Что сказано о благодати, то должно сказать и о вере в благодать 56 . Если принципы веры и дел закона так противоположны, то с явлением закона, требующего дел, не отменялось ли обетование завета о Христе и самая вера? По-видимому, «если по закону наследство, то уже не по обетованию» ( Гал. 3:18 ). Не потеряло ли поэтому свою силу последнее? – Нет. Если даже человеком утвержденного завещания никто отменить не может (ср. – 15), то тем более – обетования, данного Самим Богом. Не мог его отменить, по своей верности (ср. Рим. 3:4 ), и Сам Бог, подтвердивший клятвою непреложность его ( Евр. 4:17 ). Таким образом обетование должно было существовать рядом с законом дел, несмотря на несовместимость принципов того и другого. Оно действительно и существовало. Давид, бывший под законом, называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Пс. 31:1,2 ; Рим. 4:6–8 ). Иеремия говорит: «вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в душу их и напашу их на сердцах их;... Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий не вспомяну более» (31:32. 34; Евр. 8:10,12 ). Аввакум пишет: «праведный верою жив будет» (2:4; Рим. 1:17 ). Многие и другие пророки от лица Божия подтверждали силу обетований Божиих» (ср. Рим. 1:2 ). § 14 νμος παιδαγωγς μν ες Χριστν. ( Гал. 3:24 ). Но если обетование непреложно (ср. Рим. 4:16 ) и не отменялось законом, то не противоречил ли ему закон дел? (ср. Гал. 3:21 ). Он противоречил бы обетованию в том случае, если бы имел одну с ним цель, именно оправдание человека. Но закон не мог иметь такой цели, во-первых потому, что наследство в праведности дано было уже ранее по обетованию (ср. Гал. 3:18 ), и во-вторых потому, что закон, как показал психологический опыт и история, не давал и не мог дать оправдания. Если бы закон мог животворить, то праведность действительно была бы от закона (ср.–21), и в таком случай он противоречил бы обетованию закона о Христе (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Чтобы не показалось, что он беседует как с врагами, он и потом говорит: « братья! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение » (Рим. 10:1), и здесь, кроме прочего, им сказанного, он старается показать, что говорит не по вражде то, что должен сказать против них; потому и не отказывается называть их родственниками и братьями. И хотя все, что ни сказал, говорил для Христа, однако же, привлекает к себе и их расположение, предварительно пролагает путь своему слову, отклоняет от себя всякое подозрение касательно того, что намерен сказать против них, и потом уже приступает к рассмотрению того, что занимало многих. Многие, как заметил я выше, спрашивали, почему получившие обетование погибли, а те, которые никогда не слышали о нем, спаслись прежде первых? Итак, устраняя это недоумение, он предлагает свое разрешение прежде возражения. Чтобы кто–нибудь не сказал: что же, неужели ты заботишься о славе Божьей более, нежели сам Бог? Неужели Он нуждается в твоей помощи, чтобы Его слово не погибло? Отвечая на это, (апостол) и говорит: я сказал это не в том смысле, что слово Божье не сбылось, но чтобы доказать любовь к Христу. И хотя дела исполнились в таком виде, продолжает (апостол), но мы не сомневаемся относительно слов Божьих и утверждаем, что обетование непреложно. Бог говорил Аврааму: « и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, и благословятся в тебе все племена земные » (Быт. 17:8; 12:3). Потому посмотрим, говорит, какое это семя, так как не все, происшедшие от Авраама, его семя, почему и сказано: « не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя » (Рим. 9:7). 4. Итак, если ты узнаешь, кто называется семенем Авраама, то увидишь, что обетование было дано семени его, и поймешь, что слово Божье не осталось без исполнения. Скажи же мне: кто называется семенем? Не я говорю, отвечает (апостол), но Ветхий Завет изъясняет сам себя, говоря так: « в Исааке наречется тебе семя » (Быт. 21:12). Объясни, что значит — « в Исааке »? « То есть не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Эти слова требуют внимательного рассмотрения. Новое здесь, конечно, – сказанное: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба» ( Быт.22:15 ). Но то, что прибавлено к этому, отнюдь не ново, ибо слова «благословляя благословлю тебя» уже были сказаны и фраза «умножая умножу семя твое» была уже произнесена и было обещано, что станет оно «как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт.22:15 ). Так что же нового сказано с небес во второй раз? Какое новое слово добавлено к уже данным обетованиям? Какая еще награда дана за то, о чем сказано: «Так как ты сделал сие дело» ( Быт.22:16 ), то есть пожертвовал ради Меня своим единственным сыном? Я не вижу ничего нового, так как сказано то же, что было обещано прежде. Не излишне ли снова повторять уже сказанное? Напротив, необходимо, ибо все, что случается, происходит в тайнах. Если бы Авраам жил только «по плоти» и был бы отцом лишь одного народа, порожденного им «по плоти» (ср. Гал.4:29 ), одного обещания было бы достаточно. Но теперь, чтобы, прежде всего, показать, что ему суждено было стать отцом обрезанных «по плоти», обетование в отношении народа обрезания дано ему во время его обрезания. Во-вторых, так как ему суждено было стать отцом верных и тех, кто стал наследником через страдания Христа, обещание, данное народу, спасенному страданиями и воскресением Христа, обновлено во время страданий Исаака. Кажется, что многое повторено, но есть значительные различия, ибо то, о чем говорится в первый раз в отношении прежнего народа, сказано на земле. Так, в Писании сказано: «И вывел его вон» – из шатра, разумеется – «и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» ( Быт.15:5 ). Но когда это обещание повторяется во второй раз, указывается, что это сказано ему «с неба» ( Быт.22:15 ). Первое обетование дано с земли, второе – «с неба». Разве это не подтверждает сказанное Апостолом: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 )? Таким образом, второе обетование, относящееся к верным, дано «с неба», первое – с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это обетованное Семя является теперь средоточием, стягивающим к себе все другие мессианские обетования. Даже в устах Валаама, обольщенного мздой ( 2Пет. 2:15 ; Иуды ст. 11 сн. Числ. 22:21  и дал.), по воле Бога Оно является как звезда, имеющая воссиять от Иакова, и жезл, имеющий явиться от Израиля ( Числ. 24:17 ). И вот «звездам служащие звездой поучаются поклоняться Солнцу Правды и видеть с высоты Востока» 623 (срав. Мф. 2:1 и дал.) 624 . Иаков передает это обетование о Семени сыну своему Иуде, благословляя его и торжественно, в пророческом духе веры, говоря: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколю не придет Шило 625 и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Так после Иакова Иуде предназначается то, чтобы из его колена воссиял Господь наш ( Евр. 7:14  сн. Апок. 5:5 ) 626 . Колено Иудино сделалось корнем, из которого произошла ветвь дома Давидова (срав. Апок. 5:5 ). И вот Давиду уже в обетовании о сыне его Соломоне ( 2Цар. 7 ) дается обетование о Мессии 627 , а пророк Исаия прямо взывает: и произойдет отрасль от корня Иессеова и Ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень и пр. (11:1–2), провозвещая, таким образом, рождение Сына Божия от семени Давидова по плоти ( Рим. 1:3  сн. 2Тим. 2:8 ; Апок. 22:16 ; Иоан. 7:42  и др.) 628 . Так обетованное, Семя жены вообще, как семя человеческое, в откровении Духа пророческого проходит через точнейшие определения корней, из которых надлежало произойти Ему – Отрасли Праведной ( Иер. 23:5; 33:15 , сн. Деян. 7:52 ) – Солнцу Правды ( Мал. 4:2 ) – Христу 629 . Но вот это откровение уясняется еще тем, что обетование о Семени жены ( Быт. 3:15 ) представляется пророчеством о рождении Семени от жены без мужа, Сам Господь говорит через пророка Исаию: вот Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Исаии 7:14), что значит, поясняет Евангелист, приведши это несомненно прямое предсказание 630 , с нами Бог (Мф. 1:23, сн. Гал. 4:4 ) 631 . Мало этого, возвещается точно и ясно само время такого чрезвычайного рождения, уже предобозначенное в пророчестве Иакова ( Быт. 49:10 ) о рождении Льва от колена Иудина ( Апок. 5:5 ), в конце пророческого периода через пророка Даниила 9:25: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. XII:1-3). Заслуживают внимания два предмета, обещанные Аврааму: первый — это то, что семя его получит во владение землю Ханаанскую, на что указывается словами: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ»; другой — гораздо превосходнее, и касается не телесного, а духовного семени, по которому Авраам есть отец не одного только народа Израильского, а всех народов, идущих по следам его веры. Обещание последнего начинается со слов: «И благословятся в тебе все племена земные».    По мнению Евсевия, обетование это было дано на семьдесят пятом году жизни Авраама, ибо как бы вслед за этим изречением Авраам вышел из Харрана: потому что нельзя допустить противоречия Писанию, в котором говорится: «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт. XII:4). Но если обетование было изречено в этом году, то Авраам, во всяком случае, жил уже с отцом своим в Харране.    Не мог бы он из него выйти, если бы не жил в нем. Не заключается ли противоречия этому в словах Стефана: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран?» Нужно представлять дело так, что все совершилось в течение одного и того же года, т. е. и обетование Божие Аврааму до поселения его в Харране, и поселение Авраама в Харране, и выход его оттуда. Это не только потому, что Евсевий в хронике начинает счет с года этого обетования и показывает, что исход из Египта, когда был дан закон, совершился спустя четыреста тридцать лет; но и потому, что об этом упоминает и апостол Павел (Гал. III:17). Глава XVII. О трех знаменитейших царствах языческих, из коих одно, т. е. Ассирийское, превосходило другие своим могуществом уже в то время,    когда Авраам родился    В то время существовали знаменитые языческие царства, которые граду земнородных, т. е. обществу людей, живущих по человеку, придавали под владычеством падших ангелов особый блеск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

д. 3:26 – 4:11. Усыновление «Все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» (3:26). Можно заметить общее в развитии мысли здесь, в Гал. и в Рим.: кульминационным моментом является рассуждение о нашем богосыновстве: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:27–29). Прежде мы были подчинены «попечителям и домоправителям» (4:2). «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… дабы нам получить усыновление (υοθσα)» (4:5). Эти слова напоминают Рим. 8: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». е. 4:12–20. Увещание Апостол прерывает богословские рассуждения и переходит к увещаванию галатов. Когда апостол Павел «в немощи плоти» пришел к ним благовествовать, они приняли его, «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Но где же прежнее «блаженство» галатов? «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (4:16). Иудействующие «хотят вас отлучить» (4:17). Апостол Павел хотел бы быть среди галатов, чтобы сообразовать свою речь с их нынешним состоянием. f. 4:21–31. Два завета. Агарь и Сара Апостол возвращается к прежним рассуждениям, предлагая следующую аллегорию. У Авраама было двое сыновей: сын служанки Агари был «рожден по плоти», сын свободной Сары «по обетованию». Имя Агарь, по древнееврейски , означает «гора»; вот почему оно ассоциируется у апостола с Синаем, а значит с Законом и с нынешним Иерусалимом, подчиненном Закону (переписчики не всегда понимали смысл 25 стиха, и, поэтому, в древних рукописях он фигурирует во множестве вариантов, что затрудняет его чтение). Порабощенному Иерусалиму противопоставляется Иерусалим вышний он свободен и является нашей матерью. «Итак, братия, завершает апостол Павел, мы дети не рабы, но свободной» (4:31). Третья часть. 5:1 – 6:10 Наставления верующим а. 5:1–12. Свобода «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (5:1). Подвергать себя обрезанию значит опять подвергаться «игу рабства» (5:2:3). Дух же, силой «веры, действующей в любви», ведет нас к свободе (5:4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Гал.4:18 .  Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. «Добро же, еже ревновати всегда в добрем». А мне желательно, чтобы вы отличались во всем добром, так чтобы от вас получали пользу другие. «И не точию внегда приходити ми к вам». И при мне, и без меня пребывайте одинаково достойными одобрения. Так сказав сие, Апостол снова уподобляется горько плачущей и сетующей матери и взывает: Гал.4:19 .  Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! «Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас». Вторично терплю болезни рождения, потому что первые были неудачны и вы сделались мертворожденными. Сим обличается и безумие последователей Новатовых, затворяющих двери покаянию. Гал.4:20 .  Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. «Хотел же бых приити к вам ныне и изменити глас мой, яко не домышляюся о вас». Распаляемый любовию, желал бы я стать окрыленным, спешить, увидеть, что происходит у вас, и оплакать уклонение одних, подивиться же твердости других. Ибо теперь, говорит Апостол, будучи разлучен с вами, не знаю, что сказать, о чем вести речь, что оплакивать. Представив сие на вид галатам, обращает он речь к худым защитникам закона и говорит: Гал.4:21 .  Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Гал.4:22 .  Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Гал.4:23 .  Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Гал.4:24 .  В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь. Гал.4:25 .  Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Гал.4:26 .  А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. «Глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете? Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единаго от рабы, а другаго от свободныя. Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию. Яже суть иносказаема». Божественный Апостол сказал: «иносказаема», то есть могут быть разумеемы и иначе. Ибо не отвергает исторического смысла, но объясняет, что прообразовано историею; потому что присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 4 Евр.4:1 .  Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. «Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився». Давид, говорит Апостол, возвестил нам, что есть другой покой. Посему постараемся сподобиться оного, чтобы не потерпеть подобного тому, что потерпели евреи. Евр.4:2 .  Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им по­льзы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. «Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших». Для спасения недостаточно слышания слов; ибо с верою надлежит принимать это и твердо хранить. Какую пользу принесло Божие обетование тем, которые приняли оное, но приняли не с верою, не положились на Божию силу и как бы не срастворились Божиими словесами? Евр.4:3 .  А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Евр.4:4 .  Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. «Входим бо в покой веровавшии, якоже рече: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой». Апостол намеревается показать три наименованные в Божественном Писании покоя: первый – день седьмой, в который Бог совершил творение, второй – землю обетованную и третий – Небесное Царство. Старается же показать это из пророческого свидетельства, ибо говорит: «Если нет в действительности иного покоя, то почему же Бог приявшим второй покой повелевает не ожесточать сердец и угрожает наказанием, и делает напоминание пренебрегшим второй покой?» Перечисляет же их Апостол по порядку и начинает с первого – седьмого дня. «Аще и делом от сложения мира бывшым». «Рече бо негде о седмем сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих». Что об оном покое сказует божественный Давид, это, говорит Апостол, явно для всякого, потому что было сие за много родов до Давида, так как в день седьмой Бог всяческих совершил творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью а) О составе Церкви Мф.16:18 . «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Объяснение. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать всё, что заповедано Господом: Мф.28:20 ; утверждать в этом должен был и сам «камень» Пётр: Лк.22:32 ; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20–22 ; а не самочинным сборищем: Откр.3:9 . Мф.18:19–20 . «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Объяснение. Что Церковь составляется не из 2 или 3 челов., это видно из: Мф.18:16–18 ; 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–12 . Чтобы составить Церковь , недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4–7 ; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22–23; 2:19–20 ; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20 ; Деян.16:4–5 . Деян.13:23 . «Из его-то (Давидова) потомства Бог , по обетованию, воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Объяснение. Бог по обетованию воздвиг Спасителя Иисуса: Деян.2:30 ; Рим.1:3 . Господь Иисус Христос , возносясь на небо, не оставил Церковь Свою неустроенной, но поставил в Церкви пастырей и учителей: Еф.4:11–12 , обещаясь быть с ними до скончания века: Мф.28:20 . 1Пет.2:9 . «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Объяснение. Здесь апостол Пётр, очевидно, называет всех верующих во Христа священством вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно, что верующие и освященные в таинствах Церкви имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и проч. добродетели: Рим.12:1 ; 2Кор.6:4 . А что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Тим.4:6 .  Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. «Сия вся сказуя братии, добр будеши служитель Иисуса Христа». Ибо служителю свойственно исполнять повеленное и передавать единоверным Владычние приказания. «Питаемь словесы веры, и добрым учением, емуже последовал еси». Тебе первому из всех надлежит прилежно заниматься духовным учением и обогащаться оным. Правила же его приял ты в точности. 1Тим.4:7 .  Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии. 1Тим.4:8 .  Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. «Скверных же и бабиих басней отрицайся». Апостол снова напомянул сказанное в начале; ибо «бабиями баснями» назвал иудейские учения, не закон, но лживое перетолкование закона и неблаговременное его хранение. «Обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго». Имеющие попечение о телесном благосостоянии, говорит Апостол, недолго им пользуются; а подвиги благочестия и в этой жизни делают подвижников славными, и в будущей уготовляют к тому, чтобы сподобиться неветшающих венцов; «обучением» же благочестию назвал Апостол похвальную жизнь, потому что жизнь походит на подвиг. 1Тим.4:9 .  Слово сие верно и всякого принятия достойно. «Верно слово и всякаго приятия достойно». Поскольку упомянул о жизни будущей, она же была нечто невидимое, то по необходимости слово о ней назвал «верным»; потому что достойно веры, как украшенное истиною. Но оно и похвально. Ибо Подвигоположнику надлежит подвижников наделить наградами. Потом Апостол вместо примера представляет себя самого. 1Тим.4:10 .  Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. «На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным». Ибо для чего несем на себе этот великий труд и приемлем от всех поношения, если нет никакого воздаяния за труды? Но воздаяние есть, потому что подвигоположник для подвизающихся – вечный Бог , Спаситель всех человеков, преимущественно же уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010