В. А. Комаровский. Фотография. 1912 г. Владимир Алексеевич (8.10.1883, С.-Петербург - 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в. Происходил из носившей графский титул аристократической семьи с давними культурными и художественными традициями. Его двоюродный дед - поэт пушкинской эпохи Д. В. Веневитинов (1805-1827), отец - гр. А. Е. Комаровский (1841-1899), художник-любитель и иконописец, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля (90-е гг. XIX в.), старший брат Василий (1881-1914) - поэт Серебряного века. Начальное образование К. получил в московском Императорском лицее в память цесаревича Николая, затем в ялтинской гимназии. Окончив 3 курса юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, перешел в имп. Академию художеств, но вскоре покинул ее и стал работать самостоятельно. С 1900 г. участвовал в выставках в Вене, Лондоне и др. городах за границей, а также в Москве в выставках «Союза русских художников», «Московского товарищества передвижных выставок». С 1905 г. произведения К. декоративно-прикладного характера (рисунки вышивок, резьбы по дереву, изразцов и т. п.) экспонировались на выставках «Нового общества художников» в С.-Петербурге. Здесь же была представлена его 1-я церковная работа - эскиз росписи притвора Троицкого собора Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры (1910; архит. А. В. Щусев ). К этому времени относится эскиз мозаики «Благовещение» (частное собрание, Лондон). В 1909-1910 гг. К. совершенствовался в живописи в мастерской Р. Жульяна и Ф. Коларосси в Париже, а также у проживавшего там В. А. Серова. Путешествовал по Италии, изучая произведения искусства раннего средневековья. Являлся членом редколлегии сборников «Русская икона» (издание прекращено в связи с началом первой мировой войны; в 1914 вышло 3 вып.). Принимал участие в деятельности «Общества изучения древнерусской живописи» (ГТГ ОР. Ф. 31. Д. 642. Л. 1-4). Общался с художниками, реставраторами и коллекционерами - знатоками рус. иконы. Делал зарисовки и копии новооткрытых шедевров древней новгородской иконописи в Русском музее императора Александра III в С.-Петербурге. К 1911-1914 гг. относится создание К. совместно с Д. С. Стеллецким иконостаса в древнерусском стиле для ц. равноапостольных Константина и Елены в имении графов Медем «Александрия» под Хвалынском Саратовской губ. (после революции церковь была разграблена и разрушена). В 1912 г. К. женился на В. Ф. Самариной. Тогда же он совершил поездку в

http://pravenc.ru/text/1841826.html

В Большом соборе Донского монастыря после реставрации открыт иконостас XVII века 4 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников В конце марта 2011 года сняты леса с иконостаса Большого собора Донского ставропигиального монастыря. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ (руководитель С.В. Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу. Именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи. После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.

http://pravmir.ru/v-bolshom-sobore-donsk...

Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл и Митрополит Петр Обязывающие совпадения 06.02.2009 720 Время на чтение 8 минут Одним из важных моментов чина интронизации Патриарха Московского и всея Руси является вручение Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриаршего жезла - посоха святителя Петра, митрополита Московского. Во время интронизации 16-го Патриарха Кирилла (Гундяева) этот древний посох был по обычаю также принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты, где он постоянно хранится. Этот символический акт исполнен глубокого смысла - новый Предстоятель Церкви берет в руки посох великого русского Святителя, который перенес Первосвятительскую кафедру в Москву, сделав столицу одного из рядовых русских княжеств Первопрестольным градом. Однако 1 февраля во время интронизации Святейшего Кирилла вручение посоха святого митрополита Петра выглядело особенно символично. Ведь если внимательно присмотреться, мы обнаружим много общего как межу нашим временем и эпохой Святителя Петра, так и в особенностях личностей возглавителей нашей Церкви - Святого Петра и Кирилла. Прежде всего, бросается в глаза схожесть нашего времени с началом XIV века, когда пришлось управлять Церковью Святителю Петру. То была эпоха удельной Руси, Отечество наше было разделено на множество княжеств. Шла ожесточенная борьба за первенство между Москвой и Тверью, борьба, сопровождавшаяся обманом, хитростью, коварством, кровавыми усобицами. А что сейчас представляет собой наша Русь, каноническая территория Русской Православной Церкви, управление которой Промысл Божий вверил Святейшему Кириллу? Ныне новый удельный период наступил на Руси. Мы видим то же политическое разделение, ту же ожесточенную борьбу за первенство только теперь - между Москвой и Киевом. Хитрости и обмана тоже хватает, а во время споров вокруг Тузлы дело едва не дошло до вооруженного столкновения между Российской Федерацией и Украиной. Впрочем, в августе минувшего года православные - русские и грузины - все-таки стреляли друг в друга (а в боевых действиях с грузинской стороны принимали участие граждане Украины).

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прибавление ума Рассказ 04.09.2022 555 Время на чтение 7 минут   Иконописец Михей Сергеев по прозвищу Тонконог пил горькую. Он сидел, запершись в своей келейке, где уже несколько дней нетронутыми пылились кисти и сохли в скляницах разведенные санкирь и белила, и, опустошая жбаны с горькой полынной настойкой, причитал: «Матерь Божия… Да что ж сие творится на земле… И как теперь писать Твой образ… Срам-то какой… В ковер обернули, аки девку-полонянку, говорят, список с какого-то ларца латынского… Да с какой же поры латиняне нам первообразы присылают?!» Он закрывал лицо руками и плакал, как обиженный ребенок, а потом вновь принимался за жбан с полынной. Михей слыл одним из лучших изографов царской Оружейной палаты. Истовый в вере и искусный в мастерстве, он с детства навык иконописному делу. Как и все, начинал с фонов и горок, затем был допущен к фигурам святых и наконец, с трепетом написал первый самостоятельный образ – как полагалось исстари, это был Нерукотворный Спас. Икона удалась на славу: очи Христа глядели грозно и милостиво и, казалось, заглядывали в самую душу. С тех пор Михей Тонконог, прозванный так за худощавую, не солидную по тем временам, фигуру, стал писать лики святых и Спасителя. Писал и на стене, успевая по сырой штукатурке изобразить фреской иконную композицию, работал и на доске. Мог ли он, с восторженной радостью созерцавший разворачивающийся перед ним творческий путь, с любовью лобызавший написанные им же святые образы и изумлявшийся, как из-под его грешной руки могло выйти это откровение Горнего мира, мог ли он подумать, до какой душевной скорби и падения доведет его этот путь?.. Все началось, когда в Успенском соборе расстригали и анафематствовали протопопа Аввакума. Казалось, так ли давно он вместе с будущим патриархом и с молодым государем Алексием Михайловичем радел об очищении древнего благочестия, о справе книжной – и вот, «анафема», громогласно возглашаемая соборным диаконом, словно древнему еретику… А народ-то рыдает, а кто-то и неподобное на царя и патриарха прямо в храме выкликает! Стрельцы – шасть в толпу, да как понять, кто крикнул! Что на Руси деется?..

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое современная икона? Телепрограмма 07.02.09 13.02.2009 604 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9958112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели - интронизации Святейшего Патриарха Сюжет: Интронизация Патриарха Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» - «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно. Святейший Патриарх Кирилл: - Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь». На следующий день в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх совершил молебен, почтив память Московских Первосвятителей. В тот же день в Георгиевском зале Большого Московского Дворца Президент России принял участников Поместного Собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Икона Божией Матери «Знамение». 2-я четв.— сер. XV в. Иконы пророческого ряда были вывезены в 1919 г. экспедицией Музейного отдела Наркомпроса РСФСР из Воскресенского собора в Кашине: образ Божией Матери «Знамение» был передан в ЦГРМ, в 1934 г.- в ГТГ. Остальные иконы поступили в Кашинский краеведческий музей и оттуда в ГРМ (1940). Иконы Деисуса попали в кашинский Воскресенский собор из кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери. Их нахождение там вместе с иконами праздничного ряда зафиксировано описью 1626 г. (Книга письма и меры П. Д. Нарбекова да подъячего Б. Фадеева//Тверские ЕВ. 1885. 8. С. 259-260). Вероятно, основная часть икон К. ч. была передана в Кашин из тверского кафедрального собора (1634-1635), к-рый был перестроен после Смутного времени (существуют данные о присылке в Кашин церковной утвари из царской и патриаршей казны). История икон праздничного ряда из состава К. ч. неизвестна. В нач. XX в. все 7 сохранившихся икон помещались в ц. свт. Николая Чудотворца на Зверинце в Твери, оттуда поступили в Тверской музей (1927), затем в ЦГРМ; в ГТГ и ГРМ были переданы после выставки в странах Зап. Европы и США (1929-1932). Единое место создания и бытования праздничных образов с иконами деисусного и пророческого ярусов помимо стилистических и технико-технологических признаков подтверждается специфическими утратами авторского красочного слоя и грунта на одной из икон, отмеченными в описи 1626 г.: «...а образ Вход в Иерусалим оклад попортило молниею». В дальнейшем это привело к дополнительным утратам и неоднократным поновлениям в XVIII-XIX вв. Несмотря на четкие указания документов ( Попов Г. В. Иконопись// Попов, Рындина. 1979. С. 150-172, 290-291, 296-302. Кат. 14-16; Голубев С. И. К вопросу о происхождении Кашинского иконостаса//Там же. С. 366-368), часть исследователей продолжает связывать комплекс с Кашином, в т. ч. остававшиеся в Твери праздничные иконы (правильнее было бы называть К. ч. иконостасом из Твери). Первый крупный ремонт К. ч., насколько можно судить, относится к XVI в., когда иконы находились еще в Твери. Следующее поновление происходило уже после передачи икон в Кашин: в янв. 1667 г. «для государева дела» сюда был послан из Оружейной палаты Иван Филатов (или Филатьев, см.: Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910. [Т. 2:] Словарь.С. 289). Наиболее важна для полноценного стилистического и технико-технологического исследования К. ч. икона «Крещение» (ГРМ), отреставрированная в 1974-1975 гг. С. И. Голубевым.

http://pravenc.ru/text/1683971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества , Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в. I. Издание «Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией»» (СПб., 1846-1875. 12 т.) (ДAU-I) является продолжением издания «Акты исторические» (СПб., 1841-1842. 5 т.). В ДAU-I, подготовленных в значительной части Я. И. Бередниковым и М. А. Коркуновым (1846-1858), опубликовано ок. 1,8 тыс. документов кон. X-XVII в. из архивов и рукописных собраний императорской Публичной б-ки (ныне РНБ), Б-ки АН, Румянцевского музеума (ныне РГБ), Синода, Сената, МИД, Оружейной палаты, ряда рус. монастырей, губ. и обл. архивов, архива графов Строгановых, по спискам, сделанным С. В. Соловьёвым в Стокгольмском архиве в 1838-1840 гг., а также по документам из коллекции Археографической комиссии , частных собраний и др. В ДAU-I наряду с широким кругом источников кон. X-XVII в. по истории России и Великого княжества Литовского напечатаны материалы, связанные с РПЦ, ее взаимоотношениями со светской властью и вост. Патриархатами: устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ; жалованная грамота Юрьеву новгородскому муж. мон-рю вел. кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ; уставные грамоты Смоленской епархии; вкладная грамота прп. Варлаама Хутынского ; духовные, договорные и жалованные грамоты рус. царей, великих и удельных князей и княгинь; послания и поучения Киевских митрополитов Фотия и св. Ионы , Новгородских архиепископов Геннадия (Гонзова) , св. Макария и Феодосия , труды прп. Иосифа Волоцкого, послание старца Филофея к дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю); «уставы о трапезах» Троице-Сергиева и тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей 1590 г.; ряд документов, связанных с начальным периодом Патриаршества в России: известия о начале Патриаршества, чин поставления патриарха Филарета 1619 г., грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV ; акты мон-рей: Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Спасо-Каменного в честь Преображения Господня , Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова , новгородского Юрьева, Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова , Соловецкого в честь Преображения Господня , Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы , нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня; материалы, связанные с Большим Московским Собором 1666-1667 гг. , документы 1668-1676 гг. об осаде Соловецкого мон-ря; акты Вологодской и Вятской кафедр; документы, связанные с колонизацией и христианизацией Сибири и Дальн. Востока; материалы, отражающие борьбу духовенства с пережитками язычества в Сев.-Зап. Руси в XVI в., и др. К первым 10 томам ДAU-I были изданы именной и географический указатели (СПб., 1875).

http://pravenc.ru/text/178967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса. Икона с таким наименованием не встречается в самых полных сводах (С. Снессоревой, Е. Поселянина) и в списках чудотворных икон (архиеп. Сергия Спасского), к-рые обобщили знания об образах Богородицы на рубеже XIX и XX вв. Впервые в научной лит-ре П. и. упоминает Н. П. Кондаков при обзоре изображений «Одигитрии» с Богомладенцем на правой руке Матери, отмечая, что икон такого типа «было много, и у новейших греков есть даже термин: Панагия Декса; в числе чтимых и чудотворных икон насчитывается их до десяти, если верить прорисям и распространенным их «подобиям»» ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 274). Название «Палестинская» зафиксировано в поновительской надписи XIX в. на иконе рубежа XVI и XVII вв. или 1-й четв. XVII в. (ГРМ; см.: Искусство строгановских мастеров. 1987; Вилинбахова. 2005. С. 66; Вилинбахова, Клюканова. 2018. Ил. 12 на с. 15); в тексте на оборотной стороне иконы указано имя кормового иконописца Оружейной палаты, мастера «строгановской школы» Семена Хромого (Хромца): «Писмо Семена Хромца оклад медян». Богоматерь изображена в развороте влево, с Младенцем Христом, сидящим у Ее правой руки, левой - Она придерживает Сына за левую ножку. Головы обращены влево и слегка склонены, при этом взгляд Матери направлен на молящегося, Младенца - влево. Правой рукой Христос двуперстно благословляет, в левой, полуопущенной и отнесенной к центру, держит развернутый свиток с текстом на слав. языке. Мафорий Богоматери скреплен посередине крупной фибулой, по краю мафория идет полоса с имитацией буквенного орнамента, под мафорием на голове вместо чепца - прозрачное гофрированное покрывало, на левом плече и на челе - звезды. На Богомладенце - темно-зеленая с золотым орнаментом рубашка с короткими рукавами и охристый с разделкой ассистом гиматий, который покрывает левую руку и оставляет обнаженной правую; ноги расположены по диагонали слева направо, благодаря чему, в совокупности с положением рук, поза Младенца достаточно динамична.

http://pravenc.ru/text/2578712.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010