А что касается до той укоризны латин, что в словах: «печать дара Духа Святого» нет указания на лице, совершающее таинство; то в обличение тщеты ее довольно припомнить сказанное нами на стр. 164 в примеч. 2 и 3 и текстах, к которым они относятся. 408 Литургия называется у латин миссою, или от миссаг, которое с еврейского или халдейского языка означает приношение, жертва Богу, или же от возглашения: ite missa est, соответствующего нашему: «с миром изыдем». Такое название, как полагают, усвоено было литургии сначала народом, а около пятого века вошло в церковное употребление. Бон. О литург. кн. 1, гл. 1, § 5–6. 409 По обычаю латин, явившемуся у них не ранее седьмого века (Бон. О литург. кн. 1, гл. 14, чл. 3), а утвердившемуся в десятом веке (Иннокент. Начертан. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), священники их могут совершать литургию в одно и то же время и в одной и той же церкви на нескольких престолах, не отделенных один от другого стеною, вопреки свящ. древности (св. Игнат. богонос. Послан. к филадельф. чл. 4, стр. 144. Казань, 1855 г. Евсев. Церк. истор. кн. 10, гл. 4, стр. 566. Спб. 1848 г. Оптат. милевит. Соч. кн. 1, стр. 42. Париж, 1631 г.). В таком случае один из них совершает ее вслух, а все прочие тайно, про себя: от чего литургии первого рода называются у латин миссами гласными (missa cantata), а второго – тайными (missa lecta), которые продолжаются обыкновенно от 15 до 20 минут. По другому обычаю, получившему у латин начало свое в десятом веке (Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), воспрещенному у них в одиннадцатом (Барон. Летоп. под 940 и 1063 гг.), снова вкравшемуся к ним около тринадцатого века и повлекшему за собою со стороны корыстолюбивого духовенства латинского множество злоупотреблений (Бон. О литург. кн. 1, гл. 15, § 6) и снова воспрещенному, священники латинские имеют право служить несколько литургий (три: одну ночью после утрени, другую на заре после первого часа, а третью днем после третьего часа) в один и тот же день (в праздник Рождества Христова) на одном и том же престоле (Серединск. О богослужен. западн. Церкви, ст. 2, стр. 18. Спб. 1849 г.): чего в древние времена Церкви не бывало (Боскиллот. Истор. тракт. о литург. кн. 2, гл. 4. Паг. Критик. на летоп. Барония, под 313 г. чл. 17. Антверпен, 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

монахиня Геновефа Скачать epub pdf Архимандрит Афанасий (в миру Анатолий Нечаев) родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. По окончании Духовной Семинарии работал на железной дороге в Москве. Как-то раз на одной из улиц Москвы Анатолий натолкнулся на толпу, слушавшую малопонятную проповедь каких-то нерусских людей в полувоенной форме. В те трудные годы (шла первая мировая война) в Москве активно действовала Армия спасения 1 . Впечатлительный, порывистый А. Нечаев горячо отозвался на призыв проповедника и увлекся благотворительной социальной работой. В книге проповедей и бесед митрополита Сурожского Антония есть личные воспоминания о встречах с отцом Афанасием (Нечаевым) , где он с большой любовью рисует его духовный облик 2 . Митрополит Антоний приводит свидетельства людей, знавших отца Афанасия в годы, когда он совсем молодым посвятил себя служению в Армии спасения. Удивительно, что люди, знавшие его в то далекое время, не забыли, сколько человеческого тепла, нежной заботы о больных, о нуждавшихся в помощи, сколько сострадания проявил тогда Анатолий Нечаев. В каждый дом, который он посещал, вносилась атмосфера радости, счастья, доброго общения между людьми. Он становился самым нужным, самым желанным человеком. Вскоре, однако, Анатолий Нечаев убедился, что намерения и деятельность Армии спасения в России оказались связанными с политической игрой. Анатолий Нечаев пережил острый духовный кризис, мучился сомнениями, которые привели его к встрече с известным тогда в Москве духовником, продлившейся всего лишь несколько часов… После этого Нечаев порывает все отношения с Армией спасения и поступает послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Добрый, отзывчивый, жизнерадостный Анатолий Нечаев вскоре приобрел симпатии игумена и всей братии. Он имел прекрасный голос и пел на клиросе. Обладая большой физической силой, с радостью выполнял самые тяжелые послушания. Он был счастлив, потому что нашел свой дом, свое пристанище, свое призвание, Совсем неожиданно Анатолий Нечаев, принявший постриг с именем Афанасий, получил от монастыря новое послушание. В обители не было своего богослова. Обратив внимание на незаурядные дарования молодого инока, старцы монастыря послали его учиться богословию в Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже. Вернуться в Валаамский монастырь ему уже не пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Necha...

Так как тело Христово напитано кровью Христовою (на литургии, на которой было освящение даров), то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, Владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник, давая ему частицу Святых Таин, говорит: «такому-то священнодиакону преподается честное и снятое и. пречистое тело и кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и жизнь вечную (Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях в служении преждеосв. литургии), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Подобно сему говорит священник, когда и сам берет частицу Святых Таин (Там же). По причащении, взяв губу, отирает руку, глаголя: «Слава Тебе, Боже», трижды. И, целовав губу, положит на место (Чиновн., Литург. Преждеосв. даров и Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях). Если на службе преждеосвященной литургии причащается только священник без диакона, то, по причащении Святых Таин, священник не пиет из Чаши, но пиет по окончании литургии, когда потребляет Святые Тайны. Ибо, хотя вино и освящено вложением частиц Святых Таин, но оно не пресущсетвлено в божественную кровь; над ним не читались здесь, как в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , слова освящения (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в служении литургии преждеосвященной). Но если на литургии священник и диакон приобщаются, то диакон в это время из Чаши не пиет (а пиет по заамвонной молитве, по потреблении оставшихся частиц Святых Таин) (Там же). Священник же по приобщении Святых Таин берет святой Потир с покровцем обеими руками, пиет из него, ничего не произнося. Затем уста о Потир вытирает покровцем и ставит Потир на престол. И, взяв анафору (антидор), умывает руки и уста и читает благодарные молитвы 779 (Там же). диакон (если же при литургии преждеосвященных Даров не бывает диакона, то священник) полагает с дискоса частицы в Потир с великим вниманием, ничего не произнося (Служебн., Изъявление о некоторых исправл. служ. преждеосв. литург. и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). И, целовав святый дискос, полагает близ святого Потира. Потом, взяв покровец, покрывает святой Потир; на святый же дискос полагает звездицу и покровцы и аер (воздух) и покланяется трижды (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

133. Ркп. Моск. Типогр. библ. л. 20 об.; это указание см. в объясн. 8 гл. Типик. 134. Προοιμιακς, что слав. уст. XIV b. Моск. Син. библ. и поясняют: «преднеобразный всея твари». 135. В древн.: екклисиарху (например, греч. XIII b. Моск. Рум. муз. Сев. собр. л. 1, слав. XIV b. Моск. Син. библ. л. 1). 136. Например, 18 сентября по Евергетидскому уставу (Дмитриевский А. Описание литург. рук. I, 279). 137. 1 Кор. 10, 31. 138. Иез. 46, 24. Хотя пророк здесь описывает таинственный, символический храм будущего, но все подробности для этой картины он берет из действительного Иерусалимского храма (Олесницкий А. Ветхоз. храм в Иерусалиме. СПб., 1889. с. 348). 139. См. Вступ. гл., с. 23–24. 140. Рукоп. Моск. Син. библ л. 202–200 141.  Дмитриевский Α Τυπικ, LXXVII и д. 142.  Кекелидзе К, прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. с. 308. 143. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 40 и об. 144 Т. е. било. Не исправлена прежняя терминология, приспособленная не к колоколам, а к билам. 145. Типикон, гл. 48, декабря 25, января 6; гл. 50, во св. и вел. Нед. Пасхи. 146. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Кекелидзе К, прот. Литург. пам., 315. 147. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 1 об. 148. Напр., ркп. Музея Киев. Дух. Акад. Аа 194 (XVI b.), с. 18–19. 149.  Пахомия Великого правило 36. 150.  Савваитов П. Путешествие Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце XII-ro столетия. СПб., 1872. с. 17, 103. 151.  Кекелидзе К., прот. Литург. памят., 315. 152. Рукоп. Моск. Рум. м. Сев. собр. 491/35, л. 1 об. Моск. Синод. библ. л. 1 об. и 329/384, л. 13. 153. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 3 об.; л. 4. 154. Рукоп. Моск. Синод. библ. л. 4 об. 155. Ευταξας, по замечанию Goar " a (Εχολγιον sive rituale graecorum. Venetiis, 1730, p. 23), — то же, что magister caeremoniarum, надзиратель за благочинием в храме, указывающий входящим места, — в древности такая обязанность лежала на диаконе, а затем передана низшим чинам клира и, как видно из настоящего места, чинам одного разряда с чтецом. Евтаксию соответствует в монастыре параекклисиарх или кандиловжигатель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1 По преданию, этот дом принадлежал Иосифу Аримафейскому (См. «Жизнь И. Христа» проф. Скворцова). 3 Возлёг – это значит: сел в полулежащем положении. Так в древности садились за стол во время обедов. Стол становился посреди комнаты, устланной войлоками и коврами, а около стола приготавливались места для возлежания или сидение, которые и назывались ложами. Обедающие, опираясь на ложе левою рукою, правою брали пищу. 4 Руководством при составлении этого очерка служили: а) «Изъяснен. Литург.» Дмитриевского, б) «Истор. обзор песноп.» Филарета и др. соч. 5 Известно, например, что ап. Иоанн Богослов употреблял при богослужении – золотой венец, вроде нашей митры. Такое же увясло употреблял и ап. Иаков, первый епископ Иерусалимский. От сего последнего остались и, впоследствии подарены были Константинопольскому патриарху Игнатию Феодосием, патриархом Иерусалимским: Подир – верхняя одежда ветхозаветного первосвященника, с отверстием для головы, без рукавов и со звонцами, похожая на наш саккос и нарамник, или омофор. Сама Матерь Божия собственными руками устроила омофор и подарила его св. Лазарю, воскрешенному Христом, когда тот был епископом на острове Кипре. Апостолом Павлом оставлена была в Троаде та самая фелонь, в которой он священнодействовал («Изъяснен. Литург.» Дмитриевск. 43). 6 Блаж. Августин утвержд., что в Коринфе Евхаристия совершалась post coenam sive convivium, что и было там причиною беспорядков и злоупотреблений. Он же думает, что именно ап. Павел отменил этот обычай совершения Евхаристии после вечерни в то время когда пришел в Коринф сам по обещанию своему, с целью устроить тамошние дела (Ep. 118 ad Иап., с 6–7. Катанский. «Очерк истор. литург. Прав. Церкви»), 8 Фиест – Θυστης – мифологическая личность, считающаяся между потомками Тантала. О нем говорят, что ему был предложен за трапезою собственный его убитый сын от враждовавшего против него брата Атрея (Гамера Илиада, 2, 106. Эсхил. 1253. Эврип. Ор. 1608). 9 После этой беседы, изъясняющей вкратце весь ход Божественной литургии, другие беседы, изъясняющие все части её, сделаются более понятными. Το же должно сказать и по отношению к ранее помещенному нами общему обзору всенощного бдения. Вообще, при распределении литургического материала мы руководились, помимо других соображений, педагогическими интересами. Свящ. Гр. Дьяченко.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Видя дарования молодого выпускника академии, учи­лищный совет стремился направить его к преподаванию в московских духовных школах, но за неимением вакансии магистр Нечаев в 1848 году был определен преподавателем логики, психологии, патристики и латинского языка в Тульскую духовную семинарию. На духовно-учебном поприще Василию Нечаеву при­шлось сделаться новатором – читаемые им курсы не имели ни четкой программы преподавания, ни учебников, – все это следовало разрабатывать и апробировать самому пре­подавателю. Но здесь ему была предоставлена полная сво­бода педагогического творчества, семинарское начальство никоим образом не стремилось навязать преподавателю-новичку каких-либо шаблонов или инструкций в совер­шенствовании преподавания порученных ему учебных дисциплин. Мало того, В. Нечаев продолжил в Туле работу над подготовкой своего магистерского сочинения для пе­чати, пользуясь для этого рукописями святителя Димитрия Ростовского , хранившимися в частном собрании М.П. По­година. Книга вышла в свет уже на следующий год («Свя­тый Димитрий, митрополит Ростовский». Москва, 1849) и получила высокую оценку современников. Растущая известность автора труда о свт. Димитрии побудила перевести его в Москву, и вот уже с 1849 года Василий Нечаев преподает в Вифанской (близ Троице-Сер­гиевой лавры) семинарии церковную и библейскую исто­рию, церковную археологию и церковное законоведение; в 1850 году последовало утверждение его в степени маги­стра и звании профессора, а в конце 1852 года Василий Нечаев получает профессорское место в Московской ду­ховной семинарии, где преподает Священное Писание и греческий язык. Как отмечали близко знавшие молодого профессора начальники и коллеги, Василий Нечаев был совершенно чужд светскости и стремился к принятию священного сана. Желание его исполнилось: в декабре 1853 года он был рукоположен в сан священника, продолжая преподавать в МДС, одновременно являясь и законоучителем 1-го Мос­ковского кадетского корпуса. Но в 1855 году священник Василий Нечаев оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению – святи­тель Филарет, митрополит Московский назначил его свя­щенником московского храма Николы в Толмачах, где о.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нечаев Александр Андреевич — брат о. Владимира Нечаева, инспектор Тамбовской семинарии. Нечаев Андрей Илларионович — священник, дед митрополита Питирима. Похоронен в с. Селезни под Тамбовом, местные жители до сих пор хранят память о нем. Нечаев Виктор — брат митрополита Питирима, умер в младенчестве. Нечаев Владимир Андреевич (1877–17.12.1937) — протоиерей — отец митрополита Питирима. Нечаев Иван Владимирович (1904–1962) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Михаил Владимирович (1901–1970) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Николай Владимирович , брат митрополита Питирима, инженер–строитель. Нечаева Александра Владимировна (1911–1985) — сестра митр. Питирима, агроном. Нечаева Анна Владимировна — сестра митрополита Питирима. Нечаева Вера Владимировна (1903–1987) — сестра митрополита Питирима Нечаева Мария Владимировна (1913–1988) — сестра митр. Питирима. Нечаева Надежда Владимировна (1918–1987) — сестра митрополита Питирима, филолог. Нечаева (урожд. Быстрова) Ольга Васильевна (1882–14.01.1962) — мать митрополита Питирима. Нечаева–Череватая Ольга Владимировна (1915–2000) — сестра митрополита Питирима, архитеатор–реставратор. Нечаевы — родственники митрополита Питирима по отцовской линии. Никанор — епископ, ученик Филарета Московского — возможно, имеется в виду Никанор (Бровкович) (1826–1890) — архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, мемуарист. С митрополитом Филаретом был также связан Никанор (Клементьевский) — митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский (1787–1856) — но он почти его ровесник и приводимый эпизод едва ли мог так долго храниться в устном предании. Никита Филиппович — шофер Издательского Отдела. Никодим библ. Никодим (Ротов) (1929–1978) — митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Мирское имя — Борис Георгиевич Ротов. Одна из самых ярких и противоречивых фигур истории Церкви новейшего времени. Человек колоссальной энергии, с непреоборимой волей к власти. Родом из Рязанской области. По окончании школы поступил в Рязанский педагогический институт, но вскоре оставил учебу и начал работать при Ярославском архиерейском доме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Нечаев Александр Андреевич — брат о. Владимира Нечаева, инспектор Тамбовской семинарии. Нечаев Андрей Илларионович — священник, дед митрополита Питирима. Похоронен в с. Селезни под Тамбовом, местные жители до сих пор хранят память о нем. Нечаев Виктор — брат митрополита Питирима, умер в младенчестве. Нечаев Владимир Андреевич (1877–17.12.1937) — протоиерей — отец митрополита Питирима. Нечаев Иван Владимирович (1904–1962) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Михаил Владимирович (1901–1970) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Николай Владимирович , брат митрополита Питирима, инженер–строитель. Нечаева Александра Владимировна (1911–1985) — сестра митр. Питирима, агроном. Нечаева Анна Владимировна — сестра митрополита Питирима. Нечаева Вера Владимировна (1903–1987) — сестра митрополита Питирима Нечаева Мария Владимировна (1913–1988) — сестра митр. Питирима. Нечаева Надежда Владимировна (1918–1987) — сестра митрополита Питирима, филолог. Нечаева (урожд. Быстрова) Ольга Васильевна (1882–14.01.1962) — мать митрополита Питирима. Нечаева–Череватая Ольга Владимировна (1915–2000) — сестра митрополита Питирима, архитеатор–реставратор. Нечаевы — родственники митрополита Питирима по отцовской линии. Никанор — епископ, ученик Филарета Московского — возможно, имеется в виду Никанор (Бровкович) (1826–1890) — архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, мемуарист. С митрополитом Филаретом был также связан Никанор (Клементьевский) — митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский (1787–1856) — но он почти его ровесник и приводимый эпизод едва ли мог так долго храниться в устном предании. Никита Филиппович — шофер Издательского Отдела. Никодим библ. Никодим (Ротов) (1929–1978) — митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Мирское имя — Борис Георгиевич Ротов. Одна из самых ярких и противоречивых фигур истории Церкви новейшего времени. Человек колоссальной энергии, с непреоборимой волей к власти. Родом из Рязанской области. По окончании школы поступил в Рязанский педагогический институт, но вскоре оставил учебу и начал работать при Ярославском архиерейском доме.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

В тесной связи с изложенными мыслями о предании в широком смысле и о случайном происхождении апостольских писаний стоит учение Беллярмина о догматической неполноте св. Писания. Ни весь канон вообще, ни отдельные его книги в частности недостаточны без предания: многое, что необходимо знать, в св. Писании не содержится 442 . Так как Апостолы писали по требованию частных и случайных обстоятельств, то они не имели намерения в своих письменных произведениях изложить во всей полноте хоистианское учение: они записали только то, что считали нужным и полезным проповедывать всему народу; другое же, что знать было необходимо христианам более совершенным, оставили в предании 443 . Поэтому и цель св. Писания, собственная и главнейшая, была не та, чтобы служить для нас правилом веры, а быть только некоторым полезным commonitorium ом для сохранения устно проповеданного учения 444 . Указанные особенности в учении Disput. о предании нашли себе место и в «Камне веры». Здесь, как и у Беллярмина, мы встречаемся с двояким пониманием предания. Прежде всего находим учение о предании в тесном смысле. Раскрытию этого учения посвящена большая часть содержания рассматриваемого трактата (см. предисловие, главы – третью, четвертую и пятую). Под церковным преданием «Камень веры» разумеет «учение некое, в священных писаниях, рекше в Библиях неписанное, но от единого другому явленое, и последователне содержимое. Бывает же сицево учение и писано: обаче не в Библиях, сиречь, не в священных писаниях, разве в книгах отец святых, пастырей и учителей Церкве святыя» (стр. 692). Таким образом, преданием называется церковное учение, не данное в св. Писании, но постоянно и преемственно сохраняемое или в живом сознании пастырей церкви, или записанное в их творениях. Как ни широка и неопределенна область церковного учения, заключенного в св. предании, мы, однако, можем иметь понятие о содержании этого учения. Что же православная церковь хранит на основании св. предания независимо от св. Писания? Во-первых, на основании св. предания « церковь святая, невеста Христова, имать полномощную власть, всякая чиноправления благолепию веры святыя подобающая уставляти. Отцы богоноснии, пастырие и учителие вселенные, от самех апостолов друг другоприимателне сия узаконения и чиноправления преданием восприяша, и последним веком предаша, и нас тако научиша» (691). «Предания божественная нарицаются, яже имутъ начало от самого Христа, апостолы своя тайно научивш аго... Такова предания суть в служении и строении тайн святых, како тыя подобает устрояти и освящати, о тех бо в священных писаниях мало обретаем, разве от предания божественн аго» (692–693).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Слова Божественн. Кирилла: Источниками Израиля могут быть блаженные пророки, и еще до них—закон. Итак, он говорит, что не из других, но из них самих должно почерпать песни и славословить Бога. А это сказал об иноверных еретических писаниях. Ибо Господь благословляется из законных и пророческих писаний у тех, которые в состоянии почерпать из самых источников спасения воду с веселием. Из сего (места) должно изобличать отделяющих древнее писание от нового, в том, что они не могут в церквах благословлять Бога, как не имеющие источников израильских и Господа оных. Исихий говорит, что и домашнее собрание благочестивых называется церковью, как говорит и Павел : приветствует вас в Господе много Акилла и Прискилла с домашнею их церковью (1Кор. 16, 19). 28. Тамо Вениамин юнейший во ужасе (исступлении). Там. Где? В церквах Божиих. Вениамином, по словам божествен. Кирилла, называет Апостола Павла, как происходящего из колена Вениамина, последнего сына Иакова. Называет его младшим, как уверовавшего позже всех других Апостолов. В исступлении, по причине испытанного им восхищения до третьего неба, о каковом он сказал: в теле ли, не знаю, или вне тела, также не знаю, Бог знает (2Кор.12,3); еще: и так если мы пришли в исступление, то для Бога (2Кор.5,13). Притом на Павле исполнилось и пророчество Иакова, изреченное о колене Вениаминовом: Вениамин— волк хищный. Поутру ест он, и даже до вечера дает пищу (Быт.49, 27); потому что Павел прежде, как волк, расхищал церковь Божию и истреблял ее (съедал) яростью и убийственным намерением своим, а потом давал и другим духовную пищу, разделяя им небесный хлеб божественных слов Слова Феодорита ; Источниками израильскими справедливо могут быть названы пророческие книги, из которых мы приносим Богу песнопение. Поелику же кроме пророческих даровал нам и Апостольские, то прилично прибавляет: там и Вениамин младший (брат); а этот есть блаженный Павел , ибо и повествование Деяний называет его юношею, Он начальствует в церкви и научает Божественным тайнам и руководствует покорных ко спасению их. При том и остальной лик апостолов тщательно наставляет верующих в сих тайнах. Почему оные пророческие слова справедливо упоминают и об них: начальствующее Иуды и проч. Слова Афанасия : Там; где? среди поющих. Но справедливо прежде других упомянул о Павле , как более других потрудившемся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010