446. Сидоров=Записки священника Сергия Сидорова. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1999. 447. Силин=Силин Д.[В.], свящ. Печальное недоразумение. (По вопросу о церковно-богослужебном языке).//БВ. 1910. 7–8. С. 493–504; 11. С. 446–466; 12. С. 658–679. 448. Сильвестр – Сильвестр [Ольшевский], еп. О значении церковнославянского языка//МО. 1913. 12. С. 545–558; то же: Полтавские ЕВ. 1913. 32. 449. Скабалланович (1)= Скабалланович М. [Н.] Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 1. 450. Скабалланович (2)= Скабалланович М. [Н.] Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1915. Вып. 2. 451. Скабалланович. Чего мы ждем= Скабалланович М. [Н.] Чего мы ждем от обновленных монастырей//Свободное слово христианина. Киев, 1918. 1. С. 20–25. 452. С-кий=С-кий В. Религиозная эстетика или религиозная жизнь?//ВЦОВ. 1917. 104. С. 2–3. 453. Следников=Следников Н. Из дневника миссионера: Внушительное предостережение//Вологодские ЕВ. 1906. 9. С. 228–233. 454. Служба всем святым=Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. М., 1995. 455. Служитель алтаря=Служитель алтаря. Трудности архиерейского служения и причины бегства семинаристов от священства//ЦОВ. 1913. 22. С. 8–14. 456. Смирнов=Смирнов Н., свящ. По вопросам богослужения//ЦОМ. 1917. 4. С. 19–22. 457. Смирягин=Смирягин А., свящ. Виноваты ли мы?//Смоленские ЕВ. 1906. 2. С. 95–102; 3. С. 173–181; 4. С. 247–253. 458. Смоленский=Смоленский Н. Сокрытые сокровища//ОХ. 1909. 6. С. 137–151. 459. Соболевский=Соболевский С.[И.] О значении слов «премудростию вонмем»//Ст. 1906. 10. С. 586–588. 460. Собрание. IV=Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 4. М. 1918. Репринт: М., 1994. 461. С-ов=А.С-ов, свящ. Мысли при чтении «Требника»//ОСП. 1911. Январь-март. С. 86–92. 462. Сове – Сове Б.И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX веках//БТ. 1970. Сб. V. С. 25–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2553 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 29, 174 об., 190. В Синайск. Евхол. 995 – 1481 г. служба св. Параскеве названа καταβασα. Дмитриевский Α . Ευχολγια, 449. 2560 См. Ирмологий, глава: «Песни Троичны на 8 гл. и песней стихи, поемыя по вся дни с каноном. Песней стихи, поемыя в недели и праздники». М., 1895, л. 188 и д. 2575 Ркп. Моск. Тип. б. 285/142/1206, л. 27 об. 94; ср. Триодь Имп. Публ. б. F. 1, 74 (собр. Шафарика) XII в., л. 113, 123 об.; Стихирарь Соф. б. СПб. Ак. 83 XIV в., л. 34 об. 2578 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б. 381 тр., л. 6; Τυπικν. Вен., 1643, 4. Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 8; 678/386, л. 8; Киев. Ак. муз. Аа 194, с. 31. 2588 У старообрядцев принято на каждом слове «покланяемся» в церковных песнях делать поклон, и начетчики знают, сколько раз в каких песнях это слово встречается. 2591 Никон, патриарх. Скрижаль. Толкование песни Честнейшую Херувим. По греч. в ркп. Венек, б. cod 249. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 296. 2612 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 8, 14 об.; Соф. б. СПб. Ак. 905, л. 153. Дмитриевский Α . Τυπικ, 608. 2627 Εχολγιον, 37. Τυπικν, 3. ερατικν, 33. Старообр. уст., 9 (17). Соответствием с междопеснием 3 и 6 песни требовалось бы после светильна чтение. Но его нет, должно быть, потому, чтобы не прерывать им целого потока песен в этой части утрени, где торжественность службы достигает своего апогея. Притом чтения утрени усиливаются в своей важности и умилительности с течением ее: сначала толкование Апостола, потом Евангелия, затем Маргарит (лучшие творения лучшего отца) и наконец Пролог (часто заменяющий всю службу святого); здесь требовалось бы еще лучшее чтение; таким могло бы быть только уже само Св. Писание (ср. конец вечерни); в древности здесь и было евангельское чтение (так и на римско-католической утрене). Заменой здешнего чтения служит «Оглашение» после утрени. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

7 Подробнее об этой сложной и довольно запутанной в историографии проблеме см.: Назаренко А.В. Несостоявшаяся митрополия (об одном из церковно-политических проектов Андрея Боголюбского)//«Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Междунар. науч. конф. (Владимир, 5–6 июля 2011 г.). Владимир, 2013. С. 12–35. 8 Полное собрание русских летописей. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2 (Ипатьевская летопись). Стб. 520. 9 Там же. 2-е изд. Л., 1928. Т. 1 (Лаврентьевская летопись). Стб. 352. 10 В полном виде оно сохранилось только в переводе на древнерусский язык в составе поздней (первой трети XVI в.) Никоновской летописи, которая была создана при московском митрополичьем дворе и в которой использованы документы архива митрополии: Там же. СПб., 1862. Т. 9. С. 223–229. Суздальский епископ в послании по имени не назывался, и поздний летописец ошибочно интерполировал в текст имя Нестора, предшественника Леонта, что часто ставило в недоумение историков. 11 Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. С. 105–109. Аналогичные сведения можно найти также и в известных трудах митр. Макария. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 334–336) и Е.Е. Голубинского (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1904. Т. 1, вторая половина тома. С. 462–470), но там они затемнены ошибочными суждениями о событиях на Руси вследствие ориентации на рассказ Никоновской летописи (см. предыд. прим.). 12 Nicolai sanctissimi patriarchae Constantinopolitani Opus ad praepositum Sacri Montis, cap. 8//Patrologia Graeca/Ed. J.-P. Migne. Paris, 1863. Т. 111. Col. 399 A-B. 13 Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. С. 239, 421 (впервые труд вышел в 1910 г.). 14 Пентковский А.Н. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 374, 378. 15 Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук (Пушкинского Дома). Л., 1947. Т. 5. С. 170. Несмотря на распространенное до сих пор в науке мнение о принадлежности послания прп. Феодосию Печерскому, мы склоняемся к точке зрения А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, К.К. Висковатого и Г. Подскальского, что его автором был другой печерянин, также Феодосий, в 1141 г. переведший на древнерусский язык послание папы Льва Великого к константинопольскому Патриарху Флавиану о ереси Евтихия, позже ставший игуменом и известный в летописи под прозвищем Грек (Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси, 988–1237 гг./Изд. 2-е, испр. и дополн. для рус. перевода. СПб., 1996 [Subsidia Byzantinorossica. T. 1]. С. 297–298).

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Pantel. 9 52 ); в некоторых рукописях отсутствует только молитва отпуста. Надо заметить, что обычай совершать эту вечерню по чину песненного последования или со смесью черт песненного последования и службы по монашескому чину зафиксирован в ряде источников, для которых характерна приверженность традициям монашеского богослужения (см., например, Мессинский Типикон 53 ). В грузинских Евхологиях песненный чин вечерни Пятидесятницы выписывается даже в рукописях начала XVIII в. 54 В некоторых Евхологиях и Типиконах на вечерне назначается чтение трех паримий, Апостола и Евангелия (или только паримий, или же только Евангелия). Набор паримийных чтений может быть различным 55 . Существует молитва Святому Духу, приписываемая патриарху Константинопольскому Филофею (ум. в 1376). Начало молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Владыко собезначялныи, съприсносущныи и купносущныи…». Она известна по славянским рукописям и печатным изданиям: Служебнику митрополита Киприана (ГИМ. Синодальное собр., 601, XIV в. 56 ), сборнику XIV–XV вв. из личной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского (РНБ. Собр. Кирилло-Белозерского монастыря 12 57 ), печатному Требнику 1639 года (л. 93) и другим. В сборнике преподобного Кирилла Белозерского молитва помещается вместо молитвы «Боже великий и вышний» во время 3го коленопреклонения. В Требнике, изданном в Киеве в 1646 г. митрополитом Петром (Могилой) , замечено, что данная молитва читается перед молитвой «Боже великий и вышний» и что она есть во всех древних славянских списках. Чтение этой молитвы указывается и старопечатными московскими Типиконами XVII века. В реформированном издании Типикона 1682 г. указания на молитву патриарха Филофея были исключены. Такова вкратце история одного из древнейших христианских праздников — Святой Пятидесятницы, и в наши дни относящегося к важнейшим праздникам годового круга, сравнимого по своему значению с праздниками Рождества Христова и Богоявления. Примечания: 1 См.: Скабалланович М . Н. Пятидесятница. (Христианские праздники. Кн. 5) Киев, 1916.С. 160. 2 См.: Левинская И . А. Деяния апостолов. Главы 1—8. Историко-филологический комментарий. М., 1999. С. 113–114; IdelsonA. Z. Jewish Liturgy and Its Developement. New York, 1995. P. 198–199. 3 С в т. Иоанн Златоуст . Беседы на Деяния Апостольские//Избранные творения. М., 1994. С. 43. 4 Преображенский П . А. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского, в русском переводе. М., 1871. С. 695. 5 Цит. по: Скабалланович М . Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1. Киев, 1910. С. 138. Лат. текст: Tertullianus . De idololatria liber. Cap. XIV//Patrologiae cursus completus. Ser. Latina/Ed. J.-P. Migne. [Далее: PL — Ped.] T. 1. Paris, 1844. Col. 682b-683a.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

д.; вместо «Милостив и щедр» пс. 121, Трисвятое и т. д. (л. (50) 99 об. – 100). 2834 Обычай возвышения панагии на литургии не чужд был и славянским Церквам. Так, в одном славянском чине архиерейской литургии по рукописи XVII в. после «Изрядно» и указания на поминовение живых и умерших есть замечание: «потом возвышает панагию, сиречь ипсома («возвышение»), аще хощет в помощь душа (-и) и телесе; бывает же сице: вземь архиерей часть просфоры крайми двоих перстов обею руку творит крест с нею верх Пречистых Тайн святыя чаши и Святаго дискоса, глаголя сице: Велико имя Святыя Троицы, Пресвятая Богородице помогай рабу Твоему благоверному царю нашему Алексею и избави и от всякаго обстояния, сподоби его и деснаго предстояния Сына и Бога Твоего; тако творит и в прочих именах, елико хощет: и хранят ю в пользу всякия нужды и немощи» (Ркп. Моск. Синод. библ. 670/368, л. 47. Невоструев К. , Горский И., прот. Описание славянск. рукописей Моск. Син. библ. М., 1869, III, 107). 2835 Симеон Солунский . О бож. мол., гл. 322–324. Марк, митр. Ефесский. Изъяснение церковного последования о панагии//Писания свв. отцов и учит. церкви, относ. к истолк. правосл. богосл.: в 3 т. СПб., 1856–1857. Т. 2, 510–517; Т. 3, 274–276. 2836 А отдых этот описывается так. После литургии патриарх идет в свою келью, а за ним идут «власти (духовенство) служащия и неслужащия и иноцы, и мирские попы и мирские люди, и кто случится от частных людей»; в келье патриарх садится, и с ним все; «потом патриарх выпьет сам кубочек скляничной вина винограднаго, якож и наше хлебное, по их языку раки, потом и прочим подносят диакони; и тако по праздникам, или суббота и неделя; и братия вся вшед на погреб и пьют там по чаши того же вина из винограду выжжанаго». 2837 Арсений Суханов. Проскинитарий, гл. 46//Правосл. Палестинский Сборник. СПб., 1889, VII, III, 279–289. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Дмитриевский А. Богосл. страсти. и пасхальной седм., 272–283. 2111 Орлов. Литург. св. Василия Вел., 41–50. Дмитриевский Α . Ευχολγια, 134. Goar. Ευχολγιον, 52. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 49, 192. 2114 Возможно, что первоначальными формами воззвания были, как иногда на армянской литургии: «Спаси Господи», «Спаси Господи и помилуй», и как на мала-барской литургии: «Господи наш, помилуй нас» (Собр. древ. лит. II, 193, 199. Петровский А. Апост. лит. Прил., 63). 2131 Funk X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderb., 1905, II, 189. – Однородно с нашими возгласами, только гораздо обширнее, заключительное славословие на еврейской пасхальной вечере: «Ибо Тебе, Господи Боже наш, Боже отцов наших, да будет пение, хвала, слава, песнь, держава, господство, честь, величие, освящение, Царство, благословение и благодарение отныне и до века» (Карабинов И. Евхаристическая молитва, 5). Ср. 1Пар. 29, 11 . 2144 Думают, что это устранение сделано первоначально в Папской Области, где папа был и царем, и распространилось в эпоху реформации, когда короли стали принимать ее. Но поминание царя сохранилось в сплошь католических странах. Собор Пражский 1605 г. требует «всегда сохранять и свято блюсти древний и похвальный обычай нашей Церкви – молиться при совершении литургии за папу, предстоятеля, царя и царицу» (пр. 19). 2146 Swainson. The Greek Liturgies, 32, 284. Собр. древн. лит., 216. Еп. Порфирий. Вероуч. богосл. коптов, 142, 196, 214. Богослужение абиссин, 52, 61, 66. Петровский А. Апост. лит., 75. 2147 Греч. ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в., л. 2 об. Моск. Син. библ. 381 XIII-XIV в., л. 1. Слав. ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в., л. 3; 678/386 XV в., л. 5 об. 2154 Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 316. Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 3; 329/384, л. 14; 678/386, л. 5; Муз. Киев. Дух. Ак. Аа 194, с. 21. 2156 2-й и 3-й возгласы полностью в Служебнике на литургии Преждеосвященных Даров, 1-й и на вечерне. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Из частных вопросов наиболее активно разрабатывались проблемы Типикона, изучением которого плодотворно занимались упоминавшиеся протоиерей М.А. Лисицын, протоиерей К.С. Кекелидзе и профессор Михаил Николаевич Скабалланóвич (1871–1931), получивший в Киевской академии докторскую степень по церковной истории, а позже – и премию митрополита Макария за обширный труд «Толковый Типикон» (Вып. 1–3. Κ., 1910–1915) 1631 и впервые выдвинувший гипотезу однопеснца. «Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением» занимает центральное место в серии статей и монографий по литургике, опубликованных М.Н. Скабаллановичем в 1905–1918 гг. Первоначально книга была задумана как практическое пособие для священнослужителей. Однако широта темы и ее глубокое научное значение привели к тому, что Скабалланович создал книгу, ставшую событием в жизни Русской Церкви. В первом выпуске «Толкового Типикона» Скабалланович излагает историю богослужебного Устава со времени ветхозаветного богослужения до появления первых списков Типикона в IX в. и далее до вв. Собственно толкование начинается во втором выпуске, где комментируются 1-я и 2-я главы Типикона; в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается об «идеальной всенощной» в храме Киевской духовной академии, отслуженной 10–11 ноября 1912 г. по инициативе В.Д. Прилуцкого. В третьем выпуске комментируются службы 1,3, 6-го часа, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование 3-й главы Типикона, говорится о чине благословения колива. Четвертый выпуск опубликован не был, его фрагменты изданы под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения Толкового Типикона» 1632 . Кроме того, М.Н. Скабалланович был автором и редактором серии «Христианские праздники», в которой он предполагал в тринадцати книгах рассказать о всех двунадесятых праздниках Православной Церкви и особо о празднике Пасхи. Каждый праздник рассматривается в соответствии с единой схемой: событие и история праздника, служба праздника, служба праздника в Римско-католической церкви в сравнении с православной службой. Работа осталась незавершенной: вышло только шесть книг 1633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литургическая школа КДА не ограничивается Дмитриевским и его студентами. В 1892-1896 гг. в КДА учились крупнейший литургист своего времени, Скабалланович, а также Г. М. Чепур (впосл. архиеп. Гавриил ). Тема кандидатской работы архиеп. Гавриила (Чепура) - «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Ист. очерк» (1896); Скабалланович прославился обширным систематическим трудом о церковном уставе в его историческом развитии: «Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением» (К., 1910. Вып. 1; 1913. Вып. 2; 1915. Вып. 3), а также серией работ о христ. праздниках (К., 1915-1916. 6 кн.). Отдельное направление литургических исследований, проводившихся в КДА,- изучение богослужения униатов, а шире - вообще латинских влияний на литургическую традицию Киевской митрополии. Прот. Андрей Хойнацкий, исследовавший в стенах КДА униатские литургические книги и католическое богослужение,- автор серии статей на эту тему, опубликованых в Трудах КДА в 1867 и 70-х гг. XIX в. и монографии «Западнорусская церковная уния в ее богослужении и обрядах» (К., 1871); Е. М. Крыжановский, преподаватель КДС, напечатал в 1860 г. в ж. «Руководство для сельских пастырей» 2 статьи: «О Требнике Киевского митр. Петра Могилы» и «Повреждение церковной обрядности и религиозных обычаев в южнорусской митрополии в период, предшествующий открытому введению в ней унии» (переизд.: Крыжановский Е. М. Собр. соч. К., 1890. Т. 1. С. 33-50, 67-86); а также упомянутая монография на ту же тему прот. В. Прилуцкого. Поступательное развитие литургической науки в КДА было трагически прервано революционными событиями 1917 г., гражданской войной и гонениями на Церковь. После десятилетий практически полного забвения традиция научного изучения истории богослужения в КДА начала возрождаться лишь в последние неск. лет. Свящ. Михаил Желтов, А. А. Ткаченко Церковное право До 30-х гг. XIX в. каноническое право не являлось самостоятельным предметом как в КДА, так и в др. академиях. Сведения по церковному законоведению сообщались студентам в рамках общего курса богословия.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

129 Никольский Леонид Дмитриевич (1876–1953), – выпускник КДА (1903), кандидат богословия; писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского на тему: «Афонская живопись (историко-археологический этюд)» (отзыв А. А. Дмитриевского о диссертации Л. Никольского см.: ИЖС КДА за 1902/03 уч. г. С. 358–359; отзыв Н. И. Петрова на это же сочинение: Там же. С. 359–364). Летом 1903 г. путешествовал вместе с А. А. Дмитриевским на Афон (см.: Сообщения Православного Палестинского общества. 1903. Т 10. С. 566572). В 1903–1911 гг. работал в Курской губ. в училище живописи и в Холуйских учебных иконописных мастерских Владимирской губ. 130 Викторовский Евгений Григорьевич (1875–1838), священник – выпускник КДА 1910 г., преподаватель Волынского ЕЖУ, затем протоиерей в Житомире. 131 Капралов Евгений Зотикович, священник – выпускник КДА (1893), законоучитель Киевского военного училища. 132 Митроцкий Михаил Владимирович (1883–1937) – выпускник КДА (1908), законоучитель Острожской гимназии, затем Киевский епархиальный миссионер. После революции был священником в Петрограде, преподавал в Богословском институте, затем на Высших богословских курсах. 133 Синькевич Феодор Николаевич (1876–1946), священник – выпускник Киевского университета (1904) и КДА (1909); настоятель Макарьевской церкви на Юрковице и глава Свято- Макарьевского приходского братства. С 1919 г. в эмиграции. 134 Имеется в виду докторская диссертация М. Н. Скабаллановича «Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением» (Вып. 1. К., 1910), которая была удостоена ученой степени доктора церковной истории в заседании Совета КДА 31 января 1912 г.; автор был утвержден в этой степени указом Синода от 11 апреля 1912 г. (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 44). 136 Письмо написано в день прочтения Н. Н. Пальмовым первой лекции перед избранием на кафедру и Советом КДА, на котором были избраны новые члены Правления академии (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 53). 137

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

189 Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 5. Ч. 1. («Златая Цепь»). С. 186 1751). 195 Памятники отреченной русской литературы/Собр. и изд. Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 2. С. 323–338. 207 Там же. Л. 288в. По отношению к данной подробности могут быть предложены разные варианты понимания: 1) кораблем правят трое – и тогда тут догматико-богословский контекст: «Агапия путеводствует Троица»; 2) кораблем правят трое, но под «двумя мужами» подразумеваются апостолы Петр и Павел, чему аналогий в литературе средневековья достаточно, – и тогда глубина символичности тут не велика; 3) в текст вкралась ошибка, и, учитывая подробности сходных эпизодов последующего повествования, должно читать «дванадесять», – тогда тут экклезиологический контекст: Агапия путеводительствуют Христос и 12 апостолов, то есть Церковь Нового Завета. 228 Ванеева Е. И. Александрия Сербская//СККДР. Л., 1988. Вып. 2: (вторая половина 14–16 в.). Ч. 1: А–К. С. 22–23. 260 Афанасьева Е. В. К вопросу о связях древнегреческой, среднегреческой и сербской редакций романа об Александре Македонском//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 37. 265 Невоструев К. И. Слово св. Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 в. С. 32, 36. 266 Тайная тайных//ПЛДР: Конец 15 – первая половина 16 века. С. 548, 550 (подг. текста Д. М. Буланина). 268 На это ясно указывает, пожалуй, единственная в отечественной научной литературе специальная работа – диссертация протодиакона (ныне протоиерея) Сергия Правдолюбова на соискание ученой степени магистра богословия: «Великий канон» святого Андрея Критского : (История. Поэтика. Богословие.). Загорск: Моск. дух. ак., 1987. Т. 1–5 (машинопись). 270 Триодь Постная. М., 1992. Ч. 1. Л. 89–94, 100 об.–105, 111 об.–116, 121–125 об.; 294 об.–313 об. 273 Филарет (Гумилевский) , архиеп. 1) Историческое учение об отцах Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1996 (репр. изд.). Т. 3. С. 242; 2) Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1995 (репр. изд.). С. 199; Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 2. С. 268; Голубцов А. П. Из чтений...: Литургика. С. 220; Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 2. С. 56–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006