2 Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. С. 24. Однако, несмотря на то что 9-й час соединяется с вечерней, он принадлежит предшествующему, т. е. истекающему дню (см.: там же. С. 40); Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1892. С. 475; Николаевский В. Объяснение Устава богослужения Православной Христианской Греко-Российской Церкви. СПб., 1885. С. 75. 3 Не мешает здесь привести таблицу для справляющихся с Типиконом и незнакомых со счетом восточного времени, каковое в нем принято.  Деление суток по Свящ. Писанию. Мк. 13:35;15:33 ; Деян. 2:15;3,1 . Вечер-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 ночи-Часы наши 7,8,9 вечера; Полночь-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 ночи-Часы наши 10,11,12 вечера; Петлоглашение-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 ночи-Часы наши 1,2,3 ночи; Утро-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 ночи-Часы наши 4,5,6 ночи; Первый час-Часы Типикона (Устава) 1,2,3 дня-Часы наши 7,8,9 утра; Третий час-Часы Типикона (Устава) 4,5,6 дня-Часы наши 10,11,12 утра; Шестой час-Часы Типикона (Устава) 7,8,9 дня-Часы наши 1,2,3 дня; Девятый час-Часы Типикона (Устава) 10,11,12 дня-Часы наши 4,5,6 вечера; Так как родина церковного устава – Палестина, где день почти равен ночи, как у нас в равноденствие (ср. Ин. 11:9 ), то в Типиконе находим только два определения часов: нощи (ночи) и дне (дня). У нас же время восхода и захода солнца постоянно меняется, и потому даже более мелкие подразделения на утро и вечер должны считаться условными. Летом, например, восход солнца можно обозначить тремя часами утра, зимой же это время принято называть уже не утром, а ночью. Поэтому определения при часах по нашему счету пусть возьмет каждый какие ему угодно. Я руководствовался просто симметричностью частей суток. 4 Например, в первый день св. Пасхи, во все пасхальные дни, в вечер Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы. 5 Обращаю внимание читателя, чтобы не оговариваться после, что на церковно-богослужебном языке «неделя» не то же самое, что в мирском, обиходном. Неделей на церковном языке называется воскресенье (один день), а неделя в общежитейском смысле, т. е. период в семь дней, на церковном языке носит наименование седмицы. Однако я, чтобы не вызвать путаницы у мирских читателей, буду в скобках иногда ставить пояснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

302 Навечерие Богоявления, великие часы, 1-й тропарь на 3-м часе. 303 Навечерие Богоявления, великие часы, стихира на 9-м часе. 304 Минея, 3 января, утреня, 1-я стихира на стиховне. 305 2 января, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 306 Минея, 2 января, 1-я и 3-я стихира на стиховне. 307 Требник Петра Могилы. Молитва на водоосвящение Святого Богоявления. 308 Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на вечерне Богоявления, — см. Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1837. 309 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 310 Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах». 311 Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии. 312 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 313 Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии. 314 Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 315 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 316 Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии. 317 Преображение, утреня, стих по 50-м псалме. 318 Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи. 319 Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод. 320 Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 321 Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне. 322 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1. 323 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2. 324 Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 325 Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах». 326 По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 327 Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1). (В тексте статьи – R2). 11. Renoux (2010b) – Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи – R3). 12. Tarchnischvili (1959) – Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e siècle). Louvain, 1959. T. 1. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188. Scriptores Iberici; 9). Литература 13. Гумилевский (1902) – Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.). 14. Желтов (2016) – Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244–253. 15. Крашенинникова (2006) – Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII–XV веков. М., 2006. 16. Никифорова (2013) – Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М., 2013. 17. Скабалланович (1913) – Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. 18. Стрельбицкий (1878) – Модест (Стрельбицкий) , архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878. 19. Флоринский (1881) – Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881. 20. Хевсуриани (2009) – Хевсуриани Л. Иадгари//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419–424. 21. Хевсуриани (1984) – Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись). 22. Allatius (1645) – Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P., 1645. P. 67, 81. 23. Christ, Paranikas (1871) – Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca Carminum Christianorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Божественная Литургия исполнена. Благословляя престол Чашей, священник возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», и обращается священник ко святой трапезе и кадит трижды, глаголя: «Вознесися на небеса, Боже, и по Всей земли слава Твоя». И отвечает народ: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть. И уносится с престола чаша. Краткая ектенья, краткое благодарение за то, что И в настоящий день сподобил нас небесных Твоих Таинств: исправи наш путь, утверди нас в страхе Твоем вся, соблюди нашу жизнь, утверди наши стопы… И вслед за тем — «с миром изыдем!» Как ясно все, как просто и светло. Какой полнотой наполнено. Какой радостью пронизано. Какой любовью озарено. Мы снова в начале, где началось наше восхождение к Трапезе Христовой в Его Царствии. Мы исходим в жизнь, чтобы свидетельствовать и исполнять свое призвание. Оно у каждого свое, и оно есть наше общее служение, общая Литургия — «во единого Духа причастие». «Господи, хорошо нам здесь быти!». ноябрь 1983 г. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. YMCAPress, 1977. 2. М. Скабалланович. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. 3. А.А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей православного Востока. II, Евхология. Киев, 1901. 4. Прот. Александр Шмеман. Введение в Литургическое Богословие. YMCAPress, Париж, 1961. 5. Прот. Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого: YMCAPress, Париж. 1971. 6. Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня. Изд. Рел. — Педагогического кабинета при Богословском Институте, Париж, 1952. 7. И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной Литургии. 2 изд., СПб., 1897, стр. 427. 8. И.А. Карабинов. Евхаристическая Молитва (Анафора). СПб., 1908. 9. Прот. И. Орлов. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. 10. Б.И. Сове. Евхаристия в древней Церкви и современная практика. В сборнике «Живое предание», Париж, 1937.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

жение синаксарного круга и преимущественно двунадесятых и некоторых других праздников, начиная с новолетия и кончая памятями малоизвестных святых, составляет предмет первой и большей части всего сочинения. Службы предпостные, великопостные, пасхальные и послепасхальные до недели всех святых обозреваются во второй части, подразделённой на две главы, соответственно Постной и Цветной Триодями. Местный календарь, а именно праздники, установленные в память основания Царя-града и освящения церквей, в воспоминание избавления его от землетрясений и нашествия варваров, в честь бывших в Византии вселенских соборов и святых составляют содержание третьей и последней части сочинения. Ни в начале его, ни потом автор не выясняет причин принятого им плана в изложении, и для читателя остаётся непонятным, на каком основании календарь Великой церкви совершенно отделён от обще-церковного месяцеслова и, если настояла неотложная надобность в выделении из последнего первого, почему бы не поместить службы местных праздников в особой главе первой части сочинения? Задавшись мыслью возможно полнее изобразить богослужение Великой церкви, автор видимо не хотел обходить молчанием в своих речах ни одного праздника, ни одной памяти. Но это стремление его сопровождалось весьма не выгодными для его сочинения последствиями. Автору нередко приходилось говорить о таких праздниках и памятях, о которых Типик говорит очень кратко, и даже совсем не упоминает. Недостающее он восполнял из других однородных и одновременных с Типиком памятников, чего темой прямо не требовалось, если ограничивался голым почти перечнем памятей святых (стрр. 157–179). То и другое стоили автору немалых усилий и времени, и он, погнавшись за многим и второстепенным, не успел сделать главного и, добавим от себя, более трудного и интересного: не дал никакого представления о вседневных службах. Получилось по его собственному признанию (см. план сочинения, а также стрр. 188–189, 195, 209, 214), работа без начала и, пожалуй, без объяснительного ключа к праздничному богослужению св. Софии. Этим можно отчасти объяснить и другие менее

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, нужно сделать вывод, что Апокалипсис с одной стороны, бесспорно, отражает в общих чертах Литургию конца апостольской эпохи, с другой - облекши апостольскую Евхаристию в таинственную форму, в форму небесного тайнодействия, Откровение оказало влияние на дальнейшее развитие и образование чина Литургии как относительно содержания, так и относительно формы. Влияние это сначала отражалось на практике незаметно, впоследствии, особенно с IV века, когда Апокалипсис начинает приобретать большее общецерковное значение (особенно на Западе с VI-VII веков) на равнее с другими церковными книгами, влияние это дает себя знать более наглядно как на практике (к примеру, употребление за " великим чтением " ), так и в письменных памятниках. Из Апокалипсиса следует, что тайнодействие небесное воплощается в тайнодействии земном. А так, как по мысли апостола Павла, Евхаристия должна быть фактическим свидетельством смерти Христа, пока снова Он не придет на Суд мира: " Аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже придет " (1 Кор. 11:26), то ничего не может быть естественнее, если апостол Иоанн ставит в связь с Евхаристией Откровение о втором пришествии Христа. Мать-Церковь небесное тайнодействие - Апокалипсис приняла за откровенный образец для Литургии, идеальное или мистическое содержание которого она усваивала и развивала путем учения и практики. И в итоге богослужение Православной Церкви в тайнодействии Божественной Литургии самым драматическим образом представило смерть и Воскресение Христово во всей исторической действительности, со всей обстановкой, во всем внутреннем и таинственном величии. Цит. по: Глубоковский Н.Н. Благовестие Христианской славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002. С. 15. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М., 2000. С. 138. Скабаланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1915. Вып. II. С. 190. Правила святых Апостол с толкованиями. М., 1876. С. 170-171.

http://pravoslavie.ru/1669.html

Паисий (Величковский) , преп. Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания: О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса: Тип. «Русск. речи», 1910. Паисий Святогорец . Слова. В 4 т. Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта. Суроти-Салоники: М-рь св. ап. Иоанна Богослова – М.: Изд. дом «Святая гора», 2002–2004. Пастернак Б. Собр. соч. В 5 т. М.: Худ. лит-ра, 1989–1992. Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское библейск. об-во, 1994. Платон (Левшин) , митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...»: Автобиография, избр. проповеди, письма. М.: Паломник, Русский дом, 1996. Помазанский М., протопресвитер. Православное догматическое богословие: В сжатом изложении. (Поправленное и пополненное автором в 1981 г.). (СА)]: St. Негтап of Alaska Bromherhood Press, 1992. Порфирий Кавсокаливит . Житие и слова. Малоярославец: Изд. СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО Черноостровского женск. м-ря, 2006. Прутков Козьма. Соч. М.: Худ. лит-ра, 1976. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1956–1962. Пушкин А.С. Соч. В 8 т. М.: Худ. лит-ра, 1967–1970. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Худ. лит-ра, 1973. Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира: Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М.: Солвент – Изд-во Локид-Пресс, 2004. Симеон Новый Богослов , преп. Творения. В 3 т. [Сергиев Посад:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репринт). [ Симеон Солунский ]. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб.: Тип. Королева и Комп., 1856. Скабалланович М. Толковый Типикон, или Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1–3. Киев: Тип. Императорск. ун-та, 1910–1915 (репринт: Вып. 1. М.: Изд. Донского м-ря при участии ТОО «Светлячок», 1993; Вып. 2–3. [Б.м.:] Изд. Свято-Успенск. Псково-Печерск. м-ря при участии Т-ва «Светлячок», 1994). Сказки и повести древнего Египта. СПб.: Наука, 2004. Соболевский С.И. Древнегреческий язык: Учебник для вузов. (Фототипич. изд.). СПб.: Алетейя, 2002. Софроний (Сахаров) , архимандрит. Письма в Россию. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Протоиерею Сергию Муретову , преподавателю Вифанской Духовной семинарии, принадлежат работы по истории чина проскомидии («Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования» (Москва, 1895), и др.) и Божественной литургии; протоиерею Михаилу Орлову , профессору Санкт-Петербургской Духовной академии, — научное издание греческого и славянского текстов Литургии свт. Василия Великого («Литургия святителя Василия Великого... Первое критическое издание» (Санкт-Петербург, 1909)); протоиерею Александру Петровскому , профессору той же академии, — монография «Апостольские литургии восточной Церкви: Литургии ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка» (Санкт-Петербург, 1897) и большое число статей. Труды Михаила Николаевича Скабаллановича († 1931), профессора Киевской Духовной академии по кафедрам Ветхого Завета и Догматического богословия, доныне пользуются особым признанием. Ему принадлежат обширная работа по истории православного богослужения вообще и чина всенощного бдения в частности («Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением» (Киев, 1910. Вып. 1; 1913. Вып. 2; 1915. Вып. 3)), серия работ о главных церковных праздниках и содержании служб на эти праздники и проч. Сергей Иванович Смирнов († 1916), профессор Московской Духовной академии, ученик знаменитого историка В. О. Ключевского, опубликовал ряд исследований о Таинстве Исповеди (включая две монографии: «Духовный отец в древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке» (Сергиев Посад, 1906) и «Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта» (Москва, 1913)) и других литургических вопросах . Борис Александрович Тураев († 1920), крупнейший специалист по истории Древнего Египта и христианству у коптов и эфиопов, издал несколько работ по эфиопским Часословам (в том числе монографию «Часослов Эфиопской Церкви» (Санкт-Петербург, 1897) и др.), коптской гимнографии и проч. . Трудами указанных, а также не упомянутых здесь исследователей русская литургическая наука к 1917 году достигла высочайшего уровня. Русские ученые, безусловно, лидировали не только в области истории богослужения у славян, но и истории богослужения в Византии, в некоторых ориентальных традициях; уровень их исследований по раннехристианскому богослужению и богословско-литургической проблематике ни в чем не отставал от лучших зарубежных аналогов. Этому способстовали: свободное знание древних и новых языков, на изучении которых в дореволюционном российском образовании ставился особый акцент, широкие возможности получения финансирования для научно-исследовательской работы в библиотеках и заграничных командировок, хорошее знакомство русских ученых с западной литературой (чего не скажешь о знании западными исследователями трудов их российских коллег), сложившаяся научная среда.

http://bogoslov.ru/article/1883125

Сергиев И. И. (прот.). Слово во вторую недели поста, по поводу наглого и дерзкого убийства злодеями благочестивейшего Гос. Имп. Александра Николаевича. [Кронштадт], 1881. Сергиев И. И. (прот.) [Кронштадтский]. Слово о благотворности Царского единодержавия. СПб., 1897. Сергиев И. И. (прот.). Христианская философия. СПб., 1902. Серебров А. Время и люди: воспоминания, 1898–1905. М., 1960. Силвианова И. В. Современная медицина и православие. М., 1998. Симаков Н. К. Православная церковь . Современные ереси и секты в России. СПб., 1995. Симанович А. Распутин и евреи: воспоминания личного секретаря Григория Распутина. М.; Рига, 1991. «Сих же память пребывает во веки (Мемориальный аспект в культуре русского православия)». Материалы научной конференции, 29–30 ноября 1997 г. Санкт-Петербург: Российская Национальная Библиотека/Фонд по изучению истории православной церкви во имя Свт. Дмитрия Ростовского , 1997. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. Скворцов И. В. В защиту белого духовенства. По поводу книги Н. Елагина «Белое духовенство и его интересы». СПб., 1881. С-кий И.А. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. Киев, 1893. Славянский или Церковный букварь. Киев, 1908. Смирнов С. И. «Бабы богомерзкие»//Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому /Под ред. Я. Л. Барскова. М., 1909. Смирнов С. И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913. Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной церкви. История духовничества на Востоке. Сергиев Посад, 1906. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. М., 1996. Соллогуб A. A. Отец Иоанн Кронштадтский . Жизнь, деятельность, избранные чудеса. Jordanville, N.Y., 1951. Соловьев А. (иеромонах). Историческое рассуждение о постах Православной Церкви. М., 1837. Соловьев Н. И. Православное духовенство: очерки, повести и рассказы из жизни приходского духовенства. СПб., 1902. Соловьев Вс. С. Отец Иоанн//Север. 49. 1888. С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скабалланович М. Н. Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с ист. введением. Киев, 1910. Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (Анафора): опыт историко-литургического анализа. СПб., 1908. Карабинов Иван Алексеевич (1878–1937), профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Муретов Сергий, протоиерей (1863–1916), церковный историк и публицист, младший брат профессора Московской духовной академии Митрофана Дмитриевича Муретова. Муретов Сергий, прот. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: опыт историко-литургического исследования. М., 1895. Муретов Сергий, прот. К материалам для истории чинопоследования литургии. Сергиев Посад, 1885. Муретов Сергий, прот. Чин проскомидии в Греческой церкви с XII до половины XIV в. [до патриарха Филофея]//ЧОЛДП, 1894. 2. С. 193–216. Васильев Александр Александрович (1867–1953), профессор Санкт-Петербургского университета. Историк, византинист. Васильев А. А. О греческих церковных песнопениях//Византийский временник. СПб., 1896. Т. 3. С. 582–633. Орлов Михаил, протоиерей (1864–1920), профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Орлов Михаил, прот. Литургия святого Василия Великого. 1-е критическое издание. СПб., 1909. Петровский Александр Васильевич, протоиерей (1868–1929), профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Петровский А. В., прот. Святитель Иоанн Златоуст и его Литургия//Православная богословская энциклопедия. СПб., 1905. Т. 6. Стб. 947–959. Кекелидзе Корнелий Самсонович, протоиерей (1879–1962), профессор, доктор филологических наук, академик Академии Наук Грузинской ССР. Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. Киприан (Керн), архимандрит (1899–1960), профессор Свято-Сергиевского института в Париже. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. М., 2006. Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983), доктор богословия, профессор кафедры литургического богословия Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке.

http://bogoslov.ru/article/6194141

   001    002   003     004    005    006