Пятикнижие подсказывает нам: опыт богообщения каждого человека неповторим Сложная конструкция «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» с трехкратным произношением имени Бога указывает на троичность Создателя. С другой стороны, говоря о Боге Авраама, Боге Исаака и Боге Иакова, Пятикнижие подсказывает нам, что опыт богообщения каждого человека неповторим. В таком контексте слова: «Я Бог отца твоего» – могут означать: «и у твоего отца был свой опыт богообщения, и твой опыт будет иной, чем у него». То есть: «Впитывая добродетель Авраама – веру, добродетель Исаака – надежду и добродетель Иакова – любовь, ты, Моисей, знаешь, чему можно последовать в жизни твоего отца, а от чего уклониться». Возникает и следующий вопрос по 6-му стиху: почему «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога»? Может быть, Моисей, совершивший убийство египтянина, не считал себя достаточно чистым, чтобы взирать на славу Господа в Его Божественном присутствии? Сказано же: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5: 8 ). Но проблема намного сложнее. Сказано: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ). И еще: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами» ( Втор. 4: 15 –17). Таким образом, в Библии оспаривается сама возможность видеть Бога, но допускается возможность созерцать славу Его присутствия. Но здесь заключается и великая опасность, ведь человек может принять за Бога то, что не является Богом! И тогда, отожествив нечто тварное с Творцом, он впадет в грех идолопоклонства, назовет что-то, подумает о чем-то или о ком-то как о Боге! Похоже, что подобный страх принять за Бога то, что не есть Бог, испытывают и небожители. Сказано: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6: 2 –3). Вся суть споров вокруг Фаворского света связана с теми же опасениями, поэтому «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».

http://pravoslavie.ru/98292.html

Родословие Авраама восходит к Симу ( Быт.11:10–26 ), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран ( Быт.11:26 ). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама. После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран ( Деян.7:2 ). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан ( Быт.11:31 ). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам ( Нав.24:2 ), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране ( Быт.11:32 ). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» – и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:1–3 ). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю ( Быт. 12:7 ). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями ( Быт.12:7 – в Сихеме; Быт.12:8 – в Вефиле; Быт.13:8 – в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Сей снискал благодать у Бога и молил об устроении постоянного жилища для Бога Иаковлева. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом построите Мне, говорит Господь, или какое место для пребывания Моего? Не моя ли рука сотворила все сие ( Ис. 66:1–2 ). Люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда упорствуете против Святого Духа. Как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили его». Святой Стефан говорил в речи как бы так: «Бог еще в лице Авраама особенною любовью возлюбив нас – Евреев, умножил народ наш в Египте, избавил его от притеснений Фараоновых, оградил его законами, ввел в землю обетованную, позволил ему соорудить храм для призывания святейшего Своего имени – так думать и говорить о Боге значит ли хулить Его? Моисей, еще с младенчества удостоенный особенного избрания Божия, творил чудеса, был путеводителем предков наших в пустыне, принес нам откровенный закон Бога нашего с Синая – что в таких моих мыслях и словах о Моисее хульного против него? У отцов наших в пустыне была скиния свидетельства; впоследствии заменил ее храм, построенный Соломоном; но Всевышний живет не в рукотворных храмах, – небо как говорит пророк, престол Ему, земля подножие ног Его – думая и говоря таким образом о храме, выражаю ли я какое-либо неуважение к нему? Но не быть послушным ни Богу, ни Моисею, без сомнения, значит не хвалить Бога, а хулит его и Моисея: – а отцы наши в этом согрешили, когда были в пустыне, слив тельца и веселясь перед делом рук своих. Не внимать истинным проповедникам истинной славы храма, даже преследовать и убивать их – значит вовсе не уважать храма; – а предки наши кого из пророков проповедников будущей славы храма не гнали? Много ли спаслось от их неистовства из предвозвестивших пришествие Праведника? Да и вы, люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами, и вы не всегда ли упорствуете против Святого Духа, подобно отцам вашим? Вы предали и убили Праведника, которого Бог издавна обетовал роду нашему, которого слушать, как пророка, заповедал вам сам Моисей, и который есть солнце нашего храма, славного доселе одними только тенями преобразований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Смерть Моисея После сорокалетнего странствования по пустыне, израильтяне снова подошли к границам земли обетования. Эта земля делилась рекою Иорданом на две части, восточную и западную. Израильтяне сначала пришли в восточную часть. Здесь они завоевали два царства и завладели землею до самого Иордана. А за Иорданом, на западной стороне было много ханаанских царств и укрепленных городов. Моисею было тогда сто двадцать лет. И собрал он сынов Израилевых и повторил им заветы и заповеди Божии, и увещевал их: – Любите Господа Бога вашего и слушайте голоса Его, ибо в этом жизнь ваша! И потом, поведал им пророк Божий: – Теперь мне сто двадцать лет. Господь сказал мне: «Ты не перейдешь Иордана!..» Не я поведу вас за Иордан. Иисус пойдет пред вами. Будьте же тверды и мужественны! Не бойтесь живущих на той стороне народов: Господь Сам пойдет перед вами, и Он отдаст их в ваши руки. Потом он призвал Иисуса Навина и пред всем народом сказал ему: – Мужайся и крепись! Ибо ты войдешь с народом в землю обетования и разделишь ее на уделы ему. И возложил Моисей руки на Иисуса Навина. И исполнился Иисус Навин премудрости. И весь народ стал повиноваться ему, как Моисею. А Моисей, человек Божий, простившись с народом и благословив его своим последним благословением, взошел на гору Нево, недалеко от Иордана. Отсюда, с самой высокой вершины, показал ему Господь всю землю обетования. И сказал ему Господь: – Вот земля, обетованная Аврааму, Исааку, и Иакову, и семени их. Я дал тебе увидеть ее очами твоими. Но сам ты не войдешь в нее. И умер там, на горе, пророк Божий Моисей. Ему было тогда сто двадцать лет от роду. Но крепость сил в нем не истощилась, и зрение не притупилось: он умер не от старости, а по слову Господню. В долине Иорданской он был похоронен, но никому не было известно место его погребения. Тридцать дней оплакивал его весь народ. Не было в Израиле пророка такого, как Моисей, ибо знал его Господь лицом к лицу. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Среди этих народов по местам встречались остатки первобытного исполинского племени рефаимов, следы которого сохранились и до более позднейшего времени. Надо сказать, что сами евреи объясняют, что земля эта изначально была сотворена для них и Хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина. Итак, плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулиись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов. Все перечисленные народы, при частных отличиях говорили на одном языке, близком к еврейскому 143 . И имена этих царей были еврейскими (например, Авимелех, Мелхиседек, Сихем и пр.). Но не только язык был общим у этих народов с народом израильским. По местам среди них сохранилась и истинная религия, как мы это видим в лице Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего, и даже в лице филистимского царя Авимелеха, который также обнаруживал знание истинного Бога: “И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь” ( Быт. 21, 22–23 ). Но увы, это были только лишь следы. В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство. Наиболее развитыый вид идолопоклонства был у Финикиан, который был для остальных некоторым религиозным образцом. Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Хананеи предсталяли их не частными произведениями Божественного творения, а как производительные силы природы, возбуждающих к плодоношению землю, животных и людей. Кроме того Ханаане почитали семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда племен. Кроме того, был еще особый восьмой бог Асмуна, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Так, близ пустыни Фаран, когда они опять роптали на недостаток мяса, Господь послал множество перепелок, а народ принялся есть их с такою жадностью, что появился между ними мор, и целые толпы народа были поражены смертью. Место, где это происходило, названо гробами похотения. Когда израильтяне приблизились к границе земли Ханаанской, Моисей избрал 12 мужей и послал их осмотреть эту землю. Соглядатаи обошли всю страну и, возвратись, рассказывали, что земля та чрезвычайно богата и плодородна, и в доказательство показывали виноградную ветвь, которую принесли, перекинув чрез жердь; но вместе с этим они пугали израильтян рассказывали, что народы там необыкновенно сильные, и города у них укрепленные. Израильтяне пришли в ужас, хотели избрать себе других начальников и возвратиться в Египет. Напрасно Моисей с Аароном и двое из соглядатаев, Иисус Навин и Халев, старались успокоить народ и внушить им упование на Бога; народ не только не хотел их слушать, но даже грозил побить их камнями. За это Господь наказал израильтян тем, что определил, им странствовать в пустыне сорок лет, пока не помрут все, вышедшие из Египта, начиная с двадцатилетнего возраста; только Иисусу Навину и Халеву Господь обещал, что они приведут народ Его в землю обетованную. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чудесный жезл Аарона Один раз левит Корей, с Дафаном и Авироном возмутились против Моисея и Аарона и начали требовать, чтобы весь народ мог участвовать в управлении и священстве; но Моисей отвечал им на это: приходите завтра с кадильницами и фимиамом к скинии, и тогда увидим, кого изберет Господь». Кореи собрал своих соумышленников " », которые вместе с ним не покорялись Моисею. Но лишь только они хотели приблизиться к скинии, как услышали голос Божий, который повелел Моисею и Аарону и всем, не участвовавшим в возмущении, отступить от тех, которые следовали за Кореем. Лишь только народ отступил, как земля расступилась и поглотила виновников возмущения, а на остальных непокорных упал огонь с неба и пожрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Храмы Духа Святого Пастыри о почитании мощей Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? Что вообще главное при обращении ко святому? За ответами на эти часто задаваемые и волнующие многих вопросы мы обратились к священникам. Фото: patriarchia.ru Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов Протоиерей Олег Стеняев : – Всякий раз, когда Господь проявляет Свое присутствие через материальные предметы: землю или целый город, помещение, какую-нибудь вещь и даже останки святых, – происходит освящение этого источающей благодатью. И в Библии тому множество примеров. Здесь важно понять, что Господь не мерою дает Духа (Ин. 3: 34). Некогда Моисею сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Очевидно, земля стала святой не потому, что изменился ее химический состав, а потому, что Господь освятил ее Своим общением с пророком. Может стать святым и целый город. Так, в Евангелии о Иерусалиме прямо сказано: святой город (Мф. 4: 5). А Давид восклицает: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8). Вещи апостолов источали благодать исцеления. Читаем: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 11–12). Протоиерей Олег Стеняев Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5: 14–15). И останки мертвых угодников, их мощи приносили утешение, чудеса и защиту. Читаем: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13: 21). Из Писания мы точно знаем, что все 40-летнее скитание по пустыне, когда Господь чудесами и знамениями оберегал Свой народ, в стане народа Божия сохранялись мощи Иосифа Прекрасного, и он сам заповедал, чтобы они унесли его мощи с собой, когда будут выходить из земли Египетской в Землю Обетованную.

http://pravoslavie.ru/103688.html

132 Имя Халев означает “горячий”, “храбрый”. Он был сыном Иеффониин из Колена Иудина. 45 лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и разделена между коленами, Халев, уже 85 летний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу (Хеврон), в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах. О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева Сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах: “Раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее” ( Чис. 14, 24 ). Из потомства его нам известны: Асха, его дочь, художник Веселиил, правнук его, богач Навал (жил во времена царствования Давида). 133 Амаликитяне – могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. В книге Чисел они назывались “первым из народов”. За грех противодействия народу Божию они были сильно разбиты в битве при Рафадиме. В последствии были поражены Гедеоном, Саулом, и Давидом. Наконец, над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли. 134 Имя Корей означает “плешивый”, “лысина”. Он являлся старшим сыном Ицгара, правнуком Левия. Потомки Корея, как непринимавшие участия в возмущении, были пощажены Богом. Из рода Кореян выходили известные певцы, как то Эман с сыновьями; верные привратники, как то левит Коре, служители при доме Божием и храбрые сильные воины. 137 Название Кадес или Кадес-Варни означает “святое место”. Кадес находился в пустыне Син. Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути по дороге от горы Сеар ( Втор. 1, 2 ). Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования и сюда возратились соглядатаи ( Чис. 13, 27 ). Кадес лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от горы Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии. От Кадеса идет очень хорошая дорога к горе Ор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

14:10—12). И едва лишь тогда Бог склонился на милость, когда Моисей припал к Нему и умолял Его. «И сказал , — сказано, — Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я... , и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их... ; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Чис. 14:20—24). Итак, заметь, сколь тяжко пред Богом преступление неверия. Необходимо было, чтобы соделавшиеся повинными сему преступлению подвержены были тяжкому и наказанию. Это и потерпел Израиль, как увидим, с ветхозаветными Писаниями снося новозаветные и открывая сокрытую под тенями истину. Ибо Моисей побуждает избранных от всех колен идти с целью тщательно высмотреть землю обетования. Когда же они сходили туда и потом вернулись, то десять числом из них говорили о ней дурно и для всего сонмища соделались виновниками страха и богоненавистного неверия. Остальные же двое, Халев, сын Иефонии, а также и Иисус убеждали идти с целью завоевать землю, и самую землю хвалили, открыто говоря, что она тучна, плодоносна и имеет удобные к посеву нивы. Но те лишились обетованного, а эти небесным определением назначены наследниками и почтены от Бога. 2. Теперь необходимо сказать, какой образ истинного и духовного созерцания заключается здесь. По свидетельству книг Моисеевых, ум иудеев некоторым образом лишаем был или благ, в них предуказанных, как бы еще в прообразах, святым или святой земли, обетованной отцам. Ибо можно, очень можно в законоположительных книгах видеть начертанным в прообразах таинство Христа, даруемое Им в Духе освящение и обетованную святым надежду. Именно, закалается в Египте израильтянами агнец, совершается помазание кровью и упраздняется губитель. А что смерть имела быть ослаблена смертью Христа и погибель некогда минует помазанных во Святом Духе, это предвозвестила сень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

1:11—12). Также у Исаии мы читаем но еврейскому тексту: «Бремя Думы. Кричат мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» (Ис. 21:11). И Иеремия согласно с этим пророчеством говорит: «еда есть к тому мудрость в Фемине» (Иер. 49:7)? и прочее до конца этого пророчества, где говорится: «и будет сердце сильных идумейских в той день, яко сердце жены родящия» (Иер. 49:22). За исключением измененного порядка и других кажущихся разностей, значительная част [пророчества] Авдия заключается в книге Иеремии. Таковы горы Сеир, к которым обращает лицо пророк Иезекииль и о которых говорится: «поставлю гору Сеир пусту и опустевшу» (Иез. 35:7), и немного далее «пуста будеши, горо Сеир, и вся Идумея» (Иез. 35:15). Долго было бы пересматривать все Писания и приводить из них места, относящиеся к горам Сеир, а в особенности из Малахии, у которого непосредственно в начале книги написано: «не братом ли быль Исав Иакову? — говорит Господь. — Однако Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и наследия его драконам пустыни. Если же Идумея скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то так говорит Господь воинств: они построят, а Я разрушу, и прозовут их пределами нечестия и народом, на который Господь прогневался навсегда» (Малах. 1:2—4). Так как нам уже известно, что земля идумейская противоположна земле обетованной, и так как мы читали, что Исав был врагом Иакова и народом, на который Господь прогневался навсегда, то мы должны соответственно законам иносказательного изъяснения знать, что речь направлена или против иудеев (которые служат врагами христиан и преследуют брата своего, Иакова, — этот народ запинателей, предвосхитивший у них первородство), или, может быть, против всех ересей и учений, противных истине, которые. хотя и кажутся близкими нам, однако более враждебны нам и стараются изгнать из отеческого наследия простых обитателей дома Иаковлева. Но Идумея, далее, значит также «земная» и, по причине красного цвета, может быть понимаема, как «кровавая:.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010