Предварительно вшествия Израильтян в Ханаан Господь дал им, между прочим!, такую заповедь: «Когда введет!, тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразит их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратил сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребить тебя. Но поступайте с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите и рощи их вырубите и истуканы богов их сожгите огнем; ибо ты народ! святой у Господа, Бога твоего»... ( Втор.7:1–6 ). Но народ не исполнил в точности этого, столь важного, повеления Господня, и – многократно и сильно увлекался язычеством... 37–39. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих. Увлечение Евреев идолопоклонством, в последствии, доходило до крайней степени: они приносили идолам даже человеческие жертвы... И пожроша, т. е. приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесовом – идолам, кои олицетворяли собою не богов, а бесов, т. е. представляли образ лжи и зла, и были как-бы воплощением самих злых духов. – Проливали кровь невинную, – именно, кровь детей, принося их в жертву, – кровь сыновей и дочерей своих, принося их в жертву истуканам Ханаанским, именно – Ваалу, под именем Молоха, и др. – И убиена бысть земля их кровми, или – весь народ был не чист, как труп убитого, обагренный кровью... Так осквернена была земля, обетованная и дарованная Богом. Так соблудил народ, т. е. изменил завету своему с Богом! 40–43. И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их. Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророчество Валаама, как большая часть пророчоств Даниила, предназначено было промыслом Божиим для язычников и им служило в просвещение. б) Давая закон о городах убежища, Господь предоставляет самим Израильтянам избрать их так, чтобы каждый невольный убийца мог удобно убежать туда от мстителя за кровь, чтобы такой убийца не был умерщвлен мстящим родственником убитого, прежде нежели «он предстанет пред общество на суд» (ст. 9–12). Таких городов убежища должно быть шесть: три города по ту сторону Иордана, на восток, и три в Ханаане; они будут служить убежищем для всякого невольного убийцы из Израильтян и прозелитов и поселенцев среди Израиля (ст. 13–15). Но убивший человека каким-нибудь орудием, железным, каменным, или деревянным должен быть предан смерти; мститель за кровь может и должен сам умертвить его без суда, лишь только встретить его (ст.16–19). Также подлежить смерти и такой убийца, который по ненависти толкнет врага своего, или нарочно уронить на него что, или ударить его рукою так, что тот умрет; мститель за кровь (– «ужик крове») может и должен умертвить такого убийщу, лишь только встретит его (ст. 20 и 21). Но подобное же убийство толчком, или вержением камня, или иным-чем ненамеренно, без злого умысла, не должно быть наказываемо смертию, и местное общество в лице судей своих должно рассудить между таким убийцею, успевшим скрыться в городе убежища, и мстителем за кровь и спасти его от руки мстителя за кровь, возвратив его после суда в тот город убежища, куда он прежде убежал, чтобы он жил там до смерти первосвященника (ст. 22–25). Если такой убийца во время узаконенного пребывания в городе убежища выйдет за пределы (2000 локтей) этого города, то мститель за кровь может безнаказанно убить его вне пределов убежищного города; только по смерти первосвященника он может возвратиться в землю владения своего, не боясь мщения (ст.26–29). Если на суде откроется по свидетельству более одного свидетеля (ср. Вт.17:6), что убийца, скрывшийся в городе убежища, злонамеренно убил; то его должно предать смерти. За душу такого убийцы нельзя брать выкупа; нельзя брать выкупа и за невольного убийцу, чтобы позволить жить ему вне убежищного города в земле своей прежде смерти первосвященника. Обетованная земля есть земля Божия, освященная особым присутствием Бога среди Израиля, а пролитая кровь человеческая оскверняет (слав. «убивает») землю, и земля очищается только кровью убийцы, или смертию первосвященника; посему не должно осквернять земли выкупом за убийство (ст. 30–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Самаряне в этом городе построили свой храм, а небольшая их община существует в нем и поныне. Наблус находится рядом с древним Сихемом. Многие критики Библии считали, что во времена Авраама такого города вообще не существовало. Но недавние археологические изыскания обнаружили древний Сихем. Раскопки свидетельствуют, что это был один из наиболее развивающихся городов Ханаана во дни прихода туда праотца Авраама 431 . Авраам дошел до места Сихема, до дубравы Море. (элон Море) – «дубрава Море», или «дуб Море». Море означает " учитель«, или, буквально, »указывающий«. Итак, дубрава Море – это место наставления. Под дубом указывающим, была указана странствующему Аврааму Святая Земля, Земля обетований Божиих. Дубраву Море в Сихеме следует отличать от дубравы Мамре, что в Хевроне. Дубрава Море отличается, также, от холма Море ( Суд. 7:1 ) недалеко от горы Гелвуй, где Гедеон с тремястами ратниками разбил мадианитян. Дубрава же Море – в Сихеме – где Бог явился Аврааму, находится у подножия гор Гаризим и Гевал ( Втор. 11:29–30 ), горы благословения и горы проклятия. Под дубом Море Авраам соорудил первый жертвенник Богу Единому на Обетованной Земле. Недалеко от этого места, на горе Гевал, Бог повелит Моисею соорудить первый жертвенник Израиля ( Втор. 27:4–8 ). И, опять же, там, у колодца Иакова, Господь Иисус прострет пределы Земли Божиих обетований и благословений на всю вселенную: поверь Мне,– говорит Он самарянке, – что наступает время, когда и не на горе сей (Гаризим), и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... ( Ин. 4:21–23 ). А тогда, в начале священной истории, настало время указать Аврааму землю, в которую вывел его Господь из Ура Халдейского и Харрана. Авраам – отец и непоколебимый муж веры. Подобна могучему дубу его вера. Непоколебим ствол этого дуба, широко раскинуты его зеленеющие ветви. Под дубом Море он впервые созерцает землю своей веры. Итак, Авраам дошел до места Сихема...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу. Авраам Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: " Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные " , то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: " Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству " . Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Такой раб, проклиная освобождение, которое могло удалить его от предметов его нежной привязанности и приветствуя рабство, удерживавшее его близ них, восклицал: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю» 452 . После этого господин приводил его пред судей и прокалывал ему шилом ухо в знак вечного рабства. Но и не все рабы, конечно, могли без сожаления оставлять дом рабства, особенно добрых господь. Вот пожилая женщина. Она посвятила все свои молодые годы тем, у кого она рабою, она отдала им то, чего не могут ей заплатить ничем: свою преданность и свою любовь. С наступлением времени освобождения она говорит своему господину: «Не пойду я от тебя, потому люблю я тебя и дом твой» 453 . Она также получала знак вечного рабства. Вот молодая Израильтянка. Обедневший ее отец продал ее. Страшно выговорить: отец продавал дочь! Жестокие времена! Но такой несчастной и Моисеев закон давал возможное для тех времен ограждение: тот, кому она теперь принадлежала, должен был дать ей или свою руку, или свободу. В случае, если господин, которому она была продана, не брал ее себе в жены или не женил на ней своего сына, она уходила из его дома, и никто не имел права удерживать ее 454 . Подобно человеку и земля в юбилейный год была свободна: ни плуг не бороздил ее, ни семя не оплодотворяло ее. Субботный день и год покоя освящали собою права Бога на время и на землю. Господу вечности Одному принадлежит время. Тому, Кто обладает бесконечными пространствами. Одному принадлежит земля. «Моя земля» 455 , говорил Господь Израильтянам. Человек странник во времени, он только гость Божий на земле. Когда Израильтяне утвердились в Земле Обетованной, разные колена народа Божия должны были собираться к центральному святилищу, особенно три раза в году, это: в праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Эти торжественные празднества, обозначая главные случаи из жизни избранного народа и совершаясь в три различные годовые земледельческие эпохи природы, должны были содействовать к поддержанию политической связи между почти независимыми коленами и должны были утвердить в них мысль об общем им отечестве в служении общему им Господу Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

что благо­словляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небес­ные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих... 600 . О земле Ханаанской и городах ее сказал Ягве праотцу Исааку: Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии, и исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему 601 . И вот настало время дать народу Божьему землю по клятвенному обетованию, данному коленам. Иисус Навин с воинством Израилевым всту­пил в землю Ханаанскую. И Господь потоками силы Своей рассек перед ним землю. Или, как точнее переводится этот текст: Реки источила земля (перевод прп. Макария Глухарева). И еще ярче в переводе Jerusalemer-Bibel: Du spaltest die Erde, u es brechen Ströme hervor. По-русски, буквально: «Ты раскалываешь землю, и вырываются потоки». Земля хананейского нечестия трещит, раскалы­вается на двенадцать частей, по числу колен Израилевых, и из нее вырываются потоки Божии. Пришло время правды Божией и исполнения божественных клятв, данных чрез отцов народу Божию. Божьи потоки рассекли землю Хана­анскую. Завершились брани Ягве Бога, состарился Иисус Навин, и сказал ему Господь: Раздели же ее (Землю Обетованную) в удел Израилю, как Я пове­лел тебе 602 . Это и стало последним деянием вождя Израилева. Прошли века. Над просторами Халдейской империи разливаются звуки песни иудейского пророка Аввакума. Когда грубая сила халдеев и нечестие их не знали сопротивления себе, пророк видел, как обнажает лук Свой Бог Израиля и как, по клятвенным обещаниям Его, взбухает земля, полоненная нечестивыми, и уже вырываются наружу потоки правды Божией. И еще пройдут века. Вскроется первая печать судеб домостроительства Божия, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить 603 . Христос-Всадник на белом коне, и в руках Его лук Евангельской пропо­веди. Время прийти правде Царствия Божия на земле. Он вышел в терно­вом венце победоносный, и чтобы победить всякую неправду и всякое зло на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

15. Яко аз Бог твой, возмущаяй море, и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя мне. 16. Положу словеса моя во уста твоя, и под сению руки моея покрыю тя, еюже поставих небо, и основах землю: и речет сиону: людие мои есте вы. 17. Востани, востани, воскресни иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения. фиал ярости испил и истощил еси, 15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут; Господь Саваоф имя Его. 16. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтоб устроить небеса и утвердить землю, и сказать Сиону: „ты Мой народ”. 17. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Ст. 15–16. Бог избавляемого человечества, Господь Саваоф, дарует обновляемому Сиону Свое Откровение, будет охранять его под сению руки Своей, чтобы устроить небо и землю и иметь в нем Свой народ. В конце ст. 15, вместо =в р.-с. имя Его, 70 читали =νομ μου=имя мне. В начале ст. 16, вм. (ср. бл. Иерон. posui=положил), 70 читали: , почему ϑσο положу и дал. глаг. в буд. вр. Симм., вместо: α ρε Σιν=и речет Сион, переводит ближе к евр.: α ες τ ιπεν τ Σιν=и во еже рещи Сиону и дал. Образы, в которых выражено пророчество, взяты опять из начальнаго периода еврейской теократии. Подобно тому, как евреям, в 50-й день по выходе из Египта, был дан Богоотровенный закон и указана для поселения обетованная земля, устрояя которую, они должны были образовать из себя народ Божий: подобно сему и новому Сиону, т. е. церкви Христовой, дано Евангелие, обетованы новое небо и новая земля, в них же правда живёт» ( 2Петр.3:13 ), чада ея призваны быть чадами Божиими (ср. Ин.1:12 ), языком святым, людьми Божиими ( 1Петр.2:9–10 ). Ст. 17–23. Иерусалим, который в течение своей исторической жизни не имел утешения в своих гражданах, которому, за беззакония их, угрожает падение и опустошение, не всегда будет оставаться в состоянии падения и опустошения: Господь возмет из рук его чашу гнева Божия, и вручит ее его врагам и притеснителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

18 И земля и небо... Всё растворилось... – «Придёт же день Господень. воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ); «Прежнее небо и прежняя земля миновали. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Откр. 21:1 ; Ис. 65:17 ). Из библейских пророчеств одни делают вывод о торжестве жизни, другие – смерти. Человек свободен, но обязан выбирать. 21 Фея – сверхъестественное существо, творящее чудеса, делающее людям добро или зло. Герой дважды называет Ванду «феей жизни». Но может ли прелюбодейка быть ангелом света? 23 Всё перед вами падёт ниц, как перед властной царицей. – Апокалипсическому зверю поклонятся все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни, а на нём будет восседать великая блудница и говорить в сердце своём: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» ( Откр. 13:8; 17:3; 18:7 ). 24 Ваша красота победит всё. – Обольщённый внешностью Арнольд придаёт ей божественный статус, теряя способность видеть духовное нутро. Ср.: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её» ( Откр. 17:4 ). 25 …туманным призраком. Вы воплотили мечту. – Ср. желание Бранда: «Воплотить мои мечты, в яви – призрак воссоздать!» (Ибсен. 2, 371). 28 ...до нас никто не знал такого счастья. Мы первые в обетованную землю. – Грех лишает разума, гордыня – свойство безумных. Библейский символ только обличает помрачение падших. «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. ...Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна, хотя бы возросло до небес величие его и голова касалась облаков... не устоит счастье его» ( Иов 21:13; 20:5–6, 21 ). 29 Верю... Больше – я знаю. – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1Кор. 8:2 ). Пока пребываем в теле, «ходим верою, а не видением», и лишь «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» ( 2Кор. 5:7 ; 1Кор. 13:9 ). Вера же есть уповаемых утверждение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Для раскрытия диалектики веры и знания важно сравнение: первая лексема отсутствует в Ветхом Завете, вторая же употребляется значительно чаще, чем в Новом. Ср. фразу Подгорного из пьесы «Интеллигенция»: «Он не знает – он верит: это выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

3.7 Ты, однако, обнаружишь, что этому разделению предшествовали его подобия и образы; ведь неслучайно, что одним дана земля за Иорданом, другим – до Иордана, одни получили ее первыми, иные – вторыми, иные – третьими, и таким образом земля распределяется в наследство, где «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» ( Мих.4:4 ). И все это, отраженное прежде в великих тайнах, Господь Иисус в день Своего пришествия поистине исполнит для каждого не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», но «лицем к лицу» ( 1Кор.13:12 ) по заслугам каждого, известным Тому, Кто проникает в сердце (ср. Иер.17:10 ), и Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия II 1.1. Первое чтение из книги Чисел показывает, что воинство Бога, вышедшее из земли Египетской и пересекшее пустыню, было осмотрено, то есть исчислено, Моисеем и Аароном и, разделенное на отдельные роды, равнялось определенному числу (ср. Чис.2:32 ). Мы объяснили это вкупе со всем содержанием данной книги, когда сказали, что был дан образ того, как народ Божий, выйдя из Египта этого мира, устремился в землю обетованную, то есть в обитель добродетели, или к наследию и славе Царствия Небесного, каждый в порядке, определенным их заслугами. Этим мы показали, что великолепие «будущих благ» (ср. Евр.10:1 ) предначертано в образе закона. 1.2. Вступительная часть сегодняшнего чтения научает нас тому, как преданные Богу, те, кто «не связывает себя делами житейскими» ( 2Тим.2:4 ), устанавливают порядок расположения станов. Сказано: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой по порядку своему, по знакам своим, по домам семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой» ( Чис.2:1–2 ). Моисей говорит: «Пусть каждый войдет в стан свой по порядку своему, по знакам своим, по домам семейств своих», и речет Павел: «Все должно быть благопристойно и по порядку 6 » ( 1Кор.4:40 ). Не кажется ли тебе, что и в Моисее, и в Павле говорит один и тот же Дух Божий? Моисей приказывает входить в стан по порядку; Павел предписывает, чтобы все в Церкви совершалось по порядку. Моисей, который служил закону, повелевает, чтобы в станах наблюдался порядок; Павел – служитель Евангелия – хочет, чтобы христианский порядок соблюдался не только в поступках, но и в самой одежде, ибо он наказывает, чтобы «старицы также одевались прилично святым» ( Тит.2:3 ). Из этого мне видится, что они хотят, чтобы порядок соблюдался не только в исполнении своих обязанностей и в одежде, но и в устроении души, как сказано: «Пусть каждый войдет в стан по порядку своему».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8–9. Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. (Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людей: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, и радостью возрадуются о Господе). Свобода, радость, благоустройство быта, услуги инородцев, все это дано будет избранным Божиим в силу основного и вечного закона воли Божией: «Я, говорит Господь, люблю правду», а следовательно, и праведников, и «ненавижу грабительство со стороны неправды или насилия», а следовательно, и грабителей народа, их победителей, пленителей и поработителей. И вот, в силу этой любви к правде, труд или то, что приобретено трудом военных предприятий, с чрезвычайным усилием и страшным насилием, разного рода завоевателями и грабителями (ибо победа всегда сопровождалась грабежом), все это Господь отдаст праведникам, которые также, как Он, любили правду и ненавидели войну с её грабежами и, в исполнение всех древних обетований, вступит с ними в вечный завет. Так облагодетельствованные Господом, ближайшие и будущие поколения праведников, между всеми народами, будут признаны людьми, любящими только правду и справедливость и за то от Бога благословенными. Все народы увидят, что им даровано наследие благ земных и обетование небесных благ, в силу вечного завета, основанного на любви к правде. Только христиане, вступившие в вечный завета с Вогом, на основании Его любви к людям, могут быть признаны действительными наследниками богатых дарований и вечных обетований: им, как почитателям истинного Бога, ревностным исполнителям закона о самоотверженной любви, составляющим царство Божие, им ныне принадлежит мир и будет принадлежать во веки. 10–11. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. (Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежд его веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И Яко земля растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь Господь правду и веселие пред всеми языки).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010