей, он защищал их от произвола чиновников и купцов, учил вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечил алеутов и т.д. Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любв и, и через десять лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

http://pravmir.ru/chto-takoe-missionerst...

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется – чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца – святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника – преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:1–2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Созерцание Да созерцаю чудесное знамение, явленное Богом Гедеону (Суд. гл. 6), а именно: 1) как в одну ночь только на шерсти была роса, а прочая земля оставалась сухой; и как в другую ночь роса покрыла всю землю, а на шерсти не было ни росинки; 2) как означало это сперва (до Христова пришествия) израильский народ среди языческого а затем (после Христова пришествия) – языческий осеняемый благодатью, и безблагодатный Израиль. Проповедь об отсрочке Судного дня – по милости Божией Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет. 3:9 Милость Божия, братья, отодвигает день – по слову пророческому, пылающий, как печь ( Мал. 4:1 ). Итак, да посрамятся ругатели, насмехающиеся над Божиими словами и вопрошающие: « Где обетование пришествия Его? » ( 2Пет. 3:4 ). Не Бог запамятовал о Своем обетовании, а грешники забыли о самих себе. А Бог, по безмерной Своей милости, ждет, пока грешники одумаются, и покаются, и подготовят себя к тому дню, который не повторяется. Ибо день оный не таков, как прочие дни, подаваемые людям на покаяние и приуготовление к встрече с Богом. День оный – единственный в своем роде, уникальный; он отличается от всех остальных дней, ибо наступит он не для покаяния, а для суда. Как един и неповторим Страшный Суд, так един и неповторим и оный день. Бог не желает, чтобы кто-либо из людей погиб. Не на погибель создал Он человеков, а на спасение. Есть ли такой огородник, который, сажая овощи, хочет, чтобы они у него засохли и погибли? А [ведь] Бог премудрее и сострадательнее всех людей. Одно желание у Бога, а именно: чтобы все люди покаялись и отвратились от зла. Как веселится виноградарь, если увядшая было виноградная лоза вновь оживет, и зазеленеет, и принесет плод! Какова же тогда радость Бога и Божиих Ангелов, если души человеческие, зачахшие во грехе, обратятся [на путь истины] и в слезах покаяния обретут [утраченную] молодость и принесут плод душевной чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ) Милость Божия, братья, откладывает тот день, пылающий как печь ( Мал.4:1 ), по словам пророческим. Так что пусть устыдятся ругатели, те, кто издевается над обетованием Божиим и говорит: «А где же обетование пришествия Его?» Бог не забыл обетования Своего, это грешники забыли сами себя. А Бог по безграничной милости Своей ждет, когда грешники придут в себя, покаются и приготовятся ко встрече с Богом. Это день скорби, и он отличается от всех иных дней тем, что придет не для покаяния, а для суда. Поскольку Суд Страшный – единственный и неповторимый, то и день этот – единственный и неповторимый. Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Он создал людей не для погибели, а для спасения. Есть ли огородники, которые бы, сажая овощи, хотели, чтобы овощи их усохли и пропали? А ведь Бог мудрее и милостивее всех людей. У Бога одно желание, а именно: чтобы все люди покаялись и от зла отвратились. Как радуется виноградарь, когда увядшая лоза оживет, вновь зазеленеет и плоды принесет! А какова же радость Бога и Ангелов Божиих, когда человеческие души, увядшие от грехов, оживут, укрепятся слезами покаяния и принесут плоды покаяния. О, Господи Милосердный и Человеколюбивый, помоги грешникам ощутить милость Твою и сочувствие Твое к ним, чтобы почувствовали и покаялись и, покаявшись, сошли с кривых путей своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 12 Августа. Поучение о наступлении Страшного Дня Господня Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, сгорят земля и все дела на ней ( 2Пет.3:10 ) Страшен День Господень, неописуемо страшен! Страшен как из-за неотвратимой справедливости, так и из-за своей внезапности. Сам Господь заповедал: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). Апостол же, своими ушами слышавший эти слова, только повторяет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим. 16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице. Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости» св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Скажу вам презамечательный, близкий к нашей беседе случай, бывший со мною, – сказал сосед. – Я был прежде огородником, и раз выехал на рынок с своими продуктами; подходит старичек, покупает у меня кое-что, расчитывается и отходит; пересчитав деньги, я увидел, что старичек передал мне лишних 80 копеек; он еще был недалеко, можно было его кликнуть и возвратить деньги, но лукавый шептал: «Ведь ты не украл; 80 копеек в сельском быту не безделица, зачем же он худо считает?» Во время этих помыслов, когда во мне совершалась борьба: возвратить или не возвратить деньги? старичок ушел далеко, и я успокоил мятущуюся совесть мою тем, что хотя бы теперь и кликнул его, да уже голос мой до него не достигнет; а оставить-де воз без надзора, если догонять старичка, нельзя. И порадовался я, грешный, своей находке. Распродался я не рано. Надобно было ночевать в городе. Поутру будит меня хозяин горькою вестью: у меня украли коня, на котором я приехал. А еще более меня поразило то, что за коня только что накануне съезда в город заплатил я 80 рублей. Таким образом, утаенные у старичка 80 копеек взыскались с меня с огромными процентами по 99 копеек на одну. И с той поры я поставил себе за правило наблюдать всегда и во всём, сколько Господь поможет, самую строгую правду, тем более не обольщаться нечистыми барышами, и об этом твержу всем и каждому» (из кн.: «Уроки и примеры христиан. надежды», прот. Г. Дьяченко , изд. I, стр. 277). О девятой заповеди закона Божия 1. Изречения слова Божия о пагубной привычке лгать – «Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она – всегда» ( Сир. 20:24 ). – «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» ( Притч. 12:22 ). – «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» ( Рим. 1:18 ). – «Итак, хранитесь от безполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу» ( Прем. 1:11 ). – «Так и язык – небольшой член, но много делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

146 . Случилось же ночью той, когда старец окончил молиться, он прилег ненадолго и увидел во сне прекрасную Жену, тело которой испускало лучи света подобно солнцу. И она взяла руку Псоте и заговорила с ним, говоря: «Смотри, не ленись давать милостыню с огорода. Разве тебе принадлежит земля, дающая плоды, или тебе принадлежит вода, которая в колодце, или тебе принадлежит сила животных, которые работают? Вот я говорю тебе, что сердце моего Господа и моего Сына отдыхает на тебе, потому что ты даешь овощи братьям и всем, кто нуждается». 147 . Наш отец святой апа Шенуте, услышав слова, которые Жена сказала Псоте огороднику, понял, что это Матерь Господа. И она обернулась к старцу апе Шенуте и сказала ему: «Шенуте, возлюбленный моего Сына, вот я привела к тебе того, на которого пожаловались тебе. Если ты найдешь грех на нем, я покараю его великой болезнью». 148 . Старец же пророк, восстав ото сна, изумился тому, что произошло. И когда постучали 192 для (посещения) церкви, старец вошел в церковь первым, когда братья еще не вошли, и увидел, что Псоте огородник стоит и молится, причем десять пальцев его горели, испуская свет подобно огненным лампадам. Сказал наш отец ему: «Кто ты (пребывающий) таким образом?» Сказал он: «Я – Псоте, твой сын». Сказал старец ему: «Кто привел тебя в это место, мой сын?». Сказал Псоте: «Тот, кто приходил к тебе и говорил с тобой, пока не постучали для (посещения) церкви. Он привел меня в это место». Сказал старец ему: «Написано, мой сын: „Ваш Бог – Бог, и Господь господ – ваш Царь» 193 . Вот я узнал, что Бог с тобой во всех делах, которые ты совершаешь, и я пойду к тебе сегодня на огород, чтобы посетить тебя. Мой сын, твори милосердие таким образом, как было». 149 . И после этого старец пошел к нему во время третьего часа дня тайно в огород и увидел Псоте собирающим овощи братьям. Поднялся апа Псоте и принял благословение от нашего отца, говоря: «Великое благословение постигло меня сегодня, что ты пришел ко мне, мой отец святой, благословение будет с нами во всех делах».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

После прекращения в 1990 году издания «Бюллетеня христианской общественности» стал редактором газеты «Вестник христианской демократии». В 1989—1992 годах выступал в парламентах Великобритании, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Мальты, США, Франции, Гватемалы, Италии, Каталонии и на ряде международных конгрессов с докладами о положении в СССР. Но уже осенью 1989 года в ХДСР начались расколы. Сначала заместитель председателя по идеологии Виталий Савицкий был смещён с поста, покинул союз и основал в Ленинграде самостоятельный Христианско-демократический союз Санкт-Петербурга. В январе 1990 года Виктор Ротт выступил в самиздате с полемической статьей «Тень Бонапарта в ХДС?», обвинив Огородникова в узурпации власти и объявив о создании Московского ХДС во главе с самим Роттом. В марте 1990 года, когда Огородников находился в заграничной командировке, заместитель председателя ХДСР по печати Александр Чуев попытался провести выборы и занять его место, но не получив поддержки большинства, был вынужден покинуть ХДСР и 12 мая 1990 года объявил о создании Российской христианско-демократической партии. В 1991 году от ХДСР отпочковались Российский союз молодых христианских демократов во главе с Дмитрием Анциферовым и Волгоградский ХДС, во главе со священником Дмитрием Нестеровым. Помимо объективных проблем становления демократии в обществе после тоталитаризма сказалось то, что Огородников по своему характеру был скорее харизматическим, нежели политическим лидером. Весной 1990 Огородников вступает в предвыборную борьбу за депутатский мандат России, осенью — за мандат Моссовета, в обоих случаях безуспешно. В отличие от Восточной Европы в России диссиденты не смогли обрести широкой популярности. Огородников, несмотря на присущую ему харизматичность, не стал исключением — его узнавали продавщицы в парижских магазинах, о нём издана книга на Западе, но в России он остался мало известен. Общественная деятельность без политики Занимается организацией благотворительной деятельности, открыл приют «Остров надежды».

http://radonezh.ru/node/137082

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010