Глава девятая. Моисей –исключительный пророк Ветхого Завета Моисей – не один из пророков Ветхого Завета, а тот, кого проповедуют и возвещают пророки. Пророки не излагают новые учения, а раскрывают учение и закон Моисея, Божественную Тору. Пророки обличают народ за нарушение Моисеевых заповедей и стремятся вернуть народ к Моисею. Моисей совершенно исключителен среди праведников и пророков, он собственно пророк, единственный в своём роде ходатай Ветхого Завета. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Ягве сделать... ( Втор. 34:10–11 ). Господь говорит восставшим против Моисея Мариам и Аарону: Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Ягве, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моём, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Ягве он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? ( Чис. 12:6–7 ). В чем исключительные черты образа великого Моисея? 9.1. Моисей боговидец Бога не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Незримый Бог – вечная тайна для всякого тварного существа, для всякого человека. Но еще большая загадка и чудо в том, что Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Явил в Своем воплощении в Иисусе Христе. Но явил и еще ранее на Синае Моисею. Сын Божий есть Слово Отца. Св. Кирилл Александрийский : «Сказано: Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше ему гласом. Ибо испрашивал закон Моисей, как служитель, как посредник и пособник Божественных откровений; а Бог отвечал Своим гласом, т.е. чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын. От Него же закон, хотя и сказано, что Он чрез Ангелов ( Гал. 3, 19 ; Деян. 7:53 )» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 346–347]. Через таинственное Слово, Божественный Логос, при служении ангелов, Моисей принял Закон, Священную Тору. Моисей вступал в совершенно особое общение с Богом, недоступное даже пророкам, которых в Израиле было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

Документы Миссия Православной Церкви в современном мире Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года 28.01.2016 15:04 Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Церковь Христова живет «в мире», но она «не от мира» (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о «новой твари» (2 Кор. 5:17), о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13), о мире, в котором «отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая «вкупе» (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера - основание христианского единства 16.09.2009 346 Время на чтение 18 минут Веруйте в Бога, и в Мя веруйте. (Ин. 14: 1) Вселитися Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани. (Еф. 3: 17) Какова тьма, и как всюду потребна вера! Единственно она крепка. Святитель Иоанн Златоуст Через святого Иоанна Богослова, апостола и тайновидца, небо заговорило с землею доселе невиданным образом, ибо он стал и остался в веках величайшим благовестником тайн Триединого Бога. Единственный среди людей, подобно легкокрылому орлу, он воспарил к недостижимым высотам богословия и гласом своим громоподобно объявил свету тайны неба и земли, тайны, о коих и архангелы не разумели. Потому Божественный Учитель и назвал егоВоанергес, то есть " сын громов " (см.: Мк. 3: 17), что нигде так не слышны громы небесных тайн, как в его богодухновенных текстах. Главная его благая весть: " Слово плоть бысть " и тем " вселися в ны... исполнь благодати и истины " (Ин. 1: 14). Воплощением своим Слово и Сын Божий принес Собою на землю все божественные тайны и добродетели: веру, надежду, любовь, смирение, кротость... Ибо когда Бог из любви к людям дал и " Сына Своего единороднаго " (Ин. 3: 16), " како убо не и с Ним вся нам дарствует " (Рим. 8: 32)? - справедливо вопрошает апостол Павел. Сын Божий принимает образ раба и уничижает Себя до смерти крестной, дабы людям даровать " живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа " (Ин. 17: 3). Ибо люди до воплощения Бога Слова жили во тьме лжи и неистины, добровольно грехом " премениша истину Божию во лжу " и потому " почтоша и послужиша твари паче Творца " (Рим. 1: 25). Сии люди, что " осуетишася помышлении своими " (Рим. 1: 21), следовательно, нуждались в преподании им вечных божественных истин. Как и коим образом? Человеческий разум утратил всякое доверие и оказался неспособным осознать и воспринять вечные истины. Потому Господь создает и дарует людям новый орган, более подходящий для приятия и усвоения Его божественной науки - святую веру. " Для тайн духа, - говорит преподобный Исаак Сирин, - которые выше сознания и которых не могут ощутить ни телесные органы чувств, ни разумные силы ума, Бог дал нам веру, с чьей помощью осознаем лишь, что эти тайны существуют... Вера служит вратами тайны, и когда человек входит вратами веры, Бог вводит его в духовные тайны и открывает ему в разуме море веры " . Поэтому Господь в прощальной беседе с учениками накануне Своих спасительных страданий, прежде всего, подчеркивает необходимость и значение веры, говоря: " Веруйте в Бога, и в Мя веруйте " (Ин. 14: 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Владыка принимал всех - и левых и правых, и патриотов и либералов» Размышления протоиерея Алексия Масюка к 90-летию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 04.10.2017 1356 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...» . В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Сегодня своими воспоминаниями о Владыке делится в интервью «Русской народной линии» настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург) протоиерей Алексий Масюк : Двадцать два года прошло со дня кончины приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева). Срок немалый для человеческой жизни. И для человеческой памяти. Она, память, с годами теряет множество характерных черточек, из которых мы можем соткать живой, как будто никогда не умирающий образ дорогого человека. И при этом выпуклее и нестираемее делается то духовно-назидательное, что оставил усопший. То, что уже не нуждается в образе, а только как научение-заповедь звучит из вечности и готовит к вечности. Уже не память становится хранилищем, но сама душа. Вот так же и с Владыкой Иоанном. С каждым годом все труднее воскресить в памяти голос Владыки, его глаза, как он смотрел, улыбался, как вел беседу. Но яснее становится то, что он нам заповедал всей своей жизнью. Чему научает нас его святительский путь. Конечно же, Евангельской простоте и смирению. Еще необходимой каждому верному скромности и какой-то особой монашеской деликатности, которая происходит от боязни ненароком заслонить собою в зраке раба пришедшего Господа. Эти внутренние дары, благодатные, иначе не назвать, присущие Владыке Иоанну, чудесно воздействовали на людей. Например, заставляли стыдиться и краснеть за свою самоуверенность и нескромность после немногих бесед, которые я, молодой священник, имел с Владыкой. Хотя ни словом, ни жестом он не обнаруживал моей бестактности.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/04/vl...

И ПОСЛЕДОВАЛО ЗА НИМ МНОЖЕСТВО НАРОДА , – повествует святой Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, –  И ОН ИСЦЕЛИЛ ИХ ВСЕХ . Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем:  И ЗАПРЕТИЛ ИМ ОБЪЯВЛЯТЬ О НЕМ . Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный евангелистом Ветхого Завета, – Исайя:  ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИСАЙЮ ,  КОТОРЫЙ  от лица Божия  ГОВОРИТ: СЕ ,  ОТРОК МОЙ ,  КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ  в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ,  КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ . В Нем и через Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего.  ПОЛОЖУ ДУХ МОЙ НА НЕГО , изолью во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество,  И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД;  через Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив:  НЕ ВОСПРЕКОСЛОВИТ , не будет прекословить и жаловаться,  НЕ ВОЗОПИЕТ , Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу;  И НИКТО НЕ УСЛЫШИТ НА УЛИЦАХ ГОЛОСА ЕГО;  не будет Он ради славы людской выступать со Своей проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. ТРОСТИ НАДЛОМЛЕННОЙ НЕ ПЕРЕЛОМИТ , Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнью, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться.  И ЛЬНА КУРЯЩЕГОСЯ НЕ УГАСИТ . Он легко мог бы погасить безсильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

иером. Иаков (Цветков) Св. Феодору Студиту 216 (Ноября 11-го). Кондак, глас 2-й. Подоб. Выдают ища... Постническое и равноангельское житие свое ты прославил (φαδρυνας) страдальческими, подвигами, и явился сожителем ангелов, богоблаженне Феодоре: с ними Христу Богу непрестанно молися за всех нас 217 Икосы: (Τν σκητν) Прославим ныне Феодора, сию светозарную красоту подвижников, утвержденье Церкви Христовой; ибо он явился новым столпом, пожигающим мненья (δξας) еретиков и световодящим (δαδουχν) к правой вере души верующих, которых, как другаго Израиля, он привел в горний божественный град. К нему согласно возопием: «Отче преблаженне, не остави непрестанно молитися за всех нас». (´Οντως) Ты, преблаженне, поистине, от всего сердца возлюбив Бога, усердно подъяв крест свой, последовал Христу, возненавидев мир и яже в мире ( 1Ин. 2:15 ); и, очисстив ум свой от всякаго плотскаго пристрастья (προσπθειας), скоро явил себя, отче, божественным вместилищем Святаго Духа, сияющим добродетелями, паче же всего смирением; отсюда, преисполнившись любовью к добродителям, ты получил превеликую силу (κρτος κρτεις), моляся непрестанно Богу за всех нас. (´Υψωσας) Ты возвысил жизнь монашествующих, соединенных общежитьем (τν ν τς καινοβοις), явив себя высочайшим нравственным примером для подражанья. Неленостно подчинив себя во всем пастырю своему, ты по достоинству приемлешь от Бога, в награду за сие, как плод благопослушанья, начальствованье над собратьями своими. Ибо, просияв чрезвычайною праведностью (φανες γρ δεξις πνυ), ты был избран от славнаго отца твоего, как твердыня и образ иноческаю правила, для вопиющих к тебе, отче: «Не остави непрестанно молитися Христу Богу за всех нас». (Τ νομοθτ) Быв наиревностнейшим последователем божественнаго законоположника Церкви Христовой, Василия, ты, муж мудрый, удалил от монашествующих всякий соблазн, воспретив иметь какого-либо раба, или животное млеком питающее (θλυ κτνος), во всей жизни своей являя точное исполнение его (св. Василия) уставов. Почему все мы, монашествующие, чтим тебя как другаго Василия и в слове и в деле, и воптем: «Не остави непрестанно молитися Христу Богу за всех нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Как часто, глядя на непокорного подростка, впавшего в отчаяние юношу, заплутавшую среди искушений и соблазнов девушку, мы думаем: когда они нас не услышали, когда - не поверили? Что мы не смогли сказать им, почему они не захотели быть вместе с нами? Ведь мы их так любили, берегли, опекали... Может, мы в этой заботе и опеке упустили момент, когда можно и нужно было сказать ребенку самое главное слово - о Боге, Истине, Правде? В нашу небольшую книжку для родителей вошли размышления современных педагогов (материалы хранятся в архиве издательства " Сатисъ " ), наставления, молитвы о детях и советы из " Троицких листков " , которые выпускала в XIX веке Лавра преподобного Сергия. Дай Бог вашему малютке в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка. Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому неприятны. А кроме сего, овечки на Суде Божием станут одесную Христа, а козленочки по левую, то есть будут отвержены от Христа, чего должно опасаться и вашему дитяти. Из писем игумена Антония Малоярославецкого Ответственность родителей-христиан Цель воспитания раскрывается в молитвах Таинства Крещения. Священник, среди других, читает следующую молитву (приводим в русском переводе): " Владыка Господи Боже наш, призови раба Твоего (имя ребенка) ко святому Твоему Просвещению... Отстрани от него ветхость его греховной природы и обнови его для жизни вечной... Чтобы он впредь не оставался рабом своей плоти, но стал сыном (или дочерью) Твоего Царства " . В Таинстве Крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной. Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком, любящим Бога, любящим добро. Эти свойства уподобляют его самого воплотившемуся Сыну Божию, как поется во время обхода крестильной купели: " Елицы (те, которые) во Христа крестились, во Христа облеклись (приняли Его образ) " [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2013...

Иуда Искариот – апостол-предатель 166 часть первая (историческая) В дни Страстной Седмицы в златотканности ее песненного покрова тревожит глаз одна нить, в небесные ее гармонии врезается мучительный диссонанс, то – образ апостола-предателя. Им мы как бы заболеваем в Страстные дни. И церковь не щадит нашей впечатлительности, она так много места и внимания отводит Иуде, что он является одним из самых центральных образов в Страстной мистерии, как будто заслоняя собой других апостолов в своем противостоянии Христу. Иуда, «раб и льстец», в изображении церковной поэзии есть просто сребролюбец, за деньги продавший своего Учителя. 167 Такой стилизацией Иуды, каковы бы ни были ее церковно-педагогические мотивы, диссонанс лишь еще более обостряется. Иуда своим присутствием около Христа вносит в историю Страстей Христовых непонятность, бессвязность. И ум, и сердце одинаково изнемогают от этого противоречия. Есть разного значения противоречия и непонятности. Религия исполнена священной тайны, ибо она есть откровение Премирного Бога. Священные антиномии в богопознании дают крылья мысли и исполняют сердце радостным трепетом, они сладостны в их премирности, и в них нет разлагающего душу противоречия. Последнее существует лишь в пределах нашей, человеческой, жизни, в границах нашей, человеческой, мысли, в недрах нашего, человеческого, сердца. И такое именно разлагающее и отравляющее противоречие содержит в себе история Иуды, и только привычка в союзе с равнодушием притупляет в нас его едкую остроту. Однако есть ли достойный исход для христианина – спасаться привычкой, располагающей видеть в Иуде лишь мрачную фигуру предателя, черную тень рядом со светлым образом Учителя? Но разве же не ясно, что эта черная тень ложится как тяжелое недоумение на все течение евангельских событий? Среди апостольского лика грязный сребролюбец, на Тайной Вечери – предатель, за малые деньги продающий Учителя, но при этом призванный к апостольству, почтенный избранием превыше всякого избрания! Если мы видим в каком-либо историческом деятеле непроницательность, неумение избрать себе сотрудников, такое отсутствие духовного чутья, что он может допустить в ближайшее свое окружение в качестве интимного сотрудника грязного сребролюбца и предателя, то как будем судить мы об Этом? Как мы судим о духовных вождях, которые не умеют отличить святошу, лицемера, прельщенного от святого и духоносного угодника Божьего? Не является ли такая их слепота свидетельством их духовной ограниченности? А между тем это же бессознательно переносится на Христа всеми теми, кто видит в апостоле-предателе только «раба и льстеца».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

К.Г. Шахбазян, В.В. Крымов, М.А. Шахбазян Читать полностью: «ЗРАКЪ РАБА NPIUMЪ...» К вопросу об искажениях ортодоксального понимания Боговоплощения в католической и православной богословской мысли конца XIX – начала XXI в. Влияние идей Владимира Николаевича Лосского на современное православное богословие огромно. И влияние это кажется многим целительным, ибо учение Лосского воспринимается в русле движения, направление которого было определено прот. Георгием Флоровским : «вперед к отцам» 1 . Соответственно, те его идеи, которые находятся, к сожалению, в противоречии со святоотеческим учением, требуют самого подробного и внимательного рассмотрения. Начнем мы с попытки продумать некоторые мысли, высказанные Лосским в сочинении Богословское понятие человеческой личности. Это сочинение представляется нам чрезвычайно значимым для понимания данного Лосским богословского обоснования постановки и разрешения напрямую связанных с учением о Воплощении вопросов о соотнесении понятий «ипостась, «личность», «природа», «сущность», «образ», «индивидуум», поскольку посвящено ему специально и является наиболее зрелым плодом его размышлений. Рассуждение Лосского опирается на методологический принцип, заявленный в самом начале статьи. «Я не берусь излагать то, как понимали человеческую личность отцы Церкви или же какие-либо иные христианские богословы. Даже если бы мы и хотели за это взяться, следовало бы предварительно спросить себя, в какой мере оправдано само наше желание найти у отцов первых веков учение о человеческой личности. Не было бы это желанием приписывать им мысли, вероятно, им чуждые, но которыми мы, тем не менее, их наделили бы, не отдавая себе ясного отчета в том, как зависимы мы в самом методе нашего суждения о человеческой личности от сложной философской традиции – от образа мысли, следовавшей путем весьма отличным от того, который можно было бы считать путем собственно богословского предания? Во избежание подобной бессознательной сбивчивости, а также злоупотребления сознательными анахронизмами, когда вкладываешь что-то от Бергсона в свт. Григория Нисского или что-то от Гегеля в прп. Максима Исповедника , мы пока что воздержимся от всякой попытки найти в святоотеческих текстах развернутое учение (или учения) о личности человека. Я же лично должен признаться в том, что до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах, или Ипостасях, Божественных изложено чрезвычайно четко. Тем не менее, христианская антропология существует как у отцов первых восьми веков, так и позднее, как в Византии, так и на Западе, и нет сомнений в том, что это учение о человеке личностно, персоналистично. Разве могло бы оно быть иным в богословской мысли, основанной на Откровении Бога живого и личного, создавшего человека “по Своему образу и подобию”?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010