Деян.26:4 .  Жизнь мою от юности моей, которую сначала про­водил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;: Деян.26:5 .  они издавна знают обо мне, если захотят свиде­тель­ство­вать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем веро­исповедании уче­нию. Указанием на строгое, фарисейское – «по строжайшему в нашем вероисповедании учению» – воспитание, в самом центре религиозной жизни иудейства – Иерусалиме, от лет ранней «юности», – Павел имеет в виду усугубить значение совершившегося в нем переворота, о котором он намерен сказать далее, значение, имеющее силу не для него одного, а и для всех людей здравого смысла и искренних, честных искателей истины. «Если захотят свидетельствовать...». Выражение предполагает отрицательный смысл: для иудеев большая невыгода свидетельствовать обо всем этом, служащем к большей чести и оправданию христианства, и естественно, что они не захотят об этом свидетельствовать. Деян.26:6 .  И ныне я стою перед­ судом за надежду на обетование, дан­ное от Бога нашим отцам, «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование». «Какое вероломство хочет учинить строжайшее иудейство! – как бы так хочет сказать апостол. Это строжайшее иудейство не могло не одобрять разожженной жажды обетования в своем наиболее ревностном последователе. А потом, когда эта жажда честно и истинно нашла себе верное удовлетворение, то же самое строжайшее иудейство выступает его казнителем. Явная несообразность! «Не безумно ли всячески стараться, чтобы она (надежда) исполнилась, и – гнать того, кто в нее верует?» (Златоуст). «За надежду на обетование» – для Павла уже получившую живое осуществление в лице Господа Иисуса, для остальных иудеев еще ожидаемую так напрасно и так запоздало (ср. Деян.13:32, 23:6 ). Деян.26:7 .  которого исполне­ние надеют­ся увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Деян.26:8 .  Что же? Не­ужели вы невероятным по­читаете, что Бог воскрешает мертвых? «Наши двенадцать колен» – древнее теократическое обозначение всего народа израильского, как одного целого народа Божия. Хотя это разделение на колена давно уже сгладилось неоднократными пленениями евреев, а также позднейшими – и вынужденными, и добровольными – переселениями в языческие страны, однако в сознании народном всегда оставалось представление о целом народе, как состоящем из XII колен, где бы ни обитали их представители – в Палестине ли, или в рассеянии (ср. Иак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И благословил имевшего обетования. И благословил имевшего обетования. Так как Авраама всячески возвышало то, что он получал обетования от Бога, то теперь он присоединяет, что такого и столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Сказал, что Мелхиседек благословил столь великого Авраама. Все же мы согласно и беспрекословно признаем, что благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Ибо здесь, то есть в законе, получающие десятины умирают; а там, то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание, что он живет. Ибо Ты, говорит, священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. Чтобы священники закона не могли сказать: какое имеет отношение к нам если Авраам дал десятину? — говорит, что чрез посредство Авраама и Левий, родоначальник нашего священства, принимающий десятины, дал десятину. Таким образом, разве Мелхиседек не выше и Левия, когда, очевидно, он и от него получил десятину, чрез посредство Авраама? Выражение: так сказать или означает: вкратце сказать, или вместо: так скажу. Так как казалось слишком смелым сказать, что Левий, еще не родившись, дал десятины Мелхиседеку, то он смягчил это (высказывание, употребив оборот речи «так сказать», — Прим. ред.).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Из торжественного допроса первосвященника Каиафы: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ) – мы также должны заключать, что тогдашние иудеи ожидали обетованного Мессию и как царя Израилева, и как Сына Божия. Но не указывают ли на такого рода ожидания далее и насмешки у креста: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф.27:40 ). Правда, некоторые из иудеев однажды ( Ин.7:27 ) утверждали: «Когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он»; но на это предположение, очевидно, должно смотреть только как на темное предчувствие в иудейском народе о таинственном, сверхъестественном происхождении ожидаемого Мессии, Его Божественном достоинстве; так как в других случаях иудеи знали даже из Священного Писания ( Мих.5:2 ), что месторождением Его должен быть иудейский город – Вифлеем (ср. Ин.7:42 ; Мф.2:4 и далее). Далее, если некоторые из иудеев, удивляясь чудесным действиям, совершенным Иисусом Христом, замечали, что Мессия, когда придет, не сотворит больше знамений, чем сотворил Он ( Ин.7:31 ), то это указывает нам на то, что в лице обетованного Мессии иудеи ожидали и необычайного чудотворца. Вместе с тем Ему усвояли также и дар предвидения, или пророчества, которым бы Он мог доказать иудеям Свое мессианское достоинство ( Ин.6:14 ; Мф.21:11 ). Наше предположение, что дар пророчества и проповедничества иудеи действительно приписывали ожидаемому Мессии, подтверждается не только указаниями евангельских повествований, но и тем обстоятельством, что являвшиеся впоследствии среди иудеев ложные мессии прямо называли себя пророками и таковыми признавал их народ. Как пророка ожидали обетованного Мессию даже и самаряне. Но так как они основывали свои религиозные верования только на одном законе Моисеевом (тора), то и в своих мессианских надеждах и ожиданиях они не шли дальше указаний, заключающихся в писаниях Моисея. Вот почему и во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа они утешали себя лишь пророчеством о Мессии, возвещенным чрез Моисея ( Втор.18:15, 18 ): «Пророка из среды тебя (Израиля), из братьев твоих, как меня (Моисея), воздвигнет тебе Господь, Бог твой...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Исаак видел, как поднялась рука отца на заклание его; Христос чувствовал, как «стрелы Вседержителя были в Нем; яд их пил Дух его; ужасы Божии ополчились против Него» ( Иов. 6:4 ). Исаак спасен был от смерти, когда небесный голос запретил жертвоприношение; но Христос до конца пострадал на кресте. В великом искупительном деле жертва должна была умереть, там не была остановлена поднятая для заклания рука, и вместо того, что говорил Исаак; «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Христос говорил; «вот Я иду исполнить волю Твою, Боже». Жертва была принесена, совершен был великий акт, последствия которого должны были громоносно отозваться на всех последующих веках; дым жертвоприношения разорялся и, при тлеющем пепле, на дикой вершине горы, отец и сын безмолвно стояли, изумляясь тому, что совершилось, и чувствуя в своих сердцах избыток веры, любви и всяких нежных чувств. Тогда с безмолвного неба во второй раз раздался голос Ангела, возвещавший награду за это великое дело. Бог назвал Авраама по имени и с великою торжественностью произнес ему величественное благословение, предвосхищая то, которое впоследствии высказано было по отношению ко всем, одерживающим победу в вере: «хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего». Бог клятвою подтвердил, что обетование его Аврааму никогда не будет нарушено, что благословение его всегда будет почивать на нем и на его потомстве, что не только его собственные прямые потомки будут наслаждаться светом его лицезрения, но что от него благословение распространится на все народы земли. Это духовное обетование, данное уже при прежнем откровении много лет тому назад, здесь было повторено и подтверждено самым торжественным образом. «Бог, – говорит апостол, – давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя, и размножая размножу тебя. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду» ( Евр. 6:13–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Не многочисленны относящиеся к этому времени обетования и пророчества об Искупителе, но в них существенно новыми чертами восполняется образ Его, начертанный в первоевангелии. Первообетование о Семени жены Бог благоволил подтвердить уже родоначальникам еврейского народа, – Аврааму, Исааку и Иакову. – Заключая завет с Авраамом, Бог, с благословением умножить семя его, как звезды небесные и как песок морской, изрек ему: благословятся в тебе все племена земные ( Быт.12:3 ) и впоследствии, при жертвоприношении Исаака, изъяснил ему, что это благословение есть благословение в семени его: и благословятся в семени твоем все народы земли (22:18). Это обетование в последнем виде было повторено Исааку (26:4) и Иакову (28:11). Смысл обетования тот, что от Авраама, Исаака и Иакова произойдет Семя или такой великий и необыкновенный Потомок, чрез которого благословятся все народы земли. Очевидно, ни к кому другому, кроме Мессии, это обетование относиться не может. Никто из потомков Адама, по причине греховности ( Еф.2:3 ) и тяготеющего над каждым проклятия, не может сделаться источником благословения не только для всех, но и для себя. Равно ни весь происшедший от Авраама народ, ни отдельные лица его благословением для народов не были. Народами хананейским евреи принесли только одно опустошение, а для других народов были полезны лишь тем, о чем говорится в обетовании – служением тайне спасения всего человечества. Что под Семенем благословения разумеется именно Искупитель, Который, призвав все народы в Свое царство, действительно стал предметом благословения всего мира, в этом удостоверяет и ап. Павел, когда говорит: Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос ( Гал.3:16 ). Так объяснял это обетование и ап. Петр пред иудеями ( Деян.3:25–26 ), так (т. е. относящимся к Мессии) оно было понимаемо и самими иудеями как до пришествия Христова, так и после. В этом обетовании таким образом первоевангелие о семени жены – Сокрушителе змия восполняется указанием, что Мессия произойдет от Авраама через Исаака и Иакова, и что Он будет источником благословения для всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но жертва человека ради человеков все-таки будет нужна. Это будет жертва Сына Человеческого, Иисуса Христа. 8.4. Исаак воскреснет! Поразительна была вера Авраама! И поразительна не только в послушании до конца. Да, по слову блаж. Августина, когда возгремела заповедь Божия, нужно было повиноваться, а не рассуждать. Рассуждал ли Авраам о том, как же теперь исполнится Божие обетование о потомстве от Исаака? Св. Писание позволяет несколько приоткрыть мир отцовских чувств и размышлений. Когда Авраам с сыном Исааком и отроками приблизился после трехдневного путешествия к земле Мориа, то сказал... отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам ( Быт. 22:5 ). Как же, вознамерившись принести сына в жертву, Авраам обещает с ним же и вернуться? Ведь он во множественном числе говорит: и возвратимся... Что – это была ложь по нужде? Трудно в этом заподозрить праотца, да и не обязан он был отчитываться перед слугами-отроками. И раз сказал, значит, так и думал! Но, как он мог такое обещать – вернуться вместе? Ответ на это дает апостол Павел: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование ( Евр. 11:17–19 ). Чудо веры Авраамовой! Он знал, что жертвоприношение он совершит, а Бог воскресит его сына, и вместе они вернутся к отрокам и с ними к матери Исаака Сарре. Здесь Авраам, веруя, превзошел сам себя! О вере Авраама в воскрешение Исаака рассуждают и святые отцы. Прп. Ефрем Сирин : «Итак, Авраам стал славен и тем, что уверовал, что сын и по смерти воскреснет и возвратится с ним; потому что не сомневался в истине сказанного ему: Яко во Исааце наречется тебе семя ( Быт. 21:12 ) " 645 . Так же толкует и блаж. Августин: «Возгремела заповедь Божия, – нужно было повиноваться, а не рассуждать. Впрочем, в похвалу Аврааму нужно сказать, что он верил, что сын его, тотчас же по заклании, воскреснет... Твердо помня это-то обетование [что семя ему наречется не в Измаиле, а в Исааке – Г.Ф.], которое должно было исполниться через того, кого Бог повелевал убить, благочестивый отец и не усомнился, что ему может быть возвращен закланный тот, кто мог быть дан нежданный. Так это понятно и объяснено и в послании к Евреям» 646 . Рожденный от престарелого и заматоревшей мог быть и воскрешен из мертвых!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Очевидно, именно этим определялись и поступки Ревекки, которая и предложила Иакову предстать перед отцом вместо брата. Не будем забывать, что еще до рождения детей она получила откровение о том, что «больший поработает меньшему» ( Быт. 25:23 ).  В ответ на опасение сына быть проклятым, в случае если обман откроется, она сказала: «на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих» ( Быт. 27:13 ). Преподобный  Исидор Пелусиот  сравнивал Ревекку в данной ситуации с апостолом Павлом, сказавшим: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим. 9:3 ). Таким образом, речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. Притом что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за свое лукавство, жизнь его была исполнена многих скорбей, но тем не менее Господь принимает его дерзновение. Даже Исаак, когда обнаруживается эта подмена, отказывается что-то изменить и забрать благословение у Иакова и вернуть тому, кто формально был сыном первородным. Впрочем, не будем забывать, что первородство он уже продал, так что прав на претензии не имел. Конечно, совсем без благословения Исав не остался. Но речь идет именно о том, что наследование обетования Божия, которое было дано Аврааму, переходит именно к Иакову – Иаков делается наследником этого обетования и его потомки, а не Исав со своими потомками, от которого происходит другой народ (идумеи) со своей историей. 4.3. Видение лествицы в Вефиле Вынужденный бежать из дома, Иаков отправился в Харран. По дороге в месте, именуемом Луз, ему в видении сонном таинственно является лествица, которая простирается от земли до неба, по которой восходят и нисходят Ангелы Божии  ( Быт. 28:12 ). Там Господь повторяет ему обетования, которые давались его отцу и деду, и говорится о том, что он благополучно вернется в эту землю.     Видение Иаковом лестницы традиционно толкуется как прообраз Божией Матери, соединившей Собою земное и небесное, по Которой Сын Божий сошел на землю. И в этом месте Иаков устроил жертвенник и возлил на него елей, и дал имя этому месту: Вефиль  («бейт-эль») – дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Прем.12:17 . Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему и в не признающих Тебя обличаешь дерзость; Прем.12:18 . но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле. 17–18 . Силу Свою Бог показывает только в определенных случаях, именно там, где есть сомнение в Его всемогуществе или дерзкое неверие. Но и в этом случае Он «судит снисходительно». Он бывает долготерпелив, «ибо могущество Твое всегда в Твоей воле», Ему нет нужды торопиться наказанием. Прем.12:19 . Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаянию во грехах. Прем.12:20 . Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла, Прем.12:21 . то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих, которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований! Прем.12:22 . Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости и, когда бываем судимы, ожидали помилования. 19–22 . В этих стихах указывается, какие цели в отношении к израильскому народу имел Бог, наказывая хананеев с долготерпением и милостью. Милостивым наказанием хананеев Бог научал израильтян человеколюбию: «такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым» (19 ст.). Во-вторых, долготерпением к хананеям Бог давал израильтянам «благую надежду» на лучшее будущее в постигавших их несчастиях, внушал им, что эти бедствия не есть окончательный Суд Божий, а только «время покаяния во грехах». Ибо если хананеям, за их тяжкие грехи (4–6) «повинным смерти», Бог многократным («тысячекратно») милостивым наказанием давал «побуждение освободиться от зла», то тем с большим правом на такой отеческий суд могут надеяться израильтяне, «которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований». Под клятвами и заветами благих обетований здесь разумеются, вероятно, обетования, данные патриархам еврейского народа: Аврааму, Исааку, Иакову, а не заветы синайские, потому что далее ( Прем.18:22 ) он говорит, что Аарон «воспоминал» эти клятвы и заветы отцов. Объясняемое место весьма характерно для писателя: оно показывает его старание в рассказанных в пятокнижии и кн. Иисуса Навина событиях найти высшие моральные цели, между тем как в названных канонических книгах события передаются только с внешней фактической стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ранее в послании Павел последовательно проводил мысль об историческом превосходстве иудеев над язычниками в том смысле, что они – законные наследники тех обетований, которые в Ветхом Завете были даны их отцам. Именно иудеям «вверено слово Божие» ( Рим. 3:2 ), им «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» ( Рим. 9:4–5 ). Иудеи – «природные ветви», а язычники – «дикая маслина», которая привилась на место отломившихся ветвей и стала «общником корня и сока маслины» ( Рим. 11:17–21 ). Продолжая ту же аргументацию, Павел теперь говорит о том, что служителем для обрезанных Христос стал «ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам», тогда как служителем для язычников Он стал – уже после Своей смерти и воскресения – «из милости, чтобы славили Бога». Мысль о том, что иудеи – наследники обетования, данного Богом их отцам, пронизывает всю апостольскую проповедь, как она отражена в книге Деяний. Через пятьдесят дней после воскресения Христа Петр, обращаясь к иудеям, сошедшимся на праздник в Иерусалим, восклицает: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:39 ). В Антиохии Писидийской, обращаясь к собравшимся в синагоге иудеям, Павел говорит: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» ( Деян. 13:32 ). Стоя перед царем Агриппой, Павел свидетельствует: «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян. 26:6–7 ). Однако в той же книге Деяний не менее последовательно проводится мысль о том, что проповедь среди язычников является исполнением воли Божией. На Апостольском Соборе в Иерусалиме Петр говорит: «Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Вторя ему, Иаков заявляет, что «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» ( Деян. 15:7:14 ). Проповедь среди язычников, согласно Деяниям, стала главным миссионерским проектом Павла, которому он посвятил всю свою жизнь после обращения в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 4, 5. Сице глаголет Господь Вседержитель: аще сядут старцы и старицы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней: (ст. 5) и путие града исполнятся отрочищ и отроковиц играющих на путех его. С евр.: Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. (ст. 5) И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. Т. е., Бог благословит Иерусалим миром и благоденствием, долголетием и довольством: всякая война прекратится, не будет ни тревог, ни бедствий, ни скорбей, а потому старцы и старицы спокойно будут сидеть на улицах, опираясь на посохи от множества лет, а дети, – мальчики и девочки, будут безопасно играть между собою на сих улицах. Ст. 6. Сице глаголет Господь Вседержитель: аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо мною изнеможет; глаголет Господь Вседержитель. С евр.: Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным в дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Радостное обетование Божие о благоденствии Иерусалима не могло не казаться удивительным остатку Иудейского народа, возвратившегося из плена не только при Захарии, когда, можно сказать, и Иерусалима еще не было, и кругом были враги, а сами Иудеи малочисленны; должно было казаться удивительным и в те дни, т. е., в какие же? Сам Господь показывает, какое время Он разумеет, именно тогда, когда будет сеяние мира (ст. 11), когда спасенные Иудеи будут предметом благословений у народов (ст. 13), когда народы великие, племена сильные взыщут Иегову в Иерусалиме (ст. 22). Т. е., обетование исполнится, когда настанет новое благодатное время спасения людей Сыном Божиим, но и тогда это обетование покажется удивительным, при постоянных бранях на земле; впрочем, оно непременно исполнится, говорит Господь. Если вам, остатку народа, в те дни покажется, что трудно и почти невозможно исполниться сему обетованию, то неужели думаете, что оно и для Меня невозможно – еда и предо Мною изнеможет? Неужели Я, Всемогущий, не могу исполнить, что обещаю?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010