«Если духовный отец тебе – юному – разрешит пить вино на пиршествах, то смотри, каков он сам. Если он богобоязнен, то можешь немного разрешить, а если он не совсем радив, то лучше тебе, не обращая внимания на его благословение, хранить воздержание» 204 . Как видим, учение великого отца нарушает некоторые наши стандартные представления о смысле послушания. Слушаться истины иногда гораздо труднее и всегда гораздо нужнее, чем человека. О духовном рассуждении говорит и апостол: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов». Об этом же учит и Евангелие, причем здесь об опасности не иметь в себе Духа Истины и основываться на внешнем авторитете предупреждается уже все христианство в целом: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят» ( Мф. 24, 4–5 ) 205 . Вся судьба христианства ставится в зависимость от того, что в нем тогда победит: слепая ли преданность привычному имени «авторитета», начальника («Христу») или живое несение в себе Духа Истины и духа истинного Христа, которое возможно не в слепом рабстве внешней форме, традиции, привычке, уставу, рефлексу, страху, а только в свободе личной любви. Истина должна быть не авторитетом, а внутренним фактом. И разве не об этом же говорят слова апостола Павла: «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1, 8 ). Понятие авторитета внешнего славянофилы заменяют понятием авторитета внутреннего, авторитета любимой истины. А на требование все же какой-то большей определенности и более ясного критерия разве нельзя спросить, где определенность критерия в словах апостола: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8,9 )? Не вступаем ли мы все больше в такое время, когда именно этот критерий будет все более незыблем? Все в Церкви покоряется, но не по закону рабства, а по нравственному закону любви, которая слышит истину и ей покоряется в своей свободе. Если же нет любви, то нет ни Церкви, ни истины, ни покорности ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Из познания духовности существа Божия следует, что человек должен почитать Его не вещественно, не золотом или серебром или другими ценностями, не выбором пищи и одеяния или видимыми церемониями только, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением своей воли воле Его и прочими делами, Им заповеданными. Такие жертвы угодны Богу. Дух почитается духом. Богу неприятно все внешнее и вещественное без внутреннего духа. Поэтому Господь говорит: " Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине " (Ин. 4, 23-24). Почтим же Бога, как Духа-духом, сотворим волю Его и заповеди Его, принесем дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное за грехи наши. " Жертва Богу-дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Пс. 50, 19). Все усилия должен христианин прилагать, чтобы исправить свою душу. Бог говорит душе нашей, а не телу. Тело-это орудие души, которым она действует. Язык говорит, глаза смотрят, руки делают то, что душа замышляет и хочет. И если душа будет исправна, то и дела внешние будут исправны. Без душевного изволения телесные члены не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу. Тогда и внешние дела наши будут исправны, и так будем почитать Бога нашего духом и истиной. Святитель Тихон Задонский (104, 205-206). Что же такое благочестие? " Благочестие " означает благое, то есть доброе почитание Господа. Ибо слово " благочестие " слагается из двух слов: " благое " и " честное " . Благое и честное, соединенные воедино, составляют благочестие. На деле же благочестие обнаруживается в благом, истинном, нелицемерном почитании Бога. Ибо. много нас, христиан, но не все мы почитаем Его " благо " , чаще же чтим Его только устами, сердцем же далеко отстоим от Него; только сохраняем вид благочестия, силы же его отрекаемся; только называемся христианами, творим же дела язычников. Разве в том благочестие, чтобы именоваться правоверными, а следовать неверным? Устами исповедовать веру истинную, а беззаконной жизнью отвергать Того, в Кого веруем? Челом поклоняться Христу до земли, а скверными делами и поруганием вторично распинать Его? В этом ли богопочитание? В этом ли христианство? К каждому из таких относятся слова Господа в Апокалипсисе: " знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв " (Апок. 3, 1). Святитель Димитрий Ростовский (103, 600-601).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Такой человек не может надеяться даже на то, чтобы милость Божия объяла его и восхитила из греховной бездны, в которой он находится. Об этом говорит и совершенно справедливая, истинно христианская пословица: «Без креста не увидишь и Христа». Евангелист Матфей повествует о том, что Спаситель предсказал кончину мира и кратко обрисовал всю историю Церкви на земле. При этом Господь вновь говорил о гонениях: как в первые времена христианства, так и в последние – времена антихриста. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое 205 : вы будете ненавидимы не только отдельными людьми, но и всеми народами. К этому нужно быть готовыми. Хотя эти народы по видимости и являются христианскими, следуя отчасти христианским принципам, но они не несут имени Божия в своих сердцах, не живут только ради Христа, не считают этого самым главным в своей народной и личной жизни и потому испытывают ненависть к людям, которые сохраняют имя Христово как некий основополагающий принцип жизни. Мы не должны этому удивляться, ведь и это предсказано Господом. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь 206 . Итак, видите, даже предательство необходимо пережить истинным христианам. А предательство людей, которых ты почитал близкими, которым доверял, перед которыми, возможно, открывал свою душу и которым даже поверял какие-то тайны, – это самое тяжелое испытание. Но так должно быть. И Спаситель, может быть, для того и говорит все это, чтобы мы, когда встретимся со скорбями, предсказанными Им, благодаря Его словам, которые разъясняют нам, что это признак нашего действительного следования истине, утешились. И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Охлаждение любви в отдельных христианах и во всех христианских народах, в том числе и в Православной Церкви, также предсказано Спасителем: «Беззаконие столь умножится, что охладеет любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

205 В отличие от групп «конформистов», при описании которых мы пользовались, как правило, текстами, созданными их участниками, о жизни и идеологии этих групп мы знаем в основном из документов, созданных государственными органами. 206 Демьянов Л. И. Истинно-православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977. С. 83. 210 См., например, Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области: (По материалам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 8. М., 1960. С. 97; Митрохин Л. Н. Реакционная деятельность «истинно-православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. М., 1961. С. 159; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан//Там же. С. 168; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 32, 92, а также: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 891. Л. 30 об.; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 13. 216 Митрохин Л. Н. Реакционная деятельность «истинно-православной церкви» на Тамбовщине. С. 157–158. 219 Митрохин Л. Н. Реакционная деятельность «истинно-православной церкви» на Тамбовщине. С. 156–157. 222 Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 166. 223 См., например, Навагинский С. Церковное подполье: (О секте «федоровцев»). Воронеж, 1929. С. 12, 21, 23, 33, 35. 224 Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области. С. 98–99; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С. 191–193; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 35–36; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 173–174. 228 Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. С. 104–105; Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. С. 90, 174–175. 232 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 121. Нужно лишь учитывать, что среди учтенных «сектантов» могли быть представители протестантских деноминаций, а среди «церковников» – верующие, принадлежавшие Патриаршей Церкви, но собиравшиеся на молитву в частных домах в силу отсутствия действующих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам составитель катехизисов в донесении своем Святейшему Синоду от 14 августа 1827 года говорит, что сокращенный катехизис теперь не только «вновь переделан», но и дополнен краткою Священною историей, «для лучшего приспособления к понятию начинающих учиться Закону Божию», и – «краткими христианскими наставлениями для употребления нижних воинских чинов». 204 Действительно, сличая Краткий катехизис издания 1827–1828 годов с таковым же катехизисом издания 1824 года, мы находим так мало общего между ними, что к первому скорее примыкает Краткий же христианский Православный катехизис издания 1866–1867 года, нежели таковой же катехизис издания 1824 года. Только катехизис 1827–1828 годов короче и катехизиса 1866–1867 годов. Для доказательства сказанного об отношении между всеми тремя катехизисами берем введение. В издании 1824 года оно читается так: «Вопрос. Что такое катехизис? Ответ. Катехизис есть краткое учение о благочестии христианском. Вопрос. В чем состоит благочестие? Ответ. Благочестие составляют две вещи: во-первых, знать Бога, во-вторых, почитать Бога. Вопрос. Как можно знать Бога? Ответ. Человек отчасти может познавать Бога 205 и т.п. Вопрос. Почему благочестие требует, чтобы не только знать Бога, но и почитать Его? Ответ. Потому что не почитать Бога была бы величайшая несправедливость и неблагодарность... Вопрос. Что будет, если человек не станет почитать Бога? Ответ. Человек погибнет на веки. Вопрос. Почему? Ответ. Потому что Бог правосуден... Вопрос. Какое лучшее учение о благочестии? Ответ. Учение христианское. Вопрос. Что такое христианство? Ответ. Христианство есть истинный и спасительный способ знать и почитать Бога во Иисусе Христе. Вопрос. На чем основывается христианство? Ответ. На слове Самого Бога, или иначе, на откровении Божием. Вопрос. Где теперь можно найти сие откровение? Ответ. В Священном Писании. Вопрос. Что называется Священным Писанием? Ответ. Книги, написанные Духом Божием чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но гораздо важнее всех частных отдельных цитат и заимствований из средневековых мистиков общий колорит, общий дух произведения Арндта. Воспитанный на мистиках, он воспринял их в свою плоть и кровь, усвоил даже их язык и форму, помимо содержания. Причина этого кроется в исторических условиях, о которых мы говорили выше. Так как на первых порах своего существования протестантство, всецело отдавшись догматическим вопросам, игнорировало область этики, то протестантизм оказался в невыгодном положении перед средневековой богословской аскетикой. На первых порах, вместо самостоятельной разработки этики для пополнения такого существенного пробела протестанты обратились к существовавшему уже раньше мистическому мировоззрению. Так, невольно протестантство стало под католическое влияние в лице его знаменитых представителей мистицизма – Бернарда, Фомы Кемпийского и др. «Истинное христианство» Арндта – один из продуктов протестантства, выросших на этой почве. Впрочем, практическое построение духа, мешает Арндту последовать за мистиками в глубину их созерцаний: «Я еще не дошел так далеко, – говорит он сам, 197 – чтобы понимать глубину души, как ее называет Таулер». Другие называют это божественными мраком, который прообразован был мраком, в который вошел Моисей» ( Исх. 20, 21 ). В своем «Истинном христианстве» Арндт обнаруживает знакомство с языческими писателями древности и всемирной историей. Так, он ссылается на Платона, 198 Сенеку, 199 Цицерона, Аристотеля, 200 Публия, 201 приводит изречение импер. Севера, 202 стихи из Виргилия 203 и Овидия, 204 рассказ про Диогена, 205 ставит в пример великодушие, прощение обид Перикла, Фокиона, Тита, Юлия Цезаря, 206 рассказывает об открытии трупа Александра Великого, 207 об одном индийском царе, сказавшем, что он, вместо того, чтобы веровать в умершего за грехи людей Господа, скорее готов веровать в солнце, еще никогда не умиравшее. 208 В «Истинном христианстве» видно знакомство Арндта с естественными науками, к которым он всю жизнь сохранял расположение. Так, у него есть данные из ботаники, 209 математики, 210 медицины. 211 В сфере естественно-научной Арндт стоит на одном уровне со своим временем: ссылается на средневековых алхимиков и астрологов. Отсюда у него не мало совершенно ложных и в наше время частью наивных, а частью более чем странных взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Философские системы по своей отвлеченности недоступны для массы, если бы даже они были вполне истинны; языческих религий много, и они ложны; теории, утверждающие истинности и богооткровенность всех религий и всех культов, не имеют по собой прочного основания; они вызваны практическими соображениями – желанием сохранить твердость государственного строя империи с ее разноплеменным составом и скептическими предположением, что нельзя открыть одной общей обязательной для всех истины, и что поэтому лучше каждому придерживаться своей национальной религии; по таким основаниям советует держаться национальной религии язычники Цецилий в сочинении Минуция Феликса «Октавий»: «в делах человеческим все сомнительно, неизвестно, неверно и только более вероятно, чем истинно; познание Бога недоступно человеку. Поэтому, не лучше ли всего следовать урокам предков, как залогам истины, держаться преданной религии, почитать богов, которых родители научили бояться прежде, чем мы ближе узнали их» 205 . Но если считать все религии истинными, то придется потерять всякий критерий истины и добра, потом что то, что считается истинными и хорошим у персов, не считается таким у греков, и таким образом одно и то же явление может быть хорошим в одном месте и дурным в другом 206 . Этим разнообразным и противоречивым законам различных национальных религий апологеты ( Ориген ) 207 противопоставляют христианство, как единый божественный закон, как общий критерий истины и справедливости. С точки зрения этого закона христиане относятся к человеческим законам; они принимают и исполняют все то, что согласно с ним, и не исполняют того, что находится с ним в противоречии; они не могут повиноваться жестоким законам скифов и индийцев, не нарушая божественного закона; не могу следовать и некоторым законам римлян. С этим божественным универсальным законом христианство обращается ко всему миру, по всем нациям без различия, ко всем сословиям, ко всем людям умным и глупым, добродетельным и порочным. 208 Цельс признавался невозможным, чтобы различные нации Европы, Азии и Африки эллины так же, как и варвары, следовали одному закону жизни; Ориген выражает полную уверенность, что христианство скоро сделается их общей религией.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Апостол Павел проповедует в Ареопаге. После проповеди св. Дионисий и еще кто-то идут вслед его и крестятся; а из прочих кто говорит: «Чему это учит суесловивый сей?» – а кто: «Приходи в другой раз, послушаем тебя». Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор и только того, кто изберет спасение, спасает» (9, с. 83–84). 27. Разрешение недоумения о спасении одною верою Таинства Господь учредил... И тут нам нечего философствовать. Об условиях спасения вы говорите: «Ап. Павел сказал: «”Веруй в Господа и спасешься”». Что значит веровать в Господа? Брось идолопоклонство, прими веру христианскую, следовательно, все, что содержит христианство : и веру, и заповеди, и Таинства, и все порядки. Св. Павел так сказал, а Господь сказал на такой вопрос: Соблюди заповеди, аще хощеши внити в живот 204 . Св. Марк пишет: Иже веру имет и крестится, спасен будет 205 . И другие еще есть места. Когда соберем все воедино, будет, что и верование, и жизнь по заповедям, и освящение Таинствами, и руководство Богом учрежденных пастырей, и союз с истинною Церковию совершенно необходимы для получения спасения. Потрудитесь замечать, когда придется прочитывать об условиях спасения, и записывать такие места... увидите, какая полная система выйдет, но уж никак не одна вера. Пожалуй, и вера христианская, т.е. все христианское устроение (6, с. 7). 28. Предуставленные и непредуставленные Спрашиваете, как так: предуставленные уверовали?.. стало быть, которые не уверовали, не предуставлены. Чем же они виноваты? Недоумение ваше стоит на мысли, что одни веруют, потому что предуставлены, а другие не веруют, потому что не предуставлены. Мысль неверна, ибо дело бывает наоборот: предуставление от уверования, а непредуставление от неуверования. Видит Бог наперед жизнь человека в целом... и решает: сему быть в числе верующих и спасенных, а сему не быть. Определение Божие есть вывод из всей жизни человека; сама же жизнь течет и по склонениям произволения, и по воздействию на нее Божеского Промышления и внутри, и вовне...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Душа наша вместо вас да будет предана смерти» 204 , отвечали ей посланные Иисуса, которые для исполнения обещания полагали одно условие: молчать и не выдавать их. С помощью веревки они спустились с городской стены из окна дома Раавы. По ее совету, они должны были сначала идти в гору и там скрываться три дня. В это время посланные в погоню за ними должны были непременно возвратиться в Иерихон; тогда Израильские соглядатаи могли безопасно пробраться к Иордану и дать отчет о своей миссии. При расставании посланные Иисуса снова уверили свою благодетельницу, что жизнь ее семейства будет пощажена; только они советовали ей из окошка, чрез которое они спаслись, вывесить красную веревку, которая бы указывала Израильским воинам ее гостеприимное жилище, и вместе собраться всем ее родным в ее доме. Без этой последней предосторожности они не могли отвечать за безопасность ее семейства. Оставляя Раав, они напоминили ей, что их верность зависит от ее верности. «Да будет по словам вашим!» 205 сказала Раав, и простилась со своими гостями. В седьмой день осады Иерихона Раав слышала звуки воинских труб и страшный крик, раздававшийся в Израильском войске. Стены города пали, и Евреи бросились в город, поражая и истребляя на пути все: мужчин, женщин, детей, животных. Посреди смятения Раав видит: к ней входят те два молодых человека, которых она спасла от верной смерти. Они предложили ей выйти из города со всеми ее родными. Тогда пламя пожара охватило весь город. Иерихона как бы не существовало. Иисус достойно возблагодарил Раав: ее семейство отныне стало жить между Израильтянами 206 , которые заменили для него потерянное отечество. Сама Раав вышла замуж за Салмона, князя Иуды, праотца Иисуса Христа по плоти. Салмон, может быть, был, как предполагают, один из спасенных ею соглядатаев 207 . Раав была праматерью Христа. Она сделалась достойною быть между предками Воплощенного Слова: эта женщина содействовала спасению, которое предуготовлялось во Израиле и которое Христос должен был совершить и распространить на все человечество. В своем лице Раав показала и содействие языческих народов распространению религиозной идеи и всеобщность Евангельского закона. Она уже наперед воспользовалась тем милосердием, которое должно было оказать грешнице Христианство . Евреи, обыкновенно безжалостные к бесчестию женщины, смягчили свою строгость пред блудницею, которая, соединяя с мужественною смелостью нежность своего пола, пожертвовала Богу своею жизнью, своим отечеством, всем, кроме тех, с кем она была связана узами крови. Евреи простили ей ее падение в уважение ее истинно и высоко доброго дела, оказанного им в лице их двух посланных. 4. Мать Михи

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Специальная задача работы остается невыполненною, и это согласуется с аргументированною нами истиной, что, уклонившись от библейско-богословских требований, о. И. Беляев избрал ошибочный метод. Поэтому и вышло, что он рекомендует нам свои личные воззрения, когда для всех нужны и важны лишь подлинно апостольские во всей их неприкосновенности. Отсюда и экзегетический анализ, главенствующий в библейско-богословских трудах, приобрел своеобразность, часто отнимающую у него истинное значение. Тут встречаются иногда явные ошибки: напр., под „сим городом“ Деян. XXII, 3 разумеется Тарс, куда попадает и Гамалиил 200 , хотя самоочевидно, что мыслится Иерусалим; к народу иудейскому словно бы причисляется и самарянка 201 ; заключение под отражу закона Гaл. III, 23 относится исключительно к поработительности осуждения 202 ; возглас Савлов „Господи“ ( Дeяh. IX, 5 ) толкуется единственно и прямо в применении к божеству 203 ; упоминается о беседах Павловых со Христом в связи с небесными восхищениями 204 , о которых говорится, что они „ознакомили Апостола с сущностью христианства, а „восхищенные состояния“ непередаваемы человеческим словом 205 ; в Гaл.V, 13 неосновательно (см. V, 1) усматривается лишь естественная свобода человеческая 206 . При этом автор заранее устраняет „письменные дебаты“ о подлинности Павловых писаний 207 , между тем после без всяких побуждений поднимает вопрос о первоначальном языке послания к Евреям 208 и даже свидетельствует, что „только тогда можно установить более или менее правильное понимание учения Ап. Павла о πστις, если мы ранее будем уверены, что пославия, на основании которых предлагается известное понимание πστις, действительно происходят от Ап. Павла. Поэтому вопросы о понимании πστις у Ап. Павла и о подлинности его посланий имеют ближайшее взаимоотношение“ 209 . Все эти и подобные частности говорят лишь о том, что о. И. Беляев мало интересуется собственно экзегетическим разбором, хотя иногда обременяет книгу излишними справками – о „неведомом Боге“ афинян 210 , о том, что явившийся св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010