М. Антокольский. В его наследии встречаются Н. самого проникновенного характера. В память о кнж. М. А. Оболенской Антокольский создал в белом мраморе не оригинальный по композиции, но очень трогательный по психологической характеристике скульптурный портрет сидящей в глубокой задумчивости перед дверью своей гробницы девушки с распущенными волосами (1875-1877, кладбище Тестаччо, Рим; гипсовая модель - АХ, С.-Петербург). Портретными чертами дочери И. Н. Терещенко Антокольский наделил уснувшего ангела (ок. 1888, не сохр., мраморная копия в Киевском национальном музее рус. искусства); тот же прием был использован автором в Н. кнж. Т. Н. Юсуповой с образом взлетающего ангела (1888-1889, перенесен с могилы Юсуповой в парковый павильон «Чайный домик» в усадьбе «Архангельское»). В барельефе Антокольский создал выразительный портрет для надгробия М. Г. Гинзбурга (1878, Ницца; гипсовая модель - АХ, С.-Петербург). Попытка еще на академической скамье обратиться к психологической трактовке евангельской истории через создание образа Иисуса Христа была продолжена скульптором в надгробии Ф. М. Дмитриева (1888, Раменское Московской обл., статуя перенесена в Донской мон-рь), где сидящий на престоле Спаситель представлен, по замыслу автора, с распростертыми руками, как бы «желающий обнять всех страждущих» ( Антокольский М. М. Его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905. С. 557). Антокольский сумел и в жанре мемории предстать выдающимся мастером, созвучным как современным, так и отдаленным событиям времени, пропущенным через глубоко личное переживание, к-рое и определяет высокое психологическое напряжение образа. Этой чистоты эмоционального обобщения не смог достигнуть ученик Антокольского, много работавший в жанре мемории,- И. Я. Гинцбург. Стремление к скрупулезности в передаче черт портретируемого стало превалирующим в его произведениях, разрушающим цельность восприятия образа. Наиболее интересным в творчестве этого скульптора представляется надгробие В. В. Стасова (1908, Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра), который показан на фоне красной гранитной глыбы, что усиливает впечатление мощи от ростовой фигуры «поборника русской культуры», одетого в русскую рубаху и заправленные в сапоги шаровары.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мученица Кира Оболенская Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь. Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем. В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции».

http://pravicon.com/info-3784

В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове владельцем села Алексеем Степановичем Всеволжским построена каменная столпообразная церковь во имя преп. Сергия с приделом в честь св. и чудотв. Николая. При ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Другая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери построена в 1869 г.; обе церкви в 1887 г. были обновлены внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесены новой каменной оградою. Описи церковному имуществу при церквах имеются отдельные; копии метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. В церкви находятся следующие замечательные иконы: большой древний образ Сергия в сребропозлащенной ризе; Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе с венцом, обложенном двумя нитями жемчуга, и складень с древним резным изображением св. и чудотв. Николая. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., пахотной 19 дес., покосной 6 дес.; плана на землю не имеется. Штат причта: священник и псаломщик. Дохода от земли, процентных бумаг и треб причт получает ежегодно до 360 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Никулиной, Б. Таратинки и М. Таратинки. Всех дворов в приходе 113, душ муж. пола 312, жен. 367. В 1882 г. в селе Жерехове открыта церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Дворянская усадьба в селе Жерехово Собинского района носит имя своего владельца - князя Оболенского. А прежде село принадлежало Всеволожским и Зубовым. До половины XVII в. село Жерехово находилось примерно в двух километрах от нынешнего положения. Материалов по истории строительства и перестроек каменного храма не сохранилось. В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове построена каменная столпообразная церковь во имя преподобного Сергия, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая, при ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Церковь существует в настоящее время в том виде, как устроена первоначально. В 1887 г. церковь была обновлена внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесена новой каменной оградою.

http://sobory.ru/article/?object=06536

Бельково. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1911. Адрес: Тульская область, Венёвский район, дер. Бельково Координаты: 54.17254, 38.0131 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Бельково лежит на ручье, в местности, вообще небогатой водой, в 27 верстах от Тулы, 50 верстах от Богородицка и в 12 верстах от станции Оболенское Сызрано-Вяземской железной дороги. Приход состоит из села и деревень: Суховершья, Новоникольского и Крюкова, стоящих от храма на расстоянии 2 вёрст. Население прихода состоит из 402 душ мужского и 436 душ женского пола. Сведений из истории прихода не сохранилось никаких. Настоящий приходской храм каменный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построен в 1883-1889 гг. на добровольные пожертвования прихожан и других доброхотных дателей, вместо прежнего деревянного, во имя святого Николая Чудотворца с приделом Владимирской Божьей Матери. Об исторических судьбах этого последнего храма не сохранилось никаких сведений. Для поддержания храма имеется капитал в билетах в 350 рублей. Причт состоит из священника и псаломщика. Церковной земли имеется: усадебной-около 4 десятин., полевой и сенокосной - 41 десятина, из них 10 десятин неудобной. Почва частью чернозёмная, частью суглинистая. В приходе есть школа грамоты. Приходы и церкви Тульской епархии. П.И.Малицкий. 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение О создателях и строителях Николаевской церкви нет никаких сведений. Находится за шахтой Бельковской. К настоящему времени сохранился основной объем с куполом, алтарь, трапезная, остатки росписи. Отсутствует колокольня. http://www.venev.ru/hr_rn.html Бельковская церковь является памятником архитектуры. В храме отсутствует крыша, нет ни одной целой двери. Сохранились решётки на окнах, остатки росписи, в главном зале на стенах и сводах осталась штукатурка. В раме одного из окон барабана можно заметить несколько цветных стёклышек. В потолке трапезной есть довольно большая дыра, кирпичнвя кладка под крышей разрушается. Известно, что в начале ХХв. в приход церкви села Бельково входило 1197 человек из нескольких деревень, в том числе из села Бельково – 288 человек. Ранее, село Бельково входило в Богородицкий уезд и нем действовала церковно-приходская школа. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02243

Евгений Поселянин перед казнью      Яркий и плодовитый духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин , принявший в годы гонения на Православную Церковь смерть за веру, родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве. Отец его Николай Александрович (ум. в 1902 году) работая врачом-терапевтом, заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна была из знатной семьи; ее восприемниками были генерал от инфантерии Д.С. Левшин и княгиня Н.В. Оболенская. Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)» он рассказывал: «Когда я себя еще очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моем семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда...» . Событие это заложило в его душе «теплую любовь к русской церковности». Одновременно оно научило почитанию святых, о которых он впоследствии много и ярко писал: «Среди объявлений иллюстрированных изданий, рассылаемых перед Рождеством, к нам в дом попал один лист, на котором был изображен митрополит Филипп перед Иоанном Грозным. Доселе еще я живо помню этот несколько размазанный черный рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, все думая о Филиппе» . Евгений Погожев учился в 1-й Московской гимназии (1879–1888 годы). В 1888 году он поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относится первая, опубликованная им работа: «Перед годовщиной 17 октября в Москве» (М., 1889), посвященная крушению царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению государя Александра III и его семьи.

http://pravoslavie.ru/1673.html

Юродивая при дворе Александра Петровна была хлебосольной и гостеприимной хозяйкой. В городском и загородном дворцах супругов часто собирались почти все Романовы. Однако блестящая придворная жизнь не привлекала великую княгиню, она присутствовала на балах и приемах только в случае необходимости, одевалась очень скромно, чем часто вызывала недовольство супруга. Он порой даже завидовал своему брату, великому князю Константину Михайловичу, жена которого, Александра Иосифовна, любила блистать в обществе красотой и изысканными нарядами. Александра же Петровна при дворе казалась чудачкой. Князь Д. А. Оболенский писал незадолго до вступления России в войну с турками: «Великий князь Николай Николаевич назначен главнокомандующим: на этого великого князя, не знаю, почему, я возлагаю великие надежды. Он, говорят, хороший кавалерийский генерал и его солдаты любят. Ума он большого не имеет, но прост, без претензий, и хотя слаб по женской части и этим много себе повредил, но смотрит молодцом… и ежели сам великий князь не заслужил милостей от Бога, то зато жена его — великая княгиня Александра Петровна — уже, несомненно, на хорошем счету у Него… Эта женщина — необыкновенное явление. Здесь над нею в высшем обществе смеются, и она подает к этому повод, ибо относится ко всем светским и придворным приличиям с открытым презрением. Она является среди двора какою-то юродивою или блаженною. При этом она не просто юродивая, а русская юродивая, со всеми инстинктами, вкусами и симпатиями самой простой русской женщины. Но сколько она делает добра и как она это делает — про то знают только ею облагодетельствованные». Мертвый брак и живое монашество В 1864 году, после рождения второго сына, супружеская жизнь Николая Николаевича и Александры Петровны разладилась. Великий князь увлекся балериной Числовой, от которой имел четверых детей. Эта связь оказалась настолько серьезной, что продолжалась вплоть до смерти Числовой в 1889 году. Княгиня покинула страну. Формальный повод был — лечение: после неудачного падения из экипажа (понесли лошади) у нее стали отказывать ноги. Снабдить жену деньгами Николай Николаевич отказался, и все расходы на ее содержание взял император. Александра жила в Неаполе и на Корфу, совершила паломничество на Афон (разумеется, не сходя с корабля. Монахи привезли ей на палубу для поклонения стопу апостола Андрея, а она дала им камень с надписью, положенный в основание строящегося собора), но южный климат не принес большого облегчения, княгиня оставалась полупарализованной. Через полтора года изгнания пришла весть о гибели императора Александра II, и княгиня испросила у воцарившегося Александра III разрешение вернуться в Россию и поселилась в Киеве, практически не вставая с постели и проводя время, творя Иисусову молитву.

http://pravmir.ru/pokrovitelnica-razvede...

816 Серебренников (Серебреников) Виталий Степанович (1862–?) – философ, историк философии, психолог. Выпускник СПбДА (1886). На IV курсе в 1885 г. писал кандидатское сочинение «Английская психология и вопрос о прирожденных началах знания и деятельности». См. прим. 2, с. 619. – Ред. 819 О знакомстве отца Михаила со святым Иоанном Кронштадтским архиепископ Никон (Рклицкий) со слов митрополита Антония рассказывал так: «Однажды в келью отца Антония зашел уже начинавший хворать его друг отец Михаил, и они начали о чем-то увлекательно беседовать. В это время в келью вбежал келейник Николай, который заикался, и от волнения не мог произнести ни одного слова. Наконец, он с большим трудом проговорил: «Отец Иоанн Кронштадтский !» Отцы Антоний и Михаил побежали в гостиную, посередине которой стоял отец Иоанн Кронштадтский . Здесь же находился и другой собрат отца Антония, отец Тихон Оболенский – архимандрит, также верующий и искренний человек. Все они горячо обняли отца Иоанна, усадили его в кресло и с глубоким преклонением перед ним, с духовным наслаждением беседовали с ним. Отец Иоанн был глубоко растроган таким отношением к себе молодых монахов-идеалистов и несколько раз трогательно повторил: «Благодарю вас за доверие «» (см.: Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний и его время. Т. 1. С. 130–131). – Ред. 820 В 1889 г. иеромонах Антоний (Храповицкий) был назначен исполняющим дела инспектора СПбДА на место архимандрита Михаила, уехавшего лечиться на юг. В 1890 г. состоялось назначение отца Антония ректором СПб ДС с возведением в сан архимандрита. Он пробыл на этом посту лишь четыре месяца (осень 1890 г.), так как в конце того же года был назначен ректором МДА. – Ред. 823 Имеется в виду иеромонах Тихон, инспектор Новгородской ДС в 1885–1886 гг. См., напр., его публикацию: Тихон, иером. Слово по случаю открытия епархиального Братства во имя святой Софии Премудрости Божией//Христианское чтение, 1886. Ч. 2. С. 305–315. – Ред. 824 Имеется в виду, вероятно, Иннокентий (Фигуровский Иоанн Аполлонович), впосл. митр. Пекинский и Китайский. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Среди субъективных, но не менее важных факторов следует отметить назначение обер-прокурором Святейшего Синода в 1880 г. государственно и православно мыслящего К. П. Победоносцева и паломничество 21–31 мая 1881 г. в Святую Землю братьев вступившего на престол Александра III великих князей Сергея и Павла Александровичей. Последний факт имел принципиальное династическое значение. В своё время император Александр II сказал первому председателю Палестинского комитета, статс-секретарю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». Этому сердечному отношению к Святой Земле и русскому присутствию в ней император оставался верен всю жизнь и завещал его своим преемникам Александру III и Николаю II. Важное значение придавала заботе о русских паломниках и императрица Мария Александровна, память о которой достойно увековечена её сыновьями в церкви Марии Магдалины в Гефсимании (1885–1888). Устав Православного палестинского общества был высочайше утверждён 8 мая 1882 г., а 21 мая во дворце великого князя Николая Николаевича-Старшего, в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, учёных и дипломатов, после молебна в домовой церкви, состоялось его торжественное открытие. День был выбран не случайно. В этот день Церковь празднует память святых Константина и Елены. Императрица Елена, мать Константина, много сделала для христианского возрождения Иерусалима и Палестины. Ей принадлежит честь первых археологических раскопок в Иерусалиме, обретение Голгофы и Креста Господня. На Руси с «Оленина дня» (21 мая) традиционно начинался летний строительный сезон. К этой же дате было приурочено, как отмечалось выше, первое паломничество Сергея Александровича с братом и племянником, великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом, печатавшимся под инициалами «K. P.») в Святую Землю в 1881 году. Именно великий князь Сергей и стал в 1882 г., с подачи В. Н. Хитрово , учредителем и первым председателем Православного палестинского общества (звания императорского оно было удостоено чуть позже, в 1889 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Справедливость требует, однако, отметить, что хотя Сивиллы были приняты в иконографии, им было отведено место в храме, приличное их до­стоинству, как сюжетам апокрифическим: они изображались на щите клиросов для назидания, но, как очевидно, не для поклонения, притом они обе изображены без нимбов. Почему же Сивиллы, однако, изображены в христианском и православном храме? По воззрению некоторых древних церковных писателей: Афина-гора, Феофила, Иусгина, Климента Алекс, [андрийского], Лактанция, Тертуллиана, Евсевия, Августина и др., языческие мудрецы не были вовсе чужды истинного откровения, и они нечто провидели о Христе, хотя того не сознавали ясно. В таком смысле пророчества Сивилл были признаны в русской (собственно южно-русской) церковной литературе, и изображения их приняты в лицевые иконописные подлинники Как пророчицы, в некотором смысле, Сивиллы помещались то на вратах храма, то на клиросах. Этим довелось знать, что по своим верованиям Сивиллы стояли при входе в царство Божие, близ алтаря Господня, как бы при подошве «горы блаженных», при дверях рая Таким образом, при историческом взгляде на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности. [ ] — в тексте стоит предлог «до». Примечания 1 Книга посольская княжества Литовского 1506 — В «Сборнике князя Оболенского» - М., 1838. 1. С. 104. 2 Д. И. Батален. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. История колонизации. Москва. 1877 г. С. 38. 3 Писцовая книга XVI в. Изд. Имп. Р. Геогр. Общ. под ред. Н. В. Калачева. Ч. I. Отд. 2-е СПб. Стр. 1538-1539 4 Батален Д. И. Указ соч. С. 52. 5 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. С предисловием Токмакова. Тула. 1889. С. 3-6. 6 Дозорная и Переписная книга г. Венева 1636 года. Стр. 1—6 7 А. Зернин. Судьба местничества преимущественно при первых двух государях династии Романовых. В «Архиве истор.-юрид. сведений, относящихся до России». Изд. Н. Калачева. Кн. III. СПб. 1861

http://sobory.ru/article/?object=06948

21 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907 гг. Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907. VIII+332 с. 26 «Сердечно я был порадован, – писал в 1889 году, 29 февраля, архимандрит Леонид В. Н. Хитрово , – получением в день моего рождения 19 февраля (пошёл 69-й год) Вашего дорогого письмеца». Следовательно, все биографы отца Леонида в годе и дне рождения (22 февраля 1822 года) ошибаются: Журнал Министерства Народного Просвещения (далее: ЖМНП). 1891, отд. 1. С. 126; Душеполезное чтение (далее: ДЧ). 1891. Ч. III. С. 606: прим. а; Чтен. Общ. истории и древн. Росс. 1892. С. 4 и др. 33 В частности, об отце Ювеналии Преосвященный Порфирий сообщил следующее под 30 ноября 1856 года: «Граф Толстой на место моё в Иерусалиме избрал диакона Оптиной пустыни Ювеналия (из дворян) и держит его здесь в доме матери его, дабы при первых переговорах и возобновлении нашей Миссии в Иерусалиме явить его миру, “яко великого постника и молитвенника о душах наших”». (Еп. Порфирий (Успенский) . Книга бытия моего. Т. VII). 36 Б. П. Отчёт о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине. СПб., 1860. 38 Письмо в копии, писанной рукою отца архимандрита Леонида, найдено в его архиве и сообщено нам архиепископом Никоном, бывшим Вологодским Владыкою. 39 Цитированное письмо Б. П. Мансурова к князю Оболенскому мы имели в копии, переписанной рукою архимандрита Леонида и хранившейся в посмертных бумагах его. Любезно сообщено нам это в высокой степени интересное письмо архиепископом Никоном, бывшим Вологодским, которому мы обязаны, как душеприказчику покойного отца архимандрита Леонида, доставлением нам и других ценных писем к архимандриту Леониду (Кавелину) , напр. с Афона, от отца архимандрита Антонина и других лиц. Считаем нравственным своим долгом выразить Его Высокопреосвященству архиепископу Никону нашу глубокую благодарность за высокое доверие и просвещенное содействие в деле собирания полезных материалов для настоящего предпринятого нами труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010