Весной 1817 г. Иоанн прибыл на Афон, где на следующий год принял монашеский постриг с именем Исаия. С началом Греческой революции в 1821 г. братья были изгнаны турками вместе с др. рус. насельниками и вернулись на родину, в Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Неприязненное отношение настоятеля заставило их 22 дек. 1830 г. перейти в Свирскую обитель. По благословению свирского архим. Варсонофия братья с 3 учениками поселились в Задненикифоровской пуст. В 1832 г. младший брат Феодор был рукоположен во иерея и до 1833 г. совершал в пустыни богослужения, в 1835 г. назначен строителем Андрусовской пуст., к-рой управлял 17 лет. С 1838 г. в пустыни постоянно проживал иеромонах. Старец Исаия остался на Важозере и прославился как знаток Свящ. Писания и духовник. Обладал красноречием, любил вести духовные беседы с братией и богомольцами, рассказывал о своих путешествиях. О. Исаия был духовным собеседником святителей Игнатия (Брянчанинова) и Филарета (Дроздова) , С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) . Отличался строгим аскетизмом и благочестием, проживал в землянке, трудился наравне с др. насельниками: рубил дрова, носил воду, помогал в поварне и пекарне, летом - на огороде, обрабатывал землю под пашню и косил сено. Он ввел в Н. м. общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Стараниями о. Исаии в Н. м. были сделаны каменные фундаменты у обеих церквей, перестроена часовня над мощами Важеозерских чудотворцев. Приезжая в С.-Петербург, он собирал значительные пожертвования на мон-рь. Вел. кн. Константин Николаевич передал ему для пустыни из Введенской ц. Мраморного дворца, к-рую в 1846-1849 гг. отделывали заново, старый иконостас и ризы «с царскими вензелями». Приняв в 1849 г. схиму с именем Игнатий, старец скончался 3 (20?) апр. 1852 г. и погребен близ стены часовни, над мощами преподобных Геннадия и Никифора ( Ягодкин. 1901. 13. С. 417-420). Пустынножительница Мария Олонецкая род. в с. Передине, была старшей дочерью крестьянина Василия Софронова, брата мон.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Михаила. 1592 г. (КОХМ) еп. Александр (5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), Иона (Баранов; 23 авг. 1674 - 8 окт. 1699, с 12 марта 1682 архиеп.), архиеп. Дионисий (Ушаков; 4 авг. 1700 - 7 февр. 1718), Алексий (Титов; 25 янв. 1719 - 26 сент. 1733, с 19 февр. 1731 архиеп.), еп. Лаврентий (Горка; 26 сент. 1733 - 10 апр. 1737), еп. Киприан (Скрипицын; 31 дек. 1737 - 18 мая 1739), еп. Вениамин (Сахновский; 18 мая 1739 - 6 (2?) дек. 1742), еп. Варлаам (Скамницкий; 27 февр. 1743-1748), еп. Антоний (Илляшевич; 25 мая 1748 - 16 нояб. 1755), еп. Варфоломей (Любарский; 19 июня 1758 - 5 июня 1774), еп. Лаврентий (Баранович; 6 авг. 1774 - 13 марта 1796), еп. Амвросий (Яковлев-Орлин; 1 июня 1796 - 29 янв. 1804), еп. Серафим (Глаголевский; 29 янв. 1804 - 7 июля 1805), еп. Гедеон (Ильин; 20 авг. 1805 - 3 мая 1817), еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 15 июля 1817 - 28 окт. 1822), еп. Павел (Морев; 27 мая 1823 - 19 марта 1827), еп. Кирилл (Богословский-Платонов; 26 марта 1827 - 3 янв. 1832), еп. Иоанникий (Образцов; 3 апр. 1832 - 1835), еп. Нил (Исакович; 8 дек. 1835 - 23 апр. 1838), еп. Неофит (Соснин; 23 апр. 1838 - 29 марта 1851), еп. Елпидифор (Бенедиктов; 29 марта 1851 - 7 янв. 1860), еп. Агафангел (Соловьёв; 6 февр. 1860 - 17 июня 1866), еп. Христофор (Еммаусский; 17 июня - 5 окт. 1866), Аполлос (Беляев; 12 дек. 1866 - 7 июня 1885, с 20 апр. 1880 архиеп.), еп. Макарий (Миролюбов ; 7 июня 1885 - 5 дек. 1887), еп. Сергий (Серафимов; 5 дек. 1887 - 10 авг. 1896), еп. Алексий (Опоцкий; 10 дек. 1896 - 10 нояб. 1901), еп. Никон (Софийский ; 10 дек. 1901 - 27 нояб. 1904), еп. Филарет (Никольский; 27 нояб. 1904 - 20 марта 1914), еп. Никандр (Феноменов; 20 марта 1914 - нояб. 1918), Слободской еп. Алексий (Кузнецов; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919, в. у.), еп. Николай (Покровский ; май 1919 - 19 окт. 1920), еп. Яранский, затем Уржумский сщмч. Евсевий (Рождественский ; 19 окт. 1920 - янв. 1921, в. у.), Слободской еп. священноисп. Виктор (Островидов; февр.- 13 мая 1921, в. у.), Павел (Борисовский; 13 мая 1921 - авг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

безусловных успехов. Так «Путешествие ко святым местам в 1830 году» (СПб., 1832) А.Н. Муравьева сразу же было переиздано в 1833 и 1835 гг., а затем в 1840 и 1848 гг. Муравьева неслучайно называли «русским Шатобрианом» по имени автора прославленного «Itinéraire de Paris à Jérusalem...» (Paris, 1811) или в русском переводе И. Грацианского «Путешествии из Парижа в Иерусалим и обратно из Иерусалима в Париж» (СПб.,1817). Но, конечно, русский романтический паломник ориентировался не только на западноевропейские образцы. И хотя третьему изданию «Путешествия ко святым местам» он предпослал обстоятельный обзор «Русских путешествий в Святую землю», где рассказал о полутора десятке памятников паломнической литературы, начиная с XII века, его собственные литературные вкусы и симпатии лежали отнюдь не в отечественном Средневековье. Русская литература путешествий после «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина (1801) стала бурно и, так сказать, экстенсивно развиваться и наряду с западноевропейскими, осваивать и древнерусские паломнические маршруты. Одно за другим выходят «Путешествие по Святой земле в 1835 году» (СПб., 1838) и «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» (СПб., 1847) А.С. Норова, прежнюю столицу Византии описывает в своих «Очерках Константинополя» (СПб., 1835) К.М. Базили, в 1849-1850 гг. по Ближнему Востоку путешествует П.А. Вяземский и т. д. и т. п. вплоть до XX века, когда туда же в поисках новых впечатлений отправился И.А. Бунин, а на Афон - Б.К. Зайцев. Между тем появление книги о. Парфения было замечено критикой. Одним из первых на нее откликнулся в краткой рецензии Н. Г. Чернышевский. «Язык этих многотомных записок, - писал он , - прежде всего поражает читателя, представляя оригинальную смесь церковнославянского с старинным книжным русским и простонародным русским». «Сказание...» представляет собой собрание разнохарактерных и по языку, и по содержанию рассказов. Его автор «равно подробно излагает свои путешествия по святым местам, свои беседы, сначала с православными, которые обращали его, потом с раскольниками, которых обращал он, и, наконец, различные интересные анекдоты, слышанные в путешествиях».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

1 . Побуждение к преступлению есть главное, на что должно обращать внимание при наложении наказаний. Чем хуже это побуждение и если оно показывает, что виновный намеренно совершил преступление, тем тяжелее должно быть и наказание, и наоборот, если будет доказано, что преступление было сделано по незнанию закона, ненамеренно или необдуманно, то и наказание должно быть мягче, и судья снисходительнее в постановлении приговора 1828 . Должны также приниматься во внимание и причины преступления; и если кто-нибудь был принужден физическою силою поступить против законов церкви, то каноны освобождают его в таком случае от всякой ответственности 1829 ; если же преступление совершено вследствие нравственного воздействия, тогда каноны уже не освобождают виновного от ответственности, потому что христианин безусловно не обязан повиноваться приказанию совершить что либо противное Божию или церковному закону 1830 . При наложении наказания имеет важное значение и то, какова была жизнь известного лица до совершения им преступления; и если она была примерною, то и совершение преступления может быть объяснено случайными обстоятельствами, почему и наказание бывает мягче; наоборот, если будет доказано, что виновный вел беспорядочную жизнь и, что преступление его есть ни что иное, как результат его общей нравственной испорченности, то и наказание должно быть строже и назначаться, как для кары совершенного преступления, так и для предупреждения нового 1831 . 2 . При наложении наказаний всегда являются некоторые обстоятельства, могущие или смягчить, пли отяготить вину. Вина смягчается: а) если виновный сам сознается и заявит прежде, чем его изобличит судья 1832 , и б) если виновный, совершив преступление, сделает по своему личному побуждению какое-нибудь доброе дело, и этим, так сказать, загладит преступление 1833 . Вина отягощается, когда будет замечено, что виновный упорен во зле и не намерен раскаяться в своем преступлении 1834 , далее, когда преступление, само по себе и по своим последствиям, вредит общей жизни церкви и грозит заразою многим другим членам церкви 1835 , и, наконец, когда преступление совершено таким лицом, которое, по своему положению, должно служить в церкви образцом и примером точного исполнения закона 1836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Поиск М. национального стиля в храмостроительстве провинции отражает проект храма-памятника Полтавской битве (1833, не реализован), в отделке к-рого использованы килевидные кокошники и тройное окно барабана при сохранении таких элементов классицистической композиции, как план в виде квадрата и пятиглавие, но с куполами необычных пропорций (не реализован). М. принадлежит образцовый проект мечети (1829, использовался до 1843), разосланный в 19 губерний с мусульм. населением. Это здание в виде 8-гранной призмы с завершением в форме усеченной пирамиды с куполком, увенчанным полумесяцем. Проектируя мечеть, М. мог ориентироваться на обмеры древних булгарских памятников XIV в. ( Кириченко Е. И. Градостроительство и власть//Градостроительство России сер. XIX - нач. XX в. М., 2001. Т. 1. С. 242-243). Из гражданских зданий известно о проектах М. богоугодных заведений в Тифлисе, ярмарки в Ростове-на-Дону, училища для детей канцелярских служителей в Смоленске, гимназий в Уфе (1820-1828) и Тифлисе (1832), а также более 10 проектов военных лазаретов (нач. 30-х гг. XIX в.) в Луцке, Остроге, Бердичеве, Тороянове и Каинске и др. городах, карантинных зданий различных размеров во время эпидемии холеры 1831 г., в т. ч. карантина 1-го класса для Евпатории и других портовых городов юга; гостиных дворов в Одессе на Александровской пл. (?), в Измаиле, Симбирске (1822, 30-е гг. XIX в.) и Ростове Великом (30-е гг. XIX в.), городских богаделен. М. проектировал также надгробные памятники ген. И. Г. Гогелю (1834); на Смоленском кладбище в С.-Петербурге - камнерезу П. Е. Доброхотову (1834) и скульптору Мартосу (1835) в виде пилона с акротериями; в Александро-Невской лавре - Чаплиным (1837). Лит.: Петров П. Н. А. И. Мельников//Зодчий. СПб., 1885. 1/2. С. 1-2; Фомин И. Мельников А. И.//Ист. выставка архитектуры. СПб., 1914. С. 57-58; Лейбошиц Н. Я. Мат-лы к творческой биографии А. И. Мельникова//Архит. наследство. М.; Л., 1959. Вып. 9. С. 117-138; Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980; Филатов Н. Ф.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

парке. Но олени не прижились из-за сурового для них местного климата. Однако, несмотря на все сходство Отрады с английскими усадьбами, отрадненский парк является произведением русского паркового искусства, типичным для конца XVIII столетия, — парком сентиментализма. Создатели парка мастерски включили ансамбль усадьбы в ландшафт, максимально используя то, что было создано самой природой. Особенно показательна композиция большого луга на покатом склоне между «замком» и церковью. Большое открытое место, судя по словам самого Орлова, существовало здесь изначально. Создатели парка сохранили эту особенность ландшафта, однако композиционно преобразили его, высадив по всему пространству луга небольшие группы деревьев. Лес же, росший в низине у реки, был преобразован в парк: его прорезали образующие в плане сложный узор дорожки и аллеи, здесь же были выкопаны живописные пруды (первоначально они имели форму вензелей Григория Орлова и Екатерины). Особенно красивым был обсаженный деревьями Лебединый пруд с островком посредине. Украшением парка стали всевозможные «садовые затеи» (гроты, руины, беседки), не сохранившиеся до наших дней. Любовь к природе выразилась у Орлова не только в устройстве пейзажного парка, но и в бережном отношении к лесам, чем он выделялся среди всех окрестных помещиков. Он советовал соседям не рубить лесов, предупреждая о возможных печальных последствиях таких порубок. Собственные леса граф держал в образцовом порядке. В. Г. Орлов завел в Отраде по обыкновению того времени крепостной театр, где в оркестре служил капельмейстером Л. С. Гурилев, отец известного композитора А. Л. Гурилева. Будущий автор знаменитых романсов («Сарафанчик», «Матушка-голубушка», «Однозвучно гремит колокольчик» и других) также играл в этом оркестре. После смерти В. Г. Орлова усадьба Отрада обогатилась еще одним прекрасным архитектурным сооружением: в 1832 —1835 годах по проекту Д. И. Жилярди был возведен мавзолей Орловых. При первом же взгляде на это здание невольно напрашивается сравнение с уже знакомым нам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Особенно популярными описания паломничеств сделал успех книги Л. II. Муравьева «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» (1832). Эта книга по-своему вводила в литературный обиход пушкинского временн сугубо религиозные темы. Они звучали у Муравьева с романтическим умилением и приподнятостью, которая позднее могла показаться чрезмерно елейной. А. С. Пушкин в своей неоконченной рецензии на «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» откликнулся на лучшее в нем, заметив, что автор «привлечен туда не суетным желанием обрести краски для поэтического романа, не беспокойным любопытством найти насильственные впечатления для сердца усталого, притупленного. Он посетил св. места как верующий» как смиренный христианин, как простодушный крестоносец, жаждущий повергнуться во прах пред гробом Христа Спасителя» 3 . «Путешествие» Муравьева было органично для русской романтической прозы 1830-х годов, оно широко читалось, отрывки из него позднее печатались во многих хрестоматиях. Но впоследствии пристрастие к романтическим условностям и поэтизмам, церковная твердость, даже известная ортодоксальность взглядов вызывали заслуженные и незаслуженные нападки, непонимание. Особенно в шестидесятые годы. В одной из эпиграмм Муравьев был даже назван «фарисеем монахующим». И все-таки литературный путь его, прежде всего как церковного писателя, неизменность убеждений и скромное, но подлинное дарование не могли не вызывать уважения. Ф. И. Тютчев писал в стихотворении «Андрею Николаевичу Муравьеву» (1869): Да убеждаются тобой, Что может действенная вера И мысли неизменный строй. «Путешествие ко Святым местам» определило не только дальнейшие литературные и жизненные интересы самого автора, по и существенно повлияло на дальнейшее развитие жанра. Следующей заметной книгой паломнической литературы стала книга А. С. Норова «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» (1839). Живость и лиризм повествования соединены в ней с научным пафосом изучения и описания Святой Земли. Книга увлекает не только недюжинной эрудицией, основательной ученостью автора, но и непосредственностью впечатлений, со сменяющимися путевыми эпизодами, выразительными восточными типами, проникновенно нарисованными пейзажами, с насыщенными историческими сведениями, религиозно трепетными описаниями святых мест. Труд Норова – одно из содержательнейших и литературно ярких описаний путешествий в Святую Землю, можно считать и одним из достойнейших образцов путевой прозы XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хуан Ди (Хуань-тие, или «Желтый император») – легендарный правитель Китая. Считается основателем даосизма и первопредком всех китайцев. Предположительные годы правления: 2699–2588 до Р.Х. Цебрикова Мария Константиновна (1835–1917) – писательница, литературный критик; занималась просветительской деятельности и борьбой за равноправие женщин. Циммерман Эберхард Август Вильгельм фон (1743–1815) – немецкий естествоиспытатель; географ, биолог и философ. Цицерон см. Марк Туллий Цицерон Чжуань Сюй (Чу-Ань-Ю) – также известен как Гао-ян; внук Хуан Ди. Один из пяти легендарных правителей древнего Китая, почитается как первопредок всех китайцев. Предположительные годы правления: 2490–2413 до Р.Х. Шампольон Жан-Франсуа (Шамполион; 1790–1832) – французский востоковед, основатель египтологии. В 1822 г. расшифровал текст на Розеттском камне, благодаря чему стало возможным чтение египетских иероглифов. Шао Хао (Шой-хоу) – сын Хуан Ди. Согласно памятным табличкам в храме Древних Императоров, один из пяти легендарных правителей древнего Китая. Предположительные годы правления: 2587–2491 до Р.Х. Шунь (Ю Юй) – наследник Яо. Последний из пяти легендарных правителей древнего Китая. Считается реформатором музыки и календаря, символом сыновней любви, преданности и почтительности. Предположительные годы правления: 2233–2184 до Р. X. Ю Юй см. Шунь Яо (Фан Сюнь) – четвертый из пяти легендарных правителей древнего Китая. Считается в Китае (вместе с императором Шунем) образцом справедливого правления. Предположительные годы правления: 2333–2234 до Р. X. Словарь Алтынник – корыстный человек, мелочный и низкий взяточник. Антрополатрия – обожествление людей, поклонение им. Аспид – ядовитая змея, родственная кобре, ехидне. Аэростат – летательный аппарат, для полета которого используется подъемная сила заключенного в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха. Баронет – наследственный дворянский титул в Англии. Беспопречный (хлеб) – здесь: скромный, заработанный своим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Традиции неоклассики были особенно востребованы в католич. храмостроении. Ярким примером стиля неогрек является католич. «прособор» Богоматери в Дублине (1814–1825, проект Джона Суитмена?, портики и колокольня 1834–1844, Джон Кин), построенного по образцу парижской ц. Сан-Филипп-дю-Руль (1774–1784, Жан Шальгрен). Одновременно в городе был возведен целый ряд крупных католич. храмов в разных вариациях неоклассицизма: св. Стефана (1825, Джон Боуден), св. Франциска Ксаверия (1829–1832, 1851–1852, Бартоломью Эсмонд, Джон Кин), св. Николая (1832, Джон Лизон), св. Андрея на Уэстланд-роуд (1832–1837, Джеймс Болджер), св. Павла (1835–1837) и св. Авдуена (1841–1846, обе Патрик Бёрн). Лучшими образцами неоклассицизма в др. городах И. являются доминиканская ц. Богоматери в Корке (1832–1839, Кирнс Дин), с ее отличным интерьером, ц. Патрикия в том же Корке (1832–1836, Джордж Пэйн), построенная в виде античного храма пресвитерианская ц. в Портаферри, гр Даун (ок. 1840, Джон Миллар), монументальный собор св. Мела в Лонгфорде (1840–1863 Джон Кин, Джон Бурк, 1889–1893 Джордж Ашлин), ц. Богородицы в Клонмеле, гр Типперэри (1850–1856, Джон Кин). Среди поздних неоклассических храмов выделяются 3-нефная францисканская ц. Непорочного зачатия (1876–1879) и крестообразная в плане иезуитская ц. св Иосифа (1904), обе в Лимерике. Историзм. Первые опыты в области неоготики были предприняты в И. еще в кон. XVIII в. Поначалу они коснулись оформления церковных интерьеров — ц. св. Малахии в Хиллсборо, гр Даун (1773, Сандерсон Миллер?), собор в Даунпатрике, гр. Даун (между 1790 и 1818,  Чарлз Лилли?), ц. в Баллимакенни, гр Лаут (1785–1793, Фрэнсис Джонстон по проекту Томаса Кули). Первой значимой постройкой стиля стала Королевская капелла в Дублинском замке (1807–1814, Фрэнсис Джонстон). Важную роль в распространении неоготики сыграл Десятинный фонд, на средства к-рого было возведено подавляющее большинство англик. храмов между 1800 и 1830 гг. В целом это были «островерхие церквушки в иссушенных готических формах» ( Harbison, Potterton, Sheehy.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010