Не имея ничего терять, эти беззастенчивые и на все готовые проходимцы, в большинстве неизвестно откуда прибывшие и совершенно чужие городу, были самым мятежным элементом в составе жителей Антиохии, этого мятежнейшего из городов тогдашнего мира. Они были первыми зачинщиками всяких смятений и бунтов, и по свидетельству св. Иоанна Златоуста были истинными виновниками и знаменитого антиохийского мятежа 387 года: они именно находились во главе уличной черни, которая бросилась сначала в церковь , чтобы просить заступничества епископа Флавиана, а потом ниспровергла статуи императорской фамилии, подожгла дом одного сенатора, но быстро рассеялась при первой попытке властей к усмирению. И это свидетельство подтверждается тем, что говорит и Ливаний в своей речи против Тимократа: «Все это люди, говорит он, состоящие из чужеземцев, которые изгнаны из своего отечества по причине своего дурного поведения и не желали заниматься ремеслом, к которому предназначались они своими родителями. Они не хотят и не могут жить иначе, как в лености. Одни из них и душой и телом предались пантомимистам, большинство танцорам, и вся их жизнь состоит в раболепстве и ласкательстве им, причем последние делают им те или другие подачки, смотря по усердию их в рукоплескании». Ливаний определяет численность их в четыреста или около того человек, и подобным же образом говорит о них опять и Златоуст в одной последующей беседе 23 . Совершенно такую же толпу отчаянных бездельников описывает Аммиан и в Риме, говоря, что они все дни проводили в лености, а по ночам спали под навесами театров. Неудивительно, если театр со всеми его подобными жалкими прислужниками, разносившими яд нравственного тлена по всему обществу, возбуждал против себя негодование великих учителей христианства. Но никто еще не вел такой решительной и неутомимой борьбы против этого всенародного зла в IV веке, как именно св. Иоанн Златоуст . Уже с самых первых годов своего служения в Антиохии, он грозно стал обличать эту общественную язву, а в Константинополе, этой великой столице востока, быть может еще более развращенной, чем столица Сирии, он еще более усилил свою борьбу с этим злом, хотя зло укоренилось уже настолько, что даже и пламенные слова Златоуста не производили должного действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-ioa...

Наиболее важным из них является датируемая 318 г. греческая надпись из дер. Лебаба (ныне г. Дайр-Али, Сирия) в пров. Аравия, обозначавшая место молитвенных собраний маркионитов: «Синагога маркионитов селения Лебаба Господа и Спасителя Иисуса Христа» (подробный анализ см.: Tardieu. 2003. P. 451-457). Наличие неких похожих на христианские мест молитвенных собраний маркионитов в Палестине подтверждается словами свт. Кирилла , еп. Иерусалимского (ок. 315-387), к-рый в «Огласительных поучениях» (CPG, N 3585) призывает христиан, приходя в некий незнакомый город, искать «кафолическую Церковь», а не просто некий дом собрания или храм, которые могут оказаться маркионитскими или манихейскими (см.: Cyr. Hieros. Catech. 18. 26; ср.: Moll. 2010. P. 121). О значительном распространении общин маркионитов в Сирии свидетельствует критика их воззрений, встречающаяся в сочинениях мн. сир. церковных писателей (обзор см.: Bundy. 1988; также см.: Idem. 1990; Beck. 1978; Drijvers. 1987/1988). По утверждению Евсевия Кесарийского, первым из сир. авторов против учения М. выступил Бардесан (154-222), создавший несохранившееся соч. «Диалоги против последователей Маркиона» (см.: Euseb. Hist. eccl. IV 30. 1). Возможно, в переработанном виде антимаркионовский материал «Диалогов...» был включен в сохранившееся под именем Адамантия соч. «Диалог об истинной вере в Бога» (CPG, N 1726), которое, по мнению ряда исследователей, также было создано в сир. регионе. О присутствии в IV в. в Сирии маркионитов и др. близких к ним еретиков, придерживавшихся дуалистических воззрений, свидетельствует масштабная полемика прп. Ефрема Сирина, к-рый видел в сторонниках дуалистических ересей опасных противников христианства. В V в. теоретическую и практическую борьбу с маркионитами в Сирии вел Феодорит , еп. Кирский ( 457). В переписке Феодорит упоминает о написанном им особом сочинении против ереси М. (не сохр.; см.: Theodoret. Ep. 82, 116, 146), а также сообщает, что он обратил из маркионитства в правосл. веру неск.

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Иоанн Златоуст (347?-407) происходил из зажиточной семьи. По всей видимости, он владел лишь греческим языком. Учился он у знаменитого ритора-язычника Ливания, а богословию - у Диодора Тарсийского. Ливаний предлагал ему блестящую карьеру, в том числе и наследовать ему в качестве главы его школы, однако Иоанн, поработав немного адвокатом, крестился и удалился к подвижникам в сирийскую пустыню. Через несколько лет после этого (в 379 г.) Мелетий Антиохийский вернулся из ссылки и вскоре вызвал к себе Иоанна, чем спас ему жизнь, так как тот своим аскетизмом капитально расстроил себе здоровье (после этого он всю жизнь страдал от острого гастрита). В 381 г. Иоанн стал диаконом в Антиохии. В годы своего диаконства он активно занимался социальным служением и снискал себе любовь всего города. В 386 г. преемник Мелетия Флавиан поставил Иоанна (против его воли) пресвитером. Иоанн быстро прославился как замечательный церковный оратор и проповедник. Особую популярность снискали ему события 387 года. В Антиохии вспыхнул бунт против непосильного налогового бремени. Во время восстания горожане сбросили на землю статуи императора Феодосия и императрицы Плациллы. Это оскорбление величеств угрожало городу полным истреблением. Флавиан отправился умолять императора о пощаде, а Иоанн, оставшийся утешать и подбадривать горожан, воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к истинному раскаянию и возвращению к христианской жизни. Феодосий помиловал антиохийцев, а Иоанн стал любимцем горожан. 2. Большинство сохранившихся проповедей св. Иоанна были произнесены в Антиохии и дошли до нас благодаря стенографам. Сам Иоанн записывал свои проповеди чрезвычайно редко. Обличения и увещания его часто вызывали у слушателей стоны и слезы; еще чаще, по обычаю того времени, их встречали аплодисментами. Иоанн на это всегда отвечал, что, чем хлопать в ладоши, лучше бы они научились исполнять его наставления. Иоанн прибыл в Константинополь в феврале 398 г. и сразу же приступил к реформам. По складу своему он был человеком доконстантиновской эпохи, воспринимавшим свое христианство очень всерьез. В легкомысленной атмосфере новой столицы Иоанн казался старомодным и провинциальным. Он призывал богатых уделять из своего имения что-нибудь бедным; стал налагать канонические запрещения на распустившийся при Нектарии клир; приказал удалить из домов целибатных клириков их подозрительных «сестер»; потребовал от богатых диаконис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши; монахам запретил свободно гулять по городу и т.п.

http://sedmitza.ru/lib/text/434730/

Преподобный Никодим Святогорец. (1, с. 197.) В грехах не отчаивайся, но с раскаянием обращайся к милости Божией. Святитель Тихон Задонский. (10, с. 37.) Познай, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Преподобный Нил Сорский. (13, с. 58.) Молитва ограждает и отражает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу. Преподобный Серафим Вырицкий. (6, с. 369.) Приходит время, когда люди будут безумствовать, и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: ты безумствуешь, потому что он не подобен им. Преподобный Антоний Великий. (7, с. 26.) Серчение – большой враг. В нем – самость, корень всякой греховности, видится и обнаруживается во всей силе. Блюсти себя надо и молиться. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 166.) Сильное и действительное побуждение к подвигу против греха и христианской святой жизни – это размышления о страданиях Христа. Святитель Тихон Задонский. (10, с. 39.) Когда ты оскоблен кем-нибудь или в чем уничижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переросли бы в область ненависти. Преподобный Максим Исповедник. (1, с. 218.) Плачущий о себе не знает уныния. Преподобный Иоанн Лествичник. (4, с. 387.) Законом себе поставь – никогда никому не изъявлять своего неудовольствия. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 190.) Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 154.) Стали мы по благодати Божией христианами: постараемся же истинное христианство внутри себя иметь. Крестились мы в Триединого Бога и получили дар святости и оправдания: постараемся же сохранить до конца это небесное сокровище. Веруем в распятого Иисуса Христа: постараемся же верою и последовать Ему и, взяв каждый крест свой, за Ним идти. Святитель Тихон Задонский. (10, с. 46.) Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Самым большим грехом, – пишет А.И. Демьянов, – по их мнению, является не нарушение христианских традиционных заповедей, а „принятие печати антихриста“, т. е. участие в выборах, вступление в колхозы и совхозы, кооперативные, профсоюзные и другие организации. Этот фанатизм имеет не столько религиозную, сколько антиобщественную направленность (выделено мной. К.К.). В истинно-православном христианстве большинство фанатиков относятся именно к такому типу» 386 . С этим выводом трудно не согласиться. Важно отметить и то, что все не принимающие гражданские документы группы ИПХ находились за границами Православной Церкви. Церковное подполье, в отличие от них, документы принимало, трудилось на советской работе. Вспомним хотя бы пример доктора биологических наук, профессора с мировым именем, тайной монахини Игнатии (Пузик) . В условиях гонений она и её единомышленники решили, что, несмотря на гонения, монашество не должно угаснуть. Главное – сохранить духовную жизнь, культуру православного монашества: молитву, старческое руководство, общинную жизнь. А частности могут меняться: пусть это будет монашество без монастырских стен и одежды, пусть вместо монастырского послушания будет светская работа, лишь бы исполняли её новые иноки «со всей ответственностью, со всей любовью». Они оставались на своей мирской, «советской» работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание, и одновременно под руководством старцев постигали основы духовной жизни 387 . Ещё один пример. В 1933–1936 годах в Средней Азии возник подпольный монастырь архимандрита Гурия (Егорова). Духовные дети отца Гурия также работали в государственных учреждениях, принося свой заработок в общую кассу киновии. Ученик архимандрита Гурия тайный иеромонах Иоанн (Вендланд) преподавал в Среднеазиатском госуниверситете, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении. Впоследствии митрополит Иоанн вспоминал: «Мы жили удивительной жизнью: с одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим» 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аще ли Ваал, то идите по нем. Сие и аз глаголю к тем ныне: аще жидовство мните истину быти, чесого ради забавляете церкви? Аще ли Христианство истинно есть, якоже и есть, пребывайте, исходите вслед его. Тайнам приобщаешися рцыми, Христу покланяешися, от него благая просиши, и со враги его празднуешь. И киим нравом в церковь приходиши прочее. Кои же убо наша глаголющим мудрствовати, и яже онех ревнующим. Довольно есть сие слово нам. 4) Барония 386 Собрася со всея Африки собор в Карфагене, на обращение и соединении еретиков донатистов по увещанию Анастасия папы, якоже быше речеся. На том соборе глаголаху о сем, и не можаху ино что над сие изобрести, токмо да бы во всяком граде епископ православный, к начальным донатистам, с сановитыми лицами посылал и увещавал их, и к мирной и дружеской беседе или к прению призывал. По соборе, на нем же о церковных и иных нуждах промышляху онии отцы и епископы, всяк во своем граде посылаше к донатистам, и сами собою увещаваху их. Каков ответ даде Поссидию, православному епископу, некий донатист Криспин в Каламии [написал Августин] рече от писания: Словес грешника не бойся, безумному ничтоже глаголи, да не посмеется премудрым словесем твоим. Наконец рече: отступите от мене, нечестивии, путей их не хощу. Сей ответ записан есть в делах судейских. И всяк [глаголет Августин] посмеявашеся ему ученый, и не ученый, зане уподобися сему, иже лишися разума. 387 Тожде Августин восприя от Прокулиана донатиста, егда на прение призываше его, еже и Поссидий от Криспина, презре его, и ни едину беседу сотвори с ним. О сем скорбя Августн пишет к тому же Прокулиану: Ваши епископы никогда с нами мирно глаголати не хотяху, грешников бегающе. Кто может стерпеть и толикую гордость? Или апостол Павел со грешниками не беседоваше, и с самыми святотатцами? Ктому грозяху нам вашея страны иереи: отыдите от людей наших, аще не хощете от нас убиены быти. Ведяху яко народ их прельщен, зело оной беседы желающе, глаголющ: о вы на едино место собралися, явилася бы оными прениями истина, о том ныне довлеть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Без милости и молитва бесплодна. Без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 54, 763). Источник. Милостыня есть мать любви – любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 880). Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. Милостыня убеляет души и уготовляет (вечные) наслаждения. О, милостыня, жизнь душ, водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото – и получите Христа. Дайте серебро и примите Духа Святаго. Разбросайте медь – и вместе с нею выбросится яд греха (свт. Иоанн Златоуст , 54. 941 942). ...Истинная милостыня тогда и бывает, когда оказывается грешникам или виновным ... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 100–101). О, жестокость! О, бесчувственность! Для чего, говоришь ты, они обнажают изувеченные члены? Для тебя. Если бы мы были сострадательны, то им не нужно было бы прибегать к таким средствам Ты называешь нищего бесстыдным. Сам, похищая чужое, ты не считаешь себя бесстыдным; а просящий хлеба бесстыден? Ужели ты не знаешь, как сильна потребность желудка? Не делаешь ли ты все для него? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 108–109). Источник. ...Когда кто-нибудь просит пищи, то не исследуй; здесь ты не столько даешь, сколько сам принимаешь (свт. Иоанн Златоуст , 55, 110). ...Если мы будем подавать всем без разбора, то постоянно будем оказывать милосердие; а если станем исследовать, то никогда не окажем милосердия... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 110). Источник. ...Мы по дружбе с людьми часто подвергаемся опасностям, а для (дружбы) с Богом не хотим даже истратить денег (свт. Иоанн Златоуст , 55, 193). Если же ты не хочешь подать столько, сколько эта вдова, то отдай по крайней мере все лишнее; пусть будет у тебя всего достаточно, но без излишества (свт. Иоанн Златоуст , 55, 233). ...Готовность помогать нуждающимся у всех любящих Христа ни откуда больше происходит, как только от добросердечия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 387).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

То же и в других пунктах 379 , а общий результат критического рассмотрения будет тот, что – наружно наиболее ратовавший за освобождение от иудейского плена – именно Павел особенно способствовал привнесению и сохранению иудейского духа в христианстве 380 . Одна иудейская трансформация сменилась другою 381 , и вместо истинного Евангелия явился «талмуд христианский» с новым суеверием 382 непонимания, недоразумений, всевозможных легенд 383 , омрачающих дело Христову, если последнее представляется борьбой с властью злых духов – соответственно тогдашним понятиям 384 . Значит, и формально и материально раввинская теология, никогда не отвергавшаяся Апостолом 385 , оказала могущественное влияние на благовестие Павлово 386 и обогатила материально 387 даже универсалистическими элементами 388 – помимо Евангелия Христова 389 . Унизительно для христианства такое сопоставление его с иудейством 390 , но этим дело не ограничивается. Во-первых: привлеченные искусственно, иудейские элементы не могли жизненно вкорениться в существо христианских созерцаний 391 и не придавали им потребной активной действенности. Во-вторых: хотя Павел никогда не эмансипировался от иудейского национализма 392 , однако, вытолкнутый из иудейской среды, он фактически должен был подвизаться на широком космополитическом просторе. Достоинства и заслуги его в этой сфере многими оспариваются 393 . Говорят, что благовестник работал собственно между прозелитами иудейского рассеяния и его успехи замыкались этими рамками, почему у него даже отнимаются права на звание Апостола языков, которых он якобы вовсе не покорял Евангелию Христову 394 . Полагают, что Павел едва ли проникал в эту область, а сосредоточивался на подготовленной эллинистическим иудейством почве, пользовался иудейско-эллинистическими идеями и приемами 395 . Тут все универсальное в павлинизме было до него и только усвоено им. Но и отсюда следует, что традиционные иудейские средства не годились для проповедничества Павлова и требовали дополнения. Таковым прежде всего служили иудейско-эллинистические стихии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– недвижный 350 – неколебимый 119 – нерассеянный 363 – покой 346, 352, 369, 370 – два состояния обожения 391 – движение 316, 317 – божественный круг 420 – бесцветный 351(94), 376(94) – бодрствование 407 – блаженство 387 – веселие 392 – здравый 389 – и чувства 392 – изменение не по сущности, а по деятельности 329–330 – исступление 332, 365 – разделение и нераздельность 333 – разделение на многое 338, 347 – истинное веселие 335 – как часть души 118 – любовь к прекрасному 396, 398 – любомудрый 350 – нагой 359, 378, 382 – окрашивание 328, 350(92) – прост(ой) 376, 392 – разные чины 158 – рассмотрение Писания и творения 387 – свобода 321 – слава 334 – словно жернов 157 – ядущий манну 390–391 – соединен(ие) – с благодатью 388 – с телом и миром 363 – омрачение 94, 392 – никчемный 146 – греховный и извращенный 336 – сознание греховности 402 – упражнение У. памятью о прежних грехах 125 – сосложение со страстями 121 – исцеление 54 – очищенный от страстей 126 – см. также молитва умная умиротворение 94, 406, 414, 419 умопостигаемый 12, 30, 104, 151, 272, 273, 343, 344, 346, 354, 377, 403–405, 408, 413, 421 усидчивость 34 устроение 54, 55, 349, 357, 359, 360, 363 – мирное 33 – монашеское 123 – молчания, безмолвное 349, 356 – простое 353 – обновленное 357 – души 373 – ума 370, 375, 377 – высокое 355 – духовное 362 – бесстрастное 340 – боготворное 320 – боговидное 321, 371, 376 – единовидное 340, 346 усыновлять, усыновление 23, 409 Ф илософ, -ы 145, 153, 463 философские науки 224 философствование 408, 409 Х валение Бога 26, 141, 154 – ежедневное 144 слл., 157 хранение – добра 28 – сердца 97, 99, 101, 103, 104 – мыслей, помыслов 30, 121 – ума 441 христианство 1410, 36 Ц арствие Божие (Небесное) 118, 121, 145, 214, 269–271, 274, 278, 357, 409, 467 целомудрие 12, 18, 21, 23, 33, 118, 241, 345, 346, 389, 441 Ч еловек passim – для чего сотворен 148 – каким был до грехопадения 371 – разумный Ч. лучше всего творения 158 – по благодати превосходит ангелов 365 человекоугодие 31, 125 чревоугодие 12, 36, 55, 121 чтение 125, 407, 435, 436, 438 чувство, -а 88, 146, 341, 343, 344, 346, 358, 371, 376, 379, 392, 396, 421

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Вот его трогательная жалоба: «Я полюбил Тебя поздно, Красота, такая древняя и новая; я полюбил Тебя поздно! И вот, Ты был внутри, но я был снаружи и искал Тебя там. В Твое прекрасное творение ворвался я в своем безобразии, ибо Ты был со мной, а я не был с Тобой! Меня держали далеко от Тебя вещи, которых не было бы, если бы они не были в Тебе! Ты позвал, и взывал громко, и прорвался через мою глухоту. Ты воссиял, Ты засверкал и прогнал мою слепоту. Ты дохнул, и я вдохнул, и дышал Тобой. Я вкусил от Тебя, и я алкаю и жажду. Ты дотронулся до меня, и я пылаю ради Твоего мира. Если бы я со всем, что есть во мне, мог бы жить в Тебе, боль и тревоги оставили бы меня; все было бы полно Тобой и все было бы жизнью для меня». Он принял крещение от Амвросия в Милане в пасхальное воскресенье 387 г. вместе со своим обращенным из манихейства другом Алипием и родным сыном Адеодатом (имя которого значит «данный Богом»). Он был запечатлен Богом, и началось его внутреннее преображение. Он резко порвал с миром, оставил блестящее и прибыльное преподавание риторики, которым занимался в Риме и Милане, продал свое имущество, раздал средства бедным и с того момента направил свои редкие дарования исключительно на служение Христу, сохранив верность этому служению до последнего дыхания. После смерти матери, которую он уважал и очень нежно любил, он во второй раз отправился в Рим, на несколько месяцев, и написал несколько книг в защиту истинного христианства против ложной философии и манихейской ереси. Вернувшись в Африку, он провел три года с друзьями, Алипием и Еводием, в своем родном поместье в Тагасте в созерцательном и литературном уединении. Потом в 391 г. в нумидийском приморском городе Гиппо Региус (Гиппон, сейчас Бона) он был избран пресвитером против своей воли, согласно гласу народа, который, как и в похожих случаях Киприана и Амвросия, оказался гласом Божьим, а в 395 г. – епископом. И затем тридцать восемь лет, до самой своей смерти, он трудился в этом городе, превратив его в интеллектуальный центр западного христианства 2151 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010