канона и по 6-ой 1001 : при совпадении с неделей Фоминой, на утрене по 328 (л. 183 об.) слово Григория полагается на полиелее и по 3 п. канона, а на кафизмах – чтение святого, по 456 (л. и об.) П. Т. (л 118), 336 и позднейшим чтение недели Фоминой – слово Григория Богослова – сохраняется на своем месте по 3 п. канона, чтение святого помещается на полиелее, а на кафизмах «чтение дневное», т. е. из рядовой книги триодного периода; при совпадении с неделями мироносиц, расслабленного и слепого, «чтение от деяний и святого, иные же дневные» 1002 ; при совпадении со средой преполовения, на кафизмах – чтения праздника, т. е. преполовения, на полиелее и 3 п. «чтение святого». 1003 . При совпадении 8-го мая с неделями мироносиц, расслабленного, самаряныни, слепого, 328 (л. 154 об. и 158) указывает: на благословении хлебов – чте дниии или днвное или апла и днье ; на утрене: чте пра и в апокалипс , а 456 л. 202), П. Т. (л. 119 об), 336 (л. 209) и другие: «чтение в Деяниях и прочее чтение дню, хождение апостолово»); при совпадении того же праздника со средой преполовения указывается на кафизмах чте дивна сго , на благословении хлебов 328 (л. 155) – чтение в Апокалипсисе, 456 (л. 203) и П. Т. л. 129) – чтение святого; при совпадении со средою пред Вознесением, чтее в апокалипси. ина же чте. хоженье и днь (α περοδοι) бослова. списано прохоромь 1004 : при совпадении с Вознесением, 328 (л. 157): чтее пра сго. въ апокалипсисии , 456 (л. 205 об.), П. Т. (л. 121), N2 336 (л. 211 об.): «чтение праздника, другие же чтения праздника и святого»; при совпадении с неделей св. отец никейских, на благословении хлебов чтение в Апокалипсисе, на кафизмах «деяние и хождение Богослова, яже исписа Прохор» 1005 . – Во всех этих замечаниях можно усмотреть несомненное действие одного общего правила, разделяемого и обоими Константинопольскими Уставами: чтения праздников минеи сохраняются на ряду со чтениями праздников триоди. Основной принцип, которому подчиняются все уставные указания о чтениях, равно как и о самых службах, в Иерусалимском Уставе тот же, что и в Алексеевском и Евергетидском: продолжительность и количество чтений должны быть таковы, чтобы утреня оканчивалась в строго определенное время утра – пред восходом солнца в будние дни и при восходе во дни всенощных бдений: подобаеть же ёклисиарху , замечается при изложении воскресной утрени, имти извство о пний и о чтение ко да слнцю воси въшу бываеть поу оутрени 1006 … подобаеть же и се видти и ко прихом въ иерлм оутренюю во всю седмерицею пус стварт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Договор также подтверждал расширенные границы вандальского государства, в том числе не упоминаемую Виктором часть Триполитании. У римского правительства остались следующие провинции: Мавретания (Мавретания Тингитанская, Мавретания Цезарейская и Мавретания Ситифенская), Циртенская Нумидия (главный город – Цирта) и Восточная Триполитания. 619 Вполне вероятно, что вандалы и ранее совершали набеги на Сардинию. Однако полностью захватили остров не ранее 455 г. 620 Корсика была римской вплоть до смерти Валентиниана III. В 456 г. трибун Гесихий, будучи послом к королю вестготов Теодориху II, мог сказать, что толпа вандалов нашла смерть на Корсике (Hydac., Chron., 177). По всей видимости, Корсика полностью была захвачена после 456 г. 621 Впервые вандалы разграбили Балеарские острова в 425 г., но не аннексировали их: в 449 г. острова были официально присоединены к Испании (Polemius Silvius, Laterc., IV, 6). Судя по тексту Виктора, острова были оккупированы после 455 г. Упоминаемый среди Балеарских островов остров Ебуса более известен как Ибица. 622 В 440 г. вандалы вторглись на Сицилию и попытались захватить город Панорм. Правительство Валентиниана направило войска под командованием Себастьяна из Испании в Африку, что заставило вандалов покинуть Сицилию. Византийский император направил свой флот на Сицилию, но в 442 г. был вынужден отозвать его для защиты Фракии и Иллирии от гуннов и заключить мир с Гейзерихом. В 456 г. вандалы опустошили Сицилию и соседние территории, но не смогли их захватить. Рицимер разбил их у Агригента. В течение последующих лет вандалы регулярно нападали на Сицилию и области Южной Италии. В 468 г., после неудачного похода западноримских и византийских войск под руководством комита Марцеллина в Африку против вандалов, Гейзерих окончательно захватил Сицилию. 623 Одоакр (433–493 гг.) был сыном короля германского племени скиров Эдикона и командовал отрядом германских наемников в императорской гвардии. В 476 г. Одоакр возглавил мятеж германских наемников против императора Ромула Августула.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Королевство свевов Свевы, в отличие от готов, принадлежали к западногерман­ским народам и в начале III века входили в состав алеманнского союза племен. В 406 г. часть народа двинулась вместе с други­ми германцами и аланами на прорыв рейнского лимеса. В 411 г., при разделе захваченного варварами Пиренейского полуостро­ва, они получили южную часть Галлекии, или Галисии, в состав которой входил и север современной Португалии, где находи­лась столица их королевства Брага. История пиренейских све­вов, не имевших, подобно готам, франкам или англо-саксам, своего летописца – такого, как Иордан, Григорий Турский или Беда, – известна крайне скудно и фрагментарно, с существен­ными лакунами. Преемник Гермериха, при котором создано было королев­ство со столицей в Браге, Рехила, как и его отец, до конца жиз­ни оставался язычником, но его сын Рехиар, правивший с 448 по 456 г., принял православное христианство; примеру короля последовал его народ, что, с одной стороны, способствовало смяг­чению режима господства над ставшими их единоверцами мест­ными иберо-римлянами, а с другой – снискало свевам покро­вительство со стороны имперской власти. В королевстве свевов чеканилась монета римского образца, что символизировало его принадлежность империи. При Рехиаре свевы существенно рас­ширили свои владения, захватив земли, оставленные вандала­ми, которые ушли в Африку. Королевство простиралось тогда на почти всю западную часть Пиренейского полуострова и доходи­ло до Средиземного моря. Но в 456 г. экспансии свевов был положен предел. Они всту­пили в войну с вестготами и бургундами, окончившуюся для них катастрофой. В сражении под Асторгой на берегу реки Орбиго, состоявшемся 5 октября 456 г., свевы потерпели жестокое пора­жение от вестготов и бургундов. Почти все они были перебиты. Король Рехиар, как пишет Иордан, бежал с поля битвы в сторо­ну моря, сел на корабль, но, «отброшенный назад бурей на Тир­ренском море, попал в руки везеготов. Переменою стихии, – философически замечает Иордан, – несчастный не отсрочил смерти» 1021 . Король вестготов Теодорид удержал однако победите­лей от убийств сдавшихся в плен и мирных свевов, поставив правителем над ними своего клиента из германского племени варнов Агривульфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—77— ний Апостольских) путешествие Апостола Павла (глава первая, стр. 1–82), обличаемое Апостолом в этом и других пастырских посланиях лжеучение (глава вторая, стр. 82–250) и вопрос о трёх степенях церковной иерархии в век апостольский (глава третья, стр. 250–438). Вторая часть содержит последовательное толкование на первое послание к Тимофею под такими частными заглавиями: приветствие (I, 1–2, стр. 439–456), истинное учение (глава первая, 1Тим.1:3–20 , стр. 456–606), христианская молитва (глава вторая, 1Тим.2 глава, стр. 607–702), пастыри (третья глава, 1Тим.3:1–13 , стр. 703–793), пастырская деятельность (глава четвертая, 1Tuм.3:14 – IV гл., стр. 794 – 899), пасомые (глава пятая, 1Тим.5; 6:19 , стр. 900–1021) и прощание ( 1Тим.6:20–21 , стр. 1022–1029). Сочинение это служит восполнением русской научно-богословской по данному предмету литературы, представляемой трудами Святителя Феофана затворника и господ Клитина и Троицкого. Труды Троицкого и Клитина по вводным и общеисторическим вопросам, касающимся как всех вообще пастырских посланий, так и в частности первого к Тимофею, хотя и далеко не представляют последнего слова науки даже для того времени, когда они написаны (1884 и 1888 гг.), но всё же могут быть признаны удовлетворяющими насущным потребностям русской православно-богословской науки по исагогике пастырских посланий. Что же до истолковательных трудов стяжавшего ими высокую славу себе в русской богословской науке Святителя Феофана затворника , то они, будучи превосходными по положительному изъяснению священного текста и содержащегося в нём учения, по своеобразному и вдохновенному изложению, по обильной цитации древне-отеческих толкований и по общему, приближающемуся к святоотеческому, духу и характеру, однако же мало касаются научных сторон богословского экзегеса – исторической, археологической, филологической, текстуально-критической, и богословско-созерцательной. В этом отношении рассматриваемый труд может служить восполнением вышеназванных трудов. Вышеизложенное содержание рассматриваемого сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

454. Василий Дмитриевич, князь друцкий, младший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя друцкого 670), от брака с Анастасией Олеговной, княжной рязанской» 287). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XV в., подручником Литвы, и оставил единственного сына Дмитрия, князя друцкого 669), также подручника литовского. 455. Василий Дмитриевич 455. Василий Дмитриевич, князь стародубско-палецкий, старший из двух сыновей Дмитрия Давидовича, князя стародубско-палецкого, прозванием Тулуп 675), первый, писавшийся князем Тулуновым . – Известен только по родословным, из которых видно, что он жил в XV в. и оставил двух сыновей, Василия и Ивана , служивших уже Москве. 456. Василий Дмитриевич 456. Василий Дмитриевич, князь ярославский, младший из двух сыновей Дмитрия Романовича, в иночестве Прокопия, князя ярославского 687), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в первой половине XV в. и ум. бездетным. 457. Василий Иванович 457. Василий Иванович, князь березуйский, сын неизвестного отца. – Летопись именует его однажды, сообщая следующее (по Воскресенскому списку): «Прииде же Олгерд (великий князь литовский) со всеми силами к Волоку (Волокаламску) и ста около города; тогда же на мосту у града стояше князь Василей Иванович березуйский, бе ту воеводствуя; некий же Литвин един утаився от рати, иде под мост той, и сквозе мост пронзе князя сулиней; и он, тра язвы и разболевся, и постригся в чернци, преставися» (Ц. С. Р. Л. т. VIII, с. 17. Изд. 1859), 6 ноября 1370 г. Никаких других сведений о нем нет, кроме похвалы, что о «преже много мужествовах на ратех и много храбровах на бранех; и тако положи живот свой, служа князю верой» (Карамзин. Ист. Гос. Росс, т. V, прим. 18. Изд. 1842). 458. Василий Иванович 458. Василий Иванович, удельный князь вяземский, старший из трёх сыновей Ивана Андреевича, князя вяземского 787), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XIV в., подручником Литвы, и ум. бездетным. 459. Василий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Сл. 31, 5, 2–16; SC 250, 282–284=1.445–446. 887 Ср. Апология 25–26 (Eunomius. The Extant Works, 66–70). Термин poihma является синонимом термина ktisma, используемого Евномием по отношению к Сыну: см. Апология 17–18 (Extant Works, 54–56). 888 Сл. 31, 5, 16–23; 284=1.446. См. по этому поводу: Daniйlou. Akolouthia, 236. Греческий термин akolouthia буквально означает " " следование за чем-либо " " ; для выражения идеи субординации как " " подчинения " " Григорий пользуется термином hyphesis (букв. " ослабление " " , " уступка " " ). 889 Термин teleioumetha (букв. " бываем посвящаемы " " ) указывает на таинство Крещения. 890 Сл. 31, 6, 1–22; 284–286=1.446–447. 891 Учение об " " эонах " " характерно для гностической системы Валентина, а не Маркиона. В дальнейшем изложении Григорий доводит аргументы своего собеседника до абсурда, уподобляя его силлогизмы учению гностиков. 892 Ин. 15:26. 893 Сл. 31, 7, 17–8, 15; 288–290=1.447–448. 894 Ср. Harvey. Imagery, 114. 895 " Инклюзивным " " называется такой язык, при котором о Боге говорится одновременно в мужском и женском роде: " Он–Она " " , " Отец–Мать " " и пр. Этот язык родился в недрах западного феминистского богословия и находит широкое распространение в современных протестанских кругах. 896 См. Norris. Faith, 192. 897 См. Василий. Против Евномия 2, 4. Ср. Евномий. Апология апологии 3, 5 (цит. по: Gregorii Nysseni Opera II, 166–175). 898 Сл. 31, 23, 22–23; 320=1.456. 899 Сл. 31, 9, 1–10; 290–292=1.448. 900 Сл. 31, 10, 1–2; 292=1.448. 901 Сл. 31, 23, 1–2; 318=1.456. 902 Сл. 31, 28, 9–15; 332=1.459. 903 Ср. ссылку на крещальную формулу у Василия Великого (О Святом Духе 28). 904 См. Сократ. Церк. ист. 5, 24. 905 Об этой практике упоминается в 7–м правиле II Вселенского Собора. 906 Ср. 31, 1, 6; 276=1.444. 907 Рим. 8:9. 908 1 Кор. 2:16; Ис. 61:1; 2 Кор. 3:17. 909 Рим. 8:15; Ин. 14:17; 2 Кор. 3:17. 910 Ис. 11:2–3. 911 Пс. 142:10; 50:12; 50:14. 912 Ср. Деян. 2:3; 1 Кор.12:11. 913 Сл. 31, 29, 5–36; 332–336=1.459–460. 914 Об обожении см. заключительный раздел главы 4–й нашей книги. 915

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1) Лютеранское учение о вездесущии Тела Христова стоит в прямом противоречии с ясными свидетельствами св. Писания ( Ин.6:24, 11:14–15 ; Мк.16:6 ) о том, что Иисус Христос не был вездесущим по Своему человеческому естеству: обитая среди людей, Он постоянно менял места Своего пребывания, что, конечно, не мирится с мыслию о вездесущии телесной природы Спасителя (455 а –456 а ). Нельзя согласиться с лютеранскою мыслию, что, хотя Иисус Христос не вездесущ «видимо и местно», но «везде есть невидимо и безместно», потому что в таком случае мы должны будем принимать разного рода несообразности в роде того, что Спаситель наш имел видимое зачатие в утробе Девы Марии и невидимое и безместное – во всем мире, а также должны будем допустить двоякое Его страдание: одно видимое и местное на Голгофе, другое не видимое и безместное – во всей вселенной (456 аб ). Напрасно также лютеране в доказательство своего учения указывают на образ соединения божеского и человеческого естества в Лице Иисуса Христа и говорят: «Тело Христово с божеством соединися неразделно. Аще убо божество Христово везде есть, то и тело Христово везде есть» (447 а ). В опровержение этой мысли «Камень веры» высказывает следующий взгляд на образ соединения божественной и человеческой природы в Иисусе Христе. «Аще две вещи соединяются с собою по всякому образу и сравнителне, то идеже едина вещь, тамо и другая. Аще же соединяются не по всякому образу ниже сравнителне, то не везде, идеже есть едина, тамо и другая». Примером того и другого соединения субстанций служит связь души с целым телом человека и с какою-либо отдельною его частию. Соединение Божества с человечеством в Иисусе Христе нужно мыслить по второму из указанных способов, как соединение «несравнителное, ниже по всякому образу» (457 б ). Но из представленного характера соединения двух естеств в Иисусе Христе нельзя делать того вывода (как поступают лютеране), что «Бог слово, инде есть человек, инде же несть человек. Тамо человек, идеже с плотию человеческою соединяется. Тамо несть человек, аможе плоть не досязает, божество же превосходит» (457 б –458 а ). Мыслить так, значит разъединять божеское и человеческое в Иисусе Христе, нарушать нераздельную ипостасную связь между ними. «Бог слово, везде есть человек, аще и не имать везде присущего и равного, вездесущ ию своему человечества. Аще же и есть негде Бог Слово, идеже несть человечество, обаче и тамо сущь есть всегда и везде человек, ибо всегда содержит человечество, аще и инде пребывающее» (458 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Особое значение придавалось развитию музыкальной культуры и математических знаний, углубленным размышлениям–медитациям. Идеи Пифагора о Едином, о гармонии, вечных основах мироздания, о бессмертии духа оказали плодотворное воздействие на развитие античной философии и науки. Не обладая столь могучим религиозным даром, как Индия или Израиль, Греция все же сумела завоевать для мира великие духовные сокровища в сфере познания и религиозной мысли. ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ Эсхил. Афины, 525–456 гг. до Р.Х. С начала V в. до Р.Х. о самых трудных жизненных проблемах заговорил греческий театр. Он стал и храмом, и трибуной, и книгой. Создателем греческой трагедии был Эсхил (525—456 гг. до Р.Х.). В центре творчества Эсхила стоит трилогия о Прометее — титане, дерзнувшем похитить у Зевса огонь для людей. Древний миф послужил Эсхилу канвой для воплощения своих самых сокровенных дум. Завязка драмы — первая часть трилогии, до нас не дошла. Вторая ее часть, трагедия «Прикованный Прометей», начинается с того, что Зевс, не властный убить Прометея, приговорил его к вечной пытке. Бездушные исполнители царской воли — Власть и Сила — приводят великана к скале: Гефест, хотя всем сердцем состраждет ему, не в состоянии ослушаться Зевса. Острое лезвие пронзает грудь Прометея, руки его накрепко притягиваются цепями к камням; и другу людей, как бы распятому над шумящим морем, остается лишь ждать, когда орел Зевса спустится терзать его. Пока грохочут удары молота, пока палачи совершают свое дело, Прометей хранит молчание. Но едва они уходят, как титан разражается громкими воплями и укорами. Он зовет весь мир в свидетели, взывает к Матери–Земле, к Эфиру, к быстрокрылым ветрам, рекам и волнам: «Смотрите, что ныне, бог, терплю я от богов!» На зов страдальца откликается хор морских Океанид, они уговаривают Прометея подчиниться. А добродушный Океан говорит: «Не лезь ты на рожон, не забывай, что правит никому не подотчетный царь». Но не таков Прометей, он знает, что терпит за доброе дело и не собирается отрекаться от него. Он предвидел свою участь, но тем не менее пошел на нее во имя человеколюбия. Он тверд, как скала, о которую у ног его тщетно бьются волны. На уговоры Гермеса, которого Зевс посылает выведать известную лишь Прометею тайну будущего, титан отвечает: «Не думай, что из страха перед Зевсом Я стану бабой, буду умолять, Как женщина, заламывая руки, Чтоб тот, кого я ненавижу, снял С меня оковы. Не бывать тому!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Размеры храма по двум измерениям – длине и ширине, указаны во 2 Паралипоменон согласно с ( 3Цар.6:2 ) – 60 локтей длины и 20 ширины, причем замечается (ст. 3), что локоть берется древней меры (евр.: мидда гаришона; LXX: διαμτρησις πρτη, Vulgata: in mensura prima, слав.: «размер первый») – большого размера, т.е. семиладонный, тогда как позднейший, вавилонский, имел 6 ладоней, следовательно, был на 1/7 меньше (ср. Иез.40:5,43:13 ; Втор.3:11 ). Что касается высоты храма, то общая высота здания (по 3 Царств – 30 локтей) по 2 Паралипоменон не показана, но высота притвора показана (ст. 4) несоразмерно большая: 120 локтей, т.е. вчетверо большая общей высоты храма. По-видимому, здесь имеет место ошибка в еврейском тексте (весьма легко объяснимая: могли быть смешаны два слова – сто и локоть): по александрийскому кодексу LXX-mu и по кодексу 158 у Гольмеса, а также переводам сирскому и арабскому, высота притвора была не 120, а лишь 20 локтей (см. у проф. А.А. Олесницхого, Ветхозаветный храм, с. 234–237, 370, 375; Ср. Fr. Böttcher, Neue exegetisch – Kritische Aehrenlese zum Flten Testamente. 3-te Abth. Leipzig, 1865, 229–230) 3 . (Ср. Толков. Библия, т. II, с. 456). 2Пар.3:5 .  Дом же главный обшил деревом кипарисовым и обложил его лучшим золотом, и выделал на нем пальмы и цепочки. 2Пар.3:6 .  И обложил дом дорогими камнями для красоты; золото же было золото Парваимское. «Дом ...главный», евр.: (габ) байт (гаг) гадол, LXX τν οκον τν μγαν, Vulgata: domum majorem, слав.: «дом... великий», т.е. собственно храм – святое и святое святых, в отличие от притвора, внутри по потолку, стенам и полу был обложен кипарисовым (и кедровым: ( 3Цар.6:15 )) деревом, затем золотом и драгоценными камнями (ср. 3Цар.6:21 , ср. Толков. Библия II, 456, 457). Золото, как известно, привозимое Соломону из Офира ( 3Цар.9:28,10:11 ; 2Пар.8:18,9:10 ), названо здесь «Парваимское», евр.: парваим, LXX: Φαρουμ, слав.: «Фаруим». Название это, однажды лишь встречающееся в Библии , Вульгата понимает в нарицательном смысле: aurum erat probatissimum. Но большинство толкователей считает это имя собственным названием золотоносной местности: а) или видят здесь испорченное написание слова Офир (см. у проф. Гуляева, с. 466); б) или производят (Гезениус и др.) от санскритского «пурва», передний, восточный; в) или же усматривают (Sprenger, Alte Geographie v. Arab. s. 54) здесь имя богатой золотыми рудниками местности Фурва в Иемене; по Калмету – это тоже, что Сепарваим ( 4Цар.17:24,18:34 ); по Бахарту – это тоже, что Тапробана или о. Цейлон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спорят об уставе 456: к 1297 (8) году относится он или к XV веку. И разбираемый нами устав 381 относился к XV веку по письму, а он относится к тому же почти времени (1289—1311). По письму и орнаментам можно ошибиться. Нам нет надобности печалиться, если устав 456 относится по письму к XV веку; есть устав такой же 1289— 1311 года, по синаксарю с тем согласный. Но в уставе 456 есть указание на то, что первый автор его, если не переписчик, жил между 6700—6800 годами или в 68 столетии от сотворения мира; это указание в статье о цикле луны (лист 149); в пример нахождения цикла луны взят год 6700 и 68 столетие названо текущим столетием, следовательно устав писан в 1193—1291 г. от Р. Хр. Что касается до разности почерка посвящения рукописи устава 456 Ватопедскому монастырю, то он от самого устава различен несовершенно и различие может быть объяснено тем, что посвящение писано после. Должно заметить, что устав 456 действительно взять в Россию из Ватопедского монастыря, как видно из пометы на 14 листе.     Он составил два обширных сборника, из которых один называется Пандектом или Паидектами (сборник), а другой Тактикон (чиновная книга-Чиновник). Первый сборник, разделенный на две части, из коих в первой 36, а во второй 27 слов, и содержащий выписки из отцов, имеет целию наставлять подвизающихся на всякое духовное дело. Тактикон же занимается устройством быта тогдашних монастырей, устанавливает порядок богослужения и дает правила относительно поста и провождения праздников. Никон предпочитает общежитие келлиотству. Он задался мыслию сличить между собою типики в главных вопросах службы и дисциплины, выбрать из них лучшее, обосновать их на церковных свидетельствах или, как он их называет, на божественных писаниях и таким образом составить образцовый типик. Сравнивал он разные списки типиков студийского, иерусалимского и святогорского (святой горы Афонской), составлял он типик свой также по преданию божественных постановлений от постных (то есть, аскетических) слов Василия Великого; жития св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010