Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Хорошёве. Троицкая церковь в Хорошёве Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Илии Пророка , Николая Чудотворца Архитектурные стили: Годуновский , Узорочье Год постройки:не ранее 1598. Архитектор:Ф.С. Конь (?), Альтшуллер Б.Л., Аносов П.Н., Вахромеев А.В., Гурова Е. Н., Калугина И.В. (все - реставрация) Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, Карамышевская наб., д. 15 Координаты: 55.77606, 37.45665 Проезд:От метро Народное Ополчение или МЦК Хорошёво: автобус 345, т21, т65, т85 - остановка " ул.ген. Глаголева " далее через подземный переход, к Карамышевской набережной метро Полежаевская или МЦК Хорошёво: автобус 48 до ост. " Карамышевский проезд метро " ул.1905 года " - автобус м3, м3а- остановка " ул.ген. Глаголева " далее через подземный переход, к Карамышевской набережной Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Живоначальной Троицы построен в 1596-98 годах в селе Хорошеве, принадлежавшем в конце XVI века царю Борису Годунову. Здесь же, рядом с храмом, располагался царский путевой деревянный дворец, потому что через село проходила важная дорога - Звенигородский тракт. Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. Отдельно стоящая колокольня была построена в 1745 году. В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс. Храм принадлежал Дворцовому ведомству, и поэтому над его убранством работали мастера Кремлевской Оружейной палаты. В XVII веке храм получил большую известность: 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу Патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень. В 1939 году храм был закрыт и до 1989 года, когда был возвращен Церкви, использовался не по назначению. На Пасху 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался. Храм был освящен Патриархом Алексием II 5 июля 1998 года. Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.

http://sobory.ru/article/?object=03258

Новости 4 апреля, 2011 В Большом соборе Донского монастыря после реставрации открыт иконостас XVII века Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников 4 апреля, 2011 Нам не нужно бояться быть христианами Кончились долгие споры в Европейском суде по правам человека по делу «Лаутси против Италии», которое фактически поставило вопрос: быть или не быть изображению Креста Господня в государственных школах стран-членов Совета Европы. 4 апреля, 2011 Число православных школ в Москве не растет из-за политики городской власти, считает их представитель " В Москве порядка 140 негосударственных школ, 22 из них - православные, то есть удельный вес последних достаточно заметен. Вместе с тем в них обучается всего четыре - четыре с половиной тысячи человек. Это очень низкий показатель " 4 апреля, 2011 Конкурс детских работ на тему Таинства Крещения проходит в Румынии Этот конкурс продолжает собой недавно возникшую традицию, начало которой было положено проведенным Румынской Православной Церковью конкурсом под названием «Моя вера» 4 апреля, 2011 В Москве состоится международная конференция " Ответственность христиан за земное Отечество " Участники конференции, в частности, обсудят различные аспекты процесса формирования в России гражданского общества на основе христианского мировоззрения 4 апреля, 2011 В Петербурге начал работу центр социальной реабилитации для детей с нарушениями в развитии «Детей, нуждающихся в специальном уходе, несоизмеримо больше, чем организаций, способных им помочь. Благотворительным организациям государство выдает субсидии только под конкретные проекты " 4 апреля, 2011 В день памяти преп. Иоанна Лествичника Патриарх обратился к пастве со словом о духовном восхождении и вере " Если мы постоянно взираем направо и налево и, улавливая движение окружающего нас мира, подвергаемся соблазнам и сомнениям? Если считаем, что вера заключается лишь в том, чтобы исполнять внешние предписания? Если так, значит мы не имеем даже сколько-нибудь веры "

http://pravmir.ru/category/news/page/549...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В юбилейный год Дома Романовых выставка в Государственном историческом музее в Москве собрала в едином пространстве памятники эпохи, в которую происходило рождение и становление новой династии. Выставка состоит из двух разделов: «Смутное время. Рождение новой династии» и «Первые Романовы: портрет на фоне столетия». Среди памятников первого раздела, раскрывающих Смутное время, особое место занимают экспонаты из музеев Швеции и Польши. Впервые в России экспонируются хранящееся в Музее армии Швеции церемониальное знамя польского короля Сигизмунда III, факсимиле знаменитого 15-ти метрового Стокгольмского свитка, составленного из 39 частей, где изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской. Королевский замок в Варшаве предоставил портрет юного королевича Владислава — кандидата на русский престол. Акцентная точка экспозиции – экспонаты, рассказывающие о том, как именно происходило призвание на царство Михаила Романова: выносной фонарь – одна из реликвий Великого Посольства Земского собора к Михаилу Федоровичу; чудотворный список иконы «Богоматерь Феодоровская», которой, по преданию, инокиня Марфа благословила своего сына Михаила на царство; пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь. Уникальные документы XVII столетия представляют мультимедийные презентации. Среди них «Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова. 1613 г» и «Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца» –шедевр книжного искусства и миниатюры XVII столетия, иллюстрированная художниками Оружейной палаты. Яркими экспонатами второго раздела выставки являются мемориальные вещи, одежда, предметы дворцового обихода, мебель, переписка членов царской семьи и их драгоценные вклады в церкви и монастыри. Среди них: шишак царя Михаила Федоровича, «шапка ерихонская» Алексея Михайловича, вещи, принадлежавшие Федору Алексеевичу – просвещенному царю, при котором произошли важные перемены в жизни страны. Экспонируются портреты первых Романовых: царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, а также царевны Софьи и цариц Евдокии Лукьяновны Стрешневой, Марфы Матвеевны Апраксиной, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Евдокии Федоровны Лопухиной.

http://moral.ru/выставка-романовы-начало...

Посещение музея «Новый Иерусалим» на Крещение будет бесплатным для посетителей 15 января, 2015. Новостная служба Желающие смогут осмотреть экспозицию русского церковного искусства XVI-XIX веков, которая включает произведения иконописи, медного литья и отдельные предметы церковной утвари. 15 января. ПРАВМИР. Все паломники и участники крещенских купаний смогут бесплатно посетить в ночь Крещения Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», который находится в 300 метрах от монастыря. С 18:00 18 января до 01:00 19 января музей будет открыт для посетителей, — сообщает сайт Министерства культуры Московской области . Желающие смогут осмотреть экспозицию русского церковного искусства XVI-XIX веков, которая включает произведения иконописи, медного литья и отдельные предметы церковной утвари. Среди лучших произведений собрания – работы строгановских иконописцев (например, образ «Спас Эммануил») и изографов Оружейной палаты («Корсунская икона Богоматери, с равноапостольными царями Константином и Еленой на полях»). Творчество мастеров Русского Севера представлено иконой «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, с избранными святыми на полях» и трёхстворчатым складнем «Святитель Николай Чудотворец (Можайский), с четырьмя клеймами жития, Троицей Ветхозаветной и Благовещением». Церковное искусство Поволжья представлено образами «Святой Иоанн Предтеча» и «Благовещение Богородицы». 18 января на монастырских парковках будут работать промоутеры в жилетах с надписью «Музей Новый Иерусалим», которые сориентируют людей и расскажут о работе комплекса в Крещенскую ночь. Преобразится в Праздник и само новое здание комплекса. Посетители смогут полюбоваться динамическим освещением фасада музея специальными прожекторами с переливающейся разноцветной подсветкой. В Праздник Крещения Господня в Подмосковье одним из главных мест паломничества и омовения в водах реки Истра становится Воскресенский Ново-Иерусалимскийставропигиальный монастырь, который вместе с Музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим» представляет собой единый кластер «Русская Палестина». Монастырь был основан еще в середине XVII века патриархом Никоном и построен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Патриарх переименовал некоторые географические объекты вокруг монастыря – так, часть реки Истры в этом районе стала называться Иорданом. Это крупнейший православный центр Подмосковья, ежегодно сюда приезжают тысячи паломников. Крещенская купель расположена в 200 метрах от скита патриарха Никона. В 2014 году в купаниях в этом месте приняли участие более 23 тысяч человек.

http://pravmir.ru/poseshhenie-muzeya-nov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Новодевичий Смоленский иконы Пречистой Богородицы женский монастырь Россия, г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (м. «Спортивная»). Новодевичий монастырь основан великим князем Василием III в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. Монастырь, основанный в 1524 году в урочище Лужники, получил наименование «Пречистая Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего, – в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV b. Название обители так же производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены (Девочкиной). Древнейшая постройка монастыря – собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенный в 1524–1525 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным. Роспись стен храма относится к 1526–1538 годам, сводов – ко времени царствования Бориса Годунова. В XVII–XVIII bb. фрески собора неоднократно обновлялись. Великолепный пятиярусный иконостас устроен в 1683–1685 годы мастерами Оружейной палаты по повелению царевны Софьи Алексеевны. В храме пребывает чтимая Смоленская икона Божией Матери – точный список с чудотворного образа, выполненный в 1456 году, и Иверская икона Божией Матери – один из списков, доставленных в Россию со Святой Горы Афон в XVII b. Успенская трапезная церковь обители (1685–1687 гг.) является в настоящее время кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, построенная в 1683–1685 годы в стиле московского барокко. Над южными воротами – Покровская церковь (1683–1688 гг.), в архитектурном облике которой ощущается влияние южнорусского зодчества. К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и церковью во имя святого Амвросия Медиоланского . Этот храм был закрыт последним из церквей Ново девичьего монастыря: еще в 1928 году он действовал. Главная вертикаль архитектурного ансамбля монастыря – колокольня высотой 72 м (1690 г.). В старину Новодевичий монастырь был местом пребывания многих инокинь знатного происхождения. В 1598 году в обители поселилась вдова царя Федора Иоанновича царица Ирина, принявшая монашество. 21 января 1598 года московский люд во главе с Патриархом Иовом умолил находящегося в монастыре брата Ирины, Бориса Годунова, принять бразды правления Русским государством. В разное время в обители пребывали: инокиня Сусанна (в миру – царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I), первая супруга царя-преобразователя Евдокия Лопухина. Монахинями монастыря были, как правило, женщины из высших слоев знати.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разрушенные монастыри Московского Кремля восстановят с помощью аэрофотоснимка 1918 года 2 октября, 2014. Новостная служба Идея реконструкции двух упомянутых монастырей, разрушенных в 1929-1930 годах, принадлежит Владимиру Путину. 2 октября. ПРАВМИР. В восстановительных работах снесенных Чудова и Вознесенского монастырей поможет фотография Московского Кремля, сделанная с воздушного шара 7 ноября 1918 года. О реализации проекта по восстановлению памятника истории и православной культуры рассказал советник директора ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, — сообщает «Интерфакс» . Идея реконструкции двух упомянутых монастырей, разрушенных в 1929-1930 годах, принадлежит Владимиру Путину. Президент подчеркнул, что такой план может быть реализован только после одобрения общественностью и ЮНЕСКО. «Московский Кремль — не только особо охраняемый в нашей стране историко-культурный объект, он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Необходимы согласования с этой международной организацией — документы на сей счет специалисты сейчас как раз готовят», — пояснил Сергей Девятов. «Конечно же, он поможет в работе специалистам, которые займутся восстановлением этих уникальных объектов, сооруженных в XIV-XV веках. Но главными все же будут документы и экспонаты — те, что успели собрать сотрудники Оружейной палаты и архитекторы», — отметил С. Девятов. По его сведениям, перед тем, как взорвали православные святыни, удалось не только подробно описать, но и обмерить все помещения. Кроме того, сохранилась большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, уникальные иконы, иконостасы. О начале строительных работ говорить пока еще преждевременно в силу большого объема подготовительных документов. Сейчас на их месте расположен 14-й корпус Кремля, вопрос о сносе которого, и восстановлении на его месте двух монастырей безуспешно поднимался еще в 2002 году. Несколько лет назад на стене 14-го корпуса был открыт памятный знак — табличка с указанием, что именно здесь до 1929 года располагался Чудов монастырь.

http://pravmir.ru/razrushennyie-monastyi...

С. 393: «Главнейшая часть иконописных произведений Ушакова находится в московской церкви Грузинской Божией Матери, к приходу которой принадлежал наш художник. Одно из самых видных мест занимает здесь икона благовещения, писанная Ушаковым в 1659 г. Она имеет следующую подпись: «написася сия икона к ц. Святой Троицы, строение гостя Григория Никитникова, что в Китае-городе. Писа до лиц сей образ Яков Казанец до лиц же (ону) икону довершил Гавриил Кондратьев, лица у кои иконы писал Симон Федоров, сын Ушаков. Написася от создания мира 7167 г., от воплощения Сына Божия 1659 г. июля в 28 день». Таким образом икона эта написана тремя иконописцами того времени, - иконописцами лучшими, как это видно из документов Оружейной палаты. Но участие самого Ушакова не ограничилось здесь писанием одних ликов: он, как знаменщик, составлял рисунок для иконы, следоват., ему принадлежит самая видная художественная часть ее. С. 394: Вокруг этого центра размещены 11 клейм меньших, представляющих 11 кондаков акафиста. Из них особенно замечательно по драматизму сюжета первое клеймо: «Взбранной воеводе победительная» (рис. 172). Картина представляет избавление Константинополя от неприятелей. Вдали виден самый город с церквами и башнями вроде минаретов, справа другой город, в котором изображено благовещение; тут же – целый ландшафт – горы и деревья, внизу бурное море. Из городских ворот выезжает толпа греческих всадников и вступает в битву с неприятельской конницей. Неприятель взбирается на стены города, но встречает сопротивление греков. Далее из города выступает священная процессия с иконами нерукотворенного образа и Богоматери и множеством духовенства; процессия приближается к морю; патриарх погружает в воду часть ризы Богоматери, и неожиданно совершается чудо: море взволновалось, неприятельские корабли пошли ко дну, только мачты их и головы неприятельских воинов там и сям мелькают среди разъяренных волн. Нельзя не согласиться, что выполнение такого сюжета требовало недюжинных способностей и уменья и особенно потому, что этот сюжет со всеми подробностями едва ли был скопирован с готового образца и, вероятно, был сочинен самим Ушаковым».

http://pravicon.com/image-34930

Савино. Церковь Саввы Вишерского. Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Вишерского Год постройки:1992. Ссылки:   Адрес: 173527 Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Савино, ул. Речная Координаты: 58.54717, 31.447279 Проезд:Из Новгорода по направлению на Москву, поворот на Савино слева (по указателю). Далее прямо до моста, церковь перед мостом справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Название д. Савино сохраняет имя великого христианского подвижника — прп. Саввы Вишерского, тайно пришедшего в Великий Новгород под видом нищего странника и поселившегося на берегу р. Вишеры. Случилось это в 1417 г., а уже через год новгородские летописи сообщают о строительстве деревянной церкви «Вознесение Христово в Савине пустыни». Так начиналась история Савво-Вишерского монастыря. Преставился прп. Савва 1 (14) октября 1461 г., 80 лет от роду, и погребен был в основанной им обители. Уже в 1464 г. над мощами прп. Саввы на средства архиепископа Ионы возводится «теплая» церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новгородские летописи сообщают о разгроме, учиненном в монастыре «ратными людьми» Ивана Грозного. Одумавшийся и раскаявшийся государь повелел соорудить новую раку за счет своей казны. Пережил монастырь и шведское разорение, после которого остались в нем «Храм Вознесение да Савва Преподобный». В 1662 г., после осмотра обветшавших церквей, повелением царя Алексея Михайловича в монастыре воздвигается новый каменный храм Вознесения Христова на месте построенного Саввой. В том же году рухнула церковь Покрова, в которой почивали мощи, и раздробила деревянную раку, не повредив лишь образ Преподобного, вырезанный на верхней доске.э Церковь вскоре была восстановлена, а мастера Государевой Оружейной палаты изготовили новую раку, украшенную резными кругами. Круги эти, побывав в фашистском плену,сохранились до наших дней в фондах Новгородского музея. В 1764 г. по указу Святейшего Синода обитель была упразднена. Монастырские строения разрушались: даже на церкви Вознесения, где к тому времени почивали мощи прп. Саввы, не было уже и креста. Возобновление обители и возрождение монастырских построек началось с 1770 г. К 1805 г. были отремонтированы все храмы, сооружена каменная ограда с колокольней над входом и четырьмя башнями по углам. В одной из башен хранился деревянный крест, по преданию воздвигнутый Саввой на месте будущего монастыря. Сейчас этот крест выставлен в экспозиции резного дерева Новгородского музея.

http://sobory.ru/article/?object=10331

Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея 17 мая. ПРАВМИР. Собор Рождества Богородицы города Устюжны передали в собственность Череповецкой епархии Вологодской митрополии. Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Лилия Ермоленко подписали акт приема-передачи в епархиальную собственность собора Рождества Пресвятой Богородицы города Устюжны. Эта церковь построена в 1690 году и является объектом культурного наследия федерального значения, сообщает официальный сайт Вологодской митрополии. Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея. По договоренности между учреждением культуры и православной общиной Казанского храма в церкви в течение двух десятилетий по праздничным дням проводятся молебны. В будущем в собственность Череповецкой епархии будет передан и еще один музейный объект Устюжны — церковь Благовещения, говорится в сообщении правительства Вологодской области. Ранее сообщалось о том, что здание Воскресенского собора Вологодского кремля передано местной епархии. До декабря 2016 года Картинная галерея будет находиться в здании на безвозмездной основе, а потом должна будет освободить все занимаемые помещения, для чего будет составлен график переезда. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне стоит на месте сгоревшего деревянного храма на берегу реки Ворожи у впадения ее в Мологу. Храм квадратный, пятикупольный, с примыкающей округлой апсидой. С западной стороны к нему пристроена зимняя церковь с четырьмя приделами. Хорошо сохранились богатые внутренние интерьеры церкви — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). Самая древняя и знаменитая икона собора — чудотворный образ Богоматери Одигитрия (конец XV века).

http://pravmir.ru/sobor-rozhdestva-bogor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010