Какое сильное впечатление могут производить иконы не на молящихся только пред ними, но только на зрителей их, это видно из примера Равноапостольного князя Владимира. Когда он пожелал от ложной языческой веры обратиться к истинной, – к нему явились Проповедники разных вер. Но особенный успех имела проповедь греческого учителя, который, в заключение своей устной проповеди, показал ему картину страшного суда. «Хорошо праведникам, стоящим по правую сторону, горе же грешникам, стоящим по левую», – сказал со вздохом Владимир. «Крестись, – и ты будешь в раю с первыми», отвечал ему проповедник. Вслед за тем Владимир отправил в разные страны послов для испытания, какая вера лучше, и когда они возвратились, принял греческую веру, услышав от них похвалу ей. Вот почему в виду пользы от наглядного обучения священной истории, в училищах принято показывать учащимся рисунки лиц и событий из этой истории. Такое же значение имеет в храме Божием иконописное и стенописное изображение священных лиц и событий, так что взирающие на них, без книги, особенно под руководством пастырских объяснений, могут многому научиться относительно того, чтд нужно знать и делать для спасения души. Таким образом, каждый храм, наполненный священными изображениями, назидательными и трогательными, является не только местом молитвы, но и училищем веры и благочестия. Таково, братие, значение священных икон и вообще священных изображений. Будем благоговейно и усердно воссылать пред ними молитвы Господу Богу и Святым Его. Молитва есть такое дело, которое можно совершать всегда и всюду, не имее пред глазами никакой иконы; – но для избежания рассеянности во время молитвы, гораздо полезнее иметь пред очами святую икону, на ней сосредоточить свое внимание, чем смотреть в пустое пространство. Молитвенно обращаясь к иконам, каждый из нас в тоже время должен взирать на них, как на пособие для благоговейного воспоминания дел Божиих и Святых Его, ибо они имеют не только молитвенное, но и просветительное значение. Наглядное удостоверение в истине Христовой веры Поучение 14 ноября, в празднование дня рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны Прииди и виждь ( Ин.1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

77 Sinnbilder und Kunstvorstellurgen der alten Christen. 1825. Ha эту книгу и ссылался A.B. Горский в своих соображениях о крестах с полумесяцем. По ней и рисунки делал. 78 См. Душепол. Чтение 1861, I, 523–532. Напечатано из службы в неделю Ваий то же, что на праздник Благовещения. 79 Письмо опять из неизданных. Хранится там же, где и предшествующие ему письма преосвященного Виссариона, нами приведенные. 80 Письмо написано на почтовом листе большого формата. Статья в нем занимает три последние страницы, мелко исписанные. 81 Именно В. П. Нечаев здесь находит возможным «удовольствоваться» этим мнением, «пока не появилось лучшего и более достоверного объяснения рассматриваемого обычая», как читаем в указанном, доселе неизданном письме. 82 В том же неизданном письме от 5 апреля 1861 года. В печатной статье это мнение не приводится уже и при перечислении различных о том мнений ученых. 90 Письмо из неизданных. Хранится в библиотеке Московской духовной академии, в архиве А. В. Горского. 93 Сборник для любителей духовного чтения, изд. по случаю 25-летнего юбилея журнала. Душеполезное Чтение, стр. I я II предисловия «к читателям». Москва, 1884. 94 О сем отчасти можно видеть из книжки о. диакона (ныне пресвитера) Ф. А. Соловьева: Московская Николаевская в Толмачах Церковь, стран. 23–25. Москва, 1871. 96 Справ. об этом в конце декабрьской книжки Душеполезного Чтения за 1889 год, в статье: «О перемене редакции Душеполезного Чтения». 100 Наречение архимандрита Виссариона (возведен в сан архимандрита 11 июня того же 1889 года) во епископа происходило в Московской Синодальной Конторе, в присутствии владыки митрополита Московского, ныне Киевского, Иоанникия, прибывшего на то время архиепископа Ярославского Ионафана, пребывавшего в Москве, ныне епископа Аксайского Иоанна и викария Московской митрополии епископа Можайского Александра, скончавшегося в 1895 году епископом Калужским. 102 Владыка митрополит Иоанникий (Руднев), урожденец Тульской епархии, по Тульской духовной семинарии шел курсом позже преосвященного Виссариона; проучившись год в высшем отделении семинарии, он отправился, для высшего образования, в Киевскую духовную академию и в ней кончил курс первым магистром в 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Нет ли у вас каких-нибудь писем святителя, не помещенных в издании его творений, или других известий о нем, особенно об его деятельности Ростовской? У нас, кроме печатных источников, под руками были только письма его к Феологу, указанные в Описании рукописей Румянцевского музеума, Востокова, и письмо к Мазепе, писанное вместо архимандрита Печерского Варлаама 14 ». Μ.П. Погодин, давно знакомый с А.В. Горским и широко пользовавшийся его услугами для разных целей, особенно учеными 15 , сделал все возможное в исполнение желания Александра Васильевича и принял обоих молодых людей 22 ноября того же 1848 года 16 . О последствиях этого посещения сам В. П. Нечаев от того же 22 ноября писал А.В. Горскому: «Высокоуважаемый мой наставник Александр Васильевич ! Благодаря Вашему письму был я с Мих. Антонычем 17 у Μ.П. Погодина. Он был так снисходителен, что показал нам все свои археологические и исторические редкости с объяснениями и замечаниями, в числе редкостей показал нам также Н.В. Гоголя 18 , который промолвил при нас пару слов и в ту же минуту скрылся в свой кабинет писать свои «Мертвые души». – С реестром в руках, и под руководством самого М. Петровича, отыскивал я в его библиотеке рукописи, сколько-нибудь относящиеся к нашему рассуждению о Димитрии Ростовском , копался часа полтора, и мог откопать только Летописец святителя в полном виде – под 207 на переплете и 981 на заглавном листе, потом в отдельном переплете Хронологии с присовокупленным началом летописи под 238 на переплете и 980 на заглавном листе. To и другое в рукописях, писанных четко и красиво – вещи известные нам в печати и, кажется, не представляющие ничего особенного. Не знаю, можно ли что-нибудь извлечь из «Оглавления слов преосв. Димитрия митроп. Ростовского, которые еще не изданы в печати», – того самого оглавления, о котором говорил вам Снегирев. Одни из сих слов изданы, другие, как увидите, не принадлежат св. Димитрию, третьи, как и последние, могли быть внесены в каталог с именем св. Димитрия без особенных доказательств на принадлежность ему, хотя, конечно, трудно нам доказать и противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Жена Маноя, сообщая ему о явлении к ней необыкновенного вестника и о его речах к ней, называет его человеком Божиим. Этим именем назывались пророки. Так сам Моисей назван человеком Божиим ( Втор. 33:1 ). Жена Маноя почла явившегося в ней за пророка главным образом по необыкновенному содержанию его речи. Но наружность явившегося произвела на нее такое впечатление, что он казался ей Ангелом Божиим, существом нездешнего мира, лице его блистало необыкновенным светом и возбуждало страх. По слову Ангела, имеющий родиться отрок будет назореем до самой смерти. По-видимому, это предсказание не сбылось. Назорейство обязывало назорея к тому, чтобы он, отличаясь от прочих наружностию и удалением от всего нечистого, соблюдал соответственно сему нравственную чистоту и ревновал о святости жизни. Сампсон, как известно, не соблюл нравственной чистоты, осквернил себя плотскими грехами, и наконец пренебрег внешним отличием назорейства. Для того, чтобы все это не казалось противоречием предсказанию Ангела, можно понимать это предсказание или в смысле заповеди 3 , или в том, что хотя Сампсон поступал несогласно с духом и законом назорейства, но под конец жизни, вразумленный бедствиями в плену Филистимском, он раскаялся в своих падениях и умер неукоризненным назореем. Суд.13:8 . И помолися Маное Богу и рече: во мне, Господи, человек Божий, егоже послал еси к нам, да приидет еще к нам и наставит ны, что сотворим отрочати раждающемуся. Узнав от жены слова сказанные ей Ангелом, Маной не усомнился в истине их, но взвешивая важность обязанностей в отношении к имеющему родиться сыну, предстоящих не только матери, но вместе, по его мнению, и отцу, Маной пожелал точнее узнать волю Божию относительно этих обязанностей. Он стал молить Господа, да пошлет Он к ним вторично вестника Его воли для объяснения, что именно им должно делать в отношении к сыну, предназначаемому спасать Израиля от руки Филистимлян. Ангел сказал жене Маноя, что она должна делать, но Маною хотелось знать, не нужно ли и ему что-нибудь особенное делать, когда родится у них сын, какое участие ему предстоит в деле воспитания отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если битва продолжается долго, воин, естественно, утомляется и изнемогает; иногда доходит до такого состояния, что ему приходит на мысль или убежать с поля битвы, или отдаться в плен. Но вот, в эту опасную минуту вдруг является перед воинским строем военачальник. Он возглашает упавшим духом воинам: «не робейте, вперед, за мной», и сам, презирая опасность, летит вперед на неприятеля. Голос военачальника и пример его бесстрашия ободряет воинов. Они смело идут вперед под его предводительством, забывают усталость и, увлекаемые его примером, стремительно нападают на врага и наносят ему поражение. По сему наглядному подобию можно судить о силе Креста Христова в отношении к духовным воинам. Зрелище Креста Христова производит на них такое же действие, как появление военачальника во время битвы перед воинским строем. «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса, иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест ( Евр.12:1,2 ). Христос не только заповедал нам нести бремя креста и самоотвержения, подвизаться в борьбе со врагами спасения, но и сам показал пример самоотвержения, сам понес на себе бремя Креста. Итак, если ты изнемогаешь под бременем Креста и самоотвержения во дни Великого поста, если твое терпение готово истощиться, то ободри себя воззрением на предлежащий Крест Христов, как воины земные ободряют себя, взирая на своего военачальника. Крестный подвиг Христов увенчан победой и славой. Будь уверен, что и тебя ожидают победа и слава, если, взирая на пример Христа, будешь неутомимо нести вслед за Ним бремя Креста и самоотвержения. Вот еще другой пример для объяснения того, как спасительно для постящихся зрелище Креста Христова. Христианин, проходящий продолжительное поприще Великого поста, походит на путника, идущего в дальнюю страну через великую пустыню, покрытую песком и загроможденную камнями. Его палит зной, его мучит жажда, он утомлен длинным переходом; он дошел до того, что хоть ложись да умирай. Но вот, он видит вдали большое пространство, покрытое древесной растительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

3 Напр., еп. Виссарион (Нечаев) предлагает следующее объяснение: «Приносим о всех (по всему). „По всем тем причинам, которые при этом были упомянуты“. И за вся (для всего). „Для всех упомянутых целей“». [ Виссарион Нечаев , 2005, 319]. Иером. Михаил (Арранц) полагает, что «слова „О всех и за вся“ (κατ πντα κα δι πντα) означают „всегда и везде“» [Арранц, 2003, 41]. 4 Отец Михаил опирается на: [Собрание древних литургий, 1874–1877]; [Anaphorae syriacae, 1939–1981]. 5 Эта группа «представлена большею частью анафор, начиная от Литургии VIII кн. Апостольских Постановлений и заканчивая действующими Литургиями православных, несториан, армян, эфиоплян и дореформенных римо-католиков» [Асмус, 2000, 125]. 9 Об учении Кавасилы о Евхаристии как Жертве, см. подробнее: [γγελπολος, 1965, 22, 30–31, 36–38]; [Kallistos Ware, 2005, 141–153]; [Metso, 2010, 81–146]; [Tsirpanlis, 1976, 348–351]; [Mantovanis, 1984, 239–258]; [Борнер, 2015, 263–300]; [Елиманов, 2021, 151–177]. 10 «Τοτον κκλησα μιμουμνη, οχ κσιον μνον λλ κα χαριστριον τν προσαγωγν ποιεται τν δρων. Κα τοτο δεκνυσι μν κα τρωθεν, μλιστα δ π τς εχς ν πς σκοπς περιχεται τς ερουργας. Διηγησαμνη γρ παντα τ παρ το Θεο δοθντα μν κα πρ πντων εχαριστσασα κα τελευταον προσθεσα τν το Κυρου δι σαρκς παρουσαν κα τν το μυστηρου τοτου παρδοσιν, κα ς νετελατο κα μς τοτο ποιεν πγαγε· “Μεμνημνοι τονυν τς σωτηρου τατης ντολς κα πντων τν πρ μν γενομνων, το σταυρο», κα ξς πντα καταλξασα μετ τν μνων, το σταυρο”, κα ξς πντα καταλξασα μετ τν σταυρν, ετ φησι· “Τ σ κ τν σν σο προσφρομεν· κατ πντα κα δι πντα σ μνομεν, σ ελογομεν, σο εχαριστομεν, Κριε, κα δεμεθ σου, Θες μν”. ρς; Τν εεργεσιν, φησ, μεμνημνοι τατην ποιομεθα τν δωροφοραν» [Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 10//SC. 4. P. 288]. 11 См. примечание: Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXII, 10//SC. 4. P. 288].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

11. Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый. Под наказанием ( παιδα) разумеется в собственном смысле учение и воспитание отроков. В рассматриваемом же стихе сим словом обозначены разные житейские бедствия – болезни, лишения, житейские неудачи. Все эти беды названы наказанием, или научением потому, что посылаются Богом с педагогическою целию, с целию вразумления и исправления. Есть отроки, которые пренебрегают уроками воспитателей и наставников, их выговорами и мерами строгости не вразумляются. На этих отроков похожи те, которые, терпя наказания от Бога за свои грехи, тоже не вразумляются ими, не исправляются, даже еще озлобляются. Соломон отечески предостерегает своего ученика (сыне) от подражания таковым, учит его смирению пред Господом. – Дальнейшими словами: «ниже ослабевай, от Него обличаемый», Соломон предостерегает своего ученика от уныния, внушает ему не падать духом под тяжестью бедствий, посылаемых нам от Бога для обличения наших грехов, для возбуждения в нас чрез обличение раскаяния. 12. егоже бо любит Господь, наказует (обличает), биет же всякаго сына, егоже приемлет. Наказуемый Господом должен взирать на Него, как на отца. Отец наказывает сына за проступки не по злобе, а по любви к нему, по желанию ему добра. Так и Господь поступает в отношении к нам: напасти, которыми Он испытует нас, суть знаки Его отеческой любви, желающей отвести нас от пути неправды и наставить на путь правды. Тяжелы удары, которые наносит провинившемуся сыну бич отца, но сын не сетовать, а благодарить за них должен отца: отец не исполнил бы своего долга в отношении к сыну, если бы равнодушно, сквозь пальцы смотрел на его проступки, если бы не взыскивал с него за них, а потворствовал ему. Подобно сему и каждый из нас, наказуемый Богом, должен не сетовать, не роптать на Бога, а благодарить Его, с уверенностию, что наказания от Бога свидетельствуют о том, что Он приемлет его в Свое благоволение, печется о его благе. Слова рассматриваемого стиха Апостол Павел в послании к Евреям ( Евр. 12:7–8 ), приводит для утешения гонимых христиан и присовокупляет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, а не сыны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1) В наставлениях Христа Спасителя об истинах веры есть немало такого, что не легко усвояет естественный разум, немало и такого, что совсем непостижимо по самому существу своему. Таково например учение Христово о таинстве Пресвятыя Троицы, о таинстве возрождения, о таинстве тела и крови Христовой. Единственный путь для усвоения этого учения есть вера. Итак, смиренно покори твой разум в послушание веры. Помни, что эти неудобоприемлемые для тебя истины открыл тебе не простой человек, но Бог во плоти, Который есть самосущая Истина и источник истины. Вспомни, как поступили апостолы, когда выслушали учение Христа о том, что Он даст плоть свою за живот мира, что ядущий Его плоть и пиющий Его кровь имать живот вечный, и: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Многие даже из учеников Христовых, услышав это учение Христово, сказали: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» – и некоторые из них даже отошли от Него и перестали ходить с Ним. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил И. Христос двенадцать Апостолов, не желая никого приневоливать к вере в Его учение. Конечно и для них невместимо было Его учение о таинстве тела и крови Христовой; но они смиренно покорили свой разум в послушание веры. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни и мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живого» ( Ин.6:51–69 ). Так отвечал Христу от лица всех апостолов Петр. Так и ты должен отвечать помыслу сомнения в откровенной истине, которой не постигаешь; скажи ему: если я верю, что Христос есть Бог во плоти, то должен верить и Его учению, как бы оно ни казалось мне трудным для усвоения. Не смущайся этою трудностию и потому, что она неизбежна в настоящем нашем состоянии. Смиренно покорись необходимости отказаться от надежды полного и ясного ведения всего, что хотелось бы тебе знать в этой жизни. Смиренно и терпеливо жди возможности в жизни будущей увидеть во всей ясности многое, что в настоящей жизни представляется тебе сквозь тусклое зеркало и гадательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы (Исход. I, 1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Исх. 1:1–5 . Сие имена сынов Исраилевых, входящих в Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ, исшедших из Иакова, седмьдесят пять. Имена сыновей Иакова, водворившихся в Египте, перечисляются как имена родоначальников отдельных колен, происшедших от каждого из них; перечисление сынов Израиля делается не по порядку рождения, а по матерям; сперва мы видим имена сынов Иакова от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; за ними следуют сын Иакова от Рахили Вениамин, младший между братьями, наконец сыновья Иакова от служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир. Иосиф, сын Рахили, не поминается наряду с братьями, но о нем замечается только, что он бяше во Египте, т.е. прежде них водворился в Египте и тем предуготовил им переселение в страну, где их потомство возрасло в народ. – Кийждо со всем домом своим, т.е. со всем семейством – женами детьми и внуками, также со всем имуществом, именно рабами, скотом и прочим хозяйством. Такое обширное значение, в сем случае, дома подтверждается свидетельством книги Бытия, где ясно сказано, что «с Иаковом пришли в Египет сыны его и сыны сынов его, и весь род его, дочери его и дочери сынов его, и что они взяли с собою скот свой и все имущество свое» ( Быт. 46:6–7 ). В той же книге перечисляются поименно члены рода Иаковлева, которые вместе с Иаковом, как там сказано, пришли в Египет. Но как надобно понимать употребленное о них выражение пришли или переселились вместе с Иаковом? Так ли, что все они лично переселились вместе с Иаковом в Египет? Нет. Ибо известно, что один из них, именно Иосиф, поселился в Египет задолго до переезда Иакова, а другие из обозначенных в помянутом перечислении книги Бытия членов рода Иаковлева, например, дети Иосифа Ефрем и Манассия ( Быт. 46:27 ), внуки его (20), внуки Иуды от Фареса (12), и внуки Вениамина (21), – родились уже в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010