Кроме песнопений, взятых из Священного Писания , собрание верующих было оглашаемо песнопениями по непосредственному вдохновению от Святого Духа, столь обыкновенному в апостольские времена, обильные духовными дарованиями ( 1Кор. 14, 26 ); 3) поучения, которые мог предлагать не один предстоятель, но и другие, чувствовавшие в себе к тому способность и воззвание Божие ( Деян. 2, 42 ; 1Кор. 14, 26–29 ); 4) молитвы верных, под руководством предстоятеля, о себе и обо всем мире ( Деян. 2, 42 ; 1Тим. 2, 1–2 ). С литургией была соединяема трапеза братолюбия ( αγαπη) ( Деян. 4, 32–35 ; Иуд. 1:12 ; 1Кор. 11, 20–21 ). Она была устрояема из остатков хлеба, принесенного для Таинства Евхаристии, и из других приношений людей и соединяла богатых и бедных, знатных и незнатных. Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для чинопоследования литургий последующих времен. Судя по дошедшим до нас свидетельствам о совершении литургии во времена, близкие к апостольским, сохранившимся в писаниях Иустина мученика , Тертуллиана и Киприана 3 , а также по древним литургиям, известным под именами апостола Иакова, евангелиста Марка, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и другим, сходство этих литургий, по крайней мере в главном и существенном, между собой и с краткими свидетельствами о совершении литургии в апостольских писаниях и у церковных писателей II и III веков, легко объясняется тем, что в их основании положен чин, переданный от апостолов. Правда, этот чин в апостольские и в ближайшие к ним времена во многих частностях зависел от воли предстоятелей Церкви, от их усмотрения и нередко вдохновения, столь свойственного тем временам; но в своем общем составе он сохранился неизменным, вследствие благоговения к авторитету апостолов, через постоянное употребление и устное предание. Об этом способе сохранения апостольского чина литургии прямо свидетельствует святитель Василий Великий : «Кто из святых оставил на письме слова призывания, которыми освящается хлеб в Евхаристии и Чаша благословения? Мы не довольствуемся тем, что воспоминает Апостол и Евангелие; но и прежде и после говорим другие слова, которые приняли из предания неписаного, как имеющего важность для самого Таинства».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

То, что Тело и Кровь Христовы, священнодействуемые в литургии, действительно имеют значение ходатайственной жертвы, это ясно видно из слов Самого Иисуса Христа. При установлении Евхаристии, сказав ученикам Своим: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Он присовокупил: еже за вы ломимое (а не вам ломимое); и, сказав, когда предлагал благословенную Чашу: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, присовокупил: яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26–28 ). То же видно из слов апостола Павла мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии ( Евр. 13, 10 ). Здесь слово жертвенник неизбежно предполагает существование жертвы, а слово питаться ясно дает разуметь, о какого рода жертве говорит апостол. Поэтому во всех литургиях, начиная с самых древних, Церковь исповедует перед Богом, что приносит Ему Бескровную жертву о всех и за вся . И эта жертва есть не только умилостивительная, но вместе благодарственная и хвалебная, потому что преподание ученикам Тела и Крови Своей под видами хлеба и вина Установитель Таинства предварил благословением и благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26–27 ), отчего само Тайнодействие называется Евхаристией (благодарением). Евхаристия есть жертва, а не только спасительная пища и питие, литургия совершается не только тогда, когда в храме есть причастники, но и тогда, когда их нет, кроме одного священника. «Ты не причащаешься, находясь на литургии, зато присутствуешь при совершении спасительной жертвы; зато тебя и всех твоих близких, живых и умерших, поминают при этой жертве, и сам ты с большим дерзновением приступаешь к престолу благодати, зная, что за тебя ходатайствует Кровь Божественного Агнца, священнодействуемая в алтаре». Великая важность Тайнодействия литургии была причиной того, что Иисус Христос , еще задолго до установления этого Тайнодействия, дал обетование об его установлении, подобно тому, как задолго до установления Таинства Крещения ( Мф. 28, 19 ), Он в беседе с Никодимом указал на это Таинство возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание Предварительные замечания Проскомидия Литургия оглашенных Начальные моления Антифоны на Литургии оглашенных Антифоны вседневные Антифоны воскресные Антифоны на великие праздники Антифоны на Рождество Христово Антифоны на Богоявление Антифоны на праздник Ваий Антифоны во дни Пасхи Антифоны на Вознесение Господне Антифоны на Пятидесятницу Антифоны на Преображение Господне Антифоны на Воздвижение Честного Креста Малый вход на Литургии оглашенных Чтение Апостола и Евангелия Прокимны Прокимны дня Прокимны Апостола Аллилуиа, аллилуарии, каждение и тайная молитва перед чтением Евангелия Вонмем, мир всем, премудрость, прости Благословение на чтение Евангелия, свеча перед Евангелием, горнее место Ектения сугубая и ектения об оглашенных Литургия верных Приготовление к святому возношению Святое возношение Приготовление к причащению Святых Тайн Причащение Святых Тайн Заключительные действия Приложение. Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии     В книге известного учёного, проповедника и педагога епископа Виссариона (Нечаева) (1823–1905) просто и доступно объясняется смысл и значение самого важного православного богослужения – Божественной литургии. Предварительные замечания Божественной литургией называется церковная служба, на которой под видом хлеба и вина, освящаемых в Тело и Кровь Христовы, приносится Богу Таинственная жертва и предлагается для вкушения верным Таинственная спасительная пища и питие 1 . В просторечии эта служба называется обедней, в связи с тем, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые на ней для вкушения верующим, у апостола Павла называются трапезой Господней и вечерей Господней ( 1Кор. 10:21, 11:20 ). Литургия имеет преимущество перед всеми церковными службами. Ко всем церковным службам относится обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18, 20 ), потому что каждой церковной службе свойственно привлекать собрание молящихся. Христос невидимо присутствует в каждом молитвенном собрании верующих, и не в только церковном, но и в домашнем, внимая их молитвам, во имя Его возносимым, и просвещая их святым Своим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В среду служба совершается в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богоматери. Слова прокимна взяты из песни Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем . Стих: Яко призре на смирение рабы своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди ( Лк. 1, 46–48 ). Этими словами Дева Мария с сердечным восторгом славословит Господа, который из глубины внешнего уничижения ( смирения ) возвел Ее на такую высоту славы, что отныне все народы будут Ее ублажать, как Богоматерь. В четверг служба в честь апостолов. Поэтому для прокимна и его стиха избраны слова из 18-го псалма, изображающие величие Божие, открывающееся в небесах и светилах небесных, но апостолом Павлом прилагаемые к апостолам, как светилам на тверди церковной. Вот эти слова: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь 39 . В пятницу служба Честному и Животворящему Кресту Господню. Поэтому Церковь словами прокимна: Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть ( Пс. 98, 5 ), призывает нас поклоняться Распятому на Кресте с таким же благоговением, с каким израильтяне поклонялись перед ковчегом завета, который назывался подножием ног Божиих. Стих: Господь воцарился, да (пусть) трепещут народы ( Пс. 98, 1 ). Иудеи не восхотели иметь духовным царем Христа Спасителя и пригвоздили Его ко Кресту; но Крест послужил Ему путем к царственной славе. Пусть продолжают злобствовать ( да гневаются ) на Него враги Его: их злоба Ему не страшна 40 . В субботу служба всем святым, достигшим упокоения в Господе и радующимся пред Лицем Его . Поэтому прокимен: Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии ( Пс. 31, 11 ). Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония, и их же прикрышася греси . В воскресный день совершается служба во славу Воскресшего Господа. Прокимны изменяются по гласам и в той или иной степени отражают празднуемое событие воскресения Христова. 1-й глас. Прокимен: Буди милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя ( Пс. 32, 22 ). Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала . «С радостью прославляйте Господа, истинные Его почитатели: кому, как не вам, прославлять Его? Только ваши хвалы и жертвы угодны Ему, тогда как молитва нечестивых возбуждает в Нем отвращение. Уклоняяй ухо свое не послушати закона, сам молитву свою омерзил ( Притч. 28, 9 ). Их всесожжения, их кадило, их празднования, их посты ненугодны Господу ( Ис. 1, 11–14 )». Итак, празднующие воскресение Христово предостерегаются псаломским стихом, следующим за прокимном, от празднования неугодного Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

7-й глас. Прокимен: Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром ( Пс. 28, 11 ). В применении к воскресению Христову слово миром напоминает тот мир, который Христос преподал Своим ученикам, явившись им после Своего воскресения. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принеси те Господеви сыны овни . Этим стихом сыны Израилевы приглашаются принести Богу вещественную жертву из овнов, в знак благоговения перед явлением Его всемогущества и благости в видимой природе; а сыны Божии во Христе Иисусе – жертву духовную, жертву хвалы, как проявившему Свою Божественную славу в воскресении из мертвых. 8-й глас. Прокимен: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему ( Пс. 75, 12 ). «Возносите к Богу мольбы о ниспослании милостей, а за полученные милости воздавайте Ему благодарностью». Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Истинный Бог, не оставляющий Себя сокрытым для всех народов, даже неведующих Его, преимущественно открывает Свою славу перед Его почитателями: в Ветхом Завете – израильтянам, в Новом Завете – христианам. Особенно ведом Он последним во Христе Иисусе, оживотворившем нас через Свое воскресение из мертвых. Прокимны Апостола В прокимнах Апостола еще больше заметна применимость к свойству праздника, чем в прокимнах дня к особенностям дневных служб. Представим два примера. В воскресенье Ваий прокимен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам ( Пс. 117, 26–27 ). О применимости к празднику этих псаломских слов достаточно сказать, что ими народ приветствовал Иисуса Христа, входившего на осляти в Иерусалим. Народ этими словами приветствовал Его как своего вождя, от которого ожидал победы над внешними врагами; а мы обращаемся к Нему с тем же приветствием, как победителю смерти 41 . Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его . «Славьте Господа за Его милости в прошлом, настоящем и будущем». В праздник Вознесения Господня прокимен: Вознесися на Небеса Боже, и по всей земле слава Твоя ( Пс. 56, 6 ). Слава Божия состоит и в защите угнетенных ( Ис. 65, 5 ). Псалмопевец просит Бога, чтобы Он показал эту славу перед лицом неба и земли, спасая его и подобных ему от врагов. Словами псалмопевца и мы просим вознесшегося на небо, сидящего одесную Бога Отца, нашего Спасителя, чтобы Он не переставал с высоты Своей святости защищать основанную Им Церковь от ее врагов и в торжестве над ними являть Свою славу. Стих: Готово сердце мое Боже, готово сердце мое, воспой и пой во славе моей . «Уверенность в Твоем, Господи, покровительстве делает мое сердце твердым и мужественным в борьбе с моими врагами, так что в виду их я готов весело петь перед Тобой и прославлять Тебя псалтирью и гуслями».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

    Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002.     Афанасий Великий, свт. Творения. В 4 т. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1994.    Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. 7-е изд., испр. и переработ. М.: Изд. Русск. Пантелеимонова м-ря на Афоне, 1897 (репринт: М., 1994).     Ахматова А. Собр. соч. В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998—2002.     Бальмонт К. Избранное. М.: Правда, 1990.     Беляков В.В. Сокровища Синая. М.: Вече, 2004.     Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1976.     Блок А. Избранное Сост. М.Латышев. М.: Терра, 1997.     Брюсов В. Избранное. М.: Правда, 1982.     Брюсов В. Огненный ангел. М.: Терра — Книжный клуб, 2001.     Булгаков М.А. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск: «Белорусск. советск. энциклопедии» им. П. Бровки, 1988.     Бухарев И., свящ. Жития всех святых. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословск. ин-та, 2000.     Василий Великий, свт. Духовные наставления. М.: Сретенский м-рь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.     [Василий Великий.] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1—4. М: Тип. Августа Семена при Имп. Медико-хирургич. Академии, 1845—1846 (репринт: М., 1993).     Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб.: Изд. автора, 1899.     Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. [Почаев:] Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003.     Вениамин (Федченков), митрополит. О богослужении Православной Церкви. М.: Отчий дом, 1999.     Виссарион (Нечаев), епископ. Толкование на Божественную литургию по чину святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. [Сергиев Посад:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.     Городецкий Н. Избранные произведения. В 2 т. М.: Худ. лит-ра, 1987.     Григорий Богослов, св. Творения. В 2-х т. [Сергиев Посад:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Само чудо насыщения пятью хлебами множества народа тоже непонятно, как и все чудеса, и не для того ли сотворено, чтоб уверовавших в это чудо предрасположить к вере в чудесное, вышеестественное присутствие Иисуса Христа Телом и Кровию под видами хлеба и вина в Таинстве Евхаристии? Он некогда в Кане Галилейской воду претворил в вино, сходное с кровью; и не достойно ли веры, когда вино прелагает в Кровь?» (святитель Кирилл Иерусалимский). Мы не видим чувственными очами Плоти и Крови в этом Таинстве, зрение наше не удостоверяет нас в этом. Но подивимся не только всевластной силе нашего Спасителя и Господа, являемой в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Его, но и беспредельному Его к нам снисхождению. Бог знает человеческую немощь, которая многого с недовольством отвращается, когда оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог , по обычному Своему снисхождению, через обыкновенное по естеству совершает вышеестественное. «Так как люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие воду и вино, то Бог с этими веществами соединил Свое Божество, сделал их Своим Телом и Кровию, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном» (преподобный Иоанн Дамаскин ). Обетование об установлении Таинства Тела и Крови Господь Иисус Христос исполнил в навечерие Своей крестной смерти, за день до праздника иудейской Пасхи. Этот праздник, величайший из всех ветхозаветных праздников, был установлен в память избавления евреев из египетского рабства. Он состоял в заклании и ядении однолетнего непорочного агнца с горькими травами и пресными хлебами. Кровь закланного агнца должна была напоминать евреям ту последнюю ночь, перед исходом из Египта, когда, по повелению Божию, двери их жилищ снаружи были помазаны кровью агнца, и Ангел губитель проходил мимо еврейских жилищ, отмеченных этим знаком, и поражал первенцев только в соседних египетских домах. А опресноки и горькие травы должны были напоминать евреям поспешное бегство из Египта и их горькую судьбу во время долговременного пребывания в египетском рабстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

16. Яко достойных ея сама обходит ищущи и во стезях ея является им благоприятне (благосклонно является им не путях) Мудрость олицетворяется здесь под образом такого учителя, который не только дома у себя каждую минуту готов принять к себе ученика, но и вне дома, на дороге ищет людей, способных к принятию его наставлений и благосклонно идет им на встречу. Подобное говорится о премудрости в книге Притчей (I, 20). Мысль стиха такая: желающий научиться любомудрию повсюду не только чрез людей, но и чрез рассмотрение дел Божиих в мире может познать Бога. Гл. VII. 30. Мудрости никогдаже одолеет злоба Объяснение см. в пятой паремии, гл. VII, 29. Гл. VIII, 2. Сих ради рачитель бых доброты (красоты) ея, и возлюбих ю и поисках от юности моея, и взысках невесту привести себе В предшествующих стихах мудрость или любомудрие олицетворяется под образом учителя, общение с которым столь вожделенно для искателя мудрости. Теперь писатель книги от лица Соломона, изображает мудрость под видом невесты, которую возлюбил он от юности. Сих ради (т. е. ради обширных действий мудрости, обнимающих весь мир ст. 1), рачитель бых доброты ея, т. е. полюбил ея достоинства, как жених любит невесту за красоту. – И возлюбих ю, и взысках невесту привести себе, – т. е. не ограничился одним чувством любви к мудрости, но искал теснейшего союза с нею, подобно тому, как юноша ищет руки той, которую возлюбил, и стремится привести к себе, т. е. водворить ее в своем доме. 3. 4. Яко всех Владыка возлюби ю. Таинница бо есть Божия хитрости (ума) и обретательница дел Его Идет речь о достоинствах мудрости, как возлюбленной невесты. Она – мудрость – есть возлюбленная дщерь Владыки вселенной: яко всех Владыка возлюби ю. Она таинница есть Божия хитрости, – она, как близкая ко Отцу своему Богу, посвящена в Его сокровенные мудрые советы касательно управления миром. – Она обретательница дела Его: обретает в делах Его следы Его совершенств, видит дела Божественной мудрости, благости и правосудия там, где чуждые мудрости не видят ничего кроме случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Между тем предприятия, в которые он пустился, оказываются для него безводною и голодною степью. Он ждал от них обогащения, и пожинает одно бесплодие. Этого и следовало ожидать. Ложь и обман неизбежно должны привести к таким горьким последствиям. 13. Жена безумная (неразумная) и продерзая (дерзкая) скудна хлебом бывает, яже не весть стыдения. С этого стиха до конца паремии изображается вред для души от увлечения в сети распутства, расставляемые женщиною неразумною и дерзкою. Неразумие её проявляется в том, что, промышляя распутством, она однако скудна хлебом бывает; это потому, что с распутством она соединяет безумную расточительность; деньги, добываемые ею, недолго держатся в её руках при её беспорядочной жизни. – Дерзость её проявляется в том, что она не весть стыдения: бесстыдный промысл свой она поддерживает бесстыдными средствами. Какими же? 14–15. Седе при дверех дому своего на столце (на стуле) яве на стогнах (на улицах), призывающая мимоходящих и исправляющих пути своя (идущих прямо своими путями). Надобно дойти до крайней степени бесстыдства, чтобы так открыто завлекать в свои сети легкомысленных людей, чтобы на виду у всех (яве) сидеть у дверей своего жилища, ведущих на стогны, и зазывать к себе прохожих, идущих по своим делам в другое место. Но эта крайняя степень бесстыдства объясняется отчасти привычкою к разврату, которая убила в бесстыдной женщине нравственное чувство и погасила в ней сознание того, что честно, что бесчестно, – а отчасти, и главным образом, её уверенностию, что между прохожими найдутся люди нетвердых нравственных правил, которые пойдут на её зов. Последнее объяснение подтверждается следующими словами бесстыдной женщины. 16. Иже есть от вас безумнейший (неразумнейший), да уклонится ко мне и лишенным разума (скудоумным) повелеваю, глаголющи. Эти зазывные речи напоминают, по противоположности, речь Божественной Премудрости, которая, как мы видели в предшествующей паремии, призывает к Своей трапезе, к участию в духовных благах тоже неразумных и скудоумных (5, 6). Но Божественная Премудрость призывает их с тем, чтобы они оставили свое неразумие и просветились светом истины. Совершенную противоположность представляет речь бесстыдной женщины. Приглашаемых ею она хотя называет неразумными и скудоумными, но отнюдь не для того, чтобы дать им понять, как они жалки, живя во тьме неведения истины и в грехах, а для того, чтобы растолковать им, как глупо с их стороны не изведать тех преступных удовольствий, которые она им обещает в своем притоне разврата. Призывая их к себе, она не находит нужным выражаться пред ними вежливо, – они этой чести по глупости своей не стоят, – она прямо повелевает им, глаголющи:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закон Божий в светских учебных заведениях преподается на ряду с другими предметами. Знание Закона Божия, т. е. катехизиса, священной и церковной истории и учения о богослужении, – для учащихся в этих заведениях также обязательно, как знание прочих учебных предметов. Законоучитель обязан требовать от учащихся отчета в усвоении его уроков с такою же строгостию, как и прочие учители, обязан отмечать достоинство успехов по своему предмету баллами, принятыми и для других наук. Для получения аттестата зрелости в гимназиях требуются по Закону Божию не менее удовлетворительные успехи, как и по светским наукам. Равенство Закона Божия в этом отношении с светскими науками, проходимыми в светских училищах, оправдывается тем, что Закон Божий есть предмет научного знания, который может быть, изучаем и преподаваем согласно с такими же учебными требованиями, каким должны удовлетворять учебники по светским наукам. К сожалению, эта бесспорная истина встречает возражения, – и добро бы со стороны ни во что неверующих, – нет, со стороны верующих, убежденных в необходимости религии и религиозного воспитания, почитающих себя искренними христианами. В одном из московских периодических изданий 1 , в 1885 году была помещена статейка, направленная против учебников по Закону Божию. По мнению автора статейки, употребление их в школах и также при домашнем воспитании кроме вреда ничего не приносит. Все зло, говорит он, лежит в рационализме , – т. е., как он говорит, в рассудочности, сухих односторонних умствованиях в живом деле веры и жизни. «В домашнем воспитании, в гимназиях и семинариях Бога хотят дать ученикам не в живом чувстве Его проявлений, не в божественной красоте Его (?), а в сухой, отвлеченной форме катехизисов, схоластических священных историй и объяснения богослужения, нередко написанных людьми неодаренными полнотою душевных, следовательно и художественных сил, ни мало не вдохновенными. Зубрение Закона Божия, обращенного к живой душе впечатлительного детства, становится бессознательною проповедию неверия: рассудок и хотел бы верить, а душа страдает от системы обучения, опутанной рационализмом». «Не без страха, – продолжает автор статейки, – глядим мы на возникающие церковно-приходские училища. Что дадут, по крайней мере на первое время, эти училища при господствующей обстановке, в какой поставлены школа и жизнь духовенства? Масса предполагаемых руководителей народного просвещения, прошедших школу рационализма, не перенесет ли и в народную школу тех неприглядных приемов обучения и в конце концов не даст ли в лице грамотных крестьян – убогих умственно и шатких нравственно людей, таких же жизненных бродяг, какими часто являются многочисленные питомцы семинарской школы? Не пора ли русским детям дать живое слово вместо мертвой схоластики»? – Что это за живое слово, увидим после; но что сказать на указанные обвинения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010