Слово в день Сретения Господня (2 февр. 1866 г.) Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко по глаголу твоему, с миром ( Лк. 2:29 ). Так прощаются с землею люди Божии. С таким благодушием и радостию идут они на встречу грозному часу смертному. Св. Симеон Богоприимец, удостоившись приять в свои старческие объятия Того, к Кому стремилась всю жизнь его и душа, не хочет больше оставаться на этой грешной земле и не просит отсрочки назначенного ему жребия. Бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня ( Лк. 2:26 ). И вот, увидевши Христа Господня, он ничего больше не желает на земле, а с светлою верою и надеждою готовится перейти в загробную жизнь. Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром, – вдохновенно восклицает он, взирая на Богомладенца, лежащего на свитых руках его. Как-то Бог приведет нам, благоч. слушатели, расстаться с сей жизнию! А расстаться надо непременно. С каждым днем и с каждой минутой мы все ближе подвигаемся к смертному часу. А может быть для многих из нас этот страшный час уже очень и очень недалек. Что если он найдет на нас внезапу? Что если застигнет нас не готовых, беспечных и грешных? О, да сохранит нас от сего Господь Бог своим бесконечным милосердием! Но будем осторожны и сами. Не для того ли, чтобы научить сей осторожности, св. Церковь за каждым вечерним богослужением и предлагает нашему вниманию предсмертную песнь св. Симеона. Этой песнию, очевидно, она хочет напоминать нам о смерти всякий раз, когда мы отходим ко сну, который есть образ и подобие смерти. «Вот смотрите, – как бы так говорит она, – смотрите, как благодушно и спокойно умирают истинные рабы Господни». Сумейте же и вы так приуготовить себя к смерти и также не бояться ее, как готов был и как не страшился ее праведный Симеон! Примем к сердцу эти внушения нашей матери Церкви и поучимся, как надо приуготовлять себя к смерти. Во дни поста, покаяния и плача о грехах, о чем приличнее рассуждать, как не о смерти, которая есть возмездие за грех ( Рим. 6:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

     Тот, про кого современники говорили, что он был «мал и ничтожен с виду», ходил в заплатанной рясе, сшитой его же собственными руками из пренебреженного всеми куска старого сукна, стал Игуменом земли Русской, «настоятелем и учителем всех монастырей иже на Руси». Чему современное монашество учится у Преподобного Сергия Радонежского? Отшельник Пустынь – место уединенное, далекое от людских глаз. Здесь в суровом подвиге мироотреченного жития отшельник преодолевает тяготение земли, истощает потребности плоти и подчиняет ее духу, укрощает и очищает Словом Божиим (см.: Ин. 15:3) душу. А Господь тогда уже Благодатью Духа Святаго освящает ее. Собирает в единое целое дух, душу и тело – этот разбитый в человеке грехопадением образ Божий. Сотворяет из него Свое подобие. Об уподоблении человека Богу рассуждает архимандрит Илия: «Часто приводят слова апостола Павла о том, что христианская жизнь есть подражание жизни Христа. В Послании к филиппийцам апостол даже уточняет, в чем и как можно подражать Спасителю. Конечно, не повторяя Его внешний образ действий, что было бы чистым формализмом, но воспроизводя Его кеносис, который заключается в том, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [то есть явив послушание], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным [Отцу Своему, но также и людям] даже до смерти, и смерти крестной» (см.: Фил. 2:2). Поэтому Слава Христова – в послушании Отцу Своему и в послушании людям, которое Он принял, отказавшись от явления Своей Божественной Славы, присущей Ему по естеству, чтобы воспринять иную природу – природу человеческую, природу падшего человека, из любви к нам. Следовательно, для нас «подражать» – значит отказаться от «ложного величия», то есть, в самом общем плане, от нашей собственной воли, чтобы приобрести во Христе природу, которая не является присущей нам, – Божественную природу, дарованную нам Благодатью Божией». И тогда уже ни бесы не могут одолеть этот камень веры (их полчища нагрянули на совсем еще юного инока Сергия, когда, не выдержав тягот пустынного жительства, старший брат Стефан удалился и оставил Преподобного Сергия в маковецких лесах в одиночестве), ни хищные звери не проявляют к нему усвоенной ими после грехопадения человека по отношению к падшему «венцу творения» агрессии. Напротив, сам царь русского леса медведь стал для аввы Сергия ручным, точно «исповедуя» возвращение Преподобному изначально от создания мира вверенного человеку Владычества. И при этом про Преподобного Сергия принято говорить «само смирение». Как совмещается одно с другим?

http://pravoslavie.ru/104039.html

В некотором смысле подобное произошло и с первым человеком, кроме факта зачатия. Бог вынашивал замысел и образ первого человека в Себе Самом, в Своём Разуме, а затем воплотил всё в жизнь при помощи Своей силы и могущества. Удивительно! Но зачем, спросите вы, Богу понадобилось создавать человека? Ответ прост. Любовь – основа Божественной природы, и её было слишком много для Одного. Мы пришли в этот мир по любви. Но, увы, как это часто происходит, не проявив благодарности и рассудительности, человек избрал себе другие идеалы, которые оказались несовместимы с такими категориями как любовь и доверие. Так произошла величайшая человеческая трагедия. Но Бог знал, что человек согрешит, и потому приготовил всё для его спасения. Как писал еще протоиерей Сергий Булгаков : «Крест Христов был вписан в творение мира с момента его основания». И вот весь мир стал ждать затаив дыхание рождения великого Спасителя. Бог не торопился оказывать помощь согрешившим людям, потому что, как известно, ценится только то, что выстрадано и вымолено. И вот когда наступило то самое время, на Землю приходит Тот, чьё имя навсегда запомнят не только друзья, но и враги – Иисус Христос. Рождение младенца Иисуса сопровождалось множественными знаками и чудесами. Но мир настолько привык жить без Бога, что даже не обратил на это никакого внимания. Кучка пастухов, да и те не по своей воле, а потому что испугались ангелов, да трое чужеземцев волхвов, слов которых никто не понял, кроме разве самой Богородицы, которая слагала все слова в сердце своём. Но как же Бог смог воплотиться в человеческом теле? Всё просто, уже первый человек создавался по образу Христа-Спасителя. Вот как объясняет это святой Иларий Пиктавийский: «Ибо тот, кто пребывал в образе Бога, не мог принять образ раба, не истощив себя, поскольку оба эти образы несовместимы друг с другом». Бог должен был смириться и снизойти до человеческой природы, очень сильно пораженной грехом. Блаженный Августин поясняет: «С тех пор как Он начинает существовать в теле, Он уже умирает. Или, скорее, Он одновременно пребывает и в жизни, и в смерти. Возможно мы – тот самый крест, который напоминает о пригвожденном Христе... Я погрузился в глубину грязи» (Пс. 68, 3): ибо мы созданы из грязи. Но если тогда мы были райским прахом, то сейчас мы – прах бездны».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/07/ka...

Глава 16 Некоторые чудеса Тела Господня В «Лавсаике» можно прочесть, как один старец-подвижник вел доблестный образ жизни, но на деле был простым и неученым. Он не верил, что Хлеб, которым мы причащаемся, есть в собственном смысле и по правде, природным образом, Тело Богочеловека. Он думал, что это уподобление, а не истина. Когда о том услышали два старца, то они, зная великие добродетели подвижника, поняли, что так случилось по его простоте. Они пришли в его келлию и, поприветствовав его, сказали: «Отче, мы слышали от одного аввы, что ты не веришь, что святой Хлеб есть Тело Христово. Ты думаешь, что это лишь его образ». Старец ответил: «Я ему так сказал». Они сказали: «Больше не говори такую хулу. Все христиане верят, что хлеб обращается в Плоть Божию, а вино – в Кровь. Как вначале Бог взял праха земного и сотворил человека по образу и подобию Своему, так и священник, наместник Христов, говорит вместо Него слова: «Сие есть тело Мое». Так мы все верим, что это, без сомнения, Тело Христово». Старец говорит: «Если я не увижу все чувственно, то не поверю». Они сказали в ответ: «Будем просить Бога, молясь в посте и слезах неделю, чтобы Он нам открыл истину». Старец с радостью принял решение и молитвенно произнес: «Господи, ты знаешь! Я прошу не по лукавству, но для верности. Я хочу убедиться в истине, и укрепи меня, раба Твоего». Подобным образом и других два ушли в свои келлии, молясь так: «Господи Иисусе Христе, яви таинство старцу, чтобы не погибли его труды». Господь послушал рабов Своих. В воскресный день они только втроем совершали литургию. Когда священник собирался раздробить Святой Хлеб, то все увидели, что Хлеб стал малым живым Младенцем; и сошел Ангел с Небес, разделил Младенца и излил Его кровь в Чашу. Оба инока причастились Хлеба и Вина. А старец, приблизившись и взяв частицу, видит (о чудо!), что это сырое мясо (Плоть), из которого каплет Кровь. Он со страхом воскликнул: «Верую, Господи мой, что Святой Хлеб, которого мы причащаемся, есть непорочное Тело Твое, а в Чаше – чтимая Кровь Твоя». Тогда снова Плоть стала Хлебом, и старец причастился. Двое отцов сказали ему: «Бог, зная, что человеческое естество не может есть сырую Плоть, приготовил Таинство в виде Хлеба и Вина, чтобы каждый принимал его с великим желанием». И так они, воздав благодарность благодетельному Богу, в ликовании разошлись по келлиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

иером. Симеон (Гаврильчик), Д. Гусев, иером. Пантелеимон Значение IV Вселенского Собора в формировании учения о лице Искупителя Иеромонах Симеон (Гаврильчик) (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000 г.) Отступить от правоты святых догматов есть не что иное, как явно уснуть в смерть Свт. Кирилл Александрийский «Слово на Святой Символ» Основу вероучения и жизни христианина составляет Святое Евангелие. В нем раскрывается главная истина приход в мир, к человеку, его Творца и Промыслителя Бога. Для того чтобы истребить власть греха, и смерти во всем человеческом роде, Бог становится Сам Человеком. Он проходит жизненный путь человека от младенца до зрелого мужа, чтобы освятить все его этапы Господь, по учению Священного Писания , совершает великую тайну благочестия «является во плоти» ( 1Тим 3:16 ) Господин всего мира, видимого и невидимого, Он принимает «образ раба» ( Фил 2:7 ), т.е. уничижает Себя Господь сделал это, чтобы возвести человека, обезображенного и первородным грехом, и личными грехами, в то первоначальное благодатное состояние общения с Богом, которое он имел при сотворении. Если тогда человек был образом Божиим (как в чистом зеркале, по мысли свт. Григория Нисского , отражал в своей природе совершенство Отца Небесного) 443 , то после катастрофического падения в раю он стал носить в себе обезображенный образ, «истлевший страстьми» (Догматик Гл. 4) Из возлюбленного сына Божиия человек превратился в «чадо гнева по естеству» ( Еф. 2:3 ) Из усердного исполнителя в раю всеблагой воли Божией он теперь становится рабом диавола, подпав его власти за грех и порок. Все эти важные истины раскрываются нам в Евангелии и во всем Священном Писании , указывая на причину появления и смерти, и греха, и зла Церковь же Христова с течением времени углубляла толкование этих истин устами богопросвещенных мужей, освящая их, обличая искажения веры евангельской. Учение о Боге – Искупителе мира, о воплощенном Боге Слове всегда было предметом разногласий и камнем преткновения Достаточно вспомнить хотя бы тот факт что написание Евангелия апостолом Иоанном Богословом было обусловлено распространением ереси гностика Керинфа отрицавшего божество Бога Слова Именно это Евангелие больно обличало и пресвитера Ария в IV в., учившего о тварности Бога Слова и отрицавшего Его равенство и единосущие Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2005 Великая радость переполняет сегодня наши сердца, ибо, по слову Ангела, явившегося в ту святую, тихую ночь пастухам, " ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2004/2005 Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и человека, Восток Имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем. (Ирмос 9-й песни Воскресного канона 5-го гласа) Великая радость переполняет сегодня наши сердца, ибо, по слову Ангела, явившегося в ту святую, тихую ночь пастухам, " ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " ( Лк.2,11). Превечный Бог, сотворивший небо и землю, из небытия к бытию вызвавший видимый и невидимый мир, родился как " Отроча младо " , как малое Дитя и, " приняв образ раба " (Флп.2,7), стал человеком. С этого начинается радостная благая весть - Евангелие. Одним единственным словом - " радость " - вполне можно передать всю суть наших переживаний в сей великий праздник Рождества Христова. Посему и Ангел сказал: " Я возвещаю вам великую радость... " (Лк.2,10). Воистину, что может быть более радостным и воодушевляющим для человека, чем весть о том, что Сам Творец, создавший нас по Своему образу и подобию, исполнил свой замысел до конца и воплотил Свой божественный образ в человеческой плоти! Первый человек, Адам, отпал от Бога, и в нём мы " все согрешили " (Рим.5,12), но Бог принял нашу смертную природу, чтобы мы навсегда стали причастны к Его вечному, нетленному, божественному естеству. Он принял нашу человеческую плоть, чтобы мы причастились Его, - через Единородного Его Сына, изволившего " воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии " . В этом тайна христианской веры, вся её уникальность и вся её глубина. Вот где тот спасительный смысл Боговоплощения, благодаря которому мы православно почитаем единого истинного Бога, Творца Вселенной. Сего Бога знают, любят и почитают не только христиане, но и многие люди на земле. И только мы, христиане, православно исповедуем, что Бог и человек соединились в одном Богочеловеческом Лице. " Бог стал человеком, чтобы человек стал богом " , - так многие святые отцы выражали сию потрясающую своей дерзновенностью и невместимой новизной весть. Но иногда они ещё более заостряли её тем что говорили: " Бог стал человеком, чтобы человек стал совершенным человеком " . В самом деле, исповедуя веру в Сына Божия, пришедшего во плоти, мы тем самым исповедуем и надежду, что смысл нашего человеческого бытия в том и состоит, чтобы быть " чадами Божиими " (Ин.1,12).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ Святой Георгий может изображаться не только как воин… 6 мая, 2018 Святой Георгий может изображаться не только как воин… Если вас спросят об изображении святого великомученика Георгия Победоносца, то первое, что вспоминается, это образ конного воина, побеждающего змия. Икона Георгия Победоносца выглядит именно так. Но святой Георгий может изображаться не только как воин, но и как мученик: в хитоне и плаще, с крестом в руках. Именно таково его самое раннее из дошедших до нас изображений. И такая икона Георгия Победоносца тоже существует. Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса. Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной). Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец. Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу. Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия. Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 5–6 (Ин.7:16–23)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 1. 3. С. 129–144 (1-я пагин.). (Продолжение.) —129— побуждая продолжавших противиться вышним определениям принимать Его слова. Но должно знать, что, называя опять Себя посланным, Он не указывает на свое низшее достоинство сравнительно с Отцом. Посольство это не следует представлять раболепным, хотя Он со всею справедливостью мог бы сказать о Себе и то, что Он облечен был в образ раба ( Флп.2:7 ). Послан Он был так, как слово – из ума, как отблеск лучей – из солнца. Это суть обнаружения того, в чем они существуют, чрез проявление (сущности) во внешней видимости, причем они природно и нераздельно пребывают в том, от чего происходят. В самом деле, если слово исходит из ума и блеск из солнца, то на этом основании отнюдь, конечно, не следует думать, что производящие предметы (ум, солнце) существуют без того, что из них исходит (слово, блеск), но, напротив, мы находим их существующими – как те в этих, так и эти в тех. Ведь ум никогда не может быть бессловесным, как и слово – не имеющим выраженного в нем ума. Подобно сему должно понимать и другое (сравнение – солнце и его сияние). 7:17. Аще кто волю Его (хощет) творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю 443 . Не исследуя и без всякого сомнения надлежало принять слова истины и верить, что то, что раз уже сказано, не может быть иначе, как Он определил этому быть. Впрочем, ради неверовав- —130— ших не оставляет слова Свои без доказательства, но приводит яснейшее и очевиднейшее для них основание, с великим искусством составив образ речи. В чем состоит это искусство, и какое это благопромыслительное слово, о сем также поговорим. Искали убить Его из-за расслабленного, разумею исцеленного в субботу. Поэтому Он и незаметно поражает уже замышлявших на Него нечто дурное и вместе с тем ясно изобличает носивших в себе убийственные замыслы против Него, как решившихся исполнять угодное себе, а не Законодателю. Итак, вот тогда-то особенно вы и узнаете об учении Моем, что Бога и Отца есть оно, если именно хотите последовать Его, а не своим желаниям. Воля же Законодателя и Бога – совершенно удаляться от человекоубийства. Вот тогда-то, говорит, не будучи объяты несправедливою враждою и не побуждаясь к напрасному гневу звероподобным нравом, вы ясно узнаете, от Бога ли есть слово учения Моего или от Себя Самого говорю. Итак, с полезным сочетав обличение, справедливо обвиняет их в том, что они неосновательно пренебрегают всем, чему Он учит, хотя Ему благоволит и соизволяет Бог и Отец, или, что также истинно, соучительствует и соизъясняет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово на заупокойной литургии в 40-й день по смерти профессора Василия Феодоровича Певницкого Источник Всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит из сокровища своего Новая и ветхая ( Мф.13:52 ). Вот образ истинного последователя Христова Евангелия, начертанный самим Божественным Учителем Христом. В соответствие, но и в противоположность книжникам ветхозаветным, опочивавший на одной букве закона Божия, книжник новозаветный, верный и истинный ученик и последователь Христов тоже изучает царствие небесное, но изучает учение о нем не по букве только, но и по духу, по внутреннему и глубочайшему смыслу и затем изученное не хранит лишь в уме и памяти, не делает это достоянием лишь школьного изучения и преподавания, но стремится познанную истину перевести в саму жизнь, воплотить ее в целой деятельности своей, от начала до конца своей сознательной жизни, делая всю вообще жизнь единым хождением в Христовой истине. Жизнь этого истинного «книжника» имеет свои особые законы и начала, которые в своей истинной сущности открыты лишь Богу всеведущему и открываются, в известной степени, самому духу христианина-подвижника. Но одна сторона его подвига доступна и наблюдению других: это – непрерывность течения жизни по духу Христову, это – внутреннее родство «старого» и «нового» в духовном облике книжника и мудреца в евангельском смысле. В таком роде рисуется нам, братие и образ ныне поминаемого новопреставленного раба Божия Василия, общего нашего учителя и патриарха нашей учено-учебной семьи, а вместе с тем, великого служителя православной богословской науки и незаурядного работника на ниве церковной. Еще так недавно, он был среди живых, принимал живое непосредственное участие в жизни и деятельности дорогой ему Академии, и ничто, повидимому, не предвещало столь скорого рокового конца. И вот, неожиданно для многих, смерть похитила его, и ныне, в 40-й день по кончине его, мы собрались в сей святой храм, столь близкий духу почившего при жизни, – чтобы со всей церковью вознести молитву Богу духов и всякой плоти, да упокоит дух его с праведными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1. Теперь же нам надлежит рассуждать о мудрости; не о Той Премудрости Божией, Каковая, несомненно, есть Бог (ибо Премудростью Божией называется Его Единородный Сын), но о мудрости человеческой, хотя и об истинной, которая сообразна Богу, и есть истинное и главное почитание Его, каковая по-гречески называется одним именем – θεοσβεια. Когда это [греческое] имя захотели перевести [на наш язык] также одним именем, то, как мы уже упоминали, его назвали благочестием (pietatem), хотя в греческом употреблении благочестие – это ευσβεια. Но поскольку слово θεοσβεια не может быть совершенным образом переведено одним словом, его лучше перевести двумя словами как «почитание Бога» (Dei cultus). То, что это – мудрость человека, как мы уже установили в двенадцатой книге этого труда, определяется авторитетом Святого Писания в книге раба Божиего Иова, в которой мы читаем, что Премудрость Божия сказала человеку: «вот, благочестие (pietas) есть истинная премудрость, и удаление от зла – знание » 80 ( Иов.28, 28 ), или, как иные переводят греческое слово πιστμη, – наука (disciplina), которое, конечно же, происходит от глагола «учить» (discendo), отчего его можно перевести и как «знание», ведь всякая вещь изучается для того, чтобы знать ее. Правда, слово «наука» часто употребляется в другом значении, когда кто-либо страдает за свои грехи затем, чтобы исправиться. Именно в этом значении оно употребляется в Послании к Евреям: «есть ли какой сын, которого бы не научал 81 (det disciplinam) отец« ( Евр.12, 7 ). И с еще большей ясностью – в том же самом [Послании]: »Всякая наука 82 в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12, 11 ). Итак, Сам Бог есть высшая Премудрость; почитание же Бога есть мудрость человека, о которой мы сейчас и говорим. Ибо «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3, 19 ). Значит, [именно] в отношении мудрости, которая есть почитание Бога, Святое Писание говорит: «Множество мудрых – спасение миру» ( Прем.6, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010