Под иконы Богоявленской церкви пол­ностью отдан один из четырех выставочных залов. Здесь демонстрируются практически сошедшие со столов реставраторов Деисусный (XVI век, с поздними поновлениями) и праздничный (последняя треть XVII века) чины иконостаса. Восстановление пророческого ряда завершается силами школы при Союзе реставраторов РФ, и есть шанс, что в рамках намеченного на апрель ежегодного Арктического форума в Архангельске публика наконец-то сможет увидеть ошевенский иконостас полностью. Его создание пришлось на эпоху расцвета каргопольской иконописи — когда она, опираясь на новгородские устои и, словно губка, впитав ростово-суздальские традиции, уже в границах Великого княжества Московского вбирала лучшее из работ изографов Первопрестольного града. Немного сковало развитие и окончательное оформление этого симбиоза Польско-литовское нашествие: враг сжигал здесь церкви, как, пожалуй, больше нигде на Руси. Но зато после его изгнания храмостроительство испытало мощнейший импульс: новые церкви по селам и деревням ставили, как правило, не поодиночке, а попарно, вместе с колокольней создавая знаменитые онежские ансамбли-«тройники». Эстафета образа Внимательный читатель, возможно, успел удивиться: каким образом в ошевенской Богоявленской церкви 1787 года оказались чины из иконостаса одним-двумя веками старше?! Это обычная практика для Севера: деревянные храмы в здешнем климате редко жили дольше столетия, часто горели. Но их убранство прихожане бережно переносили в подготовленную к освящению новостройку, часто воздвигнутую на том же месте. «Северяне были очень привязаны к древним образам, даже при поновлении стремились сделать так, чтобы они выглядели " под старину " , — продолжает рассказ Кольцова. — Посмотрите на эту " трехрядицу " — большую трехрядную икону из церкви в честь Богоматери Одигитрии в селе Малая Шалга . Храм 1834 года жив, а только что отреставрированная икона датируется третьей четвертью XVII века. Это фактически иконостас — только выполненный на большой единой доске для придела (как правило, компактного и теплого). При пожаре люди из храма в первую очередь спасали храмовый образ и антиминс, а потом уж что получится. Именно поэтому на этой выставке так много храмовых образов. Икону " Огненное восхождение пророка Илии с житием " из Ильинской церкви в селе Задняя Дубрава (Плесецкий район) мы датируем рубежом XVI–XVII веков. Церковь неоднократно горела и перестраивалась, сейчас ее восьмерик стоит без шатра. Этот храмовый образ помнит множество эпох...»

http://e-vestnik.ru/culture/ikony_kargop...

Один из экспонатов выставки — египетский фаюмский портрет, прародитель древнейших произведений иконописи. Среди экспонатов выставки: палестинская мозаика (V-VI вв.); византийская икона Рождества Христова (конец XIV — начало XV в.); литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V-XII вв.); потир (XII в.); редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI в.); икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV в.); икона огненного восхождения пророка Илии с житием святого (сер. XVI в.); редкое собрание минейных тонких икон-таблеток (XVI в.), представляющих собой изображения святых, размещенных на 12-ти двухсторонних иконах в соответствии с порядком церковного календаря. Также представлен триптих, написанный В.М. Васнецовым для Всемирной выставки в Париже 1899 года. В настоящее время продолжается научное изучение коллекции, планируется публикация каталога. Вскоре после открытия основной экспозиции будет оборудован дополнительный экспозиционный зал. Музей будет открыт ежедневно с 10.00 до 17.00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 января, 2019 27 ноября, 2018 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 18 мая, 2021 30 октября, 2020 6 августа, 2019 2 августа, 2019 12 июля, 2019 10 января, 2019 27 ноября, 2018 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarshiy-muzey-tser...

Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров. В 1930-е гг. растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел на 60 лет. И лишь в 1991 г. началось его возрождение. С 2006 г. на древнем Ильинском погосте образована Ильинская пустынь — мужской монастырь. Современное состояние [ править править код ] Свято-Ильинская Водлозерская пустынь учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 декабря 2006 года, литургическая жизнь на Ильинском погосте была восстановлена в 2003 году. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники. Святыни [ править править код ] Храмовые иконы в настоящее время находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии (среди них - шедевр древнерусской иконописи «Огненное восхождение Илии Пророка», 1647) и в МЗ «Кижи» (Петрозаводск). Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд. На машине из Москвы: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Куганаволок. Общее расстояние от Москвы – 960 км, которые можно преодолеть за 12 - 14 часов. Автомобилем из Санкт-Петербурга в Куганаволок: Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Подпорожье – Вытегра – Пудож – Куганаволок. Адрес: 186154, Республика Карелия, Пудожский район, о.Малый Колгостров. Расписание богослужений [ править править код ] Ежедневно: 07.00 – утреня, 1-й час; 18.00 – вечерня. В субботу и накануне церковных праздников совершается Всенощное бдение, начало в 20.00. В воскресные и праздничные дни совершается Божественная литургия, начало в 10.00. Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Ильинска...

возлагавшиеся на налои для поклонения; между «праздниками» больше всего икон Воскресения Господня, Рождества Христова, как возлагавшихся на налой каждое воскресение, и иконы «Великих Праздников». Уже в XVI в. стало обычаем изготовлять иконы «праздников» на особо густо левкашенных полотнищах или «полотенцах» и держать их наготове на особых, убранных полосатыми тканями и пеленами, налоях, в серебряных киотах, а в таких киотах бывало «16 полотенец Праздников да 12 Миней» (опись московского Успенского собора 1701г.), или «14 икон писаны Владычни праздники на полотенцах на обе стороны, на золоте» (опись Свияжского монастыря 1614 г.). Обилие икон в России приходилось особенно на «моленную икону», а именно – домовую. Достаточно представить себе, что в многочисленных семьях и крупных родовых фамилиях надо было иметь в моленных, кроме икон «благословенных», также «тезоименитыя» для всех членов фамилии, а в глухих местах без церквей – иконы «праздников», помимо того, что в каждом помещении должна была находиться икона, и нередко не одна. Но, кроме того, должно помнить, что обилие некоторых иконных тем объясняется еще верой в их помощь от бед и болезней. Так, на севере России делалась масса дешевых и мелких икон (новгородского и монастырского письма) «Огненнаго восхождения Пророка Илии», позднее «Неопалимой Купины» – от «огненаго запаления», Флора и Лавра, св. Власия – от скотного падежа, Анастасии Узорешительницы – помощь в несчастных родах, «Неопалимой Купины» от труса, потопа, огня и меча, Архангела Михаила и св. Христофора – от лютой смерти. Иконы святых Иоанна Воина, Прокопия, Георгия, Димитрия давали помощь в походах и боях и пр. Икона Божией Матери «Прибавления ума» (Лореттская Божия Матерь, с Запада), по записи на прориси собрания Н.М. Постникова, «от смертного убивства защищает, тлетворных ветров, от озеба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц комаров». Составители драгоценной описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1545г. «старец Изосима да книгохранитель Паисия», начав описание большой церкви Успения Божией Матери, дают ему заголовок: «Иконы и кузнь у икон».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Они делились в основном на 2 группы – «доличников» (живопись архитектуры, пейзажа и одежд) и «личников» (живопись лиц и рук персонажей). Первой стадией «доличной» живописи была широкая и сочная «раскладка тонов» по всему картинному полю иконы. Затем один за другим следовали стремительные в выполнении приемы: подчеркивание силуэтов и форм темными линиями (так называемая опись); выявление форм светом, то есть светлыми и плотными красками; наложение легких, прозрачных цветов на нижние красочные слои (так называемые «плави» или «приплески») и, наконец – четкие «пробела» белилами, своего рода вспышки света на складках одежд и гранях «горок». Комбинации этих приемов создавали в итоге причудливую игру глубоких и благородных оттенков в несколько приглушенном колорите, характерном для иконописи Мстеры. Огненное восхождение Пророка Илии. Икона. Палех или Мстера. Кон. XVIII в.41,5х34,5 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия. Дальше наступала очередь мастера-личника. Он обходился без всяких предварительных прорисей, т.к. лики святых писали обычно по одному образцу. Наметив санкирью (глухой зеленовато-коричневой красочной смесью) общий абрис голов и рук и очертив черной краской контуры носа, век и рта, мастер мягко высветлял охрой с белилами лобные бугры, скулы, горбинку носа и так далее вплоть до бликов чистыми белилами. Вмчч. Георгий и Димитрий Солунский.Икона (без полей). 2-я четв. XIX в. Мстера.40,2х34,3 см. Из собрания М. де Буара (Елизаветина) Завершал работу над иконой мастер-изограф. Тупым гусиным пером он очень быстро наносил на фон или поля иконы необходимые надписи старинным полууставом. Сретение. Икона. Сер. – 2-я пол. XIX в.Мстера. 31,9х26,8 см.Из собрания М. де Буара (Елизаветина) «Лоно Авраамово с избранными святыми». Икона. 2-я пол. XIX в. Мстера. 18х15,3 см. (икона в окладе) Так усилиями нескольких мастеров создавалось произведение, в котором отчетливо видны границы «приложения рук» каждого из его авторов (редкий мастер мог хорошо исполнить икону самостоятельно с начала и до конца).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

«Архангел Михаил – грозных сил воевода»В коллекции практически нет «народных икон», и потому по-особенному привлекает к себе внимание икона «Архангел Михаил – грозных сил воевода» (к. XVII в., Север или Центральная Россия). Очень яркая, декоративная, со множеством орнаментов, с невероятной любовью ее создателя к тому, что он делает, и это чувствуется в каждой детали. Когда смотришь на эту икону, особенно на нижний регистр, где изображен город, погибающий вместе с грешниками, а головы этих грешников – между рушащимися зданиями, в очередной раз понимаешь, откуда взял свои открытия русский авангард. Эта же мысль приходит в голову, когда смотришь и наиболее позднюю икону в другом зале – «Огненное восхождение пророка Илии» (сер. – 2-я пол. XIX в., Поволжье (?), старообрядческая мастерская). – Обязательно нужно остановиться у иконы, видимо, связанной со вкусами знатной дворянской семьи, – говорит Елена Гувакова. – «Праздники и избранные святые» (1734 г., Москва или Санкт-Петербург). Автор – Иван Максимов. Художнику заказали написать святых, соименных заказчикам, молящихся перед важными для семьи иконами, связанных с событиями их жизни, где в центре – Праздник Праздников, изображение Воскресения Христова. К этому образу обращены все персонажи. Такие семейные иконы – пример особого благочестия. В верхней части написаны иконы в барочных картушах, перевитые красной лентой, с бантами и кистями. Они создают образ «иконы в иконе». Работа выполнена в традициях времени – тонко, живописно. – Это одна из немногих известных нам икон времени царствования Анны Иоанновны, –добавляет Наталия Горькова. Одно из открытий выставки – «Богоматерь с Младенцем» (1780-е гг.), которую предположительно написал Владимир Боровиковский. Мы его знаем не только как автора прекрасных светских работ, таких, например, как «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), но и как художника, работающего для Церкви. Но здесь вспоминаются работы более позднего времени, чем представленная на выставке икона. Интересное решение традиционной иконографии дает мастер Дмитрий Гоголицын, написавший «Покров Богоматери» (1804 г., Великий Устюг). Известно, что Покров Пресвятой Богородицы как великий праздник чтится именно на Руси. И здесь его иконография осмысляется в национальном контексте новым художественным языком (достаточно посмотреть на одеяния молящихся во Влахернском храме). Мы видим четкое разделение земли и Неба в пространстве иконы и Андрея Юродивого, показывающего на чудо явления Божией Матери своему ученику Епифанию, не как обычно – в передней части композиции иконы. Здесь мастер изобразил его вне храмового пространства, где-то совсем в стороне – он же юродивый, вне рамок, говоря современным языком, социального общества. И именно ему открывается явление Богородицы. Интересно, что автор иконы – ранее неизвестный, это имя впервые вводится в научный оборот, так что у исследователей появляется еще один повод для изучения.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/03/kakoi_...

Говорят, что . Ил.: Святой Лаврентий освобождает души из Чистилища. Ок. 1412//Фома. - – август 2016. - С.46-47. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что если ты вошел в храм, а там в это время отпевают покойника, то это плохая примета. На самом деле… - С.46; Часто спрашивают: Почему у католиков есть чистилище, а у православных нет ? Отвечаем: - С.46; Почему в Церкви так часто можно встретить бесноватых ? Потому, что… – С.47. Ответ священника: Дочки расплачиваются за грехи матерей? /Спрашивает Марина . Отвечает иерей Петр Гурьянов, руководитель информационно-издательского отдела Мелекесской епархии. Фото с сайта meleparhia.ru и Елены Сысоевой//Фома. - – август 2016. – С.47. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). Школа «Фомы». Именины: Илия. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святой Илия пророк. О нем; Другие известные святые с именем Илия ; Интересные факты ]. Ил.: Святой Илия пророк. Икона; Огненное восхождение пророка Илии. Фрагмент иконы; Пророк Илия и жрецы Ваала. Лукас Кранах (Младший). 1545; Илья Муромец. Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри». 1881-1898. Фото www.lori.ru//Фома. - – август 2016. – С.48-49. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).     ЛЮДИ (раздел). – С.50-71. Александр Ткаченко . Трудности перехода. Как я пережил переходный возраст своих сыновей. Фото Нины Ткаченко: автор статьи со своими сыновьями//Фома. - – август 2016. – С.50-56. – (раздел « Люди »). Реклама : С.57. Юлия Шутова . Простое сложное спасибо . [Эссе]. Фото Виктории Игошиной//Фома. - – август 2016. – С.58-59. – (раздел « Люди »). Путешествие с «Фомой»: Наталья Иртенина. Печоры. Богом созданные и хранимые Фото Александра Ануфриева, А. Санина, Сергея Ершова, Анатолия Горяинова; фото начала ХХ в.; фотопортрет: Старец Иоанн Крестьянкин//Фома. - – август 2016. – С.60-67. – (раздел « Люди », рубрика « Путешествие с “Фомой” »). опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города –           герои России» (2015, С.120-123). При реализации проекта используются        средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в         соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от   01.04.2015 и на       основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-160-...

Сейчас, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выставка церковного искусства обретает новый формат и становится Патриаршим музеем, посетители которого смогут увидеть много уникальных предметов церковного искусства. В состав экспозиции вошли, в частности, памятники церковного искусства V-XX веков, переданные в дар Предстоятелям Русской Православной Церкви — приснопамятному  Патриарху Алексию II  и Святейшему Патриарху Кириллу. Экспонаты, представленные на выставке, демонстрируют многообразие христианской культуры разных стран, школ и направлений. Большая часть коллекции — иконы, разные по стилю, технике исполнения, времени написания, степени сохранности. Экспозиция дает представление об историческом и географическом аспектах развития иконописи как жанра церковного искусства. Памятники из Византии, Палестины, Малой Азии, Македонии, Сербии, Болгарии, Греции, Кипра, Италии, Грузии и Северной Европы соседствуют на выставке с русскими иконами Новгородской, Московской, Псковской, Строгановской школ. По словам куратора выставки протоиерея Георгия Мартынова, самые ранние памятники русской иконописи, представленные на выставке, относятся к XIV в. — это иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Один из экспонатов выставки — египетский фаюмский портрет (техника и манера исполнения фаюмских портретов позволяют исследователям утверждать, что они стали, в некотором смысле, одним из прообразов древнейших произведений иконописи). Среди экспонатов выставки: палестинская мозаика (V-VI вв.); византийская икона Рождества Христова (конец XIV — начало XV в.); литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V-XII вв.); потир (XII в.); редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI в.); икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV в.); икона огненного восхождения пророка Илии с житием святого (сер. XVI в.); редкое собрание минейных тонких икон-«таблеток» (XVI в.), представляющих собой изображения святых, размещенных на 12-ти двухсторонних иконах в соответствии с порядком церковного календаря.

http://patriarchia.ru/db/text/4264387.ht...

Троицкая церковь в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. записана: «церковь Живоначальной Троицы в селе Чашникове, в вотчине боярина Ивана Никитича Романова, дани 4 алтына, по наказу гривна; апреля в 8 день 1628 года те деньги взято». Там же под 1635 г. в этой статье прибавлено: «да в приделе Алексея человека Божия… дани рубль 4 алтына 5 денег, десятильничих и заезда гривна», а с 1680 по 1740 гг. писано: «в государевом дворцовом селе Чашникове». По смерти боярина И.Н. Романова в 1640 г. вотчины принадлежали его сыну Никите Ивановичу. В 1646 г. в селе Чашникове находились при Троицкой церкви: «во дворе поп Федор, во дворе пономарь Федор Васильев, во дворе просвирница Марья, да двор боярский, дворы: приказчика, скотный и конюшенный, 2 двора задворных людей и 20 дворов крестьянских»; после боярина Никиты Ивановича Романова его вотчины были причислены к дворцовому ведомству. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «церковь Пресвятой Троицы в государеве селе Чашникове, дани рубль 4 алтына 5 денег, заезда гривна, а по досмотру и по сказке той церкви попов Ивана да Симеона с причетники та церковь в Манатьине, Быкове и Коровине стану, а к той церкви церковной земли в двух полях по 10 четьи, а в третьем поле 7 четьи, сена на 20 копен…». В 1688 г. село Чашниково, по обе стороны пруда, по именному указу, пожаловано из Приказа Большого дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину и за ним отказано того же года. В отказной книге Троицкая церковь описана в следующем порядке: «церковь каменная о пяти главах во имя Живоначальной Троицы, да придел св. Алексея человека Божия, около настоящей церкви паперть деревянная, забрана в косяк, церковь и паперть крыты тесом, главы обиты черепицею; в церковь три двери, затворы деревянные створчатые; в церкви царские двери, сень и столбцы писаны на прозелени, по правую сторону царских дверей образ Живоначальной Троицы… образ чудотворца Николая… по левую сторону царских дверей образ Пресвятой Богородицы Одигитрия… образ св. вмч. Федора Стратилата и образ «Огненное восхождение» св. Пророка Илии с житием; местные иконы все в киотах… На церкви колокольница каменная, на ней 6 колокол, а в них по смете весом пуд с 19». В 1704 г. в селе находились: двор боярский, двор конюшенный, в котором жил конюх, двор скотный, 25 дворов крестьянских и 2 двора нищих.

http://sobory.ru/article/?object=00106

Андрея Рублева: 1957-2003. М., 2003. С. 40. Кат. 138. Ил. 40) с подписью мастера на лицевой стороне («написася сия икона в ле[то] 7339 го[да]/мастеръ Семеонъ Ивановъ деревни Куровской»). Несмотря на нек-рое отличие художественного решения этого образа от художественного решения описанной выше группы памятников, можно предположить, что икона относится к времени формирования иконописной стилистики Г. и принадлежит кисти самобытного мастера. Впосл. в местных мастерских не существовало традиции подписывать иконы - такие образцы в наст. время неизвестны. Иллюстрация к апокрифу о наказании Каина за убийство брата. Сер. XIX в. Гуслица (ГИМ) Иллюстрация к апокрифу о наказании Каина за убийство брата. Сер. XIX в. Гуслица (ГИМ) По стилистическим признакам к группе гуслицких произведений примыкают неск. икон 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: «Прп. Сергий Радонежский» (частное собрание), «Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Свт. Никола Чудотворец», «Прп. Евдокия», 4-частный образ «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», «Не рыдай Мене, Мати», икона Божией Матери «Знамение» (все в собрании ЦМиАР), «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» (частное собрание), «Чудо вмч. Димитрия Солунского» (ЦМиАР) с характерным пейзажем в виде пологих зелено-коричневых холмов с мелкими кустиками и деревьями пирамидальной формы. Своеобразно композиционное построение др. иконы того же времени - «Рождество Богородицы с клеймами» (ЦМиАР): центральное изображение заключено в крестообразное пространство, в угловых клеймах - образ Покрова Пресв. Богородицы и чтимые иконы Божией Матери. К особому направлению гуслицких писем, вероятно, принадлежит икона «Огненное восхождение св. Илии пророка» 1882 г. (частное собрание) с орнаментальной рамой барочной формы. В. М. Сорокатый определил как созданные в Г. неск. разных по стилю икон из собрания Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве: «Вмч. Феодор Стратилат с 4 сюжетами мучений» 3-й четв. XIX в. (также с крестообразным решением композиции), «Рождество Христово» кон.

http://pravenc.ru/text/168422.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010