Сам Августин в своих Retractationes (‘Пересмотр, воспоминания’) перечисляет 93 сочинения в 132 книгах. Все дошедшие до нас сочинения Августина тематически можно разделить на 8 групп: 1) автобиографические, 2) философские и литературные, 3) апологетические, 4) полемические, 5) экзегетические, 6) догматические, 7) нравственно-аскетические, 8) пастырские. Ниже перечисляются важнейшие из них. 1) Автобиографические сочинения и письма. Самое известное сочинение этой группы — Confessiones (“Исповедь” в 13 кн., 397–400), в котором наряду с глубоким самоанализом и искренним раскаянием в прошлой жизни Августин разбирает самые сложные метафизические вопросы, такие как проблема богопознания (кн. 7 и 10), состав и структура памяти (кн. 10), понятие времени (кн. 11), материя (кн. 12), творение мира и образ Святой Троицы (кн. 13). Другое важное сочинение, Retractationes (“Пересмотры”, в 2-х кн.) было написано Августином в конце жизненного пути (426–427), в нем он перечисляет все свои предшествовавшие труды и вносит в них поправки (кн. 1 обнимает время с 386 по 396 гг., кн. 2 — с 396 по 426 гг.). Важным источником сведений о жизни Августина является его “Житие” (Vita Augustini), написанное его учеником Поссидием, епископом Каламским. Эпистолярное наследие Августина весьма велико: ему принадлежат 269 писем различного содержания (по богословию, философии, полемике, экзегетике, экклезиологии, литургике, этике и др. вопросам). 2) Философские и литературные. К этой группе относятся самые первые сочинения Августина, написанные в период 386–391 гг.: Contra Academicos (“Против Академиков”, в 3-х кн.), De vita beata (“О блаженной жизни”), De ordine (“О порядке” в 2-х кн.), Soliloquia (“Моно­ло­ги” в 2-х кн.), De immortalitate animae (“О бессмертии души”), De quantitate animae (“О количестве души”), De magistro (“Об учителе”). Все эти сочинения представляют собой сочетание христианских и неоплатонических начал, характерное для всего раннего Августина: представления о предсуществовании души, о Боге как умственном Свете, о превосходстве внутреннего над внешним, духовного над телесным, неизменного над изменчивым, простого над сложным, единого над многим и др.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста...». По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды). На часах – тропарь Преполовения. Кондак только Преполовения. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4 , и блгв. кн. Димитрия, глас 4-й – 4. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благословен еси...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. кн. Димитрия – 3. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными) . «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святилище пришел еси...». По Трисвятом – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание блгв. кн. Димитрия и избранный псалом. Седальны блгв. кн. Димитрия по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «От возраста отроческаго...», и глас 4-й: «Яко во дни мира...»). «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия по полиелее, глас 5-й: «Воспоем, людие...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Празднику преполовившуся...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блгв. кн. Димитрия, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – блгв. кн. Димитрия. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго великаго князя Димитрия...». Стихира блгв. кн. Димитрия, глас 6-й: «Егда время...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-01/

Конец первоначального проекта Грамоты (см. стр. 74, прим.) По великом ж (этими словами начинается Книга избрания на царство Михаила Феодоровича) государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии самодержце от его царского прекрасно цветущаго корени пресветлая и преславная ветвь, от Бога данные и благочестивые супруги, от великие государыни царицы и великие княгини Анастасеи Романовны Юрьева процвете сын его великий государь, благоверный и христолюбивый великий государь царь и великий князь Федор Иванович, всеа Русии самодержец; и восприим скифетр отца своего великого государя и седе на превысочайшем прадеднем престоле царствия Московского и всея великие Росии (вст.: «в лето 7092-е» Книга). Сей же царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, по истинне еже есть дар Божий, ни о чем же о мирском царствии упражняшеся, но желая («поистинне бысть дар Божий, мирскаго царствия ни о чем упражняшеся, понеже желая» Кн.) временное и мимотекущее на вечное небесное царствие пременити, и всем показася яко отец чадолюбив («и ко всем бысть чадолюбив» Кн.), милостив же, и кроток и долготерпелив паче всякого возраста, благочестием же сияя яко солнце под небесем («паче всякого… под небесем» нет в Кн.), в молитвах же и во всенощных стоянии и ноипаче («стояниих, наипаче» Кн.) бодрствуя, и мирская забывая, к небесным разумом текии («и мирская… текий» нет в Кн.); царствия ж всяку власть исправление («и правление» Кн.) возложи и еже о сих пещися и правдохранению прилежати («и еже… прилежати» нет в Кн.) некоему от первых сигклит глаголемому Борису Федоровичу Годунову, его же сестре бывши за блаженным оным царем Федором Ивановичем, мня яко помощник и блюстител того царствию будет. И сей убо власть прием, о людцких правлении и о строении («правлениях и о устроении» Кн.) царствия зело прилежаше и печашеся («и печашеся» нет в Кн.), ко благородным же и храбрым, тому и («тому и» нет в Кн.) в сигклите превозходящим, совершенну ненависть таяще и яко искру огня в пепеле храня, многих же власти лиши и островети осуди; и зело властью превозможе, и всюду («и островети… и всюду» нет в Кн.) нарицашеся царствию правител паче ж и повелител; и честь царствия на ся восприем, всеми образы показуяся яко царь, точию именем царь не звашеся, но («паче же… творя, но» нет в Кн.) вся по воли со властью творя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

988 Пересл. л. 100. 102; Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. III, прим. 80. Третий брат Юрьевич в Пересл. л. называется Игорем, а в Никон. л. (2, 261) – Юрием. 990 «Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Эраз­ма»; пролог 25 июня. 991 Пересл. л. 108. 109; Собр. л. 1, 181. 182; Никон. л. 2, 298; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. 994 «Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Эраз­ма». Ркп. и печатный пролог 25 июня. Стихира службы: «От юности своей работая Христу, познали вы Сущего в мире как единого славного. Потому угождали Ему милостынею и молитвами. И по смерти подаете вы исцеление всем почитающим вас, Петр и Феврония». 995 «Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Эразма»; Родословная книга князей и дворян российских и выезжих/Изд. Н. Новиков. М., 1787. 996 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих/Изд. Н. Новиков. М., 1787; Собр. л. 1, 191. 7, 134. 244. Никон. л. 2, 358. Святцы: «св. благов. кн. Петр и благов. кн. Феврония, Муромские чудотворцы (по сп. Общ. Ист. 231, «во иноцех») преставишася в л. 6735 к. июня в 25 д.». Год кончины по летописи 1228. И если по ле­тописи скончались в апреле, то 25 день июня надобно признать за день открытия мощей. На иконе Русских святых князь и княгиня в иноческих одеяниях с надписью: «пр. кн. Петр Муромский, пр. Феврония Муромская». 999 Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. Из двух канонов кн. Петру и Февронии один написан иноком Пахомием, написавшим житие и службу ярос­лавскому князю Константину, другой – «творение Михаила мниха», написавшего служ­бу кн. Александру (Востоков А. Описание Румянцевского музеума; Царского 563). 1000 В святцах устава XVI в. (Толстого 1. 100): июня 26 «благов. кн. Петр и кн. Феврония, Муромские чудотворцы». В летописце 1715 г. записали: «того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфро- синии, Муромских новых чудотворцев», праздновали в соборе восшествие на престол ц. Иоанна и Петра (Северный архив. СПб, 1826. Ч. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).     Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М.,  1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2859813

2035 . Солотчинский – Зачатейский (св. Анны), женский, где ныне при­ходская церковь села Солотча, в 21 вер. от Рязани, при рч. Солотче. Основан в конце XIV ст. княгинею Евфросиниею, супругою кн. Олега, принявшею здесь иночество под именем Евпраксии. По описи 1628 г. в нем было 7 келий и 8 черноризиц, прокармливавшихся от большого Солотчин. м-ря. В 1682 г. при митроп. Рязан. Павле старицы сведены в Аграфенину пустынь и м-рь упразднен. Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 305, 308; Ратшин, 464; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 436, 19; “Акты истор.”, I, 80 (Ж. гр. 1464–1501 г. В. кн. Анны Вас. Солотч. м-рю на влад. бортн. угодьем, на Михаиловой горе, пожалованным Вел. кн. Софиею Димитр. Зачатейскому м-рю); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 18. 2036 . Софийский, женский, ныне со­бор св. Софии в гор. Полоцке, Витеб­ской губ., в верхнем замке. Основан в XII ст. св. Евфросиньею, при церкви св. Софии, построенной отцем кн. Смолен. ее Борисом, где она жила по принятии иноческого сана вместе с теткою своею, тоже черницею, супругою Романа Всеславича. Впрочем, преподобная недолго подвизалась здесь и вскоре перешла в особо устроенный м-рь Спасский на Сельце. “Ист. Росс. Иер.”, 1039; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 34; “Словарь ист. о свят.”, 101; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.”, 105, в примеч.; “Книга Степенная”, I, 272; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 259, 459; “Памят. кн. Витеб. губ. на 1864 г.”, 10 (Житие св. Евфросинии); на 1867 г., 51 (Полоцкая Софийск. церковь ); “Акты Зап. Р.”, I, 262 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. Собору на сельцо на р. Марынце); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 68. 2037 . Софийский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Твери. О нем известно только, что в нем, в 1319 г., приняла иночество св. Анна, дочь Ди­митрия Борисовича кн. Ростовского и су­пруга Вел. кн. Михаила Ярославича Твер­ского, преставившаяся в 1338 г. окт. 20 и погребенная в Кашинском соборе. В 1358 г. у кн. Михаила Александр. Твер., внука Михаилова, правнука Яро­славля, «преставися сын кн. Александр у бабы у своея, у вел. кн. Софьи, в Софьине м-ре». Ратшин, 516; “Словарь ист. о свят.”, 30; Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, Отд. I, 46; “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 1 (Благовер. кн. Твер. Анна); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 191, 363; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 193; “Полн. собр. лет.”, X, 230.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спустя нек-рое время О. И. предпринял попытку взять реванш в противостоянии с московскими князьями: 25 марта 1385 г. изгонной ратью он неожиданно захватил Коломну, а затем под г. Перевитском на р. Оке нанес поражение посланному против него войску под командованием серпуховско-боровского кн. Владимира Андреевича Храброго (Там же. Стб. 150). На неоднократные предложения московских послов о мире О. И. отвечал отказом. В нояб. того же года в качестве посредника к нему в Переяславль-Рязанский прибыл прп. Сергий Радонежский, к-рый был встречен благосклонно. В ходе переговоров О. И. согласился заключить мир, это произошло, по всей видимости, в дек. (до 1 янв. 1386, исходя из летописного изложения: Там же. Т. 15. Стб. 151; Т. 25. С. 212; возможно также, что в нач. янв. 1386), а в 1387 г. мир был скреплен браком кн. Феодора Ольговича и вел. кнж. Софии Димитриевны. «Вечный мир» с вел. кн. Димитрием Донским позволил О. И. начиная со 2-й пол. 80-х гг. XIV в. проводить более активную внешнюю политику в отношении Орды и ВКЛ. В 1387 г. в Переяславль-Рязанский бежал из Орды его сын кн. Родослав Ольгович, находившийся там, как и др. старшие сыновья рус. вел. князей, в положении заложника. После этого, согласно рязанским известиям Никоновской летописи, ордынцы неоднократно нападали на владения О. И. (в июне 1387, в 1388, 1390, 1391 (дважды), в 1400 и 1401; см.: Там же. Т. 11. С. 93, 95, 122, 123, 127, 184, 187). При этом в 1400 г. войска О. И. и его союзников нанесли захватчикам сокрушительное поражение на юге Рязанской земли. В 1377-1395 гг. О. И. поддерживал дружественные отношения с Гедиминовичами, правившими в землях, пограничных с Рязанским вел. княжеством. В 1393 г. поручился за своего зятя кн. Димитрия-Корибута Ольгердовича, гарантировав его верность польск. королю и вел. кн. Литовскому Владиславу II Ягелло (Ягайло). Обострение отношений О. И. с ВКЛ связано с вероломным захватом вел. кн. Литовским Витовтом Смоленска (1395) во время пребывания его правителя - вел. кн. Георгия (Юрия) Святославича , зятя О. И., в Переяславле-Рязанском. В ответ на захват Смоленска в 1395 г. войска О. И. осаждали г. Любутск на р. Оке. Зимой 1395/96 г. литов. войска совершили поход на Рязанскую землю, захватив богатый полон. Летом 1396 г. О. И. вновь осадил Любутск, но вел. кн. Московский и Владимирский Василий I Димитриевич уговорил его снять осаду. Осенью 1396 г. вел. кн. Витовт опустошил территорию Рязанского вел. княжества, заставив О. И. на время бежать из Переяславля-Рязанского. В авг. 1401 г. О. И. совершил поход на Смоленск и помог вел. кн. Георгию (Юрию) Святославичу отвоевать его у Витовта. В 1402 г. по приказу отца кн. Родослав Ольгович совершил поход на Брянск, но был разбит и пленен литовцами на пути у Любутска.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься самому. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока. Господи! Дай же князю нашему Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифль разумъ, мудрость Соломоню и хитрость Давидову и умножи, Господи, вся человкы под нози его. Богу нашему слава и нын, и присно, и в вк. Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида и умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и присно, и вовеки. Александрия Подготовка текста, перевод и примечания О. В. Творогова КНИГЫ АЛЕКСАНДР, СЛОВ 103 Доблии, мнится быти, и храборъ Александръ Макидонскыи, яко, все сътворивъ, поспвающу ему, имея присно къ доброму делу промышление. Толико бо лтъ проводи, съ всми языкы брань творя и биася, яко же не можаху хотящии грады по извсту исписати Александрова же дяния и добраа дла души и тла его, и, юже въ длхъ его, вазнь, и мужество, се уже речемъ, начятокъ от рода его сътворше, и которого б отца сынъ. Блазнять бо ся мнози, глаголюща его сына суща Филипа царя, еже есть не тако. Не того бо есть, но Нектонавовъ и Филиповы жены Олумпиады. 294 Образъ же рожества его не по истинн пишюще сего сына быти. КНИГА ОБ АЛЕКСАНДРЕ, В НЕЙ ЖЕ 103 ГЛАВЫ РОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА Кажется нам, что доблестным и храбрым был Александр Македонский, раз во всем сопутствовала ему удача, и всегда он стремился к славным делам. Ведь столько лет провел он в войнах и сражениях с различными народами, что и те, кто хотел бы, не могут их точно перечислить. Так поведаем же о подвигах Александра, и о славных деяниях души его и тела, и о счастье, сопутствовавшем деяниям тем, и о мужестве, начав с рассказа о его происхождении и о том, чьим он был сыном. Многие заблуждаются, называя его сыном царя Филиппа, это не так. Не Филиппа он сын, а Нектонава и Олимпиады, жены Филипповой. И не верно описывают рождение его от Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Никон, по его признаниям, неоднократно делал царю замечания, будучи уверенным в том, что «еже о истинн кто аще и царю глаголет, не подобает ему гнватися, или отмещати самому себ, или обидти, по 84-му правилу святых апостол...» – Никон 1982, 194. Царь, по мнению Никона, обязан уважать эту деятельность первосвятителя и не гневаться на него. Л. 149об. (232об.) ...преступая апостолская десятое и одиннатцатое правила (...преступаючи апастолскую 10-ю и 11-ю заповдь). – «Апостольская правила» представляют собой совокупность норм, регулирующих церковные отношения, создавшихся на основании апостольского предания в первые три года христианства. Правила святых апостолов затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления. Этот важнейший сборник апостольских правил имел огромное значение в христианской церкви во все времена: в постановлениях как поместных, так и Вселенских соборов правила эти цитировались неоднократно. Сборник правил святых апостолов содержит 85 постановлений. 10-е и 11-е апостольские правила, к текстам которых патриарх Никон в своих сочинениях обращался не раз, устанавливали взаимоотношения христиан с отлучёнными от церкви. Вот их содержание: «Правило 10. Моляися со отлучеными сам такожде да отлучен будет. Толкование. Аще кто молится с еретиками в церкви или в дому со отлучеными, от церкве сам такожде да отлучен будет. Правило 11. Моляися со извержеными сам такожде осужден будет. Толкование. Аще кто молится, рекше, аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам» (Кормчая 1653, л. 3). Правило 10-е, судя по его содержанию, выражает мысль Священного Писания о воспрещении молиться с отлучёнными от церковного общения не только в церкви, но и дома. Согласно 11-му правилу, наказанию подвергается каждый клирик, молящийся с отлучённым от церкви. А в правиле 12-м речь идёт об отлучённых вообще; здесь регулируются отношения с отлучёнными от церкви в других епархиях, где они обязуются иметь при себе представительные грамоты – Никодим 1, 70–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Для Ув. 70 были написаны особые статьи на 2 мая (перенесение мощей свв. Бориса и Глеба) и 24 июля (их мучение). 411 В Тырновском прологе под 2 мая только указано заглавие «Страсть святою мученику Рускую царю Бориса и Гл ба». В Хлуд. 189 память 2 мая не вошла, а под 24 июля читается текст, характерный для сербских Прологов РГБ ОР, ф. 256 (Рум.), 319 (XIV в.) и Лесневского 1330 г. (Белград, САНУ, бр. 53). 412 В русских Прологах он не встречается. В Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневском и Тырновском прологах есть память св. княгини Ольги. Редакция отличается от русской, 413 но, возможно, составлена на ее основе. Под 15 апреля встречается память праправнука Владимира Мстислава Владимировича Великого (Ув. 70, Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневский), который, как уже говорилось, потом не почитался святым. 414 В южнославянских Прологах есть также память преп. Феодосию Печерскому , которая отличается от обеих известных в древнерусской письменности редакций. 415 Источник южнославянских прологов определить довольно сложно. Чтения св. Глебу 5 сентября и Мстиславу происходят из 1-й редакции. Память св. Ольге читается во 2-й редакции, память св. Владимиру неизменно входила в обе, но именно ее нет. Видимо, в основу общего источника южнославянских Прологов лег какой-то особый список времен активного формирования текста 2-й редакции. Случайно в нем отсутствовала память св. Владимира или была изъята намеренно, выяснить невозможно. 4. Младшие виды и редакции Проложного жития ПрЖ-2 дало начало целой группе переработок, которые встречаются не только в поздних списках Пролога 2-й редакции, но и в минеях и сборниках. 416 Вторая редакция ПрЖ-2 встречается в составе особой подборки после Краткой редакции «Памяти и похвалы» (так называемого Древнего жития) Иакова Мниха: РГБ, ОР, ф. 256 (Рум.), и ф. 304 (Тр.), 792 (1572 г.), РНБ, ОР, F 1.257, Пог. 949 и Соф. 1419 . 417 Заглавие: «Похвала благов рному князю Владимеру, нар ченному во святомъ крещении Василию». Начало: «Сеи бысть сынъ Святославль отъ племени Варяжьска...». Конец: «...ея же трапезы сподобимся и мы, недостойнии кающеся о съгр шенияхъ своихъ». Отличается небольшими добавлениями: после «обрящу учителя» добавлено «да иже могущаго ми испов дати о истинн и в р », «свя- щенници» вместо «прозвутеры»; «украсивъ сребромъ и златомъ» вместо «удививъ» о церкви Богородицы; известия о том, что св. Владимир прожил 28 лет после крещения. Третья редакция ПрЖ-2 известна в одном списке РГБ ОР, ф. 310 (Унд.), 1306. Ее выделение представляется сомнительным, так как она отличается очень незначительно. ПрЖ-3 А. А. Шахматов назвал переработку ПрЖ-1. Она встречается в ряде списков Пролога 2-й редакции. Старший список: упомянутый двухтомный Пролог начала XV в., мартовское полугодие, ГИМ, 1406 г. 418 Кроме того, этот текст был включен в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. См., например: РНБ, ОР, Соф. 1323 , лл. 113–113 об. Заглавие: «Успение блаженнаго и великаго князя Владиммира, крестившего землю Рускую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010