Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.7 из  5) Яркий и плодовитый духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, принявший в годы гонения на Православную Церковь смерть за веру, родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве. Отец его Николай Александрович (ум. в 1902 году) работая врачом-терапевтом, заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна была из знатной семьи; ее восприемниками были генерал от инфантерии Д. С. Левшин и княгиня Н. В. Оболенская. Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)» он рассказывал: «Когда я себя еще очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моем семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда…» . Событие это заложило в его душе «теплую любовь к русской церковности». Одновременно оно научило почитанию святых, о которых он впоследствии много и ярко писал: «Среди объявлений иллюстрированных изданий, рассылаемых перед Рождеством, к нам в дом попал один лист, на котором был изображен митрополит Филипп перед Иоанном Грозным. Доселе еще я живо помню этот несколько размазанный черный рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, все думая о Филиппе» . Евгений Погожев учился в 1-й Московской гимназии (1879–1888 годы). В 1888 году он поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относится первая, опубликованная им работа: «Перед годовщиной 17 октября в Москве» (М., 1889), посвященная крушению царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению государя Александра III и его семьи.

http://azbyka.ru/fiction/zhitie-muchenik...

Рим. Церковь Екатерины при посольстве России. Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской , Константина и Елены Год постройки:Между 2003 и 2009. Архитектор: А.Н. Оболенский Ссылки:   Адрес: Италия, административная область Лацио, г.Рим, территория Российской посольской виллы Абамелек Координаты: 41.894685, 12.454247 Проезд:От вокзала Термини на автобусом до конечной остановки Пьяца Стацьоне ди Сан Пьетро. Вход с виа Лаго Террионе. Изменить описание Добавить фотографии Проект уникального иконостаса создал преподаватель иконописной школы Александр Солдатов, он состоит из резной мраморной архитектурной части, фресок в нижнем ярусе, золоченых деревянных резных царских ворот и собственно икон. Также, Солдатовым с помощниками написан образ Матери Божией " Знамение " в полукуполе алтаря. Анастасия 9 октября 2010 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Россия давно мечтала иметь свой религиозный очаг на берегах Тибра. В далеком 1836 году открылась небольшая домовая церковь, распологавшаяся в наёмных помещениях, которые подыскивали российские дипломаты. В ту эпоху другой возможности не было, ибо по законам Папского государства строительство " схизматических " храмов на его территории категорически возбранялось. Однако Россия своей мечты не оставила, и в 1870 году, когда Рим вошел в состав объединенного королевства, гарантировавшего свободу вероисповедания, решила возвести свой храм. В 1889 году начался официальный сбор средств. Окончателный состав строительного комитета сформировался лишь в 1915 году под руководством русского римлянина князя С.С. Абамелек-Лазарева. Тогда же был приобретен участок на набережной Тибра вблизи Понте Маргарита и торжественно заложен первый камень будущего храма. Проект был разработан архитектором Винченцо Моральди. Казалось, что всё движется к осуществлению мечты... Теперь же по месту, где должны были бы выситься купола и восьмиконечные кресты, мчатся машины. Посольство, строившее храм, из российского превратилось в советское и продало церковный участок с уже выведенным фундаментом. Участок этот отошел к городским властям, проложившим здесь автотрассу.

http://sobory.ru/article/?object=09355

Закрыть «Мы обязаны вести религиозное дело...» 14.09.2014 538 Время на чтение 18 минут Мы продолжаем рассказывать о русских новомучениках, пострадавших за исповедание православной веры в ХХ веке. Сегодняшнее повествование - о священномученике Николае Амасийском, входящем в Собор Саратовских святых. Особенность его пути в том, что, уйдя в какой-то момент вслед за своим отцом в обновленчество, он затем принес покаяние и вернулся в Православную Церковь - чтобы стать одним из ее мучеников. Начало крестного пути Святой Николай родился в 1889 году в селе Савельевка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Краснопартизанского района Саратовской области) в семье диакона местной Михаило-Архангельской церкви Николая Васильевича Амасийского . В 1897 году Коля Амасийский поступил в подготовительный класс Николаевского духовного училища, однако в 1901 году был из него исключен за недисциплинированность. На следующий год он поступил в 4-й класс Вольского духовного училища Саратовской епархии, где и окончил полный училищный курс. В 1904 году поступил в Самарскую духовную семинарию, однако осенью 1905 года был исключен за активное участие в студенческих волнениях, связанных с всеобщей политической стачкой . Следующий год Николай провел, готовясь к экзаменам на звание учителя, в Давыдовке, где служил его отец, к тому времени уже ставший священником. Отец Николай Амасийский­старший - человек энергичный, влюбленный в свой приход - собрал сельчан и обратился к ним с предложением о строительстве каменного храма. Стоимость работ исчислялась суммой тридцать тысяч рублей. При помощи благотворителей из Николаевска (с ноября 1918 года - Пугачева) и самой Давыдовки (большую часть пожертвовал купец Паисий Михайлович Мальцев) очень красивый Михаило-Архангельский храм был построен. Освятил его викарий Самарской епархии епископ Николаевский Тихон (Оболенский) по единоверческому чину 22 октября 1907 года. Торжественная архиерейская служба по дониконовским книгам вызвала среди населения Давыдовки, по преимуществу старообрядческого, серьезное движение в пользу присоединения к Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

С чувством полного удовлетворения и даже не без восхищения мы можем засвидетельствовать, что дело, которому призвано служить Императорское Православное Палестинское Общество с самых первых дней своей гуманной деятельности встретило полное и горячее сочувствие незабвенного в летописи русской истории Монарха-Освободителя Александра II. Поручая заведывание делами Палестинского Комитета, создателя многих и поныне существующих в Иерусалиме сооружений, переданных по наследству Обществу, великодушный Монарх изволил произнести его первому председателю статс-секретарю князю Оболенскому следующие знаменательные слова: «C " est une question de coeur pour Moi» – Это для Меня вопрос сердца. И этим сердечным словам великодушный Монарх-Освободитель оставался верен в течение всей своей жизни в своих отношениях к Св. Земле и ко всему, что так или иначе связано с ней, и завещал их своим венценосным преемникам – Царю-Миротворцу Александру III и ныне благополучно царствующему Государю Императору Николаю II, в царственных тяжелых трудах ни на минуту не забывающих и о Св. Земле. Императорская фамилия дала из среды своей весьма многих паломников ко Гробу Господню: великих князей Константина и Николая Николаевичей, Константина Константиновича, Сергея и Павла Александровичей, Александра Михайловича, великих княгинь Александру Иосифовну и Августешего Председателя Общества Елизавету Федоровну. Венценосная супруга Императора Александра II, приснопамятная царственная Бабка нашего обожаемаго Государя, сама лично хотя и не удостоилась быть паломницей ко Св. Гробу, но, нося имя одной из первых его поклонниц Марии Магдалины, всю жизнь свою мысленно тяготела к нему, и считалась по всей справедливости «Благодетельницею» и первой мощной покровительницей Св. Земли, и сделала для поддержания православия в ней так много, что по всей справедливости заслужила себе до скончания века молитвенную память жителей Палестины и Сирии в чудном Гефсиманском храме на склоне Елеона, созданном на иждивение Ее Августейших Детей. Свои царственные попечения о Св. Земле Она как бы с рук на руки передала своему возлюбленному царственному Сыну, приснопамятному и незабвенному основателю и первому Председателю нашего Общества, Его Императорскому Высочеству великому князю Сергею Александровичу, а вместе с ним и Его верной спутнице в жизни и к Живоносному Гробу, Августейшему Председателю великой княгине Елизавете Федоровне, всегда горячо «сочувствовавшей целям Общества» и «близко к сердцу» принимавшей его интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В XIX - нач. XX в. Г. п. прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). В Г. п. подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко ; 1859); иеросхим. Макарий (Шаров ; 1864), схим. Евфимий (Любимченко ; 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий ; 1879), схим. Марк (Карлов; 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров ; 1895), схим. Архипп (Шестаков; 1896), схим. Лука (Швец ; 1898), мон. Петр (Лешков ; 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин; ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин; ок. 1911), иером. Софроний (Юденков; ок. 1911) и др. Нек-рые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), к-рому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Благотворители Прп. Филарет привлек в Г. п. крупных благотворителей. Среди жертвователей имп. Александр I, наместник Александро-Невской лавры архим. Товия, помещик В. О. Туманский, майорша Е. И. Деменкова, мещанин А. Шадский, князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, граф С. П. Потёмкин, графиня А. А. Орлова-Чесменская . В синодике Г. п. как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давыдовых, Прозоровских, Чернышёвых и др. Благодаря пожертвованиям в XIX в. велось активное каменное строительство. Постройки

http://pravenc.ru/text/165143.html

в теплом храме исправлена панель, и штукатурка по местам окрашена масляною коричневою краскою, переложены печи, промыты стены и потолок. С 1893 по 1895 гг. поправки производились в холодном храме. В том же году была окрашена медянкою крыша храма и водружен на Казанской церкви вновь сооруженный крест. Работы производились на доброхотные пожертвования прихожан: бывшего начальника губернии М. Н. Теренина, предводителя дворян губернии князя И. М. Оболенского и др. жителей города. Преимущественное участие в заботах по обновлению храма принимали симбирские купцы Ф. Ив. Масленников и А. И. Конурин. Вообще, с 1893 по 1895 гг. была произведена окраска всей внутренности храма, окраска иконостаса и очистка резьбы. Местная икона Казанской Божией Матери – в серебряной вызолоченной ризе, с изображением по сторонам явлений ее. На местную икону Спасителя сделана серебряная риза стараниями прихожан и местного священника. По штату 1889 г. положено быть при церкви одному священнику и одному псаломщику. В настоящее время при церкви нет ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной земли. Причт содержится от доброхотных подаяний прихожан и процентами с некоторых капиталов, положенных на вечное поминовение. В 1836 г. Его Императорское Величество Государь Николай Павлович, в бытность его в Симбирске, изволил слушать в Николаевской церкви божественную литургию. В сравнении с другими церквами г. Симбирска Николаевская церковь особенно замечательна своею архитектурою. Древний тип постройки базиликообразной, смешивающийся с центрическим в теплой Казанской церкви, переходит в чисто центрический в холодной Николаевской церкви. В несколько ступеней каменная лестница ведет в каменный портик – крыльцо теплой церкви; оно четырехугольное, небольшое, невысокое. Трапеза теплой церкви и ее главное отделение представляют два каменных четырехугольника, разделенных между собою аркою. Пол в церкви деревянный, алтарь отделяется деревянным иконостасом, за которым находится такая же арка, только несколько уже и с левого боку обтесанная, чтобы предоставить священно-служителям большую свободу в алтаре.

http://sobory.ru/article/?object=35405

604 ...возьми себе в пример житие преподобных Синклитикии и Евфросинии... – Вероятно, отец Иоанн имеет в виду двух святых жен из Александрии, подвизав­шихся на монашеском поприще и достигших духовного совершенства. Память прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350) празднуется 5/18 января; прп. Евфросинии Александрийской (V), подвизавшейся в мужском образе, – 15/28 февраля и 25 сентября/8 октября. 607 ...о чудном спасении генерала Гершельмана... – 21 ноября 1907 г. на московского генерал-губернатор Сергея Константиновича Гершельмана совершила покушение эсерка Александра Севастьянова. Сверток с бомбой она бросила в сани, в которых Гершельман со своим адъютантом князем Оболенским ехал в Лефортовский военный госпиталь. Взрывом разломало сани, убило лошадей и тяжело ранило саму террористку. Генерал и его адъютант не пострадали. 609 Мы отстояли всенощную в эстонской церкви... – Православная эстонская цер­ковь в честь Воздвижения Креста Господня в Кронштадте была освящена отцом Иоанном 1 декабря 1902 г. Она располагалась в здании упраздненной Англи­кан­ской церкви, выкупленном и пожертвованном кронштадтскому эстон­скому обществу Н.А. Туркиным. Зачинателем строительства был священник эстон­ской общины Кронштадта и Петергофа сщмч. Николай Симо. 610 ...попросил племянницу его супруги налить нам чаю... – У супруги отца Иоанна Елизаветы Константиновны Несвицкой было две племянницы, дочери ее младшей сестры Анны: Руфина (в замужестве Шемякина) и Елизавета (в замужестве Родионова). После смерти их отца свящ. Григория Цветкова девочки воспитыва­лись в доме отца Иоанна. 611 ...похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России. – Сщмч. Иоанн Восторгов (†1918). Родился в 1864 г., окончил Ставропольскую духовную семинарию (1887). В 1889 г. возведен в сан иерея. С 1897 г. служил в Тифлисе. С 1906 г. – проповедник-миссионер Московской епархии. За неутомимость и особый дар миссионерской проповеди о. Иоанна называли «Златоустом Русской Православной Церкви». Участвовал во многих миссионерских съездах; возглавлял пастырские и псаломщицкие курсы в Москве. В 1908 г. стал одним из инициаторов организации Союза русского народа. С 1909 г. служил настоятелем Князь-Владимирской церкви при Московском епархиаль­ном доме; с 1913 по 1918 г. – настоятелем Покровского собора в Москве; в эти же годы издавал газету «Церковность». В 1918 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В заседании 25 апреля 1883 года «Церковный Вестник» и «Московские Ведомости» были даже избраны «как постоянные органы Общества» для подобных сведений и заявлений. Постановка кружек при церквах и кладбищах была новой весьма полезной мерой для привлечения денежных средств на нужды Общества. В Петербурге в январе 1883 года организовалась и особая комиссия по кружечному сбору пожертвований, состоявшая из председателя М. Н. Парунова и 14 членов. Для этой комиссии была выработана М. Н. Паруновым особая инструкция, одобренная Советом. Комиссия эта заказала 10 киотов-кружек с изображением наверху их праздника Воздвижения Креста Господня 142 и с надписью: «Благословит тя Господ от Сиона и узриши благая Иерусалима», у купца Егорова, который 500 р. получил с комиссии деньгами, а остальные 500 р. пожертвовал в Общество, как членский взнос. В марте 1883 г. последовало благословение высокопреосвященного митрополита с.-петербургского Исидора на постановку этих кружек-киотов в 10 столичных церквях, в том числе и при трех кладбищах. Член комиссии священник Оболенский поставил в Исаакиевском соборе, у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, временную цинковую кружку, обещаясь заменить ее кружкой с большим киотом, «соответствующим благолепию храма». Кружки для сбора пожертвований, по постановлению комиссии, вынимаются через посыльного канцелярии, а деньги из них высыпаются в присутствии члена Совета, пяти членов Общества, по очереди, и секретаря. Кроме Петербурга, подобные кружки для сбора были поставлены в Оренбурге К. Я. Клюшниковым, в Киеве – И. А. Боголюбовым с поручением наблюдения за ними протоиерею И. Т. Экземплярскому (впоследствии архиепископу варшавскому), в Москве – протоиереем Г. Г. Сретенским, в Таганроге – И. И. Чайковским и в Риге – П. В. Рагоцким. Иногда созидались для усиления сбора пожертвований и часовни: в 1883 г. рабочими новой бумагопрядильной фабрики на мосту через Обводный канал, против Боровой улицы, сооружена часовня, которая потом была перестроена Я. Ф. Фроловым; в том же году М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но и на этот раз не получается. Августейшие путешественники (Великий Князь Николай и греческий принц Георгий) отменяют официальный съезд на берег и торжества по этому случаю, достойно проводят Страстную Неделю, в корабельной церкви встречают праздник праздников - Святую Пасху. Процитируем выдержки из дневника по дням Страстной Седмицы: «16-го Апреля. Вторник . Проснулся чудным днем. На берег так и манило. (...) В 10 ч(асов) была преждеосвященная обедня; в 12 прибыл на фрегат принц Арисугава - молодой моряк; он был в Гатчине весной 1889 г., симпатичный человечек! (...) В 6 ½ были на всенощной; Шевич (российский посланник - А.Х.) с нами говеет. 17-го Апреля. Среда . Встал к обедне. День был серый и по временам шел дождь, что портило красивый вид Нагасаки. (...) Всенощная была в 6 ½ . 18-го Апреля. Четверг. Снова погода поправилась, и день был чудесный. В 10 час. отслужили обедню; в это время вошел на рейд клип(ер) «Джигит»; так что за исключением «Сивуча» вся Тихоокеанская эскадра в сборе! После завтрака съехал с Оболенским на берег и прямо отправился на своем дженрикше 667) к фотографу. (...). Затем переехали бухту на фунэ (наименование лодки - А.Х.) в Инасу для посещения русского кладбища. Нашли его в отличном виде; часовня в исправности, точно также офицерские и матросские могилы. (Вот для чего Цесаревич посещает Инасу(!), заметим от себя - А.Х.) (...) Вечером служба чтения 12 Евангелий продолжалась час с ¼ . Время после обеда провел в кают-компании. 19-го Апреля. Пятница. После чаю прибыл Родендорффейд (фельдъегерь - А.Х.) с дорогими письмами из дому. Странно было увидеть его здесь в Японии после Греции. В 2 часа был вынос плащаницы. Джоржи (т.е. греческий принц Георгий, сопровождавший Цесаревича - А.Х.) и я несли ее. Весь день оставался на фрегате, как ни тянуло на берег. День стоял такой же чудесный, как предыдущие. За всенощной мы же несли плащаницу по батарее. После обеда исповедывался у нашего доброго монаха Филарета! Лег спать рано». Далее приведем полное описание праздника Святой Пасхи из «японского дневника» Цесаревича с комментариями. Надо отметить, что без необходимых пояснений многие реалии, детали, люди того времени не известны и не понятны современному читателю. В данном случае комментарии мы дадим после цитирования страниц дневника, сгруппировав пояснения вместе для удобства восприятия. В дневнике Августейшего путешественника об этих торжественных днях читаем:

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/03/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кира Оболенская, мц. Описания иконы Мученица Кира Оболенская Источник: Град Петров, радио Санкт-Петербургской митрополии Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кир[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4043

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010