Толковый типикон, 2 «Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением.» Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую, в своё время, событием в жизни Русской Церкви. В данной книге представлены 2-я и 3-я главы книги. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА Заглавие книги Значение слова «Типикон» В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь — «Устав». Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. — Будучи прилагательным от τπος — черта, вид, образец, модель, норма, τυπικς означает «составленный по образцу» [ 1 ], но оно не одно и то же с νττυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικς несколько отвечает слову «образцовый», если последнее употребляется в смысле «наиболее отвечающий своему образцу». Τυπικν, при котором подразумевается βιβλον, книга, может означать «книга образцов», образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» было бы неточной передачей греческого τυπικν («устав» соответствует греческ. διταξις). Смысл заглавия Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир. История заглавия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Толковый типикон, 1 «Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением.» Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую, в своё время, событием в жизни Русской Церкви.Книга включает 1-ю главу работы. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН Вступительная глава История Богослужебного Устава От автора История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких например частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой, или почему на 9 часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Содержание История богослужебного устава. А. богослужебный устав – до п... Ветхозаветно-Еврейское богослужение I век. Апостольское богослужение II век III век IV-V века. (начало) IV-V века. (продолжение) IV-V века (окончание) VI-VIII века Б. Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX ... С IX века. (продолжение) Объяснительное изложение типикона 1-я глава типикона «чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопу... 2-я глава типикона «всенощное бдение» (великая вечерня и утр... 1-я часть великой вечерни в историческом развитии... 2-я часть вечерни Инославные вечерни Начало утрени Евангелие Канон Хвалитны Практическая осуществимость всего устава всенощной (примечан... 3-я глава типикона «о святем, имущем бдение, аще прилучится ... Информация о первоисточнике История богослужебного устава. А. богослужебный устав – до п...    Так как наш богослужебный устав имеет своею задачею приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, – конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, – должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда несомненно существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного устава, излагающие именно чин воскресного богослужения, задуманы самими св. апостолами. Неудивительно поэтому, что старые русские книжники называли Типикон боговдохновенною книгою. Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появление боговдохновенных писаний.    Начавшееся в апостольский век образование нашего богослужения закончилось, можно сказать, только к XVI веку, когда устав его получил вполне нынешний свой вид. И конечно, цену этого устава (с. 2) не может ронять то обстоятельство, что на творение его потребовалось полтора тысячелетия. Скорее наоборот. Благодаря такому длинному периоду развития нашего богослужебного устава, в развитии этом могла принимать участие церковь разных эпох, а каждая из этих эпох имела свою силу и красоту и отразила их на нашем многовековом Типиконе. И не только церковь разных времен создавала нынешний устав, но и церковь разных местностей и стран; след., выработала его церковь, не только апостольская – но соборная как по месту, так и по времени. Со страниц устава и веет умилительным духом древней церковной жизни то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды. Если же принять во внимания множество ветхозаветного материала, привзошедшего в наше богослужение, то в минуты последнего мы духовно переживаем и священную библейскую древность, «ходим единомышлением» в церкви патриархов и пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Толковый Типикон. Часть II - Скабалланович Михаил Николаевич Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Скабалланович Михаил Николаевич Толковый Типикон. Часть II Тип документа: Книга Язык: Русский богослужение , устав , типикон «Толковый Типикон» - объяснительное изложение церковного устава, составленное профессором Киевской духовной академии Михаилом Скабаллановичем. Автор постарался дать Типикону в первую очередь историческое толкование в силу своего убеждения, что «история - лучшая учительница, а самое глубокое толкование Типикона - это будет его историческое толкование». Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/1023

Толковый Типикон. Часть I - Скабалланович Михаил Николаевич Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист библеистика Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 +2 Скабалланович Михаил Николаевич Толковый Типикон. Часть I Тип документа: Книга Язык: Русский устав , Богоявленский , типикон Текст Толкового Типикона содержит греческие цитаты с полной диакритикой и требует полноюникодного шрифта, содержащего этот срез Юникода (таковы Arial Unicode MS, Palatino Linotype). В фигурных скобках вида с. — нумерация страниц оригинала, проставленная в начале каждой страницы по изд. «Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Изд. Сретенского монастыря, М., 2004 г. Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/1024

Толковый типикон Толковый типикон. Издание Сретенского монастыря, 2004. Твердый переплет. 816 стр. «Толковый Типикон» - объяснительное изложение церковного устава, составленное профессором Киевской духовной академии Михаилом Скабаллановичем. Автор постарался дать Типикону в первую очередь историческое толкование в силу своего убеждения, что «история - лучшая учительница, а самое глубокое толкование Типикона - это будет его историческое толкование». Новое исправленное издание будет безусловно полезно всем интересующимся историей и объяснением православного богослужения. КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ " СРЕТЕНИЕ " 23 ноября 2004 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5975.html

Талантливейший исследователь древне-литургических памятников проф. Η.Ф. Красносельцев в своем сочинении «Толковая служба», Казань, 1878, детально изъясняет основные службы суточного круга в древней Руси до XVIII в. В другом труде «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки», Казань, 1885, проф. Красносельцев дает авторитетнейшие исследования литургических текстов, раскрывающие последование важнейших моментов богослужений Древней Церкви (до разделения Церквей). Из других работ автора отметим «Очерки из истории христианского храма», Казань, 1881, представляющие большой научный интерес для литургистов и археологов. Замечательным пособием, объясняющим все православные церковные службы, а также храм с его устройством и утварью, на основании свидетельств древних отцов Церкви, является обстоятельнейший труд архиеп. Вениамина «Новая скрижаль», выдержавший 18 изданий, последнее, – М., 1912 г. Большое место среди литургических трудов занимает вопрос изучения церковного устава, – Типикона. Ему посвятил свой обширный труд, глубокий знаток и ревнитель церковно-уставной службы, проф. M. Н. Скабалланович, издавший объяснительное изложение Типикона с историческим введением в 3-х томах: «Толковый типикон», т. I, Киев, 1910, т. II, Киев, 1913, т. III, Киев, 1915. 1-й том содержит исследование о ветхозаветном еврейском богослужении; о богослужении I века, апостольском богослужении и о службе со II века до настоящего времени. 2-й том содержит объяснение значения слова «Типикон», а также 1-й главы Типикона (чин малой вечерни); 2-й главы Типикона (всеношное бдение). 3-й том является продолжением изложения 2-й главы Типикона, а именно служб 1-го, 3-го и 6-го часов, изменяемых частей воскресной литургии и чина о панагии, а также здесь приводится 3-я глава Типикона (о святом, имущем бдение, если память его совпадает с воскресеньем). Среди сочинений М.Н. Скабаллановича необходимо отметить также весьма ценное исследование «Двунадесятые праздники», Киев, 1915–1916. В шести выпусках этого труда, наряду с уставным последованием служб, дается церковно-историческое, догматическое и нравоучительное истолкование молитвословий православных праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского . Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296) Буйэ Л. (см. ниже Bouyer L.), Евхаристия (Машинопись). Воронов Л. , Литургия по Testamentum Domini nostri J.C., БТ-6 (207–219) Глубоковский Н., О пасхальной Вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства, Киев, 1906. Голубцов А. , Чиновники холмогорского Преображенского Собора, Москва, 1903 (см. библиографию в Р-1159). Горский А., Совершил ли Иисус Христос пасху иудейскую..., Москва, 1851 (см. библиографию в «Анафоре», БТ-13). Горцев И., Божественная Литургия на Златоуста, София,1942) 43. Гяуров Х., Денат на Тайна Вечеря, София, 1952. Деснов Н., Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста , БТ-4, 1968, 181–189. Деяния Московских соборов, 1666–1667 гг., 11, М., 1895. Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока, I – Киев, 1895; II – Киев, 1901; III – Петроград, 1917. Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI в., Казань, 1884. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры . Перев. с греч. А. Бронзова , СПб., 1894. Карабинов И. , Евхаристическая молитва (Анафора), Спб., 1908. Киприан (Керн) , Евхаристия, Париж, 1917. Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста , Казань 1889. Мансветов И. , Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-литургическое исследование, М.,1882. Муретов С. , К материалам для исторического последования литургии, Сергиев Посад, 1895. Муретов С. , Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава Литургии» Константинопольского Патриарха Филофея, Опыт историко-литургического исследования, М., 1895. Николай, еп. Макариопольский, Богословие святой Евхаристии, (Машинопись, 1971). Орлов М. , Литургия св. Василия Великого , СПб., 1909. Петровский А. , Древний акт приношения вещества для таинства евхаристии и последования проскомидии, «Христ. Чтен.», 84, 1904, март. Скабалланович М. , Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типика с историческим введением, I, Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 1912 года в Киеве под редакцией Михаила Николаевича издавался ежемесячный журнал «Проповеднический листок» с приложением «Пастырское чтение». «Проповеднический листок» содержал поучения на все воскресные дни года, на великие и малые праздники, в систематическом порядке в нем излагались важнейшие предметы веры, поучения на разные случаи приходской жизни и практики. «Пастырское чтение» заключало в себе статьи по церковно-общественным вопросам, по изъяснению Священного Писания и Богослужения, обозрение журналов, руководящие уставные указания на каждый месяц. С августа 1914 г. в конце журнала помещался раздел «Около войны и на войне», в котором публиковались патриотические статьи, в том числе о героических подвигах священнослужителей на фронте. С 1918 г. М.Н. Скабалланович стал редактировать новый журнал «Свободное слово христианина». В 1905—1918 годах он опубликовал обширный цикл статей и монографий по литургике. Центральное место среди них занимает «Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением», первый выпуск которого вышел в свет в 1910 году. Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую событием в жизни Русской Церкви. За этот труд Совет Киевской Духовной Академии присудил ему в апреле 1912 года ученую степень доктора церковной истории, он также был удостоен премии митрополита Макария. В первом выпуске «Толкового Типикона» Скабалланович излагает историю богослужебного Устава со времени ветхозаветного Богослужения до появления первых списков Типикона в IX веке и затем от появления таких списков до XVI—XVII веков. Толкование Типикона начинается, собственно, во втором выпуске, где комментируются 1-я и 2-я главы Типикона, а в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается о так называемой «идеальной» всенощной в храме Киевской Духовной Академии, проведенной 10—11 ноября 1912 года по инициативе В.Д. Прилуцкого. В третьем выпуске комментируются службы 1-го, 3-го, 6-го часов, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование 3-й главы Типикона, говорится о чине благословения колива. Четвертый выпуск в свет не вышел, его отдельные фрагменты были опубликованы под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения Толкового Типикона».

http://lib.cerkov.ru/authors/439

Настольная книга священнослужителя: [В 8 т.]. Т. 1. М., 1992; Т. 4. М., 2001. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. (Репр.: М., 1995). Попов Е. , протоиерей. Письма по православно-пастырскому богословию. СПб., 2000. (На обл.: Пастырское богословие). (Б-ка клирика). Поправки в служебнике//Церковный вестник. М., 2003. Ноябрь. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 2000. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 2005. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. Служебник. М., 2004. Смолич И. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. Соколов Д. , протоиерей. Учение о богослужении Православной Церкви. Минск, 2004. Софроний (Смук), игумен. Божественная литургия Преждеосвященных Даров//Церковный вестник. СПб., 2000. (То же: http://www.liturgica.ru/bibliot/smuk.html). Субботин К., священник. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1994. Успенский Н.Д. Богослужебные отпусты//Журнал Московской Патриархии. 1963. 12. Успенский Н.Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. (То же: http://www.pagez.ru/jc/025.php). Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М., 2007. («Литургическая библиотека»). Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин, 2004. Чин Божественныя литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова /Сост. игумен Софроний (Смук). СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006