I. Житийные чтения Пролога. Из житий и памятей некоторых святых вселенской церкви, русских и обще-славянских 62 Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) Глеба, князя Российскаго, сына Володимиря, (уби) свой брат, Святополк, послав убийц. Прежде бо посла к нему в Муром, с лестию глаголя: «зовет тя отец, уже ему дние скончалися», и уже брата Бориса убил (Святополк), а на Глеба готовяше убиение: помышляя бо братию всю избити, и хотяше един княжение прияти, ему же конец бысть мука вечная, яко же рече пророк: увязе грешник в сети своей. Глебови убо едущи, и яко бывшу у града Смоленска на Смядыне, приспеша окаяннии убийцы немилостивии, яко свирепии зверие, иже послани окаянным Святополком. Святый же Глеб чаяше от них целования, и они окаяннии оружие готовляху нань, и вскочивше внасад, яша святаго, повар же святаго Глеба, именем Торчин, закла господина своего ножем, месяца септевриа, в пятый день. И повергоша его на пусте месте. Но Господь Бог не остави своего раба, яко же и прежде Стефана мученика прослави. Овогда убо виде людие столп огнен, овогда же свещы горящыя, иногда же пение ангельское слышаху. И возвестиша во граде о святем, и изшедше вернии, взяша тело святаго и принесоша его в Вышеград. 2. Преподобный Иосиф Волоцкий (9 сент.) Сей преподобный Иосиф бе от предел града Волоколамскаго, прадеда имея литовския земли, отца же именем Иоанна и матерь Марину. И егда быв седми лет, вдан бывает от них в научение грамоте и вскоре извыче все божественное писание. И нача к церкви безпрестани приходити, сверстники же своими не сочетавшеся, но всегда на благое тщашеся, еже бы Богу угодити. Разсмотрев же мира сего нестоятельное, отъиде в монастырь в Боровск, к преподобному Пафнутию, и тамо от него пострижеся и бысть монах искусен. И бе выну в посте и молитве пребывая, повинуяся во всем наставнику своему. По некоем же времени, взя к себе в монастырь и отца своего по плоти, старости его ради, и облече его во святый образ, и служаше ему, и покояше его до дне смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

I. О воплощении Бога Слова А) В борьбе с иудейством и магометанством Иудеи, остановившиеся на мертвой букве писания без благодатного духа и силы, представляли духовную область обетованной Христовой благодати земным, блистательнейшим царством и самого Мессию царя воображали всемирным завоевателем; почему не уверовали и не признали Господа нашего Иисуса Христа, принявшего образ смиренного раба, Мессиею, пришедшим в мир грешный спасти. Святые угодники в своих ответах на их возражения приводили и объясняли те места священного Писания, коими доказывалась истина пришествия на землю Бога Слова, родившегося от Духа Свята и Девы Марии. О времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю рассуждал с евреями святой Константин Философ в земле Хозарской, куда он послан был Греческим Императором по просьбе Хозар прислать к ним людей сведущих научить их вере. Нас, говорили послы от Хозар Императору, смущают евреи и сарацины, хвалят они каждый свою веру; пришли же нам людей сведущих, которые бы сказали нам, которая вера лучшая. «Время пришествия Мессии в мир еще не наступило», – говорили Евреи. – Чего же вы ждете еще? – отвечал святой Константин. – Власть царская, которая по пророчеству Иакова (патриарха) должна быть только до пришествия Мессии, отнята от вас; Иерусалим разорен, жертвы ваши отвержены, и слава Господня перешла от вас к язычникам, как предсказал о том пророк Малахия: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших... ( Мал.1:10:11 ) Что Мессия действительно уже пришел – это видно из пророчества Даниила, который возвестил время пришествия в мир Мессии 70 седминами лет. Спрашиваю вас, что это за железное царство, о котором предсказал Даниил, объясняя сон Навуходоносора о великом теле? «Это царство римское». Что значит камень, отторгшийся от горы без руки человеческой и разрушивший оное тело? «Это Мессия». – Не видите ли, что римское царство, служившее идолам, уже кончилось; вместо его Бог восставил нерассыпаемое царство христианское; и там, где вы прежде жили (в Иерусалиме), благословляется и прославляется от христиан имя Господа нашего Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

     О Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читают в начале Великого поста. Святые отцы часто говорят о трех состояниях человека в его отношениях с Богом: раба, наемника и сына. Раб исполняет заповеди и борется с грехом, чтобы избежать наказания, наемник — ради награды, а сын — по любви к Господу. Христианин проходит в своей жизни эти состояния, как степени духовного возрастания: сначала он боится вечных мук, потом желает получить воздаяние за труды, и затем, при правильном духовном развитии, он доходит до состояния сына, когда начинает делать добро, движимый любовью к Богу. Святые подвижники познали это не теоретически, а через видение собственного духовного состояния. От лица своей души, рыдающей о грехах, преподобный Андрей Критский написал Великий покаянный канон. Автор его проникновенных строк искренне любит Господа, стремится к Нему, желает быть в единстве с Ним. Но вместе с тем он видит, насколько несовместимо с Богом его внутреннее состояние, как глубоко в нем укоренились и бушуют те страсти, которые препятствуют богообщению. Сознавая, что избавиться от них своими силами он не может, он плачет и рыдает о действии в себе этих страстей, потому что они мешают ему быть с Богом, мешают достичь той цели, к которой он стремится. Если мы не можем воздохнуть от души с таким же покаянием, с каким обращается к Богу преподобный Андрей Критский, будем читать его канон. Постараемся вникнуть в написанные им слова, понимая, что и мы должны двигаться в том же направлении, стремиться стать такими, как он, и в меру своих сил воспринимать то, о чем говорится в его творении. Покаянный канон настолько велик, настолько обширен, что, пожалуй, каждый, даже мало воцерковленный, человек найдет в нем нечто свое, уловит отголосок своих душевных страданий, внутренних переживаний, увидит их причину и поймет, что надо делать для того, чтобы от них избавиться. О чем рыдает преподобный Андрей Критский? О падшей душе. Он как бы со стороны наблюдает свою душу — образ Божий, которая погрузилась во тьму бессловесия, тьму страстей. «Душа, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия жизни и принеси Богу в покаянии слезы», — взывает он в одном из первых тропарей канона (песнь 1, тропарь 2). Но что значит это «бессловесие», от которого надо воздержаться? Наверное, это нечто более опасное, нежели утрата способности говорить и слышать?

http://pravoslavie.ru/101502.html

архим. Кирилл (Павлов) Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне На горе Фаворстей преобразился ecu, Иисусе, посреде Илии и Моисеа премудрых, со Иаковом, и Петром, и Иоанном. Петр же сопребывая, сия Тебе глаголаше: добро зде есть сотворити три сени, едину Моисею, и едину Илии, и едину Тебе, Владыце Христу. Иже тогда свет Твой сим возсиявый, просвети души наша. Седален Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя. Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира, и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17: 5 ). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь , егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние. Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание – опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Беседа 5. Горе от соблазнов Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». Тема сегодняшней беседы называется: Горе от соблазнов, и мы рассмотрим 18-ю главу Евангелия от Матфея с 7-го по 9-й стих. Читаем 18-ю главу Евангелия от Матфея 7 -й стих: Мф.18:7 . «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Святые Отцы учат, что соблазн иногда воспринимается человеком как некая болезнь, лечить которую заболевший не всегда спешит и даже находит в ней для себя некоторое преимущество (святитель Иоанн Златоуст ). Действительно, легко сказать о соблазне: «Он у меня врожденный», или: «Я таким родился», или: «Это все дурная наследственность». Некоторые могут увидеть в этих словах Христа: « Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам » – даже сожаление. Златоуст пишет: «Будучи Богом, Христос соделался для тебя человеком, принял образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил со Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но так как все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них; сожалеет о том, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь, сожалея о больном, о котором прилагали великое старание, но который не захотел повиноваться предписаниям врача, сказал: горе этому человеку от болезни, которую он усилил собственным своим нерадением!» 46 Блаженный Иероним Стридонский настаивает, что человек если и соблазняется чем-либо, то в этом есть и его, «соблазненного», вина. Святой Иероним учит: «Это значит не то, что неизбежно быть соблазнам, ибо в таком случае производящие соблазн не были бы виновны, но значит то, что так как в этом мире соблазны по необходимости бывают, то каждый терпит от соблазнов по своим личным порокам» 47 . Таким образом, нет извинения не для соблазненного, ни для соблазнителя. И все же Сын Божий учит: « но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ». Но как распознать, кто соблазнен, а кто соблазнитель? Блаженный Августин пишет: «Мир злой и мир добрый: в мире злом все – злые, в мире добром все – добрые. Мы часто слышим о поле: полно это поле; а каким плодом? Пшеницей. Но мы также говорим, и верно говорим: поле это полно плевел… однако одно уносит ветер, а другое снимает сборщик урожая. Так что, когда слышишь: “Горе миру от соблазнов”, не страшись, люби Закон Божий, и не будет тебе соблазна» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Благовещение Пресвятой Богородицы   Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, отмечается 7 апреля. Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7 апреля — по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение.   Каждая будущая мать испытывает особые переживания. Душа ее чутко прислушивается к совершающейся в ней тайне. Многих женщин в это время посещают вещие сны и предчувствия. Что же сказать о Матери Мессии?..   Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета.Он говорит об ангеле Гаврииле(вестнике мессианства), о смятении Девы,о потрясших ее словах приветствия.   Она «благословенна среди женщин»,Ее сын утвердит навеки «престол Давида» и дарует спасение миру… Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». Жизнь,Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа.   Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям.   «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».   Кондак праздника:   «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная».   Тропарь праздника:   «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».     Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная — Иоанна Златоустого, или Василия Великого, — в те дни, когда это положено по уставу.   В ряде православных ст ран Благовещение сопровождается обрядом «встречи весенних ласточек». По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим «птичьим праздником» на Руси считалось 9/22 марта, когда прилетают с юга жаворонки. В этот день Церковь отмечает память сорока мучеников.   Александр Мень «Таиснтво, Слово, Образ»

http://predanie.ru/tema/blagoveshhenie/

Благость божия Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает, но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, – подобное и ныне в мире делается. О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 )? Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием во спасение твое! Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас: но что воздадим Господу за все, что Он даровал нам ( Пс. 115, 3 )? За то одно, что Им созданы, из небытия в бытие приведены и разумной душой почтены мы, по образу и по подобию сотворены, – всех себя, то есть душу и тело, отдать Ему должны мы. А что уже дать сможем за то, что, согрешившие, – помилованы, погибшие – взысканы, падшие – восставлены таким чудным образом? Что – за то, что Он ради нас образ раба принял, на земле пожил, алкал, жаждал, трудился, плакал, болезновал, печалился, бесчестие, поругание, оклеветание, осуждение, оплевание, заушение, биение, раны, распятие и смерть позорную принял? Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что – за то, что верующим во имя Его дал власть быть чада ми Божиими( Ин. 1, 12 ), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов причтенными быть, вечного и Небесного Царства участниками быть? Ничего! Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен! Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сердцем уклонился! Всякое преступление совершал ты перед лицом Божиим, и всевидящее Его око смотрело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем – перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя по богатству благости Своей ( Рим. 2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Блаженный Иоанн, затворник Сезеновский  родился 24 июня 1791 г. в с. Горки Коротоякского уезда Воронежской губернии, у дворового крестьянина Луки Ивановича Быкова. Младенец этот с самого рождения являл собой нечто дивное и необычайное для этого возраста. Грустное выражение его личика поражало всех, кто видел его. Взоры Иоанна были постоянно устремлены к иконам, в святой угол. Когда он подрос, то отличался особым незлобием и кротостью, не принимал участия в детских играх и забавах и больше всего любил одиночество. Единственным другом-сверстником Иоанна был его молодой барин Василий Федорович. Будущий подвижник часто совершал паломничества, особенно - в Киево-Печерскую Лавру, где он даже прожил два года послушником. Еще юношей Иоанн начал проявлять черты Христа ради юродства. Окружающие объясняли это ленью, нежеланием работать. Много укоризн и побоев получил он за это, но душа его стремилась к иному, вышнему миру. Местный священник пытался смягчить его гнев, говоря: " Это – не твой раб, а Христов " . Особенно Иоанн любил молиться перед образом святителя Димитрия Ростовского. Однажды помещик за долгую отлучку избил Иоанна, заковал в железные цепи и запер в амбаре, запретив давать заключенному пищу и питье. Через три дня священник, который почитал юношу, пришел к нему в амбар, взяв с собой немного еды. Он опасался помещичьей стражи и злых псов. Войдя во двор к помещику, он застал караульных спящими, а свирепые псы ласкались к нему, как кроткие овечки. Беспрепятственно дойдя до амбара, он тихо кликнул раба Божия. " Митенька пришел, – отозвался Иоанн, имея в виду св. Димитрия, – ему и псы повинуются, не только видимые, но и невидимые. Митенька, голубчик, Митенька желанный пришел ко мне в гости " , – продолжал с детской радостью подвижник и с любовью облобызал образ святителя Димитрия. Затем он, коснувшись железных пут, свободно снял их с себя чудесным образом и начал духовную беседу о блаженной награде за терпение скорбей. Вскоре после этого в поместье приехал Василий Федорович, друг детства Иоанна, и освободил подвижника из заключения.

http://sobory.ru/article/?object=04427

Вступление «И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им» ( Нав. 1, 1–2 ). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: «сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» ( 1Кор. 10, 11 ). И в послании к Галатам сказал он так: «писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета» и пр. ( Гал. 4, 22–24 ). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: «имут Моисея и пророки» ( Лук. 16, 29 ); и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» ( 2Кор. 3, 15 ). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10, 4 ). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. «От дний же Иоанна ... царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» ( Матф. 11, 12 ). Вопрос 1. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав. 1, 1) И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» ( Рим. 15, 8 ); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. 4, 4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Иоан. 5, 46 ). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем» ( Нав. 1, 17 ). Вопрос 2. Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата (Нав. 1, 3–4), не исполнил сего обещания?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 2. Богочеловек Христос и Церковь Икономия (Домостроительство) ради нас Троичного Бога явлена как Церковь , исполнена ( Еф. 3:11 ) и заключена во Христе и Его «чудесных икономиях» ( θαυμαστας οκονομαις). «Богатство нам, и благо, и источники вечной жизни икономии Спасителя», – говорит святой Златоуст 175 , то есть Христово Воплощение, Крест, Воскресение и Вознесение 176 . Икономией Златоуст называет Самого Христа, «воплощённого Богочеловека», то есть Его человеческую природу: «делается человеком... зачинается в утробе, растёт мало-помалу и проходит путь своего возрастания. Кто возрастает? Домостроительствующий, а не самое Божество, образ раба, а не лицо Господа, моя плоть, а не Его сущность...» 177 Следовательно, явление Христа по плоти, Его Воплощение, воплощённый Богочеловек есть всецелая Икономия (Домостроительство) Церкви. Поэтому, по апостолу Павлу и святому Златоусту, Главизна ( τ κεφλαιον) Домостроительства и Церкви – в том, что «Бог соделался человеком, был распят и воскрес!» 178 Таким образом, Бог соделал – то есть исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Еф. 3:11 ), всецелую Икономию (Домостроительство). Сын и Логос, Вечная Мудрость Божия, Премудрость построила себе дом ( Притч. 9:1 ) 179 и в Нём исполнила, соделала Икономию благодати; в Нём исполнила и даровала спасение миру 180 . «Дом» этот – Тело Богочеловека, Церковь 181 . Как мы подчеркнули в начале, вся тайна Церкви содержится в «Тайне Христовой», по краткому определению апостола Павла: ...великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Или, как говорит святой Златоуст: «Тот, кто выше всех, Кто господствует над ангелами и имеет власть над всеми прочими силами, нисшёл долу, сделался Человеком, претерпел бесчисленные мучения, воскрес и вознёсся» 182 . На этих богочеловеческих «икономиях» (домостроительствах), то есть Воплощении, Распятии (Страдании, Смерти, Погребении), Воскресении, Вознесении и ниспослании Духа Святого (Пятидесятница), основана Церковь и из них «создана» (составлена) и построена. Ибо Бог , став человеком, «тело Церкви принял (на Себя)» 183 , построив Церковь преимущественно на воплощении, смерти и воскресении Своём, и поэтому Церковь – проявление и живая икона Воплощённого, Пострадавшего, Воскресшего и Вознесённого в славе на небеса Господа Иисуса Христа 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010