И дальше воспевает пророк шествие Бога в этом мире, воспевает тем, кто ни­как не может уразуметь – где же Бог в водовороте жизни и мировой истории. 3. 6–8      Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? И вновь Божье величие в Синайской Феофании и шествие Его с народом Своим из рабства Египетского в Обетованную отцам землю. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы. Великий Исполин поставляет ноги Свои на землю. И застонала земля и восколебалось то, что было незыблемым. Божественному философу казалось, что земля пребывает во веки 552 , а Он стал и поколебал землю. Природные стихии и земля, незыблемейшая из них, не выдержала. А было это так: И вывел Моисей народ из стана навстречу Богу, и стали у подош­вы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом. 553 Колебалась земля Синайской горы, когда Ягве Бог сошел на нее и поста­вил ноги Свои на землю. Тогда вековые горы распались, первобытные холмы опали. Не может земля выдержать непосредственного прикосновения Творца своего, а люди вопиют к Богу, жалобы свои, как Аввакум, Ему предъявляют. Люди хотят, чтобы Он пришел и разобрался со всеми неправдами здесь на земле. Вековые горы, остроконечные вершины, взметнувшиеся в небо, рас­пались. Это горы, как Кавказ, Гималаи. А есть и первобытные холмы, как Урал, древние – они опали. Никакая тварь, никакая стихия не выдерживает стопы Его. Нет, не знают люди, чего требуют, когда хотят, чтобы Бог отвечал им голосом. Это было дано Моисею и немногим другим. То, что случилось тогда у Синая по исходе израильтян из Египта, образно воспел псалмопевец:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

...Край обетованный издавна притягивал к себе. «И вот я, студент последнего курса, иду по этим местам, связанным с детскими переживаниями и мечтаниями. Прямо передо мной, на далеком горизонте, в фиолетовой нежной дымке вырисовываются горы Моава... А за моей спиной остались места, на которых Авраам «жил в шатрах с Исааком и Иаковом» ( Евр. 11:9 ). Там позади остались тенистые исполинские деревья дубравы Мамре ( Быт. 18:1 ) и под прелестным аквамариновым небом, льющим растопленное золото лучей, – каменистое ложе древнего Вефиля, где когда-то Иаков видел чудесную лествицу ( Быт. 28:11–12 )... Остался позади и Иерусалим, столь воспетый в псалмах самим Давидом ( Пс. 121:3 ) и другими пророками, потому что ...от Сиона выйдет Закон, и Слово Господне – из Иерусалима ( Ис. 2:3 ). И снова я всматриваюсь и вижу на востоке перед собой призрачные входы в Землю Обетованную. В серебристой мгле и далекой дали блеснул белой точкой кенотаф Моисея Боговидца... А Иерихон, куда мы едем, уже открывается вдали. Цветущий оазис из роскошных пальм, одуряющих своим запахом мимоз, высоких кактусов и прославленных на весь мир „иерихонских роз”. Несколько глинобитных арабских хижин и бедуинских палаток, два-три отеля и каменных дома для богомольцев – вот все, что осталось от славного прошлого Иерихона, всех его мраморных дворцов и скульптурных украшений, развалины которых зарастают теперь колючками и сорной травой». В сознании всплывали огненные слова (и он сверял их по карманной французской Библии , размером в два вершка) пророка Иеремии, грозное предупреждение древнему Израилю: «О, земля, земля, земля! слушай слово Господне» ( Иер. 22:29 ). И в нем ему слышался «крик печали и ужаса». Окружающая действительность красноречиво свидетельствовала о неизбежном возмездии за пренебрежение к Слову Божию. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос. 4:6 ). Некогда процветавшие города стерты с лица земли, народ избранный рассеян. «За грехи опустошена Святая Земля» – это традиционное настроение христианского апологета, созерцающего последствия жестоковыйности Израиля. Но о. Варнава чувствовал личную связь с происшедшим здесь. Он воспринимая Палестину как свою землю, ибо это была та земля обетования, которая впервые открылась ему в молитвах матери, в заповеди евангельской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

666 (Ст. 11). Господь говорит (ст. 20-й): «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Поэтому выражение 11-го стиха означает то высокое нравственное совершенство Моисея, при котором ему дозволено было приближаться умственно и нравственно к источнику всякой мудрости и истины, и черпать в этом таинственном общении мудрость, выше человеческой. Близость к священному вождю приготовляет Иисуса Навина, находившегося неотлучно при скинии (даже ночью, когда Моисей уходил к семье своей), к будущей его деятельности преемника Моисея. 667 (Ст. 12). Моисей решается поставить важный вопрос, от которого зависела будущность Израиля: Господь сказал, что пошлет Ангела, но будет ли имя Иеговы на нем или нет, этого Моисей не знает, и потому здесь вопрос об имени равносилен вопросу: пойдет ли сам Господь с Израилем или же предоставит его руководству сотворенного Ангела (ср. пр. 2-е). (О том, что Господь знает Моисея по имени, см. пр. 12-е). 668 (Ст. 14–16), Господь (ст. 14-й) открывает Моисею, что Он не оставит Израиля, и введет его в покой. Под этим выражением всегда разумеется земля обетованная (на прим., Иис. Навина, I, 13; также указание в Евр., IV, 8, что покой в Ветх. Завете означал землю, в которую ввел Израиль Иисус Навин). Моисей так глубоко понимал, что не земля обетованная, текущая медом и млеком, есть истинная цель народа, а общение его с Господом, священство его, – что он говорит: «лучше не выводи нас отсюда, Господи, если не пойдешь с нами». Он готов отказаться за народ от Палестины, лишь бы удержать за народом то высшее нравственное положение, которое возвышало Израиль над всеми современными народами, и давало ему общечеловеческое будущее: – «тогда я и народ твой будем славнее всякого народа на земле»... и это пророчество сбылось; не смотря на преступления Израиля, имя и история его занимают доселе первое место в истории человечества, потому что среди их родился Богочеловек. 669 (Ст. 17) Господь подтверждает Своим словом произнесенное Моисеем пророчество. Выражение: «Я знаю тебя по имени» равносильно выражению: «Я призвал тебя потому, что Я знаю душу твою». Господь призвал и буквально по имени Моисея из горящей купины ( Ucx. III, 4 ). Называние именем знаменует особое мылосердие Божие, особые отношения завета и обетования. В Мессианском пророчестве, Исаия Пророк говорит: «Ныне же так говорит Господь (Израилю): не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (XLIII, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

7–9. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. (Прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол. Кто слыша сицевое , и кто виде сице? аще родила земля с болезнию во един день? или и родися язык весь купно, яко поболе и роди Сион дети своя? Аз же дах чаяние сие, и не помянул ecu Мене, рече Господь. Не се ли Аз родящую и неплодную сотворих? рече Бог твой). В то время, как люди, осквернившие Сион, а потому лишенные права наследия всех благ будущего царства Божия, будут истреблены мечем (ст.16–17), избранные рабы Божии скоро и во множестве населят Сион и всю Обетованную землю. Речь Пророка образная. Бывает ли так, чтобы женщина, не мучившись родами, прежде нежели пришло для неё время мук рождения, она, избежав эти муки, родила младенца мужеского пола или сына? – Нет, после того, как Господь осудил праматерь рода человеческого, Еву, она и все женщины рождают детей в страшных болезнях. – Слыхал ли и видал ли кто-либо, чтобы земля, и с болезнью, или при муках рождения, порождала в один день целый народ, или – в какой-либо стране в один день появился (как бы народился) целый народ? – Конечно, нет: обыкновенно, народ из одной семьи размножается и заселяет известную страну медленно, преодолевая многие препятствия, терпя многие скорби и бедствия, как бы муки рождения (как именно размножался народ еврейский и первоначально занимал свою праотеческую обетованную страну – Ханаан). А Сион поболел, точнее – едва начал болеть, как уже породил детей своих. Это было событием неожиданным; но, говорит Господь; это Я дал такую радость Сиону, которая была чаянием всех верных в течение многих лет. А Сион, скорбя о лишении детей своих, не вспомнил Меня, говорит Господь... «Не Я ли сотворил и родящую, и неплодную?» – По истине, так: Сион неоднократно был и населяем, и опустошаем, и снова населяем Господом, Отцом своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   К историческим анахронизмам критики относят исторические замечания, указывающие на события позднейшие Моисея, каковы: прекращение манны и завоевание обетованной земли. Так Блекк-Вельгаузен указывают на Исх.16:35: сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не прийти в землю обетованную; манну ели они доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. Критики заключают, что это замечание написано уже по вступлений в обетованную землю (Нав.5:12), когда прекратилось появление манны. Но такое заключение поспешно. Бытописатель не говорит, подобно И. Навину, о прекращении манны, а только об употреблении ее во время 40-летнего странствования, в котором участвовал и Моисей. При нем, до перехода через Иордан, ели манну, а что было после него, он этого не говорит. Между тем как от позднейшего писателя следовало бы ожидать выражения И. Навина: «а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской» (Нав.5:12). А у Моисея этого нет. Указание на совершившееся завоевание обетованной земли видят во Втор.2и Лев.18:27. Во Втор.2:12: а на Сеире жили прежде Хорреи, но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь. Но и Моисей, при котором евреи завоевали и разделили заиорданскую область, изгнав и истребив хананеев (Числ.21:1—3), аммореев (Числ.23:33), васанитян (34—35 ст.) и воспользовавшись их землей (Числ.26 гл.), мог сказать о завоевании евреями земли своего наследия. Об этом завоевании и разделении и действительно Моисей говорит далее в той же главе (Втор.2:24—26) и в следующей главе (3:1—17). — Также не состоятельна ссылка на Лев.18:27: ибо все сии мерзости делали люди сей земли (Ханаанской), что пред вами (), и осквернилась земля, чтобы и вас не свергнула земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула () народы, что пред вами (). Это выражение относится к народам, жившим в Палестине до евреев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). Эта заповедь отсутствует у евангелиста Луки, есть только в евангелии от Матфея. Что, собственно, можно понять из обетования, которое дано кротким, – «кроткие наследуют землю»? О какой земле идет речь? О Земле Обетованной. В истории Израиля обретение Земли Обетованной было желанной и радостной целью каждого еврея. Земля Обетованная ассоциировалась в их сознании с изобилием, безопасностью, справедливостью, процветанием и прочими благами. Поэтому, когда Матфей говорит, что «кроткие наследуют землю», то его читатели, а первые читатели Евангелия от Матфея – это христиане из иудеев, для них он пишет, они слышали в награде кротким знакомое им звучание Земли Обетованной. Но уже не как географической территории, а как небесного удела, который Господь уготовал своим избранным людям, тем, кто исполняет Его заповеди. У Луки эта заповедь отсутствует, потому что он писал для язычников, для которых Земля Обетованная ничего не значила. Кто такие кроткие? Кротость – понятие очень близкое к смирению. Есть такой всем хорошо известный евангельский отрывок, который очень часто читается во время молебных пений. Там Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ). Под «трудящимися и обремененными» здесь надо понимать не тружеников, устало бредущих с полей, и не людей, обремененных житейскими скорбями и заботами, а тех, кто трудился над исполнением Закона Моисея, кто обременен исполнением этого Закона. Поскольку исполнить Закон со всеми его предписаниями было невероятно сложно, и те, кто за это брались, говорили о себе, что они «несут бремя Закона» или «иго Закона». А Христос призывает идти не к Моисею, а к Нему. Почему? Да потому что Закон для всех один, а у Христа индивидуальный подход к каждому человеку. Он знает наши мысли. Он знает обстоятельства нашей жизни, наши возможности. Он знает, почему мы поступили так или иначе, чем мы руководствовались, что происходит в нашем сердце. Бог – это живая Личность, а не мертвая буква Закона и Он судит по закону любви. Поэтому, в отличие от Закона Моисея, иго Христа благо и бремя Его легко. Христос кроток, потому что иногда только Он может понять мотивацию наших поступков, которая скрыта от других. Значит, кротость – это способность понять и простить другого человека, войти в его положение и не осуждать его. Четвертая заповедь

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-gle...

В 12 стихе писатель с особенною силою указывает на то, что всем этим израильский народ обязан только своему Богу, с которым не было никакого чужого Бога, помогающего Ему. В следующих двух стихах писатель образно представляет дальнейшие благодеяния Бога, оказанные израильскому народу, именно победоносное введение его в обетованную землю и счастливое положение его там. «Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод» ( Втор.32:13–14 ). Вознесение на высоту земли служит образом победоносного занятия ее. Кто занял высоты страны, тот может называться господином ее. Посему слова: «Он вознес его на высоту земли», служат образным обозначением победоносного занятия израильским народом ханаанской земли. Дальнейшие выражения указывают на плодородие и богатство той страны, которую занял израильский народ, и тем самым на счастливое положение его в этой стране. Израильский народ, занявши обетованную землю и сделавшись господином ее, мог пользоваться произведениями полей и всеми богатствами этой плодородной страны. 3амечанием относительно того, что Бог питал израильский народ медом из камня и елеем из твердой скалы, писатель желает указать на необыкновенное плодородие ханаанской земли, в которой даже такие места, как скалы и камни, доставляют полезные произведения. Это соответствует действительности. Ханаанская земля очень богата дикими пчелами, которые приготовляют мед в ущельях скал, и масличными деревьями, которые растут даже на каменистой земле. В 14 стихе указываются продукты скота, которым ханаанская земля особенно была богата, произведения полей и виноградников. Перечисленные в 13 и 14 стихах произведения ханаанской земли показывают, что эта страна была очень богата и плодородна, так что по истине можно сказать, что она была страною, текущею медом и млеком. Посему и жизнь в такой богатой и плодородной стране должна быть очень счастливою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Мы читаем, что первосвященник Аарон вышел навстречу свирепеющему пламени и, зажегши кадильницу, удержал гнев Божий ( Чис. 16 ). Великий священник стал между смертью и жизнью, и огонь не дерзнул идти дальше ног его. Господь говорит Моисею: оставь Меня, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Когда говорит: оставь Меня, показывает, что Он может быть смягчен и может не исполнить угрозы, потому что молитвы раба противостоят могуществу Божию. Как ты думаешь, кто в подсолнечной мог бы теперь противостать гневу Божию, – кто мог бы выйти навстречу пламени и сказать с апостолом: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих ( Рим. 9:3 )? С пастырями гибнут и паствы, поскольку каков народ, таков и священник. Моисей в порыве сострадания говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ( Исх. 32:32 ). Он хочет погибнуть с погибающими и не довольствуется своим собственным спасением, поскольку во множестве народа – величие царя ( Прит. 14:28 ). В такие-то времена родилась наша Пакатула. Среди таких-то забав она проводит детство, имея узнать слезы прежде, чем смех, имея услышать вопль прежде, чем радость, не зная входа, узнать уже выход. Пусть думает она, что мир всегда был таков. Пусть не знает прошедшего, избегает настоящего, ждет будущего. Твоя любовь, брат Гавденций, побудила меня продиктовать это в несвязной речи, и после убийства друзей и постоянного сетования вынудила меня, старика, написать дитяти для ее далекого будущего. И я счел лучшим дать просящему немного, чем не дать ничего: потому что в первом случае обнаруживается доброе расположение, угнетенное печалью, в последнем – оскорбление дружбы. 105. Письмо к Дардану О земле обетованной Ты, благороднейший из христиан и христианнейший из благородных, Дардан, спрашиваешь: обетованная ли та земля, которую заняли иудеи, возвратившись из Египта, так как уже прежде она была во владении их предков и потому не есть земля обетованная, но возвращенная, – ибо эти слова употребляешь ты в конце своего письма. Спрашивая об этом, кажется, ты думаешь то же, что одобряют многие из наших, именно, что нужно искать другой земли обетованной, о которой и Давид в псалме говорит: верую, что увижу благость Господа на земле живых ( Пс. 26:13 ), и Господь в Евангелии: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что случилось в древнее, прежнее время, то в существе своем, должно случиться в будущем. Египет, Ханаанская земля и Аравийская пустыня – суть-типы, образы. Египет – тип земли рабства, в которой Израиль в лице своих предков был угнетаем языческой силой. Аравийская пустыня, как временное, переходное местопребывание Израиля между Египтом и Ханааном, принимается здесь во внимание вследствие того значения, какое имело ведение Израиля через эту пустыню при Моисее, как время или состояние смирения и испытания народа, когда Господь воспитывал в своем народе с одной стороны, через голод и разного рода лишения, сознание его бессилия и необходимости в помощи Божией, а с другой, через чудесное вспомоществование ему в нужде (манна, истечение воды, неветшаемость одежды и обуви), доверие к Его всемогуществу, – воспитывал для того, чтобы возбудить в народе сердечную любовь к исполнению Его заповедей и верную привязанность к Нему. " И помни, вразумлял еще Моисей Израиля, весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манной, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» ( Втор.8:2–5 ). Ханаан – это на вечное владение обетованная земля, обетованная еще праотцам Израиля – есть тип наследия, которое Господь доставляет своему спасаемому обществу, и тип облагодетельствования Богом верных своих, дарами и благами, оживляющими душу и тело. Освобождая народ из плена путем чудесных милостей и испытаний, воспитывая этот народ в народ, смиренный, покорный воле Божией, Господь совершит, таким образом, спасение этого народа, «и буду, говорит Он, говорить к сердцу ее» ( Быт.34:3, 50:21 ), через деятельную любовь, проявленную в даровании неверному народу отнятых было у него благ, уничтожу у него печаль, исцелю пораженное сердце его, введу его снова в землю обетования, «и дам виноградники ее», возвращу снова ей те виноградники, которыми владела она до своего отвержения Богом, дам их »оттуда " от пустыни, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Авраам дальше говорит: когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой (Быт. 20, 13). То есть Авраам все раскрывает: нет больше никаких секретов, потому что здесь уже Господь вмешался в ситуацию. И вот Сарра: казалось бы, ее молчание – в глазах Бога более красноречиво, чем все эти оправдания Авимелеха. Бог угрожает остановить Авимелеха (самым решительным образом), если эту женщину не оставят в покое. Так вот, если вам кто-то докучает, какие-то проблемы у вас – вы тоже можете пожаловаться Господу. И далее: И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно (Быт. 20, 1415). И когда Авимелех говорит: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно , то, конечно, это дерзость! Это не его земля, и то, что он предлагает Аврааму жить где угодно – это дерзость. Эта земля с самого начала, когда Ной благословлял своих сыновей Сима, Хама и Иафета, родоначальников всех рас, принадлежала Симу – так уже тогда было решено. И Авраам не захватывает эту землю – это удел дома Сима. И когда евреи входили в землю обетованную – это удел дома Сима, это очень важно осознать! То есть Бог не сгоняет людей, чтобы заменить другими людьми, Он как бы ставит их на свое место. Просто: и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13, 7). Тогда не означает «с самого начала», но тогда , то есть до поры до времени. И далее: И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана (Быт. 20, 16). Авимелех называет Авраама братом Сарры («я дал брату твоему»), как бы принимая озвученную ему версию. Но в этих словах, возможно, звучит и ирония: мол, сами виноваты. То есть Сарра беседует с Авимелехом и продолжает с ним какой-то спор, она не соглашается с ним. Наверное, она спорила из-за статуса Авраама: то он признает, что он муж, то тут братом опять назвал… Авимелех – это сложный человек. А она все равно спорила с ним. То есть она имела свою позицию. Не сказано раньше, что она спорила – она ждала, когда муж расскажет всю правду, потому что жена не имеет права ничего делать прежде мужа. А когда муж уже все рассказал, здесь она уже может вступить в этот спор…

http://pravoslavie.ru/107264.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010