Отсюда он выводит понятие о существовании в мире двух царств, из которых одно погибнет в день страшного суда. Царством гибели управляют диавол и философы: главное основание его – эгоизм, приводящий человека к забвению Бога. Другое светлое царство, находящееся под управлением Бога и духовенства, основывается на любви и приводить к забвению самого себя. Человеческую природу Августин признавал испорченной, и всякую внешнюю деятельность, самую игру детей, греховной. По мнению его, весь древний Рим, как греховное земное государство, находится под властью дьявола; истинное же прочное счастье обретается только в государстве Бога. Во всей римской империи и жизни он видит ряд несправедливостей и жестокостей, упуская из виду героический и политический характер древней истории. При печальном положении империи во время Августина, при грубости средних веков, взгляд его естественно находил себе особенное сочувствие и сделался потом господствующим, определяя воззрения средневекового христианского общества на язычество, его религию, философию и историю. Другое замечательное и весьма распространенное в средние века сочинение Августина, имеющее педагогический интерес, есть его «Исповедь», или «Признания», в которых он изображает ход своего внутреннего развития от юности до совершившейся в нем перемены и перехода в христианство в 387 г. Сочинение это есть чудная история души, как бы лучистыми слезами писанная, и вместе с тем единственное в мире изложение мистической философии; творение великое, не только по высокому уму, которым все оно проникнуто, но по несравненной чистоте, здравости, сдержанности мысли 203 . Оно рисует также картину тогдашнего воспитания, нравственное состояние общества и характер ученых школ. Из него же мы узнаем, что отец Августина, Патриций, был человек пылкий и чувственный, а мать его Моника, кроткая, любящая и благочестивая женщина, которая впродолжении всей своей жизни с изумительной заботливостью, с энергией и самоотвержением старалась внушит своему сыну понятия об истинной вере и об истинном Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—387— вычка к научным изысканиям делает человека разборчивым в деле доказательств. Что касается же меня, то я не верю, чтобы когда-нибудь было какое-то откровение. В вопросе же о жизни будущей каждый должен составлять себе решение по своим соображениям между многочисленными и противоречивыми вероятностями. Чарльз Дарвин. Очевидно, игнорировать воззрения натуралистов, пришедших к таким роковым выводам, как Чарльз Дарвин, и игнорировать основания их воззрений невозможно. Необходимо их узнать и разобраться в них. Лицо, служащее интересам „Введения в Богословие“ обязано сделать это. На христианство могут делать нападения и со стороны истории, со стороны права, и со стороны ассириологии, но разбираться в тех возражениях обязаны церковные историки, канонисты, экзегеты, с возражениями протестантов и католиков должен иметь дело православный догматист, но с возражениями естествознания, если не будет иметь дела ученый, служащий интересам Введения в Богословие, то и никто не будет иметь дела. Поэтому таковое дело обязан иметь он, он должен разобраться в тех основаниях, из которых эволюционисты делают такие роковые выводы для христианской религии. Если апологеты не будут заниматься этим, то много лиц, может быть, подобно несчастному барону Менгдену, отвратится от религии. Если апологет займется этим, то он принесет, во-1-х, пользу церкви, во-2-х, пользу и естествознанию, так как тот скользкий и ложный путь, на который стала философия природы, может только повредить истинным интересам науки. Действительное изучение природы покажет богослову, что не все ложно в том учении, которое, в общем, так враждебно интересам религии и не все всеми в нем принимается за истину: за шумным криком торжествующих дарвинистов он услышит другие голоса, говорящие менее громко, но более основательно, он узнает, что натуралистов гораздо более, чем дарвинистов, что, наприм., в 1875 г. 453 известных натуралиста решились совместно бороться против антирелигиозной доктрины, что в 1877 году уже совсем другая плеяда натуралистов возвысила

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главным своим делом Хомяков считал понимание христианства. Он не сомневался, что ему оно удалось. «Если бы христианство было понято, у нас не было бы борьбы. В Берлине увижу, понимают ли его Шеллинг и Неандер или могут ли его понять» 387 . Не будем говорить об абсурдности этого конкретного намерения. Оно так напоминает самовлюбленные пассажи Вл. С. Соловьева , считавшего себя единственным истинным избранником Софии-Премудрости... Да и, в конечном счете, понимание – это живой процесс, а голый результат «есть труп, оставивший позади себя тенденцию» (Гегель)… Эх ты, удаль москворецкая!.. Интересно, считал ли Хомяков, что «понимает» христианство Игнатий Брянчанинов ?.. Догадаться не так уж сложно. «…Я почти всегда, – пишет он А. Н. Попову (1855), – в простом и несколько туповатом смысле белого духовенства замечал больше способности понимать истину церковную, чем в многонаучившихся чернецах и иерархах, или в тех набожных мирянах, которые слишком водятся с монастырскими светилами и пастырями» 388 . Всяческие рецепты умной молитвы и «науки святости» вызывали у него решительное отвержение. В письме к И. С. Аксакову (ок. 1858) он говорит без обиняков: «Труд для пользы других, бескорыстный (хотя отчасти), есть молитва , и молитва не только высшая, чем лепетание славянских слов в уголке, перед Суздальскою доскою, но высшая многих, гораздо более разумных молитв, в которых выражается какой-то загробный эгоизм, более чем любовь. Молитве, так сказать, нет пределов. Отрывать ее от жизни, формулировать, заключать ее в отыскании „серединной точки“ и проч., все это нелепо. Она цвет жизни. Как всякий цвет, она обращается в плод Кому в голову придет отделить молитву Иисуса от Его проповеди, от Его исцелений, от Его крестного подвига?» 389 На ту же тему стихотворение «Мы – род избранный…» (1851). В нем «Господень храм» – это «духовный мир», в котором возносится фимиам «духа и свободы», куда входят лишь те, «кто гордости лукавой/В слова смиренья не рядил»… Но отвергается не только монашеская аскеза, «искусство святости». В письме К.С. Аксакову (1854) Хомяков признается: «…я не допускаю или, лучше сказать, с досадою отвергаю в христианстве все эти периодические чудеса (яйцо пасхальное, воду Богоявленскую и пр.), до которых много охотников. Это все, мало-помалу, дало бы, раз допущенное, самому христианству характер идолопоклонства, и, как вы говорите, немало было и есть еще попыток обращать веру в магию или, по моему названию, в кушитство. К этому особенно склонны паписты. Но из них некоторые постигали опасность и восставали против зла, напр., Боссюет смело сказал: „il y en a qui du Chris même se font une idole” (есть люди, которые даже из Христа делают себе идола)». 390

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

387-388), Распятие и Воскресение (P. 388-390). Особое внимание уделено распятию и чудесным событиям («мрак», землетрясения), происшедшим в это время во всем мире. Здесь Г. С. приводит пространные выписки из трудов Юлия Африкана и Евсевия (P. 390-397). Характерно, что Г. С. не считает Тайную вечерю пасхальной трапезой, называя день Страстей Господних, пятницу 23 марта 5534 г. мира (42 г. от Р. Х.), 14 нисана, в чем якобы каждый может убедиться из пасхалии (P. 395). В действительности по александрийской пасхалии этот день оказывается 15 нисана; фактически это вынуждает отказаться от традиции, восходящей к Иоанну Богослову и общепринятой в Византии, согласно к-рой Христос как истинный Агнец Божий пострадал в день заклания пасхальных агнцев и не вкушал пасхи перед распятием (эту традицию отстаивает, в частности, автор «Пасхальной хроники» - Chron. pasch. P. 10-16). Т. о., Г. С. отказывается признать этот изъян александрийской хронологической системы. О проповеди апостолов известно из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в ряде мест изложение дополнено по новозаветным Деяниям и сочинениям Иосифа Флавия. Финальная часть хроники не завершена. В изложении событий этого времени Г. С. использует обширные цитаты из «Церковной истории» Евсевия, из творений Юстина Философа, Игесиппа, Иринея Лионского (по Евсевию). Он приводит имена и годы предстоятельства епископов 4 патриарших кафедр, располагая их в необычном порядке: Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим. Сообщает о церковных писателях, святых. Информация об истории имп. Рима очень скудна и служит лишь фоном для рассказа о распространении христианства. Несмотря на обширные цитаты из др. произведений, на компилятивный метод работы, часто некритическое восприятие различных мифологических традиций, труд Г. С. является важнейшим источником по хронологии древних цивилизаций (в т. ч. Египта), наиболее полно раскрывающим знания античного и средневек. общества о мировой истории и содержащим множество уникальных сведений по истории разных стран и эпох.

http://pravenc.ru/text/164437.html

В это время в Милан приезжает мать Августина и с помощью Симплициана опять пытается направить сына к христианству, к которому он и сам уже тяготел все больше и больше. Мучительные внутренние искания истины и духовности, аллегорически-символргческий подход Амвросия к библейским текстам, личный пример и мольбы матери, беседы с Симплицианом, чтение «Эннеад», услышанный им рассказ о жизни христианского отшельника Антония и других монахов, чтение посланий ап. Павла - все это приводит в конце концов Августина к мысли о том, что христианство является единственно истинным учением. Он бросает службу, удаляется с группой друзей и родственников на виллу своего друга в Кассициаке (близ Милана), где предается духовным размышлениям, беседам с друзьями и активно готовится к принятию христианства. 24 апреля 387 г. он принимает крещение вместе с сыном Адеодатом и другом Алипием от рук Амвросия Медиоланского. Уже в Кассициаке Августином были написаны первые философские трактаты: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О бессмертии души», начат трактат «О музыке». Принятие христианства Августин понимал как уход от суеты житейской в гавань истинной философии и глубокой духовной жизни . Поэтому и начало регулярной литературной деятельности практически связано у него с окончательным приходом к христианству (386 г.). Деятельность эта будет очень плодотворной. По подсчетам самого Августина, до 427 г. он написал 93 трактата общим объемом в 232 книги, не считая огромного количества писем и проповедей (из последних - 500 сохранилось до наших дней). До нас не дошло только 10 из перечисленных Августином сочинений. В первых трактатах он предстает перед читателем христианствующим античным философом. В дальнейшем собственно христианские мотивы усиливаются в его творчестве, но дух и горение философа, искателя и защитника истины всегда были живы в нем. После принятия крещения Августин направляется в родную Африку. По дороге умирает мать. Августин задерживается на некоторое время в Риме, пишет здесь еще несколько книг и осенью 388 г. прибывает на родину. Там он распродает свое скромное имущество и организует в Тагасте небольшую общину монастырского типа, состоявшую всего из шести человек. Три года, прожитые в Тагасте, полностью посвящены духовной жизни. Пост, молитва, добрые дела, размышления о Боге, беседы с друзьями и работа над книгами составляют основное содержание этих лет . Имя его становится широко известным в среде местных христиан, и вскоре по их настоянию епископ Гиппона (расположенного в 25 км от Тагасты) Валерий посвящает его в сан священника (391 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

«Все мы, вместе взятые, – говорит Ледяев, – подразделяемся на две неравные группы: рабы и свободные… «Всякий, делающий грех , раб есть греха; но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:34–36 ). Контекст данного стиха прост: в церкви есть люди, которые очень скоро оставят ее. Церковь оставят рабы. В церкви они временно. Останутся свободные, то есть сыны» 384 . При ближайшем рассмотрении, однако, «рабами» оказываются все те, кто не разделяет единственно правильных взглядов «Движения веры». «Что такое рабство? Идти против рожна. Рабы гонят истину. Но, увы… Они никогда не смогут изгнать ее. Они будут нарываться то на одни неприятности, то на другие. Они назовут христианство 385 ересью назарейской, десятины – побором, теократию – хунтой, Дух Святой – анархией. Трудно тебе идти против рожна. Но если Сын освободит, ты истинно свободен будешь от вчерашнего богословия, вчерашнего фарисейства, вчерашнего религиозного мышления, которое превратило тебя в инквизитора и палача Пробуждения. Поймите, раб не пребудет в доме вечно» 386 . Но недовольство существующими порядками нередко проникает и в ряды самих неопятидесятников, которых Алексей Ледяев также считает своим долгом вовремя предостеречь. «Рабство – продукт невежества. Сегодня очень многие люди в церкви чувствуют себя как в заключении. Они жертвуют деньги, но полны претензий: «Я отдал деньги. Когда он мне вернутся?» Они делают это как рабы, потому что им сказали: «Надо делать»… Как правило, в сердце раба возникает бунт против рабства, которое они сами создали в собственном мышлении… Если ты чувствуешь себя в церкви рабом, я тебе пророчествую: ты здесь долго не удержишься. Твоя рабская философия станет питательной средой недовольства, раздражения, и, наконец, произойдет восстание» 387 . Выступая против своих руководителей, человек таким образом становится преступником закона: «Бунт – это попранный закон, это заплеванные правила» 388 . И совершенно неважно, имеются ли основания для того, чтобы быть недовольным – послушание пастору должно простираться и на случаи, когда он явно не прав. Взамен Ледяев обещает продвижение и преуспевание не только в духовной, но и в материальной сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pjatides...

При Ольге находились её малолетние внуки, сыновья Святослава. Несомненно, что она заронила в их души семена христианства. Они скорее могли поддаться её доброму влиянию, чем Святослав, рожденный и воспитанный ею, когда она была еще язычницей. Она послужила убедительным примером для Владимира, и подготовила торжество истинной веры. Ольга жила по крещении своем двенадцать лет. На последнем году её жизни Киев чуть было не сделался добычей Печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием Святослава, обступили его со всех сторон. Святослав поспешно возвратился и побил их. Но он скучал в Киеве и стремился на берега Дуная. Ольга удерживала его: «Я больна и стара», говорила она ему; «куда же хочешь от меня уйти! Похорони меня, а там иди, куда хочешь». Через три дня святая княгиня, действительно, скончалась, завещав, чтобы не делали по ней тризны и похоронили бы её по христианскому обряду. Это было в 969 г. Народ и семья горько оплакали ее и признали мудрейшею из жен. Церковь чтит ее святою и Равноапостольною. «Она предтскла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом», говорит об Ольге наш древний летописец, «как луна в ночи сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в царство небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащую нетленною много лет» (Лавр. сп., 60, 67. Расск. из русской церк. истории. Бахметовой). Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна 387 (Янка), сестра Владимира Мономаха , отличалась любовью к образованию и усердием в списывании книг. Она основала при Андреевском монастыре в Киеве (в конце XI в.) первое женское училище, в котором обучала девиц грамоте, пению и рукоделию. Еще до пострижения своего она ездила в Царьград и скончалась в 1113 г. св. Евфросиния Полоцкая Великой нравственной силой, подвижнической жизнью и неотразимым влиянием на окружающих прославилась св. Евфросиния Полоцкая . 388 . Евфросиния , в миру Предслава , дочь 389 Полоцкого князя, с детства полюбила чтение священных книг и отказалась от мира в блеске молодости и красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Шестое. Некоторые из беспоповцев думают заменить таинство причащения или простой трапезой, или водой. Разбор. Таковым должно сказать, что просто хлеб и вода даны нам для питания тела. Есть обыкновенный хлеб осудил нас Господь в наказание за грехи. Въ пот лица твоего снси хлбъ твой, – сказал Он праотцу нашему Адаму, по изгнании его из рая сладости ( Быт.3:19 ). А таинство святого причащения установлено Спасителем нашим как пища для души во оставление грехов (Мф., зачало 108). Седьмое. Чувствуя себя бессильными отстоять свои мнения, некоторые из беспоповцев говорят и так: если Господу угодно, так Он нас и невидимо причастит. Разбор. Подобное заблуждение обличает уважаемая ими книга – Большой катихизис, где говорится: «аще бы едину имлъ человкъ душу безъ тлеси, яцыи же суть ангели, то убо безъ сихъ вещественныхъ, и чувственныхъ, и видимыхъ взималъ бы дары Но понеже тлсемъ обложенъ есть человкъ, сего ради кром видимыхъ и чувственныхъ благодать Божию не можетъ (лист 353; ср. там же, лист 387 об.). Восьмое. «Мы рады бы причаститься, – оправдываются беспоповцы, – да священство наше замучено патриархом Никоном , а после него истинного причастия негде взять», то есть, по их понятию, таковое истреблено антихристом. Разбор. В первые века христианства мученики Христовы претерпевали великие гонения и страданием своим не уничтожили, а утвердили святые тайны, и затем церковь Христова была обуреваема многими ересями, но при всём том, по свидетельству святого Златоуста, «ни варвары, ни бсы преодолютъ ей. Колицы ратоваша на церковь , и погибоша: борима есть и не побждается. И чесо ради попусти брань? – яко да покажетъ свтлйшую победу» (Книга о вере, лист 19). Не истребится приношение бескровной жертвы и во времена антихриста, как показывает Большой катихизис, где в 72 главе о тайне Тела и Крови Христовых приводятся следующие слова святого Златоуста: «яко же оно слово, еже рече Господь Богъ: растите и множитеся и исполните землю, одиною речено бысть, и во вся времена совершительно есть, внегда къ естество прилагается: сице и слово Господне (о приношении бескровной жертвы) единою речено бысть, еже на всхъ престолхъ олтаревыхъ, даже до сего дне, и до Его (Христа) подаетъ силу жертв» (лист 334 об.; ср. у Озерского часть 1, с.170). Только «антихристу предотечи суть и помощники, иже строятся совершенную Христову жертву везд помрачити» (Кириллова книга, лист 77 об.; у Озерского часть 1, с.197). А вожди раскола ратовали не за святые тайны, а наоборот: хульно говорили про них и совершителей оных. О таковых мучениках апостол Павел говорит: аще же и постраждетъ кто, не внчается, аще не законно мучен будетъ ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Полное заглавие этого творения следующее: «против иудеев и язычников доказательство того, что Христос есть Бог, заимствованное из многократных предсказаний о Нем пророков». Оно по всей вероятности не было произносимо с церковной кафедры, а назначалось для чтения, и написано тогда, когда св. Иоанн еще не был в Константинополе (отд. 9) и когда приготовлял Слова исключительно против иудеев (отд. 17). Таким образом местом написания этого рассуждения можно полагать г. Антиохию, а временем написания или обнародования — 386 или 387 год по Р. Х.   Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. — Простое общедоступное рассуждение. — Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание Церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершённое в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. — Такое дело не могло быть делом рук человеческих. — Обращение к иудеям. — Против них гласит Ветхий Завет. — Все главные тайны и события христианства предсказаны были пророками. — О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. — Что Он родится от девы — Исаия. — Что родится в Вифлееме — Михей. — Что будет исцелять всякие болезни — Исаия. — Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. — Проповедь апостолов — Давидом и Иоанном. — Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. — Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. — Чествование, воздаваемое кресту. — Частое употребление крестного знамения. — Части истинного Креста, находимые по всему миру. — Исполнение пророчеств Иисуса Христа. — Чудо распространения Евангелия. — Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против Церкви. — Тщетность усилий, которые иудеи с помощью Юлиана отступника употребляли для восстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа.   Т АК как много есть людей, из которых одни по сродной им беспечности, другие по чрезмерной заботливости о делах житейских, а иные по великому невежеству, не охотно принимают продолжительные речи, то я признал нужным устранить затруднение, происходящее от многоречия, чтобы краткостью речи пресечь леность беспечных и самых несклонных к чтению расположить — с большой охотой выслушать предлагаемое мною рассуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вы знаете наверное и помните, как он, летом, когда полуденные лучи раскаляли небо, с сотрудниками своими каждый день ходил туда, не как зритель только, но чтобы участвовать в работах. Он часто и носил камни, и тянул веревки, и усерднее работников прислуживал всякому, кто имел нужду в помощи при постройке. Знал он, верно знал, какие награды будут уготованы ему за это, — потому непрестанно и служил мученикам, не только прекрасными зданиями и непрерывными празднествами, но еще лучшим этого способом. Какой же это способ? Он подражает их жизни, соревнует их мужеству, всячески по возможности утверждает в себе самом образ мучеников. Смотри: они предали тела на заклание, а он «умертвил земные члены» (Кол.3:5); они устояли против пламени огненного, а он погасил пламень похоти; они сражались с зубами зверей, но и он укротил самую жестокую из наших страстей — гнев. За все это возблагодарим Бога, за то, что Он даровал нам и столь доблестных мучеников, и пастырей, достойных мучеников, «к совершению святых.., для созидания Тела Христова» (Еф.4:12), с Которым Отцу слава, честь, держава, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Память св. Вавилы праздновалось 24 января, к какому времени нужно относить и произнесение беседы; год произнесения — по вероятному предположению — 387-й.    Вероятно епископа антиохийского, погребенного в одном храме со св. Вавилой в Дафне. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычник... Предсказание Господа о совершении чудес последователями Его, невозможное в язычестве. Приношение людей в жертву обличает происхождение язычества от демонов. Беспредельная благость Спасителя. Деяния Апостолов свидетельствуют об исполнении предсказания Господа, а истинность их повествования удостоверяется и современным состоянием христианства и язычества, и первоначальным успехом проповеди апостолов. Гнусное убийство римским царем взятого в заложники мира царского сына. Бог не тотчас наказывает грешников, давая время и случай для покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010