Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Начиная с 1688 года Федоровский монастырь неоднократно посещал царь Петр Первый и члены царской семьи, принося в дар обители щедрые дары. В то время на Плещеевом озере, на берегу которого и раскинулся Переславль-Залесский, строилась " потешная флотилия " - начало будущего Российского флота. В 1692 году в монастырь поступила Наталия Взимкова, дочь дьяка Оружейной палаты, которая воспитывалась вместе с будущим царем Петром Первым. Наталия стала настоятельницей обители, и в период ее настоятельства в обители возводится Введенский храм (хотя в то время каменные постройки в других городах кроме Петербурга Петром были запрещены). В 1710 году на средства царя Петра Первого и его сестры царевны Натальи Алексеевны в монастыре строится Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Божией Матери " Знамение " и в честь святых мучеников Андриана и Наталии. Церковь была выстроена на месте прежней каменной, разобранной за ветхостью. В храме находились уникально выполненные резные Царские врата 18 века, которые ныне нах одятся в Переславском музее. В церкви были похоронены: схимонах Сергий, строитель монастыря, монахиня Агафия Федоровна Ягужинская, жена генерал-прокурора Сената Павла Ягужинского и генерал, герой обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1856 гг. Павел Семенович Соловьев. Церковь представляет собой одноглавый четверик с трапезной палатой и просторными боковыми приделами. У храма три апсиды, урашенные скромными и изящными полуколонками. Такой же декор украшает и стены приделов. Четверик венчает одна глава, еще одна, поменьше, поставлена над трапезной. Стены церкви украшают наличники, характерные для своего времени. О том веке, в котором был выстроен сей храм, говорят и своеобразные окна-люкарны на конусовидной крыше, в виде неких выступающих архитектурных конструкций. При обновлении церкви в 1808 году, крыша была покрыта железными листами. В годы Советской власти Федоровский монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 1920-х гг. вообще закрыли. Последнюю настоятельницу Федоровского монастыря - Олимпиаду (Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря, в котором к тому времени находился дом престарелых.

http://sobory.ru/article/?object=05689

Прихожане Троицкого храма препятствуют изъятию из храма старинного иконостаса Москва, 20 июня 2006 г . С 8:30 утра во вторник у храма Троицы в Никитниках продолжается молитвенное стояние верующих с целью не допустить изъятия из храма старинного иконостаса, передает РИА Новости. " Мы хотим выразить мнение нашего прихода по поводу того, что бывшие хозяева, то есть Государственный Исторический музей, хотят забрать иконостас. Эти иконы стоят в храме 300 лет " , – сказал настоятель храма протоиерей Арсений Тотев. По его словам, во вторник должны приехать " реставраторы, которым поручено забрать иконы " . " Пока мы оформляем права на храм, который передается приходу (Московскому Патриархату), они посчитали, что могут забрать иконы, чтобы хранить их в музее " , – пояснил священнослужитель. Он убежден, что иконы, перед которыми сотни лет молились предки, должны оставаться именно в храме. Приход готов взять на себя ответственность за сохранность святынь и заключить соответствующий договор. У храма на акцию протеста собралось несколько десятков человек с плакатами: " Уважаемые искусствоведы, где ваша совесть! " , " Сейчас не 1917 год " , " Разоряя храм, разоряем Россию " . В Государственном Историческом музее пообещали прокомментировать ситуацию позже. Троицкий храм в Никитниках построен на средства Георгия Никитникова из Ярославля в 1631-34 годах. Храм расписывали лучшие царские иконописцы 17-го века: Симон Ушаков, Яков Казанец, Григорий Кондратьев. В церкви хранится список чудотворной иконы Богородицы " Грузинская " , от чего храм получил второе название – " Грузинской Божией Матери на Варварке " . В советское время храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1999 году. Сейчас приход насчитывает около 400 верующих. Справка : Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону " Благовещение с акафистом " , а иконы " Великий архиерей " , " Богоматерь Владимирская " или " Насаждение древа Государства Российского " принадлежат кисти Симона Ушакова.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   21 травня 2009 р. 18:46 Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. О действенном и искусственном миссионерстве. [Ihmepb " ю] Патриархия.ru публикует интервью архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, возглавляющего Синодальный миссионерский отдел, данное сайту «Православие и мир» о миссии в современной России. 7 травня 2009 р. 15:24 Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? [Ihmepb " ю] Портал Патриархия.ru републикует интервью протоиерея Максима Козлова, профессора Московской духовной академии, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ, данное журналу «Нескучный сад» 5, 2009). 20 березня 2009 р. 13:24 Митрополит Климент: Вся деятельность Церкви направлена на спасение души конкретного человека [Ihmepb " ю] О финансовом положении Церкви в условиях экономического кризиса обозревателю «Известий» рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 29 2009 р. 11:00 Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности [Ihmepb " ю] Дважды святыня из Оружейной палаты передавалась в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Профессор А.А. Золотов в интервью РИА «Новости» рассказал о передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. 26 2009 р. 18:16 Протоиерей Владимир Воробьев: При Святейшем Патриархе Алексии Церковь заговорила полным голосом [Ihmepb " ю] Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. 23 2009 р. 15:41 «Было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Скачать epub pdf Пережив Смутное время, Россия постепенно начинает возрождаться. Свидетельством этого является начавшееся каменное строительство в русских городах. Так, например, в 1620 – 1621 годах в Ярославле строится храм Святителя и Чудотворца Николая, называемый храмом Николы Надеина. Его строителем был купец Епифаний Андреевич Светешников, которого в обиходе называли Надея. Это имя вошло в название выстроенного им храма 1 . Росписи ярославского храма Николы Надеина были выполнены в 1640 – 1641 годах. Возглавлял артель, которая расписывала храм, Иоаким Елепенков. На южной стороне церкви указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе» 2 . Как отмечает А. И. Успенский , «расписывали Николо-Надеинскую церковь лучшие в то время художественные силы Оружейной палаты» 3 . Ниже он замечает: «Николо-Надеинские фрески являются великолепным памятником, характеризующим письмо царских иконописцев первой половины XVII века» 4 . Предполагается, что москвичи во главе с нижегородцем Иваном Муравьем выполнили «росписи нижних ярусов центрального храма» 5 . В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палешан. Тематика стенных росписей в Никольском храме – прославление Святителя Николая и его чудес. Наряду с греческими событиями в росписях представлены сюжеты о заступничестве Святителя Николая в славянских землях. «Третий “исторический” ярус открывает история царевича Стефана (Стефан Дечанский, правитель Сербии, живший в XIV веке)» 6 . Представлены здесь и события русской истории. «Наиболее примечательным в третьем ярусе росписи является последний цикл композиций – “чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Исторические факты, лежащие в основе Ругодивского чуда, относятся к событиям 1558 года – первого года Ливонской войны» 7 . Можно говорить, что перед началом работ по росписи храма мастера-иконописцы во главе с И. Муравьем несомненно изучали исторические материалы с целью выявления чудес Святителя Николая. О Стефане Сербском они могли узнать из Хронографа, а о нарвских событиях – из Никоновской летописи и Степенной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Спаситель в терновом венце. Вторая половина XIX в. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика ЖМП 3 март 2023 /  27 марта 2023 г. 17:00 Весна в российских музеях ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОСВАИВАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ОТКРЫВАЕТ МАСШТАБНУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ, КРЕМЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто.  PDF-bepcuя. Иконы Страстного цикла: премьеры публичной экспозиции и уникальные образы после реставрации Страсти Христовы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева . Москва, Андроньевская пл., 10. До 11 апреля. Кураторы экспозиции — главный хранитель музея Оксана Смирнова и заведующая отделом учета и комплектования фондов Светлана Кирьянова — представили сотню редких памятников, распределив их на два тематических блока: Распятие Христово на Кресте и предшествующие ему события Страстей начиная с Тайной Вечери. Хронологически они охватывают более пяти веков иконописания — с конца XIV до начала ХХ века, а по стилистике исполнения представляют как вполне традиционные произведения царских изографов Оружейной палаты, так и примеры весьма редкой иконографии. Помимо экспонатов из собственных фондов ЦМиАР, здесь широко представлены собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», а также предметы из частных коллекций.

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы построен в 1690 г. Действующий храм уживается в нём с городским музеем. На Соборной площади в центре города возвышается величественный пятиглавый собор Рождества Богородицы (1685—1690). Хорошо сохранились его богатые внутренние интерьеры — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке. В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной " на взмоете " , с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной " клетцки " . Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков. На небольшой деревянной " колокольнице " висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер " Некраско-часовик " . Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду " заметом оградити " .

http://sobory.ru/article/?object=00238

Церковь во имя Живоначальной Троицы в Троицкой слободе Храм на Святой дороге Церковь во имя Живоначальной Троицы в Троицкой слободе. Фото: Михаил Чупринин Первое подворье Троицкого монастыря в Москве появилось в Кремле еще при жизни преподобного Сергия. По преданию, великий князь Дмитрий Донской пожаловал ему кремлевские земли для подворья святой обители. Именно это подворье и оставило имя Троицкой башне Московского Кремля, близ которой оно располагалось. Подворье сыграло важную роль в жизни Москвы: в его храме великий князь Василий III крестил своего младшего сына Юрия, брата Ивана Грозного; там же отпевали именитых бояр, а после Смуты москвичи приносили на подворье всенародное покаяние за присягу Лжедмитрию I. Кремлевское Троицкое подворье просуществовало до начала правления Екатерины II: в 1764 году его земля была изъята в казну при секуляризации. На том месте архитектор Еготов построил старое здание Оружейной палаты, а в советское время там появился Дворец съездов, ныне Государственный Кремлевский дворец. Второе, «Стряпческое», подворье Троицкой обители располагалось в Китай-городе на Ильинке. Эту землю подарил лавре один московский купец в 1535 году. Здесь поселились стряпчие Сергиевой обители, занимавшиеся ее хозяйственными и судебными делами, – отсюда и прозвище этого подворья. В 1876 году по благословению святителя Иннокентия, митрополита Московского, архитектор Петр Скоморошенко построил на территории подворья пятиэтажный доходный дом в русском стиле (Ильинка, 5). Это было первое пятиэтажное здание в Москве, и оно долго оставалось самым высоким в первопрестольной, так что на него приходили посмотреть, как на чудо. Дом строился для сдачи квартир и помещений в наем ради получения дохода, который шел на нужды лавры, на ремонт и содержание храмов и на благотворительность. В 1609 году Василий Шуйский подарил Сергиевой обители еще одно, загородное, подворье – за Сретенскими воротами, где и была возведена Троицкая церковь. Это подворье расположилось у главной богомольной дороги России в лавру, именуемой Святой дорогой. Прежде эти земли принадлежали дворцовой Напрудной слободе и ямщикам Переяславской ямской слободы. Шуйский пожаловал владения Троицкому монастырю за неоценимую помощь лавры и подвиги ее иноков в борьбе против самозванца и польско-литовских интервентов. Смутное время еще не окончилось, самого Шуйского ожидало низвержение и плен, а Москву – ее главные бои 1612 года. И обустраивать новое Троицкое подворье начали лишь после воцарения Романовых, когда в России установился долгожданный мир. Многие бояре, имевшие по соседству дома, покушались на эти земли, но государь Михаил Федорович повелел полностью вернуть обители некогда подаренные ей владения.

http://pravoslavie.ru/776.html

Оружейная палата Оружейная палата, издревле составляя важную принадлежность Государева двора, заключала в себе заветное Царское оружие наступательное и оборонительное, холодное и огнестрельное, знамена и трофеи; к ней присоединились государственныя сокровища, состоящие в священных утварях Царского сана, разных нарядах и узорочьях, в драгоценных камнях, посуде золотой и серебряной, разной рухляди, богатой конской сбруе и Царских экипажах. По существу своему, все такие предметы или драгоценности или достопамятности, любопытные и важные в материальном, художническом и историческом отношении. В них проявляется для нас значение, обрядность и велелепие прежнего Двора. В этом государственном Музее представляются нам памятники быта домашнего и государственного, военного и гражданского. В состав нынешнего хранилища Государских сокровищ вошли Мастерская Государева и Оружейная Палата, отделения Казенного и Конюшенного приказа. Издревле Государские регалии, суды т. е. посуда, золотые и серебряные, драгоценные ткани и разные узорочья, или так называемая казна, хранились на Казенном дворе 925 , известном с XV века. Учреждением в 1511 году Оружейничего положено начало Оружейного Приказа. Казна была большая, казна Царей, Цариц, Царевен и Царевичей. При Царе Иоанне Васильевиче в 1547 году сгорела Оружничья палата, 926 где хранились древнейшие оружие его предков. Из современных Польскому нашествию писателей известно уже, какую утрату потерпела тогда Царская казна. В Троицкий пожар 1737 года огонь проник в Мастерскую и Оружейную палаты, где загорелись полы и рамы в окнах, так что присутствующие и приказные с опасностью своей жизни спасли казенные вещи и уборы, посуду и дела; но не могли охранить верхней палаты, где лежали Шведские пленные знамена и кавалергардского корпуса убор. 927 Оружейная палата находилась между Архангельским и Благовещенским соборами. По указу Императрицы Елисаветы Петровны, 1761 г. Марта 2, начато там строение каменной галереи для помещения в ней и хранение вещей Оружейной палаты; но при закладке Баженовского дворца 1773 г. сия галерея была сломана, а палата перемещена в дворцовые здания, бывшие на месте нынешних кавалерских корпусов и отчасти Александровской улицы. В 1806 году, по плану архитектора Еготова, на месте старого Годунова двора сооружено здание для Мастерской и Оружейной палаты, где и доныне они находятся. Теперь для нее сооружается новое огромное здание у Боровицких ворот по плану Тона, утвержденному Императором Николаем I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБЕЛИН Иван Егорович (17.09. 1820, Тверь - 31.12.1908, Москва), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей (ГИМ)), автор более 250 работ, посвященных средневек. периоду русской истории, прежде всего истории Москвы. Род. в семье чиновника Тверской казенной палаты. Отец З. происходил из сельского духовенства, после окончания семинарии выбрал светскую карьеру. В 1821 г. Забелины переехали в Москву, отец З. умер, когда мальчику было 7 лет. Юный Иван прислуживал в ц. вмц. Параскевы Пятницы (Божедомской) недалеко от Пречистенского бульвара, где изучил основы церковнослав. языка и искусство колокольного звона. В 1832 г. был принят в Преображенское уч-ще при Екатерининском сиротском доме - московском гос. приюте для детей-сирот (ныне ул. Стромынка, 32), к концу 1-го уч. г. был первым учеником в классе. Программа Преображенского уч-ща давала возможность его выпускникам поступать во 2-й или 3-й класс гимназии, однако З. не имел средств продолжить образование. 12 нояб. 1837 г. он был принят на службу канцелярским служителем 2-го разряда в Оружейную палату, где хранились дворцовые архивы - одно из богатейших собраний рус. документов XVI-XVII вв. Это назначение определило дальнейшую судьбу З. В 1848 г. он получил должность помощника архивариуса, в 1856 г. стал архивариусом Московской дворцовой конторы. Одновременно с канцелярской работой, овладев навыками чтения скорописи, З. изучал документы дворцового архива, также рус. древности (оружие, одежду, предметы обихода), стал экскурсоводом, а затем и консультантом ученых посетителей Оружейной палаты. З. собирал и обрабатывал архивные материалы для историков И. М. Снегирёва и П. М. Строева . И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) В 1842 г. в «Прибавлении к «Московским губернским ведомостям»» была опубликована 1-я статья З.- о поездках царей на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь (Приб.

http://pravenc.ru/text/182399.html

Археологическая драгоценность В одном из последних заседаний Общества Древнерусского Искусства, что при Московском Публичном Музее, была представлена для рассмотрения серебряная вещь самого раннего периода христианского искусства, которая, по древности и высоким достоинствам первоначального церковного стиля, ничего не имеет себе равного в коллекциях Эрмитажа, Оружейной Палаты, Троицко-Сергиевой, Синодальной и других ризниц. Она замечательна и потому, что, будучи сделана вне России, и, без сомнения, до принятия русскими христианской веры, найдена в Сибири, на Березовых Островах, где она была вырыта из земли. В прошлом 1867 году на Ирбитской ярмарке она была продана на лом московскому купцу Корнилову вместе с другой серебряной утварью. Это – сассанидской формы блюдце, около четверти в диаметре, весом до полутора фунта. Вероятно, церковный дискос, без надписей, но с литыми и отчеканенными рельефными изображениями на внутренней стороне; внешняя – гладкая, с гладким же поддонышком. Рельеф имеет следующее содержание. По сторонам четыреугольного креста, водруженного на земном шаре, стоит по архангелу. В левых руках оба они держат по жезлу, а правые руки поднимают с открытыми ладонями, как бы в молитвенном благоговении ко кресту. Священное событие совершается в раю, на что указывают четыре райские реки, орошающие усыпанный цветами луг, на котором стоят архангелы по сторонам креста. Главные соображения о высоком достоинстве и древности этого произведения, предложенные в заседании Общества, следующие: Во-первых, крест. По самому древнему начертанию, он четвероконечный, а не позднейший, восьмиконечный. Сверх того, он без распятого Спасителя, и украшенный геммами и драгоценными каменьями (разумеется, в подражание, воспроизведенными из серебра). Изображение подобного креста встречается в IV веке на знаменитом саркофаге, известном под именем саркофага Проба и Пробы. В натуре такой же четвероконечный крест с камеями и драгоценными каменьями, принадлежавший Галле Плацидии, V века, доселе сохраняется в Брешинском музее. Впрочем, по некоторым подробностям, и именно по украшениям перлами, крест нашего дискоса сближается с крестом IX века, на миниатюре греческой рукописи Григория Богослова в Парижской публичной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010