Придет время, говорит Господь, когда вас станут убивать и думать, что тем самым приносят службу Богу, совершают истинное поклонение Богу. Это исполнилось с самого начала гонения на Церковь Христову, на апостолов. Это исполнилось и в недавние времена, когда в нашем Отечестве «обновленцы» захватывали храмы, но тот, кто хотел поклониться Богу в духе и истине, остаться истинным поклонником Бога, не должен был ходить в эти храмы. И было время, когда Бог не благоволил быть множеству храмов, а Промыслом Божиим попущено было разорение великого множества наших святынь. Именно в это время Церковь просияла святостью, как никогда за всю свою историю. Но были и те, кто говорил, что нужно сохранить храмы любой ценой — то есть ценой принесения в жертву духа и истины. Эти люди, по слову священномученика Вениамина Петроградского, вели Церковь к погибели. Сегодня, когда открываются новые храмы и монастыри, мы должны услышать это слово Христово, и воспринять уроки Господни, которые Он не напрасно нам преподает в течение всей истории. Радуясь обретению новых святынь, можем ли мы забывать о том, в каком унынии пребывают души многих из-за неутихающей пропаганды разврата и ложной духовности в нашем Отечестве? Можем ли мы говорить, что приносим Богу поклонение в духе и истине, если не видим всего этого? Можем ли говорить, что истинно молимся, закрывая глаза на то, что происходит вокруг нас, если зло достигает своего предела? Святые отцы предупреждают нас о временах, когда будут говорить, что позволительно признать власть и правоту действий «человека беззакония», оставаясь в душе христианином. Признать не просто ради того, чтобы сохранить свою жизнь, а ради того, чтобы сохранить Церковь как организацию, храмы, все, что совершается в них. Так велико может быть испытание совести человеческой. И эти времена приближаются. Накануне катастрофы XX века святителю Игнатию (Брянчанинову) было видение бесов, которые сидели на ветвях и распевали: «Наше время, наша воля, наша власть». Святой праведный Иоанн Кронштадтский добавляет к этим словам святителя Игнатия: «Эти бесы уже приходят, они уже не скрываясь утверждают, что это время, это воля и это власть — тьмы». А сегодня — не они ли открыто говорят о том, что теперь их время, их власть — маммоны? «Мы имеем в своем распоряжении все, от нас все зависит, — объявляют они, не стыдясь, всему миру. — Мы насадили, и будем насаждать растление. На наши деньги оно осуществляется. Мы купим всех, кого надо, и мы можем купить Церковь, — нагло утверждают они. — Мы ставили христиан в свое время перед таким выбором, и теперь они должны будут либо отречься от Христа, либо заплатить за свою веру кровью».

http://moral.ru/o_poklonenie/

Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елизаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил более четверти века назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV века, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елизавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

http://moral.ru/st_sergius/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник основания Русской Православной митрополии в Киеве 15.07.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне По преданию, риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена во Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Мы молимся Божией Матери: «Радуйся, Царице» . И каждую Божественную литургию священник предваряет на проскомидии словами: «Предста Царица одесную Тебе в ризы позлащены одеяна, преукрашенна». Она — Царица, потому что Ее Божественный Сын — Царь мира. Все, что Она приняла от Бога, Она употребляет для ходатайства за нас. Мы обращаемся к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», хотя есть один только Спаситель — Христос. Но воистину Она — спасение наше, потому что Она приняла и родила всему миру Спасителя. И когда мы говорим о честной ризе Пресвятой Богородицы, мы естественно вспоминаем об исцелении евангельской кровоточивой от прикосновения к краю риз Господа. А также о том, что ризы Его на горе Фаворской были белы, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить». А в книге Деяний мы читаем, что от поясов и платков апостола Павла многие бесноватые и болящие получали исцеление. И мы храним как святыню частицы облачений преподобного Серафима, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и других наших святых. Все, оказывается, в жизни христианина имеет значение. На все милосердный Господь хочет излить Свою благодать. Как нам надо жить, как беречь душу свою и тело, чтобы не оказались мы среди тех, кого надо спасать, по слову апостола, не милостью, а страхом, «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1, 23).

http://moral.ru/праздник-основания-русск...

Святой Иоанн Предтеча — дитя от Бога, дар Божий, нечаянная радость, обретенная сверх надежды и ожидания. Сознаем ли мы, что всякий ребенок — дар Божий? Благодарим ли Бога за детей, которых Он нам дал? Для всех ли сегодня рождение ребенка — источник ожидания и радости? Прежде чем доставить нам утомление и заботы, новорожденный младенец — весь улыбка. Прежде чем стать трудной обязанностью, он просиявает для нас лучом, открывающим смысл жизни. И первый крик его при появлении на свет — молитва. Насколько желанным является сегодня рождение ребенка для большинства людей? Не слишком ли многие переживают его приход почти как несчастье? Не является ли он помехой — тем, кто разрушает все наши планы? Не в нашей ли стране сегодня без конца говорят о небывалой демографической катастрофе? Каждый день мы переживаем невосполнимые утраты. Не нужны никакие войны, все идет как бы само собой, и слишком многие участвуют в этой кровопролитнейшей войне против собственного народа. Не трудно предсказать будущее страны, прирост населения которой непрестанно сокращается. Никакая нищета не может быть оправданием убийства еще не рожденных детей. Разве в Китае, в Африке, в Азии или в Закавказье живут намного богаче? Сколько молодых пар откладывают рождение ребенка на неопределенное будущее, чтобы было у них время пожить в свое удовольствие. Пока где-нибудь годам к сорока не увидят, как страшно не достает им в их позолоченной клетке пения этих птенцов, одним своим присутствием непрестанно славящих жизнь. Сколь многие сегодня сознательно отказываются от брака, чтобы избежать ответственности за семью. Средства массовой информации ведут настойчивую пропаганду свободного сожительства и случайных связей — вместо брака. Хотя каждому ясно, что разрушение семьи — разрушение самой жизни. Одной из величайших трагедий для народа, для человечества является утрата понимания важности и величия рождения ребенка. Дети — благословение небес, дарованное земле. Может ли быть большая радость для семьи и для всего общества? Дети — земные ангелы Церкви.

http://moral.ru/рождество-иоанна-предтеч...

О патриархе Тихоне достаточно, наверное, сказать, что Господь призвал его к управлению кораблем Церкви среди самых великих бурь истории. Отходя ко Господу, он благословил всех на мужество и терпение, потому что наступившая ночь, сказал он, будет очень долгой. Но мы знаем, что «свет во тьме светит, и тьма не может его объять». Некоторые верующие сетовали недавно, что память патриарха Тихона совершается одновременно с праздником Благовещения, а также апостола Иоанна Богослова, и тем самым как бы лишается полноты торжества. Хотя на самом деле Промысл Божий определил эти дни, чтобы явить полноту торжества предстоятеля нашей Церкви. Тем не менее, Церковь выделила в отдельный праздник день обретения его святых мощей — поистине это было незабываемое для нас событие. И, конечно же, мы сугубо молимся святому патриарху Тихону в день памяти всех новых мучеников и исповедников российских. А некоторые, может быть, и в день памяти каждого из бесчисленного сонма этих святых, то есть изо дня в день. Вот наши московские святители. Как различны их судьбы: разные века, разные дарования, но все они едины в одном — в любви ко Господу, к своему народу, к своему отечеству. Между прочим, прославление одних святителей связано с именами других, впоследствии тоже прославленных Церковью. Первые три святителя, Петр, Алексей и Иона, были прославлены патриархом Иовом в 1596 году, во времена, когда угрожала нашему отечеству опасность, и оно нуждалось в их небесном заступничестве. Теперь святитель Иов также причислен к лику святых. Прославление святителя Филиппа было при митрополите Иннокентии в 1775 году, тоже прославленном в 1976 году. А прославление святителя Ермогена было в 1913 году накануне новой великой смуты — катастрофы 1917 года. Святые связаны друг с другом. Читая канон или акафист священномученику Ермогену, мы не можем не обратить внимание, что составителями их являются святители, которым скоро предстоит войти в новые, небывалые в истории потрясения. И они молят священномученика Ермогена, чтобы он не оставил верных в этих испытаниях.

http://moral.ru/по-числу-апостолов/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Смирение предшествует славе 23.09.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: прп. Силуан Афонский Слово в день памяти преподобного Силуана Афонского Христос говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). И Божия Матерь исповедует, что Господь призрел на смирение души Ее. «Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь», — говорит преподобный Силуан Афонский. Все молитвы Церкви — о благодати смирения. «Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет-Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет»». В этом свете открываются преподобному Силуану истинные сокровища жизни и как обманчиво то, что ищет мир и чем он гордится. «Великая разница, — говорит преподобный, — между самым простым человеком, познавшим Господа Духом Святым, и человеком, хотя бы и очень великим, но не познавшим благодати Святого Духа». Смирение предшествует славе. Единственный способ обрести память Божию — смирение. Тщеславные помыслы, довольство собой, иллюзия духовного исправления, ложное мнение о якобы своей праведности — неодолимые преграды для прихода к нам Святого Духа. Молитва — существенно необходима, но она — только средство для обретения смирения: пред Богом человек сознает свою немощь, за исповедание своей немощи получает в ответ любовь Творца. Любовь Христова — источник нашей любви, и ею движется все в нашей христианской вере. Но прежде мы должны научиться у Господа и Божией Матери смирению. «Смиренная душа, — пишет преподобный Силуан, — хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей». И его молитва о даре смирения обращена прежде всего к Божией Матери: «Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа».

http://moral.ru/st_silouan/

Обретение жизненных ценностей дает вера. Только вера в Бога решает все проблемы человека и все расставляет по своим местам. Православная культура России имеет свою историю, полную чудес, явно говорящих о водительстве Промыслом Божиим и покрове Божией Матери над Россией. Культуру уникальной архитектуры храмов, иконописи, церковного пения. Культуру настолько самобытную, что другой такой нет нигде в мире. Эта культура воспитала многих русских гениев в самых разных творческих областях. Таких воинов, как святой Александр Невский, Александр Суворов, святой Феодор Ушаков. Таких писателей, ученых, как Ломоносов, Державин, Фонвизин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Гоголь, Достоевский. История православной культуры — это история России. Важно с детских лет приобщить ребенка к родной православной культуре. Это в большой степени залог его будущего развития и становления его души. Всякое слово правды не проходит для человека бесследно. Здесь его ждут удивительные факты и открытия из истории его Родины. Это его духовное наследство. Культура, основанием которой служили заповеди Христовы. Но я хотел бы посвятить свое слово осознанию преград на пути к восприятию подлинной культуры. Мы должны быть реалистами во всем. Мы должны сознавать масштаб религиозного равнодушия и невежества в нашем Отечестве и степень нравственного распада, охватившего общество сегодня. Где-то, кажется по православному радио, пришлось недавно услышать такое: «Не читайте ничего про антихриста, а читайте только про Христа». Это все равно что сказать: «Не говорите ничего о грехах, а только о святости». Известен рассказ в Отечнике о таком искателе благодати, которого старец не удостоил ответа. Но когда по совету братии он вернулся к нему и стал говорить о своих грехах, то получил немалую пользу. Это все равно что сказать: «Не говорите ничего о смерти, а только о жизни». Как будто без постоянной памяти о смерти кто-то может приобрести жизнь. Как будто «не уклонившись от зла» можно «сотворить благо». Путь Церкви ко Христу проходит только через победу над диаволом и слугами его. Разумеется, без Христа не может быть и речи об антихристе. Но как существует ложное понимание антихриста, так существует (часто именно по этой причине) ложное восприятие Христа. Очень существенна всегда проблема контекста. Потому что мысль, вырванная из контекста, ведет себя, как рыба, вырванная из воды.

http://moral.ru/anticultura/

Замечательно, что преподобный Серафим Саровский, один из главных духовных наследников преподобного Сергия, принял в свой гроб образок этого святого. В свете его подвига открывается подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Амвросия Оптинского, всех оптинских старцев, всех наших русских святых. Но, может быть, самое поразительное — это связь преподобного Сергия с новыми мучениками и исповедниками Российскими. Неслучайно праздник обретения его честных мощей предваряется праздником святых Царственных мучеников. И в день его памяти совершается также память преподобномученицы великой княгини Елизаветы с верной ее спутницей инокиней Варварой. Как преподобный Сергий был духовным знаменем для своего времени, так для нашего времени таким знаменем являются новые мученики и исповедники Российские. Суть их подвига — участие в тайне любви Христовой, в Его жертвенном приношении Себя за других людей. Подвиг преподобничества и мученичества становится единым подвигом. И преподобномученица великая княгиня Елизавета, сброшенная озверевшими палачами в шахту, произносит слова молитвы Христовой на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Вспоминается уникальный документ о видении сестры Евфросинии (в монашестве Любови), который автор этих строк получил лет тридцать назад от монахини Надежды, самой близкой ее подруги. Это свидетельство было опубликовано мною уже не раз в различных изданиях. Но в сегодняшний праздник хочется снова напомнить о нем, потому что он ярче, чем что-либо другое, показывает связь нашей земной Церкви с небесной. Документ этот взят из дневника преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители, и предваряется надписью в углу первой страницы: «Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно». 25 июня 1912 года во время летаргического сна сестре Евфросинии было видение преподобного Онуфрия Великого, подвижника IV beka, в течение шестидесяти лет совершавшего в полном одиночестве подвиг молитвы в Фиваидской пустыне. Преподобный Онуфрий благословил сестру Евфросинию на служение в обители Марфы и Марии, где подвизались в то время великая княгиня Елизавета и отец Митрофан. Ни имен их, ни этой обители она раньше не знала. Но вся ее последующая жизнь будет неразрывно связана с послушанием в Марфо-Мариинской обители.

http://moral.ru/edinstvo/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Икона «Спорительница хлебов» связана с преподобным оптинским старцем Амвросием, который пророчески установил празднование ее 15 октября (по ст.ст.) — в день, когда будет совершено его отпевание. Богородица сидит на облаках и благословляет поле, на котором среди цветов и травы — снопы сжатой ржи. Сам преподобный дал такое именование иконе, говоря, что Божия Матерь помогает нам не только в обретении спасения, но и в земных трудах. Истинно так. В тот год, голодный для всей России, по молитвам к Божией Матери перед Ее иконой «Спорительница хлебов» на калужских полях был собран необыкновенный урожай. Но в том-то и дело, что преподобный Амвросий незадолго до великих испытаний, грядущих на Россию, как бы указал этим чудотворным образом духовный порядок, служению которому был посвящен весь его жизненный подвиг: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам». В искушении перевернуть этот порядок заключался главный смысл революции 1917 года. И этим искушением определяется то, что происходит с Россией и со всем миром сейчас. На нашем пути мы встречаемся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, видеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. После чудесного насыщения народа пятью хлебами, люди говорят, что Христос — это пророк, который должен придти. И они хотят взять Его и насильно сделать царем. Явился великий благодетель мира. Теперь они могут иметь изобилие плодов земных без всякого труда. Отменяется заповедь: «в поте лица твоего ты будешь есть хлеб твой». Наконец-то можно избавиться от ненавистных голода и нищеты. Они не понимают, что царство, столь ими желанное, — поругание Христовой славы. Мы помним, что диавол с самого начала служения Господа нападает на Него с этим искушением. Иудеи и все в мире, кого им удается подчинить своему влиянию, хотели бы, чтобы Он стал «хлебным мессией», царем, который должен служить их материальным нуждам. И таким образом строить на земле чаемое ими царство. Но «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Во время странствования в пустыне народ Израиля был чудесно питаем Богом, когда Бог открывал ему, что смысл жизни бесконечно глубже, чем насыщение чрева.

http://moral.ru/sporitelnitsa/

Почему причастие называется Святыми Дарами? Разве проявления других милостей Божиих по отношению к нам — не святые дары? З.К. Домашева, г. Мытищи Всякий раз, когда совершается литургия, мы благодарим Господа. Жизненно важно понять, что Евхаристия, которая совершается в храме каждый день, может превратиться в самое опасное, что есть в духовной жизни, — в привычку к святыне. В особенности к той святыне, которая дает нам саму жизнь воскресшего Христа. Да будет дано нам постигнуть смысл нашего причащения! Евхаристия — прежде всего дар Божий. Мы говорим «дар Божий», в то время как Евхаристия — не дар Божий в ряду бесчисленных даров Божиих святой Церкви. Мы знаем, что первым из даров Божиих, полученных богоизбранным народом, был дар манны в пустыне. Это было, прежде всего, прообразованием Евхаристии. Испытывая веру Израиля, Бог дал ему дар нищеты. Что это значит? Почему после обретения свободы от рабства в Египте этот народ был введен в пустыню? Моисей отвечает: «Помни, Израиль!» Израиль должен помнить о долгом странствовании, которое он совершил в пустыне. Господь дал ему это испытание, чтобы он познал свою нищету. Богоизбранный народ должен был испытать и узнать, что в его сердце. В нищете открывается правда наших отношений с Богом и с другими людьми. Даже обычная человеческая смертная любовь имеет исключительное значение. Во многих местах Священного Писания, не только в книге «Песня песней», искание человеком благодати сравнивается с земной любовью. Когда юноша и девушка обретают взаимную любовь, естественно их изумление перед этой тайной: за что он так любит меня? Неужели за мои глаза, за мои волосы, за мою красоту, за то, что у меня есть, он избрал меня? Этот вопрос — вопрос, который Писание всегда относит к нам в наших отношениях с Богом. Что для нас важнее всего: Бог, Которым мы любимы — непостижимо, непонятно за что, — или дары, которые Он нам дает? В этом смысл всех наших испытаний пустыней жизни, через которую мы проходим. Когда нам кажется, что мы лишены даров Божиих, остается ли у нас любовь к их Подателю?

http://moral.ru/dom-06-2019/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010