Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову пророка Давида, воспоем «Богу нашему» , воспоем «Цареви нашему» , воспоем: «яко Царь всея земли Бог» , воспоем «разумно» (Пс. 46:7—8). Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно «Сына Бога живаго» , взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину «блаженны очи , которые видят, и уши , которые слышат... то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать» , но не получили желаемого (Мф. 13:16–17). Итак, приидите и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатию Того, Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык. В Кесарии Филипповой Христос Господь, созвав первый собор апостолов Своих, вопрошал их, говоря: «кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго?» , — вопрошал потому, что светом знания хотел рассеять неведение человеческое, как мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Дабы уничтожить такое мнение о Себе и даровать неведущим истинное исповедание, что делает Тот, в деснице Которого все возможно. Как человек, Он предлагает вопрос, а как Бог, Он тайно умудряет (апостолов), говоря: «вы же кого Мя глаголете быти?» На это Петр, возжигаемый пламенною ревностию и наставляемый Духом Святым, ответствовал: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» (Мф.16:13—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3242...

Слово четвертое Против ереси новгородских еретиков, говорящих: «Разве Бог не мог спасти Адама и род его, неужели у Него не было небесных воинств, пророков, праведников, чтобы послать на исполнение Своей воли, – но Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать!» Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что для Бога все возможно, никто не может противиться Его Божественной власти; но из глубины Своей мудрости и человеколюбия, ради нашего спасения Он изволил Сам вочеловечиться, пострадать, сойти во ад, воскреснуть из мертвых, вывести из ада Адама и род его, – и так Божественной мудростью победил дьявола, спас мир и до сих пор спасает. Божественный Павел, вселенский учитель, так говорит о таинстве воплощения Христа: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим. 11, 33–34 ) Как послужит мыслям язык? Как догадается ум? Не достаточны и слова известные – требуется духовное зрение. Ибо человеческий ум не может подступиться к природе непостижимого; и словом, всем известным, природу эту определить невозможно: «Он, будучи образом Божиим» ( Флп. 2, 6 ), «будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей» (См. Евр. 1, 2–3 ) 17 , «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп. 2, 7 ). И далее: «И беспрекословно – великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ). И еще «Тайна сия велика» ( Еф. 5, 32 ) – о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов» (См. Еф. 3, 8 – 9 ), ныне же открытой святым Его, «которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос» ( Кол. 1, 26–27 ). И еще говорит апостол: «Мне через откровение возвещена тайна... вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» ( Еф. 3, 3–4 ). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий : Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

СМИРЕНИЕ «О, смирение! ты одеяние Божества», – по выражению св. Исаака Сирина … (IV, 136, 349). Учитель смирения – Христос Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ); вот основание нашей науки – смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварию, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, тамо предварила гордость… (III, 57,144). Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение; желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ), и еще Он же повелел: научитеся от Мене… ( Мф. 11, 29 ). Вот от Кого научайтеся смирению; оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят; с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией (I, 183, 361). …Блюдись мысленного возношения, будто бы ты… уже достойна. Помни, что дела наши без смирения ничтожны; Сам Господь показал нам образ смирения, умыв ученикам Своим ноги, и заповедал научиться от Него, яко кроток и смирен сердцем. Для чего же? И обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ). Как это важно: кто был смирен? Царь славы! А Пречистая Дева Богородица какое имела смирение, когда ей возвещено было о зачатии от Духа Свята Бога и Слова, Сына Божия, для спасения рода человеческого, не вознеслась, не подумала о себе высоко, воистинну Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов; но сказала с велиим смирением Архангелу: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему ( Лк. 1, 38 ). И потом возвеличила Господа в духовной радости, глаголя: яко призре на смирение рабы Своея ( Лк. 1, 48 ). Какой высокий пример смирения для нас грешных! Но и все святые, проходящие спасительным путем сим, чем ближе приближались к Богу, тем более видели свою худость и нищету; и при случающихся им в жизни скорбях и искушениях считали себя всегда того достойными; что самое и делало для них скорби удобоносимыми (III, 93,195–196).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Смирение О смирении Смирение заповедано: Смиритесь пред Господом ( Иак.4:10 ). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время ( 1Петр.5:5–6 ). Ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себе ( Флп.2:3 ). Облекитесь, как избранные Божии, в смиренномудрие, снисходя друг другу ( Кол.3:12–13 ). Смирение необходимо а) для служения Богу: Человек! – сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: … смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Павел сказал пресвитерам: вы знаете, как я был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием ( Деян.20:18–19 ); б) для вхождения в царство Божие: Иисус сказал: если не будете, как дети, не войдете в царство небесное; кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном ( Мф.18:1–4 ). Смирение составляет свойство верующих: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои. Не смирял ли я души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? ( Пс.130:1–2 ). Верующие должны а) подражать смирению Господа: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ); б) признавать себя непотребными рабами: Когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ); в) приписывать Богу свои добродетели: Павел написал: я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом. Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор.15:9–10 ). Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение а) получают благодать пред Богом: Господь смиренным дает благодать ( Притч.3:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Смирение Христово Пришел как-то в храм знакомый человек и попросил какую-нибудь книгу о Матроне Московской. Книги не было, но мы с ним с обоюдной радостью и восхищением поговорили об этой святой, похвалили ее, поохали, повосторгались. Больше всего удивлялись тому, что человек она была, с мирской точки зрения, абсолютно немощный и бесполезный. Всего, что любит и чтит мир, в ней не было. Ни образования, ни власти, ни богатства, ни красоты. Ни-че-го. Вместо же всех желанных качеств была у нее в изобилии немощь. Точнее – слепота и бездвижность. Только представь себя на месте неходячей и слепой старухи, только представь себе ее беспомощность и зависимость от посторонней заботы, и тебя как током передернет. О какой тут святости можно говорить? Дома престарелых у нас переполнены подобными несчастными стариками. И что, много вы там святости видели? Но в том-то и чудо, что через человека, внешне беспомощного, но молящегося и неунывающего, Христос в данном случае явил Свою великую силу. «Сила Моя в немощи совершается», – вспоминается при этих размышлениях. И еще: «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 28–29). Разговор о Матроне закончился, оставив в душе смесь радости и удивления, мы со знакомым распрощались, а ум мой, как-то сам собой, ухватился за продолжение темы. «Христос явил многократно и продолжает являть Свою силу, – говорила зашевелившаяся мысль, – через людей немощных, ничего не значащих, на которых мирскому глазу остановиться лень. Калики перехожие, юродивые, странники – это проводники силы Господней. И это потому, что и Сам Он “уничижил Себя Самого, приняв образ раба… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”» (Флп. 2: 7–8). «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». Эти истины веры, формально известные давно и многим, способны, по мере углубленного размышления над ними, растопить сердце и увлечь человека на такую мысленную глубину, на которой часы пролетают, словно минуты. Среди многих мыслей думалось и о следующем.

http://pravoslavie.ru/49124.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Отчего мы осуждаем других? Не судите, да не судимы будете. ( Мф. 7:1 ). Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?.. ( 1Кор. 2:11 ), Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. ( Рим. 2:1 ). Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. ( Рим. 14:4 ). Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет. Русские пословицы. Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви. Преподобный Фалассий (VII век). Опасное, братие, искушение – без нужды рассматривать недостатки и грехи других людей и прельщать себя мыслью, что мы не таковы, как они. Точно, это значит прельщать самих себя. Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним, оскорбляем Бога, их милующего, оскверняем наш ум нечистыми представлениями, подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком. Преподобный Макарий Великий (IV век). Осуждая, не терпя других, ты не позволяешь Владыке быть снисходительным и к твоим грехам. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий. Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние. Преподобный Исаия Отшельник († 370). За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. Судить значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Чего хотим мы от чужой тяготы? Есть у нас, о чем заботиться, братья! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он сам Один знает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

составитель Терещенко Т. Н. ЗДОРОВЬЕ О худом своем здоровье не скорби, не малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи с благодарением, благословляя Премилосердого Господа, попустившего нам такую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобой и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся… поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, как бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода (см. Лк. 13, 6 ). Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: «Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не как я хочу, но как Ты, Господи, хочешь, устрой о мне вещь ко спасению (ср.: Лк. 18, 13 ; Мф. 26, 39 )». …Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу. Вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единого беспризренного больного, по улицам валяющегося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, «злонравного раба», изгнанного господином из дому во время голода, как терпением спасся; о чем написано в житии святителя Нифонта (прп. Лев, 30). Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным: вам известно, что это последнее происходит от первого, то и надо попечение иметь более об исцелении душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь особенно в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами (прп. Макарий, 20). В слабости здоровья больше надо иметь попечения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокоение от трудов (прп. Макарий, 20). Береги свое здоровье, не допускай до раздражения нервов, когда будешь себя считать виновной, как я прежде описывал об этих действиях, то и смирение будет водворяться с тобой, а когда будешь ставить причиной свою природу, то болезнь может умножиться (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Спасение через веру Православная Церковь в Символе веры исповедует Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия... нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшегося, распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного. Этими словами она, т.е. Православная Церковь , учит, что спасение людей совершено Сыном Божьим, Господом Иисусом Христом, Который Сам о Себе сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ), и что это спасение было совершено чрез уничижение Сына Божьего, добровольно принявшего человеческую природу и с нею пострадавшего и умершего на кресте, о чем ап. Павел писал к Филиппийским христианам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Эту тайну спасения человечества изъясняет ап. Павел в Послании к колоссянам. Он говорит: «...Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (т.е. во Христе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными перед Собою» ( Кол.1:19–22 ). Говоря образами об этой тайне искупления человечества Иисусом Христом, апостол к тем же колоссянам писал, что Христос истребил «бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). Особенностью искупительной жертвы Иисуса Христа является то, что она была принесена не за отдельных людей и не за избранные народы, но за все человечество «от всякого колена, и языка, и людей, и племен» ( Откр.5:9, 1:5 ), и спасительное действие ее, т. е. этой жертвы, превосходит все и всякие грехи. «Кровь Иисуса Христа, – говорит другой апостол – Иоанн Богослов, – очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 31-я по Пятидесятнице Лк., 76 зач., 14, 16–24 Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир.  «Один человек сделал большой ужин и звал многих». В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

http://pravoslavie.ru/3880.html

Часть первая. Историческая В дни Страстной Седмицы в златотканности ее песненного покрова тревожит глаз одна нить, в небесные ее гармонии врезается мучительный диссонанс, то – образ апостола-предателя. Им мы как бы заболеваем в страстные дни. И церковь не щадит нашей впечатлительности, она так много места и внимания отводить Иуде, что он является одним из самых центральных образов в страстной мистерии, как будто заслоняя собою других апостолов в своем противостоянии Христу. Иуда, «раб и льстец», в изображении церковной поэзии есть просто сребролюбец, за деньги продавший своего Учителя. 1 Такой стилизацией Иуды, каковы бы ни были ее церковно-педагогические мотивы, диссонанс лишь еще более обостряется. Иуда своим присутствием около Христа вносит в историю страстей Христовых непонятность, бессвязность. И ум, и сердце одинаково изнемогают от этого противоречия. Есть разного значения противоречия и непонятности. Религия исполнена священной тайны, ибо она есть откровение премирного Бога. Священные антинонии в богопознании дают крылья мысли и исполняют сердце радостным трепетом, они сладостны в их премирности и в них нет разлагающего душу противоречия. Последнее существует лишь в пределах нашей человеческой жизни, в границах нашей человеческой мысли, в недрах нашего человеческого сердца. И такое именно разлагающее и отравляющее противоречие содержит в себе история Иуды, и только привычка в союзе с равнодушием, притупляет в нас его едкую остроту. Однако, есть ли достойный исход для христианина – спасаться привычкой, располагающей видеть в Иуде лишь мрачную фигуру предателя, черную тень рядом со светлым образом Учителя? Но разве же не ясно, что эта черная тень ложится, как тяжелое недоумение, на все течение евангельских событий? Среди апостольского лика грязный сребролюбец, на тайной вечери – предатель, за малые деньги продающий Учителя, но при этом, призванный к апостольству, почтенный избранием превыше всякого избрания! Если мы видим в каком-либо историческом деятеле не проницательность, неумение избрать себе сотрудников, такое отсутствие духовного чутья, что он может допустить в ближайшее свое окружение в качестве интимного сотрудника грязного сребролюбца и предателя, то как будем судить мы об этом? Как мы судим о духовных вождях, которые не умеют отличить святошу, лицемера, прельщенного, от святого и духоносного угодника Божьего? Не является ли такая их слепота свидетельством их духовной ограниченности? А между тем это же бессознательно переносится на Христа всеми теми, кто видит в апостоле-предателе только «раба и льстеца».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010