Кто, надеясь на помощь Божию, а не на собственное старание, удостоится достигнуть этой степени совершенства, тот из рабского состояния, в котором действует страх, и из состояния наемнического, в котором обнаруживается не столько признательность к благости дающего, сколько желание заслуженной награды, переходит в состояние усыновления, в коем не имеют места ни страх, ни корыстное желание, но непрерывно действует никогда не перестающая любовь. Кому приличен этот страх, а кому любовь, сам Господь ясно открывает нам, когда укоряет некоторых в недостатке этих добродетелей. Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал 1, 6) Таким образом, необходимо бояться тому, кто раб; раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не 456// делал по воле его, бит будет много (Лк 12, 47, 48). А кто посредством любви достигнет уподобления Богу, тот будет находить удовольствие в добре по самому уже расположению к добру. Обретя терпение и кротость, подобные отчасти Божеским, он не будет гневаться на согрешающих ни за какие пороки, но скорее станет умолять о их прощении, помня, что и сам был одержим подобными страстями, пока милосердие Господа не спасло его от них. Понимая же, что не своим старанием избавился он от плотской борьбы, но Божие покровительство спасло его, он, станет изливать на заблуждающихся не гнев, а милость, обращая к Богу, в полном спокойствии сердца, этот стих: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7). Также: если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93, 17). А находясь в таком смирении духа, он может исполнить и такую высокую, евангельскую заповедь: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5, 44); и таким образом может получить и ту награду, которая состоит в том, что удостаиваемся не только носить на себе образ и подобие Божие, но и называться сынами Божиими, и о которой тут же говорится: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Там же, 45). Св. Иоанн, сознавая, что он достиг такой любви, говорит: имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1 Ин 4, 17). Ибо чем человек, по природе своей немощный и бренный, может быть таким, как Он, если не любовью, которую он, подобно Богу, в невозмутимой кротости сердца своего способен изливать на добрых и злых, на праведных и неправедных? Итак, тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления, о чем тот же апостол говорит так: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Моисей и Аарон пришли к Фараону ...и сделали так, как повелел (им) Господь ( Исх. 7:10 ), т.е. обратили жезл в змия. Почему до сих пор Моисей медлил явить пред Фараоном полученную от Иеговы чудодейственную силу? Ответ на сие находим в предыдущем стихе. Он должен был начать свои чудотворения по желанию и вызову самого Фараона, дабы не были они нравственным насилием для него. Теперь, когда Фараон не говорит уже, что он не хочет знать Иеговы, а напротив, хочет узнать его и, окруженный своими рабами, требует чуда, теперь всего благовременнее было показать пред ним силу Иеговы. И бросил Аарон жезл свой пред Фараоном .... и он сделался змием. Что значит, что не Моисей совершает чудо с жезлом, а брат его Аарон? В первом стихе сей главы Господь говорит Моисею, что Он делает его как бы богом для Фараона, а брата Аарона – его пророком. Здесь же, на самом деле, Аарон является пророком своего брата не в слове только, но и на деле. Моисей же является пред Фараоном истинно как Бог, по слову и мановению коего даже другой совершает чудо. И призвал Фараон мудрецов (египетских) и чародеев; и эти волхвы... сделали то же своими чарами... но жезл Ааронов поглотил их жезлы ( Исх. 7:11, 12 ). Насчет чарований волхвов египетских существуют различные мнения толкователей. Одни полагают, что чудо волхвов был просто обман чувств, как, например, бывают оптические обманы 454 . Другие полагают, что то была ловкость рук, с какой, незаметно для зрителей, волхвы выпустили змей, находившихся прежде в их жезлах 455 . Третьи думают, что волхвы действовали силой диавольской, по попущению Божию 456 . Наконец, четвертые полагают, что маги египетские действовали естественными, но тайными силами природы 457 . Но ни обмана, ни простой ловкости в действиях египетских магов допустить нельзя, ибо и то и другое Моисей боговдохновенный и притом же сам наученный всей мудрости египетской, конечно заметил бы и не стал бы унижать свою чудодейственную силу состязанием с призраками и фокусами и, во всяком случае, заметил бы об этом для грядущего потомства в своей богодухновенной книге; между тем он говорит, что и Египетские волхвы сделали то же своими чарами и кроме сего жезл Ааронов проглотил их жезлы, значит проглотил не призраки, а действительных змей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходить в ужас, припоминает что ею сделано, и возвращается с опасной стези, от злых дел своих … с великой скорбью воздыхает она, жалобно сетует, проливая потоки слез, и умоляет, чтобы можно было ей добрыми делами возвратиться в прежнее достояние свое… Льются слезы из очей ее об утраченной красоте; многочисленны гнойные струпы ее, и, поскольку видит она великую гнусность свою, то бежит от нее и ищет защиты у всещедрой благодати» 456 . Таким образом, обращение к благодати предполагает целый сложный путь пробуждения от греховной жизни, возненавидения ее, попытки, или по крайней мере, желания возвратиться к жизни добродетельной. „Никто не может придти ко мне, говорит Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Иоан. YI, 44). Как же происходит это привлечение? „Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видели, и не имеете слова его пребывающего в вас, потому что (как это видно из того, что) вы не веруете Тому, Которого Он послал». Почему слово Божие оказывается бездейственным по отношению к этим людям? „Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Не хотят же они потому, что эта жизнь Христова противна им. „Знаю вас, вы не имеете в себе любви к Богу». Все внимание человека устремлено на здешнюю жизнь, в частности, на свое личное благополучие и славу, имеет ли для себя утешение в сознании своей верности этому закону? „Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной прийдет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете»? (Иоан. У, 37 – 44). Таким образом, уверовать во Христа – дело весьма сложное, обнимающее собою всю душевную жизнь человека, требующее не только внимательности к проповеди , но и отречения от себя, или по крайней мере, отвлечения внимания от себя. Несомненно, что и благодать Божия содействует этому привлечению человека. „Веровать во Христа, говорит св. Тихон Задонский , не иное что есть, как из закона узнавши и сердечно признавши свою бедность и окаянство, которое от греха и греху последующего праведного гнева Божия бывает, из Евангелия же познавши благодать Божью, всем открытую, к Нему Единому под защищение прибегнуть, – Его единого за Избавителя и Спасителя от того бедствия признать и иметь, на Него единого всю спасения вечного, такожде в подвиге противу дьявола, плоти, мира и греха, во время живота, при смерти и по смерти надежду неуклонно и неотступно утверждать, яко на несомненное и непоколебимое спасения основание» 457 . „Истинно уверовать, следовательно, свойственно душе мужественной 458 , „искренно расположенной к Богу» 459 , и Его святому закону и царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Общепринято называть дохристианскую Русь языческой. На самом деле за три тысячи лет до христианизации на Руси была стройная,высокоморальная монотеистическая религия 454 . Если деревья, например, старые дубы, являлись центрами, около которых совершались религиозные обряды, то это не означало, что русы поклонялись самому дубу – поклонялись той силе, которая создала этот дуб. Религия древних руссов была религией радости, восхищения перед силой и красотой природы. Критикуя мировоззрение древних русов, отцы Русской Православной Церкви в то же время уважительно относились к древней мудрости и выявили многочисленные элементы, которые могли бы найти место и в христианстве. Древних русов нельзя в полной мере считать язычниками. Настоящее язычество – это политеистические верования и обряды. Но древние русы верили в одного единого Бога («Триглава») 455 . На самом деле «язычниками» наши предки называли чужестранцев, иноплеменников, говоривших на иных языках и веривших в иных богов, имеющих чуждые верования, традиции и культуру 456 . Язычниками древние русы могут условно быть признаны до момента Крещения Руси, как люди, не оглашенные евангельской проповедью спасения и не принявшие христианства. Здесь уместно привести слова апостола Павла о язычниках: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их " ( Рим. 2:14–15 ). Русские были христианами до того, как приняли христианство. Поэтому на русской почве христианское учение привилось без сопротивления и распространилось без массового насилия, как если бы христианство здесь давно ждали. Именно духу Нового, а не Ветхого Завета русский человек был открыт самым идеальным образом. Христианское учение распространялось очень успешно потому, что оно соответствовало традиционному русскому мировосприятию. Окончательный и сознательный выбор веры становится для Руси самой серьезной и насущной потребностью, определяющей историческую неизбежность такого выбора. Внутренне, духовно, этот выбор был предрешен в пользу христианства, т.к. народ, в душе которого совесть и Правда поставлялись выше всех жизненных благ, выше всего на свете, не мог удовлетвориться другой религией. Должен был осуществиться закон бытия, выраженный в словах Иисуса Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Основная идея этого рассказа: единому Богу можно приносить жертвы на одном-единственном алтаре 450 . Пройдут долгие века, пока эта истина утвердится в сознании израильтян. Для Оригена в этом событии сокрыта великая тайна. «Первый народ – обрезанные – представлен в Рувиме, который был первородным», – говорит александрийский проповедник. Заиорданские колена – образ ветхого Израиля; колена, живущие в Обетованной земле – образ Израиля нового, Христианской Церкви. Алтарь иудеев и до пришествия Христа не был истинным. «Если они и имели алтарь прежде пришествия Спасителя, они были полностью убеждены, что этот алтарь был не истинным алтарем, но изображением и фигурой будущего алтаря, истинного. Они знали, что истинные жертвы, те, которые могут снять грехи, не приносились на алтаре, принадлежащем первородному народу, но на том, где был Иисус: именно на нем приносятся небесные жертвы, истинные» 451 . Иисус Навин здесь, как и везде у Оригена – это Иисус Христос. Где Иисус, там и истинные жертвы. Заиорданские колена могли приносить жертвы на жертвеннике в Силоме. Точно так же и евреи должны признать истинным не свой жертвенник, который был всего лишь прообразом, свидетелем, а жертвенник христиан, и на нем должны приносить «жертвы истинные, то есть духовные, приносимые нами там, где строится храм Божий из камней живых, который есть Церковь Бога Живого, там, где истинный Израиль, во Христе Иисусе» 452 . Подобно заиорданским коленам, признававшим построенный ими жертвенник свидетельства неистинным, «и нынешним иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник», – подтверждает толкование Оригена блаженный Феодорит 453 . Смерть Иисуса и Елеазара (24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля на протяжении двадцати пяти лет 454 , и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень 455 , будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX имеется обширное добавление к 24:30 456 : И положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 457 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (24:30а [LXX: 24:31а]). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах (t¦j maca…raj t¦j petr…naj).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Павла, Луки и др.) в Иерусалим, братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову, пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно (ξηγετο καθ), что сотворил Бог у язычников служением его 453 . В обоих случаях, Ап. Павел, прибыв в Иерусалим, считает нужным повествовать, находящимся здесь Апостолам, о своих проповеднических трудах. Было ли это повествование простым рассказом или донесением? По-видимому, оно было простым рассказом. Дееписатель сообщает: прибывши туда (в Антиохию) и собравши церковь , они (св. Павел и Варнава) рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам 454 ; они (св. Павел и Варнава) проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников 455 . Нет сомнения, что эти сообщения, об обращении язычников, суть простые рассказы и, по-видимому, они вполне аналогичны повествованиям в Иерусалиме, Апостолам. Действительно, рассказы в Антиохии, Финикии и Самарии по своему содержанию одинаковы и вполне тождественны с такими же рассказами в Иерусалиме. Но они не одинаковы по цели, по своему назначению. В Антиохии, Финикии и Самарии повествовали об обращении язычников, дабы произвести радость среди верующих 456 . Для этой ли цели только, т. е. только для того ли, чтобы произвести радость среди верующих, Ап. Павел в Иерусалиме Апостолам повествует об обращении язычников? Для решения этого вопроса, рассмотрим отдельно оба, указанные повествования Ап. Павла в Иерусалиме о своих проповеднических трудах. В первом случае 457 , Ап. Павел, вместе с Варнавой, прибыл в Иерусалим для решения вопроса, относительно соблюдения христианами из язычников Моисеева закона. – В Антиохии было много христиан из язычников. Пришедшие сюда христиане-иудеи, стали учить о необходимости обрезания 458 . Вследствие этого, в Антиохийской церкви возникли недоразумения, почему и было положено, по словам Дееписателя, Павлу и Варнаве... отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим 459 . Ясно, что антиохийские христиане не нашли возможным решить возникший вопрос, а признали необходимым получить таковое решение из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По прошествии многих лет я увидел ее, узнал и полюбил, как сестру. Через несколько времени, видя, что она купается в реке Тибре, я подал ей руку и вывел ее из реки. Смотря на ее красоту, я думал в своем сердце, говоря; «… счастлив бы я был, если бы имел жену такую же лицом и нравом». Только это одно, и ничего более я не подумал. Спустя несколько времени я шел с такими мыслями 455 , и прославлял творение Божие, помышляя, как величественно оно и прекрасно. Во время прогулки я заснул, и дух восхитил меня и понес 456 направо через какое-то место, по которому человек не мог ходить. Место это было скалисто, круто и непроходимо от вод. Миновав его я пришел к равнине, и, преклонив колена, начал молиться Господу и исповедовать грехи свои. И в то время как молился я, отверзлось небо, и вижу ту женщину, которую пожелал себе; она приветствует меня с неба и говорит: «Здравствуй, Ерм ». Взглянув на нее, говорю ей: «Госпожа, что ты здесь делаешь?» Она отвечает мне: «Я взята сюда, чтобы обличить перед Господом грехи твои». «Госпожа, – говорю я, – ужели ты меня будешь обвинять?» «Нет, – говорит она, – но выслушай слова, которые хочу сказать тебе. Бог, живущий на небесах, сотворивший из ничего все сущее, и умноживший ради святой Церкви Своей, гневается на тебя за то, что ты согрешил против меня». Я говорю в ответ ей: «Госпожа, если я согрешил против тебя, то каким образом? Где, или когда я сказал тебе какое-нибудь дурное слово? Не всегда ли я уважал тебя как госпожу, не всегда ли я почитал тебя, как сестру 457 ? Что же наговариваешь на меня столь дурное?» Тогда она, улыбаясь, говорит мне: «В сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека праведного порочное дело и то, если в сердце его возникнет худое пожелание? Это – грех для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное. И, когда он помышляет праведное и неуклонно к тому стремится, то имеет на небесах благоволение Господа во всяком деле. Те же, которые помышляют нечестивое в сердцах своих, навлекают на себя смерть и плен; особенно те, которые любят настоящий век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих: гибнут души их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

После этого Езекия послал по всей Иудее и царству Израильскому гонцов звать в Иерусалим как иудеев, так и израильтян, праздновать Пасху. На праздник Пасхи собралось в Иерусалим множество народа, не только иудеев, но и израильтян. Пасху отпраздновали самым торжественным образом. Возвратившись из Иерусалима домой, народ истребил идолов и разрушил жертвенники их. За благочестие Езекия Господь был с ним. Езекия отложился от царя ассирийского и не стал служить ему. Когда царь израильский Осия так же поступил, царь ассирийский Салманассар (в 4-й год царствования Езекии) взял Осию в плен и заключил в темницу, а потом ассирийцы разрушили и само царство Израильское; но Езекию и его царство Бог спас в это время от нашествия ассирийцев. После этого (в 14-й год царствования Езекии) царь ассирийский Сеннахирим, совершая поход в Египет, прошел с огромным войском по Иудейскому царству, опустошил его, овладел многими иудейскими городами, но оставил в стороне Иерусалим, в котором укрепился Езекия 452 , и потребовал от него дань. Чтобы избавиться от Сеннахирима, Езекия послал ему дань 453 . Сеннахирим взял присланные ему сокровища, но послал своих военачальников с войском к Иерусалиму овладеть им. Тогда Езекия отправил к пророку Исаие посольство – просить его помолиться Богу о народе своем. Исаия сказал посланным: «Так говорит Господь: Я пошлю в царя ассирийского дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его». Действительно, вскоре Сеннахирим услышал, что царь египетский, эфиоп Тиргака, вышел сразиться с ним и направился в Ассирию 454 . Сеннахирим двинулся от Египта обратно домой, чтобы защитить свои владения, послал Езекие письмо 455 , в котором говорил, что Езекия напрасно надеется на своего Бога, и требовал, чтобы он сдал ему город Иерусалим. Езекия принес это письмо в храм, развернул перед лицом Господа и стал молиться, чтобы Он спас Свой народ. В следующую ночь Ангел Господень поразил смертью в войске ассирийском 185000 воинов 456 . Сеннахирим должен был вернуться в Ниневию. Через некоторое время он был убит своими сыновьями, когда поклонялся в храме своему богу 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потому, что Он был Сын Божий, Он был на небе; а потому, что Он был сын человеческий, Он был на земле, пока не взошел на небо… Почему не сомневайся, где теперь человек Христос Иисус, откуда придет Он; но верно держись христианского исповедания, что Он воскрес из мертвых, вознесся на небо, седит одесную Отца, и именно оттуда придет судить живых и мертвых, а придет, по свидетельству оного гласа евангельского, точно также, как видим был грядущим на небо, т. е. в том же виде и существе плоти, которому воистину даровал бессмертие, не уничтожив природы. По сему виду не должно почитать Его разлитым повсюду. Надобно остерегаться, чтобы не приписать таким образом божества человеку, так чтобы уничтожилась истинность тела. Из того, что Он в Боге, не следует, что Он также вездесущ, как Бог . И о нас истиннейшее Писание говорит, что о Нем мы живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 ); однако мы не везде есмы, как Он. Оный человек о Боге иначе, потому что и оный Бог в человеке иначе же, – некоторым собственным и особенным образом. Ибо Бог и человек – одно лице, этот и другой един есть Христос Иисус, везде потому, что Бог, а на небе потому, что человек» 455 . Наконец, означенная мысль в) противна здравому смыслу христианскому. Так, мы веруем, что Сын Божий наитием Св. Духа зачался во утробе единой Приснодевы и потом от нее же родился. Между тем, если признать, что и человечество Его, вследствие ипостасного соединения с божеством, стало вездеприсуще, необходимо признать и то, что человеческое естество Его, зачатое единою Приснодевою, носимо было в утробах всех женщин, даже мужчин и животных, что оно не по истечении известного времени родилось от нее, но до рождения было вне утробы ее, что оно и когда родилось, родилось не в собственном смысле, но пребыло по прежнему и во утробе ее, и что оно вовсе даже не родилось по закону рождения человеческого, так что наша вера в истинное рождество Бога Слова во плоти есть, в таком случае, вера суетная и ложная. Веруем мы и в то, что Иисус Христос, распятый на кресте для спасения нашего, умер, испустил дух свой, потерпел отлучение души от тела: значит, душа Его не была тогда там, где было Его тело, равно как и тело Его не было тогда там, где была Его душа 456 ; и это и показывает, что ни душа, ни тело, вообще же человечество Его не вездеприсуще.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Преосвященный Михаил полагает, что он был лично расположен к Апостолу, как и Асийские начальники (ст. 81). Но можно сказать и вообще, что он был справедливый и умный человек, и хороший служака, т. е. человек, желающий, чтобы все совершалось по установленному строю. «Смотри (говорить святой Иоанн Златоуст ), как благоразумно, как мудро говорят неверные». Этот блюститель театрального порядка достойным образом заведовал городским делопроизводством. И был вообще человек влиятельный (см. у иеромонаха Григория, на стр. 421). Посему, тем ценнее была его защита христиан, которые, несомненно, немедленно же и были освобождены. Аристарх и Гаий упоминаются далее, как спутники Апостола Павла по Македонии ( Деян.20:4 ). Говоря о том, что Апостолы не воры и не хульники, защитник их показывает сам, что только в этих случаях можно было бы начать дело против Апостолов, однако не так, как случилось здесь, а правильно, по законному порядку. Достойно замечания, что блюститель порядка Артемиду называет богиней «вашей», чем показывает, что он не был ее почитателем; отчасти это можно видеть и в том, что он сдержанно говорит о почитании Артемиды: «какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Что касается до усвоения Артемиде названия «великой», то, это, кажется, было ее официальным титулом, которого нельзя было и обойти. По всему этому можно думать, что этот почтенный человек стоял на пути обращения к истинному Богу и значительно отклонился от того слепого участия в культе, который практиковался в малоразвитых и необразованных людях того времени. 456 Как бы сочувствуя толпе и даже Димитрию, блюститель порядка дает им совет обратиться в подлежащие места судебные и к административным лицам. «Если вы ищете чего-нибудь другого (говорил он), то это будет решено в законном собрании». Последним выражением оратор дает знать, что теперешнее народное собрание, как незаконное, не компетентно для решения этого дела, и что поднимать этот вопрос на теперешнем народном собрании совершенно безполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010