Разумеется, что, размышляя о культуре, о. Александр обращается прежде всего к наследию отечественных писателей, мыслителей, и не только по ряду акцентов, на его взгляд, весьма сомнительному (Л. Толстой, В. Соловьев), но и безусловно (хотя и очень по-разному) по-христиански положительному. Таковы, к примеру, Пушкин, Гоголь, Достоевский, а из современных авторов — Распутин. Если христианский гений одних чудесным образом целокупен (зрелый Пушкин, о чем бы он ни писал), то у других (Гоголь, Достоевский) обретен в борениях. Строит о. Александр и предположения о неосознанном христианстве творчества тех писателей (Платонов), которые как правило христианскими не считаются. Один из самых тонких пассажей книги о. Александра, по нашему мнению, посвящен А. Солженицыну, первому советскому писателю, который, как говорит о. Александр, открыто призвал отказаться от жизни по лжи (этот его духовно-нравственный призыв сохраняет свою силу и сегодня, в атмосфере новой исторической лжи, утверждения греха как нормы жизни), а также «на общепопулярном уровне, понятном для советского человека», высказался в романе «Раковый корпус» о Боге. С конкретикой всех этих характеристик, и очень метких (теория Фрейда — источник анти-исповеди, общественного любования грехом), лучше познакомиться напрямую, чем через пересказ. Вместе с тем, любой читатель, взявший в руки книгу о. Александра, обратит внимание, что мозаика ее образов и оценок, направляет от выявления историко-культурного недуга к его преодолению. При описании тех случаев, когда это в современной культуре происходит, о. Александр не обязательно говорит об именах (поэт С. Бехтеев, автор пронзительных стихов о св. Царственных мучениках), которые известны всякому читателю, а также ссылается на свой личный опыт общения с архимандритом Матфеем (Мормылем), на протяжении ряда десятилетий самим певческим голосом Троице-Сергиевой Лавры, или с Анастасией Цветаевой. Означает ли это, что все высказанное о. Александром по поводу культуры и антикультуры безусловно? На наш скромный взгляд, это так, если иметь в виду главный духовный посыл книги.

http://moral.ru/anticulture/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Еще раз об Останках Святых 07.10.2019 Рубрика: Царь-Мученик Николай Перечтем еще раз эти пять давно опубликованных (см. ) и находящихся в открытом доступе на сайте Правительства РФ документов, подтверждающих подлинность Святых Останков Царственных Мучеников. Начнем с Заключения Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН, где в кратком резюме директор ИОГ профессор Н. К. Янковский объясняет Правительственной комиссии, что такое геном человека, и говорит о главном достижении исследования 2007 – 2008 г.г. заведующего лабораторией Института профессора Е. И. Рогаева: особенности ДНК, выявленные в останках, сравнили не только с ДНК родственников, но и с особенностями прижизненного образца крови Николая Второго, попавшей на его сорочку в результате покушения на него полицейского в 1891 году во время поездки по Японии. Сорочка хранится в фондах Государственного Эрмитажа, ее подлинность несомненна. (1.) Затем — само исследование Е. И. Рогаева, его Заключение. (2.) Наконец – Заключение Главного управления криминалистики СК РФ, содержащее, в частности, следующий вывод: «генотип человека, чья кровь находилась на рубахе, полностью совпадает с генотипом человека, останки которого представлены скелетом из захоронения на Старой Коптяковской дороге». (3.) К этому прибавим Итоговое заключение экспертной комиссии Российского центра судебно-медицинской экспертизы и Историческую справку об обстоятельствах сокрытия в 1918 и обнаружения в 2007 останков Цесаревича Алексея Николаевича Романова и Великой Княжны Марии Николаевны Романовой, составленную главными российскими историками и архивистами. (4 .) (5.) Экспертные заключения неопровержимы. Они имеют исчерпывающую доказательную базу. Они принуждают любого непредвзятого и нравственного человека признать обретенные в 1991 и 2007 годах человеческие останки — останками прославленных Церковью Святых, то есть святыми Мощами. Но, достоверно идентифицированные и освидетельствованные, можно сказать: сертифицированные государством, Мощи двух Святых до сих пор не упокоены и находятся не в гробах и не в раках, а в безвестном «хранении». Мощи же Царя и остальных Царственных Страдальцев хоть и погребены в Царской усыпальнице, но не являются предметом церковного поклонения и почитания, как подобает Мощам Святых. Вопреки открытой для всех правде множество церковных людей продолжают кощунственно считать их «лжемощами», не желая узнать правду, не желая расставаться с оказавшимся удобным для них мифом о полном уничтожении останков в урочище Ганина Яма. Эти люди не хотят признать, что много лет упорствовали во лжи и принести в этом покаяние. Иные же остаются совершенно безразличными к этому попранию Святыни.

http://moral.ru/еще-раз-об-останках-свят...

Мы не имеем права отвернуться от этого пути, только потому что по нему трудно идти. Поститься нетрудно, нетрудно бичевать себя, трудно отвергнуться себя, своего эгоизма, стать подлинно свободным человеком, который не боится ни главы государства, ни министра внутренних дел, даже если это министерство именуется ГПУ или НКВД, — никого. Церковь должна молиться за власти предержащие, даже если они являются ее гонителями и относиться с уважением ко всем людям, но мы не должны никого бояться, кроме Бога. Понимаем ли мы, что во времена небывалых в истории гонений Церковь выжила только благодаря святому таинству Евхаристии? Среди наших новых мучеников были священники, которые, находясь в соловецких или в колымских концлагерях, из-за отсутствия вина служили литургию на клюквенном соке, рискуя поплатиться за это жизнью. Если не было антиминса — освященного шелкового плата с частицей мощей мученика, без чего не может совершаться таинство, — литургию служили на груди осужденного на смерть за веру во Христа Бога. А один из священномучеников, отец Анатолий Жураховский, не имея возможности участвовать в служении литургии, писал из тюрьмы своим духовным чадам: «Издалека целую землю, где совершается теперь Божественная Евхаристия. И одновременно исповедовал веру разбойника благоразумного как перед причастием: «Достойное по делам своим приемлем». И вслед за святым Иоанном Златоустом прибавлял: «Слава Богу за все». А мы, со всей нашей нынешней свободой, со всеми нашими отреставрированными и вновь построенными храмами, со всем, что мы имеем, наши священники и все мы, — так ли мы благодарим Бога, чтобы нам было дано благодатно ощутить то, чему мы приносим поклонение? По милости Божией, сейчас печатается много церковной литературы. Но книги и проповеди могут помочь только в малой степени понять т?инственную тайну Церкви и жить ей. Для постижения ее надо, чтобы душа освободилась от себя и приняла Христа, как апостолы, как апостол Иоанн Богослов, слово которого о самом главном, что должен знать человек, мы слышим среди пасхальной ночи. Это означает избавление от всего, что является самодостаточным в этом мире, который не дает душе стать свободной как птица. Лицезрение истины порой страшит, его стараются избежать. Многие не читают ту или иную, может быть, самую важную для них книгу, потому что это мешает. Куда проще жить ради красивой видимости, не обязательно греховной, ради обретения хотя бы символического благополучия, ради отдыха на берегу озера, ради того, чтобы иметь возможность послушать музыку с друзьями, ради того, чтобы вступить в счастливый брак и иметь детей, — и больше ничего не надо, — но не ради того чтобы стать по дару Христа святым и воспитать детей святыми.

http://moral.ru/great-thursday/

372 Полянский П. Первое Послание святаго Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897. С. 94. 374 В изложении ее мы опираемся в основном на результаты исследования: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского . Историко-догматическое исследование. Киев, 1914. С. 106–120. На него мы и будем ссылаться, указывая при цитировании только страницы. 375 Эта связь эсхатологии и нравственного учения уже ясно обнаруживается в Новом Завете, и в частности у св. Апостола Павла, этика которого развивается в русле, определяемом двумя сущностными моментами: признанием того, что искупление, дарованное нам Богом, необходимо побуждает нас к постоянному освящению нашей жизни, и констатацией того, что спасение, которого мы должны достигнуть в будущей жизни, заставляет нас напрягать все нравственные силы для обретения желанной цели. См. Schnackenburg R. The Moral Teaching of the New Testament. N.Y., 1969. P. 278. 376 См. текст: θ διβολος ατεξοσιος ν κα μετανοσαι ο ς τε κα κλψαι, κα ατιος ατος τς κλοπς, οχ μ κωλσας κυριος («диавол в полной мере ответствен за свои действия, поскольку он вполне самовластен и мог раскаяться и отказаться от своего воровского замысла, [а не] Господь [виновен], Который не воспрепятствовал»). 379 См.: «У первохристиан сказывалось ожидание близости, но это обращение отрицательного «незамедления» в положительную «скорость» было следствием их возвышенного внутреннего настроения. Последнее обнимало всех христианских первенцев и сопровождалось у них сходными результатами, откуда естественно, что парусийная напряженность является доминирующею в первенствующей Церкви и справедливо почитается типически-характерною для нее» (Глубоковский Η. Η. О Втором Послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. Петроград, 1915. С. 86). 382 Каковую характеристику Пантена и Климента дает Доусон (independent, freelance Christian intellectuals formally unconnected with «official» Christianity) в кн.: Dawson D. Allegorical Reader and Cultural Revision in Ancient Alexandria. Berkeley, 1992. P. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Драгоценней всего - сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если он будет совпадать с тем, что мы идем, начинаем идти, попирая всякий грех. Так вступим в Великий Пост, и так будем идти всю жизнь. Как говорят святые отцы, хоть ползком, но туда. Мы знаем, что невозможно решить никаких серьезных проблем без любви, и есть только одно средство против ненависти - любовь. Только на этом пути происходит медленное рождение любви, как превращение гусеницы в бабочку. Пост и молитва - два крыла. Это полное изменение (такова тайна покаяния), это умирание для себя, но оно дает крылья. Прощение - чудо. Оно творится Богом из ничего. В тайне нашего прощения друг друга всегда есть какая-то прерывистость. Мы предупреждали, что к Прощеному воскресенью надо заранее подготовиться. Но прощение не есть результат подготовки, какой бы она ни была. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно возникает из ничего. Оно - благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать. И эта благодать нас преобразила, сделала другими. И только получив от этой жизни с избытком, я могу щедро дать другому. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в таинстве исповеди - таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим Постом. Вот высота прощения - обретение Господа и друг друга в Нем. Примирение, которое имеет целью только земное, в конце концов сводится к тайне антихриста, к притче о злых виноградарях, которые говорят: " ..Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его " (Мф. 21, 38). Их уже не интересует Христос, но только ценности, которые Он оставил. Говорить, что надо подставить левую щеку, когда вас ударили по правой - чистейший идеализм, мечтательность, если верностью правде Христовой не открыть себя любви Христа, замученного за осуждение всей неправды мира, если не принять благодать Бога, Который больше сердца нашего, как говорит святой Иоанн Богослов. Аминь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_9....

«Восточные духовности» и христианство Духовный опыт, обретенный посредством техник, ведет к полной духовной автономии, радикально противоположной Искуплению — дару любви от Воплотившегося Бога, который принимается с покаянием и смирением. Восточные духовности созвучны пелагианскому волюнтаризму — древней христианской ереси. В них то же самоутверждение — надежда на собственные силы, и они абсолютно противоположны евангельской детскости всецелого упования на Бога. Еще о Поясе Пресвятой Богородицы Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, и миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне, — действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. На любой войне враг, все захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. Казалось, это уже произошло. Но в великом ноябрьском стоянии родилась надежда. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - январь 2012 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - декабрь 2011 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - ноябрь 2011 г. Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней - Протоиерей Александр Шаргунов Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - октябрь 2011 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - сентябрь 2011 г. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2011 г. Вера означает готовность принять на себя риск любви. Единение с Богом в христианской вере, сколь бы ни было оно таинственным, всегда есть риск свободы. Без этого ни Бог, ни вера не стоят труда. Не существует подлинных отношений без свободы. В гностицизме — это слияние с абсолютным. Добро и зло не имеют значения. Зло — я никак не ответственен за него, поскольку оно — в самом моем физическом существовании. Добро, которое ждет меня, — возвращение к моему божественному началу. Я по природе своей божественен, и в этом мое спасение. Не требуется ни покаяния, ни нового отношения к жизни, чтобы наследовать спасение. Ибо призыв к покаянию предполагает также, что можно и не покаяться. В нем снова присутствует риск любви и свободы. Гностику не надо никогда исповедовать: «Я плохо поступил». Но в этом как раз и проявляется бессознательный непреодолимый страх свободы, и в этом страхе — симптом неспособности к доверию. Если человек не понимает по-настоящему, что означают слова «Бог есть любовь», он стремится упразднить свою свободу и обрести спасение иными, чем любовь, путями.

http://moral.ru/2Bogoslov.htm

Потом им приказали вырыть огромную яму, и стали спрашивать по одному: " Так ты говоришь, есть Бог? " - " Есть " , - отвечал он. Раздавался выстрел, он падал в могилу. Потом очередь доходила до следующего. " Есть Бог? " - " Есть " , - и снова раздавался выстрел. И так все шестьдесят священников приняли страдание свое за Христа. Такое страдание приняли все, кто достиг святости. Через страдание достигается самая высшая высота, все высшие заповеди блаженства, все самые драгоценные качества, первейшее из них - смирение, упование уже не на себя и не на людей, а только на Бога; узнавание, что сила Божия совершается в человеческой немощи, в обретении Христова терпения; в научении такому состраданию, когда человек способен страдания другого человека и целого народа воспринимать как свои собственные страдания. В этом ряду святых новых мучеников и стоит мученик Евгений. Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его. Дай Господь нам, каждому из нас, когда спросят нас, есть ли Бог, если это будет перед вырытой для нас могилой, сподобиться этой милости засвидетельствовать истину, которой жив мир. А если Господь не сподобит нас этой милости, потому что немногие сподобляются ее, то в последние времена всеобщей апостасии не предать Бога - засвидетельствовать, что есть Бог - во всех испытаниях нашей жизни, какие бы они ни были. И еще я хотел сказать несколько слов. Недавно в Сретенском монастыре совершалась канонизация священномученика Илариона, епископа Верейского. Господь показал, что такое святой, когда он прославлен Самим Богом. Кто был хоть однажды на прославлении святого, тот знает, как это совершается. В момент Божественной Литургии, когда поют " Со святыми упокой " , а потом - " Во блаженном успении вечный покой " , произносятся те слова которые мы слышим каждый день, поминая усопших, и которые вся Церковь поет теперь торжественно, уже как победную песнь. И мы вдруг являемся свидетелями, прежде, чем объявят о прославлении этого человека, что он святой. " Со святыми упокой " - и благодать святости, благодать победы Христовой наполняет Церковь. Это значит, что Церковь домолилась до Бога, и Бог свидетельствует, что молитвы ее приняты, что со святыми упокоевается этот человек, и что ему вечная память, память, которая у Бога, которая всегда. И только после этого объявляется с амвона указ о причислении к лику святых этого прославленного Богом святого, и мы поем ему величание.

http://moral.ru/Eugen.htm

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2008 г.   Каждый день люди читают газеты, смотрят телевизор, слушают новости. Кажется, это естественно. Нормально для человека желать знать, что происходит в мире, особенно сегодня. Но мало кто задумывается, что значат эти события в духовном плане, и потому, как сказано в церковной молитве, «исчезают в суете дни наши». Я пишу это письмо главным образом для того, чтобы поблагодарить Вас, отец Александр, за Ваш недавно вышедший двухтомник «Евангелие дня». Эта книга - хлеб насущный для тех, кто вдумчиво, не отвлеченно читает «книгу жизни».  Хочется привести фрагмент отзыва об этой книге, прочитанный мною в Литературной газете: «Священнику эти книги, несомненно, послужат большим подспорьем. Но понимание канонических текстов будет полезно и тому, кто не собирается произносить проповеди, ибо как угадать наперед, когда придется христианину защищать свою веру в разговоре с насмешником? Да и без подобных споров обретение веры - не всегда легкий путь. «Душой принимаю», «умом понимаю», говорим мы, часто противопоставляя одно другому. «Евангелие дня» способно помочь и тому, кто нуждается в умственном понимании, чтобы уверовать, и тому, кто, искренне веруя, не находит слов, чтобы говорить о вере даже в кругу близких людей». От всего сердца, благодарю Вас за эту поистине уникальную книгу, которая, как мне кажется, может стать настольной для многих любящих слово Божие. Преподобный Антоний Великий говорил, что есть две Библии: одна - Священное Писание, другая - книга природы, и обе написаны одним автором. А Вы, в одной из своих проповедей, приводя эти слова, добавляете, что мы живём в такое время, когда книга природы, можно сказать, исчезает и остаётся, кроме Священного Писания, грозная книга событий. Как научиться нам её читать? Сергей Тихомиров, г. Москва В руке Христа Живого почти на всех иконах - свиток Писания: Господь, Господин истории, Агнец закланный, распятый и воскресший - Он единственный, Кто может открыть все печати, потому что Он в нас и мы в Нём. В свете Пасхальном наше прочтение жизни должно всё более и более освещаться чтением Писания. Господь хочет «открыть наш ум к уразумению» событий, даровать нам способность видеть Его живое присутствие во всякой нашей смерти, потому что смерть побеждена Им. «Не бойся, Я был мертв, но вот, Я жив во веки веков» (Откр. 1, 17-18).

http://moral.ru/dom_0808.html

В книге Неемии рассказывается, что после возвращения из 70-летнего Вавилонского плена богоизбранного народа священник Ездра читает Писание, забытое за годы изгнания. И все от восхода солнца до полудня внимают ему со слезами, в которых радость обретения Закона Божия смешана с печалью о их неверности, послужившей причиной этого плена после долгого периода разделений, предательств и бесполезных компромиссов с амбициозным язычеством. О, если бы сегодня наш народ после своего не менее продолжительного и не менее страшного плена мог вернуться к слушанию слова жизни! Однако всё делается, чтобы лишить его этой возможности не только физически, но самое главное - сделать неспособным к восприятию высшей правды. А нам, христианам, дано, по милости Божией, стоять в храмах и слушать, как бы за всех, благовествование Евангелия. Мы слушаем это слово со смирением и благодарностью к Тому, Кто обращается лично к каждому из нас. Поистине мы должны слушать Евангелие, как если бы Сам Господь присутствовал здесь и говорил с нами. Пусть не скажет никто: блаженны, кто мог видеть Его. Потому что многие из тех, кто видел Его, участвовали в Его распятии, а многие из тех, кто не видел, уверовали в Него. Те же самые слова, которые исходили из уст Господа, запечатлены письменно, чтобы сохраниться для нас. Возможно ли любить кого-то, не зная его? Посвящать каждый день, хотя бы немного времени, чтению Евангелия с молитвой, значит начать постепенно познавать и видеть Христа, подобно тому, как видели Его апостолы. Он Сам - в этих словах, исполненных мудрости, сострадания к несчастью грешников, святого гнева и твёрдости по отношению к дельцам от религии, терпеливой заботы об учениках, которые часто не понимают смысла Его слов. Трудно любить Господа, подлинно познавать Его, не слушая Слово Божие, не читая Святое Евангелие - хотя бы несколько минут каждый день. Прежде чем начать чтение Евангелия за богослужением, священник или диакон произносит: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим».

http://moral.ru/dom_0808.html

Если мы не решаемся так говорить, если мы полагаем, что хранение истины — дело одних священников, а не мирян, это может быть по двум причинам. Во-первых, мы слишком мало рассчитываем на Бога, и слишком много — на себя. Одно из двух. Где возрастает гордость, там себя начинают принимать за источник света. Или же начинают презирать себя, умалять себя до неспособности хоть что-то сделать, в обессиливающем страхе прижимаясь к стенке. Отречение от истины — в отказе ее исповедать. И это называют смирением, в то время как здесь нет ничего кроме трусости  и сдачи всех позиций. Малодушие — старающийся держаться в рамках благопристойности страх. В том и другом случае совершается одна и та же ошибка, один и тот же грех: вся надежда возлагается на собственные силы. Христианин поистине велик, когда он возлагает всю свою надежду не на себя, а на Бога. В этом заключается тайна добродетели надежды: я уверен, что Господь дает мне, уже сегодня, соль, свет, славу, все. Какая высота, какая свобода! Будем трудиться над обретением надежды. Только истина исцеляет от робости и бессилия. Только верностью истине можем мы устоять, потому что путь Церкви — среди многих испытаний. Испытания и скорби неизбежны. И нередко признаком подлинного успеха является почти всеобщее отвержение. Да, в основе всего — смирение и покаяние. Но смирение, как мы видим, может быть разновидностью гордыни. И покаяние существует не для того только чтобы бичевать свое прошлое, а чтобы обрести любовь Христову. В ней — правило веры, послушание Церкви и отказ слишком просто уступить низости зависти диавола, которая не осмеливается назвать свое имя. Этой завистью вошла в мир смерть. А мы — те, кто причастен победе над смертью, Пасхе Христовой. Христианин, исполненный величия, — тот, кто всей своей жизнью полагается на мудрость Креста. Крест — это не то, что сокрыто от всех. Он насажден в центре мира, на Голгофе, среди наглого смеха и поднятых кулаков, и прежде всего среди безразличия. Хуже всего, когда безразличие в самой Церкви.

http://moral.ru/dom_0408.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010